ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
УДК 332.12:001.895(470.13)
РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОМУ ТИПУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 1
Исследование в качестве элементов формирования национальной инновационной системы существующих и перспективных механизмов перехода к инновационному сценарию развития отраслей экономики и социальной сферы на уровне региона (на примере Республики Коми), определяет необходимость анализа происходящих процессов реализации государственной инновационной политики в региональной проекции и изучение различных точек зрения на то, какие инфраструктурные элементы развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы конкретного субъекта федерации могут служить общеприменимыми механизмами перехода к формированию региональных инновационных систем.
В статье осуществлена попытка анализа существующих элементов процесса регионального инновационного развития в Российской Федерации в целом, и в Республике Коми, в частности и определены некоторые механизмы формирования региональной инновационной системы.
Ключевые слова: инновационная система, инновационная деятельность в регионе, Республика Коми, механизмы реализации, социально-экономическое развитие, инновационная инфраструктура.
Развитие инновационной структуры российской экономики является важнейшей задачей государственной политики, от успешной реализации которой зависит будущее развитие отраслей экономики, стратегические перспективы успешной интеграции в мирохозяйственные связи, заявленные концепцией долгосрочного социально-экономического развития ориентиры, качество жизни населения. В течение переходного периода развития российской экономики в рамках целого ряда правительственных решений и программ предпринимаются неоднократные попытки формирования целостной государственной политики по поддержке и развитию российской науки, а также формированию адекватных вызовам глобализации институциональной и инфраструктурной среды, организационно-правовых форм осуществления инновационной деятельности в целях государственного и регионального социально-экономического развития. Тем не менее, к настоящему времени тенденции технологического отставания значительной части перерабатывающих отраслей российской экономики до сих пор не преодолены. Интеллектуальный потенциал общест-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». проект № 14.A18.21.0066 «Разработка стратегических направлений повышения конкурентоспособности экономики российских регионов с учетом влияния современных факторов развития».
Н.А. МИХАЛЬЧЕНКОВА
е-таИ:
academy@krags. ги
ва задействован в решении ключевых задач развития страны недостаточно эффективно, не смотря на увеличение мер и объемов государственной поддержки и стимулирования.
Законодательное и нормативно-правовое регулирование процессов реализации государственной инновационной политики регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 13.06.1996 № 884 «О доктрине развития российской науки», Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ, Письмом Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», Письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 №2473п-П7 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15.02.2006 (протокол № 1), Федеральным законом от 25.12.2008 №284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и др. На уровне субъе к-тов Российской Федерации положения федерального законодательства дополняются с учетом и в развитие существующих механизмов поддержки инновационной деятельности. Так, в Республике Коми механизмы обеспечения развития инновационной деятельности в отраслях экономики и с о-циальной сферы регламентируются Законом Республики Коми от 15.11.2006 № 104-РЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми», долгосро ч-ной республиканской целевой программой «Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми (2010-2012 годы)» [1], Концепцией развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года.
Одним из первых нормативных документов, определивших переход к инновационному развитию Российской Федерации посредством развития науки и технологий как основную цель государственной инновационной политики, является Письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (далее «Основы») [7].В данном документе были не только официально сформулированы важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, но и определены пути их реализации посредством:
1) развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) совершенствования государственного регулирования в области развития науки и технологий;
3) формирования национальной инновационной системы;
4) повышения эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
5) сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса;
6) интеграции науки и образования;
7) развития международного научно-технического сотрудничества.
В соответствии с подп. 18. Основ формирование национальной инновационной системы (далее «НИС») являлось важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства, которая должна была обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны [7].
Структурно процесс формирования национальной инновационной системы с 2002 года предусматривал: создание благоприятной экономической и правовой среды, построение инновационной инфраструктуры, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.
В качестве основных задач формирования НИС определялись:
1) совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
2) проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
3) создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической
сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг
С учетом и в развитие положений Основ и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [8] была разработана и принята Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, призванная «обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу» [9]. В качестве основной системной проблемы на момент ее принятия Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике определялась несбалансированность национальной инновационной системы, представленная несоответствием развития и структуры российского сектора исследований и разработок, потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии, отсутствием применения предлагаемых российским сектором исследований и разработок. Основной целью реализации Стратегии заявлено формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. В качестве механизмов формирования модели поступательного социально-экономического развития государства и обеспечения его конкурентоспособности на внешнем рынке, в том числе преодоление технологического отставании формулировались формирование развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, формирование развитой национальной инновационной системы, целостность государственной политики и нормативно правовое обеспечение в сфере инновационной деятельности, планируемые по вероятному сценарию [9].
Однако параллельно происходящие процессы реализации административной реформы [4] сформулировали новые (дополнительные) направления государственной политики, а именно:
1) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
2) исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
3) развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
4) организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
5) завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
По мнению ряда исследователей, отсутствие механизмов, обеспечивающих системную интеграцию государственных стратегических инициатив в инновационной сфере на национальном и региональном уровнях, препятствовало целенаправленному развитию и достижению стратегических целей развития НИС России. Справедливы заключения, касающиеся того, что проблемы, связанные с государственным стратегическим управлением инновационной сферой, наиболее остро стоят на этапе реализации стратегии, а несовершенство методов разработки государственной инновационной политики, существенно усугублялось проблемами, связанными с осуществлением, реализацией выработанной стратегии [10]. Поддерживая тезис о том, что Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года включала целевые показатели коммерциализации разработок и общей инновационной активности бизнеса, была ориентирована преимущественно на поддержку предложения в сфере исследований и разработок необходимо подчеркнуть недостаточность приоритезации задач по реализации инновационной политики на региональном уровне, поддержке инновационной активности бизнеса, отсутствие комплексного подхода к развитию национальной инновационной системы.
Таким образом, реализация государственной инновационной политики, направленной в том числе на формирование национальной инновационной системы осуществлялась не только в условиях реформирования государственного управления, включающего мероприятия Концепции административной реформы [2], но и ряда других институциональных и отраслевых реформ, в процессе которых условия для осуществления результативного государственного управления инновационной деятельностью и выполнение задач формирования НИС не были осуществлены.
В частности не были определены, не были апробированы и не были сформированы механизмы, позволяющие увязать государственную политику управления национальной и региональ-
ными инновационными системами, а как следствие не были упорядочены функции, полномочия и ответственность органов исполнительной власти, являющихся распорядителями бюджетных средств бюджетной системы в части поддержки и реализации направлений государственной инновационной политики. В различных субъектах Российской Федерации управление инновационной деятельностью осуществляется на основе разных принципов и подходов, разными по видам и полномочиям органами исполнительной власти, что смещает акцент инновационной деятельности в ту или иную сферу.
В поддержку этого и других подобных заключений в качестве ответа на вызовы и угрозы современного этапа национального инновационного развития в конце 2011 года была принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [6]. Актуализация целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики, определение долгосрочных ориентиров развития субъектам инновационной деятельности, а также направлений финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок характеризуют с одной стороны достижение определенных положительных результатов в реализации инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также учитывает новые направления политики поддержки инноваций, сформированные в последние годы. С другой стороны важнейшим достижением процесса разработки Стратегии является впервые определенная роль регионов и необходимости региональных инновационных систем, поскольку и Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы, и Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года оставляли практически без внимания региональный аспект инновационной сферы.
Так, в соответствии с положениями Стратегии 2011 года предполагается разрабатывать региональные стратегии инновационного развития или разделы по стимулированию инноваций в региональных стратегиях социально-экономического развития с учетом особенностей регионов. Усиление обратной связи в системе государственного управления в сфере инновационного разв и-тия поможет федеральным органам власти осуществлять меры по поддержке инноваций в соответствии с региональными потребностями. Отдельным аспектом эффективного развития национальной инновационной системы является определенная Стратегией координация федеральной и региональной инновационной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки инновационного развития на уровне регионов. В действующей системе стратегического планирования для повышения координации инновационного развития регионов планируется задействовать потенциал стратегий развития федеральных округов.
Сбалансированное развитие инновационной системы обуславливает необходимость повышения эффективности использования действующих институтов — технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков, а также расширением поддержки инновационных кластеров в рамках софинансирования из федерального бюджета региональных программ поддержки малого бизнеса и разработкой дополнительных мер федеральной поддержки регионов, активно инвестирующих в создание региональной инновационной системы. В этих регионах будет также обеспечена более тесная взаимосвязь используемых федеральным центром и регионами инструментов стимулирования инноваций, а также мер по развитию инфраструктуры.
Рассматривая отдельные направления Стратегии в ролевом контексте регионов отметим в качестве заявленной важной предпосылки повышения эффективности инновационной деятельности самостоятельную инновационную политику, осуществляемую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями. Указывается необходимость и целесообразность региональной адаптации опыта успешных инновационно активных субъектов Российской Федерации и наукоградов для совершенствования институциональной среды и механизмов использования инновационной инфраструктуры.
В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на регионального уровня определяются [6]:
1) регулярная разработка и реализация программ развития конкуренции субъектов Российской Федерации;
2) финансовая поддержка организаций малого и среднего бизнеса для выполнения прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оказания инжиниринговых услуг, проведения маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции и выхода на внешние рынки, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса (наращивание к 2015 году доли соответствующих расходов на поддержку малого и среднего бизнеса до 40—50 процентов);
3) предоставление финансовой и имущественной поддержки создания и развития объектов инновационной инфраструктуры;
4) поддержка и развитие инфраструктуры широкополосного доступа к сети Интернет и ликвидация неравенства субъектов Российской Федерации в возможностях использования информационно-коммуникационных технологий;
5) стимулирование создания дистанционных образовательных программ различного уровня сложности и культурно-познавательного контента, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) развитие возможностей для совместной удаленной работы, основанной на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;
7) обеспечение условий для получения гражданами и организациями государственных услуг в электронном виде;
8) стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;
9) реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий;
10)реализация программ и проектов инновационного развития наукоградов Российской Федерации и территорий с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала;
11) предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;
12) поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;
13) поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий;
14) содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышению престижа инновационной деятельности.
В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности и расширению практики государственно-частного партнерства предполагается содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития, а также необходимость привлечения для их разработки заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.
Кроме этого, реализация региональной инновационной стратегии должна быть направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры — научно-исследовательскими и образовательными центрами, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями. В качестве механизма формирование инновационной инфраструктуры предусматривается поддержка, осуществляемая путем выделения на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации. Формирование соответствующих компонентов позволит упростить обеспечение непрерывного инновационного цикла от исследований до коммерциализации для создаваемых и растущих компаний, облегчить выход создаваемой инновационной продукции на региональные, российские и международные рынки. Принципиальным является вовлечение всех субъектов Российской Федерации с учетом степени развития научно-образовательного комплекса и инновационного предпринимательства в формирование базовой инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства.
В инновационно активных регионах и муниципальных образованиях с развитой инновационной инфраструктурой, высокотехнологичными предприятиями, научными и образовательными организациями запланирована реализация проектов инновационных центров, объединяющих имеющиеся в таких регионах объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Наряду с реализацией крупных федеральных проектов, включая инновационный центр «Сколково», это позволит сформировать в России сеть центров интенсивного инновационного роста.
Элементом координации региональной деятельности в области поддержки и стимулирования инновационной активности рассматриваются стратегии социально-экономического развития федеральных округов, в которых предполагаются согласования по срокам и финансам инициативы, имеющим межрегиональное значение.
Помимо финансовой и организационной поддержки регионов, на начальном этапе создания инфраструктуры и этапе формирования центров инновационного роста предполагается учитывать показатели инновационной активности региона в числе показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация комплекса мер финансовой, образовательной и информационно-консультационной поддержки субъектов Российской Федерации по стимулированию инновационного ра з-вития экономики предполагает [6]:
во-первых, оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики, включая выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на цели развития инновацио н-ных территориальных кластеров, участие в формировании региональных венчурных фондов, создание бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации технологий, инжиниринговых центров и технологических музеев;
во-вторых, приоритетное использование средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на поддержку региональных инфраструктурных проектов, способствующих развитию инновационного сектора экономики в регионах - инновационных лидерах;
в-третьих, обеспечение приоритетности финансирования объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и объектов жилищного строительства в целях развития инновационного сектора в регионах - инновационных лидерах при формировании и корректировке федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы;
в-четвертых, создание условий для обеспечения эффективной координации на региональном уровне проектов, реализуемых в рамках федеральных программ развития отраслей (секторов) экономики и социальной сферы, программ развития учреждений системы профессионального образования, региональных программ поддержки исследований Российского фонда фундаментальных исследований, программ содействия коммерциализации технологий Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития» и открытого акционерного общества «Российская венчурная компания», мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, поддержки высокотехнологичного экспорта и активизации внешнеэкономической де я-тельности, а также подготовки и повышения квалификации кадров в области технологического менеджмента;
в-пятых, создание условий для эффективного заимствования и адаптации лучших международных практик поддержки инновационной активности территорий, в том числе за счет содействия в привлечении дополнительного финансирования от международных финансовых организаций, таких как Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая ко р-порация, входящая в группу Всемирного банка, а также международные инвестиционные институты, созданные странами-членами Содружества Независимых Государств;
в-шестых, обеспечение формирования эффективной системы выявления и распространения лучшей практики деятельности субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мер инновационной политики, содействие их нормативно-правовому оформлению.
Таким образом, направления Стратегии обеспечивают организационно-правовые условия сбалансированного формирования и развития национальной инновационной системы посредством предусмотренных механизмов поддержки регионов, активно инвестирующих в создание региональных инновационных систем с определением необходимости повышения эффективности использования действующих институтов - технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков, а также расширения поддержки инновационных кластеров в рамках софи-нансирования из федерального бюджета региональных программ поддержки малого бизнеса и разработкой дополнительных мер федеральной поддержки данным регионам.
Республика Коми строит свою социально-экономическую политику на основе общей концепции долгосрочного социально — экономического развития Российской Федерации. В то же время стратегия и тактика преобразований в Республике Коми разрабатываются и осуществляются с учетом местных факторов и конкретной социально-экономической среды.
Согласно стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, целью развития инновационной системы в Республике Коми является создание у с-ловий для перехода к инновационному сценарию развития экономики Республики Коми, повышение эффективности использования научного, научно-технического, инновационного потенциала республики и превращение его в один из основных факторов экономического роста [5].
В целях создания условий для перехода к инновационному сценарию развития отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми, обеспечения устойчивого экономического и социального развития Республики Коми Министерством экономического развития Республики с участием всех органов исполнительной власти Республики Коми, представителей бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, ученых, жителей республики была разработана и принята Концепция развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сфе-
ры Республики Коми на период до 2015 года [3]. Основной целью разработки Концепции является определение путей и механизмов обеспечения развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми.
Не смотря на необходимость ее доработки с учетом планируемых механизмов формирования региональных инновационных систем и инструментов реализации государственной инновационной политики, сформулированных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, документ определяет терминологию региональной инновационной деятельности (гл.1), Исходные условия, ключевые проблемы и предпосылки развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми (гл.2),Цель, задачи и направления развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми (гл.3), Основные механизмы развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы (гл.4), Ожидаемые результаты реализации Концепции (гл.5).
В качестве основных направлений перехода к инновационному типу социально-экономического развития рассматриваются следующие.
1. Создание благоприятной экономической и правовой среды для активизации инновационной деятельности организаций и создания нового инновационного бизнеса.
2. Содействие развитию и формированию инновационной инфраструктуры.
3. Эффективное использование научного потенциала в целях инновационного развития Республики Коми.
4. Содействие кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми.
5. Создание и устойчивое развитие информационной среды по вопросам развития инновационной деятельности в республике и повышение инновационной культуры.
Реализация данных направлений обеспечивается комплексом мер правового, организационного, институционального, экономического характера, предусматривающих по каждому н а-правлению соответствующие механизмы реализации.
По I направлению в качестве механизмов выступают:
1) совершенствование нормативной правовой базы, стимулирующей развитие и активизацию инновационной деятельности на территории Республики Коми;
2) осуществление комплексного и системного мониторинга развития инновационной деятельности;
3) формирование приоритетных направлений инновационных разработок и внедрение их в производство в Республике Коми;
4) формирование системы стимулирования участников научно-технической и инновационной деятельности;
5) совершенствование и расширение форм государственной поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;
6) содействие продвижению инновационных проектов, стимулирование спроса на инновационную продукцию;
7) консультационная поддержка инициаторов инновационных проектов при регистрации объектов интеллектуальной собственности и их использовании;
8) учреждение премий Правительства Республики Коми за достижения в области внедрения достижений науки в производство;
9) организация конкурсов инновационных проектов.
Важнейшим механизмом данного направления является формирование правовых основ развития и активизации инновационной деятельности, предусматривающее совершенствование законодательства Республики Коми, регламентирующего процессы развития форм и порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, разработку и внедрение новых механизмов развития и стимулирования научной и инновационной деятельности, разработку предложений по совершенствованию федерального законодательства, в том числе напра в-ленных на решение вопросов об унификации и стандартизации правовой терминологии в инновационной сфере, о разработке и принятии на федеральном уровне нормативных правовых актов, необходимых для создания благоприятного инновационного климата в Российской Федерации.
По II направлению в качестве механизмов предусматривается содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры:
1) формирование и ведение баз данных инновационно активных организаций, организаций инновационной инфраструктуры;
2) проведение регулярной оценки деятельности организаций инновационной инфраструктуры Республики по объему, составу и качеству услуг, а также спроса на них со стороны действующих организаций;
3) содействия деятельности организациям, оказывающим услуги в области интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, технологическому аудиту, коучинг- и тренинг-центров, осуществляющих информационно-консультационные функции, а также услуги по разработке бизнес-планов инновационных проектов;
4) содействие развитию объектов финансовой составляющей инновационной инфраструктуры, привлечению венчурных инвестиций и развитию венчурных схем финансирования;
5) содействие в развитии межрегиональных, внешних связей организаций инновационной инфраструктуры;
6) развитие сотрудничества и проведение совместных мероприятий в области развития инновационной инфраструктуры с российскими и международными организациями, институтами развития, в первую очередь, расположенными на территории Северо-Западного федерального округа;
7) проведение мероприятий, способствующих взаимодействию объектов инфраструктурной сети (совместные семинары, заседания, веб-страницы, инновационные офисы и другие).
По III направлению механизмами, направленными на эффективное использование научного потенциала в целях инновационного развития, являются:
1) финансирование в установленном порядке научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных, в том числе с инновационной деятельностью в рамках государственного заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
2) формирование условий и механизмов для реализации научного и образовательного потенциала;
3) разработка и реализация механизмов поддержки развития и создания малых форм предприятий в инновационной сфере на базе высших учебных заведений и научных учреждений республики;
4) реализация мероприятий, направленных на усиление связи образования и науки с реальным сектором экономики и стратегическими направлениями развития;
5) усиление международного научно-технического сотрудничества;
6) создание научно-технических советов;
7) привлечение научных организаций республики и представителей научной общественности к решению задач социально-экономического развития Республики Коми.
IV направление включает мероприятия ,направленные на устранение сложившегося противоречия между существующей системой подготовки кадров для инновационной сферы и требованиями, предъявляемыми изменившимися условиями развития экономики. Механизмами реализации данного являются:
1) меры поддержки подготовки педагогических кадров, способных развивать творческие способности детей и учащейся молодежи;
2) развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной области, в сфере инновационного менеджмента, малого инновационного предпринимательства, защиты интеллектуальной собственности;
3) содействие в организации практического профессионального обучения специалистов, занятых в сфере научной и инновационной деятельности, изобретателей и иных заинтересованных лиц, желающих открыть свое дело в сфере инновационного бизнеса;
V направление предусматривает механизмы развития информационной среды:
1) создание специализированного Интернет-портала, посвященного вопросам развития науки и инноваций в Республике Коми, расширяющего возможности позиционирования региона в сети "Интернет" и круга потенциальных инвесторов и потребителей инновационной продукции;
2) разработку и изготовление печатных и электронных информационных материалов по инновационной деятельности и инновационным проектам Республики Коми;
3) проведение мероприятий пропагандистского характера, тематических семинаров по вопросам инновационной политики и развития инновационной деятельности;
4) проведение конкурсных мероприятий, направленных на выявление перспективных проектов и их продвижения;
5) обеспечение доступа к информации о новейших разработках в целях введения результатов научно-технической и инновационной деятельности в хозяйственный оборот;
6) системное информирование широкой общественности и заинтересованных участников о реализации политики в области инновационного развития, комплексное освещение в средствах массовой информации вопросов инновационной деятельности;
7) привлечение общественных объединений в сфере науки, образования, промышленности и предпринимательства, молодежной политики, социальной сферы к реализации инновационной идеологии.
Таким образом, механизмы перехода к инновационному типу социально — экономического развития региона в процессе формирования национальной инновационной системы и реализации государственной инновационной политики на региональном уровне должны и меть взаимосвязанную и структурированную по уровням государственного управления систему, обеспечивающуюся должными законодательными и нормативно-правовыми условиями применения, субъектами управления, ответственными в регионах за реализацию стратегических приоритетов социально — экономического развития, встраиваемые в общую систему стратегического планирования и управления на федеральном уровне, уровне федеральных округов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, соответствующими ресурсами всех уровней бюджетной системы, активизацией инновационного поведения в деятельности хозяйствующих субъектов.
Список литературы
1. О долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми (2010-2012 годы): постановление Правительства РК от 14.09.2009 № 260 (ред. от 19.12.2011) // Ведомости норм. актов органов гос. власти Республики Коми. 2009. № 32. Ст. 586.
2. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах: распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р(ред. от 10.03.2009) // Собр. законодательства РФ. 14.11.2005. № 46. Ст. 4720.
3. О Концепции развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года: распоряжение Правительства Республики Коми от 22.02.2011 № 44-р. [Не опубл.].
4. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 // Собр. законодательства РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.
5. О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года: постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2006 № 45 (ред. от 23.05.2011) // Республика. 2006. 13 апреля. № 63.
6. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собр. законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
7. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: письмо Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576. [Не опубл.].
8. Письмо Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 № 2473п-П7. [Не опубл.]
9. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) [Не опубл.]
10. Сурин, А.В. Механизмы реализации государственной инновационной стратегии: проблемы и пути совершенствования / А.В. Сурин, О.П.Молчанова // Гос. власть и местное самоуправление. 2008. № 11.
DEVELOPMENT OF THE MECHANISMS OF TRANSITION TO THE INNOVATIVE TYPE OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
N.A. MIKHALCHENKOVA
Komi Republican Academy of State Service and Administration, Syktyvkar
e-mail:
academy @krags. ru
Research, as an element of formation of national innovation system of present and perspective mechanisms of transition to the innovative way of de- velopment of regional economy and social structure (on an example of the Re- public of Komi), determines the necessity of the analysis of the present imple- mentation of state innovation policy on the regional level. It also studies differ- ent points of view on what infrastructural elements of the development of inno- vation activity in economy and social sphere of the exact region can become uni- versal mechanisms of transition to formation of regional innovation systems.
The article is an attempt to analyze existing elements of regional innova- tion development in the Russian Federation as a whole, and in the Republic of Komi in particular, and some of the mechanisms of formation of regional innovation system are determined.
Keywords: innovation system, innovation activity in the region, the Repub- lic of Komi, mechanisms of implementation, social and economic development, innovation infrastructure.