14 (107) - 2009
Инновации и инвестиции
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)*
Г. С. КОВРОВ,
кандидат экономических наук, заведующий сектором
Н. А. СТЕПАНОВА, старший научный сотрудник
А. В. СПИРИДОНОВ, старший научный сотрудник Институт региональной экономики Севера
Современная концепция инновационных систем исследует всякую инновационную систему как подсистему п-го порядка глобальной инновационной системы, а эффективная национальная инновационная система (НИС), состоящая из подсистем регионального и корпоративного уровня, рассматривается как институциональная основа экономики постиндустриального общества [3].
Региональная инновационная система (РИС) понимается как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством, коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах границ региона, в том числе малых, средних и крупных компаний, университетов, государственных лабораторий, технопарков и инкубаторов. Их взаимодействие обеспечивается комплексом институтов правового, финансового и социального характера, имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.
Важнейшим аспектом формирования РИС
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-02-79202а/Т.
является государственное регулирование процессов ее формирования и развития, выражающееся в методологии регулирования, стратегическом и оперативном управлении. Теоретико-методологической основой построения РИС является системный подход, располагающий арсеналом методических средств для решения этой сложной проблемы, соединения действующих фрагментов инновационного комплекса в целостную единую систему.
Важными методологическими принципами формирования РИС общесистемного характера являются:
• приверженность эволюционному развитию страны и региона в рамках инновационной модели развития;
• ориентация на последовательную и своевременную замену административных методов управления научно-техническим развитием косвенными методами экономического регулирования, стимулирующими творчество, новаторство, саморазвитие организаций;
• перестройка действующих блоков и сегментов и разработка структуры перспективной инновационной системы (ИС) с учетом внешнего
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
69
опыта, анализа позитивных и негативных сторон инновационной практики;
• построение новых рыночно ориентированных блоков и сегментов НИС в рамках институциональной «достройки» и сопряжения в системе национальной экономики сфер науки, образования, производства, рынка и НИС как инструмента их интеграции. Эволюционное развитие проявляется в поэтапном переходе на инновационный путь развития Российской Федерации и ее регионов, реализующееся как последовательное преодоление так называемых «порогов» на пути к инновационной экономике. Пороги могут быть сформулированы как достижение достаточного уровня социально-экономического развития, формирования инновационного мышления и инновационно направленного действия субъектов инновационной деятельности, обеспечения глобальной конкурентоспособности и успешного позиционирования на глобальных инновационных рынках.
Характерной является территориально-отраслевая неравномерность инновационного развития Российской Федерации и ее регионов, которая находит отражение в формировании различных моделей инновационных систем. Для Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — неравномерность инновационного развития связана с особенностями размещения природно-ресурсного, промышленного и научно-образовательного, кадрового потенциалов [1].
Использование методов административного и экономического регулирования процессов формирования РИС характеризуется:
• интеграцией научно-инновационной политики с социально-экономической;
• разработкой на федеральном уровне системного подхода к поддержке инноваций;
• формированием национальной инновационной системы, в которой более явственно выступают территории с моделями генерации инновационных идей, трансфера и потребления инновационных идей.
Основными аспектами формирования РИС являются состояние и тенденции развития подсистемы генерации знаний, подготовки кадров, производства инновационной продукции, развития инновационной инфраструктуры и системы управления инновационной деятельностью в регионе.
Подсистема генерации знаний представлена совокупностью исследовательских, проектно-конс-трукторских, технологических и внедренческих организаций, промышленных предприятий, вузов
и других учреждений, которые являются основой формирующейся научно-инновационной системы региона. Позитивными тенденциями развития подсистемы являются:
• рост числа организаций, занятых в научной деятельности. За 1990—2007 гг. число учреждений, специализирующихся в сфере НИОКР, увеличилось почти в 1,5 раза, и образовано свыше 40 научно-производственных и межотраслевых объединений;
• наличие потенциала конкурентоспособности в виде уникального опыта решения разнообразных задач жизнеобеспечения и жизнедеятельности в условиях Севера и «вечной» мерзлоты. Научные исследования нацелены на решение социально-экономических задач региона и традиционно обслуживают горнопромышленный, агропромышленный, строительный и транспортный комплексы региона;
• развитие механизмов сопряжения науки и производства, в том числе научное сопровождение государственных программ, введение порядка софинансирования прикладных НИОКР.
К негативным тенденциям можно отнести [5]:
• снижение числа занятых (за 1990—2007 гг. численность занятых в конструкторско-тех-нологических и проектных организациях уменьшилась в 1,5 раза, в научно-исследовательском секторе — в 1,2 раза) и сокращение в исследовательском составе доли сотрудников в возрасте от 30 до 59 лет;
• слабая материально-техническая база науки и рост уровня износа основных фондов (ОФ) в отрасли. В структуре затрат преобладают текущие затраты. По итогам 2007 г. степень износа ОФ науки составила 51,4 %, доля машин и оборудования в стоимости ОФ — 31,4 %;
• снижение результативности прикладных исследований и разработок, определяемой числом поданных заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за последнее десятилетие. Так, в 1997 г. было подано 93 заявки на регистрацию изобретений, в 2007 г. — 75;
• недостаточное число заказов от предпринимательского сектора. Бюджет остается основным источником финансирования НИОКР (82,3 % внутренних затрат на исследования и разработки).
Важным аспектом формирования РИС является эффективность подсистемы подготовки кадров. Воспроизводство кадров различной квалификации осуществляется в Республике Саха (Якутия)
системой профессионального образования, представленной учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования и системой послевузовского обучения.
Положительными тенденциями функционирования подсистемы являются [3]:
• рост числа учреждений профессионального образования и вузов, расширение направлений профессионального образования в последние годы. В образовательных учреждениях профессионального образования осуществляется подготовка кадров по 52 различным специальностям и специализациям для 11 ведущих отраслей народного хозяйства республики. В процентном отношении по укрупненным группам специальностей сфера подготовки специалистов среднего профессионального распределена в следующем соотношении: по гуманитарно-социальным специальностям — 43,8 %; экономическим — 14,8; промышленности, транспорту и автоматизации производства — 27; технологическим специальностям — 4,4; сельскому хозяйству — 5,7; строительным специальностям — 4,1 %*. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в республике осуществляется по 94 направлениям и специальностям (в ДВФО — по 140 специальностям, всего по России их 433) 8 высшими учебными заведениями и 14 филиалами и представительствами вузов. Основным вузом республики является Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова;
• рост объема подготовки и числа обучающихся по программам среднего и высшего профессионального образования. За последние 10 лет число обучающихся по среднему специальному образованию выросло в 1,6 раза, по высшему — в 3;
• качество профессорско-преподавательского состава высших и средних учебных заведений республики. Возрастной состав благоприятный, 62,9 % составляют лица в возрасте 30—60 лет, наблюдается позитивная динамика доли преподавателей с ученой степенью;
• направленность на удовлетворение потребностей экономики республики и учитывающей ее динамику, наличие инструментов управления процессами подготовки кадров, нацеленной на удовлетворение локального рынка труда в ус-
1 Государственная целевая программ обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2007 — 2011 годы и основные направления до 2015 года.
ловиях модернизации экономики и образования в республике и за ее пределами. Широкое применение новых материалов и внедрение современных технологий в производстве и распределении, адаптированных к особым климатическим условиям северных территорий, повышение требований к качеству требует повышения уровня квалификации рабочих и управленцев.
Негативными моментами являются [3]:
• снижение восстребованности специалистов со средним профессиональным образованием (в 2001 г. получили направление на работу 61,4 % выпускников, в 2005 — 52,6 %). Наиболее востребованы выпускники по специальностям: здравоохранение, образование и педагогика;
• несбалансированность профессионально-квалификационной структуры выпуска специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностями рынка труда.
Характер и масштабы инновационной активности крупных и средних компаний являются одним из определяющих факторов формирования РИС. В настоящее время в экономике Республики Саха (Якутия) результативность инновационной деятельности, определяемая объемом отгруженной инновационной продукции, невелика и не превышала 1 % (см. таблицу 1) [5].
В 2006 г. объем произведенной предприятиями всех форм собственности инновационной продукции составил 355,2 млн руб., объем услуг инновационного характера составил 49,3 млн руб., или 1,64 % от общего объема выполненных работ и услуг.
Республика является крупнейшим в Дальневосточном федеральном округе реципиентом инновации. Объем инновационных затрат на технологические инновации предприятий РС (Я) в 2007 г. составил 2 226,1 млн руб. Отраслевая структура затрат на инновации отличается высокой степенью концентрации. Число инновационно активных предприятий не превышает 25. До 2005 г. до 97,1 % затрат приходилось на предприятия по добыче алмазов, с 2006 г. наблюдается диверсификация инновационных затрат. Общую картину инновационных процессов в регионе продолжают определять отрасли: добывающая, пищевая промышленность, электроэнергетика и связь, где формируется до 95 % инновационной продукции и 99 % затрат на инновационную деятельность [5].
Для предприятий Республики Саха (Якутия) в целом характерной является ориентация на процес-
Доля отгруженной инновационной продукции инновационно активных организаций за 2000—2007 гг.
Показатель Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Объем отгруженной продукции, всего, млн руб. 45 953,7 51 693,0 49 916,9 56 108,0 63 889,7 79 657,2 98 138,5 98 247,4
В том числе инновационной, млн руб. 169,9 45,7 60,4 352,3 637,2 236,2 355,2 439,2
Доля инновационной в объеме отгруженной продукции, % 0,4 0,1 0,1 0,6 1,0 0,3 0,4 0,45
сные инновации, т. е. на совершенствование технологических процессов производства, освоение новых производственных методов. Текущая инновационная деятельность предприятий практически не связана со сферой НИОКР. В структуре затрат преобладают процессные инновации, по итогам 2006 г. они составили 1 928 млн руб. (92,5 % всех инновационных затрат предприятий промышленности) и были направлены на приобретение машин и оборудования.
В секторе крупных и средних компаний республики ярко выражена ориентация на инновационную деятельность, связанную с повышением технологического уровня производства и состоящую в обновлении производственных мощностей. Это тенденция, объективно обусловленная высокими показателями износа и устаревания основных производственных фондов в промышленности, активизацией инвестиционных процессов в условиях реализации Схемы-2020 в 2008—2012 гг. будет усиливаться [7]. Характер инновационной деятельности предприятий базовых отраслей промышленности, безусловно, становится основным фактором образования РИС.
Главным источником финансирования остаются собственные средства предприятий [5]. В целом по республике самофинансирование остается основным источником покрытия затрат на инновации — 1 324,8 млн руб. в 2006 г., 2 226,1 млн руб. в 2007 г. Бюджетное финансирование из республиканского и местных бюджетов составило 2,9 млн руб. Наблюдается более активное использование внешних источников финансирования инноваций, преимущественно кредитных — 753,3 млн руб. (36,1 % от общих затрат).
Развитие инновационной инфраструктуры — совокупности подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности. Выделим следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры: • финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные),
иные финансовые институты (фондовый рынок высокотехнологичных компаний);
• производственно-технологическая (илиматериальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. п.;
• информационная: базы данных, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и тому подобные центры;
• экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т. д.).
Процесс постепенной трансформации существовавшей административной инфраструктуры в рыночно ориентированную сопровождается масштабными изменениями макросреды, внедрением рыночных отношений во все сферы общества и определяется инновационной политикой, проводимой на всех уровнях.
Инновационная инфраструктура в РС (Я) характеризуется: номинальным наличием всех ее составляющих, широким спектром услуг, предоставляемых элементами инфраструктуры; различным уровнем развития элементов инфраструктуры в части рыночной ориентации; отсутствием формальных и неформальных взаимосвязей, бессистемности и нескоординированности деятельности отдельных элементов.
Система управления инновационными процессами в Республике Саха (Якутия) представляет собой совокупность управляющих органов и мер и механизмов управления. Для управляющих органов характерной является несистемность взаимодействия регулирующих органов в вопросах инновационной деятельности.
Среди современных мер поддержки инноваций, которые действуют на территории республики, можно отметить: финансирование прикладных
НИОКР, научное сопровождение целевых программ, формирование федеральных и предпринимательских объектов инфраструктуры инноваций, меры финансовой поддержки spin-off-компаний научно-образовательного сектора.
Ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» консолидированного бюджета РС (Я) в 2007 г. составили 210,5 млн руб. (в 2000 г. — 187,3 млн руб.), что составляет около 0,2 % к валовому региональному продукту, или 0,3 % к расходам бюджета в 2007 г., 0,8 % — 2000 г. (см. рисунок).
Среди новых мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры следует отметить инициативы по созданию Республиканского технологического парка, концепция которого была одобрена 3 декабря 2008 г. на заседании Совета по информатизации при Президенте РС (Я). Прямая финансовая поддержка spin-offs осуществляется Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере через представительство Фонда, действующее на базе Якутского государственного университета. К механизмам сопряжения научных исследований и производства относится принятая на заседании Совета по науке и научно-технической политике при Президенте РС (Я) в июле 2008 г. Концепция формирования государственного заказа на НИОКР и разрабатываемые в целях ее реализации Положение о Государственном заказе на НИОКР и ряд нормативных актов, вводящие порядок долевого финансирования прикладных научных исследований, выполняемых в интересах реального сектора экономики, использования и владения результатами. Еще одним источником финансирования инновационной деятельности малых компаний станет Фонд прямых инвестиций с бюджетом до 400 млн руб., создание которого запланировано в 2009 г. Государственной программой развития предпринимательства.
В целом, процессы формирования указанных системообразующих элементов были инициированы в начале 2008 г. Достаточно сложно спрогнозировать их дальнейшее развитие в условиях финансового кризиса.
Важным системообразующим фактором формирования региональной инновационной системы является стратегическое планирование инновационного развития.
0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 ОД 0
0,8
0,23
Стратегическое планирование основано на анализе исходных предпосылок и тенденций развития основных элементов РИС, постановке целей, задач, выработке на этой основе стратегии инновационного развития.
По нашему мнению, инновационная стратегия Республики Саха (Якутия) состоит:
• в эффективном заимствовании технологий для базовых отраслей промышленности региона: топливной, алмазно-бриллиантовой, металлургии, транспортного комплекса, строительства через создание интеграционных структур, целевое программирование, эффективную систему трансфера;
• формировании центров научной компетенции в нескольких сформировавшихся в республике направлениях через наращивание в них исследовательского потенциала, научной мобильности и международной кооперации, в том числе через систему федеральных и республиканских инструментов, в частности исследования криолитозоны, геологии и минералогии, космофизики, биологии;
• наращивании элементов новой экономики до конкурентоспособных в глобальном масштабе производств через систему комплексной поддержки инновационной деятельности (инновационное образование, интеграционные процессы, инкубация и пр.), в том числе новая энергетика, информационные технологии, биотехнологии, логистика. Приверженность эволюционному развитию
проявляется в поэтапной реализации стратегии. Этапы реализации инновационной стратегии соответствуют основополагающим прогнозным документам, Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Схеме-2020 [4, 6, 7, 8].
0,8
-02-
Ж
0,6
од
0,23
0,24
0,19
0,18
0,3
->0,17
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007 год
• в процентах к ВРП
в процентах к расходам бюджета
Финансирование науки в РС (Я) за 2000—2007 гг.
региональная экономикА: теория и практика 73
Первый этап Стратегии (2009—2011 гг.) направлен на содействие реализации Схемы и создание нормативно-правовой и организационной основы инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия), подготовки кадров, развитие инновационной инфраструктуры, формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности. К 2012 г. реализация основных инвестиционных проектов в области транспорта и энергетики позволит республике преодолеть порог уровня экономического развития. К этому периоду значительно вырастут показатели инновационной активности хозяйствующих субъектов, объемы инновационной продукции, производимой собственными силами.
Второй этап реализации Стратегии (2012— 2015 гг.) предусматривает продолжение формирования новых наукоемких секторов экономики республики на основе использования и внедрения инноваций и инновационных технологий, позволяющих повысить конкурентоспособность экономики региона. В этот период возможно преодолеть порог инновационного мышления, инновационно направленного действия, состоящий в постоянном поиске новых идей и комбинаций.
Третий этап (2016 — 2020 гг.) позволит преодолеть порог конкурентоспособности в глобальном масштабе, когда на основе передовых научных направлений и высокотехнологичных направлений будут сформированы новые полноценные отрасли. В этот период возможно формирование уникальной региональной инновационной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бекетов Н. В., Егоров Н. Е., Ковров Г. С., Павлова С. Н. Проблемы развития инновационной деятельности: региональный аспект. — М.: ИНИОН РАН. 2007. — 95 с.
2. Государственная целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.09.2007 №403.
3. Гуриева Л. К. Концепция национальных инновационных систем. // Инновации. 2004. № 4.
4. Концепция инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.08.2004 №379.
5. Наука в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) — Якутск: 2008. — 58 с.
6. О науке и государственной научно-технической политике. Закон Республики Саха (Якутия) от 14.02.2006 132-3 № 267-Ш.
7. О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1996 № 127-ФЗ.
8. План мероприятий по реализации Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года и Концепции инновационной политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года. Утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06.2005 № 339.
9. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411. и одобрена Правительством РФ 08.02.2007.