КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Г. С. КОВРОВ,
кандидат экономических наук, заведующий сектором Институт региональной экономики Севера
Политика Российской Федерации на современном этапе ориентирована на переход к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. В связи с этим обеспечение профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы является одной из важнейших задач становления инновационной экономики, перехода общества на качественно новый этап развития. Соответственно изучение проблем и перспектив подготовки кадров для инновационной деятельности является весьма актуальным.
В последние годы в Российской Федерации подготовке кадров для инновационной деятельности уделяется особое внимание. Одним из основных нормативных документов Российской Федерации в области инновационной деятельности являются Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., утвержденные Правительством Российской Федерации 05.08. 2005.
Одна из важнейших задач Основных направлений — «.. .создание условий для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах» [3].
Важность кадровой политики в сфере инновационной деятельности также отмечается
в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15.02.2006, в перечень основных программных мероприятий которой прописана «подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту» [5].
В аналитической части этого документа отмечается, что в Российской Федерации численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за 1990—2004 гг. снизилась на 56,8 % (с 1943,4 тыс. чел. до 839,3 тыс. чел.). Итогом переходного периода в экономике страны стала заметная деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса — исследователи (на 59,6 % за 1990—2004 гг.) и техники (на 70,2 %); численность вспомогательного персонала сократилась на 56,4 %, хозяйственного — на 29,0 %. Наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. В России, по данным опроса Левада-Центра в 2003 г., профессия ученого является престижной в оценках только 9 % жителей страны. В то же время в США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности в глазах жителей страны, в 2002 г. профессия ученого была самой престижной — 51 % населения назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25 % — весьма престижной и 20 % — престижной. Остается невостребованным высокий кадровый потенциал вузовской науки. Численность профессорско-преподавательского состава с учеными степенями российских вузов в 2004 г. составляла 184 354 чел., в том числе 35 769 докторов наук и 148 585 кандидатов наук. Штатная численность научных работников вузов составляла около 26 тыс. чел.
По различным оценкам, в Российской Федерации сохранен достаточный научно-инновационный потенциал. В то же время отмечается, что недостаточно востребован высокий потенциал академического и вузовского секторов науки, которые мало вовлечены в процесс формирования экономики знаний. Произошел разрыв между образованием, наукой и производством.
Необходимо отметить, что одной из основных причин низкой инновационной активности предприятий является не только отсутствие финансовых ресурсов, но и отсутствие квалифицированных специалистов в области организации и управления инновационной деятельностью.
Проблема низкого показателя использования инноваций и внедрения новых технологий в промышленности также во многом связана с дефицитом кадров, и в целом с качеством инновационного менеджмента на самих предприятиях. Следует отметить, что высокую конкурентоспособность в современных условиях можно обеспечить только за счет инновационного развития предприятий, в том числе за счет использования новых технологий и интеллектуальной собственности как эффективного ресурса экономического развития.
Таким образом, проблема подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности является важнейшей задачей не только для российской экономики, но и для субъекта Российской Федерации, решение которой может во многом способствовать активизации процессов внедрения новых технологий в реальном секторе экономики.
За последние годы в условиях экономического кризиса Республика Саха (Якутия) сумела не только сохранить, но и увеличить потенциал научного комплекса. В республике проводятся многоплановые фундаментальные и прикладные исследования, имеется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал.
В 2006 г. исследования и разработки выполняли 23 организации, в том числе научно-исследовательские организации академического профиля — 19, научно-исследовательские организации отраслевого профиля — 2, 1 высшее учебное заведение и прочие организации — 1. Внутренние затраты на исследования и разработки составили в 2006 г. 833 млн руб., или 0,40 % ВРП (в 2000 г. — 366,8 млн руб. или 0,45 %). Число инновационно активных предприятий промышленности и сферы услуг в 2005 г. составило 19 (в 2006 г. — 25). Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продук-
ции составляет в 2006 г. 0,36 %. (в 2000 г. — 0,37 %). Численность персонала, занятого исследованиями и разработками — в 2006 г. составила 2 450 чел., из них докторов наук — 139, кандидатов наук — 430 (в 2000 г. — 2 662 чел., из которых докторов наук — 118 и кандидатов наук — 459). Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 000 работников предприятий и организаций в целом по республике в 2006 г. составила 66,9 % (в 2000 г. — 69,1 %) [1].
Высокий уровень развития регионального научного комплекса подтверждается активным участием ученых республики в федеральных, межрегиональных, региональных и международных научно-исследовательских программах. Высокая конкурентоспособность научных кадров республики на российском и международном уровнях объясняется уникальностью объектов исследований, определяемых особыми природно-климатическими, экологическими условиями, концентрацией минерально-сырьевых и биологических ресурсов. В 2006 г. был проведен первый инновационный форум Республики Саха (Якутия) «Научно-инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)» с участием ведущих ученых и специалистов инновационных структур регионов России [2].
В сфере науки и инноваций в республике отмечаются следующие основные проблемы:
• низкая инновационная активность предприятий, обусловленная нехваткой собственных ресурсов для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям деятельности предприятий и низкой бизнес-культурой руководителей предприятий;
• отсутствие опыта руководителей научных учреждений и подразделений в области коммерциализации научного потенциала;
• нехватка средств на фундаментальные и прикладные исследования;
• отсутствие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности предпринимателей;
• недостаточно высокая инвестиционная привлекательность Республики Саха (Якутия);
• отсутствие взаимоувязки возможностей и потребностей реального сектора экономики с потенциалом научных учреждений.
Для решения задач кадрового обеспечения отраслей экономики до 2020 г. с учетом направлений социально-экономического развития, обозначенными в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики
Республики Саха (Якутия) до 2020 г. [6], Правительством Республики Саха (Якутия) разработан проект Государственной целевой программы обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 гг. и Основные направления до 2015 г., основными целями которой являются:
• формирование трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал республики;
• обеспечение местными профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
• развитие системы подготовки профессиональных кадров, отвечающей потребностям регионального рынка труда.
Для достижения поставленных целей программы необходимо решение следующих задач:
• анализ кадровой обеспеченности отраслей экономики и социальной сферы республики и прогноз потребности в профессиональных кадрах с учетом перспектив развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
• совершенствование государственной региональной политики в сфере профессионального образования;
• определение объемов подготовки профессиональных кадров в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях, отвечающих потребностям отраслей экономики и социальной сферы республики;
• развитие нормативно-правовой базы системы подготовки и закрепления профессиональных кадров;
• оптимизация бюджетного финансирования системы профессионального образования;
• оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в плане перепрофилирования по специальностям в соответствии с потребностью рынка труда республики;
• снижение уровня общей безработицы в республике;
• развитие материально-технической базы среднего и начального профессионального образования;
• создание системы мониторинга профессиональных кадров отраслей экономики и социальной сферы.
Реализация поставленных целей и задач осуществляется в два этапа.
На первом этапе (2007—2011 гг.) государственная политика будет направлена на оптимизацию системы подготовки профессиональных кадров с целью обеспечения потребности отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) с учетом перспектив их развития на среднесрочный период, повышение качества образования, конкурентоспособности профессиональных кадров.
На втором этапе (до 2015 г.) должна быть решена задача обеспечения отраслей экономики и социальной сферы республики профессиональными кадрами на долгосрочный период, достижение эффективной занятости трудовых ресурсов республики.
Государственная целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) позволит создать кадровый потенциал, необходимый для развития приоритетных направлений экономики республики, стимулировать сотрудничество всех ветвей и уровней государственной власти, системы образования и подготовки кадров, предприятий и организаций для реализации масштабных долгосрочных проектов экономического развития.
Для решения проблем кадровой обеспеченности в сфере инновационной деятельности в республике в плане мероприятий по реализации Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 г. и Концепции инновационной политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 г., утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06. 2005 № 339, намечены следующие мероприятия:
• развитие системы многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности;
• проведение анализа потребности в специалистах для инновационной деятельности и в повышении их квалификации [4]. Министерство науки и профессионального
образования Республики Саха (Якутия) в развитие вышеуказанных Концепций разрабатывает Стратегию развития инновационной деятельности Республики Саха (Якутия) на период до 2020 г., в которой одним из приоритетных направлений является совершенствование и развитие системы кадрового обеспечения для
инновационной деятельности. Цель направления — совершенствование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения отраслей экономики и социальной сферы специалистами по организации и управлению инновационной деятельностью.
По нашему мнению, для решения задач подготовки кадров для сферы инновационной деятельности необходимо создание системы многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, основным элементом которой должна стать базовая подготовка кадров по организации и управлению инновационной деятельностью. Для реализации базовой подготовки кадров целесообразно открытие новой специальности, например «Управление инновациями» при Якутском государственном университете с получением соответствующей лицензии. Переподготовку и повышение квалификации специалистов для инновационной деятельности на коммерческой основе можно осуществлять на базе института дополнительного образования Якутского государственного университета и в других лицензированных учебных центрах.
В целях анализа потребности в профессиональных кадрах и состояния подготовки специалистов для отраслей экономики и социальной сферы, в том числе для сферы инновационной деятельности, предлагается создание системы мониторинга потребности в специалистах, которая предполагает формирование автоматизированной информационно-аналитической базы данных.
Главные задачи системы мониторинга: сбор, анализ и обобщение информации, создание специализированных средств управления базами данных по экономическим, социальным и образовательным показателям в целом, необходимым для прогнозирования спроса на специалистов в области инновационной деятельности.
Для достижения указанных целей и задач необходимо:
• определить состав и структуру системы мониторинга;
• определить и обосновать состав показателей, индикаторов и критериев, позволяющих оценивать состояние и перспективы развития экономики, и на этой основе прогнозировать развитие подготовки кадров;
• разработать методологические основы мониторинга (экономико-математическое и программное обеспечение).
Мониторинг разрабатывается на основе создания автоматизированной информационно-аналитической системы, позволяющей получать полную информацию о потребности в специалистах для инновационной деятельности, а также осуществлять в автоматизированном режиме выбор специалистов с необходимыми данными. Разработка системы мониторинга осуществляется с использованием в основном количественных показателей, факторов, компонентов, индикаторов, критериев и других научно обоснованных нормативов. Необходимо, чтобы создаваемый мониторинг отражал реальное состояние всей системы инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в каждый момент времени и давал возможность оценки и определения основных направлений ее развития на перспективу. Кроме того, он должен воспринимать и перерабатывать всю поступающую информацию, гибко реагировать на происходящие структурные сдвиги и на этой основе обновлять и обосновывать информационно-аналитическую базу и управленческие решения; отслеживать состояние и развитие системы; отслеживать прогнозируемые показатели в автоматизированном режиме. Следует, в первую очередь, рассмотреть те глобальные долгосрочные стратегические проблемы и преобразования, которые могут привести к коренным изменениям в численности и структуре потребности и подготовки специалистов.
Для этого необходимо создать информационно-аналитическую базу данных в целом по инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия), в том числе как самостоятельный раздел — систему мониторинга потребности в специалистах для инновационной деятельности и в повышении их квалификации.
Таким образом, для решения указанных проблем Республика Саха (Якутия) проводит целенаправленную кадровую политику, разработаны программа подготовки кадров и проект Стратегии развития инновационной деятельности в республике, реализация которых в перспективе создала бы условия для позитивного решения проблемы подготовки кадров для инновационной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Наука в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Якутск, 2007. — 59 с.
2. Научно-инновационный потенциал Республики Саха (Якутия): Сборник научных трудов Первого инновационного форума Республики Саха (Якутия) / Под ред. Н. В. Бекетова, Н. Е. Егорова. — СПб. — Якутск: НПК «РОСТ», 2007. — 390 с.
3. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М. Фрадковым 5 августа 2005 г. № 2473 п-П7).
4. План мероприятий по реализации Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 г. и Концепции инновационной
политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 г. (утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06. 2005 № 339).
5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15.02. 2006.
6. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. , принятая постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)1 от 05.09. 2006 № 41 и одобренная Правительством РФ на заседании от 08.02. 2007.