Научная статья на тему 'Подготовка профессиональных кадров как важнейший фактор инновационного развития республики Саха (Якутия)'

Подготовка профессиональных кадров как важнейший фактор инновационного развития республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковров Г. С.

Рассмотрены вопросы подготовки профессиональных кадров в аспекте реализации стратегии социально-экономического развития региона. Отражены основные направления Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Выполнен анализ состояния и перспектив развития системы подготовки профессиональных кадров, а также рассмотрены вопросы обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковров Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка профессиональных кадров как важнейший фактор инновационного развития республики Саха (Якутия)»

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)*

Г. С. КОВРОВ,

кандидат экономических наук, заведующий сектором Институт региональной экономики Севера

Рассмотрены вопросы подготовки профессиональных кадров в аспекте реализации стратегии социально-экономического развития региона. Отражены основные направления Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Выполнен анализ состояния и перспектив развития системы подготовки профессиональных кадров, а также рассмотрены вопросы обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы республики.

Ключевые слова: инновационное развитие, интеллектуальный потенциал, подготовка профессиональных кадров, кадровая политика.

В условиях перехода общества на качественно новый этап развития, когда приняты ориентиры на путь инновационного развития в целом по стране, и в том числе на региональном уровне, потребность в высококвалифицированных кадрах для отраслей экономики становится высокой, и требования к квалификации и знаниям специалистов повышаются. Интеллектуальный капитал становится востребованным на всех уровнях производства. Возникает необходимость изучения состояния и перспектив развития интеллектуального капитала как основного фактора развития отраслей экономики. В связи с этим исследование вопросов подготовки и обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы является весьма актуальной и практичной.

При разработке стратегических прогнозных документов социально-экономического развития региона должны быть изучены обеспеченность и потребность в профессиональных кадрах по отраслям экономики и социальной сферы, а также

* Исследования проводились при финансовой поддержке Правительства Республики Саха (Якутия) и Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 08-02-792 а/Т).

состояние и перспективы развития системы подготовки кадров.

Правительством Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — в этом направлении проводится целенаправленная работа. Комплексным документом, в котором интегрированы аналитические, прогнозные и стратегические проработки макроэкономической, социальной, отраслевой и территориальной направленности для социально-экономического развития республики, является «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.» (далее — Схема) [4].

За основу Схемы принят инновационный сценарий развития, который строится на более благоприятном сочетании внешних и внутренних факторов при интенсификации инвестиционной деятельности и быстром росте реальных доходов населения. Особенностями сценария являются переход от преимущественно минерально-сырьевой ориентации производства к диверсифицированной модели экономики. Основные направления связаны с развитием отраслей горно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, переходом на глубокую переработку добываемых сырьевых ресурсов, увеличением экспортной составляющей в распределении производимой продукции, созданием новых производств и более активным использованием современных технологий и научных разработок.

При условии реализации инновационного сценария развития, предложенного в Схеме, к 2020 г. Якутия должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой. Реализация крупных инвестиционных проектов, укрепление базовых отраслей, развитие инфраструктуры региона позволят достичь главной цели государственной политики — повышения благосостояния граждан.

Региональный эффект от реализации Схемы до 2020 г. заключается в следующем:

• валовой региональный продукт превысит 1 трлн руб., возрастет в сопоставимых ценах к уровню 2005 г. в 2,8 раза;

• инвестиции в основной капитал вырастут за тот же период в 2 раза;

• реальные доходы населения возрастут в 3,6 раза;

• произойдет снижение уровня зарегистрированной безработицы с 2,4 до 1,6 %;

• повысится надежность транспортной инфраструктуры: до 74 % населения будут иметь надежную транспортную связь с центром республики и близлежащими районами;

• возрастет обеспечение газоснабжением 65 % населения республики;

• снизится износ объектов ЖКХ — с 50 до 15 %;

• ожидается рост прибыли предприятий в 2,8 раза;

• произойдет рост налоговых доходов бюджета республики в 8 раз.

Важнейшим фактором реализации Схемы является подготовка кадров и обеспечение профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы. При реализации проектов Схемы поставлена задача широкого вовлечения местных трудовых ресурсов и подготовки кадров из числа местных жителей. Утверждены Комплексные планы развития рынка труда Западной и Южной Якутии. По Западной Якутии предполагается привлечение порядка 4,4 тыс. чел., по Южной Якутии — 12,7 тыс. чел. из числа местных жителей.

В этой связи в рамках реализации Схемы приняты следующие программы в области образования: «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 гг.», «Обеспечение профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года», «Государственная программа развития федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутская государственная сельскохозяйственная академия» на 2007—2011 годы» и «Государственная программа развития федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова» на 2007—2011 годы».

В таблице и рисунуке представлены сводный прогноз дополнительной потребности в профессиональных кадрах по уровням образования в разрезе групп специальностей по отраслям, рассчитанный

в программе «Обеспечение профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года» [3].

Из представленных данных видно, что наиболее востребованными специальностями являются такие группы специальностей, как «строительство», «нефтегазовая, геология и разведка месторождений полезных ископаемых», «энергетика и электротехника» и «железнодорожная инфраструктура, транспортные средства».

Система профессионального образования в РС (Я) формируется учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, в которых реализуются соответствующие учебные программы, а также программы послевузовского и дополнительного профессионального образования [3].

Сводный прогноз дополнительной потребности в профессиональных кадрах по уровням образования в разрезе групп специальностей по РС (Я) на 2007-2011 гг., тыс. руб. [1]

Группа Уровень

специальностей Всего профобразования

по отраслям Начальное Среднее Высшее

Социальная сфера 52,2 12,6 23,8 15,8

(образование,

культура, здравоохранение)

Нефтегазовая, 76,7 19,1 32,5 25,2

геология и разведка

месторождений по-

лезных ископаемых

Металлургия, ма- 58,9 18,4 19,0 21,6

шиностроение

Железнодорожная 72,8 23,9 30,6 18,4

инфраструктура,

транспортные

средства

Энергетика и элект- 74,2 18,5 30,2 25,5

ротехника

Строительство 94,1 28,0 34,8 31,3

Жилищно-комму- 48,0 14,3 16,7 17,0

нальное хозяйство

Безопасность 0,9 0,0 0,6 0,3

жизнедеятельности

и защита окружаю-

щей среды

Технология про- 31,8 11,0 11,1 9,8

довольственных

продуктов и потребительских товаров

Сельское хозяйство 41,3 12,1 13,9 15,3

Итого 550,8 157,8 213,0 180,0

2009

2010

2011

2007 2008

Профессиональное образование: □ начальное ■ среднее □ высшее

Сводный прогноз дополнительной потребности в профессиональных кадрах по уровням образования по РС (Я) на 2007—2011 гг.

На территории республики функционируют 7 государственных учреждений высшего профессионального образования (ВПО): Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова, Якутская сельскохозяйственная академия, Якутский инженерно-технический институт, Саха государственная педагогическая академия, Чурапчинский институт физической культуры и спорта, Высшая школа музыки, Арктический государственный институт искусств и культуры, где обучается свыше 22 тыс. студентов.

В 2007—2008 гг. в высших учебных заведениях открыто 15 новых специальностей технического профиля:

• в Якутском государственном университете — «Экономика и управление в нефтегазовой отрасли», «Экономика и управление в горной промышленности», «Экономика и управление в природопользовании», «Пожарная безопасность», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Подъемно-транспортные строительные, дорожные машины и оборудование», «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», «Безопасность технологических процессов и производства (в горном предприятии)»;

• в Якутском инженерно-техническом институте — «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Архитектура», «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», «Водоснабжение и водоотведение».

На территории республики в настоящее время функционируют: негосударственный вуз Региональная автономная некоммерческая организация ВПО «Северо-восточный гуманитарный институт» и 26 филиалов вузов России, из них: на территории г. Якутска действуют 17 филиалов, в г. Мирный — 3 филиала, в г. Нерюнг-ри — 1 вуз и 4 филиала, в г. Алдан — 1 филиал, в г. Ленск — 1 филиал.

Численность обучающихся в филиалах по образовательным программам ВПО — 7 550 чел. В 2008 г. закончили обучение 2 625 чел., из них трудоустроено 2 086 выпускников.

В 2008 г. в республике функционировало 33 учреждения среднего профессионального образования (СПО) и 26 учреждений начального профессионального образования (НПО), в том числе 11 лицеев, 13 училищ. Общая численность учащихся учреждений НПО составляет 5 125 чел. В учреждениях СПО обучаются более 16 тысяч чел.

В связи с реализацией Схемы значительно возрастает необходимость обеспечения мегапро-ектов профессиональными кадрами начального и среднего профессионального образования. Сегодня ведется подготовка специалистов и рабочих кадров для 15 отраслей экономики республики по 56 профессиям НПО и 60 специальностям СПО, в том числе по вновь открытым 4 профессиям НПО: «Монтажник технологического оборудования», «Контролер сберегательного банка», «Бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин», «Оператор нефтяных и газовых скважин» и 7 специальностям СПО: «Гидротехническое строительство», «Градостроительный кадастр», «Информационная безопасность», «Монтаж и эксплуатация линий электропередач», «Технология деревообработки», «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования. Горная промышленность. Открытые горные работы».

Учреждениями НПО и СПО в 2008 г. выпущено 5 539 специалистов, в том числе по СПО — 2 978 чел.,

НПО — 2 561 чел., из них трудоустроено: СПО — 69,7 %, НПО — 65,2 %, продолжают образование: СПО - 14,6 %, НПО - 14,3 %

Начато строительство арктического технологического техникума в п. Пеледуй Ленского района по нефтегазовому, деревообрабатывающему, воднотранспортному направлениям; горно-геологического техникума в п. Хандыге Томпонского улуса, транспортного техникума в п. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса и общежития для студентов и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в г. Якутске на 600 мест (400 - для студентов и 200 -для преподавателей) [2].

На подготовку и трудоустройство рабочих кадров и специалистов подписаны соглашения с АК «АЛРОСА» (согласно которому в компании прошли оплачиваемую практику 222 студента ЯГУ и трудоустроено 75 выпускников ЯГУ и МПТИ ЯГУ), ОАО ХК «Якутуголь», ОАО АК «Якутскэнерго», ООО «Колмар», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», отраслевыми министерствами и муниципальными образованиями.

Подготовку профессиональных кадров за пределами республики целенаправленно осуществляет Департамент по прогнозированию, подготовке кадров при Президенте РС (Я). В 2008-2009 учебном году в вузах Центра, Сибири и Дальнего Востока обучается 5 117 чел., в том числе: 4 898 студентов, 41 клинический ординатор, 167 аспирантов, 11 докторантов, из них 73 % (3 737 чел.) обучается за счет федерального бюджета, 1 380 чел. — за счет бюджета РС (Я). На 867 целевых мест было подано около 3 тыс. заявлений от абитуриентов из 35 городов и улусов республики [3].

Значительно увеличился прием студентов на специальности для нефтегазовой отрасли в Томский политехнический университет, Уральский государственный горный университет, Иркутский государственный технический университет, Сибирский Федеральный университет. Увеличен прием и в Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина. 60 абитуриентов зачислены в Московский государственный горный университет.

Тенденцией последних лет стало увеличение потребности в подготовке специалистов для транспортной отрасли со средним специальным образованием. Ведется подготовка специалистов среднего звена в Хабаровском и Тындинском железнодорожных техникумах, Хабаровском автодорожном техникуме, Иркутском авиационно-техни-

ческом, Красноярском авиационно-транспортном колледжах. Всего в средних специальных учебных заведениях Сибири и Дальнего Востока обучаются 180 студентов.

На целевые места 2008/2009 учебного года в средние специальные учебные заведения зачислено 85 чел. В 2008 г. закончили обучение 650 чел., 52 из которых закончили обучение с красным дипломом, и 40 чел. продолжили обучение в аспирантуре. Все выпускники трудоустроены, в том числе 63 молодых специалиста на предприятиях Южной и Западной Якутии.

Основными перспективными задачами учреждений профессионального образования являются:

• в соответствии с федеральной политикой в сфере высшего профессионального образования - продолжение работы по интеграции вузов и НИИ, создание Северо-восточного федерального университета на базе Якутского государственного университета им. М. К. Ам-мосова;

• развитие в системе высшего профессионального образования инновационных образовательных технологий, оптимизация и открытие новых специальностей по потребностям регионального рынка труда;

• совершенствование структуры, содержания и технологий профессионального образования в соответствии с потребностью рынка труда;

• развитие нравственных, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских качеств обучающихся, укрепление состояния их физического и психологического здоровья;

• повышение качества образования, разработка рабочей учебно-программной документации в соответствии с новыми Госстандартами по профессиям НПО и СПО совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, разработка и внедрение механизмов соучредительства предприятий - заказчиков кадров;

• усовершенствование и развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений, обеспечение современным учебно-лабораторным оборудованием и техникой;

• повышение количества трудоустроенных выпускников в соответствии с заключенными договорами о целевой контрактной подготовке на основе межведомственного взаимодействия. В заключение необходимо отметить, что в

республике принят комплексный документ, в котором интегрированы аналитические, прогнозные и стратегические проработки макроэкономичес-

кой, социальной, отраслевой и территориальной направленности для социально-экономического развития республики до 2020 года (Схема), в рамках которой планируется реализация многих мегапроектов. Правительством проводится целенаправленная кадровая политика по вопросам подготовки и обеспечения профессиональными кадрами, особенно с учетом того, что для реализации мегапроектов в рамках Схемы потребность в специалистах с начальным и средним техническим образованием очень высока. В целях совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики с учетом новых потребностей рынка труда также принят ряд государственных целевых программ, в рамках реализации которых в образовательных учреждениях вводятся новые специальности и осуществляется подготовка профессиональных кадров за пределами республики.

Для решения проблемы формирования интеллектуального потенциала и обеспечения баланса потребности рынка образовательных услуг и рынка труда необходим системный подход и гибкая региональная государственная политика формирования кадрового потенциала. Для этого целесообразно обеспечить:

• создание условий и механизмов взаимосвязи между образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами;

• формирование системы мониторинга спроса и предложений трудовых ресурсов на региональном уровне с возможностью оперативного слежения на уровне отраслей и хозяйствующих субъектов (создание центра мониторинга при Правительстве РС (Я);

• выявление приоритетных направлений подготовки профессиональных кадров на основе

реальных потребностей хозяйствующих субъектов и перспектив развития региона; • совершенствование системы непрерывной подготовки кадров с учетом необходимости формирования в сознании подрастающего поколения культуры инновационного мышления на всех образовательных уровнях. Таким образом, в условиях перехода к инновационной экономике интеллектуальный потенциал является одним из основных ресурсов и в связи с этим подготовка профессиональных кадров становится важнейшим фактором социально-экономического развития республики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.09.2007 № 403.

2. Комплекс мер по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия). Разработан во исполнение п. 2. Протокола № 5 заседания Правительства Российской Федерации от 08.02.2007.

3. Отчет органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2008 год. Утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.01.2009 № 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411 и одобрена Правительством РФ от 08.02.2007.

09 ноября 2009 г. Торгово-промышленная палата РФ при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации проводит Международную Конференцию «Инновации и инвестиции как эффективная основа конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса на внутренних и международных рынках»

www.siora.ru,www.tpprf.ru,www.atlasinvest.ru (499) 783-49-10, 783-49-10, (499) 143-73-35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.