Научная статья на тему 'Социально-экономические предпосылки подготовки специалистов среднего звена в Республике Саха (Якутия)'

Социально-экономические предпосылки подготовки специалистов среднего звена в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТИ В СПЕЦИАЛИСТАХ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / LABOR MARKET / FORECAST OF STAFFING REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

В статье представлен прогноз потребности в специалистах среднего звена для экономики Республики Саха (Якутия). Рассматриваются вектор и перспективы развития региональной системы среднего профессионального образования через создание профессионально-образовательных кластеров, ресурсных центров; открытия образовательных программ, сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC BACKGROUND OF TRAINING MID-LEVEL PROFESSIONALS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article presents a forecast for the preparation of mid-level specialists for the economy of the Republic of Sakha (Yakutia). We consider the vector and the prospects for the development of a regional system of vocational education through the establishment of professional and educational clusters, resource centers, the opening of educational programs, networking.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические предпосылки подготовки специалистов среднего звена в Республике Саха (Якутия)»

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

столов О. П., Пряжников Н. С., Серебряков А. Г., Родичев Н. Ф.) [Электронный ресурс]. URL: www.профессиональ-ная ориентация.рф/news.

Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Основы профориентологии : учеб. пособие для бакалавров. М. : Юрайт, 2011.

Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Концепция развития профессиональной ориентации в Якутском государственном университете // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.—

2010. № 10. С. 119-132.

Макаренко Т. А., Прокопьева М. Н. Маркетинговое исследование профориентационной работы в образовательных учреждениях Вилюйского района Республики Саха (Якутия) // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 2, № 2 (2). С. 272-273.

Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи : коллективная моногр. / под ред. С. В. Паниной, Т. А. Макаренко. Киров, 2014.

УДК/UDC 377.3[571.56)

С. В. Панина S. Panina

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

SOCIO-ECONOMIC BACKGROUND OF TRAINING MID-LEVEL PROFESSIONALS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

В статье представлен прогноз потребности в специалистах среднего звена для экономики Республики Саха (Якутия). Рассматриваются вектор и перспективы развития региональной системы среднего профессионального образования через создание профессионально-образовательных кластеров, ресурсных центров; открытия образовательных программ, сетевого взаимодействия.

The article presents a forecast for the preparation of mid-level specialists for the economy of the Republic of Sakha (Yakutia). We consider the vector and the prospects for the development of a regional system of vocational education through the establishment of professional and educational clusters, resource centers, the opening of educational programs, networking.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, рынок труда, прогноз потребности в специалистах.

Keywords: secondary vocational education; labor market; forecast of staffing requirements.

Северо-восток России претерпевает такие же социально-экономические процессы, которые имеются на федеральном уровне: последствия финансового кризиса, снижение объемов производства, недостаточная

инвестиционная активность, издержки производства, — все это оказывает неблагоприятное влияние на состояние регионального рынка труда, вызывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах и работниках со средним профессиональным образованием, особенно по техническим профессиям.

Рынок труда Республики Саха (Якутия] характеризуется такими особенностями, как: значительная дифференциация по секторам экономики и территориям; несоответствие спроса и предложения кадров; рост потребности в новых квалифицированных кадрах; перераспределение рабочей силы из материального сектора в сектор услуг; незначительный рост экономической активности населения. В связи с этим рынок трудовых вакансий повышает требования к уровню выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования [1].

Среднее профессиональное образование осуществляют 46 образовательных учреждений, контингент студентов — около 22 тыс. человек, и на рынок труда ежегодно выходят около 5,5 тыс. выпускников.

В соответствии с распоряжением правительства Республики Саха (Якутия) от 29.152.2014 № 1570-р, в целях обеспе-

чения формирования и удовлетворения потребности в кадрах отраслей экономики Республики Саха (Якутия), совершенствования взаимодействия рынков труда и образовательных услуг формируется прогноз потребности экономики республики в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 2016-2025 гг. с учетом перспектив социально-экономического развития региона, баланса трудовых ресурсов, планируемых и реализуемых инвестиционных и отраслевых проектов, состояния трудовой и внешней трудовой миграции.

Данный прогноз потребности является основой для дальнейшей подготовки специалистов за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию.

По сформированному прогнозу потребности в кадрах со средним профессиональным образованием в Арктической зоне Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на 2015-2020 гг. (http://artic.labourmarket.ru) проведены расчеты: по ежегодной дополнительной потребности (ЕДП) в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена; ежегодной дополнительной потребности в рабочих кадрах в разрезе укрупненных групп специальностей / направлений (УГСН): по программам подготовки специалистов среднего звена и служащих; программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

В ноябре 2015 г сформированы предложения по контрольным цифрам приема на 2017/18 учебный год по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет федерального бюджета. Минвостокразвития России согласовало направленные предложения. В формировании прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах транспортной отрасли со средним и высшим образованием на 2016-2025 гг. участвовали восемь крупных транспортных предприятий-работодателей, осуществляющих деятельность на территории республики по соответствующим направлениям деятельности: Управление автомобильных дорог, ОАО АК «Полярные авиалинии», ОАО АК «Железные дороги Якутии», ОПО «Ленское

речное объединенное пароходство», ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», ОАО «Аэропорт "Якутск"», ФКП «Аэропорты Севера», ОАО АК «Якутия».

По данным предоставленного прогноза, общая потребность транспортных предприятий Республики Саха (Якутия) в специалистах на 10 лет составила 3833 человека, из них: со средним профессиональным образованием — 2987 человек, с высшим образованием - 846.

Наибольшая востребованность выявлена в транспортных предприятиях ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» по профессиям и специальностям среднего профессионального образования для водного транспорта: «матрос», «моторист судовой», «эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» (техник-электромеханик), «судовождение», «эксплуатация судовых энергетических установок» (техник-судомеханик), «эксплуатация внутренних водных путей» (техник), «моторист», «эксплуатация судовых энергетических установок», «эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», «судоводитель-помощник механика маломерного судна» и др.

Потребность транспортных предприятий Республики Саха (Якутия) в специалистах с уровнем СПО и ВПО на 2016-2025 гг. без учета субъектов малого и среднего предпринимательства, саморегулируемых организаций и общественных объединений, представляющих интересы предпринимательского сообщества (по видам транспорта и дорожного хозяйства), представлена в таблице.

Прогноз потребности на 2015-2025 гг. по крупным инвестиционным проектам, планируемым к реализации, в специалистах транспортной отрасли (автомобильный транспорт) с уровнем СПО составляет 23 657 человек, с ВПО — 401 человек. Общая потребность на 2016-2025 гг. экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах со СПО, ВПО транспортной отрасли составляет 27 891 человек.

Прогноз решает основные проблемы, стоящие на сегодняшний день перед системой образования: нехватка кадров со средним профессиональным образованием и по рабочим профессиям; нарушение баланса между специалистами с различным уровнем профессионального образования; отрыв профессионального образования от требований рынка труда.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

Таблица

Потребность транспортных предприятий в кадрах по видам транспорта и дорожного хозяйства (чел.)

Вид транспорта и дорожное хозяйство Потребность в кадрах Из них:

со средним профессиональным образованием с высшим образованием

Водный 2899 2478 421

Воздушный 612 349 263

Железнодорожный 228 100 118

Дорожное хозяйство 104 42 62

Основополагающими принципами модернизации системы среднего профессионального образования для построения траектории ее развития в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 гг. в Республике Саха (Якутия] стали: гибкость, открытость, привлекательность, ориентированность на перспективу.

Программа направлена на реализацию комплекса мероприятий, содержание которых определено систематизирующими концептами: «социальное государственно-частное партнерство», «институциональная модель управления системой», «многоуровневое сетевое взаимодействие», «единое информационное образовательное пространство», «профессиональный стандарт», «независимая оценка качества и сертификация компетенций». В Якутии планируется внедрять новые механизмы в управление системой среднего профессионального образования, что предусматривает формирование координационного совета по подготовке рабочих кадров при главе Республики Саха (Якутия] и отраслевых советов при органах государственной власти с привлечением Торгово-промышленной палаты (ТПП), муниципальных образований и хозяйственных субъектов. Эти структуры ориентированы на консолидацию усилий государства, бизнеса и образовательных организаций для повышения роли профессионально-образовательных кластеров и составления прогноза в потребности кадров. Так, в августе 2015 г подписано соглашение о создании угледобывающего профессионально-образовательного кластера между ТПП, холдинговой компанией «Якутуголь», управляющей компанией «Колмар» и Южно-Якутским технологическим колледжем. В системе профессионально-

го образования Якутии уже функционируют кластеры 1Т-технологий, оленеводства и золотодобывающей промышленности. Начали действовать кластеры: индустрии питания на базе Якутского технологического техникума сервиса, сельского хозяйства на базе Якутского сельскохозяйственного техникума, алмазогранильного и ювелирного производства на базе Якутского промышленного техникума.

Переход на практико-ориентированное обучение — это вызов времени, в связи с этим в Республике Саха (Якутия] активно вводится дуальная система обучения. Примером может служить совместная с представителями малого и среднего бизнеса лаборатория на базе ремонтно-механического завода г. Нерюнгри. На базе Якутского автодорожного техникума создан КАМАЗ-Центр, являющийся учебно-производственной лабораторией крупного российского производителя на территории Якутии. Также открывается на базе Намского техникума аналогичный УАЗ-Центр совместно с «Колми».

Получают развитие новые модели профессиональных образовательных организаций, определены опорные и отраслевые базовые профессиональные образовательные организации, являющиеся ресурсными центрами и трансляторами передовых технологий и форм организаций образовательного процесса. Например, Мирнинский региональный технический колледж готовит кадры для флагмана российской алмазодобывающей отрасли компании мирового уровня АК «АЛРОСА» с 1973 г. За годы своего существования колледж подготовил более восьми тысяч рабочих и специалистов для компании. Отвечая на запросы регионального рынка труда, колледж

внедряет новые модели профессионального образования, в том числе получение второй профессии, создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, специализированного центра компетенций WorldSkills, «Автоцентр», решающие вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации по разным направлениям. Кроме того, расширяется перечень образовательных программ среднего профессионального образования.

Для определения профессиональных намерений выпускников учреждений Республики Саха (Якутия) нами проведено анкетирование, в котором приняли участие 211 респондентов. В результате опроса выявлены установки на труд и карьерное продвижение. Так, для учащихся важно в трудовой деятельности: найти высокооплачиваемую работу, устроиться на работу в перспективную организацию, фирму, предприятие; получить высшее образование, возможность профессионального роста и др. Среди факторов, препятствующих успеху, обучающиеся отмечают: лень, отсутствие профессионального опыта, неуверенность, теоретический характер знаний, «проволочки при организации своего дела» и т. д. Весьма интересно мнение работодателей, 87 % из которых предъявляют требования к личностным качествам выпускников учреждений профессионального образования (ответственность, коммуникабельность, инициативность и т. д.); 53 % — отметили, что нужен опыт и практиче-

ские знания, 41 % — широкий кругозор, знания в различных областях и 36 % работодателей ценят теоретическую подготовку. Примечательно, что предприятия и производственные организации никаких специфических требований к выпускникам не предъявляют — достаточно диплома и хотя бы среднего уровня знаний по специальности. Только 4 % работодателей отметили в качестве обязательного требования диплом с отличием.

Республика Саха (Якутия) поддерживает государственную политику, проводимую Министерством образования и науки РФ, и определяет новый вектор своего обновления с учетом территориально-климатических особенностей и специфики социально-экономического развития региона. Общий объем и структура профессионального образования включают подготовку кадров внутри Республики Саха (Якутия) и за ее пределами.

1. Глушко Д. Е. Профессиональное образование: новые стратегические ориентиры — новый вектор развития // Профессиональное образование Якутии. 2015. № 2 (28). С. 11-19.

2. Прогноз потребности в кадрах со средним профессиональным образованием в Арктической зоне Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на 201 52020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://artic. labounmanket.ru.

3. Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи : коллективная мо-ногр. / под ред. С. В. Паниной, Т. А. Макаренко. Киров : МЦНИП, 2014. 189 с.

УДК/UDC 378.147:35.08 Т. С. Панина, И. Г. Грентикова, А. В. Веремеенко

T. Panina, I. Grentikova, A. Veremeyenko

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

PRESIDENTIAL PROGRAM MANAGEMENT TRAINING: PROBLEMS AND SOLUTIONS

В статье представлен опыт Кемеровской national economy of the Russian Federation,

области по подготовке управленческих кадров which is one of the decisive factors in the

для народного хозяйства РФ, что является од- formation of effective regional labor market. ним из решающих факторов формирования Ключевые слова: рынок труда, допол-

эффективного регионального рынка труда. нительное профессиональное образование

The article describes the experience of the управленческих кадров региона в сфере «Ме-Kemerovo Region for management training for неджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.