Научная статья на тему 'Роль агропрофилированных школ в социально-экономическом развитии сельских территорий'

Роль агропрофилированных школ в социально-экономическом развитии сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL TERRITORIES / АГРОПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION WITH AGRICULTURAL PROFILE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева К. И., Данилова Л. И.

В статье рассмотрены место и роль агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия) в системе подготовки кадров для экономики села. Важным моментом здесь является непрерывная подготовка кадров. Особое место в системе непрерывного агрообразования занимают сельские школы с агротехнологическим профилем образовательной программы, деятельность которых обеспечена нормативно-правовой базой, включающей законы Республики Саха (Якутия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of specialized agricultural school for socio-economic development of rural territories (Russia, Yakutsk)

The article focuses on specialized agricultural schools in the Republic of Sakha (Yakutia) and their role in preparation of cadres for the rural economy. The continuous nature of cadres preparation is the key feature of the process. Specialized rural agricultural schools occupy a special place in this system. Such schools function on the basis of the legal foundation that includes the laws of the Republic of Sakha (Yakutia)

Текст научной работы на тему «Роль агропрофилированных школ в социально-экономическом развитии сельских территорий»

им не занимать, достаточно ознакомится с ситуациеи с конкуренцией в странах Восточной Европы.

3. Для государств, принимающих иностранный капитал, всегда есть риск потери контроля над национальной экономикой, так называемый «административный кошмар». Как правило, любое государство выстраивает свою экономическую политику на основе предоставленных корпорациями, компаниями статистических данных.

Тогда как корпорация это, прежде всего, монополия над внутрифирменными информационными потоками. В реальности корпорации предоставляют государственным структурам, обществу в целом только ту информацию, которую считают нужной предоставить. Как следствие искажается информационная база, статистика отчетности и формируется неправдоподобный бюджет государства. Поэтому степень риска в этом вопросе очень высока.

4. Корпорациями контролируются 50% нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, газовой, угольной промышленности, а также 80% мировых земель. Двадцать корпораций контролируют 90% рынка пестицидов [5, 41]. Поэтому сохраняется «дамоклов меч» неблагоприятного воздействия над экологией страны реципиента и здоровья людей.

Инвестора интересует не страна или географический регион, как самоцель, в первую очередь его привлекают эффективные сектора экономики, будь то частный бизнес или государственные промышленные предприятия. Приоритетные интересы иностранных инвесторов:

1) в регионах Восточной Азии это проекты развития инфраструктуры и энергетики;

2) в Южной Америке покупка действующих компаний;

3) в Западной Европе и странах «Азиатских тигров» наукоемкие проекты;

4) в 21 веке мировые инвестиции переместились в сферу услуг, например — транспорт, финансы, связь.

Но, прежде всего, иностранные инвесторы нацелены не просто на растущие, развивающиеся рынки и экономики, а на обладающие намеченным потенциалом роста.

Возвращаясь к предмету вопроса — суверенным фондам (СФ), одна из их функций, отмечаемая многими экспертами — это создание подушки финансовой безопасности стран.

В этой связи нельзя не отметить важную роль Центрального банка России как основного регулятора монетарной политики государства, в том числе на него возложена функция хранения денежно-валютных запасов страны. В США аналогичную функцию выполняет ФРС (Федеральная резервная система), основное ее отличие в том, что эта структура принадлежит частным лицам.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что, во-первых, суверенные фонды по сути своей автономные учреждения, имеющие собственные источники финансирования.

Во-вторых, СФ могут выступать не только как инвестор масштабных строительных проектов, но и решать многие социальные вопросы в обществе, включая вопросы охраны окружающей среды.

В-третьих, СФ могут быть держателями ценных бумаг, но характер участия на рынке ценных бумаг диктуется, как правило, государством.

В-четвертых, вопрос неэффективности размещения инвестиций суверенными фондами остается открытым и по сей день.

Литература

1. Инвестиции: учебное пособие / М.В. Чиненов и [др.]; под ред. М.В. Чиненова. — М, КНОРУС, 2007. — 112 с.

2. Петрикова Е.М. Суверенные фонды национального благосостояния страны как инструмент стабилизации финансового рынка // Финансы и кредит. — 2012. — №10. — С.39-49.

3. Ржевская Т. Стабилизационные фонды зарубежных стран // Вестник Института экономики РАН. — 2011. — №2. — С. 172-179.

4. Фокин С. Влияние интернационализированного сектора мировой экономики на конкурентоспособность стран мира в системе мирового хозяйства. URL: http://geopub.narod.ru/student/fokin/author.htm. (Дата обращения 26.06.2017)

5. Федоров Ю.Ю. Север России: Иностранные инвестиции. — Новосибирск: Наука, 2004. — 191с.

6. Некоммерческая организация Целевой фонд будущих поколений. URL: http://fondyakutia.ru/o_fond/(Дата обращения 2.07.2017)

РОЛЬ АГРОПРОФИЛИРОВАННЫХ ШКОЛ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

К.И. Алексеева,

аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

Л.И. Данилова,

профессор кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института

Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук [email protected]

В статье рассмотрены место и роль агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия) в системе подготовки кадров для экономики села. Важным моментом здесь является непрерывная подготовка кадров. Особое место в системе непрерывного агрообразования занимают сельские школы с агротехнологическим профилем образовательной программы, деятельность которых обеспечена нормативно-правовой базой, включающей законы Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), сельские территории, агропрофильное образование, государственная поддержка,

УДК 338.431 ББК 65.321.9

Особенностью Республики Саха (Якутия) является истори- Перспективы развития сельских территорий во многом зачески сложившийся большой удельный вес сельского насе- висят от того, будет ли там жить и работать молодежь. Исследо-ления в общем числе жителей (35% или 332,2 тыс. человек на вания по стране показали, что только 17% выпускников сельских 1 января 2015 года при среднем в других северных регионах школ намерены связать свою судьбу с работой в сельском хо-России — 8%). Из 409 муниципальных образований на уровне зяйстве. После получения профессионального образования в поселений 361 — сельские поселения. сельскую местность собираются поехать работать только 10%

выпускников аграрных вузов; 26% — лишь при условии предоставления им комфортных условий для проживания; 45% не намерены связывать свою жизнь с сельским хозяйством [10, с. 190]. В этих условиях возрастает роль непрерывного аграрного образования, нацеленного на подготовку квалифицированных кадров для агробизнеса.

Система непрерывного аграрного образования Республики Саха (Якутия) включает в себя агропрофилированные школы, средние специальные учебные заведения, Якутскую государственную сельскохозяйственную академию, Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова. В Финансово-экономическом институте СВФУ для реализации целей и задач комплексного развития сельских территорий начата подготовка высококвалифицированных специалистов для агропромышленного сектора экономики, способных решать задачи в организационной, производственной, педагогической деятельности, самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу путем реализации основных общеобразовательных программ аспирантуры «Региональная экономика», магистратуры «Экономика агропромышленного комплекса». Планируется открытие профиля «Экстремальная агроэконо-мика» в рамках программы магистратуры.

Особое место в системе непрерывного агрообразования занимают сельские школы с агротехнологическим профилем образовательной программы. В 1988 году Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) были созданы первые агрошколы: Диринская средняя школа Чурапчинского района и Эльгяйская средняя агрошкола 2-3 ступени Сун-тарского района.

В настоящее время функционирует 99 агропрофилиро-ванных школ. Агрошколы подразделяются на пять зон: западная, вилюйская, центральная, южно-якутская, северная и арктическая.

Таблица 1

динамика количества агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия) за 1988—2016 годы

1988 год 2000 год 2016 год

2 24 99

Цель агропрофилированных школ обозначена как обеспечение разностороннего развития обучающихся и их подготовка к активной самостоятельной жизни. Для достижения этой цели агрошколы решают комплекс задач: создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного, физического развития всех учащихся и для самореализации каждого из них; воспитание основ национального и гражданского самосознания; развитие потребности в здоровом образе жизни, профессиональная ориентация учащихся на сельскохозяйственные и другие специальности.

Деятельность агрошкол республики обеспечена нормативно-правовой базой, включающей законы Республики Саха (Якутия), постановления Правительства Республики Саха (Якутия) и другие документы.

В 2015-2016 учебном году из 96 общеобразовательных учреждений агротехнологического профиля в 30 муниципальных образованиях и в г. Якутске полнокомплектными являются — 67, малокомплектными — 29. По сравнению с предшествующим учебным годом количество учреждений увеличилось на 17 агрошкол и география их месторасположения расширена за счет школ в северных, арктических улусах, таких как Алла-иховский, Анабарский, Жиганский, Оймяконский, Эвено-Бы-тантайский улусы.

Обучающиеся в агрошколах Республики Саха (Якутия) осваивают образовательные программы по следующим направлениям: животноводство (крупный рогатый скот, коневодство, оленеводство, кролиководство, звероводство), овощеводство, охота, рыболовство, собирательство дикоросов, земледелие, пчеловодство, пекарское дело. В агрошколах реализуются программы профессионального образования по 22 специальностям: водитель, тракторист, сельский механизатор, рыбовод, животновод, модистка головных уборов, овощевод, полевод, столяр, обувщик, оператор ЭВМ, швея и другие.

Основой учебно-воспитательного процесса является сельскохозяйственный труд. Школы выбирают традиционные виды хозяйственной деятельности, связанные с реализацией образовательных программ. Имеют место такие особые направления, как пчеловодство (Октемская СОШ), пекарское дело (Абыйская СОШ), звероводство (Урасалахская СОШ). Учащиеся охвачены трудом в лагерях труда и отдыха, пришкольных участках, учебно-производственных бригадах, тепличных хозяйствах, животноводческих фермах, школьных СХПК, семейных бригадах. Увеличивается количество ученических производственных бригад. Если в 2011-2012 учебном году было 5 ученических производственных бригад, то в 2014-2015 учебном году — 39. Из года в год возрастает количество живности агрошкол, что укрепляет их материальную базу.

За последние три года доля выпускников, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования сельскохозяйственной направленности, повысилась с 22,7% в 2014 г. до 31,9% в 2016 г.

В республике реализуются меры государственной поддержки агропрофилированных школ, мотивирующие на повышение качества учебно-воспитательной деятельности.

Во исполнение пункта 3.2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2009 г. № 107 «О развитии агрошкол и подсобных хозяйств образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)» Министерством образования РС (Я) и Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) в 2013, 2014 годах проводился республиканский смотр-конкурс деятельности агропрофилированных школ по основным критериям: учебно-материальная база, материально-техническая база, кадровый состав, учебно-трудовое воспитание, учебно-научная деятельность, производственная деятельность, доля поступления выпускников в ВУЗы и ССУзы. Школы распределили на 3 группы: в 2014 году по опыту работы — от 10 до 25 лет; от 5 до 10 лет; до 5 лет, а в 2014 году по численности обучающихся — до 100 детей; от 101 до 200 детей; от 201 и выше.

В 2014 г. Министерством образования РС (Я) проведен очный конкурс общеобразовательных организаций агротехнологического профиля для дополнительного финансирования в рамках реализации Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» по четырем группам улусов: Арктическая и северная, Вилюйская, Заречная и Центральная. Оценка производилась по 7 критериям: обоснование и обязательства агрошколы; учебная деятельность агрошколы; кадровое обеспечение; организация трудового воспитания обучающихся; участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах; производственная деятельность агрошколы; материально-техническая база.

С 2015 года практикуется оценка показателей эффективности и качества деятельности агропрофилированных школ. В первый год оценка производилась по 15 критериям, распределенным по 3 блокам. В 2016 г. перечень существенно скорректирован и состоит из 29 показателей. Исключены такие критерии, как средний балл по иностранному языку, доля учителей с первой и высокой квалификационной категорией, доля обучающихся, охваченных спортивными секциями, доля детей 1 и 2 группы здоровья. Перечень дополнен показателями, характеризующими особенности учебно-воспитательного процесса в агропрофилированных школах.

Одним из приоритетных направлений развития экономики Республики Саха (Якутия) является формирование органического сектора сельского хозяйства как конкурентного преимущества отрасли для позиционирования региона как производителя экологически чистой продукции. Для этого привитие теоретических знаний и практических навыков у юных аграриев начинается со школы.

Одним из уникальных видов деятельности региона, создающих предпосылки для развития органического сектора сельского хозяйства, является табунное коневодство, базирующееся на круглогодичном содержании лошадей на незагрязненных природных аласных, мелкодолинных пастбищах.

Мясо якутской лошади обладает особенными питательными свойствами. Поскольку на рынке имеет место неудовлетворенный спрос на эту продукцию, в том числе за пределами республики, страны, одним из основных источников доходов сельхозпроизводителей становится производство и реализация мяса якутской лошади.

Из года в год в Якутии увеличивается поголовье лошадей при снижении поголовья крупного рогатого скота. Если в 1991 году численность поголовья только в хозяйствах населения в целом по республике составляла 31 620 голов, то в 2001 году — 51 824, 2015 году — 52 316, 2016 году — 57 787 голов [9].

В этих условиях для привития чувства хозяина земли и навыков предпринимательской деятельности школьники 58-ми агропрофилированных школ республики занимаются табунным коневодством и в настоящее время содержат более 700 голов лошадей.

В арктической и северной группе улусов занимаются коневодством 13 школ, вилюйской группе — 13, заречной группе улусов — 23, в центральной группе — 9. При этом школы занимаются не только разведением лошадей, но и реализуют интересные проекты, в том числе инновационные для условий Крайнего Севера.

В Тыарасинской средней общеобразовательной школе Тат-тинского улуса в рамках проекта «Социальное партнерство с фермерскими хозяйствами и мастерами наслега» (наслег — это муниципальное образование на уровне сельского поселения) с 1994 года введены учебные предметы «Агрономия» и «Коневодство», работает клуб любителей лошадей «ДьеЬюгей». Школа является учредителем сельскохозяйственного потребительского кооператива «Утум». Планируют организовать пе-

реработку мяса по современным технологиям, производство кумыса.

В Урасалахской средней школе Абыйского улуса, расположенного в 1748 км наземным путем от административного центра республики — города Якутска для идентификации и отслеживания точных координат нахождения табуна лошадей, в целях экономии использования топлива для буранов в условиях тундры, внедрили применение ГЛОНАСС-ошейников микрочипированием лошадей. Также для экономии топлива портативного бензинового генератора осуществляют получение необходимого электричества из тепла дровяной печи для подключения ламп, телевизора со спутниковым приемником, радиоприемника, зарядки аккумуляторов ноутбука, мобильника, навигатора и т.д. Это позволяет привить школьникам практические навыки применения современных технологий.

Таким образом, агропрофилированные школы занимают определенное место в системе образования республики. Учитывая, что для повышения потенциала сельских территорий в целях их социально-экономического развития большое значение имеют трудовые традиции, производственный опыт и производственная культура, воспитание местного населения, необходимо совершенствовать подходы к организации механизма государственной поддержки агропрофилированных школ, прежде всего, направленных на оснащение материально-технической базы с учетом выбранного профиля. Создание профессионально ориентированной новой организационной модели образования в сельской местности, включающей дополнительное профессиональное образование, позволит решить задачи теоретической, практической и социальной подготовки выпускника, конкурентоспособного на рынке сельского труда, способного адаптироваться в сельском социуме.

Литература

1. Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года №1401-3 N 359^ (статья 11). http://www.garant.ru/hotlaw/yakut/

2. Закон Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2000г. № З-П 169-11 «О государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельской местности» (статья 4.1.). http://www.garant.ru/hotlaw/yakut/

3. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2015 г. №406 «Об утверждении нормативов финансирования и методики расчета объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях». https://minobr.sakha.gov.ru/

4. Постановление Правительства РС (Я) от 24 марта 2009г. № 107 «О развитии агрошкол и подсобных хозяйств образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)». https://minobr.sakha.gov.ru/

5. Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования (Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 г. N 373). https://minobr.sakha.gov.ru/

6. Показатели эффективности общеобразовательных организаций, реализующих основные образовательные программы агротехнологической направленности (приказ МО РС (Я) от 30.04.2015. №01-16/1918). https://minobr.sakha.gov.ru/

7. Устав Союза агрошкол РС (Я). https://minobr.sakha.gov.ru/

8. Приказ МО РС (Я) от 21 марта 2012 г. № 01-16/ 1443 О внесении дополнений в приказ Министерства образования РС (Я) от 25.11.2011 г. №01-26/ 2924 «О внесении изменений в состав секций учебно-методического совета Министерства образования РС (Я) по образовательным областям». https://minobr.sakha.gov.ru/

9. Статистический сборник №16/491, г. Якутск, 2016. — 58 с.

10. Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства.- М.: ИНФРА-М, 2014. — 352 с.

1 90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.