Научная статья на тему 'Профориентационная работа в образовательных организациях республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы'

Профориентационная работа в образовательных организациях республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ / СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / CAREER GUIDANCE / VOCATIONAL SELF-DETERMINATION / DUAL EDUCATION / VOCATIONAL FUTURE / NETWORK TRAINING / SPECIALIZED TRAINING / AGRICULTURAL AND TECHNICAL SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Евдокия Павловна, Борисова Лена Павловна

В статье рассмотрены вопросы профориентационной работы, намечены пути преодоления проблем, раскрыта система сетевого взаимодействия, описан опыт профессиональной ориентации школьников с учетом особенностей образовательного и профессионального потенциала Республики Саха (Якутия). Предлагается реализация путей решения проблем обеспечения высокого качества работы по профессиональной ориентации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA): PROBLEMS AND PROSPECTS

The problems of the career guidance, ways to overcome obstacles in this area are considered in the article. The authors discuss the system of the integrated cooperation, describe the experience of schoolchildren’s career guidance with due regard to the specific features of the educational and professional potential of the republic.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа в образовательных организациях республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы»

УДК 37.062 Никифорова Евдокия Павловна

доктор педагогических наук, профессор, заместитель министра образования Республики Саха (Якутия) monep@mail.ru

Борисова Лена Павловна

кандидат филологических наук,

доцент кафедры начального образования

Педагогического института

Северо-Восточного федерального университета

им. М.К. Аммосова

lebor99@mail.ru

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Nikiforova Evdokia Pavlovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Deputy Minister of Education of the Republic of Sakha (Yakutia) monep@mail.ru

Borisova Lena Pavlovna

PhD in Philology, Assistant Professor, Primary Education Department, Teachers’ Training Institute, North-Eastern Federal University lebor99@mail.ru

CAREER GUIDANCE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA): PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы профориентационной работы, намечены пути преодоления проблем, раскрыта система сетевого взаимодействия, описан опыт профессиональной ориентации школьников с учетом особенностей образовательного и профессионального потенциала Республики Саха (Якутия). Предлагается реализация путей решения проблем обеспечения высокого качества работы по профессиональной ориентации учащихся.

Ключевые слова:

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, дуальное образование, профессиональное будущее, сетевое обучение, профильное обучение, агротехнологический профиль.

Summary:

The problems of the career guidance, ways to overcome obstacles in this area are considered in the article. The authors discuss the system of the integrated cooperation, describe the experience of schoolchildren’s career guidance with due regard to the specific features of the educational and professional potential of the republic.

Keywords:

career guidance, vocational self-determination, dual education, vocational future, network training, specialized training, agricultural and technical specialization.

Согласно положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [1] и Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. [2], одним из основных факторов, призванных оказать существенное влияние на модернизацию как региона, так и страны в целом, является человеческий капитал. В этой связи особую значимость приобретает формирование взвешенной, продуманной политики в области профессиональной ориентации молодежи.

В республике работает межведомственная комиссия по профориентационной работе, которую возглавляет руководитель Департамента по кадровой политике Администрации Президента и Правительства, а его заместителями являются министр образования и министр профессионального образования, подготовки и расстановки кадров.

Соответственно целенаправленная профориентационная деятельность сосредоточена в системе общего среднего и профессионального образования, а также в органах, занимающихся проблемами занятости.

Системно-профориентационную работу осуществляют Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, а также другие высшие и средние учебные заведения, общеобразовательные организации и учебновоспитательные учреждения.

В школах профориентационную работу организуют заместители директоров по воспитательной работе и классные руководители. Помощь им оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-предметники. В районах республики действуют центры психолого-медико-социального сопровождения школьников. Одним из основных направлений деятельности центров является психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

Как известно, основой профориентационной работы является профильное обучение. Оно организовано на основе мониторингов образовательных потребностей населения и местного рынка труда. Профильное обучение, расширяя возможности социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием. По данным мониторинга, проведенного Институтом развития образования и повышения квалификации Министерства образования РС(Я), профильным обучением охвачено 78 % старшеклассников, индивидуальными учебными планами - 14,4 %.

В нашей республике, наряду с промышленностью, развит аграрный сектор. 2013 г. Президентом республики объявлен годом комплексного развития села. Идет большая работа по реализации Указа Президента РС(Я) [3] и Плана действий Правительства республики [4]. В связи с этим происходит систематизация и совершенствование деятельности образовательных организаций, имеющих агротехнологическое направление.

В настоящее время в 35 улусах работают более 60 агрошкол, их число постоянно увеличивается. Это связано с активной государственной поддержкой. В 2011 г. была внесена поправка в закон о нормативах финансирования образовательных организаций с повышением коэффициента с 15 до 40 % [5].

Ежегодно во исполнение Постановления Правительства РС(Я) «О развитии агрошкол и подсобных хозяйств образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)» [6] выделяются финансовые средства для обеспечения автотракторной техникой, сельскохозяйственным оборудованием, горюче-смазочными и посевными материалами, живностью для образовательных организаций, имеющих подсобные хозяйства.

В настоящее время в 25 агрошколах имеются юридически оформленные подсобные хозяйства в виде обществ с ограниченной ответственностью или сельскохозяйственных потребительских коопераций. Ежегодно подсобные хозяйства агрошкол выращивают около 300 т картофеля, более 100 т капусты, более 100 т огурцов, помидоров и других овощей; сдают более 700 т молока, реализовывают около 13 т мяса, 5 т рыбы; заготавливают по 750-800 т сена. В их ведении - 668,5 га земли. Таким образом, созданы условия для приобщения школьников к сельскохозяйственному труду, ознакомления с аграрными профессиями. Главной целью агропрофилированных школ является воспитание хозяина земли.

В нашей республике восьмой год реализуется Концепция дуального образования РС(Я), в которой определены цели, задачи и возможные направления и формы организации, механизмы реализации, этапы введения и ожидаемые результаты профессиональной подготовки в общеобразовательных организациях. Около 4 тыс. старшеклассников (57 %) охвачены дуальным образованием, в 2013 г. одна треть из них получили свидетельства о профессиональной подготовке. В 117 школах идет подготовка по 50 профессиям, из которых самыми популярными являются: тракторист, водитель, швея, электрик, оператор-программист, овощевод, коневод и другие.

При реализации дуального образования осуществляется принцип межведомственного и межотраслевого взаимодействия для консолидации материальных и кадровых ресурсов с целью формирования в республике устойчиво функционирующего рынка труда, обеспечения занятости экономически активного населения и снижения безработицы. Есть и проблемы, связанные с реализацией данной концепции, которые решаются совместными усилиями с Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики.

В связи с реализацией на территории республики крупных инвестиционных проектов, в условиях повышения требований к эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления остро ставится вопрос повышения качества подготовки технических кадров. В последнее время увеличилось количество выпускников, поступающих на технические специальности. Необходимо отметить, что та работа, которая проводится на уровне Правительства и различных ведомств имеет определенные результаты.

Семнадцатый год в Министерстве образования функционирует штаб «Абитуриент», который ведет системную работу с выпускниками по профориентации, организует сопровождение выпускников школ при поступлении в учреждения профессионального образования.

По итогам 2013 г. около 90 % выпускников продолжают обучение в учреждениях профессионального образования, в том числе 64 % в учреждениях высшего, 29,5 % - среднего, 6,3 % - начального профессионального образования.

Огромный потенциал в организации профориентационной работы имеется в системе дополнительного образования школьников - это олимпиады, учебно-тренировочные сборы и мастер-классы, физико-технический конкурс «Исследуем и проектируем», конкурсы «Знанием победишь» и т.д. В этом году в 20-й раз проведена международная олимпиада «Туймаада», ежегодно в ней участвуют представители из более чем 10 субъектов РФ, в том числе из зарубежных стран. Активизировалась работа по поддержке талантливой молодежи в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

57 % школьников Якутии охвачены дополнительным образованием. В Российской Федерации эта цифра составляет 37 %. В республике работают 8 центров технического творчества, 3 станции юных техников, 15 объединений научно-технического творчества, 155 кружков научно-технического направления с общим охватом 3 960 учащихся (авиаракета-авто-судомоделирование, радиоэлек-

троника, компьютерные технологии, техническое моделирование, малая механизация, научноисследовательская работа, художественное конструирование и другое).

Как положительный опыт организации профориентационной работы, мы можем отметить реализуемый с 2011 г. совместно с образовательно-издательским центром «Академия» проект «Профессиональное будущее Якутии».

Цель проекта - разработка и реализация новой модели профориентационной работы с учащимися образовательных организаций с 1 -го по 11 -й классы с учетом особенностей образовательного и производственного потенциала республики. В рамках этого проекта изданы учебные пособия по таким темам, как «Транспорт», «Предпринимательство», «Педагогика», «Агропромышленный комплекс». К изданию подготовлены учебные пособия «Топливно-энергетический комплекс» и «Связь и информатизация».

В республике налаживается комплексный подход к профессиональной ориентации школьников. Тем не менее, согласно опросам учащихся и педагогов в профориентационной деятельности общеобразовательных организаций существует ряд серьезных недостатков:

1. Недостаточный уровень организации профориентационной работы в образовательных организациях. Только 24 % опрошенных считают, что проводимая в школах, работа отвечает потребностям выпускников и их родителей, помогает учащимся осознанно выбирать их будущие профессии. При этом 34 % респондентов определили эту работу как недостаточную.

2. Школьники затрудняются самостоятельно выбирать свои образовательные и профессиональные маршруты. Из числа респондентов только 40 % выбрали место продолжения образования и будущую профессию самостоятельно, при этом 16,6 % указали, что испытывают трудности в осуществлении такого выбора.

3. Избирательная ориентация молодежи на определенные профессии. Чаще всего школьники выбирают профессии, не согласуя свой выбор и предпочтения с потребностями рынка труда. Так, большинство опрошенных в качестве своей будущей профессиональной деятельности указали юриспруденцию, экономику, психологию, педагогику, дизайн, информационные технологии, государственное и муниципальное управление. Однако в ответах участвовавших в опросах отсутствуют специальности агропромышленного профиля и целого ряда других направлений профессионального образования, необходимых для развития региона. В связи с реализацией мегапроектов в республике наиболее востребованными являются рабочие профессии технической направленности, которые за последние годы составили порядка 70 % от ежегодных контрольных цифр целевого набора. Из рабочих профессий это, прежде всего, сварщики, токари, бульдозеристы, экскаваторщики, водители категорий С и Е, а среди специалистов с высшим профессиональным образованием довольно широкий спектр профессий, в числе которых специалисты по таким направлениям, как «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Транспортные средства», «Архитектура и строительство».

4. Как показывает проведенный нами анализ, большинство выпускников после окончания учебы поступают в высшие учебные заведения: 70 % школьников выбрали вуз, 20 % - колледжи и техникумы, 7,6 % - училище, - в то время как мониторинг кадрового рынка Республики Саха (Якутия) показывает большую востребованность специалистов именно с начальным и средним профессиональным образованием, являющихся фундаментом для успешной реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики.

5. Недостаточная работа по психолого-педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся выражается в том, что выпускники в качестве источников, которые оказывают влияние на выбор профессионального будущего отмечают не классных руководителей, педагогов, специальные пособия по профориентации, службы занятости, средства массовой информации и другие источники, а в большинстве случаев родителей и родственников (36 %), сеть Интернет (32 %), друзей и знакомых (27 %).

Для решения этих проблем и обеспечения высокого качества работы по профессиональной ориентации школьников, которая предполагает структурирование и соединение всех элементов в одно целое с разветвленными упорядоченными подструктурами и единым органом управления, необходимо:

1. Скоординировать деятельность всех субъектов профориентации республики. Разработка основных элементов подобной системы для общеобразовательных организаций республики была осуществлена в рамках научно-исследовательской работы образовательно-издательского центра «Академия».

2. Организовать ресурсное обеспечение профессиональной ориентации, включающей нормативно-правовую, материально-техническую, финансово-экономическую, организационноуправленческую, кадровую поддержку на всех этапах профориентационной деятельности. Основой информационного обеспечения является реализация проекта «Профессиональное будущее Якутии», связанного с выходом учебных пособий для учащихся 9-11 классов о наиболее востребованных отраслях, профессиях и специальностях различных отраслей народного хозяйства Республики Саха (Якутия).

3. Работу по профориентации организовать в соответствии с ФГОС, на основе компетент-ностного подхода, направленного на использование новых профориентационных технологий и информационных ресурсов.

4. Учитывать региональные, этнокультурные, культурно-исторические особенности республики, традиций трудовой подготовки человека на Севере. В этом плане следует использовать при организации профориентационной и допрофессиональной подготовки различные варианты профилей и направлений, сформировавшиеся модели дуального образования и сетевого взаимодействия в малокомплектных и кочевых школах, профессиональных проб по традиционным видам деятельности.

5. Ориентироваться на потребности регионального рынка труда и учитывать образовательное и производственно-профессиональное окружение в муниципальных образованиях.

6. Активизировать социальное партнерство.

Подводя черту сказанному, следует отметить, что реализация вышеуказанных приоритетов развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) позволит обеспечить сохранение и дальнейшее развитие трудового потенциала республики, консолидацию профориентационных ресурсов региона и повысить качество подготовки специалистов.

Ссылки:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. 11Р1_: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 01.11.2012).

2. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. 11Р1_: sakha.gov.ru/node/9931 (дата обращения: 04.11.2012)

3. Указ Президента Республики Саха (Якутия) «О комплексных мерах по развитию села в РС(Я)». 11Р1_: sakha.gov.ru/node/104238 (дата обращения: 07.11.2012).

4. План действий Правительства РС(Я) от 26.12.2012 г. № 1466-р. 11Р1_: yakutsk.bezformata.ru/listnews/sakha-yakutia-1644-ot-27-sentyabrya/ (дата обращения: 29.12.2012).

5. Закон РС(Я) от 18.06.2009 г. № 717-3, 321 —IV «О нормативах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях». URL: sakha-fran.siteedit.ru/page87 (дата обращения: 10.11.2012).

6. Постановление Правительства РС(Я) «О развитии агрошкол и подсобных хозяйственных образовательных учреждений РС(Я)» от 24.03.2009 г. № 107. 11Р1_: docs.pravo.ru/document/view/11758968/6881612 (дата обращения: 11.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.