УДК 378.1
С.В. Панина
Научно-методическое сопровождение профессиональной ориентации учащейся молодежи в Якутии
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье представлена история становления и развития профессиональной ориентации в РФ. Предпринята попытка анализа создания и деятельности научной школы Анны Васильевны Мордовской - первого профориентатора Республики Саха (Якутии). Приводится описание результатов кандидатской и докторской диссертаций А.В. Мордовской по специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Определены актуальные проблемы и приоритетные направления развития научной профориентации в регионе в контексте идей А.В. Мордовской. Сформулированы выводы о перспективах развития научно-методического обеспечения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и становления учащейся молодежи.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, научная школа, профессиональный интерес, учащаяся молодежь.
S.V. Panina
Academic Support of Career Guidance of Young People in Yakutia
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article presents the history of formation and development of career guidance in the Russian Federation. An attempt was made to analyze the creation and activities of Anna Vasilievna Mordovskaya's academic school, the first career counsellor in the Republic of Sakha (Yakutia). The article describes the results of candidate and doctoral dissertations by A.V. Mordovskaya under specialty 13.00.01 - General Pedagogy, History of Pedagogy and Education. The topical issues and priority directions of the development of academic career guidance in the region are determined in the context of A.V. Mordovskaya's ideas. Conclusions are drawn about the prospects for the development of academic and methodological support of career guidance, professional self-determination and the formation of young students.
Keywords: career guidance, academic school, professional interest, studying youth.
Введение
Республика Саха (Якутия) является регионом с устойчивым ростом производства во всех отраслях экономики, рассматривается как участник геополитических устремлений Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, как одна из опорных точек роста, определяющих развитие Дальнего Востока и Арктической зоны России. Подготовка нового поколения профессионалов, которые придадут новый импульс социальному экономическому развитию страны, начинается задолго до университетской аудитории. Учитывая такие стратегические приоритеты, как сохранение и развитие человеческого капитала, необходимо уделять серьезное внимание профессиональной ориентации. Главная задача - включение подрастающего поколения к труду, в социально-профессиональную жизнь республики, воспитание готовности к труду и будущей профессии, а также воспитание гражданина своей малой и большой родины. Проблема профориентации сложная, многогранная, комплексная, не дающая быстрых результатов, они отсроченные, что требует систематической и длительной работы [1].
ПАНИНА Светлана Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]
PANINA Svetlana Viktorovna - Candidate of Philological Sciences, Assistant Professor, Department of Pedagogy, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
Процессы глобализации производства и рынка труда, стремительный рост информационно-коммуникационных и интернет-технологий, трудовая миграция специалистов различного профиля, обусловленные высокой конкуренцией на рынке труда и необходимостью поиска лучших условий качества жизни и профессиональной деятельности - все эти факторы существенно повлияли на переосмысление роли профессиональной ориентации в современном обществе. В настоящее время можно констатировать, что профессиональная ориентация в теории сложилась как система, включающая следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей, профессиональная диагностика и консультирование, профессиональный подбор и отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональная ориентация, как и общество, имеет свою историю. Она зародилась на стыке очень несхожих и в то же время взаимообусловленных явлений: промышленной рево -люции, технического прогресса и научной психологии и педагогики. В данной статье акцентируем внимание на историю становления и развития научного сопровождения профессиональной ориентации в Якутии.
Научное исследование профориентации в России начинается с 1920-х гг. (табл. 1) [2]:
Таблица 1
Основные этапы становления и развития отечественной профессиональной ориентации
Этапы Годы Особенности
I начало 1920-х -конец 1930-х гг. Зарождение и становление, поиск форм и методов профработы. Отрыв профориентации от школы. Пассивная позиция молодого человека при выборе профессии
II 1940-1950-е гг. Внедрение психодиагностических процедур к процессу выбора профессии
III 1960-1970-е гг. Возобновление интереса к проблемам профессиональной ориентации. Постепенно акцент перемещается в сторону учета объективных и субъективных условий и факторов при выборе профессии. Создается воспитательная концепция профессиональной ориентации
IV 1980-е -начало 1990-х Реформа общеобразовательной и профессиональной школ (1984), цель которой - качественное улучшение подготовки школьников к жизни и труду, а также совершенствование системы управления профориентацией
V 2000-2010-е гг. Масштабный эксперимент по профильному обучению и предпрофильной подготовке учащихся. Внедрение и реализация факультативных профори-ентационных курсов и модуля в образовательной области «Технология»
VI c 2010 г. - по настоящее время Начинается расцвет профессиональной ориентации. Актуализируется в государственных документах, в науке, практике образования. Впервые ФГОС ОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредмет-ным, предметным. Личностные результаты к освоению основной образовательной программы, наряду с другими, включают осознанный выбор будущей профессии и пути реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
В Республике Саха (Якутия) вопросы профессиональной ориентации, трудовой и поли -технической подготовки стали предметом изучения в середине XX века: в частности, к ним обращались в своих трудах В.Ф. Афанасьев, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, П.П. Кондратьев, Т.Т. Саввинов. В ряде диссертационных исследований раскрывались отдельные аспекты формирования профессионального самоопределения подготовки учащихся в условиях Крайнего Севера (Г.Р. Волков, А.А. Григорьева, А.Д. Семенова, И.С. Портнягин и др.). Однако становление системной научной профориентации берет свое начало с исследований Анны Васильевны Мордовской.
Научная школа профориентации учащейся молодежи А.В. Мордовской
В 2018 г. исполнилось бы 60 лет со дня рождения Анны Васильевны Мордовской - выдающегося ученого, талантливого педагога, лидера профориентологии в Северо-Восточном регионе, посвятившего всю свою жизнь служению родному университету и профориентации.
Талант Анны Васильевны всегда отличался многогранностью: она превосходно справлялась и с динамичной общественной деятельностью, и с вдумчивой исследовательской работой. После окончания филологического факультета Якутского государственного университета в 1981 г. Анна Васильевна была приглашена на комсомольскую работу, где она проявила свои организаторские способности, лидерские качества и в 1983 г. на комсомольской конференции студентов и преподавателей ЯГУ была избрана заместителем секретаря комитета комсомола. Позднее, став аспиранткой НИИ трудовой подготовки и профориентации АПН СССР, Анна Васильевна Мордовская под руководством академика РАО Светланы Николаевны Чистяковой досрочно защитила кандидатскую диссертацию по общей педагогике [3].
В кандидатской диссертации на тему «Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий» молодой учёный А.В. Мордовская обосновала профориентационную направленность, содержание, формы, методы и приемы преподавания факультативных курсов; условия для обеспечения эффективного формирования профессиональных интересов. Автор рассматривала профессиональный интерес школьников как эмоционально окрашенное, положительное и избирательное отношение к определенной про -фессии, связанное со стремлением расширить знания и умения, характеризующиеся волевой установкой на овладение ею, потребностью к активной деятельности. В состав профессионального интереса исследователь включила познавательный, эмоциональный, потребностно-деятельностный и волевой компоненты [4].
Результаты диссертационного исследования показали, что формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий осуществляется эффективно при обогащении содержания факультативных курсов, внеклассной работы материалом с профориентационной направленностью, включающая информацию о содержании профессий, изучение личности школьника в целях профориентации; использование активных форм и методов обучения; анализ справочной и профессиографической литературы.
Анной Васильевной доказано, что эффективности факультативных занятий способствует обеспечение взаимосвязи познавательного, учебного и профессионального интересов на основе углубленного изучения школьниками учебных предметов, областей знаний и профессий. В её опытно-экспериментальной работе, проводимой на базе различных образовательных организаций (например, школы №494 г. Москвы, № 12 г. Железнодорожный, Софринской школы № 9, интегрирующих знания учащихся, получаемые в процессе изучения физики, химии, биологии, географии, основ экономики социалистической промышленности), использовались междисциплинарные факультативные курсы экологического профиля «Здоровье человека и окружающая среда», «Техника и окружающая среда», «Биосфера и человек». Благодаря такому применению межпредметных связей, расширились возможности ознакомления школьников с различными сферами профессиональной деятельности.
По мнению А.В. Мордовской, развитие стержневых познавательного и учебного интересов явилось предпосылкой формирования профессиональных интересов школьников. С этой целью необходимо знакомить учащихся с условиями работы специалистов, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, медицинскими противопоказаниями, приобретения практическими умениями учащимися, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Исследователь доказал, что для активизации позиции школьников в поиске будущей профессии, приобретения знаний о ней и умений необходимо использовать лекции с проблемным изложением материала, ролевые игры, творческие задания, профориентационные игры, профконсультации и др. [4].
Исходя из структуры и функциональной природы профессионального интереса А.В. Мордовской, установлены три уровня сформированности профессионального интереса с соответствующими показателями (высокий, средний, низкий) (табл. 2).
Таблица 2
Уровни и показатели сформированности профессионального интереса
№ Компоненты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
I Познавательный соответствие учебного или познавательного и профессиональных интересов; устойчивая потребность в знаниях по изучаемому предмету; владение информацией о содержании профессии, функциональных обязанностях специалистов, путях получения образования совпадение учебного или познавательных интересов с профессиональным; развивающаяся потребность в знаниях по изучаемому предмету; стремление и попытка изучения содержания профессии отсутствие или случайное совпадение учебного или познавательного интересов с профессиональным; любопытство только к внешним сторонам содержания профессии; отсутствие потребности в ознакомлении с профессией; познание содержание профессии, функциональных обязанностей специалистов, требования, предъявляемых к ним, путей получения образования
II Эмоциональный эмоциональное состояние, характеризующееся положительным устойчивым, длительным (постоянным) отношением к выбранной профессии положительное отношение к профессии; эмоциональное состояние, характеризующееся еще неустойчивым отношением к выбранной профессии положительное отношение к профессии; эмоции эффективного характера
III Потребностно-деятельностный изучаемая область связана с будущей профессиональной деятельностью; потребность в деятельности, максимально приближенной к профессиональной; активная позиция в овладении знаниями о профессии в интересующей области недостаточно активная позиция в овладении знаниями о профессии в интересующей отрасли; отсутствие самостоятельности; развитие потребности в деятельности желание овладеть знаниями о профессии в интересующей области; отсутствие потребности в деятельности
IV Волевой уверенность в преодолении трудностей в овладении профессией появление волевых усилий в ознакомлении с содержанием профессии полное отсутствие волевых усилий вы ознакомлением с содержанием профессии
По утверждению Анны Васильевны, знание уровней и показателей сформированности профессиональных интересов школьников позволяет более целенаправленно осуществлять профориентационную работу на факультативных занятиях.
Также ею определены условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональных интересов школьников на факультативных занятиях:
- реализация взаимосвязи организационно-педагогических требований к формированию профессиональных интересов учащихся (соответствие выбора занятий желаниям и интересам школьников; осуществление связи обучения с практикой; применение межпредметных связей; использование в комплексе классных, факультативных и внеклассных занятий; включение в содержание факультативных курсов краеведческого материала; реализация политехнического принципа);
- ознакомление школьников с профессиями на основе углубленного изучения учебных предметов, областей знаний;
- реализация индивидуального и дифференцированного подходов к формированию профессиональных интересов школьников;
- достижение взаимосвязи познавательных, учебных интересов учащихся с профессиональным;
- активизация всех структурных компонентов профессионального интереса: познавательного, эмоционального, волевого и потребностно-деятельностного - для обеспечения его устойчивости [4].
В 2000 г. Анна Васильевна Мордовская в диссертационном совете при Институте общего среднего образования Российской академии образования при научном консультировании академика РАО С.Н. Чистяковой успешно защитила докторскую диссертацию на тему: «Эт-нопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (на примере Республики Саха (Якутия)». Автором было определено, что в целях подготовки подрастающего поколения к трудовому образу жизни и профессии педагогика народа саха использует трудовое воспитание как основу всей системы семейного воспитания; раннее вхождение ребенка в мир труда; воспитание нравственных качеств труженика и совершенного человека в соответствии с учением айыы; усиление практической подготовки молодежи для вхождения в самостоятельную трудовую жизнь.
А.В. Мордовской установлена взаимосвязь национальной культуры, этнопедагогики и профориентации, которая способствует формированию жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, достигаемая вследствие единства функций в системе отношений «человек-общество»: аксиологической, воспитательной, социальной, познавательной, коммуникативной, нормативной [5].
Якутским исследователем подтверждено, что в процессе формирования жизненного и профессионального самоопределения необходимо опираться на гуманистическую теорию понимания человека-творца и созидателя, что обусловлено:
- потребностью системы отечественного образования в переориентацию на личностно-ориентированные технологии воспитательной работы с учащимися;
- усилением гуманистической направленности образования, ориентацией на развитие растущего человека, максимальное раскрытие его возможностей;
- требованиями современного рынка труда к образовательной, профориентационной подготовке школьников, способных успешно самоопределиться в сложных социально-экономических реалиях рыночной экономики [5].
Выявлены основные направления реализации этнопедагогического подхода, рассматриваемого в контексте с профессиональной ориентацией: приобщение учащихся к национальной культуре; использование педагогически ценностного опыта народного воспитания; усиление ценностно-ориентационной направленности воспитательного процесса; объединения воспитательного потенциала семьи и школы, их ближайшего социального окружения; учет этнопсихологических особенностей учащихся [5]. Анна Васильевна предложила разрабатывать теоретические основы этнической профориентации, позволяющей систематизировать накопленный этнопедагогикой опыт подготовки подрастающего поколения к жизни и выбору будущей профессии, выявить закономерности, принципы, способы воспитательного процесса с учетом этнического своеобразия народа.
Данные аспекты научного сопровождения профориентации стали разрабатывать в своих исследованиях её ученики и последователи, составившие основу научной школы А.В. Мордовской. Основные направления школы - это научно-методическое обеспечение подготовки специалистов разного профиля, формирование ценностных ориентаций, нравственных идеалов будущего педагога, научные и практические основы формирования будущих кадров-про-фориентологов и другие (табл. 3).
Таблица 3
Темы кандидатских диссертаций, защищённых под научным руководством А.В. Мордовской
№ Год защиты Тема кандидатской диссертации Ф.И.О.
1. 1999 г. Формирование профессиональных планов старшеклассников в процессе социально-досуговой деятельности (на примере городского социума) Панина С.В.
2. 2000 г. Формирование профессиональной направленности сельских старшеклассников в условиях профильного обучения Товарищева Ф.Д.
3. 2001 г. Этнопедагогические особенности выбора учащимися будущей профессии Решетникова М.И.
4. 2002 г. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях личностно-ориентированного образования Жданова О.В.
5. 2005 г. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза (на примере специальности «Электроснабжение») Максимова Н.А.
6. 2006 г. Профессиональное становление модели специалистов в условиях сельской школы Алексеева И.С.
7. 2006 г. Формирование индивидуальных траекторий профессионального развития будущих социального педагогов Макаренко Т.А.
8. 2006 г. Формирование гуманного отношения к человеку у будущих сотрудников правоохранительных органов Панина Т.В.
9. 2007 г. Формирование личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной среде школы Инешина Л.Г.
10. 2007 г. Повышение квалификации учителей в условиях профилизации городской школы Березкина З.К.
11. 2007 г. Педагогическое сопровождение процесса выбора учащимися будущей профессии: на примере коррекционной школы Егорова Р.И.
12. 2008 г. Формирование жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов Максимова Е.В.
13. 2009 г. Управление качеством допрофессиональной подготовки будущих учителей в системе регионального образования (на примере РС (Я) Солдатова С.Д.
14. 2009 г. Формирование учебной самостоятельности будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку Парникова Г.М.
15. 2010 г. Формирование самоконтроля у будущих инженеров в процессе изучения математики Филиппова М.П.
16. 2011 г. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в информационной образовательной среде городской школы Карнаухова А.А.
17. 2011 г. Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям общественности Виниченко В.А.
Идеи оказания учащейся молодежи своевременной, научно обоснованной помощи, сообразной сложившейся социокультурной ситуации, материализуются в широком спектре работ представителей научной школы А.В. Мордовской. На протяжении нескольких лет она и её коллеги, последователи занимаются разработкой и обновлением концептуальных аспектов и внедрением практико-ориентированных технологий педагогической поддержки школьников, стоящих перед выбором будущего профессионального старта; педагогического сопровождения профессионального становления будущих специалистов.
Отличительной особенностью научной школы А.В. Мордовской является ее практикоо-риентированность. Многолетнее сотрудничество с педагогическими коллективами с СОШ №№ 21, 23, 29 г. Якутска, учреждениями дополнительного, среднего профессионального и высшего образования Республики Саха (Якутия) способствовало созданию ряда работ (учеб -но-методических разработок для учащихся и педагогов школ и учебных заведений СПО и ВО), развивающих идею интегративного профориентационного курса, реализуемого на разных возрастных этапах.
Также научная школа А.В. Мордовской имеет опыт выполнения НИР по Государственному контракту № 1120-1 от 14 июня 2011 г. «Разработка организационно-функциональной модели профориентационной работы с учащимися с учетом особенностей образовательного и профессионально-производственного потенциала Республики Саха (Якутия)» (2011-2012; руководитель - академик РАО, д.п.н., профессор С.Н. Чистякова, исполнители - А.В. Мордовская и С.В. Панина); НИР СВФУ совместно с Российской академии образования «Теория и практика воспитания студентов на традициях этноса Республики Саха (Якутия) (2016 - 2017 гг.; исполнители С.В. Панина, Ф.Д. Товарищева, И.С. Алексеева, Т.А. Макаренко, Р.И. Егорова) и
«Проектирование системы профессиональной ориентации учащейся молодежи Республики Саха (Якутия)» (2015-2017 гг.; исполнители - С.В. Панина, Т.А. Макаренко, И.С. Алексеева).
В сотрудничестве с Образовательно-издательским центром «Академия» (г. Москва) создан и функционирует портал «Профессиональное будущее Якутии» (разработчики С.В. Панина, Т.А. Макаренко); разработаны аналитические материалы в рамках НИР ООО «Образовательный центр «Академия»» (С.В. Панина) по совершенствованию методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; по активизации профориентационной работы с молодежью Московской области с учетом кадровых потребностей ведущих предприятий региона; по реализации деятельности школ наставничества и центров профориентации на базе образовательных организации.
Научная школа А.В. Мордовской является организатором и участником международных и всероссийских научно-практических конференций по проблемам поддержки профессионального самоопределения учащейся молодежи: социально-профессиональная адаптация; специфика профориентации воспитанников и обучающихся разных категорий (дети-сироты, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, одаренные и др.); ресурсы дополнительного образования в профориентации учащейся молодежи; организация социального партнерства субъектов профориентации; инновационные подходы к подготовке педагогических кадров к профориентационной работе; внедрение новых профессиональных и образовательных стандартов (WorldSkills, ТОП-50, ТОП-регион, дуальное обучение); непрерывное профессиональное образование; новые формы и технологии образования взрослых; использование информационно-коммуникационных и электронных ресурсов в образовательном процессе и профориентации.
С целью повышения квалификации по организации профессиональной ориентации последователи научной школы А.В. Мордовской систематически проводят курсы для педагогов организаций общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования.
Педагогические коллективы школ активно используют разработанные А.В. Мордовской и её учениками программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, профессиональные пробы. Анна Васильевна известна как автор более 120 научных и учебно-методических трудов по проблемам профессиональной ориентации учащейся молодежи. Среди книг, широко используемых в теории и практике отечественной профессиональной ориентации, выделим научную монографию «Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа саха» (издательство «Academia»); учебники для студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования «Основы профориентологии» и «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» (издательство «Юрайт»), удостоенные грифа Министерства образования и науки РФ.
Для создания системы непрерывной подготовки педагогических кадров в Якутии А.В. Мордовской разработаны Положения о деятельности педагогических классов и общеобразовательных учреждений, утвержденные Коллегией Министерства образования РС (Я), позволившие сформировать в республике нормативно-правовую базу для развития довузовской подготовки будущих педагогов. Она является инициатором организации и проведения с 1997 г. республиканской олимпиады для школьников «Педагогическая звездочка».
Научные идеи А.В. Мордовской легли в основу деятельности профориентационной работы Северо-Восточного федерального университета - флагмана социально-экономического развития региона, нацеленного на подготовку конкурентноспособных специалистов, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-востока РФ и Арктической зоны.
Плодотворная научная и научно-педагогическая деятельность А.В. Мордовской была отмечена государственными и ведомственными наградами: Почетным знаком «Заслуженный деятель науки РС (Я), нагрудными знаками «Учитель учителей РС (Я)», «Отличник образования РС (Я)», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
Заключение
Разработки научной школы профориентации А.В. Мордовской и её единомышленников позволили выстроить в Якутии систематичную, адекватную запросам времени, отвечающую требованиям республиканского рынка труда работу в сфере профориентации и профессиональной занятости учащейся молодежи.
Новое поколение представителей научной школы А.В. Мордовской продолжает лучшие традиции, заложенные учёным-профориентатором. Перспектива исследований обозначена реализацией вариативности организации в регионе профориентационной работы с учетом региональных, этнокультурных и культурно-исторических особенностей республики; информатизации профориентации в регионе; развития социального партнерства в области профориентации; педагогическое сопровождение и комплексная поддержка профессионального самоопределения учащейся молодежи и профессионализации взрослых; внедрение и реализация интерактивных технологий и активных методов профориентации в содержание профориента-ционной деятельности, с учетом зарубежного и отечественного педагогически ценного опыта [6].
Молодые исследователи разрабатывают научно-методические основы формирования, совершенствования, коррекции профессиональных планов; составляют и ведут апробацию в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования в Республики Саха (Якутия) профориентационные курсы для обучающихся, педагогов с учетом современных вызовов по организации ранней профориентации, профориентационной работы, карьерного развития и профессиональной занятости молодежи и др.
Осмысливая концептуальные подходы и технологии профориентации, необходимо отметить следующие основные тенденции её развития: уменьшение в стране трудоспособного населения; приток трудовых мигрантов предопределяют конкуренцию за рабочие места; несоответствие профессионально-квалификационного состава; наблюдается «отложенное взросление» молодых поколений, большинство выпускников школ обнаруживают тотальную неготовность к осуществления перехода во взрослую жизнь [7].
Накопленный за десятилетия уникальный опыт по разработке методов и инновационных технологий профессиональной ориентации, личностного, социально-профессионального становления учащейся молодежи в образовательных организациях, по подготовке педагогов-про-фориентаторов позволяет говорить об исключительности научной школы профориентации в Якутии. Интерес к проблемам профессиональной ориентации молодежи приобретает новые очертания и открывает новые горизонты для дальнейших научных исследований.
Литература
1. Михайлова Е.И. Стратегическая цель образования - подготовка кадров нового поколения // Платформа-Навигатор: Развитие карьеры. Научно-методический журнал. - 2017. - № 2. - С. 2-3.
2. Чистякова С.Н., Сахарова В.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 4 (28). - С. 171-176.
3. Архипова С.Н. Светлой памяти Анны Васильевны Мордовской // Вестник СВФУ. - 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 134-136.
4. Мордовская А.В. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий: диссертация на соискание уч. степени к. пед. н. - Москва, 1990. - 187 с.
5. Мордовская А.В. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)): диссертация на соиск уч. степени д. пед. н. - Москва, 2000. - 355 с.
6. Мордовская А.В. Приоритетные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саза (Якутия) // Наука и образования. - 2012. - № 2 (66). - С. 115-121.
7. Чистякова С.Н. Оценка становления и тенденции развития проблемы профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональная ориентация и занятость молодежи. Научно-методический журнал. - 2017. - № 1. - С. 5-8.
References
1. Mihajlova E.I. Strategicheskaya cel' obrazovaniya - podgotovka kadrov novogo pokoleniya // Platforma-Navigator: Razvitie kar'ery. Nauchno-metodicheskij zhurnal. - 2017. - № 2. - S. 2-3.
2. CHistyakova S.N., Saharova V.I. Professional'naya orientaciya uchashchejsya molodezhi: stranicy istorii i tendencii razvitiya // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2017. - № 4 (28). - S. 171-176.
3. Arhipova S.N. Svetloj pamyati Anny Vasil'evny Mordovskoj // Vestnik SVFU. - 2013. - T. 10. - № 3. -S. 134-136.
4. Mordovskaya A.V. Formirovanie professional'nyh interesov shkol'nikov v processe fakul'tativnyh zanyatij: dissertaciya na soiskanie uch. stepeni k. ped. n. - Moskva, 1990. - 187 s.
5. Mordovskaya A.V. EHtnopedagogicheskie osnovy formirovaniya zhiznennogo i professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov (Na primere Respubliki Saha (YAkutiya)): dissertaciya na soisk uch. stepeni d. ped. n. - Moskva, 2000. - 355 s.
6. Mordovskaya A.V. Prioritetnye napravleniya razvitiya professional'noj orientacii v Respublike Saza (YAkutiya) // Nauka i obrazovaniya. - 2012. - № 2 (66). - S. 115-121.
7. CHistyakova S.N. Ocenka stanovleniya itendencii razvitiya problemyprofessional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya // Professional'naya orientaciya i zanyatost' molodezhi. Nauchno-metodicheskij zhurnal. -2017. - № 1. - S. 5-8.