Научная статья на тему 'Перспективы и развитие профессиональной ориентации в республике Саха (Якутия)'

Перспективы и развитие профессиональной ориентации в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / VOCATIONAL GUIDANCE / CAREER GUIDANCE WORK / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

Раскрывается опыт организации профориентационной работы в республике. На основе анализа теории и практики профориентационной работы субъектов профессионального самоопределения личности определены перспективные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND DEVELOPMENT OF VOCATIONAL GUIDANCE IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article reviews the experience on organization of career guidance work in the Republic of Sakha. Basing upon analysis of the theoretic and practical aspects of the vocational guidance work the author considers prospective areas of the career guidance development in the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Перспективы и развитие профессиональной ориентации в республике Саха (Якутия)»

УДК 37.047 (571.56)

Панина Светлана Викторовна

Panina Svetlana Viktorovna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Subdepartment, Pedagogical Institute, North Eastern Federal University

ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

PROSPECTS AND DEVELOPMENT OF VOCATIONAL GUIDANCE IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация:

Summary:

Раскрывается опыт организации профориентационной работы в республике. На основе анализа теории и практики профориентационной работы субъектов профессионального самоопределения личности определены перспективные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия).

The article reviews the experience on organization of career guidance work in the Republic of Sakha. Basing upon analysis of the theoretic and practical aspects of the vocational guidance work the author considers prospective areas of the career guidance development in the Republic of Sakha (Yakutia).

Ключевые слова:

профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, социальное партнерство.

Keywords:

vocational guidance, career guidance work, professional self-determination, social partnership.

Происходящее обновление концептуального осмысления и технологий профориентационной работы учитывает следующие основные тенденции, такие как: уменьшение численности трудоспособного населения, тем самым обеспеченность трудовыми ресурсами вряд ли будет удовлетворительной; приток трудовых мигрантов предопределяет конкуренцию за рабочие места; деформация профессионального образования; появление феноменов «постпрофессионализма», «портфельной карьеры» и другое. В связи с этим результаты профориентационной работы образовательных организаций должны формулироваться не только на языке ЗУНов и компетенций будущих выпускников, но и на языке регионального развития [1]. На региональном уровне важно сформировать гибкую систему профессиональной ориентации с учетом образовательного и профессионально-производственного потенциалов региона, направленных на обеспечение взаимодействия ведомств, министерств, организаций, которые призваны решать проблемы профессионального самоопределения личности и трудоустройства работников, координации профориентационной деятельности различных субъектов профориентации по уровням образования и жизненным циклам человека.

При создании системы профессиональной ориентации на региональном уровне необходимо учитывать социально-экономические условия, в которых происходит трудовая деятельность человека. Как и для многих субъектов Северо-Востока России для экономики Республики Саха (Якутия) характерны снижение объемов и темпов производства, большие издержки производства, рост убыточных предприятий, низкая инвестиционная активность, что оказывает неблагоприятное влияние на общее состояние республиканского рынка труда. В этой связи особую значимость приобретает взвешенная, продуманная региональная политика в области профессиональной ориентации молодежи, учитывающая развитие экономики региона, комплекс социально-экономических, демографических, миграционных, региональных особенностей.

За последние годы в республике наблюдается повышенный интерес со стороны органов власти к организации профессиональной ориентации молодежи. Вместе с тем, анализ профориентационной деятельности в республике свидетельствует о наличии противоречий, касающихся качества ее организации: между социальным заказом на качество профориентационной работы субъектов и отсутствуем системной организации профессиональной ориентации в республике; между потребностью рынка труда республики в компетентных специалистах и отсутствием перспективного прогноза в кадрах для обеспечения реализации Схемы - 2020 г.; между необходимостью комплексной организации профориентации на всех этапах жизни человека и эпизодическим характером проведения профориентационной работы; между потребностью личности в получении качественной профориентационной информации, психологопедагогической поддержки профессионального самоопределения и недостаточным ресурсным обеспечением профориентационной работы.

Согласно прогнозу потребности в трудовых ресурсах в экономике Республики Саха (Якутия) ожидается увеличение спроса в специалистах, занятых в строительстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, обрабатывающих производствах.

Вместе с тем, как показывают результаты опроса, учащиеся республики в основном выбирают следующие профессии, относящиеся к областям: экономика и менеджмент, юриспруденция, далее медицина, информация, строительство, связь с общественностью, дизайн, журналистика, филология. 48,6 % опрошенных указывают на средний уровень организации республиканской профориентации. Как видно из представленных данных, наблюдается рассогласованность в профессиональных намерениях школьников и потребностей рынка труда в кадрах для развития экономики республики.

Так, в 2013 г., в целях формирования и развития интегрированной системы профессиональной ориентации учащихся, выпускников общеобразовательных школ и с учетом требований рынка труда, реализуется профориентационный проект «Профессиональное будущее молодежи г. Якутска» (разработчики проекта Центр занятости населения г. Якутска, СВФУ им. М.К. Аммосова, Управление образования г. Якутска). В рамках реализации проекта оказаны профориентационные услуги более 1,3 тыс. учащимся образовательных учреждений г. Якутска; предоставлены информационные материалы по профориентации (видеоролики о центре занятости населения, информационные буклеты об услугах службы занятости, рейтинге профессий по рабочим специальностям, служащим); разработан Атлас профессий (востребованные профессии на рынке труда республики, профессиограммы); проводится конкурс агитбригад среди старшеклассников «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат», организованный в целях повышения престижа рабочих профессий.

Как справедливо отмечает А.В. Мордовская, для обеспечения повышения качества профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) необходимо определить следующие приоритеты в организации профориентационной работы:

- создание системы профессиональной ориентации, которая предполагает структурирование и соединение всех элементов в одно целое с разветвленными упорядоченными подструктурами с единым органом управления, что позволит усилить скоординированность профориентационной работы всех субъектов профориентации республики;

- обеспечение комплексности профориентации, предусматривающей реализацию всех ее компонентов: профдиагностики, профинформации, профконсультирования, профотбора, профподбора, профадаптации, профориентированной деятельности, которые в совокупности позволят на качественно новом уровне организовать профориентационную работу;

- ориентация на потребности регионального рынка труда и учет образовательного и производственно-профессионального окружения в поселках, городах, улусах, районах, республике;

- реализация вариативности при организации профориентационной работы, учитывая региональные, этнокультурные, культурно-исторические особенности республики;

- организация ресурсного обеспечения профессиональной ориентации, включающая материально-техническую, финансово-экономическую, нормативно-правовую, организационноуправленческую, кадровую, научно-методическую, информационную поддержку на всех этапах профориентационной деятельности;

- осуществление компетентностного подхода к организации профориентации, направленного на формирование компетенций обучающихся и профессиональной компетентности работников;

- информатизация профориентации, предусматривающая использование современных информационных источников и ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов на всех этапах профориентационной деятельности;

- активизация социального партнерства посредством создания в Якутии регионального представительства Ассоциации профориентаторов России, ассоциаций стратегических и социальных партнеров образовательных учреждений, консолидирующих профориентационные и профессионально-образовательные ресурсы, позволяющие осуществлять системно кадровую политику на предприятиях;

- организация сопровождения и комплексной поддержки профессионального самоопределения подростков и молодежи и профессионализации взрослых;

- внедрение современных образовательных и интерактивных технологий и активных методов профориентации в содержание профориентационной деятельности, учитывая зарубежный и отечественный педагогически ценный опыт [2].

Реализация вышеуказанных перспектив развития профориентации в Республике Саха (Якутия) позволит обеспечить сохранение и дальнейшее развитие человеческого капитала, трудового потенциала региона, консолидацию профориентационных ресурсов республики. Учи-

тывая особенности социально-экономического развития Северо-Востока России, территориального рынка труда, распределения трудовых ресурсов в регионе, на наш взгляд СВФУ как федеральный вуз, демонстрирует грамотное системное управление профориентационной работы и осуществление подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационно-ориентированной экономики, долгосрочных перспектив развития приоритетных отраслей науки, техники, образования, культуры и социальной сферы.

Для инновационного развития федерального университета, обеспечения эффективности профессиональной подготовки студентов, ориентированной на потребности регионального рынка труда, образовательные запросы личности, разработана Концепция развития профессиональной ориентации в СВФУ, направленная на качественное ее обновление в вузовских условиях, повышение конкурентоспособности будущего работника с высшим образованием, мобильного и социально адаптированного к условиям рыночной экономики, а также самого вуза [3].

Ссылки:

1. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Тенденции повышения качества подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению // Наука и профессиональное образование: к 70-летию Российской академии образования: коллективная моногр. / под ред. И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, С.Н. Чистяковой. М., 2013. С. 277-285.

2. Мордовская А.В. Приоритетные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) // Наука и образование. 2012. № 2 (66). С. 115-121.

3. Мордовская А.В., Игнатьев В.П., Панина С.В., Аммосов И.Н. Основные направления Концепции профориентационной работы в вузе // Высшее образование сегодня. 2013. № 11. С. 27-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.