ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ
BASIC TRENDS OF SOCIAL PARTNERSHIP WITHIN SCHOOL CAREER GUIDANCE ACTIVITIES
С. В. Панина, Л. В. Степанова
В статье рассмотрены основные направления деятельности школы и социальных партнеров в профессиональной ориентации учащихся в современных социально-экономических условиях, а также возможности реализации работы по решению проблем преемственности системы образования.
Ключевые слова: профориентационная работа, социальное партнерство.
Профориентационная работа в современных социально-экономических условиях должна стать частью образовательного процесса, способствовать формированию индивидуальной траектории личного и профессионального самоопределению человека с учетом его психофизиологических особенностей и реальных потребностей общества и рынка труда. В последнее время особую актуальность приобретает адаптационная, опережающая модель профориентационной работы, в основе которой лежит концепция сопровождения профессиональной карьеры будущего работника с учетом особенностей рыночной экономики, развивающая его активность, ответственность за свой профессиональный старт и профессиональный выбор, дальнейшее успешное трудоустройство.
В контексте педагогических исследований социальное партнерство - это особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. В связи с этим в рамках госконтракта Республики Саха (Якутия) по разработке организационно-функциональной модели профориентационной работы с учетом образовательного и профессионально-производственного потенциала региона, Образовательно-издательским центром «Академия» был изучен опыт социального партнерства в профориентации республики [1-2].
Анализ сотрудничества школ, колледжей и вузов в области профессиональной ориентации показал, что их взаимодействие направлено в основном на: информирование о правилах приема; пробных и вступительных экзаменах; условиях обучения в профильных вузах; о работе подготовительных курсов; проведение дней открытых дверей; предоставление услуг профдиагностики. Указанные направления партнерства свидетельствуют о факте заинтересованности образовательных учреждений профессионального образования, прежде всего в привлечении и наборе абитури-
S. V. Panina, L. V. Stepanova
In the article the authors examine the basic trends of activities of a school and social partners in the frame of career guidance of students in modern social and economic conditions as well as possibilities to realize work to solve problems of education system's continuity.
Keywords: professional (career) guidance activity, social partnership.
ентов, однако при этом явно недооцениваются интересы, склонности претендентов на профессиональное образование, а также реальные запросы рынка труда.Результатив-ность деятельности социальных партнеров в профессиональной ориентации школьников во многом определяется сформированностью у них ключевых компетенций, социально-практического опыта, знания и понимания проблемы индивидуального профессионального самоопределения.
Педагогическую поддержку в учебных заведениях осуществляют классные руководители (тьюторы, кураторы), школьные психологи, учителя-предметники, социальные педагоги, медицинские работники. На наш взгляд, для согласованной работы всех субъектов данного процесса целесообразно создание специальной структуры (совета, центра, рабочей группы) педагогического сопровождения формирования самоопределения школьников [1]. Координацию может осуществлять заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в функции которого входит выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования их деятельности и поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся.
В школах ежегодно проводятся мероприятия, имеющие профориентационное значение. Так, родители могут принимать в них участие как разработчики творческого проекта; консультанты в подготовке мероприятий, написании сценариев, планировании хода творческих дел; непосредственные участники различных культурно-образовательных акций; члены жюри и ведущие эксперты. Активно организуются информационные, поисковые и научно-исследовательские проекты (например, «Профессии в моей семье», «Профессиональные династии»), родители помогают в подготовке и проведении профессиональных проб, профэкскурсий и социальных практик; руководят клубными занятиями и др.
Существенным потенциалом обладает организация социального партнерства в рамках дуального образования. С при-
нятием «Концепции дуального образования Республики Саха (Якутия)», по данным 2011 г. в 112 школах организована подготовка по 36 профессиям, среди которых тракторист, водитель, швея, электрик, оператор-программист, овощевод, коневод и пр. Так, СОШ с. Табаги Мегино-Кангаласского улуса свои задачи видит в комплексной поддержке профориентацион-ной работы. Интеграция школы с сельским социумом осуществляется через взаимодействие с родителями, народными мастерами, умельцами, индивидуальными предпринимателями, общественными организациями села, улуса, республики.
Социальное партнерство школы с учреждениями профессионального образования и промышленными предприятиями наполнено следующим содержанием: укрепление материально-технической базы; привлечение высококвалифицированного педагогического состава к научно-исследовательской работе обучающихся, разработке и организации курсов по выбору; организации профессиональных проб, практик; привлечение специалистов предприятий к информационной работе, являющееся неотъемлемой частью предпрофиль-ной подготовки; целевое обучение выпускников в вузах. Продуктивным в области организации профориентационно значимого социального партнерства представляется опыт Маар-ской СОШ Нюрбинского района. В данном образовательном округе действуют пять средних общеобразовательных школ, Профессиональное училище №3, Центр дополнительного образования, две школы-сад, начальная школа, которые объединены в сетевое межшкольное объединение «Дабаан». Учитывая возможности базисного учебного плана, используя часы образовательной области «Технология», курсов по выбору, были составлены индивидуальные учебные планы для каждого старшеклассника, включающие обучение по специальностям автомеханик, слесарь по ремонту автомобилей, водитель. Для закрепления полученных знаний с предприятиями «Дороги Нюрбы» и ЖКХ организуется практика и предоставляются услуги (ремонт автомашин, шиномонтаж, посевные и уборочные работы). Таким образом, внедрение дуальной системы обучения позволяет выпускникам школ наряду с получением полного среднего образования также приобрести и начальное профессиональное образование с возможным последующим трудоустройством на предприятии, что делает социальную адаптацию и профориентацию более успешной.
Не менее перспективным представляется трансляция опыта сетевого взаимодействия в профессиональной ориентации, реализуемого в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) через создание и развитие специальных центров (Центр карьеры, центр «Развитие», центр взаимодействия с образовательными учреждениями и др.). Стратегия социального партнерства СВФУ включает такие сферы развития человеческого потенциала, как семья, школа, вуз, работодатель, которые задают главный вектор в становлении и дальнейшем развитии индивида как гражданина и профессионала. На довузовском этапе профориентации эффективным управленческим органом, организующим и координирующим деятельность всех учебных подразделений, является факультет довузовского образования и профориентации, который координирует деятельность Ассоциации «Северо-Восточный университетский
образовательный округ», в состав которой входят более 70 образовательных учреждений региона.
Совместная деятельность университета и образовательных учреждений дает возможность осуществлять целостно работу по решению проблем преемственности системы образования на разных уровнях, например, привлечение ученых СВФУ к ведению занятий со школьниками; организация научно-методических семинаров; переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров. Создана региональная общественная организация «Федерация родителей учащихся и студентов, обучающихся в учебных заведениях Северо-Восточного университетского образовательного округа», основными направлениями деятельности которой являются: информирование общественности о текущей деятельности и перспективах развития университета; оказание консультационной помощи родителям и др. В вузе функционируют малые академии (медицинская, инженерная, психолого-педагогическая, компьютерная, лингвистическая, филологическая) [3-4].
Одним из важных направлений профориентационно значимого социального партнерства СВФУ является создание эффективной образовательной среды в сложных условиях арктических улусов. Решение проблемы видится в консолидации сил разноуровневых образовательных учреждений при использовании возможностей ИКТ посредством развития сети мобильных центров университета.
Таким образом, организационно-педагогическими условиями обеспечения профориентационно значимого социального партнерства являются: введение в школах дополнительной функции по организации социального партнерства с целью повышения готовности учащихся к профессиональному выбору; использование интерактивных форм и методов; создание единой информационной среды; обеспечение повышения педагогического мастерства всех субъектов - участников педагогической и информационной поддержки.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чистякова С. Н, Пряжников Н. С., Родичев Н. Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia-proforient.ru/профессиональная-ориентация/ article/ (дата обращения 19.11.2012).
2. Щукина Г. П., Деканова М. К. Создание организационно-функциональной модели профориентаци-онной работы с учетом особенностей образовательного и профессионально-производственного потенциала Республики Саха (Якутия) // Профессиональное образование Якутии. 2012. № 3. С. 79-82.
3. Степанова Л. В. Формирование личностных качеств учащейся молодежи в процессе дополнительного образования // Философия образования. 2012. № 2 (41). С. 154-161.
4. Мордовская А. В. Панина С. В. Концептуальные подходы к организации профориентационной работы в федеральном вузе // Преподаватель XXI век. 2012. № 1. С. 57-64.