Научная статья на тему 'Кадровая политика отрасли культура в Республике Саха (Якутия)'

Кадровая политика отрасли культура в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / EDUCATIONAL LEVEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манжуева Наталья Фёдоровна

Статья посвящена решению кадровых проблем в отрасли культура Республики Саха (Якутия). Рассмотрены основные проблемы отрасли, образовательный потенциал, профессиональные критерии, эффективность деятельности учреждений культуры и искусств, вопросы подготовки кадров для отрасли и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HR POLICY OF THE CULTURE INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article is devoted to the solution of personnel problems in the industry culture of the Republic of Sakha (Yakutia). The main problems of the industry educational potential, professional criteria, efficiency of the activity of establishments of culture and the arts, training issues for the industry, etc.

Текст научной работы на тему «Кадровая политика отрасли культура в Республике Саха (Якутия)»

УДК 379. 821 ББК 85.3

кадровая политика отрасли культура в республике саха (якутия)

манжуева наталья Фёдоровна,

зам. директора по научно-методической работе, Образовательный ресурсный центр Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), ул. Петра Алексеева, д. 49, к. 1, г. Якутск, Россия, 677005,

e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена решению кадровых проблем в отрасли культура Республики Саха (Якутия). Рассмотрены основные проблемы отрасли, образовательный потенциал, профессиональные критерии, эффективность деятельности учреждений культуры и искусств, вопросы подготовки кадров для отрасли и т.д.

Ключевые слова

Кадровый потенциал, образовательный уровень, профессиональное художественное образование.

Анализ результатов прошедшего «Года Культуры в Российской Федерации» подтвердил своевременность постановки вопроса о государственной важности одного из направлений жизнедеятельности российского общества — сферы культуры и искусств. Существующие в отрасли нормативно-правовые, социально-экономические, культурно-идеологические реалии требуют придания целенаправленности кадровой политике как стратегическому ресурсу развития отрасли культуры.

Нормативно-правовые документы «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 гг.», принятая распоряжением правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р и Распоряжение правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2606-р «План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры"» содействуют повышению качества подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры, в том числе и профессионального художественного образования.

В научной литературе предпринимаются попытки осмыслить состояние и качество подготовки кадров для культурно-досуговых учреждений с целью выработки общего подхода к культурологическому образованию. Имеется значительное количество диссертационных работ по данной проблеме, ряд монографий, научных статей, рефератов. Среди них следует назвать работы Н. К. Баклановой, Т. И. Баклановой, Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, Т. А. Кудриной, А. М. Мазурицкого, Р. И. Ибрагимова, М. С. Жирова, В. И. Закугскош, Ю. А. Стрельцова, В. А. Волобуева, Е. А. Сергеева, В. И. Черпиченко и др. В них содержатся результаты проведённых авторами научных исследований, анализируется деятельность выпускников колледжей и вузов сферы культуры и искусств, состояние культурного обслуживания городского и сельского населения, степень обеспечения квалифицированными кадрами досу-говых учреждений и т.д.

Вместе с тем анализ кадрового потенциала отрасли, республиканской кадровой политики в сфере культуры и искусства предполагает

41

42

комплексный подход к взаимосвязанным мероприятиям. Задача Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) на сегодняшний день заключается не только в том, чтобы оценить состояние кадрового состава отрасли, но определить основные направления, цели и задачи, разработать стратегию и принципы работы с кадрами, обеспечить их динамичное развитие, гражданскую, социальную активность. Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) 5 апреля 2013 г. провело расширенную выездную Коллегию в Таттинском улусе на тему: «О подготовке кадров для сельских учреждений культуры». На заседании Совета по кадровой политике при Президенте Республики Саха (Якутия) был заслушан доклад министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) А. С. Борисова «О вопросах комплексного использования методов и технологий арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства». В марте 2105 г. прошло совещание с преподавателями детских школ искусств, среднего и высшего профессионального образования сферы культуры и искусств на тему «Республиканская кадровая политика в сфере культуры и искусств как стратегический ресурс отрасли».

По итогам перечисленных мероприятий, было принято решение о проведении масштабных социологических исследований. Они должны дать представление о составе кадров отрасли культуры, качестве профильной подготовки, уровне владения профессиональными навыками и современными компетенциями, качестве организации и проведения аттестационных процессов и т.п. Вместе с тем статистические данные по Республике Саха (Якутия) свидетельствуют о том, что в регионе в 80 музеях, 490 библиотеках, 535 культурно-досуговых и 6 концертных учреждениях, 9 театрах, 1 цирке работает около 9 тыс. человек.

Анализируя образовательный уровень специалистов отрасли, необходимо отметить, что наиболее высок он у специалистов образовательных учреждений культуры, музеев и театров. Среднее профессиональное профильное образование имеется у 25% специалистов муниципальных учреждений культуры республики и только у каждого пятого имеется высшее профильное образование. Это означает, что бо-

лее 40% сотрудников учреждений культуры Республики Саха (Якутия) не имеют специальной профессиональной подготовки. С каждым годом сокращается количество специалистов культурно-досуговых учреждений с профильным образованием. Также наблюдается тенденция постепенного снижения удельного веса сотрудников со специальным библиотечным образованием. В музеях, в основном, работают специалисты с историко-педагогическим образованием.

Подводя итог в целом состоянию кадрового состава государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, следует констатировать, что:

во-первых, усиливается тенденция старения кадров в отрасли. Так, в учреждениях дополнительного предпрофессионального образования детей доля педагогов в возрасте старше 50 лет составляет 58% (по селу), 49% (по городам). Такая же тенденция характерна для административно-управленческого состава — 80% руководителей республиканских учреждений культуры старше 50 лет;

во-вторых, наблюдается низкий уровень притока молодых специалистов в сельские муниципальные учреждения культуры;

в-третьих, существует практика приёма работников без профильного образования и квалификации на должности специалистов. Так, в муниципальных учреждениях культуры на должностях специалистов, где требуется профессиональная подготовка, сегодня работает 22% сотрудников, не имеющих профильного образования, и почти 23% — не имеющих никакой квалификации, только общее среднее образование.

Для решения вышеперечисленных проблем Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) подписало соглашения с муниципальными образованиями республики, в которых обозначены основные направления совместной работы по развитию сферы культуры, особенно кадрового потенциала отрасли. Они направлены на:

- совершенствование системы подготовки кадров в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования сферы культуры и искусства;

- развитие форм целевой и контрактной целевой подготовки специалистов;

- повышение уровня компетентности руководителей и специалистов отрасли, в том числе через повышение квалификации;

- формирование резерва управленческих кадров, в том числе путём переподготовки и повышения квалификации;

- разработку и реализацию мер морального и материального стимулирования специалистов отрасли.

Существует насущная необходимость разработки такого направления республиканской политики в сфере художественного образования, которое включает в себя эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Развивая художественное образование в Республике Саха (Якутия), мы должны не только развивать творческие навыки, творческий потенциал подрастающего поколения, но и дать общее эстетическое воспитание, формировать нравственные идеалы, серьёзно побуждать к работе душу и сердце, воспитать активного слушателя и зрителя. Республиканские проекты «Музыка для всех», «Рисуем все», были инициированы первым Президентом нашей республики М. Е. Николаевым. Данные проекты отвечают потребностям каждого ребёнка и открывают новые возможности не только для системы образования, но и для детских школ искусств. Среди перспективных направлений проекта предполагается: расширение образовательно-просветительских возможностей инструментального, вокального, хорового исполнительства; усиление поддержки деятельности оркестров, ансамблей, хоров; укрепление связей школ и детских садов с музыкальными, художественными школами и детскими школами искусств; внедрение прогрессивных методик обучения игре на народных и классических инструментах; преподавание азов изобразительного искусства; воспитание художественного и эстетического вкусов. В дальнейшем специалистам предстоит разработать республиканские проекты по хореографии, фольклору народов республики.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) сформировано образовательное пространство, объединяющее все три ступени художественного профессионального образования. Одной из главных составляющих трехступенчатой модели (школа-училище-вуз) являются учреждения дополнительного предпрофессиональ-

ного образования, т.е. детские школы искусств (ДШИ), детские музыкальные школы (ДМШ), детские художественные школы (ДХШ). По данным на начало 2014-2015 уч. г. в республике действуют 85 учебных заведений и 36 филиалов дополнительного предпрофессионального образования детей, в которых обучается 15410 детей (7% от всего детского населения Республики) по четырём крупным направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое и театральное. Детские школы искусств в Республике функционируют в 34 муниципальных образованиях. От качества деятельности ДШИ, от взаимосвязанности со средними и высшими профессиональными учреждениями сферы культуры и искусства зависит количество и качество подготовленных кадров. Поэтому с целью сохранения методической и творческой связи между Детской школой искусств с отраслевыми учреждениями среднего и высшего профессионального образования необходимо сохранить их ведомственную принадлежность. Министерством культуры и духовного развития проведена большая работа по сохранению и дальнейшему развитию сети ДШИ, как первой ступени профессионального художественного образования:

— Издано Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) № 142-РГ от 28 ноября 2014 г. «О развитии детских школ искусств Республики Саха (Якутия)», в котором отмечено, что функции учредителя как распорядителя бюджетных средств по финансовому обеспечению деятельности муниципальных учреждений образования в сфере культуры (ДШИ) передаются районным органам управления культуры. Однако на данный момент в 17 муниципальных образованиях данное распоряжение не выполнено. Его выполнение ожидается к началу нового учебного года.

— Коллегией Министерства культуры и духовного развития разработана и утверждена «Концепция развития муниципальных детских школ искусств».

— Принят План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг, предоставляемых населению детскими школами Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 годы», в которой разработаны критерии эффективности — целевые показатели деятельности ДШИ. Поставлена задача увеличения количества охвата детей дополнительным пред-профессиональным образованием. Все данные

43

мероприятия являются звеньями одной цепи. Они служат целям повышения эффективности деятельности ДШИ, их полноценному развитию в современных условиях.

Профессиональное образование в сфере культуры и искусства в Республике Саха (Якутия) представлено 6 учебными заведениями, в том числе 4 учреждениями среднего профессионального образования: Якутским колледжем культуры и искусств, Якутским художественным колледжем им. П. П. Романова, Якутским музыкальным колледжем (училищем) им. М. Н. Жиркова и его филиалом в г. Алдан, Якутским хореографическим колледжем им. А. и Н. Посельских, учебным заведением высшего профессионального образования «Высшая школа музыки (институт) РС (Я) им. В. А. Боси-кова», а также учебным заведением ВПО федерального уровня: Арктическим государственным институтом культуры и искусств.

Выпускники отраслевых учреждений составляют основу кадровых ресурсов государственных и муниципальных учреждений культуры и искусств РС (Я). Несмотря на достаточное количество учебных заведений общее количество вакансий в сфере культуры и искусств составляет 255 единиц. Из них, наибольшее количество вакансий (свыше 15 единиц) имеются в Среднеколымском, Таттинском, Ханга-ласском и Чурапчинском улусах (районах), до 10 единиц — в Горном, Усть-Алданском, Олек-минском улусах (районах), 12 единиц — в Нюр-бинском улусе (районе), до 7 единиц — в Мом-ском, Сунтарском улусах (районах), до 5 единиц составляют вакансии арктических районов. Назревает вопрос о подготовке специалистов с профильным образованием для Нюрбинского государственного передвижного драматического театра. Учреждения культуры испытывают дефицит в художественных руководителях (27 единиц), преподавателях (классов фортепиано, баяна, фольклорного класса, балалайки, теоретических дисциплин и др.— 15 единиц), мето-44 дистах (14 единиц), режиссёрах (13 единиц), хореографах (12 единиц). Кроме того, существует дефицит директоров, руководителей художественных коллективов, библиотекарей, хормейстеров, звукооператоров, аккомпаниаторов.

Статистические данные показывают, что выпускники ведомственных учреждений культуры и искусств не всегда идут работать в село.

Конечно, этому есть как объективные причины: в неготовности муниципальных органов предоставить молодым специалистам необходимые социально-бытовые условия и возможности для творческой самореализации (отсутствие социальных гарантий в предоставлении жилья либо улучшении жилищных условий, отсутствие выплат единовременных пособий молодым специалистам, отсутствие развитой инфраструктуры досуга и т.д.). Но есть субъективные причины: прежде всего, не ориентированность учебных заведений на конечный результат работы учебного заведения — подготовку конкурентоспособного профессионала, подготовку кадров по устоявшимся канонам и стереотипам специальностей и специализаций, порой формальное отношение к трудоустройству выпускников и т.д. Сегодня в отраслевых образовательных учреждениях из общего числа студентов (849 чел.) 70% составляют выходцы из сельской местности. Следует отметить недостаточный уровень взаимодействия органов управления культурой и образовательных учреждений по выполнению договоров социального партнёрства. Практически отсутствует обратная связь с направленными для обучения студентами, многие сельские на-правленцы остаются без внимания, не приглашаются на практику в свои районы, не практикуется проведение творческих отчётов студентов в своих населённых пунктах. Зачастую руководители муниципальных органов управления культурой не приезжают в образовательные учреждения для встречи с выпускниками, не интересуются, как у них идёт учёба и каковы их планы на будущее. Выполнение данного вида работы — залог возврата молодых специалистов в районы, залог обеспеченности квалифицированными кадрами муниципальных учреждений. Образовательным учреждениям необходимо вести мониторинг трудоустройства выпускников, проводить активную профориен-тационную работу, а существующую практику подписания фиктивных трехсторонних договоров необходимо прекратить. Необходима подготовка специалистов за счёт средств республиканского бюджета. При этом с условием возвращения специалиста на конкретное рабочее место, в конкретное учреждение культуры.

Повышение квалификации как руководителей, так и специалистов — одна из важнейших

задач любой отрасли. Оно должно проводиться планово и качественно.

В Республике имеется достаточно редкий в масштабах РФ опыт создания и функционирования государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Образовательный ресурсный центр», целью которого является ресурсное обеспечение и систематизация кадровой политики отрасли культуры и искусств в Республике Саха (Якутия). За последнее время наблюдается положительная динамика в организации различных форм повышения квалификации для работников сферы культуры и искусств. Всего за 2014 г. документы о повышении квалификации получили 1425 человек. Образовательный центр создаёт информационную базу специалистов, которые повысили свою квалификацию. Благодаря работе

этого центра возможен в перспективе полный и всесторонний охват всех специалистов отрасли повышением квалификации. Кроме этого на Центр возложена систематизация кадровой политики отрасли, в частности методическое, информационное обеспечение учреждений сферы культуры и искусств. Специалистами начинается работа по проведению социологических исследований в виде сбора статистических данных о составе кадров, анкетированию работников культуры, анализу собранных данных, проведению мониторинга движения кадров, изменения образовательного уровня специалистов отрасли и т.д. Есть основания полагать, что данные, полученные в результате обобщения материалов исследований, станут основой для дальнейшего совершенствования культурной политики в Республике Саха (Якутия).

HR POLICY OF THE CULTURE INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Manzhueva Natalya Fyodorovna,

Deputy Director for scientific and methodical work, Educational resource center of Ministry of culture and spiritual development of the Sakha Republic (Yakutia),

Peter Alekseev Str. 49/1, 677005 Yakutsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to the solution of personnel problems in the industry culture of the Republic of Sakha (Yakutia). The main problems of the industry educational potential, professional criteria, efficiency of the activity of establishments of culture and the arts, training issues for the industry, etc. Keywords

Human resources, educational level, professional art education.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.