Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия)'

Кадровое обеспечение учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / INSTITUTIONS OF CULTURE AND ART / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноградский А.Е.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой современного состояния подготовки кадров для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия). Подготовка кадров рассматривается через интеграционную составляющую системы непрерывного образования в Республике, которая включает в себя не только профессиональные, но и общеобразовательные учреждения, и учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Ценность аналитического материала, представленного в статье, заключается в том, что содержит аргументированные предложения по структурированию профессиональной подготовки молодых специалистов для республиканских учреждений культуры и искусства. Сделанные выводы могут служить основой для дальнейшего прогнозирования складывающейся ситуации в области кадрового обеспечения учреждений культуры и искусства с позиции согласования с профессиональными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING OF INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article considers the issues related to the description of the current state of training for establishments of culture and arts of the Republic of Sakha (Yakutia). Training is considered through the integration component of system of continuous education in the Republic, which includes not only professional, but also general education institutions and institutions of additional education of children and adults. The analytical material presented in the article contains reasoned proposals for the structuring of training of young specialists for the Republican institutions of culture and art. The results can serve as a basis for further prediction of the current situation in the field of staffing of the institutions of culture and art from a position of alignment with professional standards.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия)»

References

1. Sun' P'ejcin. Istoriya kitajskogo obrazovaniya. Pekin: Izdatel'stvo Vostochno-Kitajskogo pedagogicheskogo universiteta, 2014.

2. Chzhao Chzhunczyan'. Missiya obrazovaniya - deklaraciya obrazovaniya i programmy dejstvij 21-go veka. Pekin: Izd-vo pedagogicheskoj nauki, 2006.

3. Chzhan' Baokuj. Sbornik pedagogiki - sistema obrazovaniya. Istochniki'evolyuciya obyazatel'nogo obrazovaniya. 2003: 175 - 180.

4. Ch'en' Chzhaomin. Reformirovanie sistemy obrazovaniya Kitaya. Gumanitarnyj vektor. 2010; 1 (21): 61 - 70.

5. Lyu P'enf'e'ej, Krasova E.V. Sovremennye tendencii razvitiya kitajskoj sistemy obrazovaniya. Vestnik VGU'ES. 2012; № 1: 22 - 32.

6. Rossiya - Kitaj: Obrazovatel'nye reformy na rubezhe XX-XXI vekov: sravnitel'nyj analiz. Otv. red. N.V. Borevskaya, V.P. Borisenko, Chzhu Syaoman'. Moskva, 2009.

7. Czyan Czyun'. Tendencii razvitiya obschego obrazovaniya v Kitae i Rossii v usloviyah sovremennyh reform. Moskva: Kompaniya Sputnik+, 2010.

8. Syun Syan'czyun'. Obyazatel'noe obrazovanie vsovremennom Kitae. Pekin: Izdatel'stvo Central'no-Kitajskogo pedagogicheskogo universiteta, 2008.

9. Se Nin. Bazovoe obrazovanie inacional'noe obrazovanie XXI veka. Pekin: Izdatel'stvo Vostochno-Kitajskogo pedagogicheskogo universiteta, 1992.

Статья поступила в редакцию 06.08.17

УДК 378

Chernogradsky A.E., postgraduate, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru

STAFFING OF INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article considers the issues related to the description of the current state of training for establishments of culture and arts of the Republic of Sakha (Yakutia). Training is considered through the integration component of system of continuous education in the Republic, which includes not only professional, but also general education institutions and institutions of additional education of children and adults. The analytical material presented in the article contains reasoned proposals for the structuring of training of young specialists for the Republican institutions of culture and art. The results can serve as a basis for further prediction of the current situation in the field of staffing of the institutions of culture and art from a position of alignment with professional standards.

Key words: higher education, secondary vocational education, institutions of culture and art, professional standard.

А.Е. Черноградский, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург,

E-mail: vshni@mail.ru

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой современного состояния подготовки кадров для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия). Подготовка кадров рассматривается через интеграционную составляющую системы непрерывного образования в Республике, которая включает в себя не только профессиональные, но и общеобразовательные учреждения, и учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Ценность аналитического материала, представленного в статье, заключается в том, что содержит аргументированные предложения по структурированию профессиональной подготовки молодых специалистов для республиканских учреждений культуры и искусства. Сделанные выводы могут служить основой для дальнейшего прогнозирования складывающейся ситуации в области кадрового обеспечения учреждений культуры и искусства с позиции согласования с профессиональными стандартами.

Ключевые слова: высшее образование, среднее профессиональное образование, учреждения культуры и искусства, профессиональный стандарт.

Особая роль в изучении ситуации, складывающейся в области кадрового обеспечения сферы культуры Республики Саха (Якутия), принадлежит систематическому планированию и анализу реального кадрового состояния. В этой связи мониторинг становится основным инструментом получения достоверной информации о фактическом уровне обеспеченности кадрами, оценки их кадрового потенциала, анализа сбалансированности рынка труда профильных специалистов.

В настоящее время кадровый персонал представляет собой важнейший ресурс сферы культуры, эффективная реализация которого требует специальных решений в зависимости от особенностей решаемых конкретных задач [1; 2].

Следует учитывать, что кадровый персонал - это люди со сложным комплексом индивидуальных качеств - социальных, психологических, профессиональных, мотивационных, что коренным образом отличает их от других факторов. Оказание населению качественных услуг культуры в первую очередь зависит от обеспеченности сферы культуры специалистами и от уровня их профессиональной подготовки. Профессиональное становление молодых специалистов Республика Саха (Якутия) является важнейшим компонентом кадровой работы сферы культуры. На развитие молодых специалистов в значительной степени влияют первые годы работы, которые в дальнейшем и определяют позиции специалиста в профессиональной среде.

Поступая на работу, выпускник учебного заведения активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри коллектива, усваивает новые нормы и ценности учреждения, согласовывая с ними свою индивидуальную позицию. Основную роль в процессе успешной профес-

сиональной и психологической адаптации играют руководители, разрабатывающие комплекс мероприятий, который позволяет молодому человеку найти адекватный путь в применении теоретических знаний на практике и сформировать интерес к работе, к содержанию деятельности учреждения. В этих условиях процесс адаптации проходит качественно и безболезненно. Фактором стабильности притока новых творческих идей, поступательного развития отрасли, безусловно, являются кадры. Стоит отдельно отметить нехватку профессионально подготовленных кадров молодого поколения. Вместе с тем, вопрос кадрового обеспечения отрасли достаточно проблематичен. Несмотря на принимаемые меры, в Якутии сохраняется количество вакансий (наибольшее число приходится на сельские районы), связанное с отсутствием жилья, низкой заработной платой.

Фундамент профессиональной ориентации в области культуры и искусства призваны составлять детские школы искусств, как учреждения раннего мониторинга одарённых детей и создание системы их развития и предпрофессионального роста, и как первая ступень художественного образования. В целях усиления роли детских школ искусств, увеличения притока выпускников в учебные заведения в центре внимания органов государственной и муниципальной властей Республики Саха (Якутия) находятся вопросы реформирования, направленные на переход школ к обучению по программам предпрофессионального образования и федеральным государственным требованиям. Путь реформирования художественного образования - это своевременное и обязательное исполнение обновлённых правовых норм, которые решают целый комплекс мероприятий по укреплению материально-технической и кадровой баз школ.

Система образования в сфере культуры и искусства Республики Саха (Якутия) предполагает три обязательных уровня подготовки профессиональных кадров:

I уровень - детская школа искусств (по видам искусств), являющаяся необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования;

II уровень - колледж культуры и искусства - образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, в частности, работать по приобретенной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении. При этом для музыкального, хореографического и изобразительного искусств среднее профессиональное образование является необходимым уровнем образования;

III уровень - высшее учебное заведение культуры и искусства, в котором повышается уровень профессиональных умений и навыков, уже полученных на предшествующем уровне образования.

Таким образом, особенностью образования в сфере культуры и искусства является его многоступенчатая структура.

Развитие образования в сфере культуры и искусства Якутии призвано обеспечить решение следующих задач:

- подготовка творческих кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования; выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

- сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;

- эстетическое воспитание подрастающего поколения;

- воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

- приобщение жителей Республики Саха (Якутия) к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества. Основными структурными принципами базового профессионального образования в сфере культуры и искусства как системы на современном этапе являются многопрофильность, многоуровневость, ступенчатость, вариативность, гибкость и многофункциональность.

Многопрофильность учреждений культуры и искусства. Данный аспект инновационности реализуется вузами культуры и искусств по отношению к новым отечественным реалиям, интенсивно модернизирующейся сфере культуры [3; 4]. Образовательное пространство современной системы названных вузов охватывает широчайший спектр направлений и специальностей высшего профессионального образования, сотни специализаций, специальностей дополнительного профессионального образования, уникальные курсы повышения квалификации. Так, только в Московском государственном университете культуры и искусств ведется прием по 38 специальностям и направлениям и 100 специализациям, многие из которых разработаны на основе прогностических исследований рынка труда, с учетом новейших тенденций развития отрасли.

Такая политика формирования инновационных образовательных проектов дает, несомненно, позитивный результат. Реализуя инновационные образовательные программы, вузы культуры и искусств осуществляют опережающее социокультурное проектирование. Экстраполируя статистические материалы ряда региональных органов управления культурой, результаты научных исследований, данные мониторинга кадрового потенциала сферы культуры, проведенного МГУКИ в 2006 году, правомерно сделать вывод в масштабах всей страны: до 70% рабочих мест в органах управления культурой, базовых учреждениях отрасли, в новых типах учреждений и организаций социокультурной сферы занимают выпускники вузов культуры и искусств.

Данный вектор инновационного развития обладает огромной перспективой. Диверсификация современной социокультурной сферы создает все новые и новые типы учреждений культуры, востребует специалистов, владеющих разнообразными функциональными возможностями, готовых к поиску и иннова-тике. Процессы социального реинжиниринга культуры привели к тому, что реальностью стали новые формы хозяйствующих субъектов, новые виды деятельности и организаций, широко представленные в мировой практике [5]. Среди них общественные

фонды, научные общества, профессиональные объединения, лиги, ассоциации, союзы, обслуживающие профессиональное сообщество вспомогательные службы (профильные СМИ, рекламные агентства, консалтинговые, посреднические, дилерские и продюсерские фирмы и т. п.), бизнес-структуры, образующие инфраструктуру современной культуры как отрасли национальной экономики. Кроме того, в связи с информатизацией и виртуализацией культурного пространства актуальны проблемы принятия управленческих решений с использованием новых информационных технологий, информационной аналитики, интернет-ресурсов.

Вузы культуры и искусств в состоянии обеспечить кадрами все новые направления развития отрасли. К сожалению, органы управления культурой, заказчики кадров далеко не всегда готовы в своей кадровой политике видеть более широкие горизонты. На наш взгляд, в отрасли необходимо формирование инновационной кадровой политики, которая могла бы наиболее эффективно использовать реальный потенциал системы вузов культуры и искусств, обеспечить привлечение и закрепление в отрасли специалистов с базовым образованием по широкому спектру современных специальностей и направлений профессиональной подготовки, а также гарантировать лоббирование интересов отрасли в формировании национальной политики в области образования и управления трудовыми ресурсами.

Многоуровневость системы обеспечивает развитие непрерывного профессионального образования, превращая его в образование через всю жизнь. Этот принцип позволяет создать условия для реализации разнообразных образовательных программ с учётом возраста, особенностей личности, уровня имеющегося образования, спроса на рынке труда. Ступенчатая подготовка кадров предусматривает овладение профессиональными знаниями в виде завершенных блоков информации, что позволяет личности самостоятельно выстроить свою образовательную модель. Вариативность и гибкость обеспечивают широкий выбор знаний, профессий, специальностей, специализаций и возможность самоконтроля личности над временем и скоростью освоения знаний.

Многофункциональность системы создаёт предпосылки для формирования и совершенствования единого культурно-образовательного пространства, предоставления населению равных возможностей в получении профессионального образования, в переподготовке и повышении квалификации кадров отрасли. Система вузов культуры и искусств работает на культуру как всеобъемлющую категорию социального бытия, формируя востребованный третьим тысячелетием новый тип личности и специалиста - открытого для инноваций, способного к непрерывному образованию, приращению знаниевого капитала, мобильного в профессиональном плане, ориентированного на ценности культуры и духовное развитие.

Новой эпохе необходим человек нового типа, способный на равных войти в мировую культурную и интеллектуальную элиту. Правомерно говорить о новой иерархии ценностей и этическом императиве современных образовательных проектов, заключающихся в диалоге культур и толерантности, в формировании не узкого профессионала, а многомерного человека, для которого культура - прежде всего образ мысли, состояния души и жизне-действия и затем - арена профессиональной самореализации.

Вузы культуры и искусств отчетливо сознают, что человечество входит в новую информационную цивилизацию, в которой главным капиталом становятся интеллект, знания, профессионализм и нравственная зрелость личности. Поэтому задача наших вузов - подготовка будущих специалистов, компетентных не только в своей профессиональной деятельности, но и отличающихся высокой культурой, обладающих гражданской и социальной ответственностью, разделяющих гуманистические идеалы и нравственные ценности. Успешному решению этой задачи способствует уникальность вузов культуры и искусств, генерирующих в своей образовательной среде особый интеллектуальный, эстетический и творческий микроклимат, который формирует тип специалиста, обладающего неповторимым целостным мироот-ношением, особым стилем мышления, гармонично сочетающим логику с воображением и интуицией, пиетет к культурному наследию с чувством нового, склонность к философским обобщениям с владением межкультурными коммуникациями, новейшими социальными технологиями, дополнительными профессиональными квалификациями. Современная парадигма образования -«образование для устойчивого развития» - требует подготовки эффективных специалистов, умеющих быстро принимать решения и добиваться успеха.

Библиографический список

1. Реморенко И.М., Дубова Т.Ф., Чураева М.П. и др. От федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов. Высшее образование в России. 2010; № 8 - 9: 3 - 11.

2. Розина Н.М. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования. Инновации в образовании. 2005; 6: 5 - 24.

3. Специфика кадровой обеспеченности сферы образования. Available at: http:nouvo/news/poddeizhka_molodykh

4. Федосеев В. Управление персоналом: учебное пособие Москва - Ростов-на-Дону: ИКЦ «Март», 2006.

5. Фролова Е.С. Мониторинг кадровой системы обеспечения муниципальной системы образования. Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2006; Вып. 34: 65 - 72.

References

1. Remorenko I.M., Dubova T. F., Churaeva M.P. i dr. Ot federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov k programmam vuzov. \/yss-hee obrazovanie v Rossii. 2010; № 8 - 9: 3 - 11.

2. Rozina N.M. O realizacii polozhenij Bolonskoj deklaracii v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Innovacii vobrazovanii. 2005; 6: 5 - 24.

3. Specifika kadrovoj obespechennosti sfery obrazovaniya. Available at: http:nouvo/news/poddeizhka_molodykh

4. Fedoseev V. Upravlenie personalom: uchebnoe posobie Moskva - Rostov-na-Donu: IKC «Mart», 2006.

5. Frolova E.S. Monitoring kadrovoj sistemy obespecheniya municipal'noj sistemy obrazovaniya. 'Ekonomicheskie i social'nye peremeny v regione: fakty, tendencii, prognoz. 2006; Vyp. 34: 65 - 72.

Статья поступила в редакцию 06.06.17

УДК 371.379:78

Aikina L.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: ajk-lyubov@yandex.ru

ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S MUSICAL ABILITIES. The article considers the basics and structure of the concept of "musical ability" on a basis of the analysis of foreign and domestic specialists' scientific research. By the term "musical ability" the author means a complex of a personality's individual and psychological characteristics, including an ear for music taken in oneness of highness of sound and harmonical, timbre, dynamical components, sense of rhythm musical memory, a personality's musicality. The author defines a role of activity in process of a personality's musical abilities. The author stresses the necessity of complex purposeful joint activity of a teacher and pupil in process of actualization of a child personality's creative potential that combines the development of children's musical abilities with organized artistic and creative activity that accorded with their personality's needs and physiological, age peculiarities.

Key words: musical abilities, inborn qualities, musical and creative activities, individual psychological characteristics of a personality.

Л.П. Айкина, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: ajk-lyubov@yandex.ru

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

В статье на основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых рассматривается сущность и структура понятия «музыкальные способности». Под основными музыкальными способностями автор понимает комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, включающий слух в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов, чувство ритма, музыкальная память, музыкальная отзывчивость (музыкальность). Определяется роль деятельности в развитии способностей. Подчёркивается необходимость комплексной целенаправленной совместной деятельности педагога и учащегося по актуализации творческого потенциала личности ребенка, сочетающей развитие музыкальных способностей с организованной направленной художественно-творческой активностью детей, соответствующей их личностным потребностям и психофизиологическим возрастным особенностям.

Ключевые слова: музыкальные способности, врожденные задатки, музыкально-творческая деятельность, индивидуально-психологические особенности личности

Одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед социально-культурными институтами на современном этапе, является проблема организации творческого развития детей младшего школьного возраста и, в частности, развития их музыкальных способностей. Анализ проблемы развития музыкальных способностей младших школьников во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

В целом проблема способностей, по мнению Л.А. Венгера, является одной из центральных в психологии [1]. Различные вопросы сути способностей человека находили отклик еще в исследованиях мыслителей древних времен - высказывания Парменида, Гераклида, Эмпедокла, Гиппократа содержали в себе основные линии взглядов на способности, как индивидуально-психологические различия. Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению различных видов способностей, до сих пор нет достаточно четкого мнения, что же считать музыкальными способностями. Анализ музыкально-педагогической и психологической литературы позволяет утверждать, что в настоящее время не сложилось однозначного мнения по поводу сущности и структуры способностей.

Среди зарубежных исследований способностей выделяются труды американского психолога К. Сишора и немецкого ученого Г. Ревеша. Так, К. Сишор к основным музыкальным способно-

стям относит способность человека различать звуки по высоте, тембру, громкости и длительности. По его мнению, от степени развитости этих способностей восприятие мелодии и гармонии, а также всех возможных вариаций музыкальной высоты. Большую роль К. Сишор отводит музыкальному воображению, музыкальной памяти и «музыкальному чувству» (т. е. единству музыкальности и творческих способностей) [2].

Г. Ревеш под музыкальными способностями подразумевал относительный слух, ощущение аккорда, способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий, творческую фантазию [3]. Г. Ревеш полагал, что музыкальный слух состоит из двух независимых компонентов, определяющих качество звука (ступеневый или интервальный компонент) и высоту звука (тембровый компонент звука). И Г. Ревеш, и К. Сишор, несмотря на противоположный подход к структуре музыкальности, считали наличие способностей врожденным качеством человека.

Интересными являются исследования Дж. Крис [4], в которых говорится, что музыкальное развитие не определяется каким-либо одним признаком, поскольку все они образуют функциональную и наследственную связь. Среди наиболее главных составляющих Дж. Крис выделяет интеллектуальный, эмоционально-эстетический, творческий компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.