том выделенных в модели показателей и дополнено показателем готовности к профессиональному самоопределению. Поэтому на начало учебного года нами зафиксировано, что 79% не определились с выбором профессии, а из тех, кто сделал выбор, до 40% хотят быть программистами, причем лишь единицы сделали выбор на основе знания о характеристиках профессии и собственных предпочтениях, а не на основе престижа профессии в данный момент на рынке труда.
Таким образом, проведенная работа по реализации модели педагогического процесса интсл-лектуально-личностного развития учащихся позволяет сделать следующие выводы.
1. Моделирование педагогического процесса в условиях профильного обучения показало влияние концептуальных положений в процессе реализации на интеллектуально-личностное развитие учащихся при профильном обучении. Реализация этих положений осуществлялась через: учебный план профильного и предпрофильного обучения, содержание конкретных дисциплин учебного плана, психолого-педагогическую поддержку учащихся, рефлексивную деятельность учащихся, стимулирование субъектной позиции через выбор и построение индивидуальной образовательной траектории, направленной на самоопределение при выборе профиля и дальнейшее профессиональное самоопределение.
2. Разработана и реализована схема выбора профиля обучения на основе соотнесения знаний о себе, требований выбираемой профессии и опыта прохождения серии профессиональных проб, а также разработан и реализован учебно-творческий практикум как ключевой элемент предпрофильной ступени в процессе профессионального самоопределения школьников, стиму-
УДК 37.001.76 (571.56)
лирующий осознанный выбор профиля, творчество, саморегуляцию.
3. Отслеживание интеллектуально-личностного развития учащихся на этапе предпрофильного и профильного обучения в единстве и целостности оценивалось по показателям интеллектуальной компетентности, интеллектуальной инициативы и творчества, а также по развитию самоорганизации, самоопределения, саморегуляции, готовности к профессиональному самоопределению и показало положительную динамику этих показателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адольф В.Л. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. — Красноярск: изд-во Крас-нояр. гос. ун-та, 1998. — 310 с.
2. Аксенова Э.А. Зарубежный опыт профильного обучения в старшей школе // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования Сб. науч. трудов / под ред. Ю.И. Дика, A.B. Хуторского. - М.: ИО-СО РАО, 2003.
- 368 с.
3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Приложение к журналу "Директор школы". - 2000. - №4. - С. 97-127.
4. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии.
- 2002. - №4. - С. 79-91.
5. Концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования // Приложение к журналу "Директор школы". — 2001. — №6.
- С. 3-31.
6. Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса / Г.Б. Корнетов // Педагогика. — 1999.
- №3. - С. 43-49.
7. Ямбург H.A. Школа для всех: адаптивная модель: (теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1997. — 321 с.
. i.» i t. ' .
Инновационные технологии в образовательной политике PC (Я) 1991—2001 гг.
С.Е. Никитина
На рубеже XX — XXI вв. на экономическом и политическом российском пространстве произошли и получил/ импульс к развитию существенные изменения в духовной культуре народов. Коренным образом изменились ментальные ценности, нравственные стандарты и поведенческие нормативы. В первую очередь этот процесс нашел свое отражение в области образования. Опыт первого десятилетия демократизации гражданского общества России, 90-е гг. XX в., представляет особый интерес по внедрению качественно новых явлений в системе образования.
In the XX—XXI centuries in economic and political space of Russia there was an impulse for great changes in spiritual culture of the peoples. Mental values, moral and behavior standards were radically changed. First this
НИКИТИНА Саргылана Егоровна, к.и.н., старший научный сотрудник ИГИ АН РС (Я).
process was reflected in the field of education. Experience of the first decade of civil society democratization of Russia (90s of the XX century) is of great interest because of introduction of novations in the system of education.
За последнее десятилетие на рубеже XX — \"Х1 вв. на новом экономическом и политическом российском пространстве произошли и поучили имульс к развитию существенные изме--:ения в духовной культуре народов. Коренным ■бразом изменились ментальные ценности и категории, нравственные стандарты и поведенческие нормативы. В первую очередь этот процесс | нашел свое отражение в области образования. I Образование было провозглашено приоритетным -.'.правлением политики РС (Я). В образова-■.льной политике были определены три основ-
- парадигмы: обновление и развитие нацио-
- --1Ы10Й школы, реорганизация системы высше-
и среднего профессионального образования, ' дготовка научных кадров. Опыт первого дсся-метия демократизации гражданского общества : ссии, 90-е гг. XX в., представляет особый ин-.рес по внедрению качественно новых явлений : системе образования.
Национальная доктрина образования, юпоче-:е направления развития системы образова-. тьной сферы 90-х гг. были определены закона--РС (Я) "Об образовании" (1991 г.), "Об учеб-
• ;ках и учебных пособиях для учреждений до-. вольного, общего среднего и начального профессионального образования" (1992 г.), "Об орга-
• :зации работы по опеке и попечительству в :С (Я)" (1992 г.), "О государственной поддержке
.тней занятости детей и подростков школьного зраста в стационарных центрах и лагерях тру-. и отдыха РС (Я) (1993 г.), "О правах ребенка" .994 г.), "Об учителе" (1995 г.), был разработан -¿кон "О государственном сельском образова--ельном учреждении".
Реализация "Концепции обновления и разви-■ :я национальной школы РС (Я)" (1991 г.) акти-пировала процесс обучения и воспитания лечи на родном языке, внедрение в школьное об-:лзование национальной культуры, введение но-¿ых учебных планов с "часами здоровья" и предметами по выбору, создание условий для инди-¿¡щуально-кооперативной деятельности учащих-:я в системе традиционного хозяйства. Учителя республики приступили к реализации программы возрождения языка как базовой этнической ценности. Уже в 1993 г. 90% школ РС (Я) ввели ;.роки национальной культуры. В г. Якутске 2900 учащихся изучали якутский язык, в русскоязычных школах более 4 тысяч школьников обучались разговорному якутскому языку [1, с. 146|. В 1999—2000 гг. 497 детских садов с якутским языком посещало 47,9% детей, 520 школ (76,1%) с
якутским языком обучало 86 402 (45,5%) учащихся, по сравнению с 1992 г. на 16 785 школьников больше [7].
Как было отмечено Министерством образования РС (Я), в 1997—1998 гг. из общего количества детей школьного возраста малочисленных народов Севера (5774 человека) обучались родному языку 2197 детей, в том числе эвенов — 47,7%, эвенков — 27,1%, юкагиров — 58,5%, чукчей — 78,5% [2, с. 14]. Вероятно, в низких показателях языкового "возвращения" продолжало сказываться состояние общероссийской политики 70-х гг., когда многие народы последовательно отчуждались от собственного национальнокультурного наследия. В настоящее время в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова с 1990-1991 уч. г. ведется подготовка квалифицированных кадров на эвенском, эвенкийском, юкагирском языках. К 1997 г. уже 62 выпускника получили дипломы о высшем образовании. Институтом проблем малочисленных народов Севера СО РАН разработаны и внедряются концепции возрождения и развития национальных школ.
Указы Первого Президента РС (Я) М.Е. Николаева о проведении Года образования (1997 г.), Года детства и детского спорта (1999—2000 гг.) обусловили системе образования общенациональный приоритет. Принятые Правительством РС (Я) межотраслевые Программа "Качество жизни — в качестве образования" (1997 г.), Программа года детства и детского спорта (1999—2000 гг.) направили межведомственные усилия на продуктивную совместную деятельность с образовательными учреждениями.
Основываясь на том, что дошкольное детство представляет начальный этап наиболее интенсивного физического и психического развития ребенка, становления его личностных качеств, а современная социально-информационная среда создала условия для ранней потребности детей в чтении, Министерство образования РС (Я), рекомендовав методику преемственности "детсад — школа — вуз", ввело обязательное посещение дошкольного учреждения детьми с 5 лет. Так, в 1999 г. 50% детей при поступлении в школу уже умели читать [7, с. 7]. Обязательное дошкольное образование с 5 лет призвано было повысить уровень школьной зрелости "новых" первоклассников.
9 марта 2000 г. Министерство образования РС (Я) на республиканском совещании дошкольных работников приняло Концепцию
дошкольного образования и программу сс реализации до 2012 г. — года завершения перехода на 12-летнее среднее образование [3, с. 128]. В целях введения 12-летнего обучения в школе, предложенного Министерством образования России, в 2000 г. были разработаны законопроект "О дошкольном образовании в Российской Федерации", проекты Указа Президента РФ "О гарантиях права граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования" и постановления Правительства России "О мерах по сохранению и развитию системы дошкольного образования", где были предусмотрены механизмы поддержки ведомственных и муниципальных учреждений дошкольного образования, инвестиционные условия их материального обеспечения.
В системе общего среднего образования в эти годы происходили процессы дифференциации обучения, профилизации школы, появление разнообразных видов учебных заведений. В РС (Я) было открыто 22 гимназии, 50% из них — в сельской местности, 4 лицея, 4 ассоциированные школы, 25 школ малочисленных народов Севера и кочевых, 6 авторских, 7 частных, 2 школы индивидуального обучения [3, с. 125].
В 79 школах (690 классов, 13 326 учащихся) организовано углубленное изучение профильных предметов. Так, было 260 классов гуманитарного профиля (159 классов со специализацией изучения английского языка, 31 — немецкого и французского, 22 — восточных языков), 123 естественнонаучных класса, 151 технический, 29 сельскохозяйственных, 127 — других профилей [7, с. 9-10].
В республике инновационный процесс реформы образования вызвал инициативу формирования системы элитарного образования. В целях организации поддержки школ нового типа, научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми, обобщения и распространения передовых педагогических технологий Указом Президента РС (Я) М.Е. Николаева от 03.03.1997 г. была создана сеть президентских школ. На 2001-2002 уч. г. в ней обучалось около 9000 детей. Результаты обучения показательны, поступаемость выпускников школ в вузы составила 83,5%. Мю-рюнекая юношеская гимназия, Якутская национальная гимназия, Майинская гимназия добились 100% поступления своих выпускников. Учащиеся сети президентских школ успешно выступают на предметных олимпиадах республиканского, всероссийского и международного уровней. В 22 образовательных учреждениях сети президентских школ 99 учителей в 2000-2001 уч. г., повышая свой профессиональный уровень, выполняли научные проекты на соискание ученой степени. В этом плане выделились Сунтарский политехнический лицей, Чурап-
чинская улусная гимназия, Намекая улусная гимназия, Хамагаттинская саха-французская ассоциированная школа, Амгинская педагогическая гимназия, Верхневилюйская республиканская гимназия, Республиканский колледж.
В целях создания условий для повышения роли физико-математического образования, математической культуры в республике, формирования технического кадрового потенциала Указом Президента РС (Я) М.Е. Николаева был создан постоянно действующий физико-математический Форум "Ленский край". В его рамках проходит ежегодная, проводимая с 1994 г., Международная олимпиада школьников "Туймаада" но математике, физике, химии, информатике. Происходит обмен ученическими делегациями между странами Европы, США, Тихоокеанского региона и нашей республики. Учащиеся получили возможность заниматься в виртуальных мастер-классах по математике и физике, которыми руководили A.C. Голованов (г. Санкт-Петербург) и В.И. Шелест (г. Новосибирск), участвовать в интернет-олимпиадах.
К 2000 г. был завершен процесс компьютеризации школ республики, однако на тот момент не все школы смогли подключиться к Интернету но объективным причинам слабости телекоммуникаций. Стабильные лучшие результаты демонстрировали учащиеся Нсрюнгринской, Майин-ской, Верхневилюйской, Мюрюнской юношеской, Якутской городской, Белогорской, Намской гимназий, Сунтарского политехнического лицея, Республиканского колледжа, средней школы г. Томмота Алданского района, Усть-Майской средней школы, средней школы №1 г. Олскминска, Юнкюрской средней школы Олекминского района, Саха-французской ассоциированной школы Намского улуса, Саха-бельгийской школы-гимназии Усть-Атданского улуса, школ г. Якутска (ЯГНПШ №2, ЯГКШ, СШ №8, 26).
Якутия явилась тем регионом России, где успешно внедрялись инновационные технологии учебного процесса, внешнего и внутреннего менеджмента педагогического труда. Были организованы и с отличными результатами действовали образовательные учреждения с международными учебными программами и интернациональными педагогическими коллективами, такие, как Саха-турецкий анатолийский колледж, Саха-корейская школа, Саха-французская ассоциированная школа ЮНЕСКО, Саха-бельгийская школа, заочная кафедра Оксфордской группы школ. Успешно трудились лингвистический центр "Интснсус" и его филиал в Вилюйском улусе, "Школа будущего" в ДОУ №11 г. Якутска.
Повышение интереса со стороны учащихся, их родителей и общества к образованию как га-
рантии будущего благополучия и благосостояния поколения XXI в. нашло отражение в повышении показателей успеваемости. Так, если в 1993-1994 уч. г. коэффициент успеваемости был 94,4%, то в 1998-1999 уч. г. он возрос до 96,7%. Если в 1990 г. 33 выпускника окончили школу с золотой медалью и 290 — с серебряной, то в 1999 г. уже 90 учащихся окончили школу с золотой медалью и 372 — с серебряной [7, с. 6). По итогам олимпиад в 1999 г. 26 выпускников школ были приглашены для поступления сразу на второй курс высших учебных заведений [3, с. 125].
С развалом советской системы активно действовавшие комсомольские и пионерские организации прекратили свое существование, образовался досуговый вакуум детей школьного возраста. В республике заработали по программе Эркээйи" детские общественные организации Кэскил", "Кэнчээри", "Содружество", ученическое представительство министра образования Субэ", Детский парламент (улусные, городские Советы старшеклассников), на базе республиканского колледжа работало научно-поисковое чбщество "Дьогур", были введены нормативы программы республиканского физкультурного комплекса "Эрэл", активно сотрудничал с детскими творческими объединениями Фонд Бар5арыы" (программы "Новые имена", "Шаг в будущее", "Надежда", "Забота") [4]. Только в 1999 г. .200 школьников приняло участие в научно-практической конференции "Шаг в будущее" 7, с. 4, 7, 9, 10].
Принятие Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) Закона "О государственной поддержке летней занятости детей и подростков школьного возраста в стационарных лагерях и центрах труда и отдыха РС (Я)", Указов Президента РС (Я) М.Е. Николаева "О развитии подсобных хозяйств учреждений образования РС (Я)", "О развитии пришкольных участков учреждений образования РС (Я)" создало нормативную базу организации школьного подсобного хозяйства. Школам было выделено 3336 га сенокосных угодий, 605 га обрабатываемой земли, 1163,1 га лесозащитной зоны. Только в течение 1999 г. для укрепления технической базы школам было передано 45 тракторов, 25 автобусов, 17 автомашин УАЗ, 8 прицепов, 160 станков, верстаков и швейных машин. Так, в летний период 1999 г. работало 214 лагерей труда и отдыха, 475 ученических производственных бригад, которые охватили 46,0% — 30 804 учащихся. Ими было заготовлено 8,7 тыс. сена, 5156 куб. дров, более 7 тонн мяса, 7 тонн молока, 4,7 тонны рыбы, выращено 4,142 тонны картофеля, 1,280 тыс. тонн капусты, 122 тонны овощей, более 88 тонн ягод. Таким образом, школьники частично
обеспечили горячее питание для самих себя в школах.
Инновационные технологии образования в республике были обеспечены Законами РФ и РС (Я) "Об образовании", провозгласившими творческий подход к образовательным программам, автономию образовательного учреждения. В РС (Я) более 50 школ и детских дошкольных учреждений являлись экспериментальными площадками республиканского значения, более 150 образовательных учреждений — улусного значения, во всех учебных заведениях имелись нововведения в школьные программы [5, с. НО]. Педагоги-новаторы разрабатывали программы школ с учетом социальных запросов территории проживания. В Хангаласском улусе апробировались модели "Сельская школа — усадьба" (с. Ча-паево), "Школа — предприятие" (с. Едей), "Школа предпринимательства" (с. Техтюр). Все педагогические коллективы в Мегино-Кангаласском улусе работали по программам "Школа — социум", "Школа искусств", "Школа — центр духовной культуры села", "Школа — центр экологического воспитания" и др. Проекты интеграции дошкольного и среднего образования были разработаны в Югюлятской школе Вилюйского улуса, среднего и начального профессионального — в Ожулунской школе-лицее Чурапчинского улуса. Программа "Ребенок — уникальная саморазвивающаяся система", разработанная отличником народного образования E.H. Ермолаевой, была представлена в Чурапчинской школе им. С.А. Новгородова. Школа-этноцентр была создана в п. Ючюгей Оймяконского улуса [3, с. 126]. Нестандартные формы обучения с учетом региональных природно-климатических особенностей получили свое развитие в программе "Солнышко" в Верхоянске.
Учителя-энтузиасты, несмотря на финансовые сложности периода 1990 — 2003 гг., активно разрабатывали и внедряли творческие проекты, инновационные подходы в реформируемую систему образования. Кардинальные изменения социального, экономического и культурного пространства вызвали необходимость создания новых форм моральных и материальных стимулов лучших педагогов. МО РС (Я) была разработана отраслевая наградная культура. За выдающийся вклад в развитие образования республики педагогические работники награждаются знаком "Отличник образования Республики Саха (Якутия)". В знак благодарности учителям, учащиеся которых стали учителями, учрежден специальный нагрудный знак "Учитель учителей" с присуждением денежной премии. В целях поддержки учительских семейных династий введен нагрудный знак "Династии учителей". Для 1000 лучших учителей республики была введена
стипендия международного фонда "Дети Саха — Азия". Была учреждена серебряная медаль учителю "За доброе сердце и профессионализм", присуждаемая Большим детским жюри.
Последнее десятилетие XX в. явилось переломным и в области совершенствования региональной образовательной политики среднего профессионального и высшего образования. Законы рыночной конкурентоспособной экономики диктовали необходимость подготовки нового поколения управленцев, ученых, технологов, инженерных кадров, квалифицированных рабочих, способных работать с новейшими технологиями. С 1990 г. в этой сфере образования произошли кардинальные количественные и качественные изменения. В республике были начаты и развиваются процесс диверсификации образования, формирование и реализация многоуровневой структуры образовательной системы, имеющей интегрированные академические и профессиональные уровни. Эта гибкость должна обеспечить согласованность и преемственность программ среднеспсциального и высшего образования. А студентам предоставляется возможность выбора, с учетом своих способностей, профессионального интереса и потребностей производства, включиться в образовательный процесс и выйти из него на разных этапах, получая при этом последовательно квалификацию рабочего, специалиста среднего звена, бакалавра, специалиста с высшим образованием и магистра наук.
Вертикальная интеграция, предполагающая единую систему: колледж, техникум, училище — вуз по специализации, уже показала эффективность подобной преемственности. Были преобразованы Якутский финансовый техникум в финансовый колледж при финансово-экономическом институте ЯГУ, медицинское училище в медицинский колледж при медицинском институте ЯГУ, ПТУ-12 г. Нерюнгри в политехнический колледж технического института ЯГУ в г. Нерюнгри. На базе лицейских классов РФМШ был открыт Республиканский колледж с правом подготовки первого уровня высшего образования. В 2000 г. открылись вузовские колледжи в пяти улусах и представительства ЯГУ в десяти улусах республики. После окончания Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации выпускники мо1ут продолжить образование и Сибирской коммерческой академии. На базе Якутского командного речного училища по единым сквозным учебным планам возможно получение высшего образования в Якутском филиале Новосибирской академии водного транспорта. Якутский политехнический колледж, преобразованный в Якутский государственный инженерно-технический институт, сохраняет подготовку квалифицированных рабо-
чих, техников и инженеров. Чурапчинский институт физической культуры и спорта на базе спортивной школы-интерната готовит специалистов среднего и высшего звена, особо одаренные выпускники могуг продолжить учебу в магистратуре РГАФК (г. Москва) и СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Такая форма образования имеет свои положительные стороны в более качественной профессиональной подготовке с укороченным общим сроком обучения.
В рассматриваемый период произошли существенные изменения и в структуре ЯГУ: созданы медицинский, педагогический, финансово-экономический, физико-технический институты, институт физической культуры и спорта, институт математики и информатики, филиалы — Не-рюнгринский технический и Мирнинский политехнический институты, центр Интернет, Центр новых информационных технологий. Центр дистанционного обучения "Ситим", юридический и исторический факультеты. С учетом региональных производственных и социально-экономических потребностей открыты 24 новые специальности: радиофизика и электроника, технология деревообработки, электроснабжение, менеджмент, финансы и кредит, педиатрия, стоматология, городское и коммунальное хозяйство, информационные системы в экономике, строительство дорог и аэродромов. На начало 1990-1991 уч. г. в республике в ЯГУ и ЯГСХА обучалось 7,3 тыс. студентов, прием составлял 1,9 тыс. студентов, выпуск — 1,1 тыс. человек. В 2001 -2001 уч. г. в 5 вузах республики училось 20,8 студента, прием составил 6,1 тыс., выпуск — 2,3 тыс. студентов. На начало 2002-2003 уч. г. только в государственных вузах общая численность студентов составила 36 249 человек. Если в 2000-2001 уч. г. было принято 6910 человек, включая вузы Центра, Сибири и Дальнего Востока (700 чел.), то в 2002-2003 уч. г. прием увеличился вдвое — 12 439 чел. По Указам Президента РС (Я) М.Е. Николаева для подготовки кадров по специальностям, не представленными вузами республики, были открыты Якутский международный университет в г. Москве и Якутский университет высоких технологий в г. Санкт-Петербурге.
На начало 2002-2003 уч. г. в Якутии работало 36 вузов России: в том числе в г. Якутске — 27, в Нерюнгри — 3, в Вилюйском, Мирнинском, Намеком, Олсминском, Хангаласском, Чурап-чинском районах и улусах — по 1; общая численность студентов составляла 37 359 человек [8. с. 69]. За пределами республики обучались 4,5 молодого якутянина, в том числе 103 студента в университетах США, Великобритании, Венгрии. Турции. Китая и т.д.
Исследователями отмечаются высокие показатели социальной поддержки сферы образова-
ния в изучаемый период: самая высокая по России стипендия студентов, учащимся за пределами республики предоставление одного бесплатного проезда домой и обратно и т.д. [1, с. 147— 149] Можно добавить, что состоялось расширение социальной инфраструктуры университета: ввод новых учебных и обшсжитских корпусов, оздоровительного комплекса с бассейном, улучшение жилищно-бытовых условий преподавательского состава. Возрос качественный уровень профессорско-преподавательских коллективов, по данным на начало 1999 уч. г. трудились 115 докторов и 457 кандидатов наук [9, с. 5]. К концу рассматриваемого периода высшее образование республики было представлено. ЯГУ им. М.К. Аммосова с 6 филиалами, Якутская государственная сельскохозяйственная академия с 2 филиалами, Высшая школа музыки, филиал юридического института МВД РФ. филиал Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, филиал школы-студии МХЛТ, филиал Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, филиал Красноярского
художественного института, Арктический институт культуры и искусств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов £.//. Культура, образование и наука в Республике Саха (Якутия) (1991 - 1996 гг.) // Суверенная Республика Саха (Якутия) (1991 - 1996): проблемы коренных преобразований. - Якутск, 1999.
2. Алексеев И.Е. Стратегия языкового развития. // Паука п образование. - 2001. - №1 (21). - С. 14.
3. Михайлова Е.И. Приоритеты развития образования в Республике Саха (Якутия) // Наука и образование. - 2000.
- №3 (19). - С. 128.
4. Выступление Президента PC (Я) М.Е. Николаева на круглом столе, посвященном 10-летию Национального фонда возрождения "Бар5арыы".
5. Батучина М.В. Экспериментальная работа школы по реализации концепции "Ребенок - уникальная саморазвивающаяся система".// Наука и образование. - 2001. - №2 (22).
- С. 110.
6. Научная деятельность Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова в 1998 г. - Якутск, 1999.
- С. 5.
7. Образование в цифрах и фактах 1990-2000 гг. - Стат. сб. - Якутск, 2000.
8. Образование в Республике Саха (Якутия). 2003 г.
- Стат. сб. - Якутск, 2003.
9. Научная деятельность Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова в 1998 г. - Якутск. 1999.
- С. 5.
УДК 378
Региональная модель высшего профессионального туристского образования
в Республике Саха (Якутия)
Л.Н. Цой
Определяется специфика образования в сфере туризма и гостеприимства. Описывается региональная чодель высшего профессионального туристского образования (на примере деятельности Филиала Бай-<алъского госуниверситета экономики и права в г. Якутске).
Peculiar features of an education in a tourism & hospitality field are determining now. A regional pattern of a righer professional education in a tourism sphere is describing by the example of the brunch's of Baikal National University of Economics and Law in Yakutsk activity.
За последние голы проблемы и перспективы развития российской сферы туризма и гостеприимства неоднократно становились предметом обсуждения на туристских форумах и научно-прак-тических конференциях различного уровня.
В .мире на долю туризма приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами [3]. Оказывая большое влияние на сохранение и развитие природного, исторического и культурного потенциала страны, туризм обеспечивает гармонизацию отношений между странами и народами, является важным
средством духовного воспитания населения, особенно молодежи.
Одним из механизмов ускорения развития ту-ристско-гостиничного сектора российской экономики является модернизация системы подготовки туристских кадров на основе совершенствования управления развитием туристского образования. Новые общественно-экономические тенденции и современные технологии предъявляют высокие требования к качеству профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства.
Методологической основой построения системы туристского образования в нашей стра-
дой Людмила Николаевна, к.ф.н., доцент, зав. кафедры ЯГУ, директор Филиала БГУЭП г. Якутска. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №3. 2008, СЕНТЯБРЬ