Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия реализации проекта «Музыка для всех» в республике Саха (Якутия)'

Организационно-педагогические условия реализации проекта «Музыка для всех» в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
491
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКА / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MUSIC / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / MUSIC ART AND EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрова Мария Петровна

В статье рассматривается состояние музыкального образования как части общего образования в России, Дальневосточном федеральном округе, Республике Саха (Якутия), роль и значение музыкального воспитания в гармоничном развитии детей. Дается описание этапов становления музыкального образования, формирования кадрового потенциала, инфраструктуры музыкальной культуры в Якутии. Автором представлен критический анализ проблем музыкального воспитания подрастающего поколения. Статья представляет опыт реализации проекта «Музыка для всех», внедряемого на основе общественно-государственного партнерства в Республике Саха (Якутия). Раскрываются организационно-педагогические условия реализации инновационного проекта «Музыка для всех»: создание нормативно-правовых условий, организационной структуры, научно-педагогических условий подготовки кадров, культурно-образовательной среды проекта, материально-технической базы, а также механизмы межведомственного взаимодействия, этапы организации и продвижения. Выделены приоритетные задачи и цели; сформулированы условия их реализации и основные индикаторы мониторинга за этапами проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of implementation of the project “Music for all” in Republic of Sakha (Yakutia)

The article discusses the status of music education as part of general education in Russia, the Far Eastern Federal district, Republic of Sakha (Yakutia), the role and importance of musical education in the harmonious development of children. The stages of formation of music education, formation of personnel potential, infrastructure of music culture in Yakutia are described. The author gives a critical analysis of the problems of the musical education of the younger generation. The experience from the project „Music for all”, implemented on the basis of public-public partnership in the Republic of Sakha (Yakutia) is observed. The article also reveals the organizational and pedagogical conditions of implementation of the innovative project „Music for all”: the creation of a legal and regulatory environment, organizational structure, scientific-pedagogical conditions of training, educational, and cultural environment of the project, logistical bases, as well as mechanisms of interdepartmental interaction, stages of organization and promotion. The article identifies priority goals and objectives; formulates conditions for their implementation and key indicators for monitoring the phases of the project.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия реализации проекта «Музыка для всех» в республике Саха (Якутия)»

педагогическиеi

технологии!

1УДК 372.878 ББК 74.268.53

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ» В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

М. П. Петрова

Аннотация. В статье рассматривается состояние музыкального образования как части общего образования в России, Дальневосточном федеральном округе, Республике Саха (Якутия), роль и значение музыкального воспитания в гармоничном развитии детей. Дается описание этапов становления музыкального образования, формирования кадрового потенциала, инфраструктуры музыкальной культуры в Якутии. Автором представлен критический анализ проблем музыкального воспитания подрастающего поколения. Статья представляет опыт реализации проекта «Музыка для всех», внедряемого на основе общественно-государственного партнерства в Республике Саха (Якутия). Раскрываются организационно-педагогические условия реализации инновационного проекта «Музыка для всех»: создание нормативно-правовых условий, организационной структуры, научно-педагогических условий подготовки кадров, культурно-образовательной среды проекта, материально-технической базы, а также механизмы межведомственного взаимодействия, этапы организации и продвижения. Выделены приоритетные задачи и цели; сформулированы условия их реализации и основные индикаторы мониторинга за этапами проекта.

Ключевые слова: музыка, Республика Саха (Якутия), музыкальное искусство и образование, дополнительное образование, организационно-педагогические условия.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE PROJECT "MUSIC FOR ALL" IN REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

M. P. Petrova

Abstract. The article discusses the status of music education as part of general education in Russia, the Far Eastern Federal district, Republic of Sakha (Yakutia), the role and importance of musical education in the harmonious development of children. The stages of formation of music education, formation of personnel potential, infrastructure of music culture in Yakutia are described. The author gives a critical analysis of the problems of the musical education of the younger generation. The experience from the project „Music for all", implemented on the basis of public-public partnership in the Republic of Sakha (Yakutia) is observed. The article also reveals the organizational and pedagogical conditions of implementation of the innovative project „Music for all": the creation of a legal and regulatory environment, organizational structure, scientific-pedagogical conditions of training, educational, and cultural environment of the project, logistical bases, as well as mechanisms of interdepartmental interaction, stages of organization and promotion. The article identifies priority goals and objectives; formulates conditions for their implementation and key indicators for monitoring the phases of the project.

Keywords: music, Republic of Sakha (Yakutia), music art and education, additional education, organizational and pedagogical conditions.

Человек живет в мире звуков, созданных им самим и природой. Гармония ритмики звуков содействует гармоничному развитию физического состояния и духовного мира человека и его социальной среды. Создание, воспроизведение и восприятие музыкального искусства - это самостоятельная форма общественной жизни, обладающей соответствующей музыкально-организованной средой в виде соответствующих площадок, обученных педагогов и исполнителей, подготовленных слушателей, производства музыкальных инструментов, наличия специальных и популярных печатных изданий и т. п. Развитие музыкальности является одним из составляющих гуманитарно-эстетического содержания воспитания детей в этнопедагогике и государственной политике образования и культуры. Музыкальное обучение и воспитание, ориентированные на национальную музыкальную традицию, определяют уровень музыкальной культуры общества и зависят от создания экономических условий развития национальной музыкальной отрасли. Музыкальная культура понимается нами как жизненная и духовная среда, в рамках которой только и может осмысленно существовать собственно музыка [1]. Как отмечает директор Московской филармонии Алексей Шалашов, «сегодня критерием значимости музыкального события становится не само искусство, а его рейтинг, то есть показатель массовости, что не имеет никакого отношения к художественно-эстетическому смыслу. Мы дошли до какой-то крайней точки, когда нам надо что-то другое придумывать» [2].

Система музыкального образования в современной России как социокультурный феномен формируется в соответствии с образовательной политикой, хотя содержательно она относится к культурной политике. В Федеральном законе (далее - ФЗ) № 274 «Об образовании в Российской Федерации» прописывается воспитание эстетических качеств личности дошкольника, эстетического вкуса у учащихся общеобразовательных организаций. Музыкальное воспитание - это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на

практическую музыкально-эстетическую деятельность. Впервые ст. 83 данного закона установлены правовые основания для поддержки развития музыкальной культуры граждан.

Дальневосточный федеральный округ по числу обучающихся в детских школах искусств занимает шестое место в РФ (10,6% детского населения при общероссийских показателях -11,7%) [3; 4].

Республика Саха (Якутия) (далее - РС(Я)) сохранила в постсоветский период достижения музыкального воспитания и образования в виде: 2 высших, 4 средних специальных учебных заведений, 90 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 15 театрально-зрелищных учреждений, 555 культурно-до-суговых учреждений [5]. Но большинство музыкальных школ не имеют соответствующего обеспечения и помещения.

Сегодня музыкальным образованием охвачено около 10 тыс. школьников Якутии. Созданы Высшая школа музыки, Арктический государственный институт искусств и культуры, Филармония Якутии, Музей музыки и фольклора, Международный музей хомуса, Хореографическое училище им. П. и Н. Посельских, Театр танца, оркестры народных инструментов и т. д. Успешно действовал хор мальчиков фонда «Баргарыы». Развивается этномузыкальное воспитание и образование на традициях народов Якутии.

Тем не менее состояние и перспективы музыкальной культуры россиян, и в частности якутян, вызывают озабоченность деятелей музыкального искусства, творческой и родительской общественности. Музыкальная культура россиян далеко отстает от практики многих стран мира, хотя издавна существовали традиции культовой музыки, элитарного и народного музыкального воспитания и образования. Например, В Индии человек не получит свидетельства об окончании школы, если не научится играть на 2-3 музыкальных инструментах, не овладеет основами композиции и цвета в живописи и рисунке, не знает секретов стихосложения, так как только творческое эстетическое развитие формирует Личность.

Наблюдается явное несоответствие реально существующего состояния музыкальной культуры в стране тому уровню, который есте-

ственно было бы ожидать, исходя из масштабов государственной системы музыкального образования и исторических традиций музыкальной культуры. Недооценка роли художественной, эстетической, музыкальной культуры стала характерной чертой общеобразовательной школы, вовлеченной в схему ЕГЭ. Подтверждениями тому служат: нарушение разумного соотношения количества часов эстетического и других циклов в сетке часов учебного плана; исчезновение уроков музыки и изобразительного искусства в старших классах общеобразовательных школ; пассивность органов управления образованием в решении вопроса обеспечения школ квалифицированными преподавателями эстетического цикла.

Наблюдается кризис музыкальной культуры как следствие кризиса образовательной системы и культурной самоорганизации общества. Выросло поколение, испытывающее дискомфорт при звуках классической музыки, не выносящее звуков природы и тишины, постоянно находящееся в виртуальном измерении и не посещающее театры, выставки художников, не читающее классическую литературу.

Одним из критериев комфортной культурной среды является доступ к художественному образованию и духовное единение граждан на основе музыкальной культуры. Право на художественное образование должно восприниматься и как часть общего права на образование, и как право на образование в сфере культуры и искусства. Это право должно сопутствовать всей жизни человека, способствовать его личностному и культурному развитию, эстетическому воспитанию. Нужна всеобщность художественного образования [6].

Основной идеей проекта «Музыка для всех», реализуемого с 1 октября 2013 г. в Республике Саха (Якутия) по инициативе М. Е. Николаева, Первого Президента республики, является укрепление ценности музыки, музыкального искусства и музыкальной культуры в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения и в духовном благополучии якутян Проект представляет актуальность в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового

1 http://kremlin.ru/news/14907.

поколения. Как отмечает М. Е. Николаев: «Человек не стал бы созидателем и творцом своего мира, будь он не способен воспринимать красоту музыки...» [7].

Целью проекта является повышение статуса музыкальной культуры и музыкального образования в формировании человеческого капитала. Организационно-педагогические условия реализации проекта «Музыка для всех» исходили из задач проекта и были сгруппированы на следующие блоки:

1) создание нормативно-правовых условий;

2) создание организационной структуры по реализации каждой задачи проекта;

3) создание научно-педагогических условий подготовки кадров;

4) создание культурно-образовательной среды проекта;

5) создание материально-технической базы проекта.

1. Создание нормативно-правовых условий. Правовой основой проекта являются: ФЗ № 274 «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 115 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы», «Концепция общенациональной системы выявления развития молодых талантов», принятая 3апреля 2012 г.1, Республиканская целевая программа «Развитие образования в РС(Я) на 2012-2016 гг.)», Республиканская целевая программа «Создание условий духовно-культурного развития народов РС(Я) на 2012-2016 гг.).

Старт проекту «Музыка для всех» был задан Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 1581-р от 29 декабря 2014 г.

2. Создание организационной структуры по реализации каждой задачи проекта. Организационной основой реализации проекта стала утвержденная правительством РС(Я) Концепция республиканского проекта «Музыка для всех», принята «Дорожная карта» проекта «Музыка для всех» совместной коллегией министерства образования и министерства культуры и духовного развития РС(Я) в ноябре 2015 г.

Были определены следующие задачи реализации проекта в системе общего образования:

• Обеспечение доступности и полноценности музыкального образования.

• Разработка учебно-методических комплектов для начальной школы.

• Подготовка и повышение качества педагогов музыкального образования.

• Укрепление материально-технической базы музыкальных классов образовательных организаций.

• Популяризация проекта «Музыка для всех».

В составе организационного совета по реализации проекта «Музыка для всех» работают специалисты министерств и ведомств, видные деятели культуры и искусства. На уровне муниципалитетов подписаны соглашения о совместной работе по реализации проекта «Музыка для всех» с Учреждениями культуры и УУО.

На первом этапе министерством образования республики была сформирована рабочая группа с распределением зон ответственности, проведен анализ существующих проблем по уточнению кадрового состояния, учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Так, были выявлены проблемы дефицита квалифицированных кадров с высшим специальным образованием, способных обучать детей музыке в соответствии с современными требованиями в образовании, а также острая нехватка музыкальных инструментов.

В настоящее время в 32 улусах из 542 ОУ и 5 школ-садов проект «Музыка для всех» реализуется в 375 школах. Так, по охвату учреждений республики проектом «Музыка для всех» составляет 68,5% общеобразовательных учреждений.

3. Создание научно-педагогических условий подготовки кадров. По экспериментальной программе Э. Б. Абдуллина работают 53 общеобразовательных учреждения. Всего по приказу министра образования РС (Я) № 01-16/3776 от 04 сентября 2014 г. (39 учителей), № 0116/3631 от 3 сентября 2015 г. (20 учителей) «Об апробации образовательной программы по музыке (руководитель - Э. Б. Абдуллин)» по республике работают 58 учителей из 53 общеобразовательных учреждений, где охвачены 689 обуча-

ющихся 1-го класса, 748 детей 2-го класса, всего 1437 детей [8].

Было определено, что по данной программе занятия будут проводиться 3 раза в неделю: 1 урок и 2 внеурочных занятия в рамках ФГОС. Научный руководитель программы Э. Б. Абдуллин описывает особенности проекта следующим образом: «Уроки построены таким образом, что на первых порах любой обучающийся испытывает радость если не в процессе участия в хоровом пении, не в процессе слушания музыки, то, может быть, в игре на том или ином «элементарном» музыкальном инструменте ил в музыкально-пластическом интонировании с элементами хореографии. Опыт показывает, что когда учащиеся приобщаются к активному участию хотя бы в одном каком-то виде музыкальной деятельности, то процесс заинтересованности музыкой в других видах деятельности значительно возрастает» [9, с. 38]. В соответствии с этим подходом научно-методическим советом проекта и министерством образования республики были утверждены комплекты музыкальных инструментов для дошкольных образовательных организаций, для начальных классов, а том числе для малокомплектной школы.

Группой под руководством М. П. Петровой был разработан инструментарий мониторинга реализации экспериментальной программы по следующим блокам:

I блок - музыкальный (ведет учитель музыки)

Освоение региональной программы по учебному предмету «Музыка» по хрестоматии, разработанной Э. Б. Абдуллиным, Е. В. Николаевой, Б. Р. Иофисом и другими по направлениям: результаты по различным видам музыкальной деятельности, вокально-хоровой, музыкально-инструментальной деятельности и результаты по видам музыкальной деятельности.

II блок - оценка участников эксперимента (ведет учитель начальных классов)

Удовлетворенность детей, родителей и педагогов музыкальным образованием по программе проекта «Музыка для всех».

III блок - психологический (ведет психолог ОУ)

Сравнительная психолого-педагогическая диагностика общего развития детей, занимающихся в проекте и детей из обычных классов.

Диагностика ведется по существующим методикам ведущих психологов России и зарубежья по таким направлениям, как исследования мелкой моторики, саморегуляции, фонематического слуха, внимания, памяти, словаря и логического мышления и выявление способностей. Целью данных исследований является выявление положительного влияния занятий музыкой на общее развитие ребенка.

Наряду с реализацией экспериментальной программы под руководством Э. Б. Абдуллина 104 школы работают по программам И. М. Кра-сильникова, Е. Д. Критской, Т И. Баклановой, Т. И. Науменко, Д. Б. Кабалевского, по проектам муниципальных образований - 105 школ, по проектам самих общеобразовательных учреждений - 167 школ из заявленных улусов. К примеру, в Борулахская СОШ Верхоянского улуса работает по авторской программе «Этнофоль-клор», в Чурапчинской СОШ имени С. А. Новго-родова работает проект «Поющая школа», а в Алагарской СОШ Чурапчинского улуса - «Музыка в каждом из нас».

В учреждениях дополнительного образования, к примеру, в Верхоянском улусе реализуется специальная учебная программа О. И. Аверьяновой, М. Шарикова, Н. П. Козлова, в 16 улусах работают проекты муниципальных районов, 33 учреждения дополнительного образования работают по своей авторской программе.

В дошкольном образовании музыкальные руководители работают по различным программам. Например, в Верхоянском улусе два детских сада работают по парциальной программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушка» И. М. Каплуно-ва, И. А. Новосельцева, также по программе «Музыкальная ритмопластика» Л. М. Бурцевой. Также 89 детских садов работают по проектам муниципальных образований и 202 - по музыкальным проектам самого учреждения.

В 2013 г. учителей музыки с высшим образованием было всего 148.

По кадровому состоянию обеспеченность школ учителями музыки со специальным образованием составляет в настоящее время более 50%. Таким образом, выявлены проблемы дефицита квалифицированных кадров с высшим специальным образованием, способных обучать детей музыке в соответствии с современ-

ными требованиями в образовании. Исходя из этого, была организована на договорной основе подготовка учителей музыки в магистратуре и аспирантуре в Московском педагогическом государственном университете, а также курсы повышения квалификации под руководством Э. Б. Абдуллина, Е. В. Николаевой и коллектива сотрудников кафедры ЮНЕСКО при МПГУ «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни».

4. Создание культурно-образовательной среды проекта. По республике в 32 улусах проведено в рамках проекта «Музыка для всех» на муниципальном уровне проведено всего 823 мероприятий, в котором приняли участие 17 529 детей, из них призерами стали 3457 участника.

Также в рамках проекта по плану Министерства образования РС (Я), Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения проводятся различные республиканские творческие конкурсы.

Республиканский вокальный конкурс «Ыллаа-туой, уол о5о!» прошел в феврале в с. Туора-Кюель Таттинского улуса. Всего в конкурсе приняло участие свыше 143 мальчика.

Республиканский комплексный конкурс «Уол о5о - норуот кэскилэ» проходил в с. Верх-невилюйск. В конкурсе приняли участие 287 участников - обучающиеся образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей из 4 улусов.

Незабываемым событием для любителей живой музыки стал III Республиканский конкурс вокально-инструментальных ансамблей (групп).

В Республиканском Конкурсе патриотической песни «Главная песня о Родине» приняли участие обучающиеся общеобразовательных школ, детских школ искусств, хоровые коллективы по двум возрастным категориям.

II Республиканский смотр реализации проекта «Музыка для всех», который проходил в декабре 2015 г., расширил свою географию за счет очно-заочного участия. Общий охват детей составил 2210 детей.

Общий охват детей мероприятиями проекта на уровне МР составил 27 559, на уровне республики 5752 детей.

Общий охват детей на уровне России и зарубежья составил 1295 детей.

По участию детей республики во всероссийских конкурсах, фестивалях можно отметить качество участия: из 1295 участников - 905 лауреатов и дипломантов, что составляет 69,8%.

По организации смен, направлений «Музыка для всех» в летних оздоровительных лагерях также отмечается положительная динамика, так, увеличилось количество и охват детей музыкальным направлением в летних оздоровительных лагерях.

5. Создание материально-технической базы проекта. По укреплению материально-технической базы кабинетов музыки музыкальными инструментами следует отметить, что за три года предприняты усилия не только Министерством образования РС (Я), но и на уровне муниципалитета, также особое внимание в музыкальном образовании стали уделять родители и попечители. Общая сумма приобретения музыкальных инструментов составила 36 288 384 руб., из них на 16 861 960 руб. закуплены инструменты Министерством образования республики, на 5 847 999 руб. - образовательными организациями, вложения родителей составили сумму 905 407 руб. и попечителей - 2 673 018 руб.

В заявленных 542 образовательных организациях, 5 школах-садах по отчетам 219 школ имеют кабинеты музыки, оснащенные средствами информационно-коммуникационных технологий, что составляет 40% обеспеченности кабинетом музыки заявленных школ. В данном направлении по сравнению с прошлым годом увеличилось количество школ с кабинетом музыки на 17,7%.

Наряду с вышеизложенной положительной динамикой в реализации проекта «Музыка для всех» следует отметить ряд актуальных задач:

• привлечение к профессии учителя музыки выпускников музыкальных школ, а также обеспечение доступности музыкального пред-профессионального образования для детей республики;

• организация научно-методической экспертизы и сопровождения авторских разработок музыкальных педагогов.

• совершенствование инструментария мониторинга реализации проекта «Музыка для всех» в экспериментальных классах;

• распространение опыта работы ведущих учителей и педагогов на семинарах, совещаниях, конференциях по проекту;

• интеграция программ музыкального образования в общеобразовательной школе с предпрофессиональными программами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Найдорф М. Два очерка по типологии музыкальных культур // Вопросы культурологии.

- 2005. - № 100. - C. 102-105.

2. Кому заказывать музыку? // Российская газета. - 2013. - 2 авг.

3. Культура России. Аналитический справочник / ред. В. И. Малышев. - М.: Книжный дом Университет, 2004. - 232 с.

4. Культура России 2001/2006: Информационно-аналитический сборник / ред. М. Е. Швыдкой. - М.: ГИВЦ, 2007. - 551 с.

5. Информация об учреждениях культурно-до-суговой сферы Республики Саха (Якутия) (по сост. на 01.01.2010). - Якутск: М-во культуры РС (Я), 2010. - 15 с.

6. Иевлев Г. П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012.

- С. 87, 115.

7. Николаев М. Е. Музыка - ключ к духовному богатству и разнообразию выбора // Музыка для всех. - 2015. - № 2. - C. 2-3; 32.

8. Абдуллин Э. Б., Иофис Б. Р., Варламова А. В. Региональная программа по учебному предмету «Музыка» 1-4 классы в контексте проекта «Музыка для всех» (Программа рекомендована Министерством образования и духовного развития Республики Саха (Якутия). М. - Якутск: Ритм, 2015. -88 с.

9. Абдулин Э. Б. Трудности и надежды нового этапа подготовки якутских учителей музыки и переходного периода на новую региональную программу обучения детей // Музыка для всех. - 2015. - № 5. - С. 37-39.

REFERENCES

1. Naydorf M. Dva ocherka po tipologii muzykal-nykh kultur. Voprosy kulturologii. 2005, No. 100,pp.102-105.

2. Komu zakazyvat muzyku? Rossiyskaya gazeta. 2013. 2 Aug.

3. Malyshev V. I. (Ed.) Kultura Rossii. Anal-iticheskiy spravochnik. Moscow: Knizhnyy dom Universitet, 2004. 232 p.

4. Shvydkoy M. E. (Ed.) Kultura Rossii 2001/2006: Informatsionno-analiticheskiy sbornik. Moscow: GIVTs, 2007. 551 p.

5. Informatsiya ob uchrezhdeniyakh kulturno-dosugovoy sfery Respubliki Sakha (Yakutiya) (po sost. na 01.01.2010). Yakutsk: M-vo kultury RS (Ya), 2010. 15 p.

6. Ievlev G. P. Kulturnaya politika i razvitie zako-nodatelstva o kulture v Rossiyskoy Federatsii. Moscow: NORMA: INFRA-M, 2012. Pp. 87, 115.

7. Nikolaev M. E. Muzyka - klyuch k dukhovno-mu bogatstvu i raznoobraziyu vybora. Muzyka dlya vsekh. 2015, No. 2, pp. 2-3; 32.

8. Abdullin E. B., Iofis B. R., Varlamova A. V. Re-gionalnaya programma po uchebnomu pred-metu „Muzyka" 1-4 klassy v kontekste proekta „Muzyka dlya vsekh " (Programma rekomendo-vana Ministerstvom obrazovaniya i dukhovnogo razvitiya Respubliki Sakha (Yakutiya). Moscow - Yakutsk: Ritm, 2015. 88 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Abdulin E. B. Trudnosti i nadezhdy novogo etapa podgotovki yakutskikh uchiteley muzyki i perekhodnogo perioda na novuyu regionalnuyu programmu obucheniya detey. Muzyka dlya vsekh. 2015, No. 5, pp. 37-39.

Петрова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, директор ГБНОУ «Республиканский ресурсный

центр «Юные якутяне»»

e-mail: [email protected]

Petrova Maria P., PhD in Education, Director, State Budgetary Educational Institution „The republican resource

center 'Young Yakutians'"

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.