Научная статья на тему 'Музыкально-теоретическая деятельность учащихся начальных классов национальной школы в процессе освоения программных произведений композиторов Республики саха (Якутия)'

Музыкально-теоретическая деятельность учащихся начальных классов национальной школы в процессе освоения программных произведений композиторов Республики саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
330
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ЯКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / MUSIC EDUCATION / PROGRAM MUSIC OF YAKUT COMPOSERS / MUSICAL-THEORETICAL ACTIVITY / TRADITIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иофис Борис Романович, Слепцова Полина Семёновна

Для освоения в начальной общеобразовательной школе в рамках проекта «Музыка для всех» программных произведений якутских композиторов требуются специальные педагогические подходы и технологии, что обусловлено особенностями этнокультурного контекста. Названия произведений национальных авторов несут особую смысловую нагрузку, определяемую традиционным укладом жизни в суровых климатических условиях Якутии. Осознание зависимости существования рода от сохранности окружающей среды трансформируется в представления о неразрывной духовной связи человека и природы, в одушевление, обожествление растений и животных как неотъемлемых составляющих национального менталитета. Этим обусловлена особая значимость для якутских детей названий музыкальных пьес, посвящённых тотемным животным и птицам, в сочетании с узнаваемостью претворяемых в них особенностей фольклорного интонирования, вследствие чего музыкально-теоретическую деятельность учащихся целесообразно ориентировать на выявление многомерных связей содержания изучаемых произведений с феноменами традиционной культуры своего народа. В качестве педагогических условий реализации такой установки предлагаются: применение модифицированного художественно-ассоциативного метода, использование системы межпредметных связей и выявление в изучаемом материале метапредметного содержания, направленность учебной деятельности на достижение личностных результатов в области формирования основ российской гражданской идентичности и осознания учащимися своей этнической и национальной принадлежности. Модификация художественно-ассоциативного метода заключается в том, что для формирования ассоциативного ряда задействуются не только впечатления от внешнего мира, но и переживание ребёнком своей причастности к родному этносу с его традициями, мировосприятием, этическими и эстетическими ценностями. Для этого используется прослушивание записей голосов птиц и знакомство с музыкальными инструментами, на которых эти звуки можно имитировать, чтение на родном языке соответствующих по сюжету стихотворений, фрагментов сказок, легенд. Правомерность выдвигаемых теоретико-методических положений подтверждена на уроках музыки в Якутской городской национальной гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL-THEORETICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF THE INITIAL CLASSES OF NATIONAL SCHOOL IN THE COURSE OF DEVELOPMENT OF PROGRAM WORKS BY COMPOSERS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Special pedagogical approaches and technologies are required for ma,stering the program works by Yakut composers in the elementary school in the framework of the project “Music for All”. This is due to the peculiarities of the ethno-cultural context. In these works the headings bear the special semantic loading determined by the traditional way of life in the harsh climatic conditions of Yakutia. Awareness of the dependence of the existence of the genus on the preservation of the environment was transforming into a concept of the inseparable spiritual connection between human and nature and animation, idolization of plants and animals as integral components of the national mentality. This is the reason for the special significance for the Yakut children of the names of musical pieces dedicated to totemic animals and birds, combined with recognizable features of folk intonation implemented in them. In this connection, the teacher should orient the students’ musical-theoretical activity to reveal the multidimensional links of the content of the studied works with the phenomena of the traditional culture of their people. As pedagogical conditions for the implementation of such an installation, we suggest: the use of a modified artistic-associative method, the use of a system of interdisciplinary connections and the revealing of meta-subject content in the teaching material, the orientation of learning activities to achieve personal results in the formation of the foundations of Russian civil identity and the students’ awareness of their ethnic and national affiliation modification of the artistic-associative method consists in the fact that not only impressions from the outside world are involved in the formation of the associative series, but also the child’s experience of his involvement in the native ethnos with his traditions, world perception, ethical and aesthetic values. To do this, the teacher uses listening to voice records of birds and acquaintance with musical instruments, on which these sounds can be imitated, reading in their native language poems corresponding to the plot, fragments of fairy tales, legends. We confirmed the legitimacy of the proposed theoretical-methodological provisions in music lessons in the Yakutsk City National Gymnasium.

Текст научной работы на тему «Музыкально-теоретическая деятельность учащихся начальных классов национальной школы в процессе освоения программных произведений композиторов Республики саха (Якутия)»

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Б. Р. Иофис,

Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991

П. С. Слепцова*,

Якутская городская национальная гимназия,

г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация, 677000

Аннотация. Для освоения в начальной общеобразовательной школе в рамках проекта «Музыка для всех» программных произведений якутских композиторов требуются специальные педагогические подходы и технологии, что обусловлено особенностями этнокультурного контекста. Названия произведений национальных авторов несут особую смысловую нагрузку, определяемую традиционным укладом жизни в суровых климатических условиях Якутии. Осознание зависимости существования рода от сохранности окружающей среды трансформируется в представления о неразрывной духовной связи человека и природы, в одушевление, обожествление растений и животных как неотъемлемых составляющих национального менталитета. Этим обусловлена особая значимость для якутских детей названий музыкальных пьес, посвящённых тотемным животным и птицам, в сочетании с узнаваемостью претворяемых в них особенностей фольклорного интонирования, вследствие чего музыкально-теоретическую деятельность учащихся целесообразно ориентировать на выявление многомерных связей содержания изучаемых произведений с феноменами традиционной культуры своего народа. В качестве педагогических условий реализации такой установки предлагаются: применение модифицированного художественно-ассоциативного метода, использование системы межпредметных связей и выявление в изучаемом материале метапредметного содержания, направленность учебной деятельности на достижение личностных результатов в области формирования основ российской гражданской идентичности и осознания учащимися своей этнической и национальной принадлежности. Модификация художественно-ассоциативного метода заключается в том, что для формирования ассоциативного ряда задействуются не только впечатления от

83

* Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Б. Р. Иофис.

внешнего мира,, но и переживание ребёнком своей причастности к родному этносу с его традициями, мировосприятием,, этическими и эстетическими ценностями. Для этого используется прослушивание записей голосов птиц и знакомство с музыкальными инструментами, на которых эти звуки можно имитировать, чтение на родном языке соответствующих по сюжету стихотворений, фрагментов сказок, легенд. Правомерность выдвигаемых теоретико-методических положений подтверждена на уроках музыки в Якутской городской национальной гимназии.

Ключевые слова: музыкальное образование, программная музыка якутских композиторов, музыкально-теоретическая деятельность, традиционная культура.

MUSICAL-THEORETICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF THE INITIAL CLASSES OF NATIONAL SCHOOL IN THE COURSE OF DEVELOPMENT OF PROGRAM WORKS BY COMPOSERS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Boris R. lofis,

Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991

Polina S. Sleptsova*,

Yakut City National Gymnasium,

Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation, 677000

84

Abstract. Special pedagogical approaches and technologies are required for mastering the program works by Yakut composers in the elementary school in the framework of the project "Music for All". This is due to the peculiarities of the ethno-cultural context. In these works the headings bear the special semantic loading determined by the traditional way of life in the harsh climatic conditions of Yakutia. Awareness of the dependence of the existence of the genus on the preservation of the environment was transforming into a concept of the inseparable spiritual connection between human and nature and animation, idolization of plants and animals as integral components of the national mentality. This is the reason for the special significance for the Yakut children of the names of musical pieces dedicated to totemic animals and birds, combined with recognizable features of folk intonation implemented in them. In this connection, the teacher should orient the students' musical-theoretical activity to reveal the multidimensional links of the content of the studied works with the phenomena of the traditional culture of their people. As pedagogical conditions for the implementation of such an installation, we suggest: the use of a modified ar-

* Scientific supervisor - PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor B. R. Iofis.

tistic-associative method, the use of a system of interdisciplinary connections and the revealing of meta-subject content in the teaching material, the orientation of learning activities to achieve personal results in the formation of the foundations of Russian civil identity and the students' awareness of their ethnic and national affiliation modification of the artistic-associative method consists in the fact that not only impressions from the outside world are involved in the formation of the associative series, but also the child's experience of his involvement in the native ethnos with his traditions, world perception, ethical and aesthetic values. To do this, the teacher uses listening to voice records of birds and acquaintance with musical instruments, on which these sounds can be imitated, reading in their native language poems corresponding to the plot, fragments of fairy tales, legends. We confirmed the legitimacy of the proposed theoretical-methodological provisions in music lessons in the Yakutsk City National Gymnasium.

Keywords: music education, program music of Yakut composers, musical-theoretical activity, traditional culture.

Введение

Региональной программой по учебному предмету «Музыка» [1] и Концептуальными основаниями новой образовательной программы по музыке для начальной школы [2], разработанными в рамках проекта «Музыка для всех», впервые предусмотрено освоение в начальной общеобразовательной школе программных произведений композиторов Республики Саха (Якутия). Для этого требуются специальные педагогические подходы и технологии, что обусловлено не только новизной учебного материала, но и особенностями этнокультурного контекста, в котором он воспринимается учащимися. В особой мере данное обстоятельство значимо для национальной школы с преподаванием ряда предметов на родном языке.

Нет необходимости доказывать, что процесс освоения любого произведения обязательно включает в себя музыкально-теоретическую деятельность учащихся. Применительно к рассматриваемому учебному материалу она реализуется в анализе образно-содержа-

тельной стороны музыкальной пьесы в контексте миропонимания своего народа, в выявлении специфических средств выражения художественного смысла и осознании современности как исторического этапа в непрерывном развитии родной национальной культуры. Однако решение перечисленных задач осложняется недостаточной разработанностью этой проблемы как в музыковедческом, так и в педагогическом аспектах. 85

Степень изученности творчества профессиональных композиторов Республики Саха (Якутия) на сегодняшний день не позволяет сформировать целостную картину. Можно отметить публикации Г. Г. Алексеевой [3; 4], в которых произведения якутских авторов рассматриваются в музыкально-историческом аспекте, Л. Л. Пыль-невой [5-7], исследующей данный феномен в контексте становления и развития национальных композиторских школ Сибири, Ч. К. Скрыбыкиной [8-10], обращающей внимание на специфику ладовых и сонористиче-ских характеристик музыкального

86

языка якутских композиторов, а также отдельные статьи других авторов

[11-13].

Феномен «программная музыка» в музыковедении исследован в монографиях М. Г. Арановского [14] и Ю. Н. Хохлова [15], а также в научных работах ряда других авторов [1618]. Тем не менее предлагаемая систематизация представляется недостаточно детализированной, а границы явления в некоторых случаях оказываются не вполне определёнными. В результате в учебно-методической литературе можно встретить неоднозначное понимание этого термина. В рамках данного исследования к категории программной музыки будут отнесены инструментальные несценические произведения, сопровождаемые словесным текстом в виде заголовка или развёрнутого изложения сюжета, которые не объясняют содержание пьесы, но являются источником для создания ассоциативного ряда, помогающего понять заложенные в музыке смыслы.

В педагогическом аспекте технологии освоения произведений программной музыки на основе художественно-ассоциативного метода разрабатываются Е. П. Красовской [2022] применительно к условиям системы профессионального музыкального образования. Для общего музыкального образования предлагаемые подходы нуждаются в адаптации с учётом возрастных особенностей обучающихся и этнокультурного контекста.

В научной и методической литературе, посвящённой вопросам педагогики музыкального образования, содержатся разрозненные рекомендации по освоению учащимися разных возрастных категорий программных музыкальных произведений [23-25 и

др.], но они не связаны с решением задачи освоения родной национальной культуры.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о наличии противоречия между практической необходимостью освоения в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) в контексте проекта «Музыка для всех» программных произведений якутских композиторов, в том числе в аспекте музыкально-теоретической деятельности учащихся, и недостаточной теоретико-методической разработанностью рассматриваемой проблемы. Это и определяет актуальность данного исследования.

Программная музыка якутских композиторов в контексте

традиционной национальной культуры

В Региональной программе учебного предмета «Музыка» [1] для освоения учащимися 1-2 классов рекомендованы следующие произведения якутских композиторов, соответствующие категории «программная музыка»: Л. Шульгин - «Песня про маленькую птичку-певунью», «Веселье на поляне», «Про море тихое» из цикла «Родная Якутия», «Стерх» из цикла «Якутские миниатюры», «Песня об олене» («Танец оленя»); Г. Комраков -«В тайге» из цикла «12 фортепианных пьес для детских музыкальных школ»; Г. Григорян - «У больного оленёнка», «У выздоравливающего оленёнка», «Рассказ маленького охотника», «На снежной поляне» («Белое безмолвие») из цикла «Маленьким якутским музыкантам»; К. Герасимов - «Ссора»; А. Созонов - «Хаас о^ото» («Гусёнок») из цикла «Прелюдии»; Л. Вишкарёв- «Жаворонок».

В этих произведениях представлена либо обобщённо-сюжетная, либо картинная программность. Названия связаны с характерными для Якутии таёжными и зимними пейзажами, с образами обитающих на территории республики животных и птиц. Заголовок пьесы Г. Григоряна «Рассказ маленького охотника» обращён к традиционному для якутов виду хозяйственной деятельности. Особняком стоит пьеса К. Герасимова «Ссора», название которой не имеет явной привязки к национально-культурным константам.

Необходимо учитывать, что приведённые выше программные заголовки несут большую смысловую нагрузку, чем характерное для этого жанра и привычное для слушателей прямое обращение к явлениям природы как источнику красоты и вдохновения. В исследованиях, посвящённых проблемам этнопедагогики народа саха [27; 28 и др.], отмечается особый характер сформировавшихся в глубокой древности отношений человека и природы в суровых климатических условиях Якутии.

Легкоранимая экосистема, на восстановление которой приходится всего лишь три месяца в году, требует очень бережного и острожного осуществления хозяйственной деятельности, исключает расточительное расходование ресурсов. Решающим фактором становится зависимость существования рода от сохранности окружающей среды. Осознание этой зависимости трансформируется в представления о неразрывной духовной связи человека и природы. Такое отношение передаётся из поколения в поколение. Одушевление и обожествление растений и животных является неотъемле-

мой частью менталитета якутов.

Некоторые произведения, предлагаемые для освоения в младших классах, имеют особо значимые для каждого якута названия (например, «Песня об олене» и «Стерх» Л. Шульгина), поскольку посвящены тотемным животным и птицам.

Трудно переоценить значение оленя в жизни народов Севера. Северный олень и лось относятся к числу наиболее почитаемых животных. Это нашло отражение не только в многочисленных народных песнях, сказаниях и легендах, но и в современной художественной литературе, в том числе для детей и юношества.

Лебедь и стерх у якутов ассоциируются с чистотой души человека, с особой красотой. Критерии этой красоты - тонкость, нежность, хрупкость, изящность, чистота, белизна - восходят к глубокой древности. Местность, которую посетили стерхи, становилась сакральной; считалось, что здесь побывал сам бог Айыы (YрYH Айыы Тойон). Существует поверье, что человек, которому довелось увидеть танец стерхов, будет счастливым.

Древние верования подкрепляются примерами из современной жизни. Иван Ионович Дьячковский, известный как Кыталык Уйбаан, рассказывает в книге «Кустугу ситтэрбиэн» («Бег за радугой») [29] о своей судьбе, которая коренным образом изменилась благодаря встрече со стерхами. В полуторагодовалом возрасте будущий исследователь птиц, путешественник, фотограф, художник, поэт и писатель стал инвалидом в результате несчастного случая: упав в подвал, он сломал позвоночник и был прикован к постели. Но, увидев однажды стерхов, мальчик встал на ноги. Прозвище Кыталык (Стерх) закрепи-

87

88

лось за Иваном Дьячковским потому, что он с восьми лет следовал за этими птицами и изучал их.

Связь программных произведений якутских композиторов с традиционной музыкальной культурой народа саха проявляется на разных уровнях. Пьесы Л. Шульгина строятся на непосредственном воплощении фольклорных мелодий, а в произведениях, созданных следующими поколениями авторов (Г. Григорян, Л. Вишкарёв и др.), проявляются глубинные этнокультурные корни на уровне ладового, ритмического, тембрового мышления, которые смыкаются с поисками в области современного арсенала выразительных средств. Эти процессы более детально анализируются в работах А. В. Варламовой [11]. В данном случае важно отметить стремление профессиональных композиторов Республики Саха (Якутия) претворить в своём творчестве уникальную специфику фольклорного интонирования и приблизиться к «национальному зву-котембровому идеалу» (расшифровку содержания этого термина даёт Ч. К. Скрыбыкина [10]). Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что музыкально-теоретическую деятельность учащихся в процессе освоения программных произведений якутских композиторов необходимо направить на выявление многомерных связей их содержания с феноменами традиционной культуры своего народа.

Теоретико-методические основы освоения учащимися начальных классов программных произведений якутских композиторов

Для освоения учащимися начальной школы программных произведе-

ний якутских композиторов в музыкально-теоретическом аспекте как феноменов родной национальной культуры необходимы следующие педагогические условия:

• применение модифицированного художественно-ассоциативного метода изучения программных произведений;

• использование системы межпредметных связей и выявление в изучаемом материале метапредметного содержания;

• направленность учебной деятельности на достижение личностных результатов в области формирования основ российской гражданской идентичности и осознания учащимися своей этнической и национальной принадлежности.

Нельзя не признать, что на начальном этапе обучения возможности учащихся в области аргументации суждений о музыке ограничены анализом темпа, динамики, регистров и тембра, а также выявления жанровых характеристик. Большие затруднения вызывает вербальное выражение впечатлений от прослушивания произведения. Однако применение художественно-ассоциативного метода позволяет существенно расширить эти рамки.

Художественно-ассоциативный метод основан, как известно, на активизации и стимулировании ассоциативного мышления учащихся. Для этого целесообразно использовать музыкально ориентированную полихудожественную деятельность (рисование, сочинение рассказов, связанных с музыкой, письменное изложение впечатлений, полученных при прослушивании пьес).

Чтобы ассоциации детей не были абстрактными, отвлечёнными, их нуж-

но направить на актуализацию в памяти впечатлений, полученных от прогулок на природе, знаний о животном мире Якутии, традиционном укладе жизни народа саха. Модификация метода заключается в том, что для формирования ассоциативного ряда задейству-ются не только впечатления от внешнего мира, но и переживание ребёнком своей принадлежности к родному этносу с его традициями, мировосприятием, этическими и эстетическими ценностями, запечатлёнными в языке, эпосе, декоративно-прикладном творчестве, музыкальном фольклоре.

Элементами модифицированного художественно-ассоциативного метода в процессе освоения программных произведений якутских композиторов являются прослушивание записей голосов птиц и знакомство с музыкальными инструментами, на которых эти звуки можно имитировать.

Очевидно, что освоение программных произведений якутских композиторов может стать поводом для углублённого знакомства с народными инструментами хомус и кыры-ымпа, что, в свою очередь, обогащает представления учащихся о национальном звукотембровом идеале и некоторых особенностях фольклорного интонирования. Искусный музыкант-исполнитель может имитировать на хо-мусе (якутская разновидность варгана) голоса многих животных и птиц (вой волка, ржание лошади, крики стерхов, различных мелких птиц, кукушки, топот копыт лошадей), а также звуки природы (капель и др.).

На кырыымпе (струнный смычковый безладовый инструмент) в исполнении талантливого мастера можно услышать цокот копыт, звуки капели, ржание лошади, вой волка и крик

стерха. Результат зависит не только от умения музыканта, но и от инструмента, ведь каждая кырыымпа уникальна, делается поштучно и имеет свой звук.

Изучение программных произведений также открывает дополнительные возможности для понимания традиционного уклада жизни родного народа. Разговор о музыке целесообразно сопровождать чтением сходных по сюжету стихотворений, фрагментов сказок, легенд об олене и других представителях фауны Якутии, имевших в древности тотемное значение, о традиционных видах трудовой деятельности якутов, обрядах и праздниках.

В условиях национальной школы эти литературные произведения учащиеся читают на родном языке. Таким образом, устанавливается система межпредметных связей. Элементы традиционной культуры народа саха встраиваются в учебный процесс как универсальные образовательные объекты, позволяющие реализовать такие составляющие метапредметного содержания, как:

• «овладение начальными сведениями о сущности и особенностях культурных объектов, процессов и явлений действительности в области музыкального искусства и музыкальной жизни общества» [1, с. 13];

• «овладение доступными базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами (культура, ценности, творчество, язык, речь)» [Там же].

Опыт освоения учащимися начальных классов национальной школы программных произведений якутских композиторов

Рассмотренные теоретико-методические положения были реализова-

89

90

ны в ходе опытно-исследовательской работы. В исследовании приняли участие 30 учеников экспериментального класса проекта «Музыка для всех», обучавшихся с 2015 года. Данное исследование проходило в Якутской городской национальной гимназии в три этапа: констатирующий -1 класс, формирующий - 2 класс и контрольный - 3 класс (начало учебного года).

Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня развития способности учащихся к осуществлению музыкально-теоретической деятельности в процессе освоения программной музыки якутских композиторов.

Для диагностики использовалось прослушивание в условиях классной работы произведения Л. Шульгина «Про море тихое». Оценка развития способности учащихся к осуществлению музыкально-теоретической деятельности осуществлялась на основе трёх параметров:

• степень интереса к музыкальному произведению;

• количество образных определений, найденных учащимися, и их связь со средствами музыкальной выразительности;

• количество выходов в ассоциативном ряду за пределы программного заголовка.

Результаты констатирующего исследования показали, что у 37% учащихся развитие исследуемой способности находится на среднем уровне, у 50% - на низком уровне. Высокий уровень продемонстрировали только 13% учащихся.

Анализируя отдельно каждый показатель развития способности учащихся к осуществлению музыкально-

теоретической деятельности в процессе освоения программной музыки якутских композиторов, можно констатировать, что наибольшие затруднения у детей вызвали задания на письменное изложение своих впечатлений от прослушанной музыки.

Музыка понравилась всем детям, хотя 62% учащихся произведение слушали невнимательно, отвлекались. Ещё 19% слушали внимательно, но внешне не проявляли своих эмоций.

Отношение к произведению было практически полностью гедонистическим. Почти во всех ответах присутствовало только одно определение: «музыка тихая, спокойная». В некоторых случаях оно усиливалось формулировкой «эта музыка успокаивает нервы».

Лишь в небольшом количестве описаний ассоциативный ряд был шире, чем просто «море и волны»: добавлялись пляж, на котором можно загорать, и другие подобные дополнения к слову «море». Надо заметить, что программный заголовок на самом деле предполагал ассоциации с морями, омывающими заполярное побережье Якутии. За пределы ассоциаций, связанных со словом «море», не вышел никто.

В целом можно констатировать, что у детей развитие способности к осуществлению музыкально-теоретической деятельности в процессе освоения программной музыки якутских композиторов находилось на низком уровне, но при этом они проявили к этой музыке интерес и желание её слушать.

На формирующем этапе опытного исследования учащиеся прослушивали программные произведения, рекомендованные в Региональной программе учебного предмета «Музыка»

[1], излагали свои впечатления от музыки письменно и устно, отражали их в рисунках, а также выполняли специальные задания.

Важное место занимало чтение стихов, сказок и легенд о природе Якутии и животном мире региона на родном языке. Детям очень нравилось, что умения и навыки, полученные на занятиях по другим предметам, оказались востребованными на уроках музыки. Настоящим открытием стало для учащихся то, что незатейливые на первый взгляд пьесы связывают их с многовековой историей и традициями своего народа, его культурой и укладом жизни.

Узнав, как много значат для якутов образы оленя, стерха и других животных и птиц, учащиеся стали более эмоционально относиться к музыкальным произведениям якутских композиторов. Их словарь в области образных определений и выражения своих чувств расширялся с каждым новым произведением.

С большим интересом был воспринят рассказ о возможностях имитировать голоса птиц на некоторых якутских музыкальных инструментах. Теперь и в фортепианных произведениях якутских композиторов учащиеся пытались найти сходство со звучанием народных инструментов.

Весьма эффективным для повышения уровня внимания стало сравнение музыкальной пьесы в исполнении одноклассника, который учится в музыкальной школе, и её звучания в аудиозаписи. Уровень исполнительского мастерства, конечно, не сравнивался, но детей поразило то, как прослушанная ранее музыка рождалась снова прямо у них на глазах. Учащиеся слушали этот маленький концерт, затаив дыхание.

Формирующий эксперимент дал положительные результаты по развитию способности к осуществлению музыкально-теоретической деятельности учащихся в процессе освоения программной музыки якутских композиторов.

Контрольное исследование было проведено на основе прослушивания пьесы Г. Григоряна «Рассказ маленького охотника»

Менее 10% детей продемонстрировали низкий уровень развития способности к осуществлению музыкально-теоретической деятельности, ещё 10% показали средний уровень. Высокий уровень был выявлен более чем у 80% учащихся.

Почти все дети слушали музыку очень внимательно и сосредоточенно. При этом было видно, что они эмоционально реагируют на развёртывание музыкальных событий, а в глазах светилась радость от осознания своей способности понимать произведение искусства.

В письменных работах учащиеся отмечали изменения темпа и регистра, обращали внимание на логику этих процессов. Образные характеристики отличались разнообразием и индивидуальным подходом. Круг ассоциативных связей у многих выходил за пределы программного названия: дети высказывали предположения о том, на кого охотился герой пьесы, давали ему характеристики, при этом пытались обосновать их, ссылаясь на средства музыкальной выразительности. Показательно, что многие учащиеся завершили свои «эссе» тем, что животному удалось спастись, убежать. Иначе говоря, охотник предоставлял такую возможность, по поводу чего не испытывал никаких сожалений.

91

92

Возможно, на восприятие детей повлиял рассказ Н. Якутского «Танец весны» и, прежде всего, - его последние строки: «Танец стерхов - прекрасный танец! Пока они танцевали, вышло, сверкая, солнце. Оно тоже как будто спешило посмотреть, как танцуют стерхи. <...> Моя охотничья кровь будто говорила: «Целься на обоих вместе, стреляй!» А сердце: «Это танец весны, не шевелись, смотри! Наслаждайся!» Я послушался своего сердца. Не выстрелил, не шевелился. И вправду, неужто, что за человек осмелится встревожить такой прекрасный танец!» [30, с. 51]. В любом случае в отмеченной выше трактовке финала пьесы проявилась способность учащихся к сочувствию и сопереживанию.

Заключение

По результатам исследования проблемы освоения программных произведений якутских композиторов на уроках музыки учащимися начальной школы на основе теоретических и эмпирических методов можно сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Использование модифицированного художественно-ассоциативного метода позволяет успешно ре-

шать задачи освоения программных произведений якутских композиторов на уроках музыки и обеспечивает положительную динамику в развитии способности учащихся к осуществлению музыкально-теоретической деятельности благодаря сочетанию внешних источников ассоциативного ряда с переживанием учащимися своей причастности к традициям и культурным ценностям родного народа.

2. Освоение программных произведений якутских композиторов является эффективным средством приобщения детей к родной традиционной культуре и формирования у них, в соответствии со стандартом начального общего образования, основ российской гражданской идентичности, а также осознания своей этнической и национальной принадлежности.

3. Обогащаемые в процессе освоения программных произведений якутских композиторов представления о традиционной культуре народа саха встраиваются в учебный процесс как универсальные образовательные объекты, что позволяет получать заложенные в программе учебного предмета «Музыка» личностные, метапредмет-ные и предметные результаты.

Статья выполнена в русле проекта «Музыка для всех», разрабатываемого кафедрой ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» и кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования. Выражаем благодарность администрации МОБУ «Якутская городская национальная гимназия» за предоставленную возможность осуществления опытно-исследовательской работы.

The article is implemented in the framework of the project "Music for All", developed by the UNESCO Chair "Musical Arts and Education in Life-Long Learning" and the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education. We are grateful to the administration of "Yakut City National Gymnasium" for the opportunity to carry out experimental research work.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Региональная программа учебного предмета «Музыка» 1-4 классы в контексте проекта «Музыка для всех» [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. Р. Иофис, А. В. Варламова. - М. ; Якутск : Ритм, 2015. - 102 с.

2. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В., Торопо-ва А. В., Иофис Б. Р. Концептуальные основания новой образовательной программы по музыке для начальной школы (в свете проекта «Музыка для всех») [Текст] /

3. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, А. В. То-ропова, Б. Р. Иофис // Художественное образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 27-34.

3. Алексеева, Г. Г. От фольклора до профессиональной музыки [Текст] / Г. Г. Алексеева. - Якутск : Бичик, 2011. - 160 с.

4. Алексеева, Г. Г. Развитие якутской музыкальной культуры в XXI веке [Текст] / Г. Г. Алексеева. - Якутск : РИО РДНТ, 2014. - 36 с.

5. Пыльнева, Л. Л. Историографические проблемы изучения национальных композиторских школ Сибири [Текст] / Л. Л. Пыльнева // Гуманитарные науки в Сибири. - 2010. - № 3. - С. 92-96.

6. Пытьнева, Л. Л. Национальные композиторские школы Сибири: к постановке проблемы [Текст] / Л. Л. Пыльнева // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. -№ 3. - С. 124-127.

7. Пыльнева, Л. Л. Об изучении творчества композиторов Бурятии, Якутии и Тувы [Текст] / Л. Л. Пыльнева // Проблемы музыкальной науки. - 2011. - № 2. - С. 111-115.

8. Скрыбыкина, Ч. К Заметки о претворении национального звукотембрового идеала в гармонии якутских композиторов [Текст] /

4. К. Скрыбыкина // Вестник Магнитогорской консерватории. - 2008. - № 1. - С. 10-21.

9. Скрыбыкина, Ч. К. О ладовой организации якутской народной музыки и её претворении в композиторском творчестве (на примере сочинений Захара Степанова) [Текст] / Ч. К. Скрыбыкина // Художественное образование и наука. - 2017. - № 3. - С. 43-47.

10. Скрыбыкина, Ч. К Сонорность в якутской народной музыке и музыкальном образовании [Текст] / Ч. К. Скрыбыкина // Вестник

кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2016. - № 4. - С. 83-94.

11. Варламова, А. В. Фортепианное искусство Якутии: истоки и пути становления [Текст] /

A. В. Варламова // Художественное образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 73-77.

12. Васильева, Т. А. Претворение классического в контексте национальных традиций в фортепианном творчестве композиторов Якутии [Текст] / Т. А. Васильева, Н. А. Еловская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 4. - С. 125-133.

13. Давлетова, Р. Р. Творческая деятельность якутского композитора Кирилла Герасимова [Текст] / Р. Р. Давлетова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 7-1 (57). - С. 38-42.

14. Арановский, М. Г. Что такое программная музыка? [Текст] / М. Г. Арановский. - М. : Музыка, 1962. - 120 с.

15. Хохлов, Ю. Н. О музыкальной программности [Текст] / Ю. Н. Хохлов. - М. : Муз-гиз, 1963. - 146 с.

16. Сабинина, М. Д. Что такое программная музыка? [Текст] / М. Д. Сабинина // Музыкальная жизнь. - 1959. - № 7. - С. 34-37.

17. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1988. - 254 с.

18. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры [Текст] : монография / О. В. Соколов. -Н. Новгород : Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 1994. - 220 с.

19. Холопова, В. Н. Феномен музыки [Текст] /

B. Н. Холопова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 384 с.

20. Красовская, Е. П. Освоение фортепианного цикла «24 прелюдии» Д. Б. Кабалевского студентами-музыкантами с использованием художественно-ассоциативного метода [Текст] / Е. П. Красовская // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 4 (8). - С. 105-118.

21. Красовская, Е. П. Особенности применения художественно-ассоциативного метода в содержании инструментальной подготовки будущих педагогов-музыкантов [Текст] / Е. П. Красовская // Вестник кафе-

93

дры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. № 4. - С. 104-117.

22. Красовская, Е. П. Теоретико-методические особенности использования художественно-ассоциативного метода в инструментальной подготовке студентов педвузов [Текст] / Е. П. Красовская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1. - С. 239-246.

23. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе) [Текст] / Ю. Б. Алиев. -Воронеж : МОДЭК, 2011. - 352 с.

24. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2002. - 336 с.

25. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О. А. Апраксина. - М. : Просвещение, 2013. - 224 с.

26. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» / Н. А. Ветлугина, А. В. Ке-неман. - М. : Просвещение, 2013. - 255 с.

27. Афанасьев, В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока [Текст] / В. Ф. Афанасьев. - Якутск : Якутское книжное изд-во, 2014. - 182 с.

28. Волков, Г. Н. Якутские этнопедагогические этюды [Текст] / Г. Н. Волков / сост. А. А. Григорьева. - Якутск : Кудук, 2012. - 76 с.

94 29. Кыталык, Уйбаан. Кустугу ситтэрбиэн...

[Бег за радугой] [Текст] / Кыталык Уйбаан. -Дьокуускай (Якутск) : Бичик, 2008. - 204 с.

30. Якутский, Н. (Золотарёв Н. Г.). Арай биир-дэ [Однажды. Сказки для детей младшего и среднего возраста] [Текст] / Н. Якутский. -Якутск : Якуткнигоиздат, 1971. - 100 с.

REFERENCES

1. Regional'naja programma uchebnogo pred-meta "Muzyka" 1-4 klassy. Uchebnaja programma dlja uchrezhdenij nachal'nogo ob-shhego obrazovanija Respubliki Sakha (Yaku-tija) [Regional Program of the Academic Subject "Music" 1-4 Classes Curriculum for Primary General Education Institutions of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Authors-compilers: E. B. Abdullin, A. V. Varlamova, B. R. Iofis, E. V. Nikolaeva. Moscow; Yakutsk: Ritm Publ., 2015. 102 p. (in Russian).

2. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V., Toropo-va A. V, Iofis B. R. Kontseptual'nye osnovani-ja novoj obrazovatel'noj programmy po muzyke dlja nachal'noj shkoly (v svete proekta "Muzyka dlja vsekh") [The Conceptual Foundations of a New Music Education Program for Primary School (in the Light of the 'Music for All" Project)]. Khudozhestvennoe obra-zovanie i nauka - Art Education and Science, 2016, no. 1, pp. 27-34 (in Russian).

3. Alekseeva G. G. Ot fol'klora do professional'noj muzyki [From Folklore to Professional Music]. Yakutsk: Bichik, 2011. 160 p. (in Russian).

4. Alekseeva G. G. Razvitie Yakutskoj muzykal'noj kul 'tury v XXI veke [The Development of the Yakut Musical Culture in the 21st Century]. Yakutsk: RIO RDNT Publ., 2014. 36 p. (in Russian).

5. Pyl'neva L. L. Istoriograficheskie problemy izuchenija natsional'nykh kompozitorskikh shkol Sibiri [Historiographical problems of studying the national composer schools of Siberia]. Gumanitarnye nauki v Sibiri -Humanitarian Sciences in Siberia, 2010, no. 3, pp. 92-96 (in Russian).

6. Pyl'neva L. L. Natsional'nye kompozitorskie shkoly Sibiri: k postanovke problemy [National Composer Schools of Siberia: to the Formulation of the Problem]. Gumanitarnye nauki v Sibiri Humanitarian Sciences in Siberia, 2009, no. 3, pp. 124-127 (in Russian).

7. Pyl'neva L. L. Ob izuchenii tvorchestva kompozitorov Burjatii, Yakutii i Tuvy [On the study of the creativity of the composers of Buryatia, Yakutia and Tuva]. Problemy muzykal'noj nauki - Music Scholarship, 2011, no. 2, pp. 111-115 (in Russian).

8. Skrybykina Ch. K. Zametki o pretvorenii natsional'nogo zvukotembrovogo ideala v garmonii Yakutskikh kompozitorov [Notes on the Implementation of the National Soundtone Ideal in the Harmony of Yakut Composers]. Vestnik Magnitogorskoj konservatorii, 2008, no. 1, pp. 10-21 (in Russian).

9. Skrybykina Ch. K. O ladovoj organizatsii Yakutskoj narodnoj muzyki i ejo pretvorenii v kompozitorskom tvorchestve (na primere sochinenij Zakhara Stepanova) [On the Modal Organization of Yakut Folk Music and its Implementation in the Composer's Work (Based on the Works of Zakhar Stepanov)].

Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka -Art Education and Science, 2017, no. 3, pp. 43-47 (in Russian).

10. Skrybykina Ch. K. Sonomost' v Yakutskoj narodnoj muzyke i muzykal'nom obrazovanii [Sonority in Yakut folk music and music education]. Vestnik kafedry UNESCO Muzykal'-noe iskusstvo i obrazovanie - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2016, no. 4, pp. 83-94 (in Russian).

11. Varlamova A. V. Fortepiannoe iskusstvo Ya-kutii: istoki i puti stanovlenija [Piano Art of Yakutia: Origins and Ways of Becoming]. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka -Art Education and Science, 2016, no. 1, pp. 73-77 (in Russian).

12. Vasil'eva T. A., Elovskaja N. A. Pretvorenie klassicheskogo v kontekste natsional'nykh traditsij v fortepiannom tvorchestve kom-pozitorov Yakutii [Implementation of the Classical in the Context of National Traditions in the Piano Work of the Composers of Yakutia]. Nauchno-metodicheskij elek-tronnyj zhurnal "Kontsept", 2013, no. 4, pp. 125-133 (in Russian).

13. Davletova R. R. Tvorcheskaja dejatel'nost' Ya-kutskogo kompozitora Kirilla Gerasimova [Creative Activity of the Yakut Composer Kirill Gerasimov]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kulturo-logija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i prak-tiki, 2015, no. 7-1 (57), pp. 38-42 (in Russian).

14. Aranovskij M. G. Chto takoe programmnaja muzyka? [What is Program Music?]. Moscow: Muzyka Publ., 1962. 120 p. (in Russian).

15. Khokhlov Ju. N. O muzykal'noj programm-nosti [About Musical Programmaticity]. Moscow: Muzgiz Publ., 1963, 146 p. (in Russian).

16. Sabinina M. D. Chto takoe programmnaja muzyka? [What is Program Music?]. Muzykal'naja zhizn', 1959, no. 7, pp. 34-37. (in Russian).

17. Nazajkinskij E. V. Zvukovoj mir muzyki [The Sound World of Music]. Moscow: Muzyka Publ., 1988. 254 p. (in Russian).

18. Sokolov O. V. Mofologicheskaja sistema muzyki i ejo khudozhestvennye zhanry [Morphological System of Music and its Artistic Genres]. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gos. un-t Publ., 1994. 220 p. (in Russian).

19. Kholopova V. N. Fenomen muzyki [Phenomenon of Music]. Moscow: Direkt-Media Publ., 2014. 384 p. (in Russian).

20. Krasovskaja E.P. Osvoenie fortepiannogo tsik-la "24 preljudii" D. B. Kabalevskogo studenta-mi-muzykantami s ispol'zovaniem khu-dozhestvenno-assotsiativnogo metoda [Development of the Piano Cycle "24 Preludes" of D. B. Kabalevsky by Students-Musicians with the Use Artistic Association Method]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2014, no. 4 (8), pp. 105-118. (in Russian).

21. Krasovskaja E.P. Osobennosti primenenija khudozhestvenno-assotsiativnogo metoda v so-derzhanii instrumental'noj podgotovki budush-hikh pedagogov-muzykantov [Special Aspects of Applications of the Artistic Association Method in the Content of the Instrumental Preparation of Future Musician Teachers]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2013, no. 4, pp. 104-117 (in Russian).

22. Krasovskaja E.P. Teoretiko-metodicheskie osobennosti ispol'zovanija khudozhestvenno-assotsiativnogo metoda v instrumental'noj podgotovke studentov pedvuzov [Theoretical and Methodological Features of use of the Art-Associative Method in Instrumental Training of Students of Pedagogical High Schools]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul 'tury i iskusstv - Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 2016, no. 1, pp. 239-246 (in Russian). Qg

23. Aliev Ju. B. Metodika muzykal'nogo vospi-tanija detej (Ot detskogo sada - k nachal'noj shkole) [Methodology of Musical Education of Children (From Kindergarten to Elementary School)]. Voronezh: MODEK Publ., 2011. 352 p. (in Russian).

24. Aliev Ju. B. Nastol'naja kniga shkol'nogo uchitelja-muzykanta [Handbook of a school music teacher]. Moscow: Vlados Publ., 2002. 336 p. (in Russian).

25. Apraksina O. A. Metodika muzykal'nogo vospitanija v shkole [Method of musical education in school]. Moscow: Prosveshhe-nie Publ., 2013. 224 p. (in Russian).

26. Vetlugina N. A., Keneman A. V. Teorija i metodika muzykal'nogo vospitanija v dets-kom sadu [Theory and methods of musical education in kindergarten]. Moscow, Pros-veshhenie Publ., 2013. 255 p. (in Russian).

27. Afanas'ev V. F. Etnopedagogika nerusskikh narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka [Eth-nopedagogy of non-Russian peoples of Siberia and the Far East]. Yakutsk: Knizhnoe izdatel'stvo Publ., 2014. 182 p. (in Russian).

28. Volkov G. N. Yakutskie etnopedagogicheskie etjudy [Yakut ethnopedagogical etudes]. Compiler A. A. Grigor'eva. Yakutsk: Kuduk Publ., 2012. 76 p. (in Russian).

29. Kytalyk Ujbaan. Kustugu sitterbien... (Beg za radugoj...) [Running for the rainbow...]. Yakutsk: Bichik Publ., 2008. 204 p. (in Yakut).

30. Yakutskij N. (Zolotarev N. G.). Araj biirde (Odnazhdy. Skazki dlya detej mladshego i srednego vozrasta) [Once. Tales for young and middle-aged children]. Yakutsk: Yakut-knigoizdat Publ., 1971. 100 p. (in Yakut).

96

Статья поступила в редакцию 20.11.2017. The article was received on 20.11. 2017.

Иофис Борис Романович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования e-mail: iofisbr@gmail.com

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ул. Малая Пироговская, 1/1, Москва, Российская Федерация, 199991

Boris R. Iofis, PhD in Pedagogy, Associate Professor at the Department of Methodology and Technology of Music Education e-mail: iofisbr@gmail.com

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Moscow Pedagogical State University" (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

Слепцова Полина Семёновна, учитель музыки e-mail: polina-73@mail.ru

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Якутская городская национальная гимназия»

городского округа «город Якутск», ул. Пояркова, 16, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация, 677000

Polina S. Sleptsova, music teacher e-mail: polina-73@mail.ru

Municipal Educational Budgetary Institution

"Yakutsk City National Gymnasium" the city district "city of Yakutsk"

Poyarkova Street, 16, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation, 677000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.