- заслушивания на педагогическом совете отчетов заместителей, заведующих отделениями, других должностных лиц о решении конкретных задач повышения уровня и качества образовательного процесса в колледже культуры и искусства;
- отчетов педагогических коллектива о проводимой работе по улучшению качества подготовки современных специалистов для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия), совершенствованию содержания, методики и организации образовательного процесса. Спланированные заранее и прово-
Библиографический список
димые в доброжелательной, творческой обстановке, они способствуют поиску новых нестандартных решений учебно-воспитательных задач, мобилизации усилий преподавательского состава на достижение более высоких результатов своей деятельности.
Информационную основу для системы обеспечения качества подготовки специалистов составляет всесторонний мониторинг, а также аудиты условий и состояния образовательного процесса в колледже культуры и искусства [5, с. 213].
1. Аквазба Е.О. Проектирование системы менеджмента качества образовательной организации. Вестник Тюменского государственного нефтегазового университета. 2015; 1: 11 - 23.
2. Мазипов М.А., Сагитов РФ. Система менеджмента качества в образовании. Вестник ОГУ. 2011; 2(121): 205 - 208.
3. Ивлев В.А. Применение программных средств для построения и функционирования системы управления качеством. Санкт-Петербург: КАРО, 2011.
4. Павлов П.С., Хафизов И.И. Менеджмент качества. Молодой ученый, 8 (42): 62 - 65.
5. Бакасова О.А. Качество образования и система менеджмента как основа конкурентоспособности современного образования. Владивосток, 2014.
References
1. Akvazba E.O. Proektirovanie sistemy menedzhmenta kachestva obrazovatel'noj organizacii. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo neftegazovogo universiteta. 2015; 1: 11 - 23.
2. Mazipov M.A., Sagitov R.F. Sistema menedzhmenta kachestva v obrazovanii. Vestnik OGU. 2011; 2(121): 205 - 208.
3. Ivlev V.A. Primenenie programmnyh sredstv dlya postroeniya i funkcionirovaniya sistemy upravleniya kachestvom. Sankt-Peterburg: KARO, 2011.
4. Pavlov P.S., Hafizov I.I. Menedzhment kachestva. Molodoj uchenyj, 8 (42): 62 - 65.
5. Bakasova O.A. Kachestvo obrazovaniya i sistema menedzhmenta kak osnova konkurentosposobnosti sovremennogo obrazovaniya. Vladivostok, 2014.
Статья поступила в редакцию 06.07.17
УДК 378
Stepanova S.I., postgraduate, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE HISTORY OF THE VOCATIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF ART IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA).
The article considers the problem connected with the history of formation and development of art education in the Republic of Sakha (Yakutia) in general and in vocational education in particular. The material is structured according to certain periods, each period contains a summary of the essential characteristics. The author traces the integration process in the development of professional education in the field of artistic creation, which a serious impact on the development of theatre pedagogy as the main component of art education in Republican institutions, leading training institutions of culture and art of the Republic of Sakha (Yakutia). The article contains material that is associated not only with the historical past of art education, but conceptual directions of perspective development of the educational sector.
Key words: art education, theatre pedagogy, professional development, professional learning.
С.И. Степанова, аспирант Высшей школы народных искусств (Институт), г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
В статье рассмотрена проблема, связанная с историей становления и развития художественного образования в Республике Саха (Якутия) в целом и в профессиональном образовании, в частности. Представленный материал структурирован по определенным периодам, каждый период содержит краткую сущностную характеристику. Автором прослеживается интеграционный процесс в развитии профессионального образования в области художественного творчества, оказавшим серьезное влияние и на становление театральной педагогики как основного компонента художественного образования в республиканских учреждениях, ведущих подготовку кадров для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия). Статья содержит материал, связанный не только с историческим прошлым художественного образования, но концептуальные направления перспективного развития образовательной отрасли.
Ключевые слова: художественное образование, театральная педагогика, профессиональное становление, профессиональное обучение.
На протяжении длительного исторического времени в Якутии, по сути, не прерывалась духовная традиция, сохранялись и воспроизводились национальные основы художественного образования, этнопедагогические начала, народная педагогика. Доминируя в период становления формальной, государственной школы в девятнадцатом веке, сохраняясь в форме ценностей, языка обучения, искусства, трудовых навыков художественные школы Якутии обеспечивали «этногенетический потенциал», сохраняли возможность качественных цивилизационных преобразований на национальной основе. При этом эволюция системы образования периодически соединяла культуру и цивилизацию, этнопедагогику и современные, новейшие для того или иного периода художественные образовательные идеи и технологии, приходившие в Якутию через передовую русскую и европейскую
педагогику в условиях не столько миссионерства и русификаторства, сколько диалога, взаимовлияния и проникновения культур.
В советский период в Якутии впервые было отмечено, что преподавание в области художественного образования должно занять надлежащее место в ряду с другими образовательными предметами, обучение должно быть обязательным для всех [1]. Также отмечалось, что должны быть созданы специальные классы для занятий рисованием, черчением, лепкой, музыкой, хореографией, сценическим искусством оборудованные соответствующими материальными ресурсами. Все работы по художественному воспитанию подразделяли на изобразительные и драматические. Под изобразительной работой подразумевали рисование, лепку, работу из различных материалов, аппликацию, живопись, скульптуру, архитектуру и черчение. К драмати-
ческой сфере были отнесены музыка, хореография, сценическое искусство [2].
Советская эпоха становления, развития и расцвета государственной единой школы в Республике Саха (Якутия), подразделяется на четыре основные этапа. Это имеет отношение и к художественному образованию.
Первый этап (1917 - 1923 гг.). Введение всеобщего обязательного начального обучения. В Якутской АССР якутский язык введен как язык обучения во всех школах первой ступени с преобладающим составом якутских детей. При школах начали открываться художественные мастерские.
Второй этап (1924 - 1946 гт.). Введение устава единой трудовой школы в Якутии. Создание при Народном комиссариате просвещения ЯАССР комиссии по переходу преподавания в отколах на якутский язык. Осуществление всеобщего начального образования. Реорганизация школ первой ступени в пятилетние и семилетние. С 1934/1935 учебного года было начато преподавание на родном языке в эвенкийских школах, был издан эвенкийский букварь. В начале 1939 года был принят новый алфавит якутского языка, составленный на основе русского алфавита. При сельских школах создавались интернаты, в которых реали-зовывались и программы художественного образования.
Впервые годы Советской власти путь для Якутской республики к организации высшего образования был один - через высшие учебные заведения Москвы, Ленинграда, Томска, Иркутска и др. городов, в основном через рабфаки. Особую сложность представляла проблема набора будущих студентов художников. В этот период в ЯАССР функционировали 4 педучилища, педагогический рабфак. В 1934 году открылся первый вуз Якутии -Педагогический институт. Все это способствовало подготовке в большом количестве кадров учителей средней и высшей квалификации, работающих по общеобразовательным и специализированным художественным программам.
Третий этап (1946 - 1962 гг.). Дальнейшее развитие системы образования. В основном было осуществлено обязательное семилетнее обучение. Преобразование в 1956 году Педагогического института в Якутский государственный университет имело крупное политическое, социальное и культурное значение. Министерство просвещения ЯАССР проводило активную работу по улучшению качества художественного образования.
Четвертый этап (1963 - 1990 гг.). Министерство просвещения ЯАССР 30 октября 1963 г. издало приказ N1-128 «О преподавании в якутских школах математики, физики, химии и черчения на русском языке, начиная с 6 класса». Прекратились работы по дальнейшему переходу преподавания в школах на якутский язык и издания переводной учебной литературы. Все это создавало в школах дополнительные трудности, распространявшиеся и на художественное образование.
Основные результаты развития высшего образования Республики в советский период в целом можно представить следующим образом.
В 1970 г. утверждается новая программа по основным направлениям художественного искусства. Отправной точкой в определенной степени можно считать начальное художественное образование. Именно начальное художественное образование рассматривается в этот период как процесс воспитания личности, формирующий эстетическое познание искусства и действительности.
Вначале 1990-х гг. в Республике Саха (Якутия) происходят большие изменения. Республика переживает эпоху возрождения и развития, в том числе и в области культуры, которой нужна была современная сеть учебных заведений профессионального художественного профиля. Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев в этот период объявляет приоритетным направлением политики республики развитие образования, науки, культуры. Провозглашен тезис о возрождении и сохранении национальной самобытности, духовности, культурного достояния народов Севера.
В настоящее время отношения в области культуры и художественного образования регулируются основным законом,
Библиографический список
определяющим деятельность в сфере культуры и образования на региональном уровне, является Закон РС(Я) №1335-1У «О культуре» (2013), который устанавливает сферы деятельности республиканского и муниципального уровней власти. В целом, полномочия органов власти разграничены в соответствии с федеральным законодательством. В каждом муниципальном районе и городском округе предусмотрено отдельное структурное подразделение, деятельность которого связана с осуществлением функций в сфере управления культурой и художественном образовании - управление культуры муниципального района или городского округа. Задачи управлений культуры муниципального уровня достаточно четко обозначены в №131-ФЗ. Объектами управления являлись музеи, досуговые центры, библиотеки, театры, кинотеатры, детские школы искусств. Все они находящие в ведении УК муниципального района. В то же время некоторые управления наделяются и функциями по организации деятельности в сфере спорта и (или) молодежной политики и (или) туризма.
Основная деятельность управлений связана, прежде всего, с развитием духовного потенциала и культурного образования населения, проживающего на территории того или иного муниципального района через выработку и реализацию, прежде всего, муниципальных программ в контексте концептов федеральной и республиканской культурной политики.
Основными функциями управления культуры муниципальных районов являлись разработка программ культурного развития и укрепления духовного потенциала населения посредством художественных образовательных программ в муниципальном районе.
В целом, современное культурное пространство республики не только сохранилось, но и наметились положительные тенденции в развитии. Ведется планомерная работа в сфере музейного дела, по развитию регионального кинематографа, профессионального образования [3; 4].
Образование в сфере культуры и искусства имеет исключительное значение для сохранения культуры, традиций, уровня мастерства. Специфика художественного образования, воспитание творческих личностей не только продолжительна по времени, но и требует особого к себе подхода. В этой связи приоритетом следующего года является анализ системы образования в сфере культуры и искусства республики.
Образование в сфере культуры и искусства в Республике Саха (Якутия) представлено детскими школами искусств, учреждениями среднего профессионального образования [5]. К ним относятся - Якутский колледж культуры и искусства, Республиканское хореографическое училище им. Аксении и Натальи По-сельских, Якутское художественное училище им. П.П. Романова, Якутский музыкальный колледж им. М.Н. Жиркова и двумя вузами - Высшей школой музыки и Арктическим государственным институтом искусств и культуры.
В историческом контексте истории художественного образования Республики Саха (Якутия) система художественного образования республики может быть названа системой би-лингвального (двуязычного) образования, так как одновременно используются два языка в качестве языков обучения, которая трансформируется полиязычную. Ситуация трёхъязычия реально существует во многих школах.
В этнокультурных школах коренных малочисленных народов Севера Якутии ведется экспериментальная работа по возрождению и сохранению родных языков и традиционной культуры. В этой связи проблема художественного образования остается достаточно востребованной для организации и содержания обучения специалистов. Не в полной мере решена проблема обеспечения художественных школ северных и арктических улусов педагогическими кадрами [6].
В итоге исторического освещения вопроса художественного образования Республики Саха (Якутия) можно констатировать следующее. Якутия имеет развитую сеть образовательных учреждений сферы культуры и искусства, представляющее в социуме все уровни образования.
1. Гарипова Н.Ф., Смирнова М.В. Размышления об истории образования в России. Художественное образование и наука. 2017; 1 (10): 61 - 64.
2. Басина Н.Э., Крайзель Е.З., Санина Н. Н. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. Екатеринбург: АМБ, 2005.
3. Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание (проблемы современного образования). Художественное образование и наука. 2016; № 2 (7): 18 - 26.
4. Бородай А.Д. Художественное образование в современной России: опыт структурного анализа. Образование и образ человека в XXI веке. 2013; № 2: 24 - 29.
5. Художественное образование в Российской Федерации. Развитие творческого потенциала в XXI веке. Аналитический доклад. Москва: Российский институт культурологи, 2016.
6. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. Москва, 1984.
References
1. Garipova N.F., Smirnova M.V. Razmyshleniya ob istorii obrazovaniya v Rossii. Hudozhestvennoe obrazovanie inauka. 2017; 1 (10): 61 - 64.
2. Basina N.'E., Krajzel' E.Z., Sanina N. N. Teatral'naya pedagogika kak sredstvo sozdaniya razvivayuschej obrazovatel'noj sredy: obrazovatel'naya programma povysheniya kvalifikaciipedagogovi rukovoditelej obrazovaniya. Ekaterinburg: AMB, 2005.
3. Alekseeva V.V. 'Esteticheskoe i hudozhestvennoe vospitanie (problemy sovremennogo obrazovaniya). Hudozhestvennoe obrazovanie i nauka. 2016; № 2 (7): 18 - 26.
4. Borodaj A.D. Hudozhestvennoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: opyt strukturnogo analiza. Obrazovanie i obraz cheloveka vXXI veke. 2013; № 2: 24 - 29.
5. Hudozhestvennoe obrazovanie vRossijskojFederacii. Razvitie tvorcheskogo potenciala vXXI veke. Analiticheskij doklad. Moskva: Rossijskij institut kul'turologi, 2016.
6. Knebel' M.O. Po'eziya pedagogiki. Moskva, 1984.
Статья поступила в редакцию 06.08.17
УДК 378
Qi Yue (China), postgraduate, Institute of Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of A. I. Herzen (St. Petersburg,
Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ASPECTS OF CONSTRUCTION SCHOOL OF CHINA AT THE PRESENT STAGE.
The subject of the research is organizational and managerial aspects in the education system; the object of the study is the reform in the schools of China. The article presents an overview of the historical stages of development of compulsory education in China. The author examines such aspects as the problem of mandatory and optional education, creating a new system of education, providing the integration of science and practice in order to teach people of any age. Special attention is paid to the analysis of aspects of management and organizational structure of schools at the present stage of development of society and the state as the main factor for quality education. The study also describes the experience of the current cooperation between Chinese and Russian educational institutions.
Key words: management, organization of schools, reform, standards, individualization of learning, competence based approach, quality education, target of state policy of modern enterprises.
Ци Юе (Китай), аспирант института педагогики, ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТРОЙСТВА ШКОЛ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Предметом исследования являются организационно-управленческие аспекты в системе образования; объектом исследования - реформирование в школах Китая. В статье представлен обзор исторических этапов развития системы обязательного образования в Китае. Автор подробно рассматривает такие аспекты, как проблемы обязательного и необязательного образования, создания новой системы образования, предусматривающей интегрирование науки и практики в целях обучения людей любого возраста. Особое внимание автор уделяет анализу аспектов в организационно-управленческой структуре школ на современном этапе развития общества и самого государства, как главному фактору качественного образования. В исследовании также описан опыт современного сотрудничества между китайскими и российскими образовательными учреждениями.
Ключевые слова: управленческие аспекты, устройство школ, реформирование, стандарты, индивидуализация обучения, компетентностный подход, качественное образование, ориентир государственной политики, современные учреждения.
Актуальность исследования управленческих аспектов школьной системы на современном этапе развития общества связана с интеграцией всех процессов образовательного пространства в мировом масштабе, с введением новых реформ, направленных на адаптацию мировых тенденций в национальной системе образования с учётом истории и культуры страны, и созданием инновационных технологий.
Развитие и существенные изменения в социальной и экономической сферах Китая повлияли на сферу обязательного образования. Его реализация в стране прошла длительный путь, отражающий появление западной философской мысли через миссионеров, чиновников, бизнесменов, студентов, обучающихся за границей.
Об обязательном образовании в Китае задумались в 1911: в Пекине прошла образовательная конференция, на которой было принято 12 решений, в том числе «проект устава обязательного образования». В нем было отмечено, что четырехлетний период обязательного образования должен быть внедрен в школах Китая, но этот устав на практике существовал только три месяца. В 1923 году концепция обязательного образования впервые нашла свое место в Конституции, однако она не имела силы закона [1, с. 23].
С 1978 года в Китае начинается первый этап реформирования школьного образования: в нём ведущее место отводилось
экономическому строительству, открытости общества, содействия друг другу. Успешность этой реформы привела к тому, что 2 апреля 1986 года на 4-м Пленуме шестого созыва собрании народных представителей был принят «Закон КНР об обязательном образовании» (закон № 38).
Совершенствование данного Закона происходило под влиянием ряда нормативных документов и решений международных конференций. В марте 1990 года на «Всемирной конференции по образованию для всех» в Джомтье была принята «Всемирная декларация об образовании», в которой было отмечено, что «обязательное образование является не только целью, но и базой непрерывного обучения и развития человеческого потенциала» [2, с. 1б]. В докладе Международной комиссии по образованию XXI века «Образование - клад», представленной ЮНЕСКО в 1996 году, было дано глубокое обобщение с указанием сущности обязательного образования [2, с. 17].
Чжань Баокуй в своих исследованиях подчеркивает, что обязательное образование связано с двумя компонентами: с определенным возрастом детей и годичным сроком в соответствии с национальным законодательством КНР [3, с. 175].
Система школьного образования в Китае состоит из трех ступеней: начальная, средняя, старшая. На начальном этапе обучения (6 - 12 лет) дети получают знания по базовым предме-