Научная статья на тему 'О педагогических условиях проектирования многоуровневой подготовки специалистов для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия)'

О педагогических условиях проектирования многоуровневой подготовки специалистов для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / TESTING PROGRAM / СИСТЕМА МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноградский А. Е.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой современного состояния профессионального обучения бакалавров и специалистов в образовательных организациях Республики Саха (Якутия). Проведен анализ степени изученности проблемы. Определены проблемы, способствующие и препятствующие достижению положительного результата в подготовки специалистов для республиканских учреждений культуры и искусства. Раскрыты особенности многоуровневой системы подготовки профессиональных кадров для учреждений культуры и искусства на примере специальности «Социально-культурная деятельность» по программам бакалавриата, магистратуры и профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MULTILEVEL TRAINING OF SPECIALISTS FOR INSTITUTIONS OF CULTURE AND ART OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article considers the issues related to the characterization of the present status of professional training of bachelors and specialists in educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia). The paper has an analysis of the degree of how deep this problem has been studied in the modern research. The articles names some problems of what helps and hinders achieving a positive result in the training of specialists for the Republican institutions of culture and art. The researcher defines features of the multilevel system of professional training for establishments of culture and art with reference to specialization “Socio-Cultural Activity” in undergraduate, graduate and professional training of mid-level professionals.

Текст научной работы на тему «О педагогических условиях проектирования многоуровневой подготовки специалистов для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия)»

УДК 378

Chernogradsky A.E., postgraduate, The High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ABOUT THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MULTILEVEL TRAINING OF SPECIALISTS FOR INSTITUTIONS OF CULTURE AND ART OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article considers the issues related to the characterization of the present status of professional training of bachelors and specialists in educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia). The paper has an analysis of the degree of how deep this problem has been studied in the modern research. The articles names some problems of what helps and hinders achieving a positive result in the training of specialists for the Republican institutions of culture and art. The researcher defines features of the multilevel system of professional training for establishments of culture and art with reference to specialization "Socio-Cultural Activity" in undergraduate, graduate and professional training of mid-level professionals.

Key words: higher education, vocational education, design, testing program.

А.Е. Черноградский, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой современного состояния профессионального обучения бакалавров и специалистов в образовательных организациях Республики Саха (Якутия). Проведен анализ степени изученности проблемы. Определены проблемы, способствующие и препятствующие достижению положительного результата в подготовки специалистов для республиканских учреждений культуры и искусства. Раскрыты особенности многоуровневой системы подготовки профессиональных кадров для учреждений культуры и искусства на примере специальности «Социально-культурная деятельность» по программам бакалавриата, магистратуры и профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

Ключевые слова: высшее образование, среднее профессиональное образование, проектирование, система многоуровневой подготовки.

Современная система профессионального образования, с одной стороны, является одним из основных институтов социализации человека и формирования гармонично развитой, активной, творческой личности, с другой - обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Реализация целей профессионального образования осуществляется во взаимодействии с социально-экономической средой, динамичное изменение которой предопределяет условия деятельности образовательных учреждений. Ускорение научно-технического прогресса во всех областях знаний ставит задачу обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства в течение всей жизни. Отчетливо проявляется необходимость создания многоуровневой структуры профессиональной подготовки специалистов.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года подчёркивается актуальность построения оптимальной многоуровневой системы профессионального образования. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования находит отражение в различных моделях интеграции имеющихся уровней профессионального образования.

Педагогические исследования последних лет обозначили наиболее важные концепции развития профессионального образования, на основании которых разрабатываются стратегические этапы переориентации профессионального образования. Такой алгоритм позволяет перейти на организацию новых моделей профессиональной школы - многоуровневые, многопрофильные и многофункциональные профессиональные образовательные учреждения, способные реализовать современные требования работодателей.

В условиях организации многоуровневой подготовки специалистов, когда на каждом ее этапе существенно различается не только содержание учебного материала, но, прежде всего, виды учебной деятельности студентов, появляются дополнительные возможности качественной подготовки в соответствии с запросами рынка труда. Специалист, подготовленный в подобной многоуровневой системе, обладает значительно более прочным запасом конкурентоспособности и мобильности. Необходимость учёта обозначенных вызовов времени детерминируют и новые федеральные государственные образовательные стандарты бакалавриата и магистратуры должны это учитывать.

Современная педагогическая теория и практика в качестве одного из наиболее эффективных инструментов преодоления отставания сложившейся системы подготовки кадров находит в широком внедрении интеграции, касающейся подготовки специ-

алистов среднего и высшего звена в условиях реализации образовательных программ прикладного бакалавриата. Подобный взгляд на проблему в полной мере может быть отнесен и к подготовке специалистов в области культурно-досуговой деятельности.

Осмысление различных аспектов процесса подготовки кадров в профессиональном образовании и исследование сущностных характеристик культурно-досуговой сферы в России осуществляется достаточно давно. Однако разработка комплексного, опережающего, социально-научного ее обеспечения не успевает за достаточно быстро меняющимися изменениями в обществе и в самом профессиональном образовании.

В последнее время вопросу, связанному с образовательной системой подготовки национальных кадров в Республике Саха (Якутия) уделяется достаточно большое внимание. Приоритетной является проблема обучения именно специалистов куль-турно-досуговой деятельности, поскольку данное направление является важнейшей частью государственной национальной политики, обеспечивающей сохранение и развитие культурного наследия региона.

Один из вариантов решения этой проблемы находится в проектировании подготовки специалистов в условиях многоуровневого профессионального образовательного учреждения, работающего в системе непрерывного профессионального образования. Данный вариант способен сделать минимальными возможные потери от произведенных изменений и создать ситуацию усиления положительных эффектов, как временных, так и содержательных.

Анализ научной философской, педагогической, психологической литературы, диссертационных исследований, изучение практического опыта образовательных организаций, готовящих специалистов культурно-досуговой деятельности, свидетельствуют о том, многоуровневая система подготовки изучена недостаточно. Фундаментальные работы в этой области отсутствуют

Сказанное позволяет сделать достаточно аргументированный вывод о необходимости исследования по обозначенной проблеме. Вместе тем, разработка выявленной научной проблемы тесно связана с осмыслением имеющихся противоречий и поиском возможных вариантов их разрешения. Эти противоречия касаются: несоответствий между: потребностью управленческих структур и учреждений социокультурной сферы в квалифицированных кадрах нового типа и недостаточной способностью профессионального образования обеспечивать подготовку конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов;

возросшими в современных социально-экономических условиях требованиями к квалификации выпускников профессиональных образовательных учреждений культуры. Основной целью необходимого по заявленной проблеме может быть моделирование многоуровневой системы подготовки выпускников для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия).

В этом случае можно было бы предположить, что проектирование многоуровневой модели подготовки выпускников для учреждений культуры и искусства Якутии будет соответствовать целевым установкам программы национальной кадровой политики, как гаранта сохранения и развития культурно-исторического наследия региона, если: будет проведен историко-гене-тический анализ подготовки специалистов культурно-досуговой деятельности в Республике Саха (Якутия); выявлены особенности организации процесса обучения по программам бакалавриата для учреждений культуры и искусства национальных меньшинств; разработана модель многоуровневой подготовки специалистов режиссуры театрализованных представлений; выявлены педагогические условия её эффективной реализации в реальном образовательном процессе подготовки специалистов культурно-досуговой деятельности; осуществлена апробация педагогических условий внедрения экспериментальной модели многоуровневой подготовки специалистов режиссуры театрализованных представлений в практику учреждений культуры и искусства Якутии.

Процессу создания современной модели подготовки специалистов для учреждений культуры и искусства Якутии поможет: профессионально проведенный историко-генетический анализ подготовки специалистов культурно-досуговой деятельности в Республике Саха (Якутия); выявление особенностей организации процесса обучения по программам бакалавриата для учреждений культуры и искусства национальных меньшинств; разработана модель многоуровневой подготовки специалистов режиссуры театрализованных представлений определить, обосновать и экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий ее эффективной реализации в подготовке специалистов режиссуры театрализованных представлений.

Образование в сфере культуры и искусства является важнейшей составляющей образовательного пространства, необходимой компонентой для воспитания достойного будущего нации, здорового в нравственном отношении поколения. Данный процесс не дает быстрых результатов, но приближает перспективы построения нового интеллектуального и культурного общества; процесс постижения человеком культуры и искусства своего народа и человечества через овладение специальными знаниями и умениями, творческую деятельность, восприятие различных видов искусства; система практической деятельности, подразумевающая обеспечение инфраструктурой образовательной сети, материально-технической и нормативно-правовой базой, информационно-методическим сопровождением, кадровым потенциалом, финансовыми средствами, а также открытая, динамичная, сохраняющая традиции и одновременно постоянно меняющаяся система.

Особая роль в изучении ситуации, складывающейся в области кадрового обеспечения сферы культуры Республики Саха (Якутия), принадлежит систематическому планированию и анализу реального кадрового состояния. В этой связи мониторинг становится основным инструментом получения достоверной информации о фактическом уровне обеспеченности кадрами, оценки их кадрового потенциала, анализа сбалансированности рынка труда профильных специалистов.

Библиографический список

В настоящее время кадровый персонал представляет собой важнейший ресурс сферы культуры, эффективная реализация которого требует специальных решений в зависимости от особенностей решаемых конкретных задач.

Профессиональное становление молодых специалистов Республика Саха (Якутия) является важнейшим компонентом кадровой работы сферы культуры. На развитие молодых специалистов в значительной степени влияют первые годы работы, которые в дальнейшем и определяют позиции специалиста в профессиональной среде.

Основную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играют руководители, разрабатывающие комплекс мероприятий, который позволяет молодому человеку найти адекватный путь в применении теоретических знаний на практике и сформировать интерес к работе, к содержанию деятельности учреждения. В этих условиях процесс адаптации проходит качественно и безболезненно.

Фактором стабильности притока новых творческих идей, поступательного развития отрасли, безусловно, являются кадры.

Фундамент профессиональной ориентации в области культуры и искусства призваны составлять детские школы искусств, как учреждения раннего мониторинга одарённых детей и создание системы их развития и предпрофессионального роста, и как первая ступень художественного образования. В целях усиления роли детских школ искусств, увеличения притока выпускников в учебные заведения в центре внимания органов государственной и муниципальной властей Республики Саха (Якутия) находятся вопросы реформирования, направленные на переход школ к обучению по программам предпрофессионального образования и федеральным государственным требованиям. Путь реформирования художественного образования - это своевременное и обязательное исполнение обновлённых правовых норм, которые решают целый комплекс мероприятий по укреплению материально-технической и кадровой баз школ.

Система образования в сфере культуры и искусства Республики Саха (Якутия) предполагает три обязательных уровня подготовки профессиональных кадров:

I уровень - детская школа искусств (по видам искусств), II уровень - колледж культуры и искусства, III уровень - высшее образование. Следует отметить, что особенностью образования в сфере культуры и искусства Республики Саха (Якутия) является его многоступенчатая структура. Развитие образования в сфере культуры и искусства Якутии призвано обеспечить решение следующих задач: подготовка творческих кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования; выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития; сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства; эстетическое воспитание подрастающего поколения; воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей; приобщение жителей Республики Саха (Якутия) к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

Таким образом, профессиональные образовательные учреждения прежде всего являются взаимосвязанными элементами общей системы профессионального образования сферы культуры и искусства, изменение деятельности одного из звеньев, с позиции системного подхода, влечёт за собой неизбежное изменение в других элементах данной системы.

1. Вербицкий А.А. Теория контекстного образования как концептуальная основа проектно-целевой подготовки инженера. Инженерная педагогика: сб. статей. Москва: Издательство МАДИ. 2015; Т. 1: 77 - 103.

2. Реморенко И.М., Дубова Т.Ф., Чураева М.П. и др. От федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов. Высшее образование в России. 2010; 8 - 9: 3 - 11.

3. Розина Н.М. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования. Инновации в образовании. 2005; 6: 5 - 24.

4. Чучалин А.И. Образовательные стандарты ведущих российских вузов. Высшее образование в России. 2015; 4: 14 - 25.

5. Кундазерова Л.И. Методологические подходы к разработке содержания регионального компонента образования: методические рекомендации. Новокузнецк: НГПИ, 2001: 21 - 30.

References

1. Verbickij A.A. Teoriya kontekstnogo obrazovaniya kak konceptual'naya osnova proektno-celevoj podgotovki inzhenera. Inzhenernaya peda-gogika: sb. statej. Moskva: Izdatel'stvo MADI. 2015; T. 1: 77 - 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.