Научная статья на тему 'Исторический опыт подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусств в региональном вузе'

Исторический опыт подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусств в региональном вузе Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
57
2
Поделиться
Ключевые слова
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / EAST-SIBERIAN STATE INSTITUTE OF CULTURE / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИСКУССТВО / ART / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Перова Елена Юрьевна, Цыремпилова Ирина Семеновна

Анализируется исторический опыт подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусств в первом региональном вузе культуры. На основе изменений государственной политики в высшем образовании выделены периоды в развитии Восточно-Сибирского государственного института культуры (ВСГИК): 1960 г. начало 1990-х гг.; начало 1990-х гг. 2012 г.; 2013 г. по настоящее время. Рассмотрены количественные показатели, характеризующие основные направления образовательной деятельности института. Авторы представили динамику развития вуза, нашедшую отражение не только в структуре и качестве подготовки специалистов, но и в частых организационных изменениях вуза (от библиотечного института, института культуры, академии культуры и искусств до института культуры). В советский период ВСГИК успешно выполнял основную задачу по подготовке библиотечных кадров и культпросветработников; в начале 1990-х начале 2000-х гг. осуществлялась подготовка по широкому спектру новых специальностей в соответствии с запросами потребителей. В современном образовательном пространстве роль института заключается в обеспечении высококвалифицированными кадрами исключительно по профильным направлениям подготовки. Должное внимание уделяется актуальным проблемам в деятельности института и определению его роли в социокультурном пространстве региона не только как образовательного, но и как многофункционального научного и творческого центра.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Перова Елена Юрьевна, Цыремпилова Ирина Семеновна,

Historical Experience of Training of Professional Staff for Art and Cultural Sector in Regional Institute

The article analyzes the historical experience of training of professional staff for art and cultural sector in the first regional university of culture. Based on the changes of the state policy in the higher education the development of East-Siberian State Institute of Culture (ESSIC) has been distinguished into several periods: 1960s beginning 1990s; beginning 1990s 2012; 2013 to the present day. The article also examines the quantitative indicators characterizing the main directions of educational activity in the institute. The authors have shown development of the institute, reflected, not only in the structure and in quality of staff training, but also in frequent organizational changes in the institute (from the library institute institute of culture academy of culture and arts to institute of culture). During the Soviet period ESSIC successfully has fulfilled the main task in training of library specialists and cultural and educational workers; beg. 1990s beginning 2000s Training has been carried out on a wide range of new specialists in accordance with the requests of consumers. In modern educational space the role of institute consists in providing of highly qualified personnel strictly on specialized directions of the training. Moreover, the article pays attention on actual problems in the activity of institute and definition of its role in socio-cultural space in the region not only as educational, but also as multifunctional scientific and art center.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусств в региональном вузе»

Серия «История»

2018. Т. 25. С. 106-114 Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiahist.isu.ru/ru/index.html

И З В Е С Т И Я

Иркутского государственного университета

УДК 378.016+378.6(571.54)

Б01 https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.25.106

Исторический опыт подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусств в региональном вузе

Е. Ю. Перова, И. С. Цыремпилова

Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ

Аннотация. Анализируется исторический опыт подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусств в первом региональном вузе культуры. На основе изменений государственной политики в высшем образовании выделены периоды в развитии Восточно-Сибирского государственного института культуры (ВСГИК): 1960 г. - начало 1990-х гг.; начало 1990-х гг. - 2012 г.; 2013 г. - по настоящее время. Рассмотрены количественные показатели, характеризующие основные направления образовательной деятельности института. Авторы представили динамику развития вуза, нашедшую отражение не только в структуре и качестве подготовки специалистов, но и в частых организационных изменениях вуза (от библиотечного института, института культуры, академии культуры и искусств до института культуры). В советский период ВСГИК успешно выполнял основную задачу по подготовке библиотечных кадров и культпросветработников; в начале 1990-х - начале 2000-х гг. осуществлялась подготовка по широкому спектру новых специальностей в соответствии с запросами потребителей. В современном образовательном пространстве роль института заключается в обеспечении высококвалифицированными кадрами исключительно по профильным направлениям подготовки. Должное внимание уделяется актуальным проблемам в деятельности института и определению его роли в социокультурном пространстве региона не только как образовательного, но и как многофункционального научного и творческого центра.

Ключевые слова: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, высшее образование, культура, искусство, подготовка кадров.

Для цитирования: Перова Е. Ю., Цыремпилова И. С. Исторический опыт подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусств в региональном вузе // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2018. Т. 25. С. 106-114. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.25.106

Современное российское общество переживает трансформационные процессы, проявляющиеся в комплексе проблем социально-экономического характера, и сложные процессы в духовно-нравственной и ценностной сферах. Сегодня в ряде стратегических документов России «Стратегия национальной безопасности РФ», «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.», «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.» и других культуре отводится роль важнейшего фактора роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залога динамичного социально-экономического развития и национальной безопасности страны.

Сложившаяся уникальная система отечественного образования в сфере культуры и искусств занимает не только важное место в государственной политике, но и требует к себе особого отношения и понимания перспектив ее сохранения и дальнейшего развития. Для этого особо ценен исторический опыт региональных вузов культуры по подготовке профессиональных кадров.

В середине ХХ в. изменение экономической и научно-технической политики в стране привело к переменам в системе высшего образования, в числе которых стала его регионализация. Провозглашенная в начале 1950-х гг. и акцентированная на ХХ съезде КПСС ориентация на ускоренное развитие экономического потенциала восточных регионов страны способствовала бурному развитию здесь вузовской сети [6, с. 359]. Это касалось не только поддержки вузов технического и аграрного профиля, обеспечивающих рост экономического потенциала региона. Позитивные изменения произошли и в подготовке кадров для сферы культуры.

Следует отметить, что к концу 1950-х гг. созданные Ленинградский (первоначально Петроградский институт внешкольного образования (1918 г.), переименованный в 1925 г. в Коммунистический политико-просветительный институт) и Московский (1930 г.) библиотечные институты накопили опыт подготовки кадров не только библиотечного дела, но и культурно-просветительной работы (КПР). На факультетах КПР были введены так называемые художественные специализации: руководитель хорового коллектива, оркестра народных инструментов, театрального коллектива, а затем и руководитель хореографического коллектива [8, с. 13]. Это заложило объективную основу для создания разветвленной сети профильного образования в стране.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Первым региональным вузом культуры, учреждение которого является важнейшим этапом реализации государственной программы культурного строительства на территории Восточной Сибири, Дальнего Востока и Севера, стал Восточно-Сибирский библиотечный институт. 20 сентября 1960 г. было принято Постановление Совета Министров СССР № 1008, которое определяло: «Принять предложение Совета Министров РСФСР, согласованное с Министерством высшего и среднего специального образования СССР, об организации в 1960 г. в г. Улан-Удэ Восточно-Сибирского библиотечного института» [7, с. 86]. 13 октября 1960 г. Совет Министров Бурятской АССР принимает Постановление об открытии с 1 ноября 1960 г. института и его временном размещении «в здании по улице Рабочая 16 с полезной площадью 1146 кв. метров и под общежитие здание по улице Пионерская 3 на 100 мест»1. В книге «Виват, академия!» ректор ВСГИК (1968-1990 гг.), профессор С. И. Никифоров объясняет, почему выбор пал на г. Улан-Удэ, двумя факторами. Первый - объективный фактор - заключался в том, что город отличался своим национальным характером, являлся столицей республики, здесь функционировали три училища, научный центр Сибирского отделения Академии наук СССР и др. Второй - субъективный фактор - со-

1 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. Р-248. Оп. 20. Д. 874. Л. 58.

стоял в огромном и целеустремленном желании правительства республики получить еще один вуз [7, с. 14]. Это свидетельствует о скоординированной деятельности органов власти всех уровней не только в сфере образования и культуры, но и национальной политики. Таким образом, это было взвешенное решение, направленное как на подготовку кадров, необходимых для создания сети учреждений культуры и учебных заведений, так и на формирование региональных национальных элит, поддержание и сохранение традиционной культуры коренных народов и др.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 386 от 26 марта 1964 г. три действовавших библиотечных института (Ленинградский им. Н. К. Крупской, Московский и Восточно-Сибирский) были реорганизованы в институты культуры. Необходимо подчеркнуть, что специфика подготовки кадров в области культуры и искусств обеспечивалась ведомственной подчиненностью учебных заведений. С 1945 г. руководство учреждениями образования и культуры было передано в комитеты по делам культурно-просветительских учреждений при Советах Министров союзных республик, а затем в созданное в 1953 г. Министерство культуры СССР и министерства союзных республик.

В 1960-1970-е гг. в стране было открыто еще восемь институтов культуры в городах Краснодаре (1966), Челябинске (1968), Хабаровске (1968), Кемерове (1969), Самаре (1971), Казани (1974), Барнауле (1975), Перми (1975). По справедливому определению М. Г. Вохрышевой, «региональные вузы культуры и искусств отразили объективные условия и целевые установки, характерные для того периода истории страны» [2, с. 25]. Это способствовало тому, что согласно отчету Министерства культуры СССР в период с 1960 г. по 1974 г. увеличился выпуск специалистов с высшим образованием в три раза, с 2,5 тыс. до 7,7 тыс. чел. [5].

Свою весомую лепту внес и Восточно-Сибирский государственный институт культуры. В первые десятилетия образовательная деятельность института велась в рамках существовавшей «типовой» модели: на базе двух факультетов - библиотечного (подготовка специалистов для библиотек всех типов) и культпросветработы (подготовка клубных работников высшей квалификации). В институте было три кафедры: библиотечных и библиографических дисциплин, общенаучных дисциплин и культпросветработы, на которых трудилось 22 преподавателя; через десять лет, к 1970 г. кадровый состав увеличился до 160 человек, работавших на 16 кафедрах, в 1980 г. - на 21 кафедре работало182 преподавателя [7, с. 18-19, 25].

За первое двадцатилетие (1960-1980 гг.) было осуществлено шестнадцать выпусков молодых специалистов, окончили институт 7512 чел., из них библиотекарей-библиографов - 4739, культпросветработников - 2773; по очной форме обучения - 2998; по заочной (без отрыва от производства) -4514 чел. За 1980-е гг. выпуск составил 5551 чел., из них 2793 чел. окончили библиотечный факультет, 2758 - факультет КПР; очное отделение - 2122 (38 %); заочное - 3429 (62 %). Количественный анализ показывает, что за 30 лет деятельности ВСГИК было подготовлено примерно 60 % специали-

стов для библиотечной сферы; около 40 % для культурно-просветительной работы; такое же соотношение можно проследить по формам обучения: 40 % было подготовлено на очном отделении, 60 % - на заочном [7, с. 92].

Одним из факторов, существенно влиявших на количество студентов, стало открытие учебно-консультационных пунктов (УКП) института в ряде городов Сибири. Так, в первое десятилетие были открыты УКП в Омске, Хабаровске, Красноярске (1968), затем в Иркутске (1982) и др. На базе этих структурных подразделений были впоследствии созданы Хабаровский институт культуры, в Омске - филиал Алтайского института культуры, в Красноярске - филиал Кемеровского института культуры. Приказом ректора ВСГИК № 127 от 5 июля 1983 г. Красноярский учебно-консультационный пункт был передан с 1 июля 1983 г. Кемеровскому государственному институту культуры. Основанием передачи являлся Приказ Министерства культуры РСФСР № 262 от 14 мая 1980 г. [4, с. 168].

Образовательные программы и учебные планы советского периода представляли собой достаточно сбалансированную систему общенаучной (гуманитарной) и специальной подготовки. Будущие специалисты должны были в рамках своей профессиональной деятельности способствовать широкому распространению достижений отечественной культуры, а также творческой самореализации широких слоев населения через их включение в художественное творчество. Как отмечает С. В. Буцык в статье «От институтов культуры до институтов культуры: историко-педагогический анализ», за первый период существования институтов культуры «опытным путем сформировалась логически обоснованная модель учреждения высшего образования нового типа - института культуры. Данная модель включала в себя как структурные, так и содержательные компоненты, которые увязывались с основной миссией таких учреждений, а также несли вариативную составляющую, обоснованную региональной спецификой» [1, с. 169].

В современной научной литературе, раскрывающей особенности профессионального образования, сформировалось справедливое мнение о достаточно сложном периоде в истории институтов культуры (1990-е гг. -2012 г.). Наряду с общей нестабильной ситуацией в стране, с эпохой политических и социально-экономических трансформаций происходили кардинальные и противоречивые процессы в высшей школе.

В рассматриваемый период высшие учебные заведения, с одной стороны, получили широкие права и возможности в организации образовательного процесса, с другой стороны, это привело к росту негосударственного сектора в высшем образовании, что сказалось в первую очередь на его качестве. Получение вузами права на самоопределение согласно Закону об образовании (1992) привело к размыванию единых требований - от вступительных испытаний вплоть до изменения статуса и названий учреждений. Эти процессы в полной мере проявились в сфере профессионального образования в сфере культуры и искусств. Характерным явлением стало массовое переименование институтов культуры, когда область «культуры» в названии вузов была заменена на «культуры и искусств», «искусств и культуры» и др.

Наряду с этим в связи с введением процедуры государственной аккредитации (1995) стало реально изменить статус института на «университет», «академия». Общеизвестно, что «за период с начала 1990-х гг. по 2012 г. дополнили свое название (фразой, связанной с искусством) все 11 институтов культуры, а 10 из них стали университетами или академиями» [1, с. 170]. Получение нового статуса стало причиной массового открытия образовательных программ по непрофильным для вузов культуры направлениям и специальностям: «Социология», «Прикладная информатика», «Менеджмент», «Экономика», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Связи с общественность» и др.

Не менее сложной стала внутриотраслевая ситуация, когда в институтах культуры были открыты специальности «Актерское искусство», «Хореографическое искусство», «Музыкальное искусство», близкие к художественным профилям специальности «Народное художественное творчество». Это «вызвало негативную реакцию со стороны консерваторий, театральных, хореографических институтов и т. п., ранее имевших естественную монополию на профессиональный уровень образования в отдельных видах искусства» [1, с. 169].

1990-е гг. стали временем испытаний «на прочность» для ВосточноСибирского государственного института культуры. Необходимость открытия новых специальностей с целью удовлетворения потребностей рынка труда, поиск дополнительных средств при сокращении бюджетного финансирования и т. д. стали основными задачами для обеспечения жизнедеятельности вуза. Это привело к реорганизации структуры института на основе базового гуманитарно-культурологического образования.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Сложным моментом в истории института оказалась ситуация, связанная с созданием в Бурятии классического университета. Одним из вариантов рассматривался план по объединению Бурятского государственного педагогического института со ВСГИК и Бурятским филиалом Новосибирского государственного университета. На собрании коллектива института было принято единогласное решение о сохранении самостоятельности вуза, обеспечивающего подготовку национальных кадров для сферы культуры. Составлены обращения к Президенту Республики Бурятия Л. В. Потапову, руководителям национальных республик Саха (Якутия) и Тыва, Иркутской и Читинской областей. Предпринятые меры позволили сохранить в республике уникальный институт культуры.

В ноябре 1994 г. Восточно-Сибирский государственный институт культуры успешно прошел процедуру аттестации по специальностям: «Библиотековедение и библиография», «Народное художественное творчество», «Социально-культурная деятельность». А уже Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 661 от 5 мая 1995 г. ВСГИК был переименован в Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств [4, с. 193]. Утвержден новый устав академии, в котором были определены основные задачи образовательной, научной, творческо-исполнительской и международной деятельности вуза; сформирована

структура академии, включающая шесть факультетов. К 2000 г. общее количество выпускников вуза составило 17 830 чел.

Актуальными в этот период стали вопросы довузовской подготовки и организации многоуровневого обучения. Была продолжена работа с регионами по созданию территориальных структур. На базе организованного УКП в г. Кызыле (1993) открыт факультет региональной культуры и творчества (1995), который затем получил статус Тувинского филиала ВСГАКИ (2001). На базе Читинского областного училища создан региональный факультет культуры, трансформированный сначала в представительство, а в 2002 г. - в Читинский филиал ВСГАКИ. В 1989 г. открыт УКП на базе колледжа культуры и искусств Республики Саха (г. Якутск), переименованный в Якутский факультет национальный культуры и искусств (1994), Якутское представительство ВСГАКИ (1996) [3, с. 133-137]. Сегодня это самостоятельный Арктический государственный институт культуры и искусств.

Со вступлением в действие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и ряда нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, начинается новый период в подготовке профессиональных кадров для сферы культуры и искусств. В условиях двухуровневой системы подготовки (бакалавриат - магистратура) к современным вызовам для вузов культуры стоит отнести сокращение контрольных цифр приема на творческие направления подготовки, ограничение набора на непрофильные направления, рост стоимости образования, старение, дефицит и уровень квалификации педагогических кадров, состояние материально-технической базы вузов, трудоустройство выпускников и др.

Введенный с 2013 г. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования выделил шесть укрупненных групп направлений подготовки (специальностей): «Искусствознание», «Культуроведение и социокультурные проекты», «Сценические искусства и литературное творчество», «Музыкальное искусство», «Изобразительное и прикладные виды искусств», «Экранные искусства». Это позволяет вузам культуры выступать сегодня в роли многопрофильных образовательных учреждений и осуществлять образовательную деятельность в рамках нескольких групп.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, возможности их сопряжения с профессиональными стандартами, потребность регионального рынка труда, механизмы взаимодействия с профильными образовательными и культурно-досуговыми организациями, детскими школами искусств, сохранение контингента студентов и другое определяют основные направления образовательной деятельности современных региональных вузов культуры.

Среди знаковых изменений следует выделить процесс очередного переименования вузов, подведомственных Министерству культуры РФ. Так, в июне 2015 г. Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства по инициативе федерального министерства было возвращено историческое название - институт.

Сегодня ВСГИК занимает свою нишу в профессиональном образовании и является базовым ресурсом для обеспечения сферы культуры и искусства квалифицированными кадрами. Вуз осуществляет образовательную деятельность по широкому спектру направлений и специальностей: «Культурология», «Музыкальное искусство эстрады», «Музыкально-инструментальное искусство», «Вокальное искусство», «Искусство народного пения», «Дирижирование», «Композиция», «Актерское искусство», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Хореографическое искусство», «Педагогика балета», «Дизайн», «Декоративно-прикладное творчество», «Музеология и охрана объектов природного и культурного наследия», «Литературное творчество», «Социально-культурная деятельность», «Библио-течно-информационная деятельность», «Народная художественная культура», «Туризм» и др.

В современных условиях роль ВСГИК определяется не только как образовательного учреждения, занимающегося подготовкой профессиональных кадров, но и как многофункционального научного и творческого центра, аккумулирующего в своей деятельности потенциал лучших педагогических и творческих кадров. В реализуемой вузом Программе на 2017-2021 гг. одной из задач поставлено развитие ВСГИК как всероссийского центра образования в области культуры и искусства, в том числе сохранения этнокультурных традиций.

Таким образом, исторический опыт подготовки профессиональных кадров, накопленный Восточно-Сибирским государственным институтом культуры, свидетельствует о его весомом вкладе не только в культурное, но и в социально-экономическое развитие региона. ВСГИК, являясь федеральным государственным учреждением, реализует в своей деятельности Основы государственной культурной политики Российской Федерации, которыми культура признается одним из национальных приоритетов. Переосмысление роли культуры и искусства в современном обществе как значимого ресурса социально-экономического развития - неотъемлемая часть модернизации России и ее регионов.

Список литературы

1. Буцык С. В. От институтов культуры до институтов культуры: историко-педагогический анализ // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. 2016. № 2 (35). С. 166-175.

2. ВохрышеваМ. Г. Современные тенденции развития регионального вуза культуры и искусств // Культура: управление, экономика, право. 2008. № 1. С. 25-30.

3. ВСГАКИ - первый вуз культуры в Сибири. Улан-Удэ : Издат.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010. 224 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Высшая школа Бурятии за 70 лет : сб. док. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2003. 228 с.

5. История Министерства культуры [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.givc.ru/minkult/07/detail-page.html (дата обращения: 1.07.2018).

6. Историческая энциклопедия Сибири. В 3 т. Т. 1. А-И. Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2009. 715 с.

7. Никифоров С. И. Виват, академия! Улан-Удэ : Издат.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2000. 95 с.

8. Стукалова О. В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства. М. : ИХО РАО, 2011. 280 с.

Historical Experience of Training of Professional Staff for Art and Cultural Sector in Regional Institute

E. Yu. Perova, I. S. Tcyrempilova

East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude

Abstract. The article analyzes the historical experience of training of professional staff for art and cultural sector in the first regional university of culture. Based on the changes of the state policy in the higher education the development of East-Siberian State Institute of Culture (ESSIC) has been distinguished into several periods: 1960s - beginning 1990s; beginning 1990s - 2012; 2013 - to the present day. The article also examines the quantitative indicators characterizing the main directions of educational activity in the institute. The authors have shown development of the institute, reflected, not only in the structure and in quality of staff training, but also in frequent organizational changes in the institute (from the library institute -institute of culture - academy of culture and arts - to institute of culture). During the Soviet period ESSIC successfully has fulfilled the main task in training of library specialists and cultural and educational workers; beg. 1990s - beginning 2000s - Training has been carried out on a wide range of new specialists in accordance with the requests of consumers. In modern educational space the role of institute consists in providing of highly qualified personnel strictly on specialized directions of the training. Moreover, the article pays attention on actual problems in the activity of institute and definition of its role in socio-cultural space in the region not only as educational, but also as multifunctional scientific and art center.

Keywords: East-Siberian State Institute of Culture, higher education, culture, art, staff training..

For citation: Perova E.Yu., Tcyrempilova I.S.Historical Experience of Training of Professional Staff for Art and Cultural Sector in Regional Institute. The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2018, vol. 25, pp. 106-114. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.25.106 (in Russian)

References

1. Butsyk S.V. Ot instituta kultury do institutov kul'tury: istoriko-pedagogicheskij analiz [From institutes of culture to institutes of culture: historical-pedagogical analysis]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 2 (35), pp. 166-175. (in Russian)

2. Vokhrysheva M.G. Sovremennye tendencii razvitiya regional'nogo vuza kul'turi i iskusstv [Modern tendencies of development in regional institute of culture and art]. Kultura: upravlenie, ekonomika, pravo [Culture: management, economics, law], 2008, no. 1, pp. 25-30. (in Russian)

3. VSGAKI - perviy vuz kul 'tury v Sibiri [ESSACA - the first institute of culture in Siberia]. Ulan-Ude, Publ. and printing complex FGOU VPO ESSACA, 2010, 224 p. (in Russian)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Vyshaya shkola Buryatii za 70 let: sbornik dokumentov [Higher school of Buryatia for 70 years: collection of documents]. Ulan-Ude, Buryat. Gos. Univ. Publ., 2003, 228 p. (in Russian)

5. Istoriya Ministerstva kul'tury [History of Ministry of culture] [Electronic resource]. URL: http://www.givc.ru/minkult/07/detail-page.html (date of access: 01.07.2018).

6. Istoricheskaya entsiklopediya Sibiri. V 3 vol. Vol. 1: A-I [Historical encyclopedia of Siberia. In 3 vol. Vol. 1: A-I]. Novosibirsk, Historical heritage of Siberia Publ., 2009, 715 p. (in Russian)

7. Nikiforov S.I. Vivat, akademiya! [Vivat, Academy!]. Ulan-Ude, Publ. and printing complex ESSACA, 2000, 95 p. (in Russian)

8. Stukalova O.V. Kulturno-tvorcheskoe razvitie i professional'noe stanovlenie budush-chih spetsialistov v sfere kultury i iskusstva [Cultural and creative development and professional formation future specialists in art and cultural sector]. Moscow, IHO RAO Publ., 2011, 280 p. (in Russian)

Перова Елена Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент, и. о. ректора Восточно-Сибирский государственный институт культуры Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1 тел.: 8(3012)23-33-22 e-mail: rector@vsgaki.ru

Perova Elena Yuryevna

Candidate of Sciences (Economy), Associate Professor, Acting Rector East-Siberian State Institute of Culture 1, Tereshkova st. Ulan-Ude, 670031, Russian Federation tel: 8(3012)23-33-22 e-mail: rector@vsgaki.ru

Цыремпилова Ирина Семеновна

доктор исторических наук, профессор,

и. о. проректора по научной работе

Восточно-Сибирский государственный

институт культуры

Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

тел.: 8(3012)23-29-83

e-mail: nauka_vsgaki@mail.ru

Tsyrempilova Irina Semenovna

Doctor of Sciences (History), Professor,

Vice-Rector of Research

East Siberian State Institute of Culture

1, Tereshkova st., Ulan-Ude, 670031,

Russian Federation

tel.: 8(3012)23-29-83

e-mail: nauka_vsgaki@mail.ru