Научная статья на тему 'Инновационная модель развития экономики Смоленской области'

Инновационная модель развития экономики Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОЛИТИКА / ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жутаева Н.А., Крамлих О.Ю.

В статье показана роль регионов в инновационном развитии страны, цели региональной политики инноваций, факторы, оказывающие влияние на формирование регионального инновационного резерва. Рассматривается инновационная политика и потенциал Смоленской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель развития экономики Смоленской области»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 332

Н.А.Жутаева

Кэн, доцент кафедры «менеджмента и предпринимательства» ОУ ВО «Смоленский гуманитарный университет»

О.Ю.Крамлих

Кэн, доцент кафедры «менеджмента и предпринимательства» ОУ ВО «Смоленский гуманитарный университет»

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье показана роль регионов в инновационном развитии страны, цели региональной политики инноваций, факторы, оказывающие влияние на формирование регионального инновационного резерва. Рассматривается инновационная политика и потенциал Смоленской области Ключевые слова

Инновационная модель развития, развитие инноваций региона, инновационный потенциал,

политика, процессы

Сложным процессом в экономике являются инновации. Этот процесс основывается на использовании научного подхода, новейших технологий и техники, с одной стороны, и интеллектуального, связанного со способностью управления по внедрению инновациями на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности, с другой. Нахождение и рациональное использование финансовых средств это важнейший элемент по обеспечению инвестициями. В определённых размерах привлечение различных видов инвестиций, которые могут компенсировать повышенный риск, обеспечат выход на высокий уровень управления. По опыту менее развитых стран, успешным переходом к инновационной модели функционирования национальной экономики являются условия восприятия инновациями.

Развитие инноваций в настоящее время является актуальным в России. Поэтому необходима разработка механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия развитию инновационной экономики. Для развития инноваций экономики регионы, где участники второго Форума регионов России «Инновационная модель развития», прошедшего в феврале 2011 года пришли к выводу по усилению регионального аспекта развития инновациями. [1, с.90-91].

Инновационная активность субъектов, на данный момент, распределяется неравномерно, областей, по внедрению инновационных проектов, не так много. Поэтому необходимо дать поддержку регионам, которые уже сейчас активно инвестируют средства в развитие инноваций, а также регионы, где инновации носят незначительный характер.

Органы самоуправления субъектов заинтересованы в повышении уровня инновационного регионального резерва и интенсификации инновационной деятельности, поскольку использование инноваций обеспечит соответствующим структурам, функционирующим на определенной территории, конкурентные преимущества, высокий доход от предпринимательской деятельности. Это позволит усиливать конкурентную способность региона на межрегиональном и международном рынках.

Основой политики регионов по инновациям является стабилизация и подъём региональной экономики, достижение условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счёт сохранения и развития научного и технического резерва и создания благоприятных условий для инновационной деятельности.

Способом по совершенствованию инновационной среды в субъекте можно считать кластерный подход в реализации политики инноваций. В рамках кластерной системы создаются оптимальные условия для развития инноваций. Предприятия-партнеры получают оптимальную доступность к новейшим разработкам, которые находятся в состоянии организационного, финансового и технологического взаимодействия.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Поэтому, кластеры по организации производства создадут оптимальную эффективность и обеспечат непрерывное развитие в поступлении.

Разнородность уровней социального и экономического развития территорий создаёт необходимость по дифференцированному развитию областей, фактическому закреплению их роли в экономике территории и структуре хозяйства. Система создания кластеров инноваций должна происходить с учётом специфических особенностей субъектов: уровня инновационных потенциалов регионов, финансовой обеспеченности бюджетов субъектов, инновационной активности предприятий, уровня их промышленного развития.

Региональное развитие инноваций - это социально-экономическая система, в основе которой сформированы региональные инновационные группы. Это способствует увеличению регионального резерва инноваций и его реализации с высокотехнологичным производством, основанным на использовании интеллектуального труда и продуктов, создающих высокую добавленную стоимость. Потенциал по инновациям - это характеристика способности группы к изменению, улучшению, прогрессу [2, с.23-30].

Основным свойством ресурсных элементов резерва инноваций, а именно кадрового, материально-технического, информационного, организационного и финансового является роль ресурсов в процессе инноваций. Каждая из составляющих резерва инноваций имеет своё содержание:1) кадровая - является мотором инновационных идей; 2) материально-техническая - выступает база формирования инновационного резерва по материальному и вещественному признаку; 3) организационная - совокупность органов управления, подразделений и исполнителей, выполняющих закреплённые за ними функции по воздействию на управление; 4) информационная - включается в управленческий процесс; 5) финансовые средства резерва инноваций выполняют функцию по обеспечению поступлений финансовых средств, воздействуя на выбор тематики проектов по инновациям в соответствии с потребностями самой инновационной сферы.

Всё это способствует оптимальному формированию расходов на инновации, обеспечивая условия реализации остальных элементов резерва, исполняя роль количественной оценки. Очевидно, что составляющие инновационного резерва не являются равнозначными и взаимонезависимыми.

Факторы, оказывающие влияние на формирование регионального резерва инноваций, определяют, как его количественные характеристики, так и распространять новации, привлекать средства на коммерческих основах.

Одним из элементов механизма развития инноваций региона является механизм по финансированию деятельности инноваций, в круг задач которого входит: обеспечение стабильного кругооборота финансовых средств, обеспечение перераспределения финансовых средств в соответствии с потребностями отдельных субъектов хозяйствования, уменьшение риска потерь в финансовых средствах субъекта.

Основными элементами механизма финансирования инновационной деятельности субъекта являются: прогнозирование развития инноваций субъекта, система финансирования, на основе рационального распределения финансовых средств из различных источников финансирования между всеми стадиями процесса инноваций, система корректировки финансового механизма с учётом сложившейся ситуации в инновационной сфере региона.

Для эффективного инновационного развития необходимо использование лояльного критерия финансовой обеспеченности, способной учитывать потребность в инвестициях сферы инноваций и потенциал инвестиций каждого отдельного региона.

Необходимым условием при самостоятельности органов власти по регионам является согласованность способов реализации политики инноваций с основами инновационной федеральной политики. Реализация направлений развития инноваций осуществляется посредством инновационных проектов и программ, в которых субъекты должны стать основными участниками разработки и реализации политики инноваций государства. Основными документами в этой сфере являются Проект ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной политике инноваций в РФ», Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года, статьи БК, ГК, НК и ТК РФ. На уровне субъектов приняты программы и законы в сфере научной, технической и инновационной деятельности. В соответствии с принятыми законами разработано до 2020года 17 целевых программ.[5,с.12-13]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

По развитию инноваций в субъектах в Думу РФ был внесён проект закона «О государственной поддержке деятельности инноваций в РФ», подготовленный рабочей группой Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям. Проект направлен на работу по государственному стимулированию и поощрению деятельности инноваций.

На сегодняшний день имеется проблема по отсутствию серьёзного спроса на инновации со стороны бизнеса, где предпочитаются быстроокупаемые инвестиции и мгновенный доход. Рассмотрение территории в качестве целостной группы, даёт возможность определить особенности влияния структур на её развитие и функционирование в целом.

При этом очевидным становится взаимное влияние субъекта и бизнес-структур, работающих на его территории. Эта выгода появится, если малый, средний и крупный бизнес как элементы региональной группы будут осуществлять свою работу, ориентируясь на цели данной группы, учитывая социально-экономические проблемы территории. Для проведения эффективной партнерской работы необходимо обеспечить «выигрышные» условия, как для государственного, так и для частного сектора.

Актуальным является приоритетное значение экономической группы субъектов по уровню формирования единой национальной инновационной группы. На уровне региона с существующими там сетями неформальных контактов и общими интересами, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, удаётся достичь тесного взаимодействия между наукой и высокотехнологичной промышленностью. Это является основным условием успеха по продвижению новшеств по цепочке инноваций.

Смоленская область находится в начале пути развития инновационной деятельности, что даёт возможность органам власти выстраивать собственную модель развития. На территории области созданы и действуют 14 организаций инновационной инфраструктуры, среди которых: "Смоленский Центр Поддержки Предпринимательства", "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства", Общество с ограниченной ответственностью "Промтехэкспо", Смоленский центр НИИ - филиал ФГБУ "РЭА" , Смоленский колледж телекоммуникаций, Смоленский фонд социальной поддержки военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил "Паритет",Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского Министерства обороны, СГАФК, СГСХА, СмолГУ, СГУ, СФ "Московский энергетический институт (технический университет)".

В таблице по данным Росстата по Смоленской области приведена динамика роста регионального резерва инноваций за 8 лет.

Инновационный потенциал

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Число созданных передовых производственных технологий 2 2 5 6 2 2 1 1

Число используемых передовых производственных технологий 1262 510 661 1000 1078 1076 1171 1302

Инновационная активность организаций (%) 5.0 8.3 8.1 6.0 7.9 5.5 6.6 6.7

Затраты на технологические инновации (млн руб.) 433.8 451.9 675.9 1058.3 1127.4 1338.8 1974.4 1464.5

Объем инновационных товаров, работ, услуг (млн руб.) — 583.9 1503.1 2199.6 4417.5 2367.0 2400.2 3152.0

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Анализируя данные показателей статистики к 2012 году, можно сказать, что в субъекте доля инновационной активности организаций незначительно возросла, всего на 0,1%, но тем не менее произошло увеличение используемых передовых производственных технологий на 131, объёма инновационных товаров на 751,8 млн. руб., при снижении затрат на технологические инновации 509,9млн. руб. Динамика показателей характеризует развитие регионального резерва инноваций. [6, с.45-46]

В течение последних лет были осуществлены значительные шаги в направлении создания отдельных компонентов группы управления инновационной деятельностью [4,с.67-89]. Постановлением Администрации Смоленской области утверждена долгосрочная территориальная целевая программа на 2013 - 2016 годы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области».

В настоящее время в программу планируется включить направления по поддержке инновационной деятельности, такие как:

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;

- предоставление грантов на создание инновационных компаний;

- предоставление субсидий действующим инновационным компаниям.

Планируется разработка Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Смоленской области до 2020 года, с разделом«Развитие инноваций промышленности Смоленской области».

Для развития деятельности в сфере инноваций по Смоленской области необходимо осуществлять государственную поддержку, направленную на доведение результатов научной работы, формирование команд инновационных управленцев; отбор и софинансирование перспективных проектов по инновациям.

Инновационная политика должна направляться на привлечение высококвалифицированных кадров и их целевую подготовку (как на территории Смоленской области, так и в других субъектов), а также на привлечение и разработку современных технологических процессов в области транспорта, жилищного и промышленного строительства, в области энергосбережения. Это возможно осуществить путём развития межрегиональных связей с ведущими научными, образовательными и исследовательскими центрами. Необходимо выявить перспективные разработки, существующие на сегодняшний день в виде идей и проектов, для чего необходимо провести дополнительный анализ рынков инноваций продукции и мониторинг разработок, связанных с экологическим и технологическим развитием.

Устойчивое развитие субъекта и его конкурентная способность определяется эффективной интеграцией в бизнесе и науке, которые выступают рычагом в развитии инновационной экономики. Список использованной литературы

1. Жутаева Н.А. Формирование и развитие инновационной системы в отрасли производства строительных материалов// диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук// Санкт-Петербург, 2005г.

2. Крамлих О.Ю., Лазарева И.Ю. Инновационная деятельность на этапах жизненного цикла предприятия// Сборник: Инновации: Бизнес. Образование.// Материалы международной научно-практической конференции. НОУ ВПО СИБП. Киров, 2014г. С.26-32.

3.Крамлих О.Ю. Продовольственная безопасность: направления развития, формирования и управления (на материалах Смоленской области) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук// Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова. Смоленск, 2008г.

4.Жутаева Н.А. Контролинг в регулировании инновационного процесса и его процедуры// Актуальные проблемы теории и практики управления// материалы 3 Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ, Смоленский государственный университет, 2013г. С. 150-154.

5. Официальный портал органов власти Смоленской области.

6. Официальный сайт: Росстат по Смоленской области.

© Жутаева Н.А., Крамлих О.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.