Научная статья на тему 'Пути развития инновационной инфраструктуры региона на основе кластерной политики и кластерных инициатив'

Пути развития инновационной инфраструктуры региона на основе кластерной политики и кластерных инициатив Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуненкова Елена Николаевна

Инновационная инфраструктура регионов развивается с преобладающим участием кластерной составляющей. Формирование кластеров может осуществляться на основе кластерной политики и кластерных инициатив. Целями кластерной политики являются повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации национальной экономики через стимулирование и развитие кластеров на основе реализации государственных мероприятий. Кластерная политика во многом опирается на имеющийся опыт построения различных территориальных производственных образований. Кластерная инициатива совместная деятельность различных заинтересованных лиц по созданию или развитию кластера, функционирующего в рамках цепочек ценностей, основанная на тройной спирали. Реализуемая сегодня кластерная политика представляет собой адресные меры промышленной политики, кластерные инициативы ограниченны, включение предприятий в кластер происходит в рамках экзогенной стратегии с четко определенным числом и составом участников. Такой подход не позволяет активно работать малым инновационным предприятиям, эффективно формировать тройные спирали. Более эффективным подходом должно стать сочетание кластерной политики («сверху») и кластерных инициатив («снизу») для построения кластеров на основе эндогенной и экзогенной стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE REGION ON THE BASIS OF CLUSTER POLICY AND CLUSTER INITIATIVES

Innovative infrastructure of regions developing with predominant participation of cluster component. The formation of clusters can be implemented on the basis of cluster policy and cluster initiatives. The targets of cluster policy is to increase the competitiveness and innovative capacity of business and individual industries, development of small and medium-sized businesses and promote diversification of the national economy through the stimulation and development of clusters based on implementation of government activities. Cluster policy is largely based on the experience of different territorial production entities. Cluster initiative is a joint activity of the various stakeholders on the establishment or development of cluster within the chain of values, based on the triple helix. Today, the cluster implemented a targeted policy industrial policy, cluster initiatives are limited, the inclusion of companies into the cluster occurs in exogenous strategy with clearly defined and participants. This approach does not allow to actively work of small-sized innovative businesses, to small innovative enterprises, to effectively organize a triple helix. A more effective approach would be a combination of cluster policy («from the top») and cluster initiatives («from the bottom») to build clusters based on endogenous and exogenous strategies.

Текст научной работы на тему «Пути развития инновационной инфраструктуры региона на основе кластерной политики и кластерных инициатив»

Вестник Университета № 14, 2014_

УДК 330.34

Е.Н. Дуненкова ПУТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ И КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ

Аннотация: Инновационная инфраструктура регионов развивается с преобладающим участием кластерной составляющей. Формирование кластеров может осуществляться на основе кластерной политики и кластерных инициатив. Целями кластерной политики являются повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации национальной экономики через стимулирование и развитие кластеров на основе реализации государственных мероприятий. Кластерная политика во многом опирается на имеющийся опыт построения различных территориальных производственных образований.

Кластерная инициатива — совместная деятельность различных заинтересованных лиц по созданию или развитию кластера, функционирующего в рамках цепочек ценностей, основанная на тройной спирали.

Реализуемая сегодня кластерная политика представляет собой адресные меры промышленной политики, кластерные инициативы ограниченны, включение предприятий в кластер происходит в рамках экзогенной стратегии с четко определенным числом и составом участников. Такой подход не позволяет активно работать малым инновационным предприятиям, эффективно формировать тройные спирали.

Более эффективным подходом должно стать сочетание кластерной политики («сверху») и кластерных инициатив («снизу») для построения кластеров на основе эндогенной и экзогенной стратегий.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, национальная инновационная система, региональная инновационная система, пространственное развитие регионов, кластер, кластерная политика, кластерная инициатива, инновационный процесс, тройная спираль

Helena Dunenkova THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF

THE REGION ON THE BASIS OF CLUSTER POLICY AND CLUSTER INITIATIVES

Abstract: Innovative infrastructure of regions developing with predominant participation of cluster component. The formation of clusters can be implemented on the basis of cluster policy and cluster initiatives. The targets of cluster policy is to increase the competitiveness and innovative capacity of business and individual industries, development of small and medium-sized businesses and promote diversification of the national economy through the stimulation and development of clusters based on implementation of government activities. Cluster policy is largely based on the experience of different territorial production entities.

Cluster initiative is a joint activity of the various stakeholders on the establishment or development of cluster within the chain of values, based on the triple helix.

Today, the cluster implemented a targeted policy industrial policy, cluster initiatives are limited, the inclusion of companies into the cluster occurs in exogenous strategy with clearly defined and participants. This

© Дуненкова Е.Н., 2014

_Раздел I. Инновационная экономика

approach does not allow to actively work of small-sized innovative businesses, to small innovative enterprises, to effectively organize a triple helix.

A more effective approach would be a combination of cluster policy («from the top») and cluster initiatives («from the bottom») to build clusters based on endogenous and exogenous strategies.

Keywords: innovative infrastructure, national innovation system, regional innovation system, the spatial development of the regions, cluster, cluster policy, cluster initiative, the innovation process, a triple helix

Инфраструктура региональной (национальной) инновационной системы — совокупность организаций частного и государственного сектора, которые, индивидуально и во взаимодействии друг с другом, обслуживают инновационную деятельность в рамках норм, целенаправленно регулируемых государственной инновационной политикой [2, с.5]. Именно инновационная инфраструктура обеспечивает экономическое развитие региона; остальные виды инфраструктуры (производственная (инженерно-техническая), социальная, институциональная, рыночная и др.) создают условия для поддержания эффективного функционирования региональной экономики. Анализ мирового опыта показывает, что инновационная инфраструктура развивается с преобладающим участием кластерной составляющей.

Формирование кластеров может идти двумя основными путями: на основе кластерной политики и кластерных инициатив.

Кластерная политика — система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов и предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций [11]. Целями кластерной политики являются повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации национальной экономики через стимулирование и развитие кластеров. Выделяют государственную кластерную политику, региональные кластерные политики и отраслевые кластерные политики. Кластерная политика рассматривается также как меры поддержки кластерных инициатив. Элементы кластерной политики определены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года».

Кластерная инициатива — деятельность (совместный проект или портфель проектов или программа действий) различных стейкхолдеров (физических лиц, инициативных групп и организаций) по созданию или развитию кластера, функционирующего в рамках отраслевой или межотраслевой цепочки ценностей [10]. В 2003 г. шведские экономисты О. Сольвелл, Г. Линдквист и К. Кетельс определили кластерную инициативу как организованную попытку увеличить темпы роста и конкурентоспособности кластера в определенном регионе на основе тройной спирали — с вовлечением кластерных фирм (коммерческих организаций), государства и/или исследовательских институтов [8]. В качестве синонима кластерной инициативы часто используется также понятие «кластерный проект».

Выделяют два типа кластерной политики: либеральную (англо-санксонскую) и дири-жистскую (континентальную). Для либеральной кластерной политики характерны либеральная экономическая политика и активное применение рыночных механизмов [15]. Общую теорию кластерного развития, соответствующую либеральной кластерной политике, разработал М. Портер. Дирижистская политика предполагает активную государственную роль, выбор приоритетных кластеров, финансирование проектов по разработке стратегий и программ развития кластеров, целевое создание ключевых факторов успеха для развития кластеров, всех составляющих инфраструктуры, в т.ч. культурно-образовательной, производственно-технологической, финансовой, информационно-консалтинговой; целевые налоговые льготы и преференции. В Европе такой подход получил название «полюса конкурентоспособности», он активно развивается с начала 2000-х годов. Россия также реализует дирижист-ский тип кластерной политики. Ожидается, что в перспективе этот путь обеспечит повыше-

Вестник Университета № 14, 2014_

ние инновационного потенциала, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности регионов с учетом факторов пространственного развития.

Формирование инновационной инфраструктуры регионов во многом определяется концепцией пространственного развития. Инструментами пространственного развития являются создание эффективных городских агломераций, развитие информационно-коммуникационных систем, повышение связности территории путем развития транспортных сетей. Одновременно необходимо иметь в виду тот факт, что каждый регион имеет свою логику формирования и усиления инфраструктуры, определяемую факторами производства, преобладающими способами производства, траекторией социально-экономического развития, т.е. инновационным потенциалом региона. На результат пространственного развития накладывается тип кластерной политики.

Пространственное развитие регионов в России основывалось прежде всего на признании того факта, что энергия является наиболее значимым фактором производства; отсюда связь пространственного развития с энергетическими циклами. Под энергетическим (энергопроизводственным) циклом понимают совокупность производственных процессов, последовательно развертывающихся в экономическом районе на базе сочетания определенного вида сырья и энергии: от процессов добычи и обогащения сырьевых ресурсов до получения всех видов готовой продукции, которые можно производить на месте, основываясь на принципах приближения производства, рационального использования всех видов сырьевых ресурсов и энергии [6].

Эти идеи разрабатывались учеными с начала XIX в., в частности, К.И. Арсеньевым, Н.П. Огаревым, П. Крюковым. Первый план ГОЭЛРО учитывал, что «электрическая энергия является универсальным фактором, участвующим почти в любом современном производственном процессе. ... Следовательно, хорошо разработать план электрификации — значит разработать план производства по определенным районам» [4, с. 62]. В результате была создана новая система районирования, в которой экономические районы совпадали с новыми административными границами. Эта система имела и положительные, и отрицательные стороны, поскольку не всегда позволяла учитывать социальные факторы, в частности, национальные. Положительными сторонами были возможности выбора привлекательных сочетаний природных ресурсов, усиления специализации регионов, приближения производств к сырьевым ресурсам, концентрация промышленности.

В России накоплен большой опыт построения различных территориальных производственных образований, который облегчает современный переход к формированию инфраструктуры региона по кластерному принципу и определению направлений и возможностей ее развития. В качестве наиболее проработанных территориально-производственных структур можно выделить: научно-производственный комплекс, территориально-производственная кооперация, территориально-производственные сочетания, комплекс межрайонного значения, производственный комбинат, территориально-производственный комплекс.

Современное развитие России явно показывает ориентацию на использование имеющегося освоенного потенциала советских ТПК и НПК. Практически все регионы - лидеры промышленного производства — имеют в своем составе построенные в рамках ТПК крупные предприятия. Однако само по себе лидерство в промышленном производстве не гарантирует устойчивого и сбалансированного развития региона. Регионы-лидеры отличаются узкой специализацией, относительно слабым развитием смежных отраслей, ориентацией на отраслевое управление, неразвитостью конкурентной составляющей. По мнению Н. Смородинской, основная проблема здесь — ориентация только на вертикальные связи и пространственная близость без эффектов агломерации [14].

В 1990-е гг. возникли предпосылки для формирования новых промышленных регионов:

- появление большого числа малых предприятий в результате приватизации крупных промышленных предприятий и их дробления;

- активное использование аутсорсинга и субконтрактинга, что увеличивает диверсификацию регионов;

_Раздел I. Инновационная экономика

- включение регионов в процессы глобализации;

- доступ к зарубежным конкурентоспособным технологиям.

Тем не менее, даже эти новые для России промышленные регионы по типу их формирования больше подходят для постиндустриальной экономики, но не для экономики знаний. Для обеспечения перехода на инновационный путь развития необходимо формировать инновационные кластеры на основе предварительно выстроенной инновационной инфраструктуры.

При анализе промышленного производства в регионах обращает на себя внимание практически полное отсутствие производств пятого технологического уклада и преобладание предприятий третьего-четвертого укладов на основе бывших ТПК. До настоящего времени крупные предприятия не заинтересованы в поддержке малого бизнеса (с использованием заказов на разработки, субконтрактинга, аутсорсинга, франчайзинга), складывающаяся «сверху» инфраструктура часто поддерживает развитие малых предприятий различных отраслей, но совсем не обязательно инновационных. Если говорить об инновационных режимах [1], то в лучшем случае по результативности инновационной деятельности отечественные компании играют роль инноваторов на национальном / локальном рынке, чаще всего — роль имитаторов, а практически все последние годы осуществляют технологические заимствования, о чем свидетельствует и наиболее популярная отечественная стратегия — импортозамещения.

С учетом мирового опыта в настоящее время можно констатировать, что причины отставания России от зарубежных стран коренятся в экстенсивном развитии и недостаточном внимании к инновационной деятельности. Число организаций, выполняющих НИОКР, нестабильно и имеет тенденцию к снижению, затраты на технологические инновации падают, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, сокращается.

Опора экономики на крупные предприятия со всеми их недостатками практически является альтернативой развитию малого бизнеса. Существует громадный разрыв между ведущимися в НИИ и вузах разработками и внедрением этих разработок. Для ликвидации причин такого разрыва необходимо создавать инновационную инфраструктуру, поддерживающую все этапы и аспекты инновационной деятельности. Это позволит перейти к более эффективным инновационным стратегиям, чем те, которые реализуются сегодня, в основном, крупными предприятиями.

Нельзя не отметить, что все кластеры создаются «сверху», кластерная политика представляет собой адресные меры промышленной политики, кластерные инициативы сводятся к финансовым заявкам территорий и государственных организаций, тип кластеров по-прежнему «ступица - спицы», и роль «ступицы» выполняют крупные якорные предприятия. Создание необходимых обеспечивающих предприятий и организаций происходит в рамках разработанной экзогенной стратегии. С учетом того, что большинство кластеров создаются в особых экономических зонах, их эффективность будет достигаться за счет льготных режимов, а не кластерного синергизма, поэтому трудно ожидать высокой конкурентоспособности. За счет четко определенного числа и состава участников горизонтальные связи будут короткими, что не позволит активно работать малым инновационным предприятиям, сформировать тройные спирали будет сложно. Таким образом, в создаваемых кластерах фактически воспроизводятся уже известные модели территориально-производственных комплексов с отсутствием активной конкуренции и низкой степенью инновационности.

В России существует много факторов, сдерживающих развитие кластерной политики

[9]:

- примерно четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику, основным донором бюджетов являются крупные корпорации;

- недостаточно развитый малый бизнес, слабость инфраструктуры нововведений;

- низкая степень доверия между основными субъектами экономической деятельности, прежде всего между бизнесом и властью;

- определение доступа к дешевым ресурсам как ключевого фактора успеха кластеров;

Вестник Университета № 14, 2014_

- закрытость информации, в силу чего создаются условия для недобросовестной конкуренции;

- низкая культура производства, отказ от новых методов его организации;

- низкое качество бизнес-климата;

- неочевидность определения приоритетов и интересов регионального бизнеса.

С другой стороны, существует много примеров по созданию эффективных кластеров на основе кластерных инициатив. Так, можно отметить Маршалловы промышленные районы, итальянские промышленные округа, немецкие штандорты. Эти кластеры полностью охватывают инновационный цикл, разрабатывая новшества, проводя НИОКР и осваивая серийное производство. Положение в России кардинально отличается тем, что здесь имеются существующие сложившиеся кластеры в регионах со сложившейся промышленно-производственной структурой, а также новые районы (например, обувной кластер в Ростовской области, возникший на основе исторических традиций, концентрации квалифицированной рабочей силы; четкой специализации производителей; наличия местных поставщиков качественного сырья; высокого спроса в регионе на качественную обувь [12]), но отсутствуют кластеры, работающие на стадии создания новшеств и освоения новой продукции, за небольшим исключением кластеров ИКТ - компаний (таблица).

Предпосылкой развития кластера на основе кластерных инициатив является наличие географической концентрации населенных пунктов с наличием в них организаций различ ных размеров и форм, использующих единые трудовые ресурсы и работающих на основе общей промышленной и социальной инфраструктуры. Территории старопромышленных регионов, как правило, уже являются развитыми социально-промышленными системами с наличием городов, оказывающих влияние на развитие других социально-экономических элементов региона и обеспечивающих увеличение занятости населения, прибыльности и рентабельности, скорости оборота капитала, рост совокупного спроса. Однако эти кластеры, как правило, работают на стадии ОКР - серийное производство.

Вместе с тем на сегодняшний день не сложились условия для самоорганизации кластеров на ранних стадиях инновационного процесса. Поэтому представляется разумным совмещение кластерной политики с кластерными инициативами для формирования кластеров на стадиях создания и освоения новшеств. Хорошие возможности для кластерных инициатив дает использование созданных на основе кластерной политики технико-внедренческих зон, инкубаторов бизнеса, технопарков и научных парков (таблица). Эти структуры формируют сильные стороны регионов, определенную региональную специализацию, а класстерные инициативы укрепляют конкуренцию, основанную на дифференциации, а не на копировании и снижении себестоимости. Такой кластер создает, по выражению В. Брага (V. Braga) и К. Джерри (C. Gerry) [7], «многофакторную географию», частью которой являются накапливаемые знания, а также среда для осуществления формальных и неформальных контактов между организациями по поводу своего инновационного развития. Таким образом, те аспекты, которые ранее не попадали в сферу кластерной политики, при развитии кластерных инициатив становятся частью экономической стратегии кластера. Тем самым в регионах усиливаются факторы предпринимательства и обеспечивается устойчивость кластера.

Взаимодействие субъектов в кластере приобретает наиболее важное значение, поскольку эффективное взаимодействие всех организационных форм в кластере дает положительный эффект синергии и усиливает конкурентные преимущества кластера. Такое взаимодействие может осуществляться на основе применения различных механизмов: государственно-частного партнерства, трансфера технологий, франчайзинга, создания фирм-сателлитов.

Можно выделить ряд факторов, которые способствуют либо препятствуют развитию кластера на основе кластерных инициатив:

- благоприятные факторы: существование технологической и научных инфраструктур; психологическая готовность к кооперации;

_Раздел I. Инновационная экономика

- неблагоприятные факторы: невысокое качество социального капитала, низкий уровень развития ассоциативных структур (торговых палат, промышленных ассоциаций); краткосрочный горизонт планирования.

Таблица

Типы кластерных структур, формируемых в рамках кластерной политики и кластерных инициатив_

Стадия инновационного процесса

Создание и освоение инноваций ОКР и серийное освоение

Кластерная политика Бизнес-инкубаторы Технопарки и научные парки Технико-внедренческие зоны (ОЭЗ) Наукограды (технополисы) Полюсы конкурентоспособности Промышленные районы по методу формирования "ступица - спицы" Промышленные районы с участием иностранных корпоративных инвесторов (локализация, промышленные парки, замещение) Инновационные территориальные кластеры [13]

Кластерные инициативы Теоретически - создание горизонтальных сетей. Практически - отсутствуют в российской экономике, за исключением локальных ИКТ-кластеров в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, выстроенных на основе ОЭЗ, наукоградов Старопромышленные районы Новые районы легкой промышленности Сельскохозяйственные комплексы

Можно выделить основные группы методов, обеспечивающие формирование и развитие кластеров на основе кластерных инициатив:

- метод формирования и эффективной региональной системы передачи и распространений инноваций,

- метод управления реализацией «открытых инноваций»,

- метод комплексного управления цепочками ценности при создании инновационной продукции,

- метод выделения и отбора эффективных социально-экономических инноваций [3];

- метод формирования кластерных взаимодействий по матрице «тройной спирали». Переход к инновационному типу экономики требует стимулирования развития новых

инновационных предприятий, их конкуренции и, следовательно, формирования инновационной инфраструктуры. Необходимо обеспечить сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры на основе совместного использования кластерной политики и кластерных инициатив.

Библиографический список

1. Голиченко О.Г. Новый проект основ политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу: путь в шестой уклад? // Инновации. — 2011. — № 9. — с.43-50.

2. Дуненкова Е.Н. Методологические основы управления формированием и развитием инфраструктуры региональной инновационной системы [Текст] : монография / Дуненкова Е.Н. - Государственный университет управления. — М.: ГУУ, 2013. — 141 с.

3. Какатунова Т.В. Механизм и методы формирования инновационной инфраструктуры региональных промышленных комплексов с использованием инструментов электронной экономики. Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.э.н. : 08.00.05. — М., 2011.

Вестник Университета № 14, 2014_

4. Колосовский Н.Н. К вопросу об экономическом районировании. (1941 г.). — В кн.: Коло-совский Н.Н. Основы экономического районирования. — М., 1958.

5. Рекорд С.И. Возможности использования советского наследия промышленных взаимодействий для развития трансграничных промышленно-инновационных кластеров на пространстве СНГ // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4. — с.321-325.

6. Сидоров В.П., Шамаева Н.П. Кластеры и территориально-производственные комплексы. // Вестник Удмуртского университета. — 2011. — Вып. 4. — с. 140 - 144

7. Braga V., Gerry C. Policies in support of local clusters: A preliminary analysis of the hinterland zone of the north Portuguese coast. // Paper to be presented at the 6th EUNIP Conference, Turku, Finland, 5th - 7th of December 2002.

8. Sölvell Ö., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute / VINNOVA. — Gothenburg: 2003. -94 p.

9. Инновационно-технологические кластеры стран - членов МЦНТИ (Информационный материал) // Февраль 2013. — http://www.icsti.ru/uploaded/201304/cluster.pdf.

10. Кластерная инициатива / Википедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кластерная_инициатива

11. Кластерная политика в РФ // Центр кластерного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. — Режим доступа: http://www.ckr-ugra.ru/cluster_policy/policy_in/

12. Котов А.В., Пилясов А.Н. «Terra Incognita»: Новые промышленные районы России. — 2013. — Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/70003

13. Предложения Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям к перечню пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров (Минэкономразвития 2012 г.). — Режим доступа: http://cdrom01.economy.gov.ru/Innovations/index.html

14. Смородинская Н. Инновационные кластеры: мировые ориентиры и российские реалии. — Экономическая политика. Экспертный канал. — 24.05.2013. — Режим доступа: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-41-25/2012-04-05-13-41-42/756-innovatsionnye-klastery-mirovye-orientiry-i-rossijskie-realii.html

15. Щепкова И.В. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности региона // Вестник БФУ им. И. Канта. — 2012. — № 3. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/klasternaya-politika-kak-instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-regiona

УДК 330.34

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье рассмотрено содержание промышленной политики, соответствующие определения, приводимые различными авторами. В качестве приоритетной цели государственной промышленной политики определено повышение конкурентоспособности отечественного реального сектора экономики. Приведены данные прогнозов показателей развития базовых отраслей отечественной промышленности в условиях ВТО. В качестве одного из направлений повышения конкурентоспособности рассмотрен кластерный подход. Представлен опыт кластеризации в ведущих странах и странах с переходной экономикой. Приведены примеры существующих кластерных образований в различных отраслях промышленности РФ. Определена роль государства в развитии промышленных кластеров.

Ключевые слова: промышленная политика, региональное развитие,

© Иванов И.Н., Муравьева Ю.А., 2014

И.Н. Иванов Ю.А. Муравьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.