Научная статья на тему 'Формирование инновационных кластеров на основе кластерных инициатив'

Формирование инновационных кластеров на основе кластерных инициатив Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛАСТЕРА / ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуненкова Елена Николаевна

В статье рассматриваются особенности формирования и развития инновационных кластеров в регионе на основе кластерных инициатив. Этот процесс принципиально отличен от формирования кластера на основе кластерной политики. Специфика данного процесса потребовала изучить жизненный цикл формирования кластера на основе инициатив и выделить в нем этапы основания (формирования), расширения, стабилизации, преобразования. Для стимулирования и поддержки кластерных инициатив необходима также разработка региональной инновационной политики, основанной на анализе потенциальных инновационных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дуненкова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INNOVATION CLUSTERS BASED ON THE CLUSTER INITIATIVES

The article discusses the features of the organization and development of innovation clusters in the region based on cluster initiatives. This process is fundamentally different from the organization of the cluster based on cluster policy. The specifics of the process required to research the life cycle of cluster organization on the basis of initiatives and allocate it stages the foundation (organization), expansion, stabilization, pre-education. To stimulate and support cluster initiatives need to develop a regional innovation policy based on an analysis of the potential of innovative clusters.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационных кластеров на основе кластерных инициатив»

УДК 332.146.3

ЕН. Дуненкова ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ

КЛАСТЕРОВ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования и развития инновационных кластеров в регионе на основе кластерных инициатив. Этот процесс принципиально отличен от формирования кластера на основе кластерной политики. Специфика данного процесса потребовала изучить жизненный цикл формирования кластера на основе инициатив и выделить в нем этапы основания (формирования), расширения, стабилизации, преобразования. Для стимулирования и поддержки кластерных инициатив необходима также разработка региональной инновационной политики, основанной на анализе потенциальных инновационных кластеров. Ключевые слова: инновационный кластер, кластерная политика, кластерная инициатива, региональная инновационная система, региональная инновационная политика, инновационная инфраструктура, жизненный цикл кластера.

Elena Dunenkova ORGANIZATION OF INNOVATION CLUSTERS

BASED ON THE CLUSTER INITIATIVES

Annotation. The article discusses the features of the organization and development of innovation clusters in the region based on cluster initiatives. This process is fundamentally different from the organization of the cluster based on cluster policy. The specifics of the process required to research the life cycle of cluster organization on the basis of initiatives and allocate it stages the foundation (organization), expansion, stabilization, pre-education. To stimulate and support cluster initiatives need to develop a regional innovation policy based on an analysis of the potential of innovative clusters.

Keywords: innovative cluster, cluster policy, cluster initiative, regional innovation system, regional innovation policy, innovation infrastructure, life cycle of the cluster.

Для эффективного инновационного развития региона нужно соблюдение ряда условий: передачи полномочий на региональный (местный) уровень управления, поскольку инновационная деятельность по своей природе тяготеет к локализации, а также реализации мероприятий по стимулированию развития организаций в регионе. Регионы (и как субъекты федерации, и как локальные географические области) обладают преимуществами, позволяющими им стимулировать первичные процессы развития; также они являются самым низким стратегическим уровнем для установления межорганизационного взаимодействия, которое является условием для построения межорганизационных отношений доверия. Следствием стимулирования развития организаций является повышение региональной деловой активности на основе «лидерства идей». В результате создаются сети организаций, появляется возможность формирования кластерных инициатив на основе знания местных особенностей.

Изучая опыт различных стран, можно выделить два основных подхода в формировании кластеров: на основе кластерной политики и кластерных инициатив [2]. Подход кластерных инициатив ставит своей целью обеспечение эффективного функционирования региональных рынков и ликвидацию дефицитов рынков, вызванных недостаточностью предложения. Исходным моментом являются инициативы игроков, возникающие при рыночных отношениях; роль национального и регио-

© Дуненкова Е.Н., 2015

нального правительств при этом специфична: правительство широко использует методы регулирования и особенно стимулирования, но не устанавливает узкий круг национальных и региональных приоритетов, как при жесткой примышленной политике. Такой подход приняли (в некоторых аспектах) Нидерланды [7] и Соединенные Штаты Америки.

Мировая практика показывает, что эффективное саморазвитие кластеров возможно лишь при реализации кластерных инициатив. Это может стимулировать повышение инновационной активности предприятий в регионах при условии наличия предпосылок к созданию и развитию инновационного кластера.

Важной причиной необходимости обеспечения саморазвития кластера в регионе является масштаб управления региональным развитием. Реальные выгоды от развития кластеров, как показывает мировой опыт, проявляются через 5-7 лет, в то время как масштаб управления развитием региона ограничен предвыборным циклом - 4-мя гг., что часто не позволяет обеспечивать последовательную долгосрочную стратегию развития региона.

Мировой опыт не дает четких объяснений причин зарождения и успешного развития кластера. Некоторые аналитики поведенческих особенностей в кластерах (в частности, М. Энрайт [8]) объясняют причины формирования и развития кластеров при помощи теории внешней торговли, экономики агломераций, рынка труда, управления знаниями. Другие исследователи (например, Ч. еБрессон и К. Ху [6]) подчеркивают связь между инновациями и концентрацией, используя теории полюсов роста, блоков развития и теории предпринимательства Й. Шумпетера. Наиболее общими факторами, стимулирующими кластерные инициативы, считаются: стратегические возможности коммерческой деятельности в результате определенных видов союзов; традиционные региональные преимущества рынка факторов производства (резервы рабочей силы и свободные знания; роль некоммерческих учреждений типа университетов, колледжей, профсоюзов и ассоциаций). Однако все эти теории не объясняют эндогенных причин формирования кластеров и их саморазвития.

Наиболее очевидной причиной саморазвития кластера является заинтересованность предприятий в:

— потребителях, что позволяет получить конкурентные преимущества на основных рынках и в основных и поддерживающих отраслях промышленности;

— продуктах, требующая концентрации для производства конечного продукта, осуществления сервиса или исследований;

— кооперации малых, средних и крупных предприятий для совместного преодоления проблем, не решаемых индивидуально;

— технологиях производства, обеспечивающих изготовление конкурентоспособной продукции;

— ресурсах, включая материальные, финансовые, трудовые, информационные и пр.

Особенностью процесса самоорганизации кластеров является постепенное «втягивание» в его

состав организаций независимо от их территориально-административной принадлежности. Фактически самоорганизация кластера не предполагает обязательного учета территориальных границ, и на текущий момент мы можем уже фиксировать появление кластеров, существующих не только в нескольких областях, но в нескольких государствах.

Анализ развития российской экономики дает основание с высокой степенью вероятности предполагать, что в регионах существуют латентные, самоорганизующиеся кластеры организаций. Дальнейшее стимулирование кластерных инициатив позволит создать в регионе условия, обеспечивающие разработку (приобретение) и освоение инновационных технологий, и на этой основе повысить уровень конкурентоспособности региона в целом. При этом будет обеспечено решение задач, не решаемых при применении кластерной политики:

— идентификация на локальном (местном) уровне латентного (потенциального) кластера, определение его потенциала, схемы взаимосвязи предприятий, определение границ кластера - отраслевых и географических;

— выявление зарождающихся отраслей, а также возможностей создания новых отраслей, ускорения развития «догоняющих» отраслей (развивающихся на основе закупки лицензий, патентов и т.п.);

— определение особенностей и траекторий формирования кластера на основе инициатив и механизма поддержки его функционирования, интеграции кластера в национальную (региональную) инновационную систему;

— разработка критериев успешной деятельности кластера, и оценка его влияния на инновационное развитие региона.

Преимуществом возникновения кластера на основе инициатив является готовность населения регионов к инновациям. Данные различных статистических исследований [5; 4; 9; 10] подтверждают, что нововведения в большей степени присущи многоотраслевым районам, исторически концентрировавшим ресурсы, способные создавать новые знания. Наибольшее количество успешных мировых кластеров расположено именно на таких территориях. Это может быть связано с тем, что на них источники знаний отличаются большим разнообразием; в этом случае обмен дополняющими друг друга знаниями между разными участниками экономической деятельности дает наибольшую отдачу от использования нового экономического знания. Мировая практика имеет много примеров такого «перекрестного опыления», связанных с передачей опыта от организаций одной отрасли предприятиям другой. Передача знаний на ограниченной территории осуществляется быстрее и более точно, что позволяет усилить инновационную активность и ускорить экономический рост.

Жизненный цикл кластера, формирующегося на основе кластерных инициатив, имеет ряд особенностей.

Формирование кластера на основе кластерных инициатив начинается с прихода в отрасль (на рынок), где присутствует одна либо несколько организаций, новых игроков. Появление на рынке новых организаций приводит к увеличению объема производства не только потому, что они представляют собой аналог уже действующих предприятий, но еще и потому, что они выполняют функцию проводников перемен; они должны менять сложившуюся ситуацию, включаясь в процесс поиска нового экономического знания, чтобы использовать в своей инновационной деятельности. Несмотря на то, что основной объем НИОКР в промышленности приходится на крупные предприятия, результатами от капиталовложений в них и другие источники знания пользуются третьи лица, т.е. организации, непосредственно не участвующие в процессе создания знаний. Экономическое знание может выходить за пределы предприятия-создателя или научной организации, создавая, таким образом, предпосылки для его использования другими организациями и те ресурсы знаний, которые позволяют внедрять и использовать нововведения.

Организации получают преимущество за счет совместных сетей и поддерживающего диалога между ними и другими институтами. В таких сетях предприятия могут обмениваться информацией, создавать ресурсные пулы, вести разработку коллективных решений общих проблем, одновременно усиливая свою индивидуальность. Таким образом, в кластере выделяются посредники и организаторы диалогов (антрепренеры). Очевидно, что это способствует также лучшей координации между организациями различных отраслей и различных форм собственности.

Формирование кластера на основе инициатив осуществляется в силу определенной необходимости, которая возникает при наличии достаточно сильной конкуренции в отрасли и попытке дифференциации своей продукции путем добавления новых, ценимых потребителями свойств. Последние, однако, не всегда могут производиться самой организацией, следовательно, ей приходится

осуществлять стратегические маневры по поиску возможностей для сотрудничества с производителями дополняющих продуктов.

Отрасли производства конечных продуктов передают импульсы роста по всему кластеру относительно потребностей участников - промежуточных звеньев цепочки ценностей. Например, крупные производители оборудования могут использовать свою власть на рынке, чтобы диктовать и/или стимулировать обновление технологии и более развитые стратегии своим поставщикам, такие отрасли промышленности способны управлять, по крайней мере, частично, кластерной конкурентоспособностью.

На этом этапе наиболее сильным внешним фактором становится географическое расположение и концентрация. Знание распространяется, однако это распространение имеет территориальные границы, достаточно четко определенные и ограниченные рамками региона, в котором сконцентрированы остальные необходимые материальные, человеческие и финансовые ресурсы.

Этап самоорганизации кластера заканчивается, когда обеспечены все условия для его динамического развития, переходя в этап развития.

Формирование кластера, возникновение сетевых взаимодействий, основанное на общих интересах, вызывает оживление в деятельности предприятий, связанных цепочкой ценностей. Этот процесс втягивает в себя вертикальные рынки, поставщиков инфраструктурных услуг, активирует местные исследовательские организаций. В результате изначально простая сеть организаций трансформируется, превращаясь в многомерный кластер. В условиях постоянных взаимодействий предприятия получают возможность планировать свое развитие, не опираясь на федеральное и региональное финансирование. Доверительные отношения, складывающиеся между участниками кластера, привлекают к нему новые организации.

На этом этапе начинают складываться в систему все детерминанты «национального ромба», поскольку локальные (местные) условия формируют все необходимые предпосылки: наличие возможности доступа для многих организаций к рабочей силе требуемой квалификации, специализированным поставщикам и информации о рынках, технологиях, конкуренции. Свою роль играют также и образовательные и исследовательские организации, становясь своего рода инкубаторами для будущих предприятий, обеспечивая доступ к получению навыков, технологических и управленческих ресурсов. Активно развиваются венчурные, консалтинговые, маркетинговые организации, рекрутинго-вые агентства; банки активнее выполняют инвестиционные функции; в кластере развивается коллективный маркетинг, основывающийся на знании особенностей местоположения и региональных промышленных преимуществ. В этот период достигается максимизация локального роста и выпуска продукции, осуществляется постоянная диверсификация в направлении развивающихся отраслей и новых продуктов, разработка или адаптация новых технологий, перераспределение активов по принципу «Идея: зарождение, разработка, коммерциализация».

По мере роста кластера наиболее важными связями становятся так называемые неторговые взаимозависимости организаций и поддерживающих учреждений (исследовательских, учебных, специализированных служб сервиса, поставщиков ключевых компонентов), которые возникают вследствие особенностей местоположения этих организаций и вносят существенный вклад в инновационный процесс. Можно предположить, что связи организаций внутри кластера определяются силой социального капитала кластера, а также осознанной необходимостью усиления инновационной активности. В результате в кластере усиливается интерактивный инновационный процесс.

При дальнейшем развитии кластера возникает возможность выделения некоторых отраслей, на которых сосредотачиваются интересы части компаний-участников, формируя таким образом новый кластер (spin-off), либо, наоборот, вовлечения в кластер недостающих элементов (spin-on). Особую роль приобретают НИОКР; кластер начинает оказывать услуги для предприятий, такие как финансовый консалтинг, маркетинг, помощь в исследованиях и разработках, при этом услуги являются

точно адресными, что гарантирует удовлетворение специфических локальных потребностей. В силу необходимости начинают активно развиваться внешние сетевые связи. В процессе осуществления формальных и неформальных коммуникаций сила кластера растет за счет агрегирования с другими сетями и кластерами, превращая его в «кластер кластеров». На этой стадии формируется максимальная величина социального капитала в кластере.

Однако этот период содержит в себе и угрозы: неудачные или запоздавшие усилия обеспечить переход на родственные продукты и/или технологии (эрозия активов, технологическое замещение, региональная замкнутость может привести к потере защитных механизмов), возможное сокращение выпуска продукции.

В результате развития кластер приобретает жесткое ядро участников, объединяемых доверием, сформировавшееся путем самоотбора. На этой стадии организации ожидают высоких коммерческих результатов, реализуя проекты для удовлетворения хорошо изученных потребностей клиентов, сознавая тенденции изменения этих потребностей. Механизм удовлетворения потребностей отработан наряду с юридическими аспектами и структурой договоров. Последние охватывают торговые связи с клиентами, а также все стороны взаимодействия с региональным правительством в силу превращения кластера в фактор развития региона и усиления его конкурентоспособности. Кластер преобразовывается в структуру, реализующую цели развития региона, интегрируясь в региональную инновационную систему.

Для стимулирования кластерных инициатив в регионе необходимо, прежде всего, определить, кто же именно нуждается в подобном стимулировании. Нужен анализ возможностей формирования кластеров на основе инициатив в данном регионе. Этот анализ может осуществляться в несколько этапов: необходимо провести анализ бизнес-портфеля региона, оценить качество региональной инфраструктуры, сформировать направления развития региональной инновационной системы и региональных отраслевых приоритетов.

I этап - анализ бизнес-портфеля региона для оценки конкурентоспособности его отраслей. На данном этапе требуется определить, какие отрасли и подотрасли в регионе являются перспективными и конкурентоспособными для того, чтобы при создании определенных поддерживающих условий вырасти в конкурентоспособные кластеры.

Традиционно предпосылки самоформирования кластеров определяются исходя из наличия в регионе крупных глобально конкурентоспособных организаций и отраслей, которые характеризуются превышением экспорта над импортом. В российских условиях такой подход не представляется возможным, так как формирование кластеров на основе инициатив является скорее результатом защитной стратегии в условиях отсутствия сильной региональной поддержки относительно слабых отраслей. Поэтому формирование кластеров с наибольшей вероятностью будет осуществляться в направлении заполнения пустых мест в цепочке ценностей, а их наиболее вероятными инициаторами станут сильные предприятия конечных отраслей.

Для выявления организации - возможного инициатора кластера, необходимо провести более детальный анализ по каждому блоку взаимосвязанных отраслей. Кластер начинает формироваться при наличии инициативной организации, поэтому требуется оценить способности организаций и их руководителей к лидерству. При наличии определенной концентрации организаций и способности к лидерству одной из них возможно возникновение кластерной инициативы; следовательно, проведение такого анализа становится основой регионального планирования поддержки кластеров.

II этап - оценка качества региональной инфраструктуры. Необходимо проанализировать набор факторов, связанных с инновационной и традиционной инфраструктурой. Характеристика региональной инфраструктуры показывает, насколько сильна региональная политика стимулирования развития региона.

III этап - формирование направлений развития региональной инновационной системы и региональных отраслевых приоритетов.

Поскольку кластеры формируют среду, способствующую созданию, распространению и использованию знаний, их деятельность представляет собой, по существу, инновационный процесс. Следовательно, при анализе направлений развития региональной инновационной системы необходим особенно глубокий анализ динамических процессов в регионе и их результативности.

Анализ возможностей формирования кластеров на основе инициатив позволяет по-новому оценить роль органов региональной власти, вузов, НИИ, предпринимателей при самоформировании инновационных кластеров в регионах, а также может послужить основой для конструктивного диалога между предпринимателями и администрацией с целью выявления общих проблем, инвестиционных возможностей, корректировки промышленной и формирования инновационной политики региона.

Библиографический список

1. Голиченко, О. Г. Новый проект основ политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу: путь в шестой уклад? / О. Г Голиченко // Инновации. 2011. - № 9. -C.43-50.

2. Дуненкова, Е. Н. Пути развития инновационной инфраструктуры региона на основе кластерной политики и кластерных инициатив / Е. Н Дуненкова // Вестник университета. 2014. - № 14. - C. 26-33.

3. Щепкова И. В. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности региона // Вестник БФУ им. И. Канта. 2012. - № 3. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/klasternaya-politika-kak-instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-regiona (дата обращения: 03.05.2015).

4. Asheim B. Localiced Learning, Innovation and Regional Clusters. [Text] - Cluster Policies - Cluster Development? Edited by Age Mariussen. Stockholm 2001. (Nordregio Report 2001:2).

5. Audretsch D. B. Innovative clusters and the industry life cycle. / D. B. Audretsch, M. P. Feldman. - Review of Industrial Organization. 1996. - № 11. - С. 253-273.

6. DeBresson, Ch. Techniques to Identify Clusters of Innovative Activity: A New Approach and a Toolbox, OECD. [Text] / DeBresson, Ch., Xioping Hu - Paris - 1999.

7. den Hertog P. Approaches to cluster analysis and its rationale as a basis of policy [Text] / P. den Hertog, J. Leyten, I. Limpens, J. Whalley Chapter 5 // RISE literature review. - 2001.

8. Enright M. J. Regional clusters and economic development: A research agenda. In Business Networks: Prospects for Regional Development, edited by U. H. Staber et al., [Text] Berlin: Walter de Gruyter, 1996.

9. Laestadius S. Technology level, knowledge formation, and industrial competence in paper manufacturing, in Eliasson, [Text] G. et al. (eds.), 1998.

10. Saxenian A. Regional Advantage. Culture and Competition in Silicon Valley and Route 128, [Text] Harvard Business Press, Cambridge, Mass., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.