Научная статья на тему 'Зарубежный опыт инновационного развития легкой промышленности - секреты успеха в глобальной конкуренции'

Зарубежный опыт инновационного развития легкой промышленности - секреты успеха в глобальной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2195
889
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОТРАСЛИ / МИРОВОЙ ЭКСПОРТ И ИМПОРТ / INNOVATIVE METHODS AND INSTRUMENTS OF MANAGEMENT / GLOBALIZATION / COMPARATIVE ADVANTAGES / GOVERNMENTAL SUPPORT OF AN INDUSTRY / GLOBAL EXPORT AND IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасев П. А.

Изложено авторское представление по вопросам мировых тенденций развития рынков и предприятий легкой промышленности. Проанализированы отдельные тенденции глобального рынка текстиля на современном этапе. Обобщен мировой опыт государственной поддержки легкой промышленности. Предложен авторский рейтинг ряда стран мира по уровню развития легкой промышленности. Выявлены страновые факторы и применяемые инновационные методы и инструменты управления предприятиями и отраслью в целом, обеспечившие сравнительные преимущества стран в рейтинге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF LIGHT INDUSTRY -THE SECRETS OF SUCCESS IN GLOBAL COMPETITION

This paper carries out global trends of the world markets of textile, clothing and leather goods, in particular textile industry tendencies. There are represented systematic experience in governmental support of light industries in various countries. The author works out the own ranking of a number of countries concerning a level of the particular industry’s development with key factors and innovative methods implemented into this development.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт инновационного развития легкой промышленности - секреты успеха в глобальной конкуренции»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - СЕКРЕТЫ УСПЕХА В ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Карасев П.А., аспирант кафедры «Менеджмент инвестиций и инноваций» Российского экономического университета имени Г.В.

Плеханова

Изложено авторское представление по вопросам мировых тенденций развития рынков и предприятий легкой промышленности. Проанализированы отдельные тенденции глобального рынка текстиля на современном этапе. Обобщен мировой опыт государственной поддержки легкой промышленности. Предложен авторский рейтинг ряда стран мира по уровню развития легкой промышленности. Выявлены страновые факторы и применяемые инновационные методы и инструменты управления предприятиями и отраслью в целом, обеспечившие сравнительные преимущества стран в рейтинге.

Ключевые слова: инновационные методы управления, глобализация, сравнительные преимущества, государственная поддержка отрасли, мировой экспорт и импорт.

FOREIGN EXPERIENCE OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF LIGHT INDUSTRY -THE SECRETS OF SUCCESS IN GLOBAL COMPETITION

Karasev P., the post-graduate student, Department of Investment and Innovation Management, Plekhanov Russian University of Economics

This paper carries out global trends of the world markets of textile, clothing and leather goods, in particular textile industry tendencies. There are represented systematic experience in governmental support of light industries in various countries. The author works out the own ranking of a number of countries concerning a level of the particular industry’s development with key factors and innovative methods implemented into this development.

Keywords: innovative methods and instruments of management, globalization, comparative advantages, governmental support of an industry, global export and import.

Легкая промышленность входит в состав ведущих отраслей мирового промышленного комплекса. На ее долю приходится 5,7% мирового валового продукта, более 14% занятых в промышленном комплексе.

Активизация торговли между странами, вовлечение в международный товарооборот все новых государств и территорий изменяют мировой рынок и усиливают международную конкуренцию в сфере производства и насыщения рынка товарами повседневного спроса, продукцией технического назначения [2].

Включение в общую международную торговую систему не позволяет игнорировать общемировые тенденции по развитию и формированию рынка текстиля. Это определяет линию поведения предприятий и обслуживающего их бизнеса, когда им необходимо искать пути для вхождения в мировую структуру за счет наличия рынка сбыта по товарам массового потребления. Необходимой потребностью для эффективной работы легкой промышленности становится учет мировых тенденций в моде.

Мировая тенденция идет по следующим основным направлениям:

1. Объемы продукции из натуральных тканей не имеют тенденцию к значительному росту. Постельное белье из хлопчатобумажных тканей заменяется в странах с высокой покупательной способностью на шелковые ткани. Все чаще применяются искусственные материалы. Простыни из хлопка заменяются на так называемые натяжные простыни, которые в своей основе содержат трикотажные нити и высокомодульную вискозу (отвечают экологическим требованиям, не требуют глажения, имеют улучшенный внешний вид). Постельная группа особенно активно заменяет продукцию из натуральных тканей в гостиницах, больницах и др. местах общественного назначения.

2. Массовое потребление одежной группы основывается на хлопке с различными добавками.

3. Цена продукции снижается за счет оснащения предприятий современным оборудованием, где количество обслуживающего персонала в 10 и более раз ниже, чем на оборудовании, которое продолжает эксплуатироваться отечественными предприятиями. К настоящему времени во многих странах-лидерах легкой промышленности уже появились автоматические линии, которые обслуживают всего несколько человек. Данные станки, имея программное управление, позволяют быстро их переналаживать и увеличивать ассортимент продукции, что в свою очередь накладывает высокие требования к качеству сырья.

4. Формируются структуры, основой которых являются бизнесцентры. Они занимаются продвижением продукции на рынки (сбыт, дизайн, маркетинг) и предоставлением необходимых услуг производствам. Сами производства содержат 1-2 линии и небольшое ко-

личество персонала. Гарантии сбыта, которые предоставляются бизнес-центром, являются достаточным условием для привлечения инвесторов под небольшие производственные участки. Они могут находиться на единой производственной площадке. Их работа координируется управляющей компанией. В этом случае инвестор имеет минимальные риски, так как вкладывает в небольшие производства, которые основываются на базе корпоративных решений производителей оборудования, лизинговых компаний, финансовых структур, бизнес-центра и самих производственников.

Ряд предприятий текстильной отрасли России могли бы выйти на международные рынки, однако с каждым годом это будет сделать все сложнее. Существующее оборудование позволяет удовлетворить определенные тенденции моды в других странах, а также удовлетворить консервативную часть населения, которая все еще хочет потреблять привычную для себя продукцию, но предприятия более передовых технологий уже перешли на другие виды тканей. Выход на мировые рынки затрудняет отсутствие необходимого опыта, а также наличие различных стандартов в России и в других странах. Процесс сертификации продукции российских предприятий до настоящее время не отлажен, что не позволяет быстро занять пустующие рыночные ниши в других странах.

Предприятия, которые присутствуют на рынке национального стиля и дизайна, получают определенные конкурентные преимущества перед иностранными производителями, однако эти преимущества непостоянны. На данный рынок выйдут со временем те предприятия, которые могут повторить дизайн (так произошло с «Гже-лем» и «Палехом», продукцию которых от продукции других предприятий может отличить редкий отечественный покупатель, не говоря уже о туристах). Удержание рынков, основанных на национальном дизайне, возможно только при условии, что в стране мода национальных традиций изменяется и формируется национальным бизнесом.

Ниша для устойчивого развития отечественных предприятий требует смены оборудования. В настоящее время существующее оборудование может быть конкурентоспособным еще 4-5 лет. В дальнейшем за счет оснащения новыми линиями производств в других странах отечественные предприятия при сохранении оборудования не смогут удовлетворять формирующиеся новые потребности ни по качеству тканей, ни по дизайну. К тому же это оборудование выслужит свои сроки и потребует капитального ремонта. Сложность смены оборудования связана с тем, что его все сложнее будет заменять поэтапно. Наличие искусственных добавок потребуют смены всего производственного цикла, поэтому будет дешевле строить новые текстильные комплексы, чем модифицировать старые.

Модернизация производств, в свою очередь, потребует наличия гибкости при смене оборудования. Это возможно сделать в том случае, если предприятия смогут перейти на более гибкую систему управления производством, когда отдельные производственные участки станут самостоятельными юридическими лицами. Реструктуризация будет возможна лишь при условии, что будут подготовлены кадры менеджеров. В настоящее время развитие текстильной отрасли сдерживает в основном отсутствие необходимого управленческого кадрового резерва. Дефицит кадров менеджеров - это одна из основных причин, ликвидация которой даст шанс предприятиям текстильной отрасли преодолеть кризисные тенденции и осуществить планы своего развития.

В жесткой конкурентной борьбе выиграют лишь те предприятия, которые смогут найти долгосрочных партнеров, чья деятельность создает возможности для их совместного перспективного развития, которые за счет более высокого уровня своего менеджмента смогут проводить активную политику по захвату расширяющихся секторов рынка.

Таким образом, если не рассматривать конкуренцию с чисто ценовых позиций, то? полагаем, что развернется конкурентная борьба за создание долговременных связей с теми предприятиями, у которых есть целый ряд преимуществ, в том числе в области менеджмента.

Иностранный инвестор привык к предприятиям иного масштаба, чем это свойственно для России. Большинство предприятий текстильной отрасли в других странах содержат 30-50 человек. Они могут быть объединены территориально и иметь общую управляющую компанию, единую структуру сбыта, единый маркетинговый центр, единый центр по дизайну, но в юридическом отношении они независимы и могут проводить самостоятельную политику в производственной сфере и в вопросах бизнеса. Отсутствие современной структуры управления, что влияет на уровень менеджмента, также является фактором, который затрудняет привлечение инвестиций в отрасль.

Анализ потенциальных возможностей рынка показывает, что потенциал существует у ряда текстильных комбинатов для расширения сбыта продукции. С другой стороны, анализ сбыта демонстрирует, что темпы роста сбыта снижаются и выходят на уровень насыщения. Существующее противоречие говорит о том, что рынок в тех нишах, в которых они работают, насыщен, но рост продаж возможен, если осуществить новую политику, которая будет способствовать дополнительным продажам. Эти возможности связаны с тем, что необходимо сформировать структурные связи в среде функционирования предприятий.

Анализ наиболее успешных предприятий показывает, что в их стратегии входит формирование рыночной корпоративной структуры, позволяющей добиться существенных преимуществ за счет гибкости бизнеса и производства.

Повышение в последние несколько лет курса евро и ослабление деловой активности ряда стран привели к стагнации производства продукции легкой промышленности в Европе во многих сегментах и к изменению основных игроков на мировом рынке. Сегодня лидерами в легкой промышленности являются Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии, ЕС (удерживает высокие позиции лишь за счет размеров союза и устойчивых позиций в модном сегменте), а также бурно развивающиеся в последнее время страны Южной Америки. В этих странах легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики. В период до 2020 г. производство и развивающиеся рынки этих стран (по оценке экспертов) составят большую часть мировой экономики, более высокую долю роста дохода по сравнению с экономиками США и стран Европы.

Бурное развитие легкой промышленности в развивающихся странах при значительной государственной поддержке оказало влияние на перераспределение производительных сил. Центр массового производства сместился из стран Западной Европы и США в страны с меньшей стоимостью рабочей силы: Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. Производство высокоразвитых стран сконцентрировалось на выпуске продуктов с высокой добавленной стоимостью, основанных на высоких технологиях (покраски и заключительной отделки), инновациях и качественном дизайне, на выпуске ультрамодной продукции высокого класса и технически сложного и специального текстиля (включая последние разработки в этой области - «умный» текстиль). В 2007 г. мировой рынок технических текстильных

материалов оценивался примерно в 21 млн. тонн на сумму 115 млрд. долларов. К 2010 г. рост данного сегмента рынка достиг 24 млн. тонн и 127 млрд. долл. Примерно 40% от мирового рынка технического текстиля приходится на долю нетканых материалов [2].

Мировая легкая промышленность характеризуется постоянным экономическим ростом, связанным с увеличением населения Земли, повышением его благосостояния и покупательной способности. Соответственно и мировой рынок продукции легкой промышленности развивается динамично. За последние пятнадцать лет товарооборот увеличился более чем в 2 раза. Потребление тканей, одежды и обуви выросло в странах ЕС на 90,5%, в США - на 99,3%, в Японии - более чем в 2 раза. На долю легкой промышленности России приходится всего 1,9% мирового товарооборота, несмотря на то, что она все еще превосходит по производственным мощностям многие ведущие страны.

Статистика международной торговли товарами легкой промышленности свидетельствует об опережающем развитии экспорта из крупнейших развивающихся стран, в которых среднегодовые темпы прироста экспорта превышают среднемировые показатели. Некоторые зарубежные компании модной индустрии добиваются успеха не только за счет диверсификации рынков сбыта, но и путем обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции, использования для ее выработки новых видов сырья.

Китай считается крупнейшим мировым производителем и крупнейшим экспортером предметов домашнего интерьера и товаров из кожи. По данным национального отраслевого объединения в 2007 г. в КНР было произведено около 3 млрд. пар обуви, 70 млн. шт. кожаной одежды и свыше 550 млн. шт. других кожаных изделий, более 50% объема которых предназначено на внешний рынок [1].

Ввиду ослабления курса доллара резко смогли увеличить свой экспорт товаров кожевенной промышленности США. Из европейских продуцентов в наибольшей степени расширила свой экспорт Италия. На международной ярмарке кожевенных изделий в Гонконге весной 2008 г. доминировали итальянские фирмы с широким ассортиментом высококачественной кожи, а также готовых изделий: сумок, одежды и обуви.

Динамика внешнеторгового оборота продукции легкой промышленности за 2000-2008 годы показывает, что в России темпы роста импорта значительно опережают темпы роста экспорта. Причем в 2008 г. экспорт к уровню 2004 г. (год самых высоких достижений в экспорте) снизился на 22,7%, а импорт вырос в 3,6 раза (рис. 1).

Основную долю экспортируемой продукции РФ составляют ее поставки в государства СНГ и Балтии, значительно меньшую - в дальнее зарубежье.

Существенны и различия в структуре экспорта товаров легкой промышленности ведущих мировых стран и России. Так, в структуре экспорта зарубежных производителей основную долю составляет продукция с высокой добавленной стоимостью (одежда, трикотаж, кожа и обувь, меховые изделия, технический текстиль и другие товары). Предметом экспорта России до сих пор являются товары с низкой добавленной стоимостью - суровые или частично обработанные хлопчатобумажные и льняные ткани (полуфабрикат). Совсем незначительны в экспорте объемы качественных чистошерстяных тканей, трикотажных и швейных изделий, а также кожи и меха (рис. 2).

В условиях ужесточения конкуренции все большее значение в занятии лидирующих позиций на мировом рынке приобретает конкурентоспособность товаров (качество, дизайн, новые потребительские, медико-биологические и функциональные свойства и другие).

Для оценки положения легкой промышленности РФ среди аналогичных отраслей других стран автором предлагается ранжирование стран мира, занимающих основные позиции на мировом рынке текстильной промышленности, по ряду следующих показателей и факторов:

1. совокупный годовой объем производства;

2. темпы роста совокупного объема производства;

3. доля экспорта страны в общем объеме экспорта товаров;

4. доля импорта страны в общем объеме импорта товаров текстильной;

5. сбалансированность сальдо торгового баланса товаров текстильной промышленности;

6. доля товаров текстильной промышленности в общем объеме странового производства в рамках национальной экономики;

Рис. 1. Динамика экспорта и импорта продукции легкой промышленности [5]

Рисунок 2. Сравнительная структура российского и мирового экспорта товаров1.

7. конкурентоспособность товаров текстильной промышленности страны2;

8. доминирующий занимаемый сегмент рынка3.

Как показывает анализ опыта большинства зарубежных стран,

находящихся на вершине рейтинга, наибольшее распространение среди инновационных методов и инструментов управления, получили инновационные методы государственного управления (применяются в 12 из 15 передовых стран, включая ЕС). Российским предприятиям, в основном, приходится рассчитывать на собственные силы и случайно возникающие преимущества - государственная поддержка отрасли практически отсутствует.

Высокие позиции стран в рейтинге автора неслучайны. Их лидерство достигалось не за 1-2 года, а явилось следствием сочетания высокоэффективных бизнес-операций и умелой политики государства по поддержке предприятий соответствующих отраслей.

В развивающихся странах (Китай, Турция, Индия и другие) легкая промышленность была объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики. В большинстве из них разработаны программы инновационного развития подотраслей легкой промышленности, включающие в себя меры государственной поддержки производителей. Обобщение опыта данных стран в сфере инновационных процессов в легкой промышленности сводится к следующим направлениям.

• Налоговое и таможенное регулирование.

Так, в Китае производителям продукции легкой промышленности устанавливается льготный режим налогообложения. В Турции ввозимое для отрасли оборудование не облагается пошлинами и НДС. В специальной экономической зоне «Онтустик» Республики Казахстан предполагается полностью освободить от корпоративного подоходного налога организации текстильной и швейной отраслей в рамках инновационно-инвестиционных проектов по созданию новых производств.

• Прямая государственная поддержка предприятий-экспор-теров.

1 по данным ВНИИ потребительского рынка и мониторинга

2 качественный показатель, определяемый экспертными оценками

3 то же

В Турции экспортерам предоставляются целевые льготные кредиты, полный или частичный возврат налогов, включенных в стоимость экспортной продукции, частичная компенсация расходов на научные разработки (исследования) по повышению качества экспортных изделий, страхование экспортных операций и так далее;

• Создание инфраструктуры бизнеса.

В этом отношении интересен опыт Китая, провинции и города которого специализируются на выпуске определенных видов изделий (ткани, трикотаж, чулочно-носочные изделия, одежда для женщин и др.). Для поддержки и повышения конкурентоспособности продукции, создания инновационной основы развития отрасли власти провинций содействуют формированию на своих территориях инфраструктуры бизнеса - технопарков, включающих в себя центры проверки качества, сервисные, учебные, информационные, логистические центры и центры автоматизированного проектирования моделей, научно-исследовательских институтов по изучению свойств тканей;

• Обновление оборудования и технологий.

К примеру, в Индии действует программа обновления технологий для текстильной и джутовой промышленности. Особенностью схемы является 5%-ная компенсация кредитной организации, выдавшей средства предприятиям на обновление технологий. Проценты по закупке машин, сделанных на низком технологическом уровне, не возмещаются. Выделяются концессионные ссуды на обновление оборудования и технологии.

Это позволило данным странам:

• занять лидирующие места в мировом экспорте продукции легкой промышленности.

• обновить основное оборудование в короткие сроки. За последние 10 лет Китай и Турция полностью обновили имеющийся парк ткацких станков, в России же уровень обновления составил 1,52%;

• повысить качество производимой продукции.

Бурное развитие производств легкой промышленности в развивающихся странах при значительной государственной поддержке оказало влияние на перераспределение производительных сил отрасли.

По итогам проведенного анализа можно охарактеризовать прогнозируемые глобальные тенденции развития мировой легкой промышленности:

• увеличение и расширение использования химических волокон и нитей в товарах народного потребления, прежде всего, синтетических полиэфирных волокон. В настоящее время доля товаров народного потребления с использованием химволокон в мире составляет 60% общего объема потребления;

• повышение роли и доли трикотажа и нетканых материалов;

• переход от узкого ткачества к широкому (до 2-3 метров) и постоянное наращивание этой тенденции;

• универсализация текстильных фабрик по видам продукции, что позволяет им успешно приспосабливаться к тенденциям спроса и моды;

• размывание границ между производствами и по виду волокон (хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные);

• создание суперсовременных тканей и трикотажных полотен с заранее заданными свойствами за счет использования волокон малых линейных плотностей;

• разукрупнение предприятий и преобладание в структуре производства небольших предприятий (с численностью до 300 чел.),

способных быстро реагировать на запросы рынка;

• объединение предприятий отрасли в холдинги с замкнутым производственным циклом, ассоциации и союзы, вырабатывающие единые подходы в решении отраслевых проблем;

• ориентация швейной индустрии на вкусы и потребности конкретных слоев населения, возраст потребителей, климатические условия и др.;

• развитие обеспечивающих отраслей промышленности, производящих высококачественные красители, текстильно-вспомогательные вещества и технологическое оборудование.

Литература:

1. Овакимян Б.Р. Стратегия развития легкой промышленности России на современном этапе. Текст // Автореферат диссертации на соискание учен. степ. канд. экон. наук по специальности 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством». / На правах рукописи. / Москва, 2010.

2. Приказ Минпромторга России от 24.09.2009 № 853 об утверждении «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года». // Справочная правовая система «Консультант плюс».

3. www.oecd.org

4. www.wto.org

5. www.gherzi.com

6. www.minpromtorg.gov.ru

ЛИДЕРСТВО В САМООРГАНИЗОВАННЫХ СИСТЕМАХ

Бусалов Д.Ю., доцент кафедры «Менеджмента» ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова В статье рассматриваются вопросы, связанные с проявлением и учетом феномена самоорганизации и самоуправления. Ключевые слова: парадигма, самоорганизация, латентность, хаос, моделирование, классификация.

LEADERSHIP IN SELF-ORGANIZED SYSTEMS

Busalov D., docent of Management department, Plekhanov Russian University of Economics The present article is dedicated to the issues related to the phenomena of self-organization and self-management, its revealing and recording. Keywords: paradigm, self-organization, latency, chaos, modeling, classification.

Всякое изменение парадигмы состоит, прежде всего, в совершенствовании старых и введении новых понятий. Синергетическое понимание развития как процесса, например, самоорганизации, во многом охватывает другие понятия развития. В синергетике процесс развития происходит как взаимодействие двух подпроцессов - устойчивого стационарного и неустойчивого флуктуационного. Эти процессы с позиции синергетики можно наблюдать не в любой системе, а только в тех, которые можно отнести к открытым, сильно неравновесным системам с диссипацией (рассеиванием энергии во внешнюю среду), в системах потокового типа - с притоком и оттоком энергии и вещества.

В экономике аналогом указанных процессов устойчивого стационарного и неустойчивого флуктуационного являются стабильность и кризис. В биологии дифференциация и рост - по существу устойчивая эволюция, а морфогенез - флуктуационный процесс, завершающийся образованием новой структуры. Аналогично, изменчивость и наследственность по Дарвину - это основа эволюционного (стационарного) процесса, а естественный отбор, с позиции синергетики можно объяснить тем, что одни флуктуации лучше используют поступающую извне энергию, чем другие, в результате чего, одни усиливаются (выживают), а другие затухают (вымирают).

Хаос, являясь антиподом порядка, т.е. синонимом беспорядка, приобретает условную функцию творческого начала: он оказывается условием временной самоорганизации («порядок из хаоса»). Хаос также выступает как объект самоорганизации («порядок в хаосе»). Хаос определяют как неустойчивое состояние системы. Если система находится в состоянии хаоса, то вслед за ним она перейдет в одно из множества возможных устойчивых состояний, но невозможно предсказать - в какое именно. При этом характерно, что попадание системы в конкретное устойчивое состояние, формирование параметров образующейся структуры происходит неза-

висимо от начальных условий процесса. Хаотическое состояние, наоборот, сверхчувствительно к начальным условиям.

Н. Моисеев полагал, что в эволюционном процессе особую роль играет принцип минимума диссипации, который может служить критерием изменений.

Невозрастание энтропии, или временная диссипация, характеризует процесс с точки зрения повышения внутренней организованности системы, повышения четкости внутренних связей. Эти критерии определяют направление развития процессов упорядочивания и стабилизации. Процесс же хаоса характеризуется повышением энтропии, но, вместе с тем, и изменением конфигурационного пространства, т.е. система развивается и переходит в новое качественное состояние. Это движение характеризуется появлением у системы новых степеней свободы, расширением диапазона уже имевшихся. Иначе - появляются возможности, свободы в установлении новых связей в рамках новой структуры отношений. Если же конфигурационное пространство в результате хаотического процесса сокращается, то система деградирует, распадается. В ней снижаются степени свободы, возможности. Эта проблема неоднозначна и одновременно является ресурсоемкой. Отсюда - самоорганизация максимальна там, где максимум доступа к актуальным ресурсам.

Имеется ряд представлений о самоорганизации. Одно возникло в недрах классической кибернетики: У.Р. Эшби считал самоорганизующейся системой комплексную систему, состоящую из подсистемы, в которой осуществляется самоорганизация, и подсистемы, которая организует и осуществляет этот процесс. Другое представление сформировалось в синергетике. Здесь организующий механизм не централизован и не выделяется, т.к. он как-то распределен по системе, вверх по иерархии. В теории менеджмента самоорганизация проявляется по горизонтали на всех уровнях иерархии и в сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.