ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОДЕЖДЫ В СВЕТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Райкова Елена Юрьевна
кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Привалова Дарья Юрьевна
студентка факультета экономики торговли и товароведения РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д.36. E-mail: [email protected]
В статье представлены данные экспорта и импорта текстильного производства России за последние годы, рассмотрено влияние современной экономической ситуации на отечественных производителей. Обозначены основные проблем развития легкой промышленности нашей страны в целом. Авторами проанализирована актуальность рынка российского трикотажа среди стран мировой торговли, определены основные импортеры и экспортеры России, сделан вывод о том, что производителям текстильных и швейных изделий нашей страны необходимо увеличивать конкурентоспособность своей продук-
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF CLOTHES IN THE LIGHT OF THE EURASIAN INTEGRATION
Raykova, Elena Y.
PhD, Associate Professor of the Department for Commodity and Commodity Research of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Privalova, Daria Yu.
Student Department of Trade and Commodity Plekhanov Russian University of Economics. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article provided information concerning with export and import of textile production in Russia over recent years, considers the influence of the current economic situation for domestic manufacturers of garment and textiles. There is a list actual problem of development of light industry goods turnover of our country as a whole. The authors analyzed the relevance of the Russian jersey market among countries in world trade, identified the main Russian importers and exporters, and conclude that it is necessary to increase the competitiveness of domestic textile and garment production by using innovative technologies and new
ции на внутреннем рынке.
Ключевые слова: экспорт и импорт, производство одежды, текстильная и легкая промышленность, технический текстиль, рынок, конкурентоспособность.
materials.
Keywords: export and import, garment production, textile and light industry, technical textiles, raw materials, competitiveness.
Международная торговля - это обмен товарами и услугами между странами. Ее отличие от внутренней торговли состоит в том, что на международном уровне ресурсы менее мобильны, чем внутри страны, каждое государство имеет свою или региональную валюту, а условия осуществления международной торговли напрямую зависят от сложившейся экономической и политической ситуации.
Интеграционные процессы, происходящие в современном мире, неизбежно меняют условия функционирования промышленного сектора экономики. При этом, несмотря на очевидные плюсы, многие отрасли испытывают трудности. Так, по оценке экспертов, легкая промышленность находится в первой тройке отраслей, подверженных особому риску.
За последнее время производство одежды и текстильных изделий переместилось в развивающиеся страны к дешевому труду. Насчитывается около двух десятков стран, где развитие швейной промышленности берет свое начало со времен индустриализации. Однако сейчас наметилась устойчивая тенденция увеличения производства не только в странах Восточной Европы, но и в Португалии, Испании и пр. Постепенно появляется все больше новых регионов, где швейная промышленность развивается ускоренными темпами. Примером могут служить страны Балтии. Одежда, производимая в этих странах, отличается качеством пошива и обработки, а также размерной сеткой, которая соответствует размерной типологии европейских жителей. Это происходит на фоне резкого сокращения промышленного производства текстильных и швейных изделий в развитых странах, которые все больше специализируются на производстве дизайнерских малочисленных изделий, сокращая массовый пошив. Несмотря на подобные сдвиги в швейной промышленности, среди крупнейших мировых центров отрасли по-прежнему выделяются Нью-Йорк как самый крупный в мире центр швейной промышленности, Париж и Рим как модные центры, дающие не только большую часть индивидуальных изделий, но и определяющие пути развития моды во всем мире.
Текстильная промышленность в целом более быстрыми темпами развивается в развивающихся странах. Сегодня в мировой текстильной
промышленности сложились пять главных регионов: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, Зарубежная Европа и США. Основным регионом текстильной промышленности в мире стала Азия (ведущий производитель - Китай), дающая сегодня около 70% общего количества тканей, более половины производства хлопчатобумажных и шерстяных тканей. Если рассматривать отдельные страны, то первое место в мировом производстве занимает Китай (30%), затем Индия (10%), США, Россия, Бразилия, Италия, Япония, Тайвань, Германия, Франция.
В Российской Федерации швейная промышленность является самой крупной индустриальной отраслью хозяйства по производству продукции народного потребления. История ее развития своими корнями уходит в далекое прошлое. Стоит отметить, что в настоящее время швейная промышленность испытывает серьезные трудности. Это связано с рядом проблем. Во-первых, недостаток качественного отечественного сырья (хлопка, тонкой шерсти, длинноволокнистого льна, кожевенного сырья) и высокие таможенные пошлины на импорт тканей. Во-вторых, нехватка рабочих кадров, особенно основных технических профессий, самая низкая зарплата по промышленным отраслям оказывает негативное влияние на престиж профессии швейника. В-третьих, росту производства и реализации продукции швейного производства противостоит рынок фальсифицированной и контрафактной продукции, который, по официальным данным, составляет от 30 до 40%. В-четвертых, рост тарифов на услуги естественных монополий, большие налоги, высокая арендная плата - все это повышает себестоимость продукции и снижает ее конкурентоспособность. Кроме того, оборудование предприятий швейной промышленности обновлялось в последние десятилетия прошлого века, поэтому применение новых технологий и инновационных материалов становится труднодостижимой задачей.
Еще одна важная проблема для производителей - это возможность реализации своих изделий. Известны случаи, когда открывают торговый центр для российских производителей, но, как правило, расположенный не в самых выгодных местах. После того как центр становится популярным, российские марки вытесняются, а их места занимают китайские продавцы с более дешевой продукцией. Яркий пример - московский торговый центр «Дубровка».
Региональное сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза предполагает создание региональных производственных объединений с согласованной политикой поддержки производителей и продавцов.
Если говорить о международном рынке швейных изделий, то весь объем таможенных пошлин за ввоз тканей в прошлом году составил 800 млн рублей, в то время как объем импорта одежды - 900 млрд руб-
лей1. Так, например, в прошлом году рынок товаров легкой промышленности почти сравнялся по объему с рынком автомобилей. Тем не менее на поддержку последнего государство тратит весьма значительные суммы, а на поддержке швейников экономит.
Сохранение традиций производства текстиля, наличие высококвалифицированной и относительно невысоко оплачиваемой рабочей силы, переход на более дешевое синтетическое сырье - основные условия для встраивания в мировые цепи поставок. Не исключены попытки формирования и вывода на рынок собственных российских брендов, которые главным образом складываются из накопленного опыта и привлечения инвестиций. К сожалению, пока российские производители делают это очень осторожно, предпочитая называть свои изделия иностранными названиями, хотя потребитель уже повернулся в сторону российских товаров как более качественных и добротных.
Технический текстиль является основным двигателем в развитии отечественной легкой промышленности. В этом секторе значительную долю занимают нетканые материалы, производство которых ежегодно увеличивается. На российском рынке представлен широкий и разнообразный ассортимент продукции, среди которой в сегменте «ткани» преобладает продукция российского производства. Так, доля хлопчатобумажных тканей в объеме продаж составляет 90%, льняных - 86%, шерстяных - 63%, шелковых и синтетических - 21%. Вместе с тем на рынке готовых товаров преобладает импортная продукция. При этом доля швейных изделий отечественного производства составляет 41%, обуви - 33%, а трикотажных и чулочно-носочных изделий - порядка 12% (рисунок).
0 20 40 60 80 100
Хлопчатобумажные ткани
Льняные ткани
Шерстяные ткани
Шелковые и синтетические ткани
С Отечественные ткани
— Импортные ткани
Рис. Доля отечественных производителей тканей на российском рынке (в %) 1 URL: http://www.rg.ru/2009/10/20/shveya.html
В объеме экспорта в текстильной и швейной отрасли возрастает доля стран СНГ за счет снижения доли стран дальнего зарубежья, что связано с последними политическими событиями. Около 90% продаж текстильной и швейной продукции направляется на внутренний рынок. Производительность труда в экспортно ориентированных предприятиях в 2-6 раз выше, чем в аналогичных предприятиях этого сегмента. Сохраняется существенная проблема недобросовестной конкуренции. Доля неучтенного оборота оценивается от 10 до 50%, а доля теневого импорта швейных изделий и обуви - 50-60%.
Помимо стран СНГ Россия имеет тесные торговые отношения с азиатскими странами, в частности с Китаем, а также с африканскими странами. Например, текстильная промышленность Египта по экспорту занимает 3-е место, а по импорту - 6-е место1. Индия - крупнейший импортер хлопка и шелка.
Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности стал полноправным членом Европейской ассоциации производителей текстильной и швейной промышленности в 2006 г.
В 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», который определил область применения обязательных и добровольных требований для всех участников рынка. В области текстильной и легкой промышленности действуют технические регламенты Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» и «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». В регламентах зафиксированы обязательные требования, касающиеся безопасности и процедур ее подтверждения, выполнение которых обязательно для любой продукции независимо от того, где и кем она произведена. Кроме того, технические регламенты действуют на территории стран Таможенного союза, что облегчает взаимодействие производителей, импортеров, поставщиков и продавцов одежды и текстильных изделий.
В настоящее время текстильная промышленность России включает в себя почти 22 тыс. предприятий с общей численностью рабочих мест около 900 тыс. человек. Практически все предприятия приватизированы и находятся в смешанной и частной форме собственности.
Ивановская область продолжает оставаться брендом текстильной промышленности, сохраняя за собой лидирующие позиции в рейтингах российских фирм.
Можно отметить, что повышение уровня жизни отдельных слоев населения сказалось на отечественном рынке текстильных и швейных изделий. Население все больше отдает предпочтение не дешевым ки-
1 Данные Агентства общественной мобилизации и статистики Египта.
тайским изделиям, а продукции известных брендов, включая отечественные.
Если говорить о текстильных изделиях, то в их составе большую нишу занимает постельное белье. Среднегодовой темп роста российского рынка постельного белья за последние годы составляет 11,5% от товарооборота страны, в стоимостном выражении или в натуральном выражении объем рынка достигает около 45 млн комплектов в год. В основном люди предпочитают приобретать готовые изделия из натуральных тканей. Так, от общего числа опрошенных покупателей, приобретающих постельное белье, 44% предпочитают его из бязевых тканей, 20% - из льняных, 17% - из ситцевых, 12% - из шелковых и сатиновых. Для остальных покупателей это неважно.
На сегодняшний день одна из основных задач российских производителей текстильной и швейной продукции заключается в завоевании лидирующей позиции на внутреннем рынке и увеличении конкурентоспособности своей продукции.
Список литературы
1. Жуков Ю. В. Финансовые результаты (средних и крупных предприятий) / / Швейная промышленность. - 2013. - № 4.
2. Мансуров Т. ЕврАзЭС: от интеграционного сотрудничества к Европейскому экономическому союзу / / Международная жизнь. -2014. - № 10. - С. 15-35.
3. Пути развития текстильной и легкой промышленности. Центр экспертизы развития ВТО. - URL: http://www.wto.ru/documents.asp? f=analitica2 (дата обращения 28.01.2015).
References
1. Zhukov Yu. V. Finansovye rezul'taty (srednikh i krupnykh predpriyatiy) [Financial Results (Medium-Sized and Large Enterprises)], Shveynaya promyshlennost [Clothing Industry], 2013, No 4. (In Russ.).
2. Mansurov T. EvrAzES: ot integratsionnogo sotrudnichestva k Evropeyskomu ekonomicheskomu soyuzu [EVRAZES: from Integration Cooperation to the European Economic Union], Mezhdunarodnaya zhizn' [The International life], 2014, No 10, pp. 15-35. (In Russ.).
3. Puti razvitiya tekstil'noy i legkoy promyshlennosti. Tsentr ekspertizy razvitiya VTO [Ways of Development of Textile and Light Industry. Center of Examination of Development of the WTO]. (In Russ.). Available at: http://www.wto.ru/documents.asp?f=analitica2 (accessed 28.01. 2015).