Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая деятельность как фактор эффективного развития предприятий'

Внешнеэкономическая деятельность как фактор эффективного развития предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4030
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВТО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Н. А.

Статья посвящена повышению эффективности работы российских организаций легкой промышленности. Внешнеэкономическая деятельность обоснована как фактор результативности развития организаций. Рассмотрены и дополнены направления работы производственно-хозяйственной деятельности на внешнем рынке. Сделан вывод о том, что комплексная реализации данных концепций помогут предприятию максимизировать прибыль, повысить конкурентоспособность товаров и эффективность деятельности организаций в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая деятельность как фактор эффективного развития предприятий»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК.РЕШЕНИЯ

12 (201) - 2013

УДК 339.9

внешнеэкономическая деятельность

как фактор эффективного развития предприятий

Н. А. РУБЦОВА,

аспирантка кафедры менеджмента E-mail: origami86@mail. ru

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Статья посвящена повышению эффективности работы российских организаций легкой промышленности. Внешнеэкономическая деятельность обоснована как фактор результативности развития организаций. Рассмотрены и дополнены направления работы производственно-хозяйственной деятельности на внешнем рынке. Сделан вывод о том, что комплексная реализация данных концепций поможет предприятию максимизировать прибыль, повысить конкурентоспособность товаров и эффективность деятельности в целом.

Ключевые слова: развитие, предприятие, эффективность, направления внешнеэкономической деятельности, ВТО.

Введение. Как известно, за два последних десятилетия рыночная экономика в России уже основательно утвердилась. Можно говорить и спорить лишь о степени ее развитости, о ее «цивилизованности», плюсах и минусах. Внешнеэкономическая деятельность является существенной составляющей, важнейшим направлением рыночной экономики. Для России это направление приобретает свою актуальность в связи со вступлением ее во Всемирную торговую организацию, а стало быть, в связи с дальнейшей более масштабной адаптацией к мирохозяйственным связям, что играет немаловажную роль в эффективном развитии организаций.

В настоящее время на ряде промышленных предприятий сохраняется сложная социально-экономическая обстановка. Согласно данным Росстата, доля организаций, получивших убыток в I квартале 2012 г., составляет 33,2 % от общего числа организаций, в

сфере добывающих производств этот показатель равен 40,4 %, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 39,6 %.

Рентабельность предприятий легкой промышленности в последние годы держится на уровне 3-5 %, финансовое состояние предприятий нестабильно, что не дает возможности осуществлять модернизацию производства. Происходит моральное и физическое старение оборудования, что проводит к серьезному отставанию от передовых технологий, применяемых за рубежом.

В настоящее время доля в доходах бюджета в части поступлений от легкой промышленности составляет не более 1 %, аналогично и инвестиции в этой сфере составляют менее 1 %. В результате влияния кризиса, согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики, производство отечественного текстиля сократилось почти на 12 %.

Неэффективность российских предприятий является одной из основных причин слаборазвитой российской экономики, для стимулирования которой особую важность приобретают определение и реализация стратегического направления эффективного развития промышленных предприятий. Таким стратегическим направлением может являться внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

Внешнеэкономическая деятельность как важнейшее направление рыночной экономики отвечает следующим необходимым требованиям: • способствует ускорению развития с учетом дефицита фактора времени;

• относится к интенсивным факторам повышения эффективности;

• ориентирует предприятие на создание мощной производственной, технологической, административной и социальной базы;

• заинтересовывает в ускоренном освоении и внедрении достижений науки и техники, организации производства и менеджмента;

• насыщает внутренний рынок качественными товарами;

• повышает конкурентоспособность товаров и промышленных предприятий;

• носит не разовый, кратковременный характер, а имеет стратегическую перспективу;

• является мультипликатором усилий по развитию предприятия на основе возможностей использования новейших достижений мировой науки и практики.

Существует множество версий последствий вступления в ВТО, говорящих о том, что эффект будет скорее отрицательным. Объективности ради следует проанализировать и положительные стороны, в частности:

• увеличение прямых иностранных инвестиций. В условиях растущей глобализации рынков иностранный инвестор будет заинтересован в продаже своей продукции не только в России, но и за рубежом. Для такого инвестора участие нашей страны в ВТО будет расцениваться как фактор, облегчающий условия экспорта производимой продукции. Это особенно важно, когда целью инвестора является производство не конечной, а промежуточной продукции, изначально предназначенной для дальнейшего использования в международной технологической цепочке [4];

• создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами - членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики;

• получение выхода на международную правовою защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг, защита от дискриминационного применения санитарных и фитосанитарных барьеров, гарантия против произвольного использования

таких средств, как квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры; • повышение эффективности внешнеэкономической деятельности благодаря выходу продукции на новые рынки.

Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономические связи оказывают воздействие на внутрихозяйственные пропорции, размещение и развитие производственных сил. Сейчас совершенно очевидно, что, несмотря на мировой экономический и финансовый кризис, сложившиеся рыночные отношения в России в целом сохранились, продолжают активно развиваться и имеют перспективу развития. По данным таможенной статистики, на конец 2011 г. наблюдается увеличение объемов внешней торговли (рис. 1).

Также, по данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России на I квартал 2012 г. составил 207,1 млрд долл. (116,2 % к I кварталу 2011 г.), в том числе экспорт - 133,8 млрд долл. (118,2 %), импорт - 73,3 млрд долл. (112,7 %). Сальдо торгового баланса оставалось положительным - 60,5 млрд долл. (в I квартале 2011 г. - 48,2 млрд долл.).

В течение многих лет экспортная специализация России мало меняется (табл. 1). В товарной структуре экспорта на 2011 г. из наиболее крупных статей на продукцию минеральных продуктов приходится 70,3 %, металлы и изделия из них - 11,1 %, продукцию химической промышленности - 6,0 %. Из анализа данных таблицы видно, что по сравнению с предыдущим 2010 г. происходит увеличение объемов поставок в различные страны. Одна из самых болезненных и неконкурентоспособных позиций в товарной структуре экспорта является продукция легкой промышленности, причем в общем объеме она занимает наименьшую нишу. Также следует отметить, что уменьшение стоимостного объема экспорта по текстильным изделиям и обуви в 2011 г. по сравнению с 2010 г. обусловлено снижением средних цен экспортируемых товаров. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, индекс средних цен за IV квартал 2011 г. составил 88,1 %, тогда как за тот же период 2010 г. он равнялся 101 %.

Основная доля экспорта товаров российской легкой промышленности приходится на Республику Беларусь и Италию - около 28 и 19 % соответственно, Украину - около 9 %, Германию - 4,8 %. Экспортная специализация отечественных предприятий ориентирована в большей доле на поставку обуви,

160 150 140 130 120 110 100 90 SO 70 60 50

1

/

\

\ 2

XII I

IV V VI VII VIII IX X XI XII I

IV V VI VII VIII IX X XI XII I I

2011 2012

2009 2010

Примечание: точкой отсчета является уровень декабря 2009 г.

Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. га.

Рис. 1. Динамика экспорта и импорта Российской Федерации в 2009-2012 гг., %:

1 - экспорт; 2 - импорт

Товарная структура экспорта России в 2010-2011 гг.

Таблица 1

Показатель 2010 2011

Млн долл. В % к итогу Млн долл. В % к итогу

Экспорт, всего В том числе: 396 644 100 516 040 100

- продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 9 365 2,3 11 964 2,3

- минеральные продукты 272 840 68,8 362 741 70,3

- продукция химической промышленности, каучук 25 192 6,3 30 950 6,0

- кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 307 0,1 387 0,1

- древесина и целлюлозно-бумажные изделия 9 862 2,5 10 727 2,1

- текстиль, текстильные изделия и обувь 814 0,2 765 0,2

- металлы, драгоценные камни и изделия из них 51 326 13,0 57 394 11,1

- машины, оборудование и транспортные средства 22 582 5,7 23 230 4,5

- прочие товары 4 356 1,1 4 975 1,0

Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. га.

шерсти и хлопка, менее значимые - шелк, изделия из кожи и трикотажные материалы (табл. 2) [5].

Статистика международной торговли товарами легкой промышленности свидетельствует об опережающем развитии экспорта из крупнейших развивающихся стран, в которых среднегодовые темпы прироста экспорта превышают среднемировые показатели. Некоторые зарубежные компании модной индустрии добиваются успеха не только за счет диверсификации рынков сбыта, но и путем обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции, использования для ее выработки новых видов сырья. По данным ВТО,

основными странами - экспортерами текстиля являются Китай (10 % мирового экспорта), Гонконг, Германия, Италия и Южная Корея (по 8 %), Тайвань (7 %), США (6 %). Лидерами в экспорте швейной продукции являются Китай (17 %), Гонконг (12 %), Италия (7 %), Турция, Мексика, США и Германия (по 7 %), Франция и Финляндия (по 5 %). Россия, к сожалению, не входит в число ведущих производителей - экспортеров товаров легкой промышленности.

Россия сможет занять соответствующее место в первой нише мирового рынка и в группе ведущих экспортеров товаров легкой промышленности,

морального и физического износа оборудования, нехватки капиталовложений в его модернизацию, низким качеством продукции, существенным отставанием от зарубежных предприятий в уровне организации производства, невысоким уровнем инновационной и инвестиционной деятельности сектора.

Для повышения конкурентоспособности продукции легкой промышленности и эффективной работы на внешнем рынке предприятиям необходимо осуществлять внешнеэкономическую деятельность по следующим направлениям (рис. 2).

Изучение внутренней и внешней среды предприятия. При выходе на внешний рынок предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно успешно работать, лишь применяя современные концепции управления, и прежде всего маркетинг. Принципиальных отличий между маркетингом для внутреннего и внешнего рынка нет. Во всех случаях используются разнообразные маркетинговые инструменты и принципы маркетинговой деятель-

Рис. 2. Направления внешнеэкономической деятельности предприятия

Таблица 2

Экспорт Российской Федерации по товарным

группам в 2010-2011 гг., тыс. долл.

Показатель 2010 2011

Изделия из кожи 30 192,5 34 967,5

Шелк 124 138,2

Шерсть, пряжа и ткань из конского 44 222,7 58 028,9

волоса

Хлопок 84 044,9 89 579,9

Текстильные материалы 58 219,1 67 380,4

Предметы одежды и принадлеж- 43 082,8 110 901,3

ности к одежде, трикотажные

изделия машинного вязания

Трикотажные полотна машинного 4 536,9 6 283,3

вязания

Обувь 205 962,5 171 925,6

Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: http://www. fedstat. га.

только решив задачу существенного повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Причина непривлекательности отечественной продукции на зарубежных рынках обусловлена снижением технологического потенциала в силу

ности. Однако зарубежные рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым на них товарам. Это объясняется острой конкуренцией между фирмами-производителями. Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует большого количества информации из различных источников и более высокой квалификации исследователей.

Исследование рынков - источник информации для принятия научно и практически обоснованных, квалифицированных, эффективных управленческих решений управленческим аппаратом компании при организации и совершенствовании ВЭД. Исследование рынка является одной из основных функций маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара на внешнем рынке. Программа исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и других факторов.

Современная крупная внешнеэкономическая служба осуществляет исследование рынков на основе системы непрерывной обработки информации обо всех аспектах ситуации на рынке. На этапе предварительного исследования идет обработка данных официальной статистики, коммерческой информации, опубликованной в специальной литературе, конкурентных материалов. Затем разрабатывается детальный план исследования, в котором указывают перечень необходимых данных, методы их получения, способы обработки, вид представления результатов.

Накопление базы данных о внешнем рынке как таковом, проведение комплексного изучения рынка, его элементов и параметров (емкость рынка и доля рынка) - вся эта систематически проводимая самостоятельная работа и есть собственно исследование рынков сбыта.

Основными объектами изучения международных рынков являются:

1) рыночная макросреда на внешних рынках,

основными компонентами которой являются:

• демографическая среда;

• культурная среда;

• экономическая среда;

• природная среда;

• технологическая среда;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• политическая среда.

Именно факторы макросреды зарубежных

рынков в первую очередь исследуются при

выборе наиболее перспективного рынка своей

продукции или приобретении необходимых импортных товаров;

2) требования зарубежного рынка к товару, востребованность у покупателей определенных потребительских свойств продукта и соответствующего набора услуг, сопутствующих продаже и потреблению товара. Уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции;

3) факторы привлекательности зарубежного рынка: экономические и технологические; факторы рыночного потенциала; конкурентные факторы;

4) емкость внешнего рынка оценивается на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики. Статистические данные продаж конкретного товара следует изучать в динамике и в сопоставлении с динамикой определяющих их факторов;

5) уровень мировых цен и тенденции их изменения;

6) фирменная структура рынка и состав зарубежных партнеров: потребителей, посредников, поставщиков и конкурентов. Исследования степени надежности, платежеспособности фирм, их сильных и слабых сторон;

7) степень и характер рыночной конкуренции, методы маркетинговой работы конкурентов, их товарная, ценовая, сбытовая политика, реклама и политика стимулирования продаж, кадровая политика;

8) формы работы, принятые в торговой практике по данному товару на данном рынке и его сегментах. Формы посреднических соглашений, виды сделок, формы торговли, типичные для данного зарубежного рынка;

9) особенности покупательских предпочтений и психология покупательского поведения на зарубежных рынках конечных потребителей по данному товару.

Исследование внутренней среды предприятия включает семь основных направлений: 1) анализ показателей производственно-сбытовой деятельности; 2) анализ стратегии предприятия на рынке; 3) анализ организационной структуры предприятия; 4) анализ издержек; 5) анализ финансовых аспектов деятельности; 6) анализ направлений производственно-сбытовой деятельности; 7) выявление сильных и слабых сторон деятельности организации.

Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия. При работе на вне-

шнем рынке также необходимо уделить внимание планированию ВЭД предприятия. Планирование осуществляется в рамках внутрифирменного планирования и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана - плана внешнеэкономической деятельности.

План ВЭД включает показатели по экспорту с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом выражении на определенный период. Планы ВЭД основываются на маркетинговых планах предприятия, которые определяют стратегические направления расширения ВЭД, наиболее перспективные внешние рынки, методы работы на них и условия международной конкуренции.

Планирование ВЭД предполагает наличие у предприятия хорошей корпоративной информационной системы, чтобы предприятие могло оперативно реагировать на быструю смену рыночных условий на внешнем рынке. Чем больше число стран, на рынках которых действует предприятие, тем более сложным становится процесс. В данном случае наилучшим процессом планирования является тот, который способствует удовлетворению нужд конкретного предприятия в заданных условиях. Планирование ВЭД основано на непрерывном анализе поступающей маркетинговой информации, на основе которой принимаются стратегические решения, которые закрепляются в планах производства и сбыта экспортной продукции.

При хорошей подготовленности предприятия, которое включает в себя методы анализа и маркетинговые исследования, предприятие сможет успешно работать на внешнем рынке и эффективно развиваться.

Экономический анализ внешнеторговой деятельности предприятия. Целью анализа являются оценка внешнеторговой деятельности предприятия и разработка рекомендаций и предложений по повышению ее эффективности. Анализ экспорта предприятия складывается из следующих основных этапов.

1. Анализ выполнения обязательств по экспортным поставкам.

Методика анализа включает:

• анализ выполнения обязательств по стоимости, физическому объему, количеству экспортируемых товаров;

• анализ выполнения обязательств по срокам поставок;

• анализ выполнения обязательств по качеству;

• анализ цен.

Устанавливаются факторы, повлиявшие на эти показатели, измеряется их воздействие, выясняются причины недовыполнения обязательств по тем или иным позициям.

2. Анализ накладных расходов по экспорту товаров.

Накладные расходы по экспорту представляют собой затраты на перевозку, перевалку, упаковку, хранение и реализацию экспортных товаров. Эти расходы увеличивают затраты на производство и реализацию продукции и поэтому уменьшают прибыль от реализации. Снижение накладных расходов ведет к повышению эффективности экспорта. Цель анализа - изыскание возможностей снижения затрат. Анализ проводится в сравнении с предыдущим периодом, при этом выясняются причины изменения накладных расходов в абсолютном размере и по отношению к объему реализации в целом.

3. Анализ экономической эффективности экспорта.

Данный анализ включает в себя расчет финансовых показателей, таких как рентабельность и прибыль от реализации, также определяется эффективность использования основных и оборотных фондов.

Изучение влияния динамики таможенного тарифа на внешнеторговую себестоимость.

Применительно к таможенно-тарифной политике России важно учитывать, что в рамках ВТО регулирование товарных потоков между странами-участниками основано в большей степени на использовании таможенных тарифов. Снижение ввозных таможенных пошлин окажет положительный эффект в отношении ввозимого сырья, ведь стоимость его приобретения снизится, уменьшатся затраты предприятий на материальные ресурсы.

Для изучения влияния динамики таможенного тарифа на внешнеторговую себестоимость необходимо провести анализ влияния изменений на динамику объемов экспорта, импорта и таможенных платежей.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

• охарактеризовать динамику таможенных тарифов;

• оценить влияние динамики таможенных тарифов на объемы экспорта и импорта;

• оценить влияние динамики таможенных тарифов на объемы таможенных платежей;

• выявить особенности применения Единого таможенного тарифа;

• изучить актуальные вопросы тарифной политики в рамках Таможенного союза. Вступление России в ВТО позволит предприятиям воспользоваться преимущественно недискриминационными, стабильными и предсказуемыми условиями внешней торговли с ее странами-участницами.

Изучение влияния валютного курса на экономические результаты деятельности предприятия. Для выявления влияния валютного курса следует выделить хозяйствующие субъекты в следующие группы:

• экспортеры;

• импортеры;

• предприятия, работающие на внутреннем рынке и имеющие иностранных конкурентов;

• предприятия, работающие на внутреннем рынке и не имеющие иностранных конкурентов;

• юридические и физические лица - заемщики кредитов в валюте;

• юридические и физические лица - инвесторы (кредиторы), осуществляющие инвестиции (выдающие кредиты) в валюте;

• потребители.

Анализ производится с определенным допущением: исследованию подлежат так называемые чистые субъекты. Такой субъект сталкивается с валютным риском сам, в то время как его партнеры не сталкиваются. Валютный риск влияет на субъект только через его основную деятельность, но не через партнеров. Применяя такой подход, можно проанализировать влияние валютного курса на любое юридическое лицо, представив его как конструктор чистых субъектов [3].

Направления повышения качества продукции. В условиях ужесточения конкуренции все большее значение в занятии лидирующих позиций на мировом рынке приобретает конкурентоспособность товаров (качество, дизайн, новые потребительские, медико-биологические и функциональные свойства).

В текстильной промышленности одним из путей повышения качества является импорт более совершенного оборудования, призванного не только повысить качество, но и изменить структуру выпускаемой продукции, перейти от производства большого количества однотипной продукции к мелкосерийному выпуску, динамично изменяемому под

воздействием рынка. Такие закупки оборудования осуществляются в рамках создания совместных предприятий с привлечением иностранного капитала. Однако сейчас легкая промышленность не является особо привлекательной сферой для иностранного капитала, его вложения носят единичный характер.

Еще одним элементом повышения конкурентоспособности текстильной промышленности является переход на другие виды текстильного сырья, производимые в стране, в частности на лен и смесовые волокна, позволяющие экономить импортный хлопок. Возродившийся на мировом рынке интерес к продукции из натуральных волокон благодаря их уникальным природным гигиеническим и лечебным свойствам, а также повышение в предпочтениях европейских стран при покупке продукции таких качеств, как натуральность, полезность и эколо-гичность, позволяют российским компаниям иметь хорошие перспективы.

Третьим необходимым элементом повышения конкурентоспособности российских тканей является применение более качественных красителей. Сейчас эта задача решается преимущественно путем импорта.

Таким образом, качественная перестройка легкой промышленности предъявляет совершенно новые требования к поддерживающим секторам. От того, насколько быстро среагируют смежники на новые требования рынка, зависит и само их выживание.

Интенсификация инвестиционной активности предприятия. Одним из основных факторов экономического роста предприятий любой сферы, в том числе и легкой промышленности, выступает инвестиционная активность.

Способы привлечения заемных источников могут быть различными, а именно:

• банковское кредитование;

• инвестиционный налоговый кредит;

• лизинг как метод финансирования долгосрочных инвестиций.

В то же время в условиях вступления России в ВТО необходимо учитывать, насколько соответствует российское законодательство правилам ВТО, в частности Соглашению о субсидиях и компенсационных мерах (Agreement on Subsidies and Countervailing Measures). Такие меры, как прямое кредитование легкой промышленности (обязать банки, получившие кредитную поддержку государства,

заниматься совместно с предприятиями санацией их кредитного портфеля), могут трактоваться как запретительные («красные» субсидии), ведь их цель -поддержать конкретные секторы и предприятия.

На сегодняшний день проблема выхода предприятий на траекторию более высоких темпов роста объема производства имеет исключительно сложный характер, она связана со старением основных фондов и недостаточным объемом капиталовложений. Потребность российских предприятий в обновлении парка оборудования очень высока.

В результате из-за значительного превышения вывода оборудования над вводом нового происходит постоянное сокращение производственных мощностей, которое за пять лет составляет:

• по хлопчатобумажным суровым тканям - на

14 %;

• по льняным тканям - на 1/3;

• по шерстяным тканям - почти в 4 раза;

• по трикотажным изделиям - в 1,8 раза;

• по чулочно-носочным изделиям - на 10 %;

• по обуви - на 31 % [2].

Таким образом, состояние активной части основных фондов не соответствует современным требованиям.

Одной из важнейших проблем российских предприятий легкой промышленности на современном этапе является отсутствие финансовых средств на нужды модернизации производства и роста компании. Вопросы привлечения ресурсов с учетом международных аспектов в условиях вступления в ВТО, ужесточающейся конкуренции на товарных рынках в связи с их большей открытостью, а также открытости рынка финансовых услуг являются крайне актуальными.

В проекте Стратегии развития легкой промышленности России (далее - Стратегия), разработанном Министерством промышленности и торговли РФ на период до 2020 года, особое внимание уделено техническому перевооружению производства на базе новых технологий, обеспечивающих повышение доли инновационной продукции на внешних рынках.

Для реализации Стратегии предполагается задействовать различные источники финансирования: венчурные фонды, гранты, собственные средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, а также привлечение инвестиций отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков.

Инновационные аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия. Внешнеэкономическая и инновационная сферы деятельности предприятия являются тесно взаимосвязанными. Внешнеэкономические связи влияют на реализацию инновационных задач хозяйствующего субъекта, а цели и результаты инновационной деятельности могут определить характер ВЭД.

Известно, что центр тяжести в конкурентных отношениях на мировом рынке все больше смещается в сферу научно-технического лидерства, интеллектуального потенциала. Экспортеры, не проявляющие достаточной активности в этом отношении, без организации производства новых высокоэффективных товаров или нововведений в ранее выпускающуюся продукцию уже не могут рассчитывать на успех своей деятельности. При этом промежуток времени, через который принципиально новые или улучшенные виды продукции поступают на мировой рынок, все более сокращаются.

В этих условиях основная роль в решении задач развития экспортного потенциала и экспорта готовой продукции принадлежит в первую очередь крупным производственным и научно-производственным предприятиям, ведь для решения проблем необходимо наличие у этих организаций определенной финансово-научной базы, концентрации в них квалифицированных кадров инженерно-технического персонала и других специалистов. Однако финансовое положение большинства этих предприятий в настоящее время не позволяет им активно инвестировать в инновации.

Экспорт наукоемкой продукции легкой промышленности составляет менее 1 %, инновационно активны лишь 55 предприятий. В развитых странах указанный показатель составляет 10-15 %. По мнению В. К. Сенчагова и ряда других специалистов, пороговое значение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет 15 %, в то время как объем инновационной продукции в общем объеме продукции легкой промышленности равняется 0,7 % [5].

Для реализации инноваций теоретически существуют 2 подхода. Первый путь - можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных стран.

Другой путь - опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере

невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным с многих точек зрения, однако требуется преодоление целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

В настоящее время именно наукоемкие товары, в производстве которых высоки абсолютные и относительные затраты на НИОКР, наиболее рентабельны. Для эффективного развития организации необходимы применение передовых технологий и модернизация производственной базы предприятия.

Присоединение страны к ВТО в немалой степени будет определять и специфику ее перехода на инновационную модель развития. В частности, вопросы торговли инновационной продукцией, которая должна будет осуществляться в соответствии с нормами ВТО, определяющей торговые аспекты обмена интеллектуальной собственностью.

С точки зрения государства, увеличение экспорта способствует росту занятости и объемов национального производства, стимулирует экономический подъем. С точки зрения предприятий, экспорт помогает увеличить объемы сбыта, оптимально использовать производственные мощности, уменьшить риски колебаний конъюнктуры на внутреннем рынке и улучшить финансовую стабильность.

Присоединение России к ВТО позволит российским предприятиям шире использовать выгоды международного разделения труда для более эффективного решения своих социально-экономических проблем, полнее содействовать переходу на инновационную модель развития. Однако сами по себе желанные перемены не произойдут, необходима работа предприятий по организации производственно-хозяйственной деятельности.

Комплексная реализация указанных направлений работы поможет предприятию: • расширить рынок сбыта своей продукции;

• получить более дешевые ресурсы, необходимые для обеспечения деятельности предприятия (сырьевые, энергетические и финансовые);

• придать международный статус деятельности предприятия;

• повысить конкурентоспособность товаров;

• повысить эффективность деятельности предприятия в целом.

Следует отметить, что на данный момент Россия обладает огромным промышленным потенциалом, именно поэтому значителен интерес к ней со стороны финансово-экономических институтов мирового сообщества. Как результат, наша страна уже представлена во многих из этих организаций в качестве равноправного партнера. Это в полной мере соответствует внешнеэкономическим интересам российских промышленных предприятий, дает ощутимый толчок для повышения конкурентоспособности на международном рынке.

Список литературы

1. Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www. minpromtorg. gov. ru/stats/industry/06-2011/5.

2. Об учреждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации: приказ Минпромторга России от 24.09.2009 № 853.

3. Стровский Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: Юнити-Дана, 2011. С. 219.

4. Титова М. Н., Фрадина Т. И. Всемирная торговая организация: сущность и роль в регулировании мировой торговли: монография. СПб: СПГУТД, 2009. С. 141.

5. Фрадина Т. И. Конкурентоспособность и экономическая безопасность предприятия в условиях вхождения России во Всемирную торговую организацию: монография. СПб: СПГУТД, 2010. С. 98-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.