Научная статья на тему 'Формирование экономической политики государства в контексте развития российской внешней торговли'

Формирование экономической политики государства в контексте развития российской внешней торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1219
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА / ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ИМПОРТА / FOREIGN TRADE / EXPORTS / IMPORTS / INTERNATIONAL ECONOMIC ORGANIZATIONS / ECONOMIC INTEGRATION / TRANSFORMATION OF THE EXPORT STRUCTURE / TRANSFORMATION OF THE IMPORT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушенева Ю.И.

В статье характеризуются специфические особенности российской внешней торговли и перспективы ее развития. Констатируется, что торговля с зарубежными странами выполняет целый ряд функций, важных для эффективного функционирования любого государства: обеспечение стабильности и экономического роста, поступления денег в бюджет государства, обмена товарами, услугами, технологиями между странами, активизации предпринимательства в сфере внешней торговли. Современная Россия обладает значительным потенциалом для экспортирования товаров и услуг на внешние рынки, но недостаточно эффективно его использует, выступая «сырьевой державой» в мировом разделении труда. В то же время недостаточная развитость отдельных секторов экономики приводит к тому, что в нашу страну импортируется большой объем наукоемкой продукции и продовольствия, которые потенциально могли бы быть произведены российскими предприятиями. Преодоление данных диспропорций, трансформация внешнеторгового оборота это системная задача, решение которой возможно в результате глубокого анализа внешнеторговых процессов, определения факторов, влияющих на внешнюю торговлю, и причин, формирующих ее существующую структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents specific features of Russia’s foreign trade and its development prospects. Trade with foreign countries performs a variety of functions that are important for the effective operation of any state: stability and economic growth, the flow of money in the state budget, exchange of goods, services, technologies among countries, intensification of business in foreign trade. Modern Russia has the significant potential for exporting goods and services to foreign markets, but it is used inefficiently. In this aspect Russia presents itself as a «raw power» in the international labor division. At the same time the lack of development of certain sectors of the economy results in importing to our country a large amount of high-tech products and food that could potentially be produced by Russian enterprises. It is a systemic problem to overcome the disparities and transform the foreign trade turnover, the solution of which is possible as a result of in-depth analysis of foreign trade processes, identification of factors affecting foreign trade and reasons for developing its current structure.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической политики государства в контексте развития российской внешней торговли»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 334.021:35

Бушенева Ю. И.

Формирование экономической политики государства в контексте развития российской внешней торговли

В статье характеризуются специфические особенности российской внешней торговли и перспективы ее развития. Констатируется, что торговля с зарубежными странами выполняет целый ряд функций, важных для эффективного функционирования любого государства: обеспечение стабильности и экономического роста, поступления денег в бюджет государства, обмена товарами, услугами, технологиями между странами, активизации предпринимательства в сфере внешней торговли. Современная Россия обладает значительным потенциалом для экспортирования товаров и услуг на внешние рынки, но недостаточно эффективно его использует, выступая «сырьевой державой» в мировом разделении труда. В то же время недостаточная развитость отдельных секторов экономики приводит к тому, что в нашу страну импортируется большой объем наукоемкой продукции и продовольствия, которые потенциально могли бы быть произведены российскими предприятиями. Преодоление данных диспропорций, трансформация внешнеторгового оборота - это системная задача, решение которой возможно в результате глубокого анализа внешнеторговых процессов, определения факторов, влияющих на внешнюю торговлю, и причин, формирующих ее существующую структуру.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, международные экономические организации, экономическая интеграция, трансформация структуры экспорта, трансформация структуры импорта.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.56.31 Экономическая политика. Государственное регулирование экономики.

Busheneva Ju. I.

Development of the economic policy in the context of Russia's foreign trade

The article presents specific features of Russia's foreign trade and its development prospects. Trade with foreign countries performs a variety of functions that are important for the effective operation of any state: stability and economic growth, the flow of money in the state budget, exchange of goods, services, technologies among countries, intensification of business in foreign trade.

Modern Russia has the significant potential for exporting goods and services to foreign markets, but it is used inefficiently. In this aspect Russia presents itself as a «raw power» in the international labor division. At the same time the lack of devel-

© Бушенева Ю. И., 2016 © Busheneva Ju. I., 2016

opment of certain sectors of the economy results in importing to our country a large amount of high-tech products and food that could potentially be produced by Russian enterprises.

It is a systemic problem to overcome the disparities and transform the foreign trade turnover, the solution of which is possible as a result of in-depth analysis of foreign trade processes, identification of factors affecting foreign trade and reasons for developing its current structure.

Key words: foreign trade, exports, imports, international economic organizations, economic integration, transformation of the export structure, transformation of the import structure.

JEL classifications: F13

Экономические системы большинства современных государств являются открытыми, и, соответственно, эти страны активно включены в мирохозяйственные процессы, в том числе и во внешнеторговую деятельность. Россия также выступает активным участником процессов внешней торговли, являясь экспортером и импортером различных товаров и услуг.

Факторы, определяющие внешнеторговую деятельность России

В последнее десятилетие во внешнеторговой деятельности РФ наблюдались постоянные изменения, причины которых имели самый различный характер. Среди факторов, которые оказывали влияние на динамику внешнеторговой деятельности, были следующие.

1. Усиление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС, Таможенного союза). Единая таможенная территория в рамках данного союза включает территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Киргизской Республики, а также объекты за пределами территорий государств, находящиеся под исключительной юрисдикцией государств - участников Таможенного союза1. Данное объединение стран представляет собой форму торгово-экономического объединения, в пределах территории которого не взимаются таможенные пошлины и не вводятся таможенные экономические ограничения (эмбарго, квоты и др.). Исключениями могут выступать особые защитные, компенсационные и антидемпинговые меры. При этом государства-участники ЕАЭС используют единые таможенные тарифы и иные меры таможенного регулирования при внешнеэкономической торговле с другими странами. Объединение

1

1 Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

стран в данный союз способствует росту взаимной торговли государств - членов ЕАЭС. Так, за период с 2010 по 2014 г. среднегодовой темп роста объемов торговли между государствами Таможенного союза составил 21 %, тогда как темпы роста торговли с внешними станами - только 8,6 0% В соответствии с расчетами экспертов общий интеграционный эффект для стран ЕАЭС может составить от 17 до 20 %% дополнительного прироста валового внутреннего продукта (ВВП) для каждого отдельного государства в течение 10 лет [4, с. 44].

2. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Участниками ВТО являются 157 государств, а также Тайвань, Гонконг, Макао и Европейский союз. Главная цель организации -либерализация мировых торговых процессов и регулирование торговых отношений между странами - участницами ВТО. Важнейшим принципом для стран - участниц ВТО является обязанность государств представлять иным странам режим наибольшего благоприятствования (most favoured nation treatment) при торговле. Использование данного принципа значит, что льготы, которые предоставляются одному из участников ВТО, автоматически получают распространение на иных членов организации. При этом участники ВТО должны соблюдать принцип транспарентности в своей информационной деятельности в отношении таможенных тарифов и льгот. Но, тем не менее, в ряде случаев возможно введение таможенных ограничений (в целях защиты здоровья людей, защиты окружающей среды, животных, растений). Также исключения из правил режима наибольшего благоприятствования относятся к развивающимся и наименее развитым странам, таможенным союзам и зонам свободной торговли.

Переговоры о вступлении России в ВТО проводились с 1993 по 2011 г. В 2012 г. Россия была включена в официальный список стран - участниц ВТО. Для России вступление в данную организацию имело неоднозначные последствия. Став членом данной организации, Россия взяла на себя целый ряд обязательств. Среди них снижение ставок импортных и экспортных таможенных пошлин и квот, снятие административных барьеров при допуске зарубежных компаний к зарубежным рынкам. В итоге преимуществам вступления в ВТО для России стали:

•обеспечение российским предприятиям равного доступа на международные рынки, сокращение количества ограничительных мер, которые ранее использовались в отношении российских производителей-экспортеров;

•расширение количества и ассортимента импортных товаров на российских рынках, что выступает позитивным фактором для потребителя;

•приток иностранных инвестиций, развитие внешнеэкономических связей, создание совместных предприятий.

Среди негативных факторов вступления России в ВТО укажем следующие:

•рост уровня неконкурентоспособности российских предприятий в таких отраслях, как сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, машиностроение;

•потеря «гибкости» российской экономической политики во внешнеэкономической сфере;

•уменьшение экспортных пошлин, приводящее к сокращению бюджетных доходов.

По оценкам аналитиков [8] в долгосрочной перспективе вступление в ВТО принесет нашей стране увеличение ВВП на 1-4 %. В краткосрочной перспективе оценка влияния вступления России в ВТО не столь радужна: по одним оценкам прогнозируется падение ВВП на 0,4 %, но возможен и незначительный его рост до 1 %. Но в любом случае вступление в ВТО приводит к интенсификации товарообменных отношений между Россией и иными странами - участниками организации.

3. Изменения в сфере государственного управления внешнеторговой деятельностью. Трансформации во внешнеторговой деятельности России имеют системный характер и затрагивают многие направления. В настоящее время осуществляется изменение структуры ввозимых на территорию России товаров, сокращение объемов «серого импорта» в одних сферах внешней торговли при его увеличении - в иных областях, осуществляется изменение логистики движения товаров и объемов их оформления в региональных таможенных органах, изменение списка стран - основных торговых партнеров нашей страны и иные подобные изменения [1]. В данных условиях вопрос о повышении эффективности принимаемых государственными органами власти решений, которые затрагивают внешнюю торговлю, становится особо актуальным.

Современные изменения, осуществляемые Правительством РФ и иными органами исполнительной власти, касаются тарифной политики, лицензирования и сертификации, защиты интеллектуальной собственности, организации работы Федеральной таможенной службы РФ, борьбы с недостоверными декларированием товаров.

Приоритетные направления развития внешнеторговой политики России сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.1 в разделе внешне-

1 Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (ред. от 8.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

экономическая политика. Разработчики Концепции указывают, что имеющаяся на сегодняшний день модель участия нашей страны в международном разделении туда как экспортера энергоносителей не должна иметь долгосрочный характер. Даже в случае устойчивого роста внешнеторговых поставок топливно-энергетических ресурсов и минерального сырья на мировой рынок рост российского экспорта будет составлять 1-2 % в год, тогда как динамика роста мировой торговли будет составлять 6-8 %. Из этого следует вывод, что доля России в мировом экспорте будет снижаться год от года. Сегодня, по данным ВТО, объем экспорта России в общемировом объеме экспорта составляла в первом квартале 2015 г. 2,2 % [12], и на протяжении 2011-2015 гг. эта доля имела тенденцию к сокращению (рис. 1).

3,50

2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 1 квартал

2015 года

Рис. 1. Доля российского экспорта в общемировом объеме экспорта в 2010-2015 гг.1

В связи с данными прогнозами в Концепции-2020 указывается необходимость прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости нашей страны. В связи с этим целями регулирования внешнеторговой деятельности являются:

•переход России от специализации в мировом разделении труда минерально-сырьевой направленности к специализации на высокотехнологичных товарах, интеллектуальных услугах, товарах со значительной долей переработки;

•достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на внешние рынки;

•упрочнение позиций России как экспортера продукции сельского хозяйства и снижение импортной зависимости от поставок продовольствия.

1 Источник: WTO, Trade Statistics. URL: wto.org (дата обращения: 15.06.2016).

В качестве целевых индикаторов развития внешней торговли в Концепции-2020 установлено увеличение экспорта из России с 354 млрд долл. США в 2007 г. до 630-650 млрд долл. США в 2015 г. и более 900 млрд долл. США в 2020 г., но с существенной оговоркой сохранения мировых цен на нефть в пределах 80-90 долларов за баррель. Для достижения показателя экспорта в 630 млрд долл. США России необходимо увеличить экспортные поставки в 2015 г. на 26,5 % в стоимостном выражении. Считаем, что достижение целевых показателей данного года скорее всего будет невозможным в связи со сложной внешнеэкономической и внешнеполитической ситуацией и имеющимися ценами на энергоносители.

4. Влияние мирового финансового экономического кризиса 2008 г. и последующего посткризисного периода на динамику и структуру внешней торговли России. Указанный кризис замедлил экономические процессы в нашей стране, сказавшись также на внешнеторговой деятельности. За 2000-2008 гг. доля России в мировом экспорте благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом сырьевом рынке позволила увеличить объем России в мировом экспорте с 1,05 до 2,9 %, но кризисное снижение цен на сырьевые ресурсы в 2008-2009 гг. привело к сокращению этой доли до 2,17 %. Динамика изменений показателей экспорта и импорта по данным таможенной статистики показана на рис. 2.

Рис. 2. Динамика экспорта, импорта и сальдо торгового баланса России за 2006-2014 гг., млрд долл. США (по данным таможенной статистики)1

1 Источник: собственная разработка на основании данных Федеральной службы государственной статистики. ЫКЬ: www.gks.ru (дата обращения: 20.06.2016).

Рис. 2 демонстрирует снижение показателей экспорта и импорта в 2009 году по сравнению с предыдущим годом: сокращение экспорта с 467,6 до 301,7 млрд долл. США (на 35,5 %), снижение импорта с 267,1 до 167,3 млрд долл. США (на 37,4 %). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, но было отмечено его уменьшение с 200,5 до 134,4 млрд долл. США (32,97 %).

5. Политическая и экономическая конфронтация стран Запада и России в 2014-2015 гг. в связи с нарушением Россией, по мнению западных держав, «правил мирового порядка» в связи с присоединением Крыма к России [3, с. 364-369] и политикой России в отношении самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Следствием данной политической напряженности стало введение санкций со стороны западных стран и российских контрсанкций.

Инициатором реализации санкций в отношении России выступило руководство США. К санкциям присоединился Европейский Союз, страны «Большой семерки», отдельные партнеры США. Среди введенных санкций были следующие:

•приостановка проведения военных и гражданских встреч в формате Россия-НАТО;

•приостановка участия России в «Большой семерке»; •заморозка инвестиционного и военного сотрудничества с Россией со стороны США, отмена двусторонних переговоров и планирования конференций;

•введение США санкций против ряда должностных лиц России в виде замораживания их банковских активов, ареста имущества и отказа в выдаче въездных виз;

•введение со стороны США финансовых и торговых санкций в отношении отдельных российских компаний («Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Новатек», «Ижмаш» и др.);

•введение торговых и финансовых санкций в отношении Крыма со стороны США;

•запрет въезда на территорию Европейского Союза и «замораживание» активов отдельных физических лиц;

•ужесточение ограничений на предоставление займов и инвестиционных услуг или полный запрет на предоставление данных услуг со стороны Европейского Союза для отдельных российских организаций (в этот перечень вошли «Сбербанк РФ, ВТБ, «Роснефть, «Транснефть», «Газпромнефть», «Уралвагонзавод», «Обо-ронпром», концерн «Калашников» и др.);

•введение Европейским Союзом эмбарго на импорт и экспорт оружия в Россию, а также запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного применения в Россию или российским военным пользователям;

•запрещение инвестиций Европейского Союза в Крым и Севастополь.

Здесь представлен далеко не полный перечень санкций в отношении России. Весной 2015 г. санкции в отношении России были продлены западными странами до 4 марта 2016 г. со стороны США, до 31 января 2016 г. со стороны Европейского союза. В 2016 г. санкции были продлены до марта 2017 и января 2017 г. соответственно.

Ответом России стало продовольственное эмбарго, которое введено в России в соответствии с Указом Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Феде-

л

рации»1. В соответствии с нормативным актом в России в течение года запрещен ввоз некоторых видов продукции сельского хозяйства, продовольствия и сырья, государством происхождения которых является страна, вводившая экономическое санкции в отношении российских граждан или юридических лиц в 2014 г.

В итоге за январь-апрель 2015 г. экспорт товаров из России сократился на 28,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 121,3 млрд долл. США, также сократился и импорт товаров и услуг на 38,6 % и составил 57090 млрд долл. США. При этом внешнеторговый оборот сократился как со странами ближнего (на 31,3 %), так и дальнего зарубежья (38,8 %).

Помесячная динамика темпов изменения экспорта и импорта товаров в России за 2014-2015 гг. приведена на рис. 3.

Рис. 3. Динамика экспорта и импорта в России (в % к декабрю 2013 г.)2

1 Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (с изм. от 29.06.2016) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 32. Ст. 4470.

2 Источник: О состоянии внешней торговли в январе-апреле 2015 года. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

Продление санкций со стороны западных стран в отношении России, безусловно, будет значимым фактором в формировании показателей внешней торговли. Но активная работа российских органов власти, должностных лиц, предприятий со странами Азии, Южной Америки в некоторой степени способна компенсировать сокращение внешнеторгового оборота.

Уже сегодня можно наблюдать смешение акцентов во внешней торговле со стороны западной Европы в сторону стран азиатско-тихоокеанского региона (рис. 4).

Рис. 4. Изменение структуры торговых партнеров во внешнеторговом обороте России в январе-апреле 2015 г. по сравнению с январем-апрелем 2014 г., %1

На рис. 4 видно, что торговый оборот с Евросоюзом за год сократился на 3,8 %, тогда как торговый оборот со странами Азиатско-тихоокеанского сотрудничества увеличился на 2,2 %.

Приведенные в данном обзоре факторы, безусловно, следует рассматривать комплексно, поскольку они могут оказывать различное влияние на внешнюю торговлю и ее состояние в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/122.htm (дата обращения: 25.06.2016).

1 Источник: собственная разработка на основе: О состоянии внешней торговли в январе-апреле 2015 г. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/d05/122.htm (дата обращения: 25.06.2016).

Оценка современного состояния внешней торговли России Охарактеризуем в целом изменения внешней торговли РФ за 2010-2014 гг. В табл. 1 приведены общие итоги внешней торговли России за указанный период.

Таблица 1

Общие итоги внешней торговли Российской Федерации,

млрд долл. США

Годы Экспорт Импорт Сальдо В % к предыдущему году

экспорт импорт

2010 397,06 228,91 168,15 - -

2011 516,71 305,76 210,95 130,1 133,6

2012 524,73 317,26 207,47 101,6 103,8

2013 525,97 315,29 210,67 100,2 99,4

2014 497,83 286,66 211,16 94,6 90,9

Источник: статистические данные Федеральной таможенной службы. ЫКЬ: http://stat.customs.ru (дата обращения: 20.06.2016).

В целом внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2014 г. имел объем 784,5 млрд долл. США. Его сравнение с показателями 2013 г. демонстрирует его сокращение на 6,7 %, в том числе со странами дальнего зарубежья на 687,7 млрд долл. США (на 5,6 %), со странами СНГ - на 96,8 млрд долл. США (на 14,3 %), что получает продолжение в динамике изменений внешнеторговых операций в первом квартале 2015 г.

В общем объеме оборота внешней торговли на долю стран дальнего зарубежья в 2014 г. приходилось 87,7 %, на долю стран СНГ - 12,3 %. Динамика объема внешнеторгового оборота в 20102014 гг. показана на рис. 5.

900 800 700 600 500 400 300 200 100 о

286,66

п/,2е 315,29 525,97

ЯЗВ

497,83

1 1 1 1

2010

2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012

2013

2014

■ Экспорт ■ Импорт

Рис. 5. Динамика объема внешнеторгового оборота в 2010-2014 гг.1

Сальдо торгового баланса за указанный период составляло положительную величину (минимальное значение в 2010 г. -168,15 млрд долл. США, максимальное значение в 2011 г. -210,95 млрд долл. США). Сальдо торгового баланса в 2014 г. было равно 211,2 млрд долл. США, был отмечен его рост по сравнению с 2013 г. на 0,5 млрд долл. США. Положительное сальдо торгового баланса свидетельствует о конкурентоспособности экспортных отраслей экономики на внешнем рынке, имеет положительное влияние на экономику, обеспечивая укрепление национальной валюты и стабильность экономической системы. В России стоимостное соотношение экспорта и импорта продукции составляло в 2010-2014 гг. 63,5 к 36,5 % (рис. 6).

37

■ Экспорт ■ Импорт

Рис. 6. Соотношение стоимостных объемов экспорта и импорта в России в 2010-2014 гг.1

1 Источник: статистические данные Федеральной таможенной службы. 1ЖЬ: http://stat.customs.ru (дата обращения: 20.06.2016).

Экспортные операции в 2014 г. составили 497,8 млрд долл. США и в сравнении с 2013 г. сократились на 5,4 %, в том числе в страны дальнего зарубежья на 433,8 млрд долл. США (на 4,0 %), в страны СНГ - на 64,0 млрд долл. США (на 13,5 %).

В товарной структуре экспорта России в 2014 г. удельный вес топливно-энергетических товаров составил 69,5 % (рис. 7), экспортные операции данной группы по сравнению с 2013 г. сократились на 6,6 %. Удельный вес металлов и изделий из них составил 8,1 %.

Стоимостной объем экспорта металлов и изделий из них в 2014 г. сократился по сравнению с 2013 г. на 0,9 %. Объем экспорт драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них составил в структуре экспорта в 2014 г. 2,4 %, что на 0,3 % меньше, чем в 2013 г.

Экспорт продукции химической промышленности в 2014 г. снизился на 5,2 %, при этом удельный вес данной товарной группы в общем объеме экспорта составил 5,9 %.

Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем экспорте России в 2014 г. составила 5,3 %. Стоимостной объем экспорта этой продукции сократился на 8,4 %.

Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме экспорта страны составил 3,8 %. Стоимостной объем данной товарной группы возрос на 16,7 %.

р

5,3

]

■ то пливно-знергетические товары

■ металлы и изделия из них

■ продукция химической промышленности

■ машины, оборудование и транспортные средства

■ продовольственные товары и сельскохозяйственное сурье

И драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них ■¡древесинам целлюлозно-бумажные изделия И другие товары

Рис. 7. Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2014 г., %2

1 Источник: статистические данные Федеральной таможенной службы. иКЬ: http://stat.customs.ru (дата обращения: 20.06.2016).

2 Там же.

Таким образом, в 2014 г. был отмечен рост таких групп экспортных товаров, как продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, металлы и изделий из них (табл. 2).

Таблица 2

Товарная структура экспорта и импорта в России в 2013-2014 гг. (млн долл. США)

Код ТН ВЭД ТС Наименование товарной группы Экспорт Импорт

2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г.

стоимость в % к итогу стоимость в % к итогу стоимость в % к итогу стоимость в % к итогу

Всего 525976,3 100,0 497833,7 100,0 315297,5 100,0 286669,1 100,0

01-24 В том числе: продовольственные товары и сельскохозяйствен-ное сырье (кроме текстильного) 16261,7 3,1 18981,0 3,8 43255,3 13,7 39905,0 13,9

25-27 Минеральные продукты 375814,6 71,5 350816,5 70,5 6936,4 2,2 7385,3 2,6

27 в т. ч. топливно- энергетические товары 370774,5 70,5 346119,4 69,5 3651,3 1,2 4041,3 1,4

28-40 Продукция химической промышленности, каучук 30827,2 5,9 29208,9 5,9 50003,6 15,9 46461,6 16,2

41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 609,6 0,1 416,1 0,1 1530,9 0,5 1282,2 0,4

44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 10987,1 2,1 11652,1 2,3 6621,0 2,1 5904,8 2,1

50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 937,2 0,2 1090,4 0,2 18040,0 5,7 16321,6 5,7

71 Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 14303,0 2,7 11845,4 2,4 880,1 0,3 1107,0 0,4

72-83 Металлы и изделия из них 40777,4 7,8 40429,4 8,1 21750,6 6,9 19350,5 6,8

84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 28840,9 5,5 26411,3 5,3 152773,1 48,5 136317,9 47,6

6870, 91-97 Другие товары 6617,7 1,3 6982,8 1,4 13506,5 4,3 12633,1 4,4

Источник: статистические данные Федеральной таможенной службы. URL: http://stat.customs.ru (дата обращения: 20.06.2016).

В то же время падение объемной доли было характерно в 2014 г. в сравнении с 2013 г. на такие группы товаров, как топливно-энергетические товары, драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, а также машины, оборудование и транспортные средства.

Импорт товаров в Россию в 2014 г. составил 286,7 млрд долл. США и по сравнению с 2013 годом снизился на 9,1 %, в том числе из государств дальнего зарубежья - на 253,9 млрд долл. США, из государств ближнего зарубежья - на 32,8 млрд долл. США. При этом импорт из стран дальнего зарубежья снизился на 8,1 %, а из стран СНГ - на 15,9 %.

Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств в структуре российского импорта в 2014 г. составил 47,6 % (в 2013 г. -48,5 %). Стоимостной объем импорта продукции машиностроения сократился по сравнению с 2013 г. на 10,8 %. Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем импорте в 2014 г. составила 13,9 %. Стоимостной объем ввоза данной продукции снизился на 7,7 %. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. сократились закупки продукции химической промышленности в стоимостном выражении на 7,1 %. Доля этой продукции составила 16,2 %. Доля российского импорта текстиля, текстильных изделий и обуви в 2014 г. составила 5,7 %, стоимостной объем ввоза данной продукции сократился на 9,5 %. По сравнению с 2013 г. снизился импорт металлов и изделий из них на 11,3 %, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - на 10,8 %. Доля этих товаров в общем импорте России в 2014 г. составила 6,8 и 2,1 % соответственно (рис. 8).

С,Л "

16,2

|

47,6

■ топливно-энергетические товары

■ металлы и изделия из них

продукция химической промышленности

■ машины,оборудование и транспортные средства продовольственные товары и сельскохозяйственное сурье драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них дреБесинаи целлюлозно-бумажные изделия

текстиль, текстильные из деля и обувь другие товары

Рис. 8. Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2014 г., %1

Важнейшим экономическим партнером России является Европейский Союз (в 2014 г. - 48,1 % российского товарооборота, в 2013 г. - 49,5 %), а также государства СНГ - 12,3 % (13,4 %), государства ЕврАзЭС - 7,2 % (7,3 %), государства АТЭС - 26,9 % (24,8 %).

Таблица 3

Объемы торговли со странами дальнего зарубежья (основными торговыми партнерами) и СНГ в 2014 г.

Страны дальнего зарубежья Товарооборот, млрд долл. США В % к 2013 г. Страны СНГ Товарооборот, млрд. долларов США В % к 2013 г.

Китай 88,4 99,6 Белоруссия 32,3 93,3

Нидерланды 73,3 96,5 Украина 27,8 70,2

Германия 70,1 93,5 Казахстан 21,5 90,9

Италия 48,5 90,9 Азербайджан 4,0 112,0

1 Источник: статистические данные Федеральной таможенной службы. РЫКЬ: http://stat.customs.ru (дата обращения: 20.06.2015).

Турция 31,6 96,6 Узбекистан 4,0 98,4

Япония 30,8 92,6 Киргизия 1,8 84,9

США 29,1 105,4 Молдова 1,8 103,3

Республика Корея 27,3 108,6 Армения 1,4 115,7

Польша 23,0 82,5 Туркмения 1,2 79,5

Соединенное Королевство 19,3 78,5 Таджикистан 0,9 121,8

Источник: статистические данные Федеральной таможенной службы. ЫКЬ: http://stat.customs.ru (дата обращения: 20.06.2016).

В целом в России сложилась достаточно стабильная структура экспорта и импорта с незначительными годовыми колебаниями как по отношению к товарным группам, так и государствам - торговым партнерам.

Возможности трансформации структуры экспорта и импорта России

Результаты предыдущего анализа позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на положительное сальдо торгового баланса, внешнеторговые операции России характеризуются существенной системной проблемой: преобладанием объемов экспорта минерально-сырьевых ресурсов над экспортом продукции обрабатывающих производств России или наукоемких отраслей. Но при этом важно отметить, что именно изменения в экспорте топливно-энергетических ресурсов и в целом сырья из России в значительной мере определяет экономический рост, что подчеркивается в целом ряде исследований [5; 6; 7]. Указанная тенденция свидетельствует о том, что риски во внешнеторговой деятельности, негативные факторы во внешней торговле напрямую будут иметь влияние на экономическую стабильность, рост и развитие в нашей стране.

Со стороны импорта наблюдается обратная направленность: большую часть импорта в Россию составляют машины, оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности, а также продовольствие и сельскохозяйственное сырье. В итоге складывается ситуация, что деятельность многих отраслей экономики просто невозможна без импортных товаров, необходимое количество оборудования и машин наполовину обеспечивается за счет импорта. Внутренний спрос на указанные товары значительно превышает внутреннее предложение, в итоге недостающая часть ресурсов может быть покрыта только за счет внешних источников1.

1 Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (с изм. от 29.06.2016) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения без-

В итоге общей тенденцией в структуре экспорта должно быть снижение доли сырьевых товаров, повышение экспортной доли высокотехнологичных товаров при сокращении долей импорта машин и оборудования, а также продовольственных товаров из зарубежных стран. Решение этой двойной задачи возможно только за счет повышения инновационности и конкурентоспособности товаров российских предприятий. В упоминаемой Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. указывается, что в настоящее время проекты в сфере высоких технологий не обладают способностью быстро обеспечить весомый вклад в рост ВВП в силу неразвитости данных областей и недостаточной конкурентоспособности данной продукции. Все производства машиностроительного сектора формируют в России около 3 % ВВП, тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые сферы - 28-30 % ВВП.

Разработчиками концепции прогнозируется, что потенциал вклада в увеличение темпов роста ВВП экономики знаний и наукоемкой продукции в 2014-2017 гг. может быть сравнен с вкладом традиционных секторов и стать выше вклада нефтегазового комплекса. К 2020 г. доля нефтегазового комплекса в структуре ВВП должна сократиться до 10-12 (с 18,7 % в 2007 г.), а вклад сектора высоких технологий и экономики знаний увеличится до 17-19 % (с 10,9 % в 2007 г.).

Согласно данным Росстата1 на 2014 г. вклад сектора добычи полезных ископаемых в структуру ВВП составляет 10,3 %, что соответствует программным показателям. При этом удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, за период 2019-2013 гг. увеличился с 7,7 до 9,9 %. А доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте в 2014 г. уже составила 23,5 %, что выше планируемых показателей 2020 г.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте не имеет поступательной динамики развития, для нее характерны некоторые колебания, но в целом имеется положительный тренд увеличения доли высокотехнологичных товаров в структуре ВВП (рис. 9).

опасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 32. Ст. 4470.

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 20.06.2016).

19,0 -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2 0 0 5 год 20 0 6 год 200 7 год 2003 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год

1

Рис. 9. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП, %'

В итоге экономика России имеет все шансы переориентироваться на экспорт продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в самой ближайшей перспективе.

К сожалению, в общем объеме экспорта доля высокотехнологичных товаров составляла 8,1 % в 2014 г. (8,3 % в 2013 г.), тогда как в импорте доля высокотехнологичных товаров составляет 60,5 % (61,4 % в 2013 г.) (рис. 10).

81,9 ад 39,5 60,5

Экспорт Импорт

■ Высокотехнологичные товары ■ Иные товары

Рис. 10. Доля высокотехнологичных товаров в экспорте и импорте России

за 2013-2014 гг., %1

1 Источник: собственная разработка на основании данных Федеральной службы государственной статистики. ЫКЬ: www.gks.ru (дата обращения: 20.06.2016).

Таким образом, российская экономика имеет потенциальные возможности для диверсификации структуры экспорта и импорта. Но за исследованный период времени этого не происходило. Можно выделить следующие причины данной ситуации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•традиции массового сырьевого экспорта, сложившиеся в СССР, а также сформировавшаяся в советские годы слабо диверсифицированная и закрытая система экономики;

•наличие возможности получать сверхприбыли предприятиями и дохода государством за счет экспорта сырья, рентабельность добычи и транспортировки которого превышает рентабельность функционирования большинства сфер обрабатывающей промышленности;

•несмотря на общую тенденцию увеличения инновационной составляющей в структуре производства, Россия отстает в процессах внедрения в НИОКР от западных стран. В соответствии с Глобальным индексом инноваций 2014 г. (Global Innovation Index 2014) [11] Россия располагается на 49 месте. Это место в общем рейтинге располагается между Таиландом (48) и Грецией (50). По мировым меркам инновационной продукции Россия не способна обеспечить выход на внешний рынок действительно конкурентоспособной продукции;

•неразвитость сельского хозяйства, в результате чего обеспечивается значительная доля импорта продовольствия.

При преодолении указанных трудностей возможна трансформация структуры российского экспорта с сырьевой направленности на инновационно-производственную, а в структуре импорта сокращение ввоза машин и продовольствия в Россию.

В результате исследования современного состояния и перспектив развития российской внешней торговли были сделаны следующие выводы.

1. Факторами, определяющими развитие внешней торговли России на современном этапе развития, являются следующие:

- усиление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС, Таможенного союза);

- организация внешней торговли России в соответствии с правилами Всемирной торговой организации;

- изменения в сфере государственного управления внешнеторговой деятельностью, направленные на борьбу с правонарушениями в сфере внешней торговли, оптимизацию работы таможенных органов и др.;

1 Источник: собственная разработка на основании данных Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 20.06.2016).

- влияние мирового финансового экономического кризиса 2008 г. и последующего посткризисного периода на динамику и структуру внешней торговли России;

- политическая и экономическая конфронтация стран Запада и России в 2014-2015 гг. в связи с нарушением Россией, по мнению западных держав, «правил мирового порядка» в связи с присоединением Крыма к России и политикой России в отношении самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

2. Россия является активным участником международных торговых процессов, доля экспорта России в мировом экспорте составляла 2,5 %. За период 2010-2013 гг. стоимостная структура экспорта имела тенденцию к увеличению с 397,06 млрд долл. США в 2010 г. до 286,66 млрд долл. в 2013 г., сократившись на 5,4 % в 2014 г. по сравнению с 2013 г. и составив 497,83 млрд долл. США. За январь-апрель 2015 г. экспорт товаров из России сократился на 28,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. В товарной структуре экспорта России за последние годы преобладают топливно-энергетические товары (69,5 %), металлы и изделия из них (8,1 %), продукция химической промышленности (5,9 %). Анализ структуры экспорта позволил сделать вывод о том, что экспортные операции в России характеризуются существенной системной проблемой: преобладанием объемов экспорта минерально-сырьевых ресурсов над экспортом продукции обрабатывающих производств России или наукоемких отраслей.

3. Импорт товаров в Россию на протяжении 2010-2013 гг. имел тенденцию к увеличению с 228,91 млрд долл. США в 2010 г. до 315,29 млрд долл. США в 2013 г. В 2014 г. произошло сокращение импортных операций на 9,1 %, и общий объем импорта в данном году составил 211,16 млрд долл. США. Та же тенденция продолжилась в январе-апреле 2015 г., когда импорт товаров и услуг в Россию сократился на 38,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. В структуре импорта основную долю занимали машины, оборудование и транспортные средства (47,6 %), продукция химической промышленности (16,2 %), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,9 %). Тревожным фактором является зависимость российских потребителей от импортного оборудования и машин, а продовольствия, что негативно сказывается на развитии национального производства и национальной безопасности.

4. За последние годы для России было характерно устойчивое положительное сальдо торгового баланса (211,16 млрд долл. США в 2014 г.). Этот показатель свидетельствует о конкурентоспособности экспортных отраслей экономики на внешнем рынке, имеет положительное влияние на экономику, обеспечивая укрепление национальной валюты и стабильность экономической системы. В общем

объеме оборота внешней торговли на долю стран дальнего зарубежья в 2014 г. приходилось 87,7 %, на долю стран СНГ - 12,3 %.

5. Экономика России имеет значительный потенциал для переориентирования экспорта в сторону продукции высокотехнологич-

w w w w п

ных и наукоемких отраслей в самой ближаишеи перспективе. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте в 2014 г. уже составила 23,5 %. Но практика внешней торговли такова, что в общем объеме экспорта доля наукоемких товаров составляла 8,1 % в 2014 г. (8,3 % в 2013 г.), тогда как в импорте доля высокотехнологичных товаров составляла в 2014 г. 60,5 % (61,4 % в 2013 г.). Причинами такой ситуации являются традиции массового сырьевого экспорта, сложившиеся в СССР, наличие возможности получать сверхприбыли предприятиями и государством за счет экспорта сырья, отставание процессов внедрения НИОКР от западных стран, недостаточное развитие сельского хозяйства.

При преодолении указанных трудностей возможна трансформация структуры экспорта России с сырьевой направленности на экспорт инновационной продукции, а в структуре импорта уменьшение ввоза машин и продовольствия в Россию.

Таким образом, для изменения структуры экспорта и импорта нашему государству необходимо проводить активную инновационную политику, поддерживать внедрение НИОКР в производство, создавать условия для экспортирования конкурентоспособной продукции на внешний рынок.

Список литературы

1. Андрианов Д.Л. и др. Моделирование внешней торговли и оценка рисков недостоверного декларирования товаров в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности РФ. Комплексный подход, основанный на современных информационных технологиях // Управление экономическими системами. - 2011. - № 12. Электронный журнал. - URL: http://uecs.ru/uecs-36-122011 (дата обращения: 20.06.2016).

2. Бушенева Ю.И. Внешнеэкономическая деятельность. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - 80 с.

3. Бушенева Ю.И. Экономическая оценка интеграции Крыма в российскую экономику // Россия в XXI веке: экономические, правовые и социально-культурные перспективы развития: материалы Х Международная научно-практическая конференция, Москва, 1 дек. 2014 г. / отв. ред. А.А. Власов. - М.: РУДН, 2015. - С. 364-369.

4. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. -М., 2014. - 216 с.

5. Ершов М.В. Мировая конъюнктура и Россия: некоторые итоги 2013 года и перспективы развития // Деньги и кредит. - 2014. - № 3. - С. 12-16.

6. Красавина Л.Н. Проблемы обновления концептуальных основ регулирования внешнеэкономических рисков России в условиях интеграции в мировую экономику и членства в ВТО // Деньги и кредит. - 2013. - № 9. - С. 10-16.

7. Кузьмин А.Ю. Моделирование динамики российского экспорта // Финансы и кредит. - 2014. - № 34. - С. 26-30.

8. Потери России от присоединения ВТО. Доклад аналитического центра «ВТО-информ». - URL: www.wto-inform.ru (дата обращения: 20.06.2016).

Интернет-ресурсы

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -URL: www.gks.ru (дата обращения: 20.06.2016).

10. Статистические данные Федеральной таможенной службы. - URL: http://stat.customs.ru (дата обращения: 20.06.2016).

11. Global Innovation Index 2014. - URL: http://www.globalinnovationindex. org/content.aspx?page=GII-Home (дата обращения: 21.06.2016).

12. WTO, Trade Statistics. - URL: wto.org (дата обращения: 15.06.2016).

References

1. Andrianov D.L. i dr. Modelirovanie vneshnej torgovli i ocenka riskov nedos-tovernogo deklarirovanija tovarov v sfere gosudarstvennogo regulirovanija vnesh-netorgovoj dejatel'nosti RF. Kompleksnyj podhod, osnovannyj na sovremennyh informacionnyh tehnologijah. Upravlenie jekonomicheskimi sistemami. 2011, № 12. Jelektronnyj zhurnal. Rezhim dostupa http://uecs.ru/uecs-36-122011 (data obrash-henija: 20.06.2016).

2. Busheneva Ju.I. Vneshnejekonomicheskaja dejatel'nost'. St. Petersburg: LGU im. A.S. Pushkina, 2015. 80 p.

3. Busheneva Ju.I. Jekonomicheskaja ocenka integracii Kryma v rossijskuju jekonomiku . Rossija v XXI veke: jekonomicheskie, pravovye i social'no-kul'turnye perspektivy razvitija: Materialy H Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 1 dekabrja 2014 g. otv. red. A.A. Vlasov. Moscow: RUDN, 2015, рр. 364369.

4. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz. Voprosy i otvety. Cifry i fakty. Moscow, 2014. 216 p.

5. Ershov M.V. Mirovaja konjunktura i Rossija: nekotorye itogi 2013 goda i perspektivy razvitija. 2014, № 3, pp. 12-16.

6. Krasavina L.N. Problemy obnovlenija konceptual'nyh osnov regulirovanija vneshnejekonomicheskih riskov Rossii v uslovijah integracii v mirovuju jekonomiku i chlenstva v VTO. Den'gi i kredit, 2013, № 9, pp. 10-16.

7. Kuz'min A.Ju. Modelirovanie dinamiki rossijskogo jeksporta. Finansy i kredit. 2014, №34, pp. 26-30.

8. Poteri Rossii ot prisoedinenija VTO. Doklad analiticheskogo centra «VTO-inform». Rezhim dostupa: www.wto-inform.ru (data obrashhenija: 20.06.2016).

Internet resources

9. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. - Rezhim dostupa: www.gks.ru (data obrashhenija: 20.06.2016).

10. Statisticheskie dannye Federal'noj tamozhennoj sluzhby. Rezhim dostupa: http://stat.customs.ru (data obrashhenija: 20.06.2016).

11. Global Innovation Index 2014. - Rezhim dostupa: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=GII-Home (data obrashhenija: 21.06.2016).

12. WTO, Trade Statistics. - Rezhim dostupa: wto.org (data obrashhenija: 15.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.