Научная статья на тему 'Особенности взаимной торговли России со странами СНГ'

Особенности взаимной торговли России со странами СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6279
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА / КОНТРАКТНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЦЕНЫ / ИНДЕКС "УСЛОВИЙ ТОРГОВЛИ" / ТОРГОВОЕ САЛЬДО / РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / TRADE TURNOVER / EXPORT AND IMPORT STRUCTURE / CONTRACT GOODS PRICES / TERMS OF TRADE / TRADE BALANCE / FREE TRADE REGIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Алексей Владимирович

В статье рассматриваются особенности внешней торговли товарами России и стран Содружества, оценивается влияние мирового финансово-экономического кризиса на динамику, структуру и перспективы взаимной торговли, дается характеристика торгового режима. Показана важная роль торговли с СНГ для экономического развития нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article finds out specific features of foreign trade between Russia and CIS countries, considers the influence of the world economic crisis on the growth, structure and perspectives of mutual trade and also raises a question of trade regime. The important role of trade with CIS for the economic development of our country is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимной торговли России со странами СНГ»

Особенности взаимной торговли России со странами Содружества Независимых Государств

А.В. Андреев

Торгово-экономические отношения со странами Содружества Независимых Государств (СНГ), ближайшими соседями нашей страны, традиционно являются важнейшим направлением внешнеэкономических связей России.

После распада Советского Союза, на начальном этапе трансформации региона СНГ (1992-1994 гг) экономические связи между бывшими республиками развивались как бы по инерции, в режиме функционирования единого народнохозяйственного комплекса СССР: не было ни таможенных границ, ни экспортно-импортных пошлин, во взаимных расчетах обращался советский рубль. Существовали даже обязательные государственные поставки продукции из России для стран СНГ, на которую устанавливались преференциальные цены. Экономическое единство в регионе поддерживалось финансовым донорством России, которая тратила миллиарды рублей на поддержание взаимной торговли и на функционирование рублевой зоны.1

В августе 1993 г. РФ ввела в обращение новый российский рубль, отказавшись от использования советских рублей во внутреннем обороте и в расчетах с партнерами по СНГ. Распад рублевой зоны подтолкнул введение в обращение национальных валют во всех государствах Содружества. В итоге межреспубликанские связи на пространстве СНГ трансформировались в межгосударственные: возникли таможенные барьеры, торговля стала осуществляться после 1994 г. по мировым (или приближенным к ним) ценам, преимущественно с расчетами в долларах, а также в национальных валютах или по бартеру.

Рыночная трансформация национальных экономик в России и других странах Содружества сделала неизбежным свертывание и раз-

рыв многих межреспубликанских хозяйственных связей, которые оказались в новых экономических условиях неэффективными.

Развитие внешнеторгового оборота России с СНГ в 1994-2009 гг. происходило неравномерно. Устойчиво высокие темпы торгового обмена характерны только для периода 2003-2008 гг.: среднегодовой темп прироста составил 26,5% (по сравнению с 6% в 1994-1997 гг.). Факторами, оказавшими влияние на увеличение стоимостных объемов взаимной торговли в эти годы, явились рост мировых цен на основные сырьевые товары российского экспорта (особенно нефть), а также импорта; предпринятые российским правительством шаги по переходу в торговле со странами СНГ на рыночные партнерские отношения;2 расширение потребительского и инвестиционного спроса в регионе в связи с выходом всех постсоветских стран на траекторию устойчивого развития (с 1999 г.).

По расчетам, в 2002-2008 гг. товарооборот России и СНГ увеличился за счет ценового фактора на 53,4%, а за счет физического объема - на 46,6%. Индекс «условий торговли» (соотношение средних экспортных и импортных цен) в этом периоде был благоприятным для России (112).3 В условиях резких колебаний мировой конъюнктуры на сырьевые товары ценовой фактор играет особую роль для развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ, что обусловлено высокой долей ресурсной составляющей в структуре взаимной торговли, особенно в российском экспорте (около 70%).

Рост взаимного внешнеторгового оборота в 1994-2009 гг. дважды сменялся спадом. В 1999 г. стоимостной объем торговли уменьшился (на 38% по сравнению с 1998 г.) в связи с

дефолтом в августе 1998 г. и последовавшим ухудшением финансового положения России и партнеров по СНГ, экономически тесно связанных с нашей страной. Распространение глобальных кризисных явлений на рынки стран постсоветского пространства в конце прошлого десятилетия, сопровождавшееся снижением импортного спроса и существенным падением контрактных товарных цен, привело в 2009 г. к уменьшению взаимной торговли на 35,8% (по сравнению с 2008 г.); наиболее значительно сократилась стоимость российского импорта из Содружества - на 40% по сравнению с экспортом - на 33%.4

Падение внешнеторгового оборота России со странами СНГ в 2009 г. явилось более существенным, чем кризисное снижение стоимостного объема мировой торговли товарами и услугами (на 11,9%, по данным МВФ)5, что обусловлено высокой долей в закупках и продажах промежуточной продукции (топливо, сырьё, материалы), спрос и цены на которую в условиях кризиса упали наиболее сильно.

В целом за период 1994-2009 гг. стоимостной объем торговли России со странами СНГ увеличился в 2,8 раза, составив 68,5 млрд долл. (в текущих ценах), в то время как внешнеторговый оборот с остальными странами мира возрос более, чем в 5 раз. Невысокая конкурентоспособность взаимопоставляемых изделий, платежные трудности партнеров по Содружеству, слабая дисциплина выполнения контрактов, периодически вводимые ограничения на поставки товаров с целью защиты национальных производителей, высокие предпринимательские риски сотрудничества (особенно с Киргизией, Таджикистаном), большие транспортные издержки (в том числе из-за необходимости осуществлять транзит через территорию третьих стран) оказали сдерживающее влияние на развитие взаимной торговли. Нала-

живание импортозамещающих производств в России и ряде стран СНГ (в связи с дефолтом и резкой девальвацией рубля в 1998 г., соображениями экономической, политической и военной безопасности) также негативно повлияло на динамику взаимной торговли. В последние годы политическая напряженность отношений с отдельными странами привела к срыву перспективных кооперационных проектов (например, с Украиной), свертыванию взаимодействия в сфере ОПК, а также в авиационной промышленности и других наукоемких отрас-лях.6

Одной из особенностей взаимной торговли является ее несбалансированность. За последние годы основные торговые партнеры сильно сдали свои позиции на российском рынке, но сохранили высокую степень зависимости от поставок российских энергоносителей. Около 90% активного сальдо в 2005-2009 гг. обеспечивал профицит баланса торговли топливноэнергетическими товарами.

Начиная с 2001 г. положительное сальдо торгового баланса России как в целом с СНГ, так и с каждой страной региона имело тенденцию к росту; максимальных значений превышение экспорта по сравнению с импортом достигло в 2008 г., составив 33 млрд долл. (против 3,8 млрд долл. в 1994 г.). В 2009 г. Россия осталась крупным нетто-экспортером, хотя положительное сальдо торговли уменьшилось (на 8 млрд долл.). Большое активное сальдо торгового баланса является неблагоприятным для российской стороны, так как зачастую приводит к задержкам платежей стран-партнеров7, вынужденному предоставлению кредитов, закупке товаров не первой необходимости.

За последние полтора десятилетия роль стран СНГ во внешней торговле России заметно снизилась: если в 1994 г. на них приходилось 24% товарооборота, то в 2009 г. - только 14,6%.

Таблица 1

Динамика доли стран СНГ в объеме внешней торговли России в 1994-2009 гг. (в %)

1994 г. 1998 г. 2000 г. 2002 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Оборот 23,9 21,8 18,6 16,9 15,2 14,7 15,0 14,5 14,6

Экспорт 22,3 19,2 13,4 14,7 13,5 14,0 15,0 14,9 15,5

Импорт 26,7 26,0 34,3 22,0 19,2 16,2 15,0 13,7 13,0

Источник: «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации». Годовые сборники за соответствующие годы. ФТС. М.

Снижение доли стран Содружества в экспорте и импорте РФ отражает естественный процесс диверсификации торговых потоков всех постсоветских стран в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, рыночной трансформации, прихода новых собственников. Основными причинами переориентирования торгово-экономических связей России и стран СНГ на дальнее зарубежье явились широкие возможности удовлетворения импортных потребностей в разнообразных качественных товарах инвестиционного и потребительского назначения, включая высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, а также большая степень надежности платежно-расчетных отношений, в ряде случаев - экономия на транспортных издержках и таможенных платежах.

Несмотря на снижение удельного веса СНГ в экспорте России (с 22% в 1994 г. до 15,5% в

2009 г.), в последние годы страны региона имеют существенно большее значение для широкого круга российских экспортеров готовой промышленной продукции. Указанное снижение обусловлено главным образом переориентированием поставок топлива на рынки дальнего зарубежья: если в 1992-1994 гг. на СНГ приходилось 40% суммарного российского экспорта энергоресурсов (в натуральном выражении), то в 2007-2008 гг. - 14,7%. В то же время возросла составляющая стран Содружества в экспорте продукции обрабатывающей промышленности. В частности, в 2008 г. на страны СНГ приходилось 70-80% российского экспорта автомобилей, готовых химических товаров, лекарств, продуктов питания, текстиля и одежды, строительных материалов, более 30-40% экспорта готовой сталелитейной продукции, бумаги и картона, древесных плит и изделий из дерева. СНГ является для России крупным рынком сбыта машиностроительной продукции: в 2007-2008 гг. в странах было реализовано около 50% (34% в кризисном 2009 г.) общего объема экспортированных машин, оборудования и транспортных средств. За счет улучшения маркетинга, расширения товаропроводящих сетей, создания сборочных предприятий в странах-потребителях отечественные предприятия обеспечили более полную загрузку своих мощностей. Однако, расширение экспорта машиностроительной продукции базировалось в основном на старых моделях техники, производимых на основе советских стандартов и технических условий.

Важной характеристикой российского экспорта в СНГ является существенно более широкая номенклатура поставляемых изделий по сравнению с дальним зарубежьем. Так, в 2008 г. Россия экспортировала в Украину 195 позиций (с объемом поставок свыше 10 млн. долл. по четырехзначным кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), в Белоруссию 191, Казахстан 188 по сравнению с крупнейшими партнерами из дальнего зарубежья - Германией (69), КНР (51), Турцией (49), Нидерландами (42), Италией (41), США (39), Польшей (36), Великобританией (32).8

Что касается удельного веса региона в совокупном объеме импорта РФ, то он снизился в 1994-2009 гг. более значительно (на 13,7 п.п.) по сравнению с экспортом (на 6,8 п.п.). Это обусловлено тем, что Россия в последнее десятилетие активно импортировала высококачественные товары инвестиционного и потребительского назначения из стран дальнего зарубежья, которые партнеры из СНГ чаще всего не в состоянии предложить.

В то же время по ряду групп товаров роль импорта из стран Содружества для развития российской экономики значительна. Это, прежде всего, минеральное сырье и полуфабрикаты, дефицитные в России или использование которых более рационально в отдельных российских регионах по сравнению с отечественной продукцией. В 2009 г. на долю стран СНГ пришлось почти 72% стоимости российского импорта минеральных продуктов, около 31% металлов и изделий из них.

Страны, обладающие богатыми природными ресурсами (прежде всего, Казахстан, Туркмения, Узбекистан), обеспечивают основную часть потребностей России в импорте руд и концентратов железных, марганцевых, медных и хромовых, глиноземе, каменном угле, черных металлах, уране. Продолжение сотрудничества со странами СНГ позволит России укрепить собственную ресурсную базу, сохранить позиции крупнейшего игрока на мировом энергетическом рынке. Уже в ближайшие годы в связи со снижением темпов прироста газодобычи в России значительно возрастет доля среднеазиатского газа в обеспечении долгосрочных зарубежных контрактов “Газпрома”.

Высока также доля государств Содружества в импорте отдельных видов сельскохозяйственного сырья (хлопок) и продовольствия (подсолнечное масло, сахар, молоко, др.), не-

обходимых для развития легкой и пищевой промышленности, обеспечения снабжения внутреннего рынка.

Импортируемая из СНГ готовая промышленная продукция как дополняет внутренний рынок (например, прокат черных металлов, стальные трубы, железнодорожная техника), так и жестко конкурирует с отечественными товарами. По ряду видов промышленной продукции (например, прокатное оборудование, тракторы) страны СНГ занимают на российском рынке более прочные позиции, чем отечественные производители. Во многом это связано с государственной поддержкой, оказываемой в Белоруссии и Украине развитию национальной промышленности.

Структура торговли России со странами СНГ в 1994-2009 гг. оставалась достаточно стабильной. Значительные колебания удельного веса (свыше 10%) в отдельные годы рассматриваемого периода были характерны для экспорта группы «минеральные продукты» и импорта «металлы и изделия из них». Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., вызвавший снижение цен и физических объёмов поставок продукции ТЭК и сжатие спроса на остальные промышленные товары, привел к определенным изменениям структуры взаимной торговли. Уменьшились удельные веса готовых промышленных товаров и, прежде всего, машиностроительной продукции (в экспорте на 5%, импорте - на 6% по сравнению с 2007 г.), металлов и изделий из них (на 3% и 5% соответственно); одновременно произошло повышение доли минеральных продуктов (экспорт) и продовольственных товаров (импорт).

В экспорте России лидирующие позиции традиционно принадлежат группе «минеральные продукты (43-53% в 2004-2009 гг.); далее следуют машины, оборудование и транспортные средства (13-19%), «металлы и изделия из них» (8-14%), «продукты химической промышленности» (9,0-10%), «продовольственные товары и сырье для их производства» - (4-7%), «древесина и целлюлозно-бумажные изделия»

- (2-4%).

Несмотря на минимальные за последние шестнадцать лет значения удельного веса товарной группы «машины, оборудование и транспортные средства» (13,1% в 2009 г.) с точки зрения структуры экспорта Россия выигрывает от взаимодействия с постсоветски-

ми странами. (В 2009 г. в экспорте России в страны вне СНГ на долю минерального топлива приходилось 70% по сравнению с машинами и оборудованием - 4,6%.)

На формирование экспортной структуры положительно влияют сохранившиеся с советских времен производственные связи родственных предприятий России и партнеров по СНГ; прямые капиталовложения российских компаний в экономику этих стран, нередко сопровождающиеся товарными поставками готовых промышленных изделий; реализация в государствах Содружества крупных энергетических и инфраструктурных объектов (сооружение ГЭС, трубопроводов); поставки военной техники и вооружений.

Товарная структура импорта России из стран СНГ имеет отличия по сравнению с экспортом. Основными товарными группами российского импорта из стран Содружества традиционно выступают изделия машиностроения, на которые в 1994-2009 гг. приходилось 22-29%, продовольственные товары (17-22%), а также металлы и изделия из них (11-21%) по сравнению с химическими продуктами (7-14%), текстилем, текстильными изделиями и обувью (510%). Несмотря на относительно высокую долю изделий машиностроения страны СНГ играют скромную роль в модернизации российской экономики. Об этом свидетельствует составляющая Содружества в совокупном объеме импортируемых Россией изделий машиностроения (8% в 2008-2009 гг.) и высокий удельный вес потребительских товаров (грузовых и легковых автомобилей) в данной товарной группе.

Структура взаимной торговли отражает сложившееся между Россией и странами Содружества межотраслевое разделение труда: топливо и сырье Россия обменивает преимущественно на продукцию машиностроения, черные и цветные металлы, изделия из них, а также сельскохозяйственные товары и продовольствие. Внутриотраслевая кооперация производства (является мотором динамичного развития внешней торговли и основой экономического сближения развитых стран мира) развита слабо: доля кооперационных поставок не превышает 6% объема торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами.9 Это связано с деградацией обрабатывающей промышленности и, прежде всего, наукоемких про-

изводств в России и странах СНГ в годы реформ, слабым использованием возможностей развития производственного сотрудничества на базе совместной собственности в силу недостатка финансовых средств у производителей, недостаточной государственной поддержки экспорта и зарубежных капиталовложений.

Одной из особенностей взаимной торговли является система контрактных цен, которые по ряду товаров разнятся от мировых. Так, в 2009 г. Россия платила партнерам по СНГ более высокие, чем странам дальнего зарубежья, цены за сахар, мясо птицы, каучук (натуральный и синтетический), хотя по углю каменному, трубам стальным, хлопку, злакам, молоку, маслу подсолнечному цены в ее импорте из СНГ были ниже. Аналогично в экспорте получали меньше за нефть, газ, азотные удобрения, лесоматериалы обработанные, но больше по черным металлам, никелю и изделиям из него, алюминию, целлюлозе, бумаге и ряду других продуктов. Такие различия можно объяснить административным воздействием на ценообразование в силу специфики партнерских отношений: межгосударственные договоренности продолжают оказывать большое влияние на развитие торгово-экономических отношений России и стран СНГ. В частности, установленная более низкая (по сравнению со стандартной) пошлина на нефть, экспортируемую в РБ,10 и ее отсутствие при поставках в другие страны ЕврАзЭС, более низкие тарифы на поставляемый в страны СНГ природный газ являются причиной отличий средних контрактных цен на энергоносители от аналогичных продаж в Западную Европу.

Наряду с упущенной выгодой,11 чувствительным для России следствием более низких экспортных контрактных цен на энергоносители стало повышение конкурентоспособности многих видов выпускаемой в странах Содружества промышленной продукции, жестко конкурирующей с аналогичными российскими товарами на мировых рынках. Особенно это касается производимых из нефти и газа товаров и энергоемкой продукции (нефтепродукты, азотные удобрения, разнообразные продукты нефтехимии, металлоизделия и др.).

Свои особенности имеет и географическая структура торговли России с СНГ, характеризующаяся высокой степенью концентрации торговых потоков. Основное влияние на объем и

структуру торговли России с Содружеством оказывает сотрудничество с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, на долю которых традиционно приходится 84-89% внешнеторгового оборота РФ со странами региона. Эти три наиболее развитые страны СНГ входят в число важнейших партнеров России: в 2009 г. Белоруссия (5% товарооборота) занимала 5-е место, Украина (4,9%) - 6-е место, Казахстан (2,7%) - 13-е. Внешнеэкономические связи с остальными государствами СНГ не получили существенного развития; с долей 0,1 -0,5% общего объема товарооборота РФ они занимают отдаленные позиции в списке торговых партнеров нашей страны, в том числе Узбекистан

- 32-е, Азербайджан - 37-е, Киргизия - 47-е, Армения - 50-е.

Белоруссия (34% внешнеторгового оборота с СНГ в 2009 г.) является привилегированным партнером России в СНГ в связи со строительством единого Союзного государства (СГРБ), созданием Таможенного союза и формированием единого экономического пространства, а также важным военно-стратегическим и транзитно-транспортным значением этой страны. Торговые связи интенсивно развиваются (товарооборот в 1994-2009 гг. увеличился в 4,5 раза) благодаря получению Белоруссией большого объема российских энергоносителей по льготным ценам, наращиванию экспорта готовой промышленной продукции в РФ, конкурентоспособность которой обеспечивается, в том числе, более низкой оплатой труда, государственной поддержкой.

Важнейшим торговым партнером России на постсоветском пространстве традиционно выступает Украина (33% стоимости торговли с СНГ), имеющая развитый производственнотехнологический и научный потенциал, исторически сложившиеся кооперационные связи с РФ и сохраняющая высокую зависимость от российских поставок энергетических товаров. Россия и Украина являются друг для друга крупными рынками сбыта готовой промышленной продукции и, прежде всего, машин и оборудования.

Экономический потенциал Казахстана (третий по величине на постсоветском пространстве после России и Украины), богатая сырьевая база (нефть, газ, уран, руды цветных металлов), емкий внутренний рынок позволяют динамично развивать обмен с этой страной,

занимающей третье место в торговле России со странами СНГ. Особое значение имеет приграничное сотрудничество двух стран с учетом протяженной российско-казахстанской государственной границы (7,5 тыс. км). На долю приграничных регионов России и Казахстана приходится около 35% общего объема товарооборота.

Взаимная торговля России и стран СНГ осуществляется на основе межправительственных двусторонних соглашений о свободной торговле, которые были заключены в 19921993 гг. Фиксируя отсутствие межгосударственных барьеров в торговле, двусторонний режим свободной торговли характеризуется значительными административными издержками, связанными с определением страны происхождения товара и проведением соответствующего контроля, периодически возникающими торговыми конфликтами, а также сохраняющимися изъятиями в отношении экспорта и импорта некоторых товаров.

Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без ввозных таможенных пошлин и применения количественных ограничений. При этом экспорт российских товаров в страны СНГ (кроме членов Ев-рАзЭС)12 не освобождается от обложения вывозными таможенными пошлинами: на ряд российских экспортных топливно-сырьевых товаров и материалов (около 400 тарифных позиций) установлены экспортные пошлины.

Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ, не входящими в ЕврАзЭС, предусматривал изъятия по наиболее чувствительным товарам. Наиболее часто из режима свободной торговли исключались подакцизные товары (табак и табачные изделия, алкогольные напитки), а также сахар. К настоящему времени таких ограничений осталось очень немного, и они подлежат постепенной отмене. Например, в соответствии с графиком отмены изъятий из режима свободной торговли между Россией и Украиной (соответствующий Протокол вступил в силу 2 февраля 2006 г.) с января

2006 г. ликвидирована ввозная пошлина на табак и кондитерские изделия, с января 2010 г. -на спирт; с 1 января 2013 г. будет отменена пошлина на сахар белый.

В рамках ЕврАзЭС режим свободной торговли действует без каких-либо изъятий и ог-

раничений в отношении ввозных или вывозных таможенных пошлин. Исключением является экспортная пошлина, действующая на поставки нефти в Белоруссию с 2007 г.13

Особенностью торговли России и Украины является широкое использование нетарифных ограничений в форме антидемпинговых пошлин и специальных защитных мер. В частности, на начало октября 2009 г. на Украине действовало или находилось в стадии рассмотрения 14 защитных процедур в отношении российских товаров, в России - 6 против украинских това-ров.14 Специальные защитные расследования против российских товаров были возбуждены в 2008-2009 гг. Казахстаном (кондитерские изделия, вата, кровельные материалы) и Киргизией (сахар белый, мука).

Использование защитных процедур в России и ряде стран СНГ связано с активизацией политики по защите отечественных товаропроизводителей от недобросовестного или резко возросшего импорта, а также стремлением улучшить конкурентные позиции на внутреннем рынке страны-партнера. Однако, кроме России и Украины, другие страны СНГ относительно редко применяют специальные защитные и, особенно, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Причинами выступают не только отсутствие необходимого опыта, но и широкое использование административных нетарифных мер, ограничивающих взаимную торговлю.

Белоруссия, сохраняющая государственный контроль в сфере внешнеторговой деятельности, лидирует среди партнеров РФ по количеству торговых барьеров, носящих административный характер (лицензирование, завышенные по сравнению с международными стандартами и нормами требования к российской продукции, ограничения на участие в госзакупках и проч.). По информации Минэкономразвития РФ, по состоянию на начало 2010 г. Белоруссия применяла 24 нетарифные меры в отношении импорта российских товаров по сравнению с ЕС

- 17, Украиной - 13, СшА - 11.15 Под нажимом национальных отраслевых лобби наша страна, в свою очередь, ограничивала в последние годы импорт из Белоруссии сахара и конфет, мяса, молока, молочных изделий и др.

Отметим также, что Казахстан, Азербайджан, Армения используют с 2008-2009 гг. налоговые средства регулирования импорта ал-

когольной продукции из России; Молдова взимает дополнительный налог за упаковку из пластика и tetra pack (плата за загрязнение окружающей среды). Узбекистан до января 2010 г. сдерживал поступление автотранспортных средств категорий «М2», «М3», «N2» на свой внутренний рынок техническими барьерами.

Россия, в свою очередь, вводила в 2005-

2007 гг. запреты на ввоз всех видов животноводческой продукции из Украины, вин и вино-материалов, коньяка из Грузии и Молдавии, а также грузинских минеральных вод «Боржоми» и «Набеглави». В 2009 г. после совместной аттестации поставка в Россию продукции 14 предприятий мясной и 13 предприятий молочной промышленности Украины была вновь разрешена. Улучшение качества позволило снять нетарифные барьеры на ввоз вина, виномате-риалов и коньяка из Молдавии. Запретные меры в отношении импорта алкогольной продукции и минеральной воды из Грузии действуют и поныне. Наряду со стремлением повысить качество поставляемой на внутренний рынок продукции немалую роль в ограничении импорта из Грузии и Молдавии сыграло обострение политических отношений с этими странами.

Экономические отношения России с Белоруссией и Украиной осложнены «торговыми войнами». С РБ в 2004 г. возник конфликт с ценами на российский природный газ, и «Газпром» впервые в российской истории приостановил его отгрузки. На рубеже 2006/2007 гг. конфликт был связан с введением Россией экспортной пошлины на нефть; на рубеже 2009/ 2010 гг. - с отменой с 1 января 2010 г. понижающего коэффициента пошлины на объем нефти, превышающий внутренние потребности страны (6,3 млн т). Позиция российской стороны обоснована потерями, которые несет российский бюджет, а также снижением конкурентоспособности российских нефтеперерабатывающих предприятий на внешнем рынке.

«Торговые войны» с Украиной обусловлены просрочками платежей за поставляемый природный газ и несанкционированным его отбором украинской стороной. Полное прекращение экспорта и транзита газа через территорию Украины в январе 2009 г. привело к таким негативным последствиям, как остановка ряда промышленных предприятий в Европе, уменьшение снабжения бытового сектора. «Энергетические» войны нанесли материальный и мо-

ральный ущерб обеим сторонам конфликта, подорвали международный престиж России как надежного поставщика энергоресурсов.

Эти и другие торговые споры между Россией и странами Содружества разрешаются на двустороннем уровне политическими средствами; многосторонний механизм урегулирования взаимных претензий в рамках СНГ отсутствует.

В целом преференциальный режим торговли с СНГ не дает российским экспортерам ощутимых преимуществ по сравнению с хозяйствующими субъектами третьих стран. Дело в том, что в результате либерализации импортного режима среднеарифметические таможенные тарифы по ставкам наибольшего благоприятствования в странах Содружества (кроме Белоруссии и Узбекистана) относительно невысоки, причем большое количество позиций не облагается пошлинами. В 2008 г. среднеарифметический импортный тариф РФ составлял около 11%, по сравнению с 9% в Азербайджане, 8% в Таджикистане, 6% в Казахстане, 5,5% в Украине, менее 5% в Молдавии и Киргизии, 3% в Армении и 1,4% в Грузии.16

Напротив, сравнительно высокий уровень внешней тарифной защиты России создает реальные преимущества для предпринимательских структур из стран СНГ, пользующихся беспошлинным режимом во взаимной торговле.

Важные изменения в регулировании взаимной торговли России с Белоруссией и Казахстаном произойдут, когда в полном объеме заработает Таможенный союз трех стран: помимо введения Единого таможенного тарифа и передачи на уровень ТС полномочий в области таможенно-тарифной политики с 1 января

2010 г., будут унифицированы таможенные правила и процедуры, не будут применяться нетарифные барьеры, а также облагаться экспортной пошлиной нефть, поступающая в Белоруссию. Однако, сохранится возможность использования защитных мер (антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер), а также запретов и ограничений импорта и экспорта, необходимых для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и культурных ценностей.

Начиная с 2011-2012 гг. можно ожидать устойчивого, но умеренного роста стоимост-

ных объемов торговли России и стран СНГ. Преодоление последствий финансового кризиса и экономического спада в мировом хозяйстве положительно скажется на динамике взаимных экономических связей. Однако, полагаем, что докризисные объемы товарооборота будут достигнуты не ранее середины текущего десятилетия. Фактором, который может оказать стимулирующее влияние на расширение взаимной торговли, явится формирование многосторонней зоны свободной торговли в рамках СНГ, намеченное Стратегией экономического развития СНГ на период до 2020 г.

Товарная структура взаимной торговли в ближайшие 10-15 лет не претерпит существенных изменений: основной статьей российского экспорта в СНГ останутся энергоносители, импорта - изделия машиностроения.

Динамика взаимной торговли в обозримой перспективе будет определяться повышением конкурентоспособности производимой продукции на основе перехода России и стран СНГ на инновационный путь развития, углублением научно-технического, производственного и инвестиционного взаимодействия предпринимательских структур постсоветских стран, а также улучшением инфраструктуры сотрудничества, поддержкой экспорта и инвестиций на государственном уровне.

В обозримой перспективе Украина, Белоруссия и Казахстан сохранят свои позиции основных торговых партнеров России в регионе СНГ. Стимулировать расширение внешнеэкономических связей с Белоруссией и Казахстаном будет завершение создания Таможенного союза и формирование единого экономического пространства, в рамках которого предполагается обеспечить свободное обращение товаров, услуг и капиталов трех стран.

Примечания:

1. По оценке, в 1992 г. на помощь странам СНГ было израсходовано 17 млрд. долл., в том числе 5 млрд. долл. (около 10% ВВП России) в виде технических кредитов на сбалансирование платежных балансов и 12 млрд долл. - на субсидирование цен на поставлявшиеся в регион энергоносители. (Б. Хейфец. Роль экономической помощи в стратегических альянсах России. С. 257/К каким альянсам ведет «цивилизованный развод». Материалы «круглого сто -

ла» к 15-летию образования СНГ Институт Экономики РАН, 2007.)

2. Конкретными шагами, направленными на развитие взаимодействия России и членов Содружества на основе взаимной выгоды, в соответствии с рыночными принципами, стало решение Газпрома о повышении тарифов на газ для Армении, Грузии, Молдавии и Украины с 1 января 2006 г и для Белоруссии - с 1 января 2007 г, а также введение российским правительством экспортной пошлины на поставляемую в Белоруссию нефть.

3. Рассчитано на основе: «Российский статистический сборник». Росстат. М.; «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации». Годовой сборник. ФТС. М. (за соответствующие годы)

4. В 2009 г взаимный товарооборот сократился по физическому объему на 17,2% (экспорт на 12,1%, импорт на 23,1%) при снижении цен - на 23,3% (экспорт на 23,6%, импорт на 22,5%). Индекс «условий торговли» сложился неблагоприятно для нашей страны (за счёт низких показателей первого полугодия), составив 98,6. (Рассчитано на основе: www.customs.ru;www.gks.ru)

5. IMF. “World Economic Outlook”, October 2009.

6. Например, российская компания «Тактическое ракетное вооружение» постепенно сокращает закупки у ОАО «Мотор Сич» (Украина) маршевых двигателей для крылатых ракет, замещая их поставками с Рыбинского моторостроительного завода.

7. В частности, отметим, что задолженность Приднестровья за российский газ на середину января 2010 г достигла 2,3 млрд долл. (БИКИ .№34, 25 марта 2010 г, с. 2)

8. Рассчитано на основе: «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации 2008». Годовой сборник. ФТС. М., 2009.

9. Шишков Ю.В. Кооперирование в машиностроении стран СНГ: не расширение, а свертыва-ние//Евразийская экономическая интеграция, 2008, №1, с.45.

10. С 2010 г пошлина ликвидирована на 6,3 млн т нефти, необходимых для удовлетворения внутренних потребностей Белоруссии. Нефть, поступающая в страну сверх этого количества, подлежит обложению стандартной экспортной пошлиной.

11. В 2007 г. условные потери российской стороны только с учетом фактических объемов нефтя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.