Интеграционная перспектива СНГ: осознанная необходимость
С.В. Чернышев
За почти двадцать лет, прошедших с момента создания Содружества Независимых Го -сударств, все государства-участники (не исключая Россию) прошли трудный путь осмысления своего будущего исторического пути. Наши многочисленные контакты с представителями правительств и деловыми людьми российского «ближнего зарубежья» свидетельствуют, что в политическом сознании этих стран произошла эволюция, значение которой трудно переоценить. Главное заключается в следующем:
- страны перешли от деклараций суверенитета к пониманию необходимости его наполнения реальными экономическими интересами. К этому их побуждает необходимость модернизации национальных экономик, которая особенно возросла под воздействием крайне негативных для стран СНГ последствий финансово-экономического кризиса и порожденных им новых вызовов долгосрочному развитию государств;
- отталкиваясь от прагматического анализа своих интересов, страны СНГ видят необходимость поступательного развития СНГ при лидирующей роли России; при этом уходят в прошлое их опасения о возрождении имперских амбиций Москвы. Этот вывод основан на двух очевидных фактах. Во-первых, никто не оспаривает суверенное право наших партнеров (так же, как и право самой России), развивать взаимовыгодные отношения с внешним миром, не ограничиваясь пространством Содружества
- эти многовекторные отношения важны для любого современного государства, которое стремится к модернизации, преодолению инфраструктурных барьеров и развитию национальной конкурентоспособности. Во-вторых, наши экономики тесно связаны, и их объединенный
потенциал значительно мощнее. Общими являются и проблемы, требующие решения.
Исходным фактором, побуждающим государства СНГ к интеграционному развитию, является их совместный ресурсный потенциал.
Как показано на рисунке 1, обладая примерно шестой частью территории и порядка 5% населения мира, страны СНГ сконцентрировали стратегически важную долю мировых ресурсов, создающих основу экономического развития. Однако интенсивность использования этого потенциала невелика. Совместно мы обеспечиваем лишь 3,5% мирового экспорта товаров и 2,5% - услуг.
Более 50% торговли приходится на страны Европы, 20% - наша внутренняя торговля (для сравнения - в Европейском союзе это 65%) и 10% товарного экспорта стран СНГ ориентируется на Азию. Снижение удельного веса взаимной торговли с 26% в 2000 г. до 20-21% в 2008-2009 гг. - лишь одна из очевидных тенденций, характеризующих состояние дел в Содружестве. В обобщенном виде они представлены на рисунке 2.
На этом фоне появляются значимые альтернативные проекты. Китайская Народная Республика активно позиционирует себя в Шанхайской организации сотрудничества. Евросоюз выдвинул инициативу «Восточное партнерство», в которой важное значение имеет торгово-политическая составляющая, предусматривающая заключение соглашений о свободной торговле с рядом стран СНГ. Эти и другие проекты, не будучи встроены в логику долгосрочного развития самого Содружества, приведут к постепенному ослаблению консолидирующих его сил.
Доля СНГ в мировых запасах природных ресурсов
40%
природного
газа
25% запасов угля
СНГ 16,4% мировой территории 4,4% населения мира
11% возобновляемых водных ресурсов
/
25% запасов леса
10%
производства электроэнергии
Рисунок 2
Тенденции развития СНГ
1
Снижение удельного веса взаимной торговли стран СНГ (в том числе России) в их общем товарообороте, ускоренный рост импорта и инвестиций из третьих стран (ЕС, Китай, США и др.)
Экономический рост при отсутствии модернизации, в результате -закрепление низкой конкурентоспособности даже «опорных» отраслей, высокая зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, всплески инфляции, дефицит платежного баланса, зависимость от внешних источников финансирования, нарастание социальной напряженности
Отсутствие программы качественных изменений в экономике и совместного видения будущего общего экономического пространства СНГ, появление значимых альтернативных проектов (Китай - ШОС, ЕС -Восточное партнерство)
Вместе с тем, взаимодополняемость стран СНГ как объективная основа совместного интеграционного развития все еще сильна. Это, в первую очередь, уникальный совокупный потенциал СНГ в области природных ресурсов, причем не только энергоносителей, но и стратегического сырья для реструктуризации промышленности на принципах ее модернизации и инновационного развития.
Наши страны по числу потребителей и учитывая перспективы возобновления экономического роста, являются потенциально одним из крупнейших рынков сбыта для товаров и услуг в мировой экономике. Либеральные, предсказуемые условия торговли на таком рынке в состоянии стать самостоятельным фактором устойчивого экономического и социального развития наших стран.
Мы вместе можем решить крайне остро стоящую перед нашими странами инфраструктурную проблему - транспортное обеспечение экономики, включая внешнюю торговлю, и тем самым сразу поднять наши конкурентные позиции на мировом рынке. Каждое государство в отдельности
- стратегически уязвимо, наши каналы доступа к мировым рынкам ограничены, но при совместном развитии картина совершенно иная.
Мы друг для друга являемся источником инвестиций, инноваций и трудовых ресурсов -все это ключевые факторы экономического роста. Каждая страна СНГ, хотя и в разной степени, в зависимости от достигнутой степени интеграции в мировую экономику может привлечь капиталы в совместные проекты, особенно при наличии правовых условий (таких как защищенность капиталовложений и эффективные процедуры урегулирования споров). В каждой из стран есть научно-технические заделы, созданные еще во времена СССР, сохранились высококвалифицированные кадры. Эти во многом уникальные ресурсы остаются далеко не в полной мере востребованными, их совместное развитие и коммерциализация -давно назревшая задача. Наконец, существуют все основания для создания в рамках СНГ единого рынка рабочей силы, который первоначально был бы основан на упорядочении потоков трудовой миграции в Россию, а в процессе развития привел бы к созданию целостной системы управления занятостью, включая вопросы оплаты труда, социального и пенсионного обеспечения, совместного управления подготовкой кадров.
Неотъемлемой частью интеграционного развития СНГ является формирование целостной энергетической политики, которая в конечном итоге должна включать вопросы производства, переработки и транспортировки всех видов энергоносителей. Высокая чувствительность этой проблематики, затрагивающей базовые вопросы национального суверенитета государств-участников СНГ, потребует, скорее всего, значительного времени для согласования программы в полном объеме, причем темпы этой работы будут напрямую зависеть от хода интеграционного процесса в целом. Поэтому на первоначальном этапе важно сконцентрироваться на совместном решении вопросов энергоэффективности и создании в этих целях системы поддержки инновационных проектов в энергетике, что само по себе содержит весьма значительный потенциал дополнительных источников роста в экономике.
Нельзя сказать, что приведенные выше соображения до настоящего времени игнорировались при разработке стратегических планов Содружества и планов их практической реализации. Так, в 2008 году решением глав правительств принята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, а в 2009 году - план мероприятий по реализации ее первого этапа. Эти документы впервые сконцентрировали в одном формате всю совокупность имеющихся содержательных предложений о том, как могла бы выглядеть повестка дня реформируемого Содружества.
Быстро меняющаяся ситуация в мировой экономике, растущее понимание в странах СНГ необходимости ускоренных совместных действий по модернизации и инновационному развитию, а также не в последнюю очередь ускоренное формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана требуют от Содружества формирования более компактной повестки дня первоочередных действий с выходом на конкретные результаты. При этом должны быть названы основные контуры будущего СНГ как интеграционной группировки, этапы ее дальнейшего развития, определены отношения с внешними партнерами. Только путем реформы Содружество Независимых Государств может быть сохранено как интеграционная группировка. Это и есть основная задача, достижение которой видится в двух одинаково важных направлениях, представленных на рисунке 3.
ЦЕЛЬ
\7
Сох ранение и развитие СНГ как интеграционной группировки
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Консолидация режима своб одной торговли товарами
V
Создание интегрированного экономического пространства
Необходимо быстро (по возможности - уже в 2010 году) завершить работу над Договором о создании многосторонней зоны свободной торговли СНГ, в котором будут регламентированы все значимые вопросы применения мер торговой политики в рамках СНГ. Важным принципом Договора является его соответствие нормам и правилам многосторонней системы регулирования торговли, что позволяет обеспечить для участников как возможность членства в ВТО, так и совместимость с обязательствами, принимаемыми в отношении третьих стран - членов ВТО и их объединений, таких как Евросоюз. Преимущества самостоятельного договора представляются в следующем:
- он заменит десятки двусторонних соглашений, что существенно упростит администрирование внутрирегиональной торговли и снизит транзакционные издержки;
- вводится единое толкование торгово-политических терминов и процедур;
- в Договоре рассматривается весь комплекс вопросов регулирования торговли товарами (в существующих двусторонних соглаше-
ниях отдельные важные вопросы не урегулированы, в частности, применение всего комплекса защитных мер, предоставление субсидий, ограничения в целях обеспечения платежного баланса и иные ограничения);
- в Договоре содержатся положения о механизме разрешения споров, что позволит эффективно урегулировать возникающие торговые конфликты;
- механизмы Договора предусматривают возможность присоединения третьих стран, что облегчает формирование широкой евразийской зоны сотрудничества.
Быстрое заключение Договора о свободной торговле важно еще и потому, что он позволит зафиксировать обязательства сторон, приемлемые для них сегодня, и тем самым покажет, на что они будут готовы только завтра. Для стран СНГ это не праздный вопрос. Кризис в мировой экономике оказал на них, в силу зависимости от сырьевых рынков и внешнего финансирования, наиболее неблагоприятное воздействие. Это продолжает мотивировать правительства на поддержку жизнеспособных сегментов национальных экономик, в том числе
путем субсидий (включая экспортные) и ограничений импорта. В Договоре возможность сохранения такого рода ограничительных мер может быть закреплена путем изъятий из режима свободной торговли, смягчения положений об отмене субсидий, сохранения права стран-участниц предоставлять преференции отечественным поставщикам при государственных закупках.
При этом, определяя содержание дисциплин в области субсидий, госзакупок и конкуренции в целом, стороны должны понимать, что это ключевые вопросы, от которых зависит возможность компаний входить на рынки других участников Содружества на равных, честных условиях. Для создания таких равных условий в принципе необходимо гармонизировать и техническое регулирование, поскольку технические барьеры в торговле могут служить еще более жестким инструментом ограничения, чем тарифы и субсидии. Игнорируя это, не предпринимая конкретных шагов в сфере технического регулирования, нельзя достичь свободного обращения товаров. То же самое относится к санитарно-гигиеническим, ветеринарным и фитосанитарным правилам.
Не останавливаясь на всех положениях Договора, необходимо все же отметить, что он должен предусматривать эффективную систему разрешения споров государств в отношении его толкования и применения, и этим целям служит создание эффективного, обеспеченного квалифицированными кадрами судебного органа. Право обращаться в суд должны получить и хозяйствующие субъекты сторон.
Вторая задача - интегрированное экономическое пространство. Сегодня мы совместно с Белоруссией и Казахстаном достигли существенного прогресса в создании Таможенного союза, полным ходом идет работа по формированию договорно-правовой базы единого экономического пространства трех стран. Мы рассматриваем Таможенный союз и ЕЭП как возможность использовать преимущества реальной интеграции, показать их нашим партнерам. Одновременно мы пытаемся заложить основы будущего общего рынка стран СНГ, где участники ТС и активно взаимодействующая с ними Украина играют ключевую роль.
Это видно на примере географического распределения торговли России со странами СНГ, которое представлено на рисунке 4.
Рисунок 4
Географическая структура торговли России со странами СНГ в 2009 году (в % от общего объема товарооборота со странами СНГ)
Узбекистан
3,7%
Украина
33,4%
\
Туркмения. 1,5%
Таджикистан. 1,1%
Азербайджан 2,6%
\
Армения
1,1%
Молдавия 1,5%
.Киргизия
1,9%
Казахстан
18,7%
Белоруссия 34,2%
Грузия
0,3%
Россия и другие участники Таможенного союза крайне заинтересованы в развитии интеграционных процессов не только вглубь, но и вширь. Мы понимаем, что далеко не во всех сферах сегодня интересы стран СНГ совпадают и можно достичь взаимоприемлемых договоренностей. Это объективно, и это не мешает взаимному сотрудничеству. В то же время сама жизнь, реалии глобальной конкуренции требуют сложения сил и совместных действий на приоритетных направлениях, определяющих конкурентоспособность и потенциал развития наших экономик.
Как уже отмечалось, многое будет зависеть от того, насколько удастся освободить от оговорок и изъятий режим свободной торговли в рамках соответствующего договора СНГ. Чем больше степень взаимного открытия рынков, тем выше потребность в дополнительных соглашениях экономического характера, обеспечивающих единство конкурентной среды, тем больше выгода от реализации пилотных проектов. Таким образом, задача построения интегрированного экономического пространства распадается на две субзадачи, два блока, представленных на рисунке 5.
Рисунок 5
Создание интегрированного экономического пространства СНГ
Перенос элементов нормативной правовой базы ЕЭП
«нормативный» блок
Отраслевые инициативы с конкретными ощутимыми результатами «проектный» блок
Два элемента следует отметить особо. Прежде всего, мы должны обеспечивать в СНГ непротиворечивость (а лучше - совместимость) совместных инструментов экономического регулирования, которые мы создаем и используем и тех норм, которые уже создаются в едином экономическом пространстве. И второе - мы должны продвинуть отраслевые инициативы с конкретными ощутимыми результатами. Таким образом, первый блок - нормативный, второй - проектный.
Нормативный блок интегрированного экономического пространства СНГ будет представлять собой, в терминах теории интеграции, создание элементов экономического союза. Последний, как известно, обеспечивает свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Свобода перемещения товаров в полном объеме обеспечивается таможенным
союзом, поскольку в зоне свободной торговли, с ее различным уровнем импортных пошлин стран-участниц на товары, поступающие из третьих стран, сохраняются внутренние границы и контроль реэкспорта (с целью обеспечения полной уплаты пошлин в бюджет страны конечного назначения). Остальные три свободы обеспечиваются отдельными соглашениями, устанавливающими национальный режим в соответствующих областях, а также рядом соглашений, обеспечивающих равные условия конкуренции (гармонизация технического регулирования, координация макроэкономической и валютной политики).
Соответствующий пакет соглашений разрабатывается сейчас в Таможенном союзе, их принятие в полном объеме должно быть завершено не позднее начала 2012 года. Попытка простого переноса всей массы этих соглашений
на переговорную площадку СНГ содержала бы немалые риски для всех участников: это вопросы передачи национального суверенитета, областей и пределов гармонизации, но главное -соблюдения баланса интересов участников. Как отмечалось, многое будет зависеть от готовности сторон и графика создания зоны свободной торговли без изъятий и ограничений.
В целом, наиболее реалистичным выглядел бы постепенный, по мере создания для этого экономических и политических условий, перенос отдельных элементов единого экономического пространства для обсуждения и последующего принятия в формате СНГ. В интересах дальнейшего формирования интеграционной группировки в СНГ важно соблюдать тот принцип, что договоренности в Содружестве не должны выходить за рамки соответствующих соглашений ЕЭП. Это позволит постепенно создать предпосылки для общего экономического пространства СНГ, не допустив конфликта интересов «интеграционного ядра» (т.е. таможенного союза) и СНГ в целом.
Если нормативный блок позволит создать систему горизонтальных (то есть, одинаковых для всех участников) обязательств в рамках интегрированного экономического пространства СНГ, то проектный блок представлял бы из себя ряд вертикальных опор, которые фиксировали бы практические результаты интеграционного процесса. Оба блока должны быть тесно взаимосвязаны.
Первоочередной проект (он потребует и разработки соответствующей нормативной базы) - урегулирование ключевых вопросов трудовой миграции.
Целесообразны разработка концепций и запуск переговорного процесса по пакету из 45 ключевых соглашений, направленных на упорядочение миграционных процессов и повышение социальной защищенности трудящихся-мигрантов. За основу должны быть взяты соответствующие соглашения ЕЭП.
Ряд практических задач может быть достаточно быстро решен в области содействия инновациям и внедрения прогрессивных технологий в ключевых секторах экономики.
Целесообразно завершить разработку и утвердить Межгосударственную целевую программу инновационного сотрудничества стран
СНГ до 2020 г., понимая, что должны быть созданы предпосылки для расширения участия государств Содружества в общеевропейском научно-технологическом пространстве.
Необходимо также «запустить» Совместную инициативу стран СНГ по развитию нанотехнологий - это прорывное направление, закладывающее фундамент долговременной конкурентоспособности наших экономик. Одним из элементов реализации данной инициативы будет создание в г. Дубне Международного инновационного центра нанотехнологий.
Важным шагом по пути создания общего научного и исследовательского пространства СНГ станет подписание Соглашения об учреждении Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки. Основными направлениями деятельности Совета должны стать определение приоритетных направлений и форм сотрудничества в области фундаментальной науки и содействие их развитию, координация действий стран-участниц на важнейших направлениях фундаментальной науки.
В космической сфере, в которой сотрудничество со странами СНГ осуществляется в основном в двустороннем формате, целесообразно подготовить предложения по внедрению навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС, а также по созданию и использованию систем дистанционного зондирования земли для мониторинга природных ресурсов, рационального природопользования, прогнозирования техногенных и естественных катаклизмов.
Одно из приоритетных направлений наших усилий - реальные шаги по повышению энергоэффективности в масштабах всего постсоветского пространства. В этой связи мы предлагаем создать в Российской Федерации Межгосударственный центр СНГ по разработке энергосберегающих технологий. Концентрация усилий стран СНГ на финансировании капиталоемких исследований позволит повысить их отдачу и внесет вклад в расширение инновационной активности в регионе.
Важным фактором развития инновационного сотрудничества должна стать работа по созданию в Москве на базе ВВЦ постоянно действующих выставок государств - участников СНГ.
Следующий проект мог бы быть направлен на совершенствование инфраструктуры сотрудничества - финансовой и транспортной.
Предлагается:
- подготовить и утвердить концепцию и план действий по созданию платежно-расчетной системы на базе национальных валют стран СНГ;
- сформировать Координационный комитет транспортных коридоров СНГ для реализации согласованного и комплексного развития общей транспортной инфраструктуры.
Не менее важно создать благоприятные условия для взаимных инвестиций стран СНГ. Это непростой вопрос, здесь сталкиваются многие интересы, но именно такие инвестиции делают интеграцию взаимовыгодной, эффективной и необратимой.
Предлагается сосредоточить внимание на решении одного вопроса - разработать Соглашение о порядке и механизме разрешения инвестиционных споров в СНГ. Предусмотренные существующими соглашениями способы и механизмы разрешения таких споров не гармонизированы, сформулированы в самом общем виде и, соответственно, не создают стабильных и предсказуемых гарантий для инвесторов.
Отдельная проектная задача - обеспечение продовольственной безопасности и эффективного функционирования аграрного рынка Содружества. В 2010 году необходимо:
- завершить подготовку Концепции повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ;
- реализовать проект по развитию межгосударственного лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов;
- инициировать заключение соглашений (программ сотрудничества) по отдельным сегментам продовольственного рынка. Наибольший интерес представляет Соглашение о рынке зерна, тем более что срок действия «Основных направлений создания и функционирования рынка зерна СНГ на период до 2010 года» завершается. Отметим, что в мировом производстве пшеницы на СНГ приходится 12%, в экспорте пшеницы - почти 30%.
Наконец, необходимо подкрепить реализацию проектов в СНГ работоспособными институтами развития. Предлагается проработать вопрос о создании коллективного механизма реализации проектов содействия развитию в СНГ, возможно, с привлечением ресурсов Антикризисного фонда. Это очень важно и для создания климата доверия, повышения ответственности более развитых стран за стабильность и процветание на всем пространстве СНГ.
Оба рассмотренных направления интеграционного строительства в СНГ необходимо реализовать быстро, на это нацелены соответствующие российские инициативы, которые сейчас обсуждаются с партнерами. Возможность такого сценария напрямую зависит от тех экономических выгод, которые страны СНГ увидят в его реализации. Главное, что предстоит обеспечить - это значимое улучшение делового климата в наших странах, появление новых возможностей для развития конкурентоспособных производств и расширение рынков сбыта их продукции. При этом хотелось бы обратить внимание на один фактор, учет которого, как представляется, может сыграть очень серьезную роль в реализации интеграционных планов.
Как уже отмечалось, для СНГ в целом пространство Западной Европы является уже сейчас ключевым рынком, для многих стран СНГ как минимум равным или превосходящим Россию по значимости. Не случайно поэтому, что многие из наших партнеров уже ведут или собираются вести переговоры с Евросоюзом о свободной торговле. И мы к этому относимся с уважением.
Украина начала эту работу раньше, чем Брюссель предложил инициативу «Восточное партнерство», другие наши партнеры рассматривают сейчас свои возможности в контексте данной инициативы Евросоюза.
Положение дел представлено на рисунке 6. Как видим, в этом перечне и Россия, потому что в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 года, которое действует между Россией и Евросоюзом, прямо прописаны интеграционные перспективы.
Рисунок 6
Соглашения ЕС со странами СНГ о свободной торговле
ч. У
Идут переговоры:
Восточное партнерство
Украина - с февраля 2008 года проведено 9 раундов переговоров
Заявлено о возможности переговоров:
Восточное партнерство
Азербайджан
Армения
Белоруссия
Молдавия
Грузия (вышла из СНГ)
СПС
Россия
Ключевым условием для начала переговоров России и Евросоюза о свободной торговле является присоединение России к ВТО, которое, несмотря на возможное изменение формата переговоров, продолжает оставаться вполне реальным. Можно предположить, что переговоры о свободной торговле с ЕС будут вести все упомянутые страны СНГ - разумеется, с разной степенью интенсивности по мере созревания экономических условий. Вряд ли эти переговоры будут простыми, поскольку картина экономики Евросоюза, при всех его текущих трудностях, с одной стороны, и наших стран, с другой, слишком различна. Разумеется, предстоят непростые политические решения об их завершении, но при условии реализации оптимистических сценариев экономического развития наших стран они рано или поздно завершатся соглашениями.
Достаточно хорошо понятно и содержание этих будущих соглашений (см. рисунок 7). Это свободная торговля промышленными товарами, существенные изъятия для сельскохозяй-
ственных товаров, значительные переходные периоды для партнеров ЕС.
В соглашениях будет зафиксирован режим трудовой миграции, включая нормы социального обеспечения. Определяются правила инвестиционной деятельности, в том числе режим для ключевого персонала и для сотрудников, предусматривается либерализация текущих и капитальных операций.
Типичный элемент соглашения Евросоюза о свободной торговле с партнерами из третьих стран - это нормативный блок, гармонизация законодательства в области государственной помощи, интеллектуальной собственности, госзакупок, технического регулирования, предусматривается и проектный блок, т.е. механизмы отраслевого сотрудничества. Нетрудно сделать вывод, что такая структура, такое содержание соглашений легко сопоставимы с предлагаемой идеологией интеграционного строительства в СНГ. Этим следует воспользоваться и в долгосрочной перспективе.
Основные черты соглашения ЕС со страной СНГ (по типу ассоциации)
Установление режима свободной торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами (в соответствии с графиком отмены пошлин и иных ограничительных мер)
Определение режима для трудящихся мигрантов, включая правила в области социального обеспечения, меры против нелегальной миграции
Правила инвестиционной деятельности (учреждение и деятельность компаний), включая правила найма для ключевого персонала Снятие ограничений на текущие и капитальные операции Гармонизация законодательства, прежде всего в областях конкуренции, государственной помощи, интеллектуальной собственности, государственных закупок, технического регулирования
Отраслевое сотрудничество, включая меры нормативно-правового характера
Как представляется, национальным интересам России, стран СНГ и стран-членов ЕС соответствует радикальное повышение конкурентоспособности большого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана. С учетом этого нужно ставить долгосрочную цель создания общего экономического пространства между СНГ и Европейским союзом, с двумя своего рода интеграционными ядрами, которыми станут Евросоюз и Единое экономическое пространство (сейчас состоящее из трех, а в перспективе, вероятно, из большего числа государств).
Алгоритм движения к такому общему пространству представлен на рисунке 8. Цифры на рисунке показывают этапы. В настоящее время создается нормативно-правовая база единого экономического пространства, и это этап номер один. При этом учитывается договорно-правовая база ЕС: мы стремимся не создавать дополнительных барьеров, а наоборот, обеспечить в тех случаях, когда это соответствует нашим интересам, совместимость того, что мы создаем, с тем, что существует или разрабатывается в Евросоюзе.
Классический пример - техническое регулирование: мы активно используем то, что ЕС
наработал в своей системе технических регламентов (так называемые «Европейские директивы»). Когда мы разрабатываем Договор о зоне свободной торговле СНГ, мы базируем его на принципах ВТО, и в том числе на инструментах ЕС в части того же самого технического регулирования конкурентной политики, которые апробированы ВТО.
Таким образом, на первом этапе - он продлится не один год - мы планируем создать непротиворечивую общеэкономическую среду в Едином экономическом пространстве, постепенно перенося это в систему, которая будет формироваться вокруг Договора о зоне свободной торговли СНГ. Предстоит обеспечить непротиворечивость всей этой конструкции также тому, что действует и применяется в другой части Европы.
На втором этапе будет проводиться, с одной стороны, и это правая сторона, схема, которую вы видите на слайде - переговоры о свободной торговле между Евросоюзом и странами СНГ, заинтересованными в этом. Думаю, что эти переговоры продлятся достаточно длительное время, и что одновременно будет развиваться система соглашений на базе Догово-
Рисунок 8
Алгоритм формирования большого евразийского пространства
Система 1
соглашений на базе
1
договора
©
Договор о свободной торговле СНГ
Обеспечение совместим ости
О
Нормативная база Е ЭП
С оглашения о свободной торговле ЕС-страны СНГ
ра о зоне свободной торговли в СНГ. Эти два параллельных процесса должны будут привести к тому, что охват интеграционных мероприятий в странах СНГ с Евросоюзом и в отношениях стран СНГ между собой будет кор-релироваться. В долгосрочной перспективе это создаст условия для того, чтобы мы задумались о некоем общем формате соглашения, основанного на принципах свободного торговли в обширных масштабах от Тихого океана до Атлантики. И тогда мы сможем предложить эту конструкцию как нашу инициативу в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где вопросы торговой политики обсуждаются очень активно.
Все эти значимые действия, направленные на устранение барьеров для торговли и инвестиций в масштабах огромного рынка Евразии, должны дополнять и усиливать друг друга. В этом, наверное, заключается главный интерес деловых кругов, основной стимул для экономического роста наших стран.
Только через развитие интеграционных процессов в СНГ и в Евразии в целом, сложение наших природных, технологических, интеллектуальных, трудовых ресурсов, широкую производственную кооперацию, коллективное использование транспортных коммуникаций и, наконец, объединение рынков постсоветские государства могут обеспечить себе достойное место в мировой экономике. Только через интеграцию можно обеспечить рациональное
включение наших стран в мировое хозяйство , не нарушая при этом технологические, производственные и организационные структуры национальных экономик и избегая риска появления нестабильности.
Библиография:
Быков А. Вызовы глобализации и перспективы евразийской интеграции (вопросы внешнеэкономической стратегии России)/Научный доклад. - М.: ИМЭПИ РАН, 2004, 83 с.
Кулик С., Спартак А., Юргенс И. Экономические интересы и задачи России в СНГ. - М.: Библиотека Института современного развития, Экон-Информ, 2010 г., 120 с.
Лисоволик Я. Конкурентная Россия в мире “конкурентной либерализации”. - М.: Деловая литература, 2007, 446 с.
Общее европейское экономическое пространство. Перспективы взаимоотношений России и ЕС. - М.: Академия народного хо -зяйства при Правительстве Российской Федерации, изд-во “Дело”, 2004, 239 с.
Проблемы реинтеграции постсоветского пространства: экономические и политические аспекты/Современный российский реализм: теория и практика. - М.: 2007, 429 с.
Экономика России и других постсоветских стран/под ред. проф. Булатова А. - М.: Экономиста, 2005, 415 с.