Двадцатилетний юбилей СНГ: итоги и перспективы развития
В настоящее время пространство СНГ - один из крупнейших и перспективных мировых рынков: здесь проживает более 270 миллионов человек и производится 4,3% глобального ВВП. Это третье, после Евросоюза и НАФТА, по экономическому потенциалу региональное объединение в мире. Если говорить о геоэкономической роли СНГ, то она сопоставима с ЕС и НАФТА. Обладая почти 17% мировой суши, 21% всех лесонасаждений и 11% ресурсов пресной воды, 30% запасов природного газа и угля, 10% - нефти, 36% - урана, 20% - золота, цинка и свинца, 10-12% запасов никеля, меди, молибдена и так далее, - Содружество концентрирует в своих руках ко -лоссальные возможности для развития. И эти возможности надо рационально совместно использовать в интересах нынешнего и будущих поколений.
При всей политической и экономической многовектор-ности современного развития стран СНГ сегодня, особенно с учетом последствий кризиса, для большинства из них интеграционная перспектива становится востребованной и привлекательной. Крепнет понимание того, что именно Россия с ее экономическим, технологическим и ресурсным потенциалом, емкостью рынка, конфигурацией транспортных коммуникаций и производственных связей может обеспечить рациональную интеграцию экономического пространства стран СНГ в мировое хозяйство, не нарушая при этом технологические, производственные и организационные структуры экономик данных стран и избегая риска появления нестабильности.
Страны СНГ объединяют общие и чрезвычайно актуальные задачи коренной модернизации хозяйства и перевода его на инновационный путь развития. Причем по мере решения этих задач привлекательность интеграционной перспективы СНГ будет объективно возрастать за счет расширения внутриотраслевой торговли и транснациональной деятельности в регионе Содружества.
А.К. Кушниренко, А.Н. Спартак
УДК 339.923 ББК 65.5 К - 965
Модернизация и дальнейшее развитие интеграционных процессов - взаимоуси-ливающие вещи. Для модернизации нужны емкий рынок и благоприятные условия работы на нем. Особенно это важно для обрабатывающей промышленности стран СНГ, располагающей ограниченными возможностями сбыта в дальнем зарубежье и до сих пор ориентирующейся на рынки Содружества.
Имеющиеся благоприятные предпосылки и возможности углубления интеграционных процессов в СНГ и вывода их на качественно новую ступень наталкиваются на сохраняющийся невысокий текущий уровень экономического взаимодействия в регионе Содружества. За 20 лет, прошедших с момента образования СНГ, его участники существенно диверсифицировали внешнеэкономические связи, в том числе частично переориентировались на другие рынки и других партнеров. Это, в первую очередь, касается самой России, чей импорт из Китая уже существенно превышает весь импорт из СНГ (почти на четверть в 2010 г.), а в экспорте доля Нидерландов сопоставима с удельным весом стран Содружества. По экспертным оценкам, без учета создающего дополнительные товаропотоки интеграционного фактора, значение стран СНГ как торговых партнеров для России к началу 2020-х годов может еще более снизиться.
В целом по СНГ наблюдается тенденция снижения значимости государств Содружества как торговых партнеров друг для друга, которую удалось приостановить лишь в 2009-2010 гг. Если в 1995 г. доля взаимной торговли в совокупном товарообороте стран СНГ превышала 31%, то к концу 2000-х гг. она сократилась до 20-22%, в том числе по экспорту - с 26% до 17-18%, по импорту - с 38,5% до 25-26%.
Таблица 1
Доля взаимной торговли в общем товарообороте региональных объединений стран СНГ
Годы 1995 2000 2005 2009 2010
СНГ* 31,2 25,9 21,6 21,0 21,8
Экспорт 25,9 18,3 16,7 17,6 18,5
Импорт 38,5 41,6 30,6 25,9 26,7
ЕврАзЭС 14,6 17,0 12,8 13,2 12,2
ТС-3** 13,9 16,4 12,3 12,4 11,4
Примечание к таблице:
*Без учета Туркмении и Узбекистана.
** ТС3 - Таможенный союз в составе трех государств: Белоруссии, Казахстана и России.
Источник: Рассчитано на основе национальной статистики и базы данных Статкоми-тета СНГ (www.cisstat.org).
Сложившийся в целом невысокий количественный уровень экономического взаимодействия стран СНГ обусловлен рядом объективных и субъективных факторов.
Среди значимых объективных факторов:
- естественные процессы географической диверсификации внешнеэкономических связей в условиях рыночных преобразований, либерализации ВЭД и ориентации на коммерческий эффект (это особенно заметно на примере энергоносителей: в 1992-1994 гг. Россия отгружала в СНГ в натуральном выражении более 40% всех экспортируемых энергоресурсов, а в последние годы - 15-16%; практически всю экспортируемую нефть Азербайджан и Казахстан направляют в дальнее зарубежье);
- сближение экспортных структур стран СНГ под влиянием падения конкурентоспособности большинства обрабатывающих производств и роста мировых цен на сырье и базовые промышленные полуфабрикаты, что на деле означало отмо-билизацию экспортных ресурсов государств Содружества для поставок в дальнее зарубежье (доля минеральных продуктов и металлов в экспорте Азербайджана в
2010 г. достигала 95%, России - 82%, Казахстана, Таджикистана и Армении - 75%, Киргизии - 56%, Украины - 47%, Белоруссии - 36%).'
- увеличение потребностей государств Содружества в инвестиционных товарах, оборудовании, качественных потребительских изделиях на стадии экономического роста, что способствовало повышению удельного веса в импорте стран дальнего зарубежья (особенно ЕС и Китая).
Среди субъективных факторов:
- политически мотивированная диверсификация внешнеэкономических связей, подкрепленная форсированной либерализацией торгового режима (большинство стран СНГ в короткие сроки значительно снизили степень тарифной защиты, что фактически девальвировало двусторонние соглашения о свободной торговле между ними);
- слабость институтов и инструментов содействия внутрирегиональной торговле.
Несмотря на пока еще слабую интенсивность хозяйственного взаимодействия стран СНГ, имеются базовые материальные предпосылки для активизации регионального, в том числе интеграционного, сотрудничества. Назовем главные из них.
Во-первых, сохраняется и даже растет взаимная значимость стран СНГ как рынков сбыта обработанных изделий, машинотехнической продукции друг для друга. Так, доля СНГ в экспорте продукции российской обрабатывающей промышленности выросла с 30% в 2000 г. до 55% к концу 2000-х гг., в том числе в СНГ сегодня направляется 75-85% всего российского экспорта наземных транспортных средств, продукции химической и пищевой промышленности, фармацевтики. Благодаря высокой роли продукции обрабатывающей промышленности в поставках отечественных товаров в СНГ уровень диверсификации российского экспорта в
1 По данным Статкомитета СНГ.
государства Содружества значительно превосходит аналогичные показатели для стран дальнего зарубежья.
Во-вторых, сохраняется общая транспортная инфраструктура государств Содружества - транспортные коридоры, сформированные на базе единых правил и стандартов еще в период существования СССР и являющиеся основными межгосударственными транспортными артериями в настоящее время. При этом все страны СНГ заинтересованы в их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения товаропротоков, повышении надежности и безопасности транспортных связей.
В-третьих, в 2000-х гг. значительно возросла интенсивность трудовой миграции в СНГ, которая сегодня стала одной из ключевых и наиболее динамичных форм взаимодействия национальных хозяйств. Благодаря труду мигрантов в России, по различным оценкам, создается 6-10% ВВП, тогда как денежные переводы работающих за рубежом соотечественников составляют около 40% ВВП Таджикистана и Молдавии, 30% ВВП Киргизии и почти 20% ВВП Армении.
Глобальный финансово-экономический кризис, нанесший серьезный урон всему мировому хозяйству, и особенно постсоветским экономикам, стимулировал прагматические настроения и действия стран, призванные обеспечить их жизненно важные интересы в системе международного экономического сотрудничества. Имеющиеся объективные предпосылки развития взаимной торговли стран СНГ, состоящие, прежде всего, в наличии устойчивого внутрирегионального спроса на производимую в Содружестве продукцию, раскрылись под влиянием кризиса более полно и позволили если не переломить, то приостановить тенденцию к снижению интенсивности товарообмена в СНГ. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. взаимный товарооборот стран СНГ увеличился почти на 29%, а в I полугодии 2011 г. к аналогичному периоду 2010 г. - уже на 48%.
2011 год - юбилейный в развитии Содружества, это историческая веха, важный этап в развитии постсоветских государств. Образование Содружества, как свидетельствует 20-летний опыт функционирования объединения, дало возможность каждому государству-участнику выбрать собственную модель экономических реформ и предотвратить серьезные социальные потрясения. Деятельность СНГ и его органов в экономической сфере способствовала решению очень сложных социально-экономических вопросов. Именно взаимное сотрудничество в сфере экономики позволило странам СНГ на определенном этапе перейти к устойчивому росту экономик и осуществлять необходимые экономические реформы. Вместе с тем, многосторонняя интеграция - это длительный процесс, ход которого определяется как тенденциями развития мировой хозяйственной системы, так и национальными интересами государств - участников СНГ. Играют свою роль и существенные различия в темпах и направлениях экономических реформ в каждом государстве. Но
активизация интеграционного взаимодействия в рамках СНГ не рассматривалась и не рассматривается как альтернатива развитию экономического сотрудничества государств-участников с другими странами и региональными объединениями. Уже четыре страны СНГ стали членами ВТО.
Основой целей и задач Содружества на перспективу служит прагматизм. Развитие межгосударственного взаимодействия в экономике выступает, прежде всего, как инструмент совместного решения конкретных проблем. Критерий результативности - практическая польза, получаемая участниками.
Из сказанного вытекают задачи, решение которых нашло отражение в Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. Центральный раздел Стратегии посвящен важнейшим сферам взаимодействия, на которых предполагается сконцентрировать совместные усилия стран Содружества. Это взаимная торговля, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, транспорт, инновации. Кроме того, Стратегия содержит прогнозные параметры, которые предполагается достичь в экономическом развитии и стандартах качества жизни населения. Принят и уже практически полностью выполнен План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 гг.) Стратегии. Разработан и 18 октября 2011 г. на заседании Совета глав правительств принят проект Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 гг.).
Действующий в СНГ механизм организации межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать степень готовности государств к интеграции вообще и в сфере экономики, в частности, и предоставляет возможность каждому государству принимать участие в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают его национальным интересам. В СНГ сохраняется свободный выбор государствами форм и масштабов своего участия в многостороннем сотрудничестве. Его реальное содержание в экономической сфере проявляется, прежде всего, в отраслевом сотрудничестве, в рамках которого в настоящее время функционируют 39 различных межгосударственных органов. Активно работают Электроэнергетический совет, Совет по антимонопольной политике и ряд других; создана и успешно действует инфраструктура сотрудничества в области связи и информатизации, охраны и защиты интеллектуальной собственности, стандартизации и оценки качества, ценных бумаг и фондового рынка.
Глобальный кризис 2008-2009 гг. оказал серьезное негативное воздействие на экономику многих стран СНГ. Произошло падение ВВП, промышленного производства, инвестиций, грузооборота. В ряде государств Содружества оно достигло двузначных величин. Дальнейший спад был предотвращен массированными государственными финансовыми вливаниями в банковские и кредитные системы стран Содружества и беспрецедентными по объему мерами поддержки приоритетных отраслей (сельское хозяйство, ТЭК, автопром) и сфер экономики (малый бизнес, инновации). Выработка совместных мер и обмен опытом осуществлялись
постоянно действующим совещанием министров финансов стран СНГ.
В 2010 и 2011 годах экономическая ситуация в государствах - участниках СНГ в основном складывалась благоприятно, продолжалось оживление деловой активности. Наиболее быстро развивались отрасли, ориентированные на экспорт и текущий конечный спрос населения. В среднем по странам СНГ ВВП за 6 месяцев
2011 г. увеличился на 4,6%. Его рост идет практически во всех странах Содружества. На 6% увеличилось промышленное производство, на 11,5% возросли перевозки грузов.
Сегодня, после кризиса 2008-2009 гг., стало особенно очевидно, что вхождение государств - участников СНГ в мировое хозяйство порознь, поодиночке оставит их на периферии мирового рынка. При нынешнем технологическом уровне не приходится рассчитывать на масштабный выход продукции стран Содружества на международные рынки. В то же время совместные действия государств по выходу из кризиса, объединение их усилий, несомненно, дают заметный кумулятивный эффект.
В практическом плане, прежде всего, это касается оптимизации уже действующего в рамках СНГ режима свободной торговли. До последнего времени торговоэкономические отношения государств - участников СНГ регулировались, главным образом, посредством двусторонних соглашений о свободной торговле, заключенных в первой половине 1990-х гг. Однако они содержали различные подходы к решению одинаковых проблем, разный объем прав и обязательств.
Возникла необходимость в разработке нового всеобъемлющего Договора о зоне свободной торговли. В 2008 г. Российская Федерация внесла проект такого Договора, и после многочисленных раундов переговоров 18 октября 2011 года восемь государств Содружества в лице глав правительств подписали этот важнейший документ (Азербайджан, Туркмения и Узбекистан должны определить свою позицию по участию в Договоре до конца 2011 года). В Договоре регламентированы все значимые вопросы применения мер торговой политики в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами мировой торговли. Договор заменяет десятки двусторонних соглашений и существенно упрощает администрирование взаимной торговли в СНГ. Договор также предусматривает возможность присоединения к нему третьих стран.
Подписание Договора и реализация его положений означают практическую реализацию курса на приоритетное развитие взаимной торговли государств - участников СНГ и расширение зоны свободной конкуренции. А это - мощный импульс для роста национальных производств и потенциала Содружества в целом. Самый главный результат - СНГ после ратификации Договора о свободной торговле странами-участницами становится полноценным региональным торговым соглашением в терминологии ВТО и после его нотификации в ВТО - субъектом мировой торговой политики, а в понятиях теории интеграции, особенно с учетом достигнутых успехов на других направлениях сотрудничества, СНГ можно будет с
чистой совестью квалифицировать как объединение, вышедшее на интеграционный уровень взаимодействия.
Еще одна важнейшая задача, стоящая перед Содружеством, - это перевод национальных экономик на инновационный путь развития. Промышленный потенциал стран СНГ, в первую очередь высокотехнологичных отраслей, не может устойчиво развиваться без опоры на взаимные кооперационные поставки и крупный рынок сбыта. Таким рынком должен стать рынок Содружества. Кроме того, практически ни одна страна СНГ по отдельности не обладает необходимыми научными и материальными ресурсами для разработки и вывода на мировой рынок инновационных товаров по основным направлениям научно-технического прогресса.
Значительный потенциал трансформации национальных экономик, повышения их конкурентоспособности заложен в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г., также принятой на заседании Совета глав правительств 18 октября 2011 года. Ее реализация позволит заметно снизить энергоемкость ВВП, увеличить долю стран СНГ в мировой экономике, обеспечить рост производительности труда.
Необходимым условием успешного развития Содружества является последовательное формирование общего информационного пространства, расширение межгосударственного информационного обмена, создание и развитие информационно-телекоммуникационных систем. Практическая работа по созданию такого пространства будет начата в 2012 году, который назван в СНГ - годом связи и информатизации.
Движение в направлении консолидации, интегрирования экономического пространства СНГ может быть обеспечено через развитие многосторонних форматов торгово-экономического сотрудничества в тех сферах, где для этого имеются необходимые предпосылки. Предпочтительным является вариант плавной и поэтапной экономической интеграции государств Содружества, предусматривающий создание эффективных механизмов гармонизации процессов разноуровневой и разноскоростной интеграции, позволяющий странам-участницам сохранить национальную идентичность (национальные особенности), в том числе в хозяйственной сфере, однако при этом, в случае взаимной заинтересованности, достичь глубокой степени интеграции в рамках отраслевых (секторальных) форматов.
Первым и очень важным шагом на этом пути, центральным элементом новой проинтеграционной конфигурации Содружества является обеспечение полноценного функционирования многосторонней зоны свободной торговли (МЗСТ) СНГ, закладывающей основу для восстановления экономической целостности постсоветского пространства и позволяющей сократить увеличивающийся разрыв в темпах интеграции в рамках ТС-ЕЭП и в масштабе всего СНГ. Многосторонняя зона свободной торговли, базирующаяся на международных нормах и правилах и открытая для участия третьих стран, создаст дополнительные стимулы для вну-
трирегиональной торговли и благоприятные условия для развития сотрудничества в более широком евразийском контексте. С момента создания МЗСТ, как отмечалось выше, появятся предпосылки для развития СНГ как торгового блока, что со временем позволит начать позиционировать пространство Содружества в мировой экономике и торговой политике как формирующуюся целостную конструкцию.
Формирование общего (интегрированного) экономического пространства (ОЭП), в рамках которого осуществляется свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, является главной задачей развития интеграционных процессов в СНГ. В дополнение к созданию МЗСТ необходимы последовательные шаги по либерализации других сфер экономического сотрудничества, обеспечению равных условий конкуренции для участников ОЭП. Нормативный блок формирования ОЭП СНГ, предполагающий создание системы горизонтальных (одинаковых для всех участников) обязательств в ключевых сферах взаимодействия, должен быть подкреплен проектным блоком, включающим комплекс конкретных совместных программ и проектов в наиболее значимых секторах (отраслях) сотрудничества. которые фиксировали бы практические результаты интеграционного процесса.
При формировании ОЭП СНГ должна достигаться его совместимость с ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана путем учета и, по возможности, переноса на пространство Содружества элементов нормативной правовой базы ЕЭП. На практике в результате параллельного формирования двух экономических пространств - опережающего в случае стран - участниц Таможенного союза и более медленного в формате всего СНГ - нормы ЕЭП, как минимум, будут служить ориентиром для ОЭП СНГ.
Принципиальный вопрос в контексте геоэкономического и торгово-политического позиционирования пространства СНГ заключается в том, останется ли оно только региональным образованием со всеми вытекающими отсюда конкурентными и изоляционистскими рисками или же станет влиятельной силой в глобальном масштабе. В этом плане очень важны шаги, направленные на расширение и углубление сотрудничества с Евросоюзом на принципах свободной торговли и сближения систем регулирования, начало практической реализации проекта формирования общего евразийского экономического пространства от Атлантики до Тихого океана (с участием Таможенного союза, других стран СНГ, ЕС, ЕАСТ, возможно других государств).
Сближение стран СНГ с Евросоюзом предопределено историческими, культурными, экономическими и геополитическими факторами. И СНГ, и ЕС предстоит воплотить масштабные планы модернизации и инновационного обновления экономик, чтобы сократить растущее отставание от Североамериканского и Восточноазиатского центров силы. И в этом плане СНГ и ЕС естественным образом формируют партнерство для модернизации и вполне могут выступить как интегра-
ционные партнеры. Хотя, конечно, сохраняются серьезные различия между СНГ и ЕС по уровню технологического развития, способности генерировать и внедрять инновации.
О целесообразности широкого, в том числе интеграционного, взаимодействия с ЕС неоднократно заявляли руководители России. Председатель Правительства РФ В.В. Путин в своей статье для «Известий», опубликованной 4 октября 2011 г., акцентировал внимание на том, что «еще в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. В развитие этой идеи мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров».2
С учетом евразийской перспективы постсоветской интеграции «дорожная карта» интеграции становится, по крайней мере, трехуровневой - внутренний двухуровневый контур интеграции, включающий взаимодействующие форматы ТС-ЕЭП и СНГ, и внешний контур интеграции - евразийское экономическое пространство. Формирование широкой евразийской зоны экономического сотрудничества с последовательным наполнением ее интеграционным содержанием должно обеспечить значительное повышение конкурентоспособности экономического пространства от Атлантики до Тихого океана, а также его достойное место в меняющейся конфигурации глобальной экономики, что соответствует стратегическим интересам стран СНГ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Кулик С., Спартак А., Юргенс И. Экономические интересы и задачи России в СНГ. -М.: Библиотека Института современного развития. Экон-Информ, 2010. - 120 с.
2. Национальные особенности проявления мирового финансового кризиса в постсоветских странах. Институт экономики. Сборник// под ред. д.э.н. Л.Б. Вардомского - М.: ИЭ РАН, 2010. - 330 с.
3. Постсоветское пространство в глобализирующемся мире: Проблемы модернизации// под ред. д.э.н. Зевина Л.З. - СПб.: Алетейя, 2008. - 312 с.
4. Журнал Новой экономической ассоциации / публикации материалов Круглого стола «Проблемы развития постсоветского пространства», №11, 2011, сс.141-185.
2 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. «Известия», 4 октября 2011 г.
ю