Научная статья на тему 'Интеграция в валютно-финансовой сфере на постсоветском пространстве'

Интеграция в валютно-финансовой сфере на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
364
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗЭС / СНГ / ИНТЕГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТЫ / ВЗАИМНЫЕ РАСЧЕТЫ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК / EURASEC / CIS / INTEGRATION / NATIONAL CURRENCIES / MUTUAL SETTLEMENTS / INTERSTATE BANK

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Суворов Игорь Георгиевич

В статье анализируется текущее состояние валютно-финансовой интеграции стран СНГ, даются предложения по развитию взаимодействия стран в этой сфере.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the current condition of currency-fi nancial integration of the CIS countries is analyzed, off ers on development of interaction of the countries in this sphere are given.

Текст научной работы на тему «Интеграция в валютно-финансовой сфере на постсоветском пространстве»

Интеграция в валютно-финансовой сфере на постсоветском пространстве

И.Г. Суворов

Становление политической независимости стран бывше-

го СССР сопровождалось распадом единого экономического пространства. Сразу возникшие административные границы

препятствий страны Содружества Независимых Государств (СНГ) в меру своей готовности, определяемой совокупностью экономических и политических интересов, участвуют в ряде субрегиональных объединений разного типа.

Самым крупным политико-экономическим объединением выступает СНГ. Изначально формирование Содружества происходило при завышенных ожиданиях. В базовых документах СНГ была сделана заявка на интеграцию высокого уровня. В частности, ставились задачи создания общего экономического пространства, координации внешнеполитической деятельности, обеспечения коллективной безопасности и т.д., которые, как известно, были решены не в полной мере. Тем не менее, сегодня СНГ имеет ясную и сбалансированную программу первоочередных и перспективных действий. Основная цель СНГ - формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого участника. Достигнуто общее понимание того, что в обозримом будущем никакие альтернативные форматы сотрудничества формат СНГ в полном объеме заменить не смогут.1 Как отмечает В.Путин, именно опыт СНГ позволил запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы, как Союзное государство России и Белоруссии,

1 Лебедев С.Н. Содружество Независимых Государств: новый этап развития//Проблемы управления. - Минск, 2008. - №1. - С.31-

УДК 339.923:339.7 ББК 65.5 С - 891

стали препятствием на пути свободного движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. С целью преодоления этих

34.

Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство.2

Страны ЕврАзЭС разработали свою концепцию развития, в соответствии с которой данная интеграционная группировка постепенно приобретает двухуровневую структуру: часть стран (Белоруссия, Казахстан и Россия) создали Таможенный союз, другая часть (Киргизия, Таджикистан) сотрудничает с «тройкой» на основе соглашений о свободной торговле. В случае успеха Таможенный союз может стать ядром интеграционных процессов, основой создания дееспособного регионального объединения в СНГ и экономической консолидации постсоветского пространства.3

Тем не менее, без серьезных политических усилий, выделения значительных финансовых ресурсов и создания финансовой инфраструктуры интеграционные процессы как в рамках СНГ, так и в рамках ЕврАзЭС существенно замедляются. В основе экономического взаимодействия стран СНГ должна находиться интеграция в валютно-финансовой сфере. Формы и инструменты взаимодействия в валютно-финансовой сфере будут эволюционировать по мере развития национальных экономик. Можно представить, что через несколько лет мы начнем таргетировать уровень инфляции, бюджетного дефицита, будем вести согласованную налоговую политику, установим пределы колебаний валютных курсов внутри действующих интеграционных группировок - ЕврАзЭС и СНГ. На следующем этапе, по нашему мнению, возможно: создание резервных фондов стран-членов ЕврАзЭС и СНГ, переход к единой денежно-кредитной политике и, наконец, введение новой региональной валюты. Принимая во внимание опыт ЕС, интегрирующиеся страны могут заблаговременно начать разработку согласованной валютной стратегии, вопреки скептикам, которые считают утопией возможность создания единой валюты на постсоветском пространстве.

Западная Европа шла к единой валюте несколько десятилетий. Главным предназначением европейской валютной интеграции стало обеспечение системы многосторонних расчетов. В 50-е годы действовал Европейский платежный союз. В 70-е годы страны Сообщества создали «валютную змею», а позже - Европейскую валютную систему с собственной коллективной единицей - ЭКЮ. В 90-е годы был создан Европейский центральный банк и введена единая валюта - евро. Введение евро создало мощные предпосылки для развития и углубления единого европейского финансового рынка, развития его инфраструктуры.

Европейские страны вступили в процесс интеграции, являясь изначально суверенными государствами, со сложившимися национальными экономическими и

2 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня//Известия. - М., 03.10.2011.

3 См. доклад Института современного развития «Экономические интересы и задачи России в СНГ». - М., 2010.

финансовыми системами, с собственными валютами.4 Напротив, странам СНГ после распада СССР предстояло укрепить политическую и экономическую независимость, создать собственные экономические и финансовые системы, т.е. пройти путь, который можно назвать процессом предварительного размежевания, определившим особенности становления и развития в СНГ экономической интеграции.

Западноевропейская интеграция сопровождалась объединением существовавших ранее интеграционных образований: Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и других. В СНГ идет поиск оптимальной модели интеграции путем создания на территории Содружества ряда субрегиональных образований с различными подходами к экономическому сотрудничеству.

Европейские страны выразили готовность изменить институциональную структуру ЕС и приблизить ее к структуре государства, а также наделить полномочиями наднациональные органы (Европейская комиссия, Европейский парламент и др.). Существует и наднациональный центральный банк - Европейский центральный банк. В СНГ институциональная структура межгосударственная (Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. - всего 82 органа), не предусматривающая соответствие структуре государства. Решения органов СНГ имеют силу лишь для тех государств, которые участвовали в их принятии.

Финансовой основой интеграционных процессов в ЕС служат многочисленные совместные фонды. В СНГ их нет, кроме общего бюджета, используемого главным образом на содержание его органов управления. Стратегическая цель ЕС - достижение высшей стадии экономической интеграции и превращение его в единый валютно-экономический и политический союз - фактически достигнута. Напротив, основополагающий документ СНГ - Устав - не ставит перед государствами-участниками задач в достижении общей конечной цели, не налагает на государства обязанностей, а лишь фиксирует их готовность сотрудничать.5 Для Содружества характерно выборочное участие государств в тех или иных сферах многостороннего взаимодействия, т.е. только в формате заинтересованных сторон. Страны СНГ зачастую направляют усилия на развитие экономических связей каждой страны за пределами Содружества, не координируя свои действия с другими членами СНГ.

Тем не менее, страны СНГ могут использовать опыт ЕС в целях создания единого валютного и финансового пространства, расширения использования национальных валют в рамках интегрированного валютного рынка, внедрения единой платежной системы. Это позволит активизировать взаимную торговлю и создать

4 См. Концептуально-аналитический доклад Международного банковского совета «К становлению в СНГ оптимальной модели экономического взаимодействия». - М., 2006.

5 Лебедев С.Н. «Содружество Независимых Государств: новый этап развития»// Проблемы управления. - Минск, 2008. - №1. - С.31.

предпосылки для дальнейшей экономической интеграции. Однако опыт европейской интеграции должен быть не поводом для механического подражания, а стимулом для развития собственных решений в этой области, применимых для постсоветского пространства.

Первый вывод, который позволяет сделать изучение опыта Евросоюза, заключается в том, что интеграция предполагает формирование единых рынков экономических ресурсов, прежде всего рынка капиталов. В современных условиях финансовые институты даже крупных стран нуждаются в более широких финансовых рынках, чем это возможно в рамках одного государства. Иначе их банки, биржи и финансовые компании не могут достичь максимальной эффективности, расширить круг клиентов и получить доступ к значительным финансовым ресурсам.

Второй вывод - в результате укрепления национальных экономик должно возрасти значение национальных валют в обслуживании внутренних и внешних расчетов. ЕС прилагал максимум усилий, чтобы западноевропейские деньги стали полноценным средством платежа и накопления, чтобы они играли решающую роль в региональной торговле. В СНГ все получилось иначе. Перестройка экономики и становление национальных валют совпали по времени, что сопровождалось интенсивной долларизацией и внедрением бартерного обмена.

Третий вывод - в результате укрепления национальных валют страны постсоветского пространства придут к необходимости последующего введения валюты коллективного пользования, которая в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой.6 В частности, Президент РФ Д.А. Медведев на встрече с министрами финансов стран СНГ в 2009 году заявил, что необходимо радикально менять систему мировых резервных валют и уже в ближайшем будущем поднимать тему создания новой наднациональной валюты. Введение наднациональной расчетной валюты поддерживает и президент Казахстана Н.А. Назарбаев.7

Специфика современного этапа интеграции на постсоветском пространстве состоит в катастрофической нехватке финансовых ресурсов, необходимых для развития национальных экономик, а также в отсутствии институтов и прозрачных, эффективных механизмов распределения этих ресурсов. Фактически, финансы могут стать локомотивом интеграционных процессов. К примеру, странам Западной Европы после Второй мировой войны в рамках плана Маршалла было выделено более 12 млрд долларов США (по разным оценкам это около 150-170 млрд долларов в современных ценах), в том числе для того, чтобы, по словам самого Дж.К.Маршалла, «восстановить веру европейцев в экономическое будущее их

6 Третий этап Концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере от 2004 года (www.cis.minsk.by).

7 Назарбаев Н. Пятый путь//Известия. - М., 22.09.2009.

собственных стран». В итоге план Маршалла стал одной из наиболее успешных экономических программ, в рамках которой была вновь создана европейская экономика и заложены основы будущих интеграционных преобразований.

Важнейшей задачей интеграционных процессов в ЕврАзЭС и СНГ является создание крупных финансовых компаний, банков, валютных и фондовых бирж. В частности, интеграционные группировки на постсоветском пространстве должны иметь собственные сильные банки с широким набором функций, ориентированные, в первую очередь, на развитие интеграционных процессов и способные финансово их поддерживать. Конечно, здесь действуют Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие, но вряд ли их деятельность (как и деятельность исламских и китайских банков, также активно работающих в СНГ) будет способствовать укреплению интеграции в регионе.

В то же время на постсоветском пространстве необходим банк, специализирующийся на обслуживании интеграционных связей, сопровождении внешнеторговых операций, развитии расчетов в национальных валютах. Таким международным банковским расчетным и кредитным институтом может стать Межгосударственный банк, учрежденный в 1993 году десятью государствами СНГ. Его деятельность регулируется двусторонними договорами и соглашениями с правительствами и центральными (национальными) банками стран СНГ.

Эффективное использование преимуществ Межгосударственного банка как международной финансовой организации, несомненно, будет способствовать социально-экономическому развитию стран, участвующих в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве, увеличению товарооборота, усилению роли национальных валют. В том числе, Банком может быть создан механизм прямой котировки национальных валют. В контексте экономической интеграции функционирование Банка можно рассматривать как положительный фактор в решении проблемы создания единого валютно-финансового пространства этих стран.

Функционирование Межгосударственного банка в качестве «интеграционного банка» ЕврАзЭС и СНГ повысит заинтересованность стран в углублении экономической и валютной интеграции, будет способствовать росту авторитета ЕврАзЭС и СНГ на международной арене и содействовать усилению взаимодействия тех государств, активность которых в настоящее время явно недостаточна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.