Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности продукции деревообработки в условиях реализации региональных торговых соглашений с участием Республики Беларусь'

Формирование конкурентоспособности продукции деревообработки в условиях реализации региональных торговых соглашений с участием Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мацкевич Вадим Викторович

В статье рассмотрены актуальные аспекты международной экономической интеграции Республики Беларусь. Представлен анализ современного состояния зоны свободной торговли СНГ и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Обоснованы перспективы либерализации общего рынка продукции деревообработки на пространстве СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses topical aspects of international economic integration of the Republic of Belarus. Present state of the CIS free trade zone and the Customs Union within the EurAsEC. Reasonable prospects of liberalization of the common market of wood products in the CIS space.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности продукции деревообработки в условиях реализации региональных торговых соглашений с участием Республики Беларусь»

УДК 339.173

В. В. Мацкевич, кандидат экономических наук

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ДЕРЕВООБРАБОТКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В статье рассмотрены актуальные аспекты международной экономической интеграции Республики Беларусь. Представлен анализ современного состояния зоны свободной торговли СНГ и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Обоснованы перспективы либерализации общего рынка продукции деревообработки на пространстве СНГ.

The article discusses topical aspects of international economic integration of the Republic of Belarus. Present state of the CIS free trade zone and the Customs Union within the EurAsEC. Reasonable prospects of liberalization of the common market of wood products in the CIS space.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена высокой степенью открытости экономики Республики Беларусь, которая экспортирует отечественные товары на рынки 149 государств мирового сообщества. Показатель объема экспорта по отношению к ВВП в Беларуси составляет 68%, что значительно превышает среднее значение мирового экспорта (30% по данным Всемирного банка) к совокупному ВВП.

Беларусь активно участвует в процессах развития региональной интеграции на постсоветском пространстве, которая подразумевает сотрудничество между соседними странами и представляет собой механизм увеличения возможностей страны в производстве и реализации товаров и услуг на региональных рынках. При этом республика принимает участие и в глобальной интеграции, которая является способом улучшения доступа к мировым рынкам и поставщикам. Наряду с положительными факторами глобализации, такими как углубление международного разделения труда, снижение издержек производства, рост производительных сил, оптимальное размещение ресурсов в мировом масштабе, эксперты отмечают и ее издержки. В частности, преимуществами от глобализации пользуются, прежде всего, развитые страны [1]. Для других стран глобализация ограничивает национальные возможности контролировать инфляцию и валютный курс, формировать эффективную налоговую политику, влиять на результаты труда и степень добавленной стоимости обработки.

Участие в региональной интеграции является для Республики Беларусь наиболее предпочтительной формой международного экономического сотрудничества. Результативность такого участия достигается посредством реализации национальных интересов в региональных торговых соглашениях, действующих на пространстве Содружества Не-

зависимых Государств (далее - СНГ, Содру-жество)1.

В настоящее время правовой основой для обеспечения преференциальных условий режима свободной торговли на пространстве СНГ являются положения:

• Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.;

• Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. в редакции Протокола от 2 апреля 1999 г.;

• Договор о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 г. (далее - Договор от 18.10.2011 г.);

• Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г.;

• Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.

Для формирования единой зоны свободной торговли на пространстве СНГ 24 сентября 1993 г. государства - участники СНГ подписали Договор о создании Экономического союза (далее - Договор 1993 г.). Формированию общего экономического пространства в рамках СНГ способствуют наличие емкого регионального рынка с 282 млн. потребителей на территории, составляющей 16% мировой территории. На долю СНГ приходится до 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель.

В развитие положений Договора 1993 г., государства - участники СНГ 15 апреля 1994 г. подписали Соглашение о создании зоны свобод-

1 Участники Соглашения о создании Содружества Не-

зависимых Государств от 8 декабря 1991 г.: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия (вышла из состава СНГ в 2008 г.), Республика Молдова, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

ной торговли, которое предусматривало соблюдение сторонами преференциальных условий во взаимной торговле товарами. Данное Соглашение было в дальнейшем дополнено Протоколом о внесении изменений в Соглашение от 15.04.1994, подписанным государствами-участниками СНГ 2 апреля 1999 г. согласно которому зона свободной торговли формировалась посредством существующих или будущих двусторонних соглашений и протоколов об изъятиях.

К началу 2010 г. на пространстве СНГ сформировался еще один вектор экономической интеграции, а именно Таможенный союз (далее - ТС) в рамках ЕврАзЭС*2 с участием трех государств - участников Содружества: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, суммарный ВВП которого составил 2 трл. дол. США. С 01.01.2012 на основе ТС тем же составом участников было создано Единое экономическое пространство (далее - ЕЭП) с целью достижения четырех свобод, а именно свободы передвижения товаров, услуг, капитала и труда в пределах ЕЭП.

Торговый режим ТС характеризуется как умеренно-протекционистский, которому свойственны относительно высокий уровень тарифной защиты внутреннего рынка, стремление к повышению конкурентоспособности товаров ТС на внешних и внутреннем рынках, в т. ч. посредством мер тарифного и нетарифного характера, создание привлекательных условий (предоставление налоговых льгот) для иностранных инвестиций в основной капитал и др. В ТС сформированы Единая таможенная территория, приняты единые условия применения мер тарифного и нетарифного характера для регулирования внешней торговли, в том числе со странами СНГ.

Государства-члены ТС/ЕЭП консолидировали экономический потенциал не только по торговому обороту товарами, но и их промышленному производству. Удельная доля валового внутреннего продукта (далее - ВВП) по среднегодовым курсам национальных валют к доллару США стран ТС в общем объеме ВВП Содружества в 2012 г. составила 87,4% [2].

К 2013 г. взаимная торговля товарами стран ТС составила 75% общего объема товарооборота между странами Содружества [3]. Соотношения объемов взаимной торговли государств - членов ТС и ЕЭП по результатам за январь - декабрь 2013 г. имели значения, представленные в табл. 1 [4].

2ЕврАзЭС - Евразийское экономическое сообщество учреждено Договором от 10 октября 2000 г. с участием Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Рес-пуб-лики, Российской Федерации и Республикой Таджикистан.

Таблица 1

Удельный вес государств - членов ТС / ЕЭП в общем объеме их взаимной торговли

Страны Показатели удельного веса, %

ТС и ЕЭП всего 100

В том числе между:

Республикой Беларусь и

Республикой Казахстан 1,5

Республикой Беларусь и

Российской Федерацией 61,9

Республикой Казахстан и

Российской Федерацией 36,6

Снятие торговых барьеров на пути перемещения товаров в пределах Единой таможенной территории ТС способствовало усилению позиций ТС на общем товарном рынке СНГ. Данное обстоятельство побудило страны ТС инициировать переговорный процесс со странами СНГ по формированию новых преференциальных условий взаимной торговли товарами в ЗСТ Содружества с учетом обязательств, принятых ими при формировании ТС.

В результате 18.10.2011 был подписан Договор о зоне свободной торговли (далее - Договор от 18.10.2011) с участием восьми государств Содружества, в том числе трех государств - членов ТС в рамках ЕврАзЭС.

Кроме того, ко времени подписания Договора от 18.10.2011 состояние экономической интеграции в рамках Содружества характеризовалось участием отдельных государств СНГ в международных организациях экономического сотрудничества, таких как ЕврАзЭС, Всемирная торговая организация (далее - ВТО), Международный валютный фонд. Обязательства, принятые странами Содружества в условиях их членства в обозначенных организациях и интеграционных объединениях, нашли свое отражение в положениях Договора от 18.10.2011.

Подписанные Республикой Беларусь Соглашения и Договоры относительно формирования Зоны свободной торговли СНГ и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС характеризуются ВТО как Региональные торговые соглашения / RegionalTradeAgreements - RTA (далее - РТС). Условия реализации РТС определяются положениями Статьи XXIV ГАТТ-19943/ВТО «Территориальное применение. Пограничная торговля. Таможенные союзы и зоны свободной торговли».

3ГАТТ в редакции 1994 г. - многостороннее межгосударственное соглашение, направленное на правовое регулирование международной торговли товарами. В 1995 г. на основе положений ГАТТ была создана Всемирная торговая организация, сформированы ее организационная и правовая структуры, процедуры и механизм принятия решений.

Основная часть. Региональные торговые соглашения - это соглашения двух или большего числа государств, создающие зону свободной торговли, Таможенный союз или иные более глубокие интеграционные объединения.

Основой договоренностей в рамках РТС является соблюдение сторонами режима свободной торговли, который содержит преференциальные условия для взаимной торговли товарами.

Преференциальные условия обеспечения режима свободной торговли предусматривают постепенное устранение таможенных пошлин, налогов и сборов, других ограничений и препятствий для свободного движения товаров в пределах таможенных территорий государств -участников РТС.

По состоянию на 01.08.2013 в Секретариате ВТО было зарегистрировано 379 РТС, из которых 219 зон свободной торговли и 18 таможенных союзов. Преференциальные условия РТС распространяются на более чем 50% мировой торговли, из которых 16% осуществляется в беспошлинном режиме [5].

Основными целями РТС являются облегчение торговли между составляющими территориями интеграционных объединений и неповышение барьеров в торговле других членов ВТО с такими территориями. При образовании или расширении РТС их участники стремятся избежать неблагоприятного воздействия на торговлю других членов ВТО.

Формирование преференциальных условий для взаимной торговли стран-участниц РТС является исключением из режима наибольшего благоприятствования, установленным статьей I ГАТТ-1994. В соответствии с положениями данной статьи члены ВТО обязаны предоставлять товарам других стран - членов ВТО не менее благоприятный торговый режим, чем национальный, не устанавливать торговые преимущества для других членов и не проводить по отношению к ним дискриминацию. Правовое регулирование процесса формирования РТС, которые оцениваются как изъятие из режима наибольшего благопри-ятст-вования, отражено в статье XXIV ГАТТ-1994.

Страны-участницы Таможенного союза, заменяя свои национальные таможенные территории единой территорией Таможенного союза, при замене национального таможенного тарифа Единым таможенным тарифом Таможенного союза должны обеспечить условие, чтобы уровень тарифной защиты Таможенного союза не являлся более ограничительным, чем ранее существовавший национальный уровень.

Членами ВТО (по состоянию на 01.01.2014 участвующих 160 государств) и участниками РТС на пространстве СНГ являются следующие страны (табл. 2).

Таблица 2 Государства - члены ВТО и РТС

Государства-члены ВТО на пространстве СНГ Кыргызстан (1998 г.), Грузия (2000 г.), Молдова (2001 г.), Армения (2003 г.), Украина (2008 г.), Россия (2012 г.), Таджикистан (2013 г.)

Государства-наблюдатели при ВТО Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Узбекистан

Государство не являющееся членом или наблюдателем при ВТО Туркменистан

На пространстве СНГ пользователями преференциальных условий во взаимной торговле стран-участников РТС являются как государства-члены ВТО так и государства -наблюдатели при ВТО. При этом Республика Беларусь и Республика Казахстан, являясь продолжительное время только наблюдателями при ВТО и участниками РТС в формате Таможенного союза, в рамках ЕврАзЭС приняли на себя обязательства по объему и содержанию, свойственным равноправным участникам ВТО, не достигнув при этом возможности реализации своих прав на защиту торговых интересов, равно как и компенсацию от тарифной эскалации внешней торговли другими членами ВТО.

Государства-участники ТС в мае 2011 г. подписали Договор о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы ВТО. Обязательства России перед ВТО стали составной частью правовой базы ТС, что определило перспективы развития ТС и его отдельных членов. Так, участники РТС в формате ТС -Беларусь и Казахстан приняли к исполнению обязательства России перед ВТО, в частности по снижению импортных таможенных пошлин более чем на два процентных пункта с 10,4% до приблизительно 8% от 2 до 7 лет с момента вступления России в ВТО. Следует отметить, что Республика Беларусь до принятия Единого таможенного тарифа Таможенного союза имела средневзвешенный импортный таможенный тариф 8,04% (в России - 12,4%), что характеризовало внутренний рынок Беларуси как более открытый для конкуренции, чем рынок России [6, с. 27].

Относительно продукции деревообработки и в частности изделий мебели, имеющей максимальный уровень добавленной стоимости обработки в цене готовой продукции, снижение тарифной защиты внутреннего рынка ТС по отдельным товарным позициям будет иметь к 2018 г. более чем двукратное значение по отношению к уровню таможенных пошлин до вступления России в ВТО (табл. 3) [7].

Таблица 3

Изменения таможенного тарифа из Соглашения ВТО с Россией

Код товара ТН ВЭД ТС Наименование товара Ставка таможенной пошлины в 2012 г. Ставка таможенной пошлины в 2018 г.

9401 61 000 0 Мебель для сидения с деревянным каркасом, обитая 20, но не менее 0,7 евро/кг 12,5, но не менее 0,44 евро/кг

9403 40 100 0 Мебель кухонная секционная 20, но не менее 0,45 евро/кг 12,5, но не менее 0,29 евро/кг

9403 50 000 1 Мебель деревянная типа спальной 0,75 евро/кг 0,23 евро/кг

9403 50 000 1 Мебель деревянная типа спальной 0,75 евро/кг 0,23 евро/кг

9403 60 100 9 Мебель деревянная прочая 20 10

Данные обстоятельства приведут неизбежно к значительному росту конкурентных условий для белорусских производителей мебели на рынке ТС. Импорт мебели из стран вне СНГ станет привлекательным на рынке ТС как по стоимостному критерию, так и потребительским свойствам. Уже в январе 2014 г. для обеспечения прироста (на 37%) физических объемов экспортных продаж изделий мебели в СНГ отечественные производители снизили цены на 19% к уровню цен 2012 г., до средней цены 2533 дол. США за тонну при экспорте в страны СНГ и 1795 дол. США при экспорте в страны вне СНГ.

Снижение ставок импортных таможенных пошлин на изделия мебели в ТС обеспечит фактически экспансию данного вида иностранной продукции в готовом виде на мебельный рынок ТС. Инвестиционная привлекательность для потенциальных инвесторов Единой таможенной территории ТС с целью организации производства снизится для данной номенклатуры товаров широкого потребления несмотря на то, что тарифные ограничения на экспорт древесины и изделий из нее в Республике Беларусь способствуют такой привлекательности.

Преференциальные условия режима свободной торговли в СНГ при реализации соответствующего РТС в формате Зоны свободной торговли СНГ допускают наличие изъятий и ограничений тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле государств-участников.

Со вступлением в силу Договора от 18.10.2011 существенно сократилось к концу 2012 г. количество тарифных изъятий при импорте с 61 товарной позиции до 5 (по 4 знакам ТН ВЭД). До настоящего времени не устранены тарифные ограничения по количеству и содержанию товарных позиций, уровню таможенного обложения товаров, экспортируемых с таможенных территорий одних участников зоны свободной торговли СНГ на таможенные территории других участников. Наиболее высокий уровень тарифного обложения экспорта товаров имеют государства-участники ЕврАзЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Кыргызская Республика). При этом

условия формирования по содержанию и применения экспортного таможенного тарифа в госу-дарствах-участников Зоны свободной торговли СНГ и Таможенного союза различны.

В частности, Республика Беларусь в отношении определенных товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь за пределы таможенных территорий государств-членов Ев-рАзЭС, применяет таможенные пошлины, которые в большей степени предназначены для ограничения вывоза сырьевых ресурсов. Так, при экспорте древесины топливной (1 подсуб-позиция ТН ВЭД ТС*4), лесоматериалов необработанных (6 подсубпозиций), древесины лиственных пород (1 подсубпозиция) и лесоматериалов обработанных (8 подсубпозиций) применяется ставка вывозной таможенной пошлины в размере 100 евро за 1 м3.

Российская Федерация имеет не только значительно больший (чем Республика Беларусь) перечень товарных позиций из 44-й группы ТН ВЭД ТС, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, но и возможность изменять уровень таможенного обложения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В результате в товарной структуре экспорта Республики Беларусь объемы экспорта товаров из 44-й группы ТН ВЭД ТС неуклонно снижаются не только во внешней торговле с другими странами мира, но и во взаимной торговле государств-участников РТС в формате Зоны свободной торговли СНГ (табл. 4) [8].

Таблица 4

Удельная доля экспорта товаров 44-й группы ТН ВЭД ТС в товарной структуре экспорта Беларуси,%

Древесина и изделия из нее в товарной структуре экспорта Беларуси Год

2000 2005 2010 2011 2012

В страны СНГ 4,1 3,8 2,5 2,1 1,9

В другие страны мира 10,2 4,3 3,2 1,9 1,3

4ТН ВЭД ТС - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Заключение. Участие Республики Беларусь в РТС в форматах Зоны свободной торговли СНГ и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС обеспечивает реализацию национальных экономических интересов на современном этапе развития экономической интеграции. Региональная интеграция является наиболее приемлемой формой сотрудничества между странами на пространстве СНГ и представляет собой механизм увеличения возможностей поставки товаров и услуг на рынки Содружества.

Реализация Республикой Беларусь положений Договора о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы ВТО формирует более конкурентные условия (стоимостные и потребительские) для реализации отечественной продукции деревообработки, и в частности изделий мебели на рынке ТС/ЕЭП.

Темпы снижения тарифной защиты мебельного рынка ТС/ЕЭП способствуют в большей мере экспансии импортной мебели из стран вне СНГ, нежели повышению инвестиционной привлекательности производства изделий из данной товарной номенклатуры на Единой таможенной территории ТС.

Экспортный таможенный тариф Республики Беларусь в отношении товарных позиций 44-й группы ТН ВЭД ТС способствует сокращению объемов вывоза данной номенклатуры продукции за пределы таможенных территории государств - членов ЕврАзЭС, но уже не является безусловным критерием привлечения инвестиций в отечественную деревообработку.

Литература

1. Ганюшкина Е. Б. Влияние глобализации на формирование международного экономического права // Международное право и международные организации. Б01: 10/7256/22266305.2013.4.10502. № 4 (16), 2013. С. 465-475.

2. Основные макроэкономические показатели стран Содружества независимых Государств 2007-2012: стат. сб. / Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2013. 140 с.

3. Социально-экономическое положение стран Содружества Независимых Государств в I полугодии 2013 года: докл. / Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. М., 2013. 118 с.

4. Об итогах внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза и Единого экономического пространства за январь - декабрь 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Documents/14_02_2014_stat.pdf. Дата доступа: 17.02.14.

5. Турбан Г.В. Таможенный союз России, Казахстана, Беларуси в контексте развития Региональных торговых соглашений // Белорусский экономический журнал. 2013. № 3.

6. Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства: сб. докл. Минск: РУП «Бел-таможсервис», 2013. 366 с.

7. Доклад рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/ wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/forei gneconomicactivity/wto/doc20120201_0017. Дата доступа: 11.03.2014 г.

8. Содружество Независимых Государств в 2012 г. Краткий сборник предварительных статистических итогов / Статкомитет СНГ. М., 2013. 366 с.

Поступила 21.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.