Научная статья на тему 'Специфика интеграционных процессов на пространстве СНГ'

Специфика интеграционных процессов на пространстве СНГ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2399
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / COMMON ECONOMIC SPACE / OUTLOOK INTEGRATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Байдурин М.С.

В статье рассматривается специфика интеграционных процессов на пространстве СНГ в условиях глобализации. Показано, что процесс интеграционного взаимодействия стран СНГ практически не прекращается со времен обретения странами Содружества независимости с различной степенью интенсивности и успешности. Страны региона прошли почти все этапы экономической интеграции, но в полном формате с достижением конкретных экономических эффектов удалось подойти лишь в рамках Таможенного союза интеграционной тройки: Казахстана, Беларуси и России. При этом относительная успешность данного интеграционного проекта, прежде всего, обусловлена тем, что все ее участники имеют достаточно экономических интересов и стимулов для экономического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS INTEGRATION PROCESSES IN THE CIS

The article discusses the specifics of the integration processes in the CIS in terms of globalization. It is shown that the process of integration and interaction of CIS virtually stopped since the time of gaining independence Commonwealth countries with varying degrees of intensity and success. Countries in the region have passed almost all the stages of economic integration, but in full format with the achievement of specific economic effects only managed to come within the Customs Union integration triples Kazakhstan, Belarus and Russia. The relative success of this integration project, primarily due to the fact that all its members have sufficient economic interests and incentives for economic cooperation.

Текст научной работы на тему «Специфика интеграционных процессов на пространстве СНГ»

БАЙДУРИН М.С.

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПР ОЦЕССОВ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

Аннотация. В статье рассматривается специфика интеграционных процессов на пространстве СНГ в условиях глобализации. Показано, что процесс интеграционного взаимодействия стран СНГ практически не прекращается со времен обретения странами Содружества независимости с различной степенью интенсивности и успешности. Страны региона прошли почти все этапы экономической интеграции, но в полном формате с достижением конкретных экономических эффектов удалось подойти лишь в рамках Таможенного союза интеграционной тройки: Казахстана, Беларуси и России. При этом относительная успешность данного интеграционного проекта, прежде всего, обусловлена тем, что все ее участники имеют достаточно экономических интересов и стимулов для экономического взаимодействия. Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, Единое экономическое пространство, перспективы интеграции, глобализация.

BAJDURIN И.Б.

SPECIFICS INTEGRATION PROCESSES IN THE CIS

Abstract. The article discusses the specifics of the integration processes in the CIS in terms of globalization. It is shown that the process of integration and interaction of CIS virtually stopped since the time of gaining independence Commonwealth countries with varying degrees of intensity and success. Countries in the region have passed almost all the stages of economic integration, but in full format with the achievement of specific economic effects only managed to come within the Customs Union integration triples Kazakhstan, Belarus and Russia. The relative success of this integration project, primarily due to the fact that all its members have sufficient economic interests and incentives for economic cooperation.

Keywords: Commonwealth of Independent States, the Common Economic Space, Outlook integration, globalization

Хронология интеграционных процессов на евразийском пространстве. Стремление к интеграции в различных регионах мира превратилось в устойчивую тенденцию мирового развития. От адекватной включенности стран в процессы интеграции, независимо от различий в уровнях их развития, отличий в культуре, религии, исторических традициях, во многом зависят возможности преодоления мировых и региональных проблем [1-6].

Интеграция стран СНГ отличается разноуровневым и разноскоростным характером, с различными востребованными форматами - «Зоной свободной торговли (ЗСТ)», «Союзным государством России и Белоруссии (СРБ)», «Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС)», «Таможенным союзом (ТС)» в рамках ЕврАзЭС, «Единым экономическим пространством (ЕЭП)», «Евразийским экономическим союзом (ЕврЭС)».

Зона свободной торговли (ЗСТ). 15.04.1994 президенты Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали «Соглашение о создании ЗСТ» [7] явившееся договорно-правовой основой региональной торговли на преференциальных условиях. Соглашение подразумевало, что в формируемой ЗСТ будет осуществляться беспошлинная торговля в условиях отмены тарифных и нетарифных ограничений, устранения многочисленных торговых барьеров, что в совокупности должно создать предпосылки для расширения экономических связей, стимулирования роста товарооборота и устойчивого бескризисного экономического развития национальных экономик стран СНГ-участниц ЗСТ.

02.04.1999 был подписан «Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ» [8], явившийся рамочным документом, который необходимо было адаптировать к законодательству каждой страной-участницей ЗСТ. Протокол подписали президенты Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Согласно Протоколу, действовавший в СНГ двусторонний режим свободной торговли должен быть заменен многосторонним режимом свободной торговли, отменялись все пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, количественные

ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров во взаимной торговле стран-участниц ЗСТ, устанавливался порядок разрешения споров и т.д. Таким образом, Соглашение и Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ в пакете с др. документами, развивавшими правовую базу взаимной торговли, создавали достаточно эффективный инструмент последовательного формирования режима свободной торговли.

Однако многосторонний режим свободной торговли так и не был введен. Участники Соглашения не сумели согласовать общий перечень изъятий из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями международного договора должен был стать его составной частью. Во взаимоотношениях между партнерами продолжал действовать режим свободной торговли, зафиксированный в 1992-1993 гг. в двусторонних соглашениях о свободной торговле. Кроме того, не все страны-участницы ратифицировали оба документа (Соглашение о ЗСТ и Протокол к Соглашению), что фактически заблокировало реализацию масштабной «Зоны свободной торговли».

14.11.2008 главы правительств СНГ утвердили «Стратегию экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г.» [9]. Среди приоритетных направлений Стратегии, способствующих развитию взаимодействия стран СНГ, необходимо отметить: завершение формирования и функционирование ЗСТ в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами ВТО, создание предпосылок для построения общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества1.

18.11.2011 главами правительств 8 стран СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Украина)2, на долю которых приходится свыше 90% взаимной торговли Содружества, был подписан «Договор о ЗСТ»3 [10].

Предполагалось, что Договор от 18.11.2011, который должен заменить около сотни заключенных ранее многосторонних и двусторонних соглашений о свободной торговле, станет надежной правовой базой для успешного развития делового партнерства на пространстве СНГ. Статистика подтвердила рост взаимной торговли стран СНГ за 2011 г. на 48%.

В табл. 1 приведены результаты сравнительно-правового анализа положений «Договора о Зоне свободной торговли» (8 октября 2011 г.) и «Соглашения о создании Зоны свободной торговли» (15 апреля 1994 г.). В целом «Договор о ЗСТ» от 18.10.2011, базовыми принципами которого явились отменена экспортно/импортных пошлин и количественных ограничений, учитывает общепринятые нормы и правила ГАТТ/ВТО, регламентирует дальнейшее развитие взаимной торговли, либерализацию условий и отмену действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки стран СНГ.

Таким образом, «Договор о ЗСТ», содержащий понятийный аппарат, базовые положения и нормы, регулирующие торгово-экономические отношения стран СНГ на достаточно высоком качественном уровне, может явиться новым качественным шагом в развитии торгово-экономических отношений на пространстве СНГ, а его практическая реализация способствовать повышению уровня жизни населения стран СНГ.

Участниками «Договора о ЗСТ», действующего с 2012 г., являются: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина. Согласно статьи 21 «Соглашения о создании ЗСТ», «Зона свободной торговли» рассматривается как переходный этап к формированию Таможенного союза (ТС).

1 Следует отметить, что в условиях объективной несбалансированности взаимной торговли в Содружестве острой необходимостью являлось завершение введения ее полномасштабного режима. До 18.11.2011 действовали порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными государствами СНГ, что создавало неудобства и приводило к различным дискриминационным последствиям во взаимной торговле.

2 С правительствами Азербайджана, Узбекистана и Туркменистана были продолжены консультации и переговоры о присоединении к Договору.

3 Работа над проектом Договора велась в течение 2009-2011 гг. - было проведено 13 заседаний специально созданной Рабочей группы по подготовке проекта документа, 2 совещания министров экономики.

Таблица 1

Сравнительно-правовой анализ положений «Договора о Зоне свободной торговли» (08.10.2011) и «Соглашения о создании Зоны свободной торговли» (15.04.1994)

№ Положение Соглашение о создании ЗСТ Договор о ЗСТ

1 2 3 4

1 Принципы и соглашения ГАТТ и ВТО декларация принципов ГАТТ/ВТО полностью базируется на принципах и соглашениях ГАТТ/ВТО

2 Изъятия из режима свободной торговли договаривающиеся Стороны в течение 6 месяцев разработают и согласуют общий Перечень изъятий из режима свободной торговли, а также методы применения и поэтапной отмены таких изъятий на переходный период до создания ЗСТ положениями 1 и 2 зафиксированы все существующие на сегодня изъятия из режима свободной торговли: -положение 1: зафиксированы даты отмены существующих на сегодня изъятий из режима свобод ной торговли:

2 Изъятия из режима свободной торговли -положение 1: зафиксированы даты отмены существующих на сегодня изъятий из режима свободной торговли по импорту; -ст. 2 (п. 15): предусмотрено, что через полгода после вступления Договора в силу стороны приступят к переговорам по отмене экспортных пошлин

3 Механизм разрешения споров любые споры и разногласия между Договаривающимися Сторонами путем проведения непосредственных консультаций или, по взаимному согласию, с участием представителей др. Договаривающихся Сторон; в рамках специальной согласительной процедуры (путем создания рабочих групп для изучения материалов спора и выработки рекомендаций); в Экономическом Суде СНГ; в рамках иных процедур, предусмотренных международным правом -приложение 4: детально прописан механизм разрешения споров, основанный на международной практике, путем создания сторонами независимой комиссии экспертов; -приложение 5: предусмотрен «Перечень международных документов, действие которых прекращается после вступления в силу Договора о зоне свободной торговли»

4 Двусторонние договоры о ЗСТ до согласования общего Перечня изъятий в отношениях между Договаривающимися Сторонами будут применяться действующие двусторонние соглашения о свободной торговле и протоколы об изъятиях из этого режима, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями предусмотрено прекращение действия двусторонних договоров о ЗСТ

5 «Свобода транзита» условия транзита не должны быть хуже условий, которые обеспечиваются Договаривающимися Сторонами для собственных отправителей и получателей грузов, принадлежащих им товаров, а также для перевозчиков и транспортных средств статья 7: -«свобода транзита» прописана более детально, имеется ссылка на статью ГАТТ; -зафиксированы обязательства сторон вступить в переговоры по разработке отдельного Соглашения по транзиту трубопроводным транспортом в течение 6 месяцев после вступления в силу Договора

Союзное государство России и Белоруссии (СРБ). Союзное государство представляет проект интеграционного объединения Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. В процессе формирования двусторонних связей Белоруссии и России, осуществляемом с 1994 г., создана единая законодательная и нормативно-правовая база.

«Договор о создании Союзного государства», вступивший в силу 26.01. 2000, стал важным этапом в выборе руководством и народами Беларуси и России их национально-государственной идентификации (рис. 1).

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИЯ-БЕЛОРУССИЯ (СРБ)

основано 26.01.2000

форма правления конфедеративный союз

Наднациональные органы Высший Государственный Совет Парламентское Собрание Исполнительный Комитет

совокупная территория 17 283 000 км2

территории участников Белоруссия - 207 600 км2 Россия - 17 075 400 км2

совокупное население 152 496 906 чел.

население участников Белоруссия - 9 466 800 чел. (2012) Россия - 143 030 106 чел. (2012)

Рис.1. Союзное государство Россия-Белоруссия [11].

Задача Программы действий по реализации положений Договора - зафиксировать содержание, этапы и сроки работы по передаче СРБ определенных в Договоре предметов ведения, формы их правового закрепления, организационные рамки этой деятельности, включая создание необходимых союзных и координирующих органов. В последующие годы работа по формированию СРБ продолжалась. Так, была создана Рабочая группа российских и белорусских экспертов, подготовившая 01.02.2002 проекты Конституционных принципов и Конституционного акта СРБ [12]; состоялись заседания Высшего Государственного Совета СРБ на уровне глав государств, заседания Совета Министров на уровне глав правительств, сессии Парламентское Собрание СРБ.

На пути взаимной интеграции России и Белоруссии пришлось столкнуться с немалыми трудностями, не позволившими наполнить в полном объеме планы политических элит реальным экономическим содержанием, а в 2010 г. из-за разногласий между главами государств интеграция и вовсе практически остановилась. Однако, улучшение отношений между странами с 2011 г. постепенно возвращает идеи СРБ на прежний уровень.

В целом, СРБ следует рассматривать как образование, главным геополитическим смыслом и предназначением которого является возобновление реинтеграционных процессов на постсоветском пространстве XXI в. «Договор о создании Союзного государства» придал импульс развитию отношений двух стран в экономической сфере - увеличился товарооборот, операционные связи стали осуществляться в обстановке наибольшего благоприятствования.

Тем не менее, по мнению многих экспертов в сфере интеграции на пространстве СНГ, которого придерживается и автор статьи, «Договор о создании Союзного государства», явно опередивший свое время, так и остался геополитическим проектом - теоретической конструкцией, а не практическим руководством. Однако, модель СРБ по-прежнему остается высоко значимой и, как свидетельствует история, без нее, возможно, не состоялись бы ни Таможенный союз, ни Единое экономическое пространство, ни, тем более, Евразийский экономический союз [13]. Очевидно, что многие наработки по СРБ могут успешно быть использованы в будущем при формировании новых форматов постсоветской политической реинтеграции.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). 29.03.1996 президентами Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России был подписан «Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» с целью создания сообщества интегрированных стран. Стороны договорились направлять совместные усилия на поэтапное углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета сторон, принципов равноправия и взаимной выгоды, нерушимости существующих границ, невмешательства во внутренние дела друг друга. 26.02.1999 на базе предыдущих договоренностей был подписан «Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве» между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, к которому позднее присоединилась Республика Таджикистан.

Несмотря на предпринятые, на предварительном этапе меры, конкретные шаги по созданию механизма реализации свободного перемещения товаров (работ, услуг, капитала) так и не

были сделаны. Различия в уровнях развития экономик, отраслевой структуре производства, особенностях географического положения не позволили в конце 1990-х гг. сформировать полноценный таможенный союз, и объединение пяти стран СНГ было трансформировано в «Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)» (рис. 2).

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

основано 10.10.2000

наднациональные органы Межгосударственный совет ЕврАзЭС Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС Интеграционный комитет ЕврАзЭС Суд ЕврАзЭС Комиссия постоянных представителей

совокупная территория 20 000 000 км2

совокупное население 183 284 038 чел.

население участников Белоруссия - 9 466 800 чел. (2012) Россия - 143 030 106 чел. (2012) Казахстан - 17 522 010 чел. (2012) Кыргызстан - 5 496 737 чел. (2012) Таджикистан - 7 768 385 чел. (2012)

Рис. 2. Евразийское экономическое сообщество.

В «Договоре об образовании ЕврАзЭС», подписанного 10.10.2000 президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана4, была заложена концепция более тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения тех целей и задач, которые были заданы «Договором о таможенном союзе и едином экономическом пространстве». Создание ЕврАзЭС ознаменовало собой поступательное развитие экономической интеграции от ЗСТ (беспошлинная торговля) через Таможенный союз (общий таможенный тариф в отношении товаров стран, не входящих в союз) к общему рынку (свободное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, единая торговая политика в отношении третьих стран, общая валютная политика).

ЕврАзЭС - постоянно действующая международная межгосударственная экономическая организация, отличающаяся четкой структурой, стратегической направленностью, реальными целями и задачами. Договорно-правовую основу ЕврАзЭС составляют: «Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» от 06.01.1995, «Соглашение стран СНГ от 20.01.1995 о Таможенном союзе», «Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» от 26.02.1999, «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества» от 10.10.2000. ЕврАзЭС не является наднациональным органом и, по своей сути, близка к «Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ)».

Странами-членами ЕврАзЭС являются: Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Прием новых участников в соответствии со статьей 9 «Договора об учреждении ЕврАзЭС» открыт для стран, которые принимают на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении и др. актов, действующих в рамках Сообщества. Вступление новых стран-членов регулируется «Положением о порядке приема в члены ЕврАзЭС», утвержденным «Решением Межгоссовета 13.05.2002 N45».

ЕврАзЭС является полноправным субъектом международного права, единственной на пространстве СНГ организацией с международным статусом, полученным в 2003 г., наблюдателем в ООН. Главные международные партнеры - ЕЭК ООН, ЮНИДО, ЮНЕСКО, ПРОООН, Всемирная таможенная организация, ОБСЕ, Евросоюз, а также региональные объединения -СНГ, ОДКБ, ШОС. В соответствии со статьей 10 «Договора об учреждении ЕврАзЭС» любому государству или международной (межгосударственной) организации может быть предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС согласно «Положению о статусе наблюдателя при ЕврАзЭС», утвержденным «Решением Межгоссовета Сообщества 13.05.2002 N46». В настоя-

4 Руководители Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана о начале практической деятельности новой международной организации - ЕврАзЭС 31.05.2001 в заявлении от 10.10.2000 [12].

щее время статус наблюдателя при ЕврАзЭС «Решениями Межгоссовета от 13.05.2002 N47 и N48» предоставлен Молдове и Украине, а «Решением Межгоссовета от 27.04.2003 N110» -Армении.

ЕврАзЭС создано в целях углубления интеграции в экономической и гуманитарной областях5, формирования Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭС) как зон свободного перемещения товара, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

Задачи организации: формирование емкого общего рынка за счет объединения национальных рынков; совместная защита от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран и усиление потенциала противодействия общим экономическим угрозам, связанным с обострением международной конкуренции, обусловленной развитием процессов глобализации в мировой экономике; формирование льготных условий для движения внутри общего рынка товаров и услуг, произведенных на его территории, а также капиталов и рабочей силы; реализация национальных экономических интересов стран-членов.

Руководящие органы ЕврАзЭС - Межгосударственный совет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества, Интеграционный комитет, Комиссия постоянных представителей, Секретариат интеграционного комитета. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС как высший орган управления представляет двухуровневый орган, в состав которого входят президенты и главы правительств стран-членов.

Межгоссовет разрабатывает стратегию сотрудничества, принимает соответствующие решения и контролирует ход их исполнения, утверждает положения об органах управления интеграцией и порядок их финансирования. «Положение о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества» утверждено «Решением Межгоссовета от 31.05. 2001 N3». В соответствии с Правилами процедуры Межгоссовета главы стран-члены Межгоссовета собираются на свои заседания 1 раз в год, главы правительств - дважды в год.

Функции Межпарламентской Ассамблеи - органа парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС - разработка типовых (модельных) проектов законодательных актов, направленных на гармонизацию национального законодательства стран-членов Сообщества, приведение его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, формирование правовой базы Сообщества - Основ законодательства ЕврАзЭС. «Положение о Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС» утверждено «Решением Межгоссовета Сообщества от 13.05.2002 N52».

Суд Сообщества предназначен для обеспечения единообразного применения странами-членами «Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества» и др. действующих в рамках ЕврАзЭС договоров и принимаемых органами Сообщества решений, а также рассмотрения споров экономического характера, возникающих между странами-членами в ходе реализации решений органов ЕврАзЭС. «Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.04.2003 N122» утвержден Статут суда Евразийского экономического сообщества.

Интеграционный комитет - постоянно действующий орган ЕврАзЭС, в состав которого входят заместители глав правительств стран-членов. К числу основных задач Интеграционного комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом. «Положением об Интеграционном Комитете ЕврАзЭС» утверждено «Решением Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. N6 Положение об Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества».

«Положение о Комиссии Постоянных представителей при Евразийском экономическом сообществе» утверждено «Решением Интеграционного Комитета от 27.02.2003». «Положение о Секретариате Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества» утверждено «Решением N4 Интеграционного Комитета ЕврАзЭС».

Практика международных отношений показывает, что начальным этапом интеграции является Зона свободной торговли (free trade zone), затем начинает функционировать Таможенный союз (customs union), на основе которого формируется Общий рынок (common market), транс-

5 Стимулы развития интеграции на пространстве СНГ: сравнительно низкая конкурентоспособность многих экссо-ветских товаров по отношению к зарубежным; восстановление и поддержание экономических связей бывших советских республик, отчасти потерянных в 1990-е гг. после распада единого государства СССР; распространенное среди значительной части граждан СНГ стремление «вернуться в СССР» (Энциклопедия Кругосвет [13]).

формирующийся в Экономический союз (economic union). Можно сделать вывод, что на постсоветском пространстве интеграция идет не по классической схеме. Так, Общему рынку, скорее всего, соответствуют Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП)6.

Таможенный союз (ТС при ЕврАзЭС). Эффективная работа ЗСТ и принятие мер по торговле без изъятий и ограничений позволили главам стран ЕврАзЭС - Беларуси, Казахстана и России подписать 06.10.2007 «Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» как формы торгово-экономической интеграции, предусматривающей единую таможенную территорию трех стран.

Официальной датой основания ТС Белоруссии - Казахстана - Российской Федерации считается 01.01.2010. В полноформатном режиме ТС-3 заработал с начала июля 2010 г. - момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (рис. 3)

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ (ТС при ЕврАзЭС)

основан июль 2010

органы управления -Высший евразийский экономический совет (Межгосударственный совет ЕврАзЭС) -Евразийская экономическая комиссия

совокупная территория 20 039 148 км2

совокупное население 169 315 689 чел. (2012)

плотность населения 8,45 чел./км2

население участников Белоруссия - 9 466 800 чел. (2012) Россия - 143 030 106 чел. (2012) Казахстан - 16 818 783 чел. (2012)

ВВП (ППС) всего - 2,732 трлн. долл. (2011) на душу населения - 16 137 долл.

ВВП (номинальный) всего - 2,084 трлн. долл. (2011) на душу населения - 12 310 долл.

Рис. 3. Таможенный союз при ЕврАзЭС.

Правовым фундаментом функционирования ТС явился «Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза» (27.11.2009)7. Так, С 01.07.2010 по 01.07.2011 союзный Таможенный кодекс и принятая в его развитие единая методологическая база введены в действие; в законную силу для стран ТС вступили отдельные международные соглашения; состоялся перенос контроля на внешнюю границу Белоруссии и Российской Федерации.

С 1 января 2011 г. осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств происходит с использованием единых форм документов в таможенном органе страны-члена Таможенного союза, резидентом которого является участник внешнеэкономической деятельности. В пределах общей таможенной территории ТС во взаимной торговле товарами из стран-участниц не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера (за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер). В отношении товаров третьих стран применяется единый таможенный тариф и др. единые меры регулирования внешней торговли.

Таможенный союз, не являющийся самостоятельной международной межправительственной организацией, существует в рамках ЕврАзЭС. Институциональную основу ТС составляют: Межгосударственный совет ЕврАзЭС (высший орган ТС), Комиссия ТС и Суд ЕврАзЭС. Кроме того, не входящие в систему органов управления ТС четыре структуры - Экспертный совет в рамках ТС, Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фи-тосанитарных мер и Координационный совет по информационным технологиям выполняют

6 Отклонение от классической схемы (Европейского Союза и др. интеграционных объединений - NAFTA, MERCOSUR и др.) вызвано, по-видимому, реализацией на постсоветском пространстве различных проектов разноско-ростной интеграции и неготовностью тех или иных стран в них участвовать.

Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу для Российской Федерации и Республики Казахстан 01.07.2010, для Республики Беларусь - 06.07.2010.

важные регулирующие функции по обеспечению функционирования ТС.

Основываясь на «Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества» от 10.10.2000, президенты Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации учредили Комиссию ТС как единый постоянно действующий регулирующий орган. Основной задачей Комиссии ТС являлось обеспечение условий функционирования и развития. Правовую основу деятельности Комиссии ТС составляли: Договор о Комиссии Таможенного союза от 06.10.2007 г.; Правила процедуры Комиссии ТС, утвержденные решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N15.

В соответствии с Договором голоса между странами-членами ТС в Комиссии ТС распределяются следующим образом: Республика Беларусь - 21,5; Республика Казахстан - 21,5; Российская Федерация - 57. Решения по общему правилу принимаются большинством в 2/3 голосов.

Работа Комиссии ТС выявила узкие места, для расшивки которых было принято решение о замене Комиссии ТС Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), продиктованное намерением расширить полномочия наднационального органа по принятию им решений без процедуры бюрократического согласования с правительственными организациями.

Основной задачей Суда ЕврАзЭС в рамках ТС является обеспечение единообразного применения странами-членами ТС действующих в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений. Суд ЕврАзЭС рассматривает также споры экономического характера, возникающие между странами-членами ТС по вопросам реализации решений органов и положений договоров ТС, дает по ним разъяснения, а также заключения. После объединения таможенных территорий стран, формирующих ТС, Суд ЕврАзЭС осуществляет следующие полномочия: рассматривает дела о соответствии актов органов ТС международным договорам, формирующим правовую базу ТС, дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов ТС; дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу ТС, актов, принятых его органами; разрешает споры между Комиссией ТС и странами, входящими в ТС, а также между странами ТС по выполнению ими обязательств, принятых в рамках ТС.

Накопленный опыт функционирования ТС свидетельствует о достижении необходимого уровня эффективности институциональных органов управления в рамках ТС.

Таможенный союз при ЕврАзЭС и ВТО. Создание ТС при ЕврАзЭС вызвало негативную реакцию ВТО, обусловленную опасением того, что правила ТС не могут соответствовать правилам ВТО. В октябре 2011 г. Комиссия ТС привела все нормы ТС в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было установлено, что в случае вступления в ВТО стран-членов ТС нормы ВТО будут иметь большую силу, чем нормы ТС.

Согласно протоколу о присоединении к Марракешскому соглашению (об учреждении ВТО)8, подписанному в Женеве 16.12.2011, Российская Федерация 22.08.2012 стала полноправным членом ВТО. 09.07.2012 Конституционный суд РФ, а 10.07.2012 Госдума РФ утвердили соответствующий протокол о присоединении к ВТО. Как члену ВТО, России удалось отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие. За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет [16].

По распространенному мнению отечественных специалистов, присоединение России к ВТО явилось шагом, который будет не только способствовать повышению международного авторитета страны и обеспечению более полного и представительного участия на мировых рынках, но и выявит нерешенные проблемы отдельных отраслей национальной экономики и каждого конкретного российского предприятия.

Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. Ожидается, что Казахстан уже в 2014 г. также станет членом Всемирной торговой организации. Что касается Белоруссии, то ее вступлению в члены ВТО будет способствовать членство России, и фактическая ретрансляция принимаемых норм ВТО на нормы ТС [17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 На 10.12.2012 членами ВТО являлись 157 стран (в том числе: 153 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз).

Единое экономическое пространство (ЕЭП). ЕЭП на территории СНГ формируется на принципах: поэтапной интеграции; разноскоростного и разноуровневого подхода; углубления интеграции через синхронизацию осуществляемых странами-участницами преобразований в экономике; совместно реализуемых мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизации и унификации законодательства в сфере экономики, торговли и по др. направлениям; возможностью присоединения др. участников; с учетом общепризнанных норм международного права, опыта интеграционного строительства Евросоюза, норм и правил ВТО.

Намерение о формировании ЕЭП, озвученное 19.09.2003 главами стран Белоруссии, Казахстана, России и Украины, было подкреплено подписанием соответствующих Заявления, Соглашения о намерении сформировать ЕЭП и Концепции формирования ЕЭП. Однако, в связи с отстранением Украины от участие в интеграционном процессе реализация проекта по формированию ЕЭП на неопределенное время была приостановлена.

Следует отметить, что формирование ЕЭП с участием всех стран СНГ в настоящее время невозможно. Сегодня данная проблема, может быть, иметь практическое решение в формате лишь трех наиболее развитых стран - Белоруссии, Казахстана и России. 18.11.2011 лидерами Белоруссии, Казах-стана и России были подписаны: «Декларация о Евразийской экономической интеграции»; «Договор о Евразийской экономической комиссии»; «Регламент работы Евразийской экономической комиссии». В «Декларации о Евразийской экономической интеграции» было заявлено о переходе с 01.01. 2012 к очередному этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству (ЕЭП) на территории трех стран-членов Таможенного союза. ЕЭП, основывающийся на нормах и принципах ВТО, открыто для присоединения др. стран. Официальная дата основания ЕЭП-3 - 01.01.2012.

Основные цели формирования ЕЭП: эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий для стабильного и эффективного развития экономик стран-участниц в интересах повышения жизненного уровня населения; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенно-тарифной политики; развитие единых транспортных, энергетичес-ких и информационных систем; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации. ЕЭП открыта для участия в нем др. государств, разделяющие цели объединений и готовых принять на себя требуемые обязательства.

Таким образом, процесс интеграционного взаимодействия стран СНГ практически не прекращается со времен обретения странами Содружества независимости с различной степенью интенсивности и успешности. Страны региона прошли почти все этапы экономической интеграции, но в полном формате с достижением конкретных экономических эффектов удалось подойти лишь в рамках Таможенного союза интеграционной тройки: Казахстана, Беларуси и России. При этом относительная успешность данного интеграционного проекта, прежде всего, обусловлена тем, что все ее участники имеют достаточно экономических интересов и стимулов для экономического взаимодействия.

Литература

1. Зоидов К.Х. Экономическая эволюция и эволюционная экономика. - М.: ИПР РАН, 2003. - 156 с.

2. Дохолян С.В. Институциональные инструменты интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №2. С. 24-33.

3. Дохолян С.В. Концептуальные подходы к формированию механизма интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов // С.В. Дохолян, А.М. Садыкова // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2010. Т. 17. № 2. С. 179-187.

4. Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития.-М.: Финансы и кредит, 2009. - 472 с.

5. Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства..-М.: ЦЭМИРАН, 2010. - 310 с.

6. Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. - 207 с.

7. Соглашение «О создании зоны свободной торговли» от 15.04.1994 (Документ утратил силу в связи со вступлением в силу договора «О зоне свободной торговли» от 18.10.2011):URL:http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=3635

8. Протокол от 02.04.1999 «Об изменениях и дополнениях к Соглашению о Зоне свободной торговли от 15.04.1994» (Документ утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о зоне свободной торговли от 18.10. 2011)//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=30113.

9. Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14.11.2008 «О Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г.»:URL: http:// www.cis.minsk.by/page.php?id=18764.

10. Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=121497;fld=134;dst=100678;rnd=0.6394344584550709.

11. Информационно-аналитический портал Союзного государства // www.Soyuz.by; Интервью А. Лукашенко представителям средств массовой информации:URL: http://xan-13.livejournal.com/233260.html.

12. Проект документа «Принципы Конституционного акта Союзного государства»: URL: http://www.bel-rus.ru/pressa/int/int.shtml 2004.

13. Союзное государство России и Белоруссии как прообраз Евразийского союза: URL: http:// rusedin.ru/2013/01/16/soyuznoe-gosudarstvo-rossii-i-belorussii-kak-proobraz-evrazijskogo-soyuza/.

14. Решение N79 Межгосударственного совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан «О заявлении глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества»: URL: http://www.lawmix.ru/abro/4260.

15. Липкин М., Латов Ю. Евразийское экономическое сообщество // URL: http://www.krugosvet.ru/enc/ gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/

EVRAZISK0E_EK0N0MICHESK0E_S00BSHCHESTV0_EVRAZES.html?page=0,2.

16. ЕС: Москва и Брюссель сняли последние разногласия по ВТО («Ведомости», 21.10.2011): URL: http:// www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=28520.

17. Евразийская комиссия обещает Белоруссии скорое членство в ВТО // URL: http://www.rosbalt.ru/ exussr/2012/11/16/1059682.html.

References:

1. Зоидов К.Х. Экономическая эволюция и эволюционная экономика. - М.: ИПР РАН, 2003. - 156 с.

2. Дохолян С.В. Институциональные инструменты интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №2. С. 24-33.

3. Дохолян С.В. Концептуальные подходы к формированию механизма интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов // С.В. Дохолян, А.М. Садыкова // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2010. Т. 17. № 2. С. 179-187.

4. Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития.-М.: Финансы и кредит, 2009. - 472 с.

5. Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства.- М.: ЦЭМИ РАН, 2010. - 310 с.

6. Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. - 207 с.

7. Соглашение «О создании зоны свободной торговли» от 15.04.1994 (Документ утратил силу в связи со вступлением в силу договора «О зоне свободной торговли» от 18.10.2011):URL:http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=3635

8. Протокол от 02.04.1999 «Об изменениях и дополнениях к Соглашению о Зоне свободной торговли от 15.04.1994» (Документ утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о зоне свободной торговли от 18.10. 2011)//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=30113.

9. Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14.11.2008 «О Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г.»:URL: http:// www.cis.minsk.by/page.php?id=18764.

10. Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=121497;fld=134;dst=100678;rnd=0.6394344584550709.

11. Информационно-аналитический портал Союзного государства // www.Soyuz.by; Интервью А. Лукашенко представителям средств массовой информации:URL: http://xan-13.livejournal.com/233260.html.

12. Проект документа «Принципы Конституционного акта Союзного государства»: URL: http://www.bel-rus.ru/pressa/int/int.shtml 2004.

13. Союзное государство России и Белоруссии как прообраз Евразийского союза: URL: http:// rusedin.ru/2013/01/16/soyuznoe-gosudarstvo-rossii-i-belorussii-kak-proobraz-evrazijskogo-soyuza/.

14. Решение N79 Межгосударственного совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан «О заявлении глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества»: URL: http://www.lawmix.ru/abro/4260.

15. Липкин М., Латов Ю. Евразийское экономическое сообщество // URL: http://www.krugosvet.ru/enc/ gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/

EVRAZISKOE_EKONOMICHESKOE_SOOBSHCHESTVO_EVRAZES.html?page=0,2.

16. ЕС: Москва и Брюссель сняли последние разногласия по ВТО («Ведомости», 21.10.2011): URL: http:// www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=28520.

17. Евразийская комиссия обещает Белоруссии скорое членство в ВТО // URL: http://www.rosbalt.ru/ exussr/2012/11/16/1059682.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.