Научная статья на тему 'Сценарные модели развития концепции ускорения евразийской интеграции'

Сценарные модели развития концепции ускорения евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРНЫЕ МОДЕЛИ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / SCENARIO MODEL / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / EURASIAN INTEGRATION / COMMON ECONOMIC SPACE / OUTLOOK INTEGRATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байдурин Марат Серикович

В статье рассматриваются сценарные модели развития концепции ускорения евразийской интеграции в условиях глобализации. Показано, что необходимо усилить интеграционные тенденции, зарождающиеся в региональных объединениях стран СНГ. Для этого пока еще сохраняются необходимые объективные условия взаимодополняемость экономических систем государств Содружества и наличие в них соответствующих природных, производственных и интеллектуальных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCENARIO MODEL DEVELOPMENT CONCEPT ACCELERATION EURASIAN INTEGRATION

The article discusses the concept of scenario development model to accelerate the Eurasian integration in the context of globalization. It is shown that it is necessary to strengthen the integration trends that are emerging in regional associations of the CIS. For this still remain necessary objective conditions the complementarity of economic systems of the Commonwealth and the presence in them of the relevant natural, industrial and intellectual resources.

Текст научной работы на тему «Сценарные модели развития концепции ускорения евразийской интеграции»

БАЙДУРИН М.С.

СЦЕНАРНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ УСКОРЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются сценарные модели развития концепции ускорения евразийской интеграции в условиях глобализации. Показано, что необходимо усилить интеграционные тенденции, зарождающиеся в региональных объединениях стран СНГ. Для этого пока еще сохраняются необходимые объективные условия - взаимодополняемость экономических систем государств Содружества и наличие в них соответствующих природных, производственных и интеллектуальных ресурсов.

Ключевые слова: сценарные модели, Содружество Независимых Государств, евразийской интеграции, Единое экономическое пространство, перспективы интеграции, глобализация.

BAYDURIN И.Б.

SCENARIO MODEL DEVELOPMENT CONCEPT ACCELERATION EURASIAN INTEGRATION

Abstract. The article discusses the concept of scenario development model to accelerate the Eurasian integration in the context of globalization. It is shown that it is necessary to strengthen the integration trends that are emerging in regional associations of the CIS. For this still remain necessary objective conditions - the complementarity of economic systems of the Commonwealth and the presence in them of the relevant natural, industrial and intellectual resources.

Keywords: scenario model, the Commonwealth of Independent States, the Eurasian integration, the Common Economic Space, Outlook integration, globalization.

Модели развития концепции ускорения евразийской интеграции. В настоящий момент продвижение интеграционных процессов на пространстве ЕврАзЭС-СНГ осуществляется в рамках трех стран - Беларуси, Казахстана и России, что не означает, тем не менее, их стремления к дистанцированию от др. стран региона. Напротив, важная сторона ТС/ЕЭП-ЕврЭС - открытость по отношению к присоединению новых членов, прежде всего стран-участниц ЕврАзЭС (Киргизии и Армении) и др. стран региона. Поэтому в настоящем исследовании имеет смысл рассмотреть возможности евразийской интеграции на следующих основных моделях: Базовая интеграционная модель - ТС-ЕЭП-3 в составе Белоруссии, Казахстана и России; Расширенная интеграционная модель ТС-ЕЭП;

Сценарная модель 1 (базовая): неизменное интеграционное ядро ТС-ЕЭП-3 - Белоруссия, Казахстан, Россия. Усилия трех ведущих стран ЕврАзЭС сосредоточены на создании эффективного ТС и ЕЭП, которые служат основой создания Евразийского экономического союза (ЕврЭС). По своей сути, интеграционная модель (ТС-ЕЭП-3) предполагает развитие качества интеграции, создание условий для формирования транс-национальных компаний, улучшение инвестиционного климата, улучшение институциональной деятельности в формате трех стран -участниц, представляющих ядро евразийской интеграции.

К общим приоритетным направлениям развития стран-участниц можно отнести:

- повышение уровня благосостояния населения (рост уровня доходов; повышение доступности и качества услуг образования и здравоохранения; улучшение кадрового потенциала; необходимый уровень обеспечения жильем; безопасность граждан и общества; экологическая безопасность);

- модернизация всех секторов экономики; стимулирование и расширение предпринимательства; обеспечение эффективности системы государственного управления - повышение качества государственных услуг населению;

- сбалансированное региональное развитие; инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

Существующие страновые особенности и различия отражены в прогнозных правитель-

ственных документах. Так, например, для Российской Федерации ключевым приоритетом объявляется переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности; для Республики Беларусь - реализация общесистемных преобразований экономики и общества в рамках перехода на инновационный путь развития; для Республики Казахстан - устойчивое обеспечение роста экономики за счет ускорения диверсификации путем индустриализации и развитие инфраструктуры.

Образование ТС-ЕЭП-3 означает создание общего рынка товаров с возможностью использования эффекта масштаба и разнообразия, что способствует повышению эффективности и росту экономического потенциала стран-участниц в 1,5-2 раза за счет расширения кооперационных связей, рынка взаимного товарообмена продукцией обрабатывающих отраслей промышленности и продукцией сельского хозяйства и общего экономического пространства. В табл. 1 приведены оценочные данные интеграционного эффекта от создания ЕЭП-3.

Таблица 1

Динамика ВВП России, Беларуси и Казахстана (прогнозные данные) [1].

Страна 2015 2020 2030 2015 2020 2030

ВВП в сравнении с 2011 г.=1,0 ВВП, млрд. долл.

Отсутствие ЕЭП

Россия 1,25 1,60 2,47 2380,3 3809 9411,1

Беларусь 1,18 1,37 1,77 65,3 89,4 157,9

Казахстан 1,19 1,51 2,36 224 338,5 797,6

Создание ЕЭП

Россия 1,27 1,62 2,53 2411 3905 9890

Беларусь 1,23 1,44 3,23 67,8 97,4 314,3

Казахстан 1,22 1,53 2,63 229,5 350,8 921,1

Как следует из табл. 1, к 2030 г. рост ВВП России в отсутствии ЕЭП составил бы 197,6%, а при участии в ЕЭП - 199,2%, дополнительное увеличение ВВП - 478,9 млрд. долл.; рост ВВП Беларуси в отсутствии ЕЭП составил бы 150,0%, а при участии в ЕЭП - 262,6%, дополнительное увеличение ВВП - 156,4 млрд. долл.; рост ВВП Казахстана в отсутствии ЕЭП составил бы 198,3%, а при участии в ЕЭП - 215,6%, дополнительное увеличение ВВП - 123,5 млрд. долл.

Наибольшие эффекты от создания ЕЭП-3, по оценкам ИНП РАН, отмечаются для Беларуси. Так, к концу прогнозного периода, экспорт в страны ЕЭП составит до 35% от суммарного объема ВВП Беларуси.

Превышение ВВП Беларуси при участии в интеграционных процессах над вариантом отсутствия интеграции к 2030 г. составит до 15%. Результаты расчетов показывают, что успешность интеграционных процессов на постсоветском пространстве будет критически важна для развития белорусской экономики в долгосрочной перспективе, а в структуре производства Белоруссии увеличится доля машиностроительных видов деятельности и пищевой промышленности.

Современная казахская экономика в значительной степени остается зависимой от динамики добычи углеводородного сырья, что связано с относительно высоким потенциалом наращивания добычи нефти и газа. Несмотря на увеличение поставок сырья в страны ЕЭП, экспорт остается на относительно низком уровне по отношению к ВВП.

В страновом разрезе кумулятивный эффект ВВП от создания ЕЭП-3 за 2011-2030 гг. оценивается следующим образом: для Беларуси - 15%, для Казахстана - 3,4%, для России - 1,9%; суммарный эффект от развития интеграционных связей - 909 млрд. долл. (для России - 632 млрд. долл., для Беларуси - 170 млрд. долл., для Казахстана - 106 млрд. долл.); превышение ВВП в 2030 г. составит: для России - 75 млрд. долл., для Беларуси - 14 млрд. долл., для Казахстана - 13 млрд. долл. (в ценах 2010 г.).

В настоящий момент в рамках ЕЭП создаются дополнительные предпосылки для обеспечения свободного движения не только товаров и услуг, но и капитала и рабочей силы. ЕЭП обес-

печивает свободное движение на единой экономической территории товаров, капитала, услуг и основных факторов производства (капитальных и трудовых ресурсов), а также эффективную координацию макроэкономической политики стран-участниц.

В целом создание ЕЭП представляет образование по формированию возможностей развития свободной конкуренции и усиления инновационной активности на общем пространстве. Конкуренция обеспечивает повышение качества поставляемых на рынок товаров и услуг, что заставляет бизнес улучшать производство, снижать расходы, увеличивать производительность труда. На общей территории товары ТС вступают в конкуренцию с товарами из стран-участниц, а также с товарами, завозимыми и поступающими в свободное обращение из третьих стран.

В ЕЭП создается единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Основными слагаемыми согласованной экономической политики, являются:

- макроэкономическая политика, определяющая общие направления развития, формирование принципов, порядка и механизмов согласования;

- выработка единых принципов и правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

- выработка единых принципов и правил конкуренции для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории стран-участников ТС, гармонизацию национального законодательства стран в области конкурентной политики и недопущения действий, способных оказать негативное влияние на их взаимную торговлю;

- выработка единых правил предоставления промышленных субсидий и государственной поддержки сельского хозяйства;

- разработка норм и правил, действующих при государственных (муниципальных) закупках;

- выработка единых принципов и правил регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

Правовая база создания условий для обеспечения свободного движения услуг - предоставление на взаимной основе национального режима доступа на рынки услуг для юридических и физических лиц стран-участниц, обеспечение взаимного признания лицензий в лицензируемых видах деятельности и гармонизацию национальных законодательств, а в отношении третьих стран - проведение согласованной политики торговли услугами. Базовые документы -подписанные соглашения: о торговле услугами и инвестициях в странах-участницах ЕЭП, о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, предусматривающие создание благоприятной среды для свободного движения капиталов на территории стран-участниц, формирование гармонизированного правового поля, обеспечивающего развитие и прозрачное функционирование национальных финансовых рынков и создание условий для интеграции инфраструктуры финансовых рынков стран-участниц в соответствии с международными стандартами.

Свободное передвижение граждан стран-участников внутри ЕЭП предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан стран-участниц и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, обеспечение вознаграждения, поддержание на необходимом уровне условий труда и занятости.

Таким образом, интеграционная модель (ТС-ЕЭП) в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации предполагает развитие качества интеграции в странах-участницах, создание условий для формирования транснациональных компаний, улучшение инвестиционного климата, улучшение институциональной деятельности.

Сценарная модель 2 (расширенная): ТС-ЕЭП-3 + новые участники. Следует отметить значительный риск России от участия в интеграционных проектах, влияющий на реальную цену интеграции, поскольку единственной реальной возможностью сформировать эффективные пророссийские интеграционные группировки можно только при задействовании российских ресурсов (сырьевых и финансовых) и предоставления доступа на российский рынок, причем

на каждом этапе интеграционного строительства дотационная основа российских интеграционных инициатив будет все более увеличиваться в стоимости.

И, тем не менее, вопрос об активизации интеграционных проектов уже не является дискуссионным. Политически и экономически неприемлемой ситуацией в евразийской интеграции являетсяограниченная неизменным составом участников, что выражает определенную фазу стагнации интеграционного процесса в целом. Интеграция должна расширяться и углубляться вширь и вглубь, охватывая все большую территорию пространства СНГ.

Важной задачей следует рассматривать мероприятия в рамках ТС (ЕЭП) по приведению уровня экономического развития стран СНГ к единому стандарту, что предполагает: разработку и утверждение системы компенсационных мер для стран с менее развитой экономикой; установление преференциального режима в торговле с развивающимися странами СНГ; оказание всесторонней поддержки развитию экономик развивающихся стран; поощрение сотрудничества хозяйствующих субъектов стран-кандидатов, создавая совместные предприятия и используя др. формы производственной интеграции; проведение единой внешнеэкономической политики со странами СНГ, создание системы координирующих органов.

Если выделить определенные количественные показатели, предъявляемые к кандидату на полноформатное членство в ТС-ЕЭП, то необходимо, как минимум, соответствовать параметрам, определяющим устойчивость экономического развития стран-участницам ТС-ЕЭП в 2011 -2015 гг.: годовой дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП национальной экономики; государственный долг - не выше 50%; уровень инфляции - не более чем на 5% выше уровня инфляции страны-участницы ТС-ЕЭП с наименьшим ростом цен.

При разработке форм сотрудничества Армении, Молдовы и Таджикистана с ТС-ЕЭП Евразийский банк развития рекомендует опираться на политику взаимодействия крупных интеграционных объединений с малыми экономиками. Возможны следующие взаимовыгодные направления развития:

- доступ к ресурсам: интеграция с Арменией даст доступ к металлам и минеральным ресурсам страны посредством инвестиций в соответствующие отрасли; из-за напряженных отношений между Таджикистаном и Узбекистаном доступ к таджикскому хлопку для российской текстильной индустрии сопряжен с рисками;

- прямые иностранные инвестиции: более простой доступ инвесторам из стран ТС и ЕЭП и их поддержка со стороны местных правительств могут быть взаимовыгодны. с учетом хронических бюджетных дефицитов, приток ПИИ, положительно сказывающийся на росте заработной платы, снижении безработицы и росте налоговых отчислений, улучшит благосостояние местного населения. В случае с Арменией, объединение экспортных отраслей положительно скажется на их конкурентоспособности ввиду эффекта масштаба;

- доступ к рынкам государственных закупок в Армении, Молдове и Таджикистане: при участии в тендерах, местное правительство сможет получать более выгодные предложения в свете дефицита бюджетов, в то время как страны-члены ТС и ЕЭП получат дополнительные рынки. Кроме направлений развития сотрудничества сходных для ТС и ЕЭП, стоит отметить доступ к отраслям промышленности, требующим модернизации. Более развитая промышленность, сельское хозяйство или рынок услуг стран ТС и ЕЭП могут способствовать адаптации новых технологий по увеличению продуктивности, а также способствовать модернизации промышленного и сельскохозяйственного оборудования [2].

Разработка возможных форм тесного взаимодействия без членства в ТС-ЕЭП (табл. 2).

Таким образом, анализ показывает наличие интеграционного потенциала СНГ и его производных ТС и ЕврАзЭС. Необходимо усилить интеграционные тенденции, зарождающиеся в региональных объединениях стран СНГ. Для этого пока еще сохраняются необходимые объективные условия - взаимодополняемость экономических систем государств Содружества и наличие в них соответствующих природных, производственных и интеллектуальных ресурсов [3-11]. При этом необходимо использовать специфичную, отличную от классической модели, собственную систему развития интеграций по принципу «разноурвенвой» и «разноскоростной» интеграции. Выделяя наиболее активные зоны интеграции (ЕврАзЭС и ТС) с возможностью постепенного присоединения к ним новых государств [12].

Таблица 2

Разработка возможных форм тесного взаимодействия без членства в ТС-ЕЭП (применительно к Армении, Молдове, Таджикистану)

№ Форма взаимодействия Комментарий

Применительно к Армении

1 Постепенное уменьшение изъятий со стороны участников ЗСТ СНГ -заключение со странами ТС и ЕЭП секторальных соглашений по ряду ключевых вопросов (например, энергетика, металлургия, инвестиции, сельское хозяйство, таможенные вопросы, услуги и др.); -заключение соглашения об участии в ЕЭП без участия в ТС: подписание общего соглашения с учетом особого интереса Армении в некоторых областях (прежде всего в энергетике и металлургии); -участие в ЕЭП с использованием четырех свобод (рабочей силы, капитала, товаров и услуг); -сотрудничество со странами-членами ТС и ЕЭП может гарантировать приток капитала в страну

2 Сотрудничество в сфере движения капитала Заинтересованность российского бизнеса: • добывающий сектор (производство металлов и минералов); • энергетический сектор (АЭС, ТЭС); • банковский сектор; • сфера услуг. Заинтересованность казахстанского бизнеса: • Банковский сектор

Применительно к Молдове

1 Упрощение и совершенствование процедур контроля и сертификации происхождения продуктов

2 Заключение со странами ТС и ЕЭП секторальных соглашений по ряду ключевых вопросов.

3 Заключение соглашения об участии в ЕЭП, без участия в ТС: подписание общего соглашения с учетом особого интереса Молдовы в некоторых областях.

4 Обмен с Молдовой свободой движения услуг и передвижения капитала, и предоставление ей свободы по передвижению рабочей силы.

5 Разработку механизма, по которому Молдова могла бы получать помощь в виде безвозмездных трансфертов со стороны ТС.

6 Сотрудничество со странами-членами ТС и ЕЭП может гарантировать приток капитала в страну

Применительно к Таджикистану

1 Сотрудничество в сфере движения капитала Заинтересованность российского бизнеса: • Энергетический сектор (добыча углеводородного сырья) • Электроэнергетика (ГЭС) Заинтересованность казахстанского бизнеса: • Банковский сектор • Электроэнергетика (ГЭС)

2 Движение к единому фондовому рынку на базе МФЦ в Москве

3 Сотрудничество в сфере движения рабочей силы Упрощение условий нахождения рабочей силы в Казахстане и России

Источник: Центр интеграционных исследований ЕАБР.

Также в новой стратегии необходимо учитывать новую технологию внешнеторговых отношений, когда предметом сделок становится не конкретный товар, а бренд, а торговля становится в большей степени вендорной, ориентирующий потребителя на узнаваемый продукт и позволяющий ему тем самым не теряться в мире альтернативных продуктов.

В этих условиях успешной может стать только стратегия, ориентированная на конкурентоспособность и основанная на технологических кластерах.

И, между прочим, меньше всего пострадали от кризиса именно технологические кластеры: кризис, так сказать, расчистил им дорогу для победоносного завоевания рынка, как такового, независимо от региональных и национальных границ. Основное препятствие применения технологичных кластеров в качестве основной стратегии экономической интеграции - это невысокий уровень развития технологий практически во всех странах СНГ. Однако данное утверждение представляется поверхностным, ибо технологический потенциал России гораздо выше

остальных партнеров по евразийской интеграции, по ряду отраслей он даже может считаться конкурентоспособным на мировом уровне.

Данный потенциал может вполне обоснованно стать локомотивом страновой конкурентоспособности, но речь не столько о передовых технологиях, сколько о традиционных технологиях с определенной степени менеджерской и технологической инноваций, которые Россия, Беларусь и другие страны, сохранившие промышленные производства, могли бы внедрять на территории стран ЦА, создавая первичную базу для индустриализации этих стран на более высоком уровне.

Концепция кластерного развития существенно отличается от традиционного отраслевого структурирования национальной экономики эффектом синергии, полученной от многомерности использования базовых технологий, мобилизации ресурсов, а также завершенности и контроля всего инвестиционного цикла от момента разработки до эффектов конечного потребления.

Ясно, что в процессе формирования таких кластеров произойдет значительное изменения структуры национальных экономики и межхозяйственных связей за счет как поглощения и слияния, так и органического роста. Это будет способствовать созданию крупных транснациональных финансово-инвестиционных и производственных кластеров, что позволит решить множество проблем, снижающих конкурентоспособность продукции на мировых рынках. Но ясно и другое, что подобная модель развития потребует огромных усилий со стороны государств, требуя от властных структур большей политической зрелости и готовности бизнеса функционировать в рамках частно-государственного партнерства на межрегиональном уровне. Также следует учитывать, что различный уровень развития рыночных отношений и инфраструктуры в странах региона потребует дополнительного сопровождения процессов интеграции через правовые механизмы.

Модель формирования кластерной экономической интеграции в рамках евразийского сотрудничества имеет своей целью формирование следующих эффектов экономической интеграции [13]:

- Многократное ускорение взаимного торгового оборота стран интеграционной группировки за счет снижение административных и бюрократических барьеров, снижения звенности торговли и применения электронных торгов (очень важный побочный эффект - снижение коррупционной составляющей из-за исключения государственного, чиновничьего вмешательства);

- Создание самостоятельных институтов и механизмов наднационального экономического регулирования движения товарных, финансовых и миграционных потоков, основанных на потребностях технологических кластеров, а в большей степени поддерживающих их и родственных им отраслей и отдельных производств;

- Создание взаимовыгодных хозяйственных, коммерческих и финансовых связей в рамках интеграции отдельных производств и видов деятельности, слияний и партнерства, базирующихся на единой технологической цепочке кластеров (что порождает полную взаимозависимость друг от друга, делает партнеров более договороспособными и независящими от политической конъюнктуры);

- Ускорение темпов экономического роста и конкурентоспособности, сначала ограниченных сфер деятельности, входящих в кластер, а затем и всех областей экономики. Формирование конкурентоспособности возможно по разноуровневому принципу с дифференциацией по продукту и регионам распространения, цель - конкурентоспособность на мировом рынке.

Для формирования перечисленных эффектов необходимо применение поэтапной шаговой концепции кластерной экономической интеграции. Первый этап (уровень 1) может быть основан на базе действующего Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, который предполагает в большей степени создание и развитие институтов и механизмов расширения взаимной торговли. Она включает следующие стратегические направления:

Уровень 1.

1. Создание и развитие единой таможенной территории с широко разветвленной сетью высокотехнологичных торговых центров в рамках ТС.

На базе имеющихся договоренностей ТС создание нескольких крупных универсальных

торговых центров, имеющих прямую электронную связь с поставщиками и покупателями продукции системы электронных торгов, товарных и сырьевых бирж, торговых домов с автоматизированной системой сведения покупателей и продавцов, аукционов и торгов, представляющий собой смешанную систему срочных и фьючерсных сделок. Отличительной особенностью является полное правовое и налоговое сопровождение на территории таможенного союза, льготная система кредитования и приоритет по тендерам государственных закупок.

2. Формирование законодательной базы и институциональной структуры системы электронных бирж.

На базе торговых центров развитие полноценных товарных, сырьевых и фондовых бирж для агентов стран ТС, ориентированных на экспорт за пределы ТС. Предполагает функционирование одной-трех полноценных биржевых центров, включенных в систему электронных торгов и биржевых операций на мировом рынке сырья, товаров и технологий.

3. Создание и поддержка собственных брендов (сельхозпродукции, нефтехимия, энергоресурсы).

Создание стимулирующих программ развития конкурентоспособных на мировом уровне продуктов, и на их базе брендов в различных отраслях экономики посредством увеличения мощностей производства, развития технологии и мобилизации финансовых ресурсов. Данный эффект возникнет в результате роста взаимного оборота торговли и технологической кооперации, стимулирующихся через программы поддержки импортозамещения с последующим переходом на экспортноориентированное производство и реализуемых через торговые центры, а затем и биржи.

Реализация стратегических направлений первого уровня данной концепции базируется на эффекте роста объемов взаимной торговли и постепенного вытеснения импортной продукции третьих стран, не входящих в Таможенный союз. Для этого государственные программы всех стран членов ТС должны быть согласованы и синхронизированы. Именно в объединении усилий и государственных программ поддержки и стимулирования взаимного сближение агентов, предприятий и фирм стран интеграционной группировки - должна стать основной целью государственного и административного ресурса влияния на интеграционные процессы. Роль государств и созданных ими торговых центров и бирж должна сводиться к созданию крепких межхозяйственных связей сначала на уровне торговли и взаимовыгодного обмена, а затем и кооперации в различных сферах и формах. Это создаст естественный механизм взаимопроникновения национальных экономических систем, что приведет к той степени взаимной зависимости, когда политическое и административное стимулирование не сможет снизить темы интеграции.

Второй уровень интеграции требует более высокого уровня взаимопроникновения экономических систем стран интеграционной группировки. Здесь недостаточно простого обмена и кооперации по проектному принципу. Базовым элементом интеграции данного уровня становится единый товарный, финансовый рынок, рынок капиталов, трудовых ресурсов и самое важное технологий производства, менеджмента. Его основными этапами являются:

Уровень 2.

1. Формирование единого технологического кластера по внешнеторговой специализации с сопровождающим банкингом (базовые кластеры РФ и РК).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание единых торгово-производственных технологических кластеров, ядром которых становится передовая технология производства конкурентоспособных продуктов, пользующихся спросом на мировом рынке. Первоначальным ядром таких кластеров может стать ТЭК (нефтехимический кластер - база РФ и РК, РФ и РБ), сельского хозяйства и пищевой переработки (кластер по производству, обработки и переработки зерна и кластер мясомолочного животноводства и продукции ее переработки на высокотехнологичном уровне - база РФ, РБ и РК, кластер высоких технологий авиакосмических исследований и услуг с участием РК, и кластер авиакосмической промышленности - РФ, кластер точного машиностроения и металлургии и т.п.).

Безусловным преимуществом кластеризации является непрерывный банкинг и инвестиционное сопровождение, базирующееся как на частном, так и на государственном финансовых резервах.

2. Вовлечение в кластеры другие страны СНГ.

Постепенное вовлечение через торговые центры и биржи в данные кластеры на принципах специализации и малой кооперации производственных мощностей Узбекистана и дешевого, но достаточно подготовленного трудового потенциала Киргизии и Таджикистана. Привлекательность такого сближения в получении доступа к технологиям и финансовым ресурсам.

3. Создание кооперационных связей между торговлей и производством.

Слияние производственных и торговых центров через систему рыночного стимулирования, основанного на стратегиях импортозамещения и экспортноориентированного производства технологических кластеров.

Третий уровень данной концепции соответствует подписанным недавно соглашениям единой евразийской экономической интеграции между РФ. РК и РБ, но качественно отличается от тех базовых условий, которые указаны в данном соглашении. Отличие заключается в том, что данное соглашение имеет крайне слабую и неподготовленную экономическую базу интеграции, в которой не сформированы естественные, основанные на рыночных принципах межхозяйственные связи, кооперационные слияния, то есть отсутствует основной постулат интеграции - взаимопроникновение национальных экономических систем. Данная же концепция может способствовать устранению указанных недостатков, что сделает интеграционное движение в сфере экономики устойчивыми, независящими (мало зависящими) от политической конъюнктуры.

Уровень 3.

1. Создание ЕЭП в рамках ЕврАзЭС (законодательная база, включение финансовых рынков в единую сеть).

Предполагает слияние рынков капитала, финансовых рынков, разработку унифицированных правил ведения и учета финансовых операций, создание фондовых бирж, интегрированных в мировой финансовый и валютный рынок, и центров по формированию и управлению портфелями ценных бумаг, открытие центров, формирование согласованной, в перспективе единой финансовой и валютной политики (возможно переход на единую условную расчетную валюту среди стран интеграционной группировки).

2. Создание единого торгового центра по стратегическим товарам и ресурсам (картельное объединение по специализации).

Переход к стратегии создания транснациональных корпораций на базе технологических кластеров и агрессивной экспортно-ориентированой стратегии не только по товарной продукции, но услугам, инвестиционным проектам, импорта «мозгов» и создание научно-исследовательских и венчурных центров. Главной отличительной особенностью данного картельного объединения - это возможность экспортировать все виды производимых продуктов и особенно добываемых сырьевых ресурсов только глубокой технологической переработки, что и будет формировать основное конкурентное преимущество интеграционной группировки.

Предложенная модель далека от совершенства и требует существенной проработки, но возможно как вектор развития может послужить развитию эффективных форм экономической интеграции между странами СНГ, Казахстана и России.

Кроме того, экономика была бы совсем простой наукой, не будь в ней политики. Поэтому глубина и ясность горизонта становления экономической интеграции зависят от того, будет политика следовать в русле экономических закономерностей или вопреки им.

Проведенное исследование по выявлению концептуальных подходов к формированию Евразийского экономического союза стран СНГ позволяет сделать следующие обобщающие выводы.

1. Интеграция стран СНГ отличается разноуровневым и разноскоростным характером, различными востребованными форматами - «Зоной свободной торговли (ЗСТ)», «Союзным государством России и Белоруссии (СРБ)», «Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС)», «Таможенным союзом (ТС)» в рамках ЕврАзЭС, «Единым экономическим пространством (ЕЭП)», «Евразийским экономическим союзом (ЕврЭС)», осуществляется не по классической схеме.

2. Необходимость поиска оптимальной модели взаимодействия и форматов партнерства и сотрудничества с многочисленными субъектами международных отношений, основанной на

выработке научно обоснованной интеграционной стратегии управления развитием с учетом геополитических и геоэкономических условий, адекватных современным вызовам глобализации и регионализации,сегодня приобретает решающее значение. Современным геополитическим и геоэкономическим интересам всех стран СНГ соответствует построение эффективной интеграционной группировки на постсоветском пространстве, позволяющей СНГ реально претендовать на достойное место в мировом сообществе и международном разделении труда.

4. В сложившихся условиях, по мнению диссертанта, особое значение приобретает проблема формирования реального и эффективного интеграционного ядра на пространстве СНГ, обусловливающего необходимость оптимизации российской экономической политики по отношению к потенциальным партнерам, выбора перспективных направлений сотрудничества, рациональной модели и формата дальнейшего взаимодействия со странами СНГ.

5. В результате проведенного исследования выявлено и обосновано, что политически и экономически неприемлемой ситуацию в евразийской интеграции, ограниченную неизменным составом участников, что выражает определенную фазу стагнации интеграционного процесса в целом. Интеграция должна расширяться и углубляться вширь и вглубь, охватывая все большую территорию пространства СНГ.

6. В диссертационном исследовании рассмотрены возможности евразийской интеграции на следующих основных моделях: Базовая интеграционная модель ТС-ЕЭП-3 в составе Белоруссии, Казахстана и России; Расширенная интеграционная модель ТС-ЕЭП; Интеграционная модель с участием Украины (в разных комбинациях).

7. Для осуществления возможных сценарных подходов расширения и развития евразийской экономической интеграции по результатам диссертационного исследования разработана и обоснована модель формирования кластерной экономической интеграции в рамках евразийского сотрудничества.

Литература

1. Настоящее и будущее евразийской интеграции / Доклад С. Глазьева: URL: http://www.dynacon.ru/ content/articles/1299.

2. Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства. -СПб, 2013. - 80 с.

3. Зоидов К.Х. Становление теории трансформационного кризиса экономики России. - М.: ИПР РАН, 1999. - 184 с.

4. Зоидов К.Х. Трансформационный кризис экономики России: природа, динамика, пути преодоления. -М.: ИПР РАН, 2000 - 250 с.

5. Зоидов К.Х. Экономическая эволюция и эволюционная экономика. -М.: ИПР РАН, 2003. - 156 с.

6. Дохолян С.В. Институциональные инструменты интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №2. С. 24-33.

7. Дохолян С.В. Особенности структурных преобразований в трансформационной экономике / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова //Вопросы структуризации экономики. 2008. №1. С. 36-43.

8. Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития.- М.: Финансы и кредит, 2009. - 472 с.

9. Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства.- М.: ЦЭМИРАН, 2010. - 310 с.

10. Цветков В.А., Зоидов К.Х. и др. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. -207 с.

11. Социально-экономическое развитие постсоветских стран: итоги двадцатилетия. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 400 с.

12. Винокуров Е. Ю., Либман А. М. Евразийская континентальная интеграция - Санкт-Петербург, 2012. - 224 с.

13. Мигранян А.А. Некоторые аспекты совершенствования концептуальных подходов экономической интеграции стран СНГ. Региональные проблемы преобразования экономики: международное сотрудничество и межрегиональная интеграция. Секция III /Материалы первого международного Форума. Москва, 25-26 сентября 2012 г. Под ред. академика РАН Н.Я. Петракова. - М.:ИПР РАН, Издательство Перо, 2012. - С. 972-982.

References:

1. Present and future of the Eurasian integration / Report Glaz'ev: URL: http://www.dynacon.ru/content/ articles/1299.

2. Customs Union and neighboring countries: models and tools of mutually beneficial partnership. - St. Petersburg, 2013. - 80 p.

3. Zoidov K.H. Formation of the theory of transformational crisis of the Russian economy. - M.: IPR RAS, 1999. - 184 p.

4. Zoidov K.H. Transformational crisis of the Russian economy: the nature, dynamics and ways of overcoming. - M.: IPR Academy of Sciences, 2000 - 250 p.

5. Zoidov K.H. Economic evolution and evolutionary economics. - M.: IPR RAS, 2003. - 156p.

6. Dokholyan S. V. Institutional instruments of integration interaction of socio-economic systems of regions / S. V. Dokholyan, V.Z. Petrosyants A.M. Sadykova // Regional problems of transformation of the economy. 2011. №2. S. 24-33.

7. Dokholyan S. V. Features of structural transformations in the transformational economy / S.V. Dokholyan, V.Z. Petrosyants A.M. Sadykova // Questions of structuring the economy. 2008. №1. S. 36-43.

8. Tsvetkov V.A., Zoidov K.H. and others. The post-Soviet economic space: the current state and prospects razvitiya.- M.: Finance and Credit, 2009. - 472 p.

9. Tsvetkov V.A., Zoidov K.H. and others. Study of economic cycles in the countries of the former Soviet pros-transtva.-M.: CEMI, 2010. - 310p.

10. Tsvetkov V.A., Zoidov K.H. et al. study the socio-economic cyclical dynamics in Russia and better regulation strategy of priority development - M.: CEMI, 2012. - 207 p.

11. Socio-economic development of the post-Soviet countries: the results of twenty years. - M.: IE RAS, 2012. -400 p.

12. Vinokurov Yu, Libman A.M. Eurasian continental integration - St. Petersburg, 2012. - 224p.

13. Mihranyan A.A. Some aspects of improving the conceptual approaches of economic integration of the CIS countries. Regional problems of transformation of the economy: international cooperation and inter-regional integration. Section III / Proceedings of the First International Forum. Moscow, 25-26 September 2012, Ed. Academician NYPetrakov. - M.: IPR RAS, Publisher Pen, 2012. - S. 972-982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.