Я. А. Суходолов
СОВРЕМЕННАЯ СПЕЦИФИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
Аннотация
В статье рассмотрена специфика внешнеторговых связей Российской Федерации с Китайской Народной Республикой на современном этапе развития. Представлены данные о динамике двухсторонней торговли и анализ товарной структуры экспортно-импортных операций между странами. Показаны основные направления развития российско-китайской внешней торговли и необходимость изменения товарной структуры российского экспорта путем повышения конкурентоспособности экспортно ориентированных отраслей российской промышленности.
Ключевые слова
Внешняя торговля, экспорт, импорт, Россия, Китай.
Ya. A. Sukhodolov
MODERN SPECIFICS OF FOREIGN TRADE COMMUNICATIONS OF RUSSIAN FEDERATION WITH PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
Annotation
In article specifics of the foreign trade communications of Russian Federation with People's Republic of China at present stage of development are considered. Data on dynamics of bilateral trade and analysis of commodity structure of export-import transactions between the countries are submitted. The main directions of development of Russian-Chinese foreign trade are shown and need of change of commodity structure of Russian export by increase of competitiveness is export the focused branches of the Russian industry.
Keywords
Foreign trade, export, import, Russia, China.
В настоящее время развитие российско-китайских отношений характеризуется достаточно большим количеством точек соприкосновения стратегических
интересов в экономической, политической, культурной, экологической, гуманитарной и других сферах деятельности. Страны организуют диалог друг с дру-
2015 № 4 (52) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
гом на национальном (между странами подписано значительное количество двухсторонних соглашений и договоров, в том числе «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой») и наднациональном уровнях (в рамках Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, АТЭС, Совета безопасности ООН и др.). Специалисты полагают, что от эффективности взаимоотношений России и Китая во многом зависит складывающаяся в настоящее время структура мирового порядка.
Заинтересованность в политической стабильности и экономическом развитии, схожесть взглядов по многим международным вопросам (создание многополярного мироустройства, сохранение территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государств, поддержание сложившейся системы международного права и др.) позволили России и Китаю укрепить двухсторонние связи.
Вместе с тем не может не вызывать тревоги тот факт, что на фоне явного роста стоимостных показателей внешнеторгового оборота России с Китаем происходит постепенное сужение ее внешнеторговой специализации. Значительная часть экспорта Россия приходится на сырьевые ресурсы, а не на импорт на продукцию с более высокой степенью передела, что противоречит всем известным теориям международной торговли, начиная от идей меркантилистов и заканчивая предложениями представителей современных школ экономического анализа.
Между странами наблюдается стабильный рост взаимного товарооборота (начиная с 2010 г., Китай занимает первое место в объеме внешнеторгового оборота среди стран — внешнеторговых партнеров России [4]), развивается инвестиционное сотрудничество, реализуются совместные инфраструктурные проекты и проекты развития отдельных отраслей и территорий стран. В перспективе прогнозируется существенное увеличение внешнеторгового оборота между странами — до 200,0 млрд долл. в 2020 г. (однако это значительно меньше, чем объемы торговли КНР с такими странами, как США, Япония, Южная Корея, Германия) [8].
В целом, динамика развития торгового сотрудничества двух стран на современном этапе может быть охарактеризована как положительная. Всего за период с 1995 по 2014 гг. российский экспорт в Китай увеличился в 11,1 раза (с 3 371 до 37 504 млн долл.), импорт — в 58,8 раза (с 865 до 50 884 млн долл.) (табл. 1).
На протяжении последних десятилетий в товарной структуре экспорта существенными темпами возрастает удельный вес всего лишь одной статьи — топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки (с 13,5 % в 2000 г. до 71,6 % в 2014 г.). Большинство же других статей российского экспорта характеризуется неуклонным снижением своей доли (черные и цветные металлы, химические товары, морепродукты, удобрения, целлюлоза, машины и оборудование) (табл. 2).
Таблица 1 — Динамика внешней торговли России с КНР, млн долл. [4]
Год Оборот Экспорт Импорт Сальдо
1995 4 236 3 371 865 +2 506
2000 6 197 5 248 949 +4 299
2005 20 313 13 048 7 265 +5 783
2010 59 361 20 325 39 036 -18 711
2014 88 389 37 504 50 884 -13 379
Таблица 2 — Доля некоторых товарных групп в экспорте России в Китай, % [4]
Товарная группа 2000 2005 2010 2014
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки 13,5 41,3 49,5 71,6
Древесина, изделия из нее 6,8 11,3 10,7 7,0
Цветные металлы 16,0 3,8 8,4 4,0
Рыба, моллюски и ракообразные 6,0 6,9 4,9 3,1
Руды, шлаки и зола 0,2 3,4 4,7 2,9
Химические товары 11,2 6,8 8,4 2,8
Удобрения 9,1 8,2 3,9 2,3
Бумажная масса, целлюлоза 6,1 2,9 2,5 1,9
Драгоценные камни - 0,4 2,0 1,2
Машины и оборудование 4,5 2,1 1,4 1,1
Минеральные продукты 0,3 0,2 0,4 0,4
Бумага, картон 1,9 0,7 0,3 0,2
Черные металлы 15,3 10,9 1,2 0,1
Прочие товары 9,1 1,1 1,7 1,5
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Товарная структура российского импорта из Китая сохраняет свою производственно-потребительскую направленность. Превалирующими импортными статьями являются: машины и оборудование (36,1 %), химические товары (8,4 %) и одежда (6,0 %). В свою очередь в сложившейся структуре российского импорта из КНР особое беспокой-
ство вызывает даже не рост удельного веса товарной группы «машины и оборудование», а увеличение закупок химических товаров (с 4,8 % в 2000 г. до 8,37 % в 2014 г.) и мебели (с 0,5 % в 2000 г. до 4,46 % в 2014 г.), что является парадоксом для страны, входящей в число лидеров по запасам соответствующих ресурсов (табл. 3).
Таблица 3 — Доля некоторых товарных групп в импорте России из Китая, % [4]
Товарная группа 2000 2005 2010 2014
Машины и оборудование 8,2 20,1 38,4 36,1
Химические товары 4,8 5,8 8,0 8,4
Одежда текстильная 16,0 12,0 6,1 6,7
Обувь 15,4 8,6 7,9 6,0
Одежда из трикотажа 11,0 7,9 6,0 6,0
Пушнина 1,8 12,6 2,9 4,8
Мебель, матрацы 0,5 1,4 2,9 4,5
Текстильные изделия 1,9 4,2 1,9 3,2
Изделия из черных металлов - - 3,4 3,0
Изделия из кожи 20,3 8,9 2,5 1,9
Игрушки и спортивный инвентарь 1,4 1,7 1,5 1,7
Керамические изделия 1,0 1,2 0,7 1,0
Продукты из овощей и фруктов 0,6 1,1 1,0 0,8
Мясные продукты 0,6 0,7 1,0 0,7
Овощи, горох, фасоль 0,7 0,7 0,9 0,6
Фрукты 1,0 0,7 0,8 0,6
Минеральное топливо 2,2 0,9 0,8 0,3
Трикотаж 0,6 0,4 0,7 0,3
Прочие товары 12,0 11,1 12,6 13,5
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Данные тенденции приобретают еще более негативную окраску на фоне роста с 2006 г. отрицательного сальдо торгового баланса России с Китаем, которое к настоящему моменту составляет порядка 13,0 млрд долл. (см. табл. 1).
При наличии значимых резервов роста и существующих возможностей расширения номенклатуры экспорта Россия год от года занимает узкую товарную нишу, специализируясь в международном разделении труда исключительно на ресурсоемких (энергетических) производствах. Причиной этому является низкий уровень конкурентоспособности большого количества отраслей как обрабатывающей промышленности и сферы услуг, так сельского хозяйства, а также сильнейшая зависимость развития экономики современной России от влияния внешних факторов.
В принципе, реалии сегодняшнего дня в торговле двух стран не возникли неожиданно. Этому предшествовало несколько этапов. Изначально Россия потеряла свои позиции на китайском рынке по поставкам военно-технической продукции. С середины 1990-х и до начала 2000-х гг. военно-техническое сотрудничество (ВТС) являлось одним из превалирующих в российско-китайских отношениях: ежегодно китайская сторона приобретала у России соответствующую продукцию на сумму от 2,0 до 2,5 млрд долл., что составляло порядка 40 % общих доходов России от всего ее экспорта вооружений и техники. Российские истребители Су-27, системы противовоздушной обороны, боевые корабли и непосредственно российские военные технологии легли в основу масштабной модернизации китайской армии. В начале 2000-х гг. военно-техническое сотрудничество двух стран стало еще более интенсивным в результате принятия Россией специальной государственной программы: были значительно увеличены суммы контрактов, лицензионных соглашений, открыт доступ к новым российским видам высокотехнологич-
ных систем вооружений. Однако в последующем китайская сторона, грамотно использовав российский потенциал в военно-технической сфере и определив свои национальные приоритеты, на основе использования российских лицензий стала создавать собственное производство соответствующей продукции. В результате Россия столкнулась с проблемой постепенной потери китайского рынка: с конца 90-х гг. осуществлялись поставки в эту страну только авиационных двигателей, бортовых радаров, отдельных запасных частей и комплектующих, в то время как КНР теперь самостоятельно выходит на мировой рынок вооружений, напрямую и достаточно жестко конкурируя с Россией по ряду товаров, производимых на основе российских же технологий [7].
Примерно такая же ситуация сложилась в настоящее время и по поставкам России в Китай продукции черной металлургии. В частности, известно, что сегодня КНР, благодаря достаточным запасам руд черных металлов, в первую очередь железной руды и марганца, пытается не только создавать свой внутренний рынок самостоятельно, но и выходить с соответствующей продукцией на мировой рынок. Между тем изначально Россия входила в число ведущих экспортеров соответствующей продукции на территорию Китая: еще в 2000 г. удельный вес соответствующей товарной группы в экспорте страны составлял 15,3 %, а в 2014 г. снизился до 0,1 %. В целях защиты отечественных производителей на относительно молодом национальном рынке Китай ввел антидемпинговые пошлины на продукцию черной металлургии, поставляемой из России. Применительно к рынку продукции черной металлургии и соответствующим поставкам из России это горячекатаный и холоднокатаный прокат, электротехническая, трансформаторная сталь, сплавы [5].
В сложившейся ситуации специалисты предлагают три возможных сце-
нария дальнейшего развития двухсторонних торговых взаимоотношений России и КНР [2].
Сценарий первый: параллельный экономический рост Китая и России. Он представляется наиболее оптимальным с точки зрения российско-китайского сотрудничества и укрепления позиций Российской Федерации в мире. Для его реализации необходимы благоприятная международная обстановка и определенные усилия со стороны Китая и России, в частности проявление российским руководством и российской общественностью политической воли к широкому привлечению рабочей силы и инвестиций из КНР для освоения Сибири и Дальнего Востока, включая разработку полезных ископаемых и развитие инфраструктуры, в том числе на условиях концессии.
Сценарий второй: быстрый экономический рост и качественные сдвиги в народном хозяйстве Китая не сопровождаются структурными сдвигами и адекватным ростом экономического потенциала России. В этом случае стратегическое партнерство России и Китая будет постепенно замещаться доминированием последнего с перспективой превращения восточных регионов России в сырьевую базу КНР.
Сценарий третий: Китай и Россия не в состоянии обеспечить высокие темпы экономического роста в течение достаточно длительного исторического срока. В этом случае Россия может оказаться перед угрозой массового наплыва китайских беженцев.
В настоящее время третий сценарий, в отношении КНР, видится наименее вероятным — в связи с динамикой развития ее экономики. Соответственно, будущее развитие двухсторонних отношений стран становится зависимым в первую очередь от усилий России: либо она осуществляет структурные сдвиги в экономике и в данном случае, осуществляя параллельный экономический рост с КНР, углубляет и диверсифицирует торгово-экономическое сотрудни-
чество с ней, либо, оставляя все как есть, окончательно превращается в сырьевой придаток Китая.
В официальных заявлениях политических лидеров обеих стран развитие двухсторонних отношений трактуется как взаимовыгодное сотрудничество, рассматривается в качестве приоритетного направления их внешней политики, которое позволит усилить экономическую мощь и международную конкурентоспособность России и Китая [6].
Китайская сторона считает возможным достижение этих целей в случае оптимизации структуры внешней торговли двух стран, расширения сфер их торгового взаимодействия, повышения качества торговых связей между странами. В частности, председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении в МГИМО 23 марта 2013 г. отметил, что в дальнейшем Китаю и России необходимо развивать сотрудничество в сфере высоких технологий, космоса и авиации, трансграничной инфраструктуры, научных исследований и производства, способствовать привлечению взаимных инвестиций в области реализации крупных проектов стратегического значения на территории России и Китая [9].
Кроме того, по мнению китайских специалистов, необходимо уделить пристальное внимание непосредственно самой российской экономике: обеспечить внедрение различных научных и технологических инноваций; увеличить привлекательность инвестиций в экономику; принять меры для предотвращения оттока капитала из страны; развивать ее конкурентный внутренний рынок и уменьшить влияние государства на него; проводить сбалансированную бюджетную политику, для обеспечения финансовой стабильности России. Озабоченность со стороны Китая в отношении экономики России связана с тем, что КНР рассматривает ее не только в качестве страны — поставщика ресурсов и покупателя китайской продукции, но и в качестве перспективного
направления для китайских инвестиций [3]. В свою очередь, российские специалисты полагают, что китайский фактор является очень важным во внешней политике страны, а значение участия Китая в реализации планов по экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока, предусмотренных «Программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики», будет только возрастать [11].
Приоритетными направлениями развития внешнеэкономических связей России с Китаем, определенными в «Концепции социально-экономического развития России до 2020 г.» [1], являются продвижение российской продукции (сельскохозяйственной, машиностроительной и наукоемкой) на рынок Китая, снятие существующих ограничений на экспорт российской продукции (металлургической и химической промышленности, продукции телекоммуникационного сектора), а также участие российских предприятий в реализации инвестиционных проектов по модернизации промышленной базы, транспортной и энергетической (атомной, электросетевой) инфраструктуры, привлечение инвестиций в развитие приграничной инфраструктуры, добычи и переработки природных ресурсов (лесные, углеводороды, металлургия и сельское хозяйство), реализация совместных проектов в сфере НИОКР и образования, борьба с теневой экономикой и нарушением прав на интеллектуальную собственность. В целях реализации данных намерений на межправительственном и корпоративном уровне подписано большое количество соглашений и договоров в различных сферах взаимоотношений.
Для реализации совместных проектов создан Российско-китайский государственный инвестиционный фонд с объемом средств в 4,0 млрд долл., основным направлением деятельности которого будет реализация проектов, отраженных в
программе сотрудничества регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока России с провинциями северо-востока Китая [10]. Привлечение инвестиций для реализации совместных проектов также возможно за счет средств «Азиатского банка инфраструктурных инвестиций» и «Нового банка развития БРИКС», которые созданы в целях реализации инфраструктурных проектов в Азии и на территории стран БРИКС соответственно.
Исполнение заявленных совместных российско-китайских проектов и намерений позволит активизировать развитие регионов Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь, путем реализации проектов, направленных на расширение внешней торговли, а также реализации инвестиционных проектов, направленных на углубление переработки сырьевых ресурсов, создание импортозамещающих производств, формирование новой и модернизации существующей инфраструктуры.
В результате развития сотрудничества Россия сможет производить высокотехнологичную продукцию, востребованную и конкурентоспособную на мировых рынках. В данном случае российская сторона может получить от своего партнера столь необходимые ей для дальнейшего развития инвестиции, конкурентоспособные технологии, и, самое главное, по названным направлениям у нее есть реальный шанс организовать совместное производство на своей стороне, задействовав российские кадры и получив импульс к развитию инфраструктуры. При этом, несмотря на то что Китай является наиболее перспективным партнером для углубления внешнеторговых отношений, России, в рамках выбранной стратегии «поворота на Восток», необходимо развивать сотрудничество с другими странами АТР, например с Индией. Превалирование российско-китайских отношений в структуре внешних связей сделает их неравноправными и может привести к попаданию России в зависимость от
внешней политики Китая. Возможные риски углубления российско-китайского взаимодействия необходимо минимизировать с помощью мер государственного контроля и регулирования.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
2. Титаренко, М. Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. — М. : Памятники исторической мысли, 2000.
3. Российско-Китайское торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/rcc/in &/Лгис1ео8р?со1_по=107&а_по=237022.
4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.customs.ru.
5. Официальный сайт Торгового представительства России в Китае [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/torg_ogran.
6. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://2002.krem1in.ru/pressa/ 2001100101.html.
7. Официальный сайт Института стратегического анализа и прогноза (ИСАП) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.easttime.ru.
8. Официальный сайт журнала ChinaPRO [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.chinapro.ru/ шЬГ^/12/6761.
9. Официальный сайт газеты «Жэньминь жибао» на русском языке [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://russian.peop1e.com.cn/31519/81 80469.html.
10. Официальный сайт газеты «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.kommer sant.ru/doc/1792299?themeid= 198.
11. Россия и Китай. — 2013. — № 9. — С. 32.
Bibliographic list
1. Order of Government of Russian Federation № 1662-R of 17.11.2008 «On approval of the Concept long-term socially-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020» [Electronic resource] // LRS «ConsultantPlus».
2. Titarenko, M. L. Geopolitical importance of Far East. Russia, China and other Asian countries. — M. : Monuments of historical thought, 2000.
3. Russian-Chinese trade and economic cooperation [Electronic resource]. — URL : http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/rcc/ info/Article.jsp?col_no=107&a_no=237022.
4. Official website of Federal customs service of Russia [Electronic resource]. — URL : http://www.customs.ru.
5. Official website of Trade representation of Russia in China [Electronic resource]. — URL : http://www.russchina trade.ru/ru/ru-cn-cooperation/torg_ogran.
6. Official website of President of Russia [Electronic resource]. — URL : http://2002.kremlin.ru/pressa/2001 100101.html.
7. Official website of Institute of strategic analysis and prognosis (ISP) [Electronic resource]. — URL : http://www.easttime.ru.
8. Official website of magazine China PRO [Electronic resource]. — URL : http://www.chinapro.ru/rubrics/12/6761.
9. Official website of newspaper «People's daily» in Russian [Electronic resource]. — URL : http://russian.people.com. cn/31519/ 8180469.html.
10. Official website of newspaper «Kommersant» [Electronic resource]. — URL : http://www.kommersant.ru/doc/1792 299?themeid=198.
11. Russia and China. — 2013. — № 9. — P. 32.