Пространственная Экономика 2011. № 1. С. 136-151
УДК 339.56.055 Ле Ань Куан
ОЦЕНКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ И ИХ РОЛИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ВЬЕТНАМА
Рассмотрено современное состояние внешнеторговых связей Вьетнама на протяжении последних 20 лет, дана оценка внешнеторгового фактора и его роли в экономическом развитии страны. Исследована товарная и географическая структура внешней торговли Вьетнама, особое внимание уделено анализу тенденций внешнеэкономических связей в условиях хозяйственной модернизации страны.
Внешнеторговые связи, Вьетнам, внешнеторговый фактор, внешняя торговля, товарная структура, географическая структура.
Внешняя торговля стала одной из самых динамичных сфер экономики, ее развитие резко увеличило свой вклад в хозяйственную модернизацию Вьетнама (табл. 1). В переходный период она активно служила удовлетворению внутреннего спроса на товары, услуги, покрытию товарного дефицита, притоку валюты, нужной для модернизации производства и улучшения жизни населения.
Вьетнам достиг значительного расширения внешнеэкономических связей не только благодаря рыночным реформам в экономике, прежде всего внешнеэкономической либерализации, или новой внешней конъюнктуре. Определяющим оказалось изменение внешней политики в сторону открытости, интеграции в мировое хозяйство наряду с четким выполнением международных торговых обязательств и договоров. Эта политика, как показывает мировой опыт, обеспечивает высокий экономический рост, является важнейшим условием хозяйственной модернизации.
© Ле Ань Куан, 2011
Таблица 1
Динамика внешнеторгового оборота Вьетнама и его вклада в ВВП в 1986—2009 гг.
Показатель 1986 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
ВВП, млн долл. 5055,9 20 736,3 31 172,6 52 832,0 60 883,8 71 173,9 90 863,7 96 317,1
Экспорт, млн долл. 789,1 5448,9 14 483,0 32 442,0 39 826,2 48 561,3 62 906,0 57 096,0
Доля экспорта, % от ВВП 15,6 26,3 46,5 61,4 65,4 68,2 69,2 59,3
Импорт, млн долл. 2155,1 8155,4 15 638,0 36 978,0 44 891,1 62 764,7 80 416,0 69 949,0
Доля импорта, % от ВВП 42,6 39,3 50,2 70,0 73,7 88,2 88,5 72,6
Доля внешней торговли, % от ВВП 58,2 65,6 96,6 131,4 139,1 156,4 157,7 131,9
Торговое сальдо, млн долл. —1366,0 —2706,5 —1155,0 —4536,0 —5064,9 —14 203,3 —17 510,0 —12 853,0
Источник: составлено автором по [18; 20].
Внешнеторговый оборот СРВ вырос за 15 лет (1995—2009 гг.) почти в 10 раз [18; 20]. Этому помимо роста экспортного производства и потребностей в импорте способствовало ощутимое снижение большинством вьетнамских партнеров таможенных барьеров в рамках ГАТТ—ВТО, двусторонних торговых соглашений и зон свободной торговли. Сказалась также общая активизация торговых потоков в мире в условиях глобализации, особенно на азиатском континенте. Учет данной тенденции, как и крайне низкого исходного уровня Вьетнама при его большом внешнеторговом потенциале, позволяет более тщательно оценить последние достижения. Например, с 1995 по 2005 г., по данным ЮНКТАД, среднегодовой темп прироста экспорта развитых государств составлял 5,2%, стран Азии — 9,4, а СРВ — 17,6% [20, с. 26, 28, 30] (по данным вьетнамской статистики — на 20,2% [9]). Соответственно росла доля Вьетнама в глобальной торговле, что закономерно для всех стран, добившихся высоких темпов развития в последней четверти XX в., на фоне замедления темпов роста мировой экономики.
Вьетнам выбрал путь экспортно ориентированного развития по примеру «азиатских тигров» первой и второй волны, а до этого — Японии. В своей экспортной политике акцент делался на таких факторах, как дешевая, трудолю-
бивая и дисциплинированная рабочая сила, государственная организация экспортного производства, а также государственная помощь производителям и поставщикам. Важную роль сыграли широкий приток иностранного капитала в экспортные отрасли, содействие вьетнамской диаспоры реализации и продвижению товаров за рубежом (для этого используются налаженная сбытовая сеть и знание местных рынков), выбор оптимальной экспортной ориентации.
Необходимо отметить, увеличение экспортных поставок сталкивалось с серьезными проблемами. Они состояли не только в сложности освоения новых рынков, но и в противодействии этому других стран. Политика многих государств Запада отличалась протекционизмом, а США долго сохраняли против СРВ торговое эмбарго. Но уже с начала 1990-х гг., несмотря на сопротивление Вашингтона, другие его партнеры активизировали торговлю с Вьетнамом, игнорируя американские запреты. После отмены эмбарго в 1994 г. в процесс включились страны АСЕАН, а позднее и сами США. Хотя за 1986—1994 гг. объем экспорта вырос с мизерных значений почти в 10 раз, уже с этого уровня он затем продолжал быстро подниматься (достигнув в 1995— 2003 гг. темпов роста в 17,5% ежегодно). Мощный рывок сделан в 2002— 2008 гг., когда поставки за рубеж увеличились вчетверо — с 16,7 до 62,9 млрд долл. Экспорт, как и в Китае, стал основным двигателем всей экономики Вьетнама. Очевиден устойчивый рост не только абсолютных, но и относительных показателей (см. табл. 1). Если в 1986 г. отношение внешнеторгового оборота к ВВП — показатель открытости экономики — составляло 20%, а в 1992 г. 50%, то в 2008 г. уже 157% (в среднем за 2000—2009 гг. 135%). Вьетнамская экономика быстро приближалась к более развитым странам АСЕАН: у первой пятерки членов ассоциации индекс открытости в 2000 г. равнялся 150,5% [5].
Приведенные данные, отражая высокие показатели экспорта и импорта относительно валового продукта, подтверждают факт активной интеграции страны в мировую и региональную торговлю. Экспортная ориентация стала важнейшим элементом программы экономической модернизации СРВ. Вместе с тем относительные показатели открытости не следует трактовать буквально: практиковавшийся Вьетнамом до недавних пор внешнеторговый режим характеризовался достаточно большой степенью протекционизма и агрессивной политикой стимулирования экспорта.
Значительная активизация экспорта в последнее пятилетие произошла благодаря переключению в экспортный сектор части капитала, трудовых ресурсов и предпринимательских усилий из импортозамещающей промышленности. Существенный вклад в формирование современного экспортного потенциала СРВ внес также иностранный капитал. Именно инвестиции веду-
щих мировых производителей во Вьетнам стали основой увеличения экспорта производимой их филиалами продукции в страны-доноры (прежде всего, в США). На долю иностранных ТНК приходилась наибольшая часть производства в некоторых отраслях обрабатывающей индустрии, например, в сборке электроники, а также значительная доля экспорта готовых изделий [3].
Опережающий рост экспортной квоты и позиций предприятий с иностранным капиталом является заметной тенденцией. Например, в 2008 г. экспортные поставки этого сектора увеличились на 35,4%, а национальных предприятий (преимущественно государственных) — на 24,3%. Поэтому доля первого в общем вывозе товаров за рубеж увеличилась только за 2000— 2009 гг. с 47 до 53,2% [10]. Возрастающая роль иностранного капитала объясняется тем, что иностранные предприятия воспользовались лучшей обеспеченностью капиталом, технологиями, сетью сбыта и маркетинга, преимуществами интеграции Вьетнама в мировую экономику.
Быстрое расширение экспорта в последнее десятилетие обусловлено как увеличением объемных показателей, так и повышением цен вывозимых товаров, вызванным конъюнктурой мирового рынка. Вьетнам успешно осваивал новые рынки — с 2001 г. американский, с 2004 г. арабский (ОАЕ), южноафриканский, резко расширил свое присутствие на китайском [9]. В целом торговые отношения установлены со 165 странами и территориями [4] (табл. 2).
Таблица 2
Основные экспортные партнеры Вьетнама в 2003—2009 гг., млрд долл. США
Страна 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
США 3,939 4,992 5,931 7,829 10,089 11,869 11,357
Япония 2,909 3,502 4,411 5,232 6,07 8,538 6,292
Китай 1,748 2,736 2,961 3,03 3,357 4,536 4,909
Швейцария 0,075 0,120 0,103 0,156 0,237 0,522 2,486
Австралия 1,42 1,822 2,57 3,651 3,557 4,225 2,277
Сингапур 1,024 1,37 1,809 1,631 2,202 2,66 2,076
Республика Корея 0,492 0,604 0,631 0,843 1,253 1,784 2,065
ФРГ 0,858 1,066 1,087 1,445 1,855 2,073 1,885
Малайзия 0,454 0,601 0,949 1,215 1,39 1,955 1,682
Филиппины 0,340 0,499 0,829 0,783 0,965 1,825 1,462
Весь мир 20,176 26,504 32,442 39,826 48,561 62,9 57,1
Источник: составлено автором по [9].
Расширение географии вьетнамской внешней торговли — важнейшая тенденция ее развития. 62—65% экспортных поступлений в последние годы дали 10 стран: США, Япония, КНР, Швейцария, Австралия, Сингапур, Ре-
спублика Корея, Германия, Малайзия и Филиппины, в том числе первые 7 из них в 2009 г. превзошли уровень закупок в 2 млрд долл. в год [19]. В первые годы рыночных реформ доминирующую роль в экспорте СРВ занимал азиатский континент, однако в последнее время наблюдается тенденция сокращения доли азиатских государств в торговле страны с 89% в 1991 г. до 44% в 2009 г. [16]. В частности, сократилась доля лидеров — Японии, Сингапура и Китая. В основном это вызвано кризисом конца 1990-х гг. в странах региона, но сыграло роль и стремление Вьетнама уменьшить зависимость от отдельных рынков. Важно отметить, что в последние годы помимо экономического сотрудничества в регионе с Сингапуром страна все активнее расширяет внешнеторговые отношения и с другими партнерами по АСЕАН. Так, в 2009 г. доля стран ЮВА (за вычетом Сингапура) в совокупном экспорте Вьетнама увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с 1995 г. [14].
На фоне выявленной тенденции характерно, что в период ускорения экономического подъема в 1990-е гг. до азиатского финансового кризиса 1997— 1998 гг. суммарный показатель экспорта Вьетнама в США вырос почти в 4 раза, а в период с 2001 по 2009 г. — в 15 раз [21]. Расширению торговли с ЕС и США во многом способствовало подписание двусторонних торговых соглашений соответственно в 1995 и 2000 гг. и Договора об установлении постоянных нормальных торговых отношений в 2007 г. [27], открывших доступ на рынки мировых лидеров квотируемых товаров — швейных изделий и обуви.
Внешнеэкономические связи с Китаем быстро расширялись сначала за счет активизации приграничной торговли, а затем в рамках крупных проектов технико-экономического содействия во Вьетнаме. В 2003 г. Китай вышел на 3-е место после США и Японии среди главных рынков сбыта страны. Повышение роли таких стран, как США (закупки из Вьетнама на 11,3 млрд долл. в 2009 г.) и Китая (4,9 млрд долл.), говорит о переориентации на них внешнеторговых потоков Вьетнама. По данным таблицы 2, к 2009 г. они стали наряду с Японией (2-е место) и Сингапуром (6-е место) лидерами внешней торговли СРВ в целом, достигнув оборота в 14,3 и 21,3 млрд долл. (11,3 и 16,8% его общего объема по сравнению с 3,1 и 6,6% в 1995 г.) [15].
Надо отметить, что в товарной структуре экспорта Вьетнама произошла существенная диверсификация номенклатуры и товарной структуры внешних поставок: доля сырьевых товаров (добывающей промышленности и аграрных отраслей) и продовольствия упала почти с 67% в 1995 г. до 44% в 2008 г., тогда как экспорт товаров обрабатывающей промышленности вырос с 32 до 55% (табл. 3). Данная тенденция обусловлена стремительным наращиванием Вьетнамом вывоза одежды и обуви, однако, несмотря на существенные изменения, это не позволило подтянуть долю готовых изде-
лий страны до уровня развивающихся государств Азии (70%). Уже с 2004 г. вслед за 4 товарными позициями, стоимость которых превысила 2 млрд долл. каждой (сырая нефть, текстиль, обувь, морепродукты), к группе «товаров-миллиардеров»1 присоединились еще и 2 товарные категории, экспорт которых достиг порога в 1 млрд долл., — товарная группа «лесоматериалы и древесина» и группа «компьютеры, электроника и комплектующие» [6]. Если сравнить с уровнем развивающихся государств Азии, то очевидно различие между Вьетнамом и, к примеру, ведущими странами АСЕАН: экспорт первой наполнен в основном несложными трудоемкими товарами, во втором случае — современными технологически емкими изделиями. Хотя товарная диверсификация экспорта Вьетнама была невысокой (в 2008 г. доля пяти и десяти ведущих товаров составляла 50 и 67% по сравнению с уровнем 2003 г. — 63 и 70% соответственно), тем не менее она подтверждала повышение уровня экономического развития Вьетнама [2].
Группа высокотехнологичных товаров начала активнее экспортироваться с конца 1990-х гг. В 2008 г. их доля в общем объеме экспорта промышленных изделий составляла по расчетам 21,3%, что намного ниже, чем в соседних странах (КНР и Таиланд по 30—35%), и находится на среднем уровне развивающихся стран (табл. 3). Низкие темпы роста высокотехнологичных отраслей связаны с недостаточными инвестициями, слабой инфраструктурой и медленным формированием научно-технического комплекса. Но в целом производство электроники, телекоммуникационного оборудования помогло повысить качественные показатели экспорта и экономического развития Вьетнама.
Снижение роли сырьевых товаров в экспорте объективно сдерживалось ростом спроса на них на мировом рынке. Например, за 1995—2009 гг. вывоз риса увеличился в 3 раза (до 5,9 млн т), кофе — в 4,7 раза (до 1,2 млн т), что выдвинуло Вьетнам на 2-е место в мире среди экспортеров этих товаров [7; 14; 17]. Сырьевой характер экспорта позволял максимально использовать богатые природные ресурсы и сложившуюся ранее структуру экономики в качестве конкурентного преимущества в международном разделении труда. Вывоз топлива и сырья выполнял функцию источника средств на цели структурной перестройки экономики, локомотива экономического роста и системных реформ, повышения технического уровня национального хозяйства. Вместе с тем, если данная ориентация внешней торговли не будет преодолена, то очевидно, что в перспективе она будет выступать ограничителем качественных параметров развития Вьетнама.
1 По оценкам экспертов, для достижения цели поддержания высокого темпа роста экономики на уровне 7—10% до 2010 г., поставленной на X съезде КПВ в 2006 г., необходимо, чтобы в группу «товаров-миллиардеров» входило несколько десятков товарных позиций.
Товарная структура экспорта Вьетнама в 1995—2008 гг., млн долл.
Таблица 3
Показатель 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008
Сырьевые товары 3664,1 8078,8 12 554,1 16 100,7 19 226,8 21 657,7 27 698,7
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 2064,2 3779,5 5277,6 6345,7 7509,2 9191,7 12 164,3
напитки и табак 5,0 18,8 174,0 150,0 143,5 155,1 190,8
минеральное сырье 370,5 384,0 830,9 1229,1 1845,3 2199,8 2491,7
топливо и ГСМ 1210,6 3824,7 6233,2 8358,0 9709,4 10 061,0 12 750,5
масло, сало, жир, воск, растения 13,8 71,8 38,4 17,9 19,4 50,1 101,4
Товары перерабатывающей промышленности 1784,8 6397,5 13 927,6 16 341,0 20 592,0 26 886,1 34 625,5
химические товары 30,9 158,5 421,3 536,0 791,9 1028,5 1028,5
промышленное сырье 349,8 911,1 1889,6 2165,4 2926,3 3975,7 3975,7
оборудование, транспортные средства и запчасти 89,4 1276,0 2562,1 3145,1 4194,7 5601,2 5601,2
прочие готовые товары 1314,7 4051,9 9054,6 10 494,5 12 679,1 16 280,7 16 280,7
Другие 0,0 6,4 3,3 5,4 7,4 17,6 17,6
Итого 5449,0 14 482,7 26 485,0 32 447,1 39 826,2 48 561,4 48 561,4
Источник: составлено автором по [11].
Самой крупной статьей вьетнамского экспорта остается сырая нефть (в 2009 г. 13,4 млн т) [8], давая свыше 10,8% его стоимости и заметно влияя на увеличение внешнеторгового оборота страны. Местная специфика состоит в слабом развитии нефтеперерабатывающей промышленности (на сегодняшний день единственный нефтеперерабатывающий завод во Вьетнаме покрывает лишь 30% внутреннего потребления нефтепродуктов страны [25]), что вынуждало направлять значительную долю экспортной выручки на закупку нефтепродуктов для промышленного и бытового потребления и подчеркивает сырьевой характер экономики страны. Надо отметить, что нефтяные запасы весьма ограничены и, по оценкам экспертов, добычи и вывоза нефти в стране хватит на ближайшие 15—20 лет [22], что говорит о высокой зависимости экономического роста Вьетнама от данного фактора.
Серьезной проблемой для вьетнамского экспорта оказались резкие колебания продаж основных видов вьетнамской продукции, вызванные изменением конъюнктуры мировых рынков. Так, в различные годы подъемы цен на минеральное сырье и продукты традиционных отраслей (сырая нефть,
уголь, рис, кофе, древесина, рыба, продукция водного промысла) часто чередовались их спадами. Высокая зависимость экспорта страны от внешнего фактора во многом объясняется сырьевым характером его товарной структуры: на минеральное сырье и товары традиционных отраслей приходилось до половины стоимостного объема поставок за рубеж (рис.), они же показывали наиболее высокую динамику роста (в 2004—2005 гг. на уровне 50%). Например, в начале 2000-х гг. увеличение поставок морепродуктов на рынок США сменилось введением ограничительных мер по импорту продуктов водного промысла из Вьетнама. Такая сильная зависимость характерна для преимущественно аграрных и ориентированных на сырьевой экспорт государств.
Лесоматериалы и древесина 2%
Компьютеры, электроника и комплектующие 5%
Кофе 3%
Каучук 2%
Товарная структура экспорта Вьетнама в 2008 г., % от общего объема Источник: составлено автором по [6].
Что касается перерабатывающих товаров, то экспорт данной товарной группы также полностью зависит от конъюнктуры мирового рынка. Так, например, в связи с прекращением глобального бума ИТ-компаний в середине 2000-х гг. быстро растущая в стране сборка компьютеров и производство комплектующих столкнулись с резким сокращением заказов. Поставки товаров легкой промышленности также нарастали скачкообразно. Не защищенными от антидемпинговых защитных мер оставались продукция текстильной промышленности и обувь, доля которых в товарной структуре экспорта очень велика, а сбыт напрямую зависел от спроса и требований в развитых странах, для которых они производятся. Ввиду торгового протекционизма со сторо-
Продукция водного промысла Обувь 7%
Другие
40%
Каменный уголь 2%
ны развитых стран Вьетнам, ориентируясь на них, как основных партнеров, подвергался долговременной неопределенности [29]. Из этого следует, что чем большую конкуренцию создают вьетнамские товары на тех или иных рынках по мере расширения экспорта, тем сильнее сопротивление, оказываемое стране внешними рынками.
Кроме этого, специфика товарной структуры экспорта Вьетнама определяется тем, что швейные и обувные изделия имеют относительно низкую добавленную стоимость. Они выпускаются в рамках производственной кооперации и переработки сырья и за счет большого импортного компонента снижают воздействие на экспорт фактора девальвации. Низкая добавленная стоимость или даже отсутствие таковой характерны и для товаров традиционного экспорта, получаемых от сельского и лесного хозяйства, уровень переработки и качество которых невысоки [28]. Их производство обеспечивалось в основном за счет естественных факторов (ресурсов земли и труда), без применения интенсивных факторов производства. Таким образом, рост экспорта страны определяется сравнительными преимуществами, которые в условиях интеграции Вьетнама в мировое хозяйство и усиления конкуренции создают и главные угрозы. Так, перспективы роста экспорта страны зависят от товаров, поставка которых сталкивается с протекционистскими мерами, проводимыми в развитых странах.
Также серьезной проблемой для развития экспорта страны является низкая конкурентоспособность местной продукции. Несмотря на то, что поставки за рубеж значительно выросли благодаря повышению качества товаров в результате применения современных технологий, конкурентоспособность вьетнамских товаров отставала от мировых требований и стандартов, в том числе китайских. Низкая конкурентоспособность объясняется, прежде всего, технологической отсталостью, низкой долей переработки товаров и полуфабрикатов и значительными издержками на их производство. Эта проблема, по мнению экспертов, со всей остротой проявится после полного открытия экономики Вьетнама в результате вступления страны в ВТО [3].
Среди прочих факторов, сдерживающих рост экспорта страны, можно также выделить слабую узнаваемость вьетнамских торговых марок, вызванную недостаточным вложением средств в развитие данного направления. Сохраняется зависимость от стран-посредников, в первую очередь от Сингапура и Гонконга, которая сложилась еще в 1980—1990-е гг., когда Вьетнам не имел прямого выхода на основные рынки капиталистических стран. В результате снижалась выручка от внешней торговли, также страна лишалась гибкости и возможности выбора партнеров по внешнеэкономическим связям.
В отношении импортной деятельности Вьетнама можно сказать, что в це-
лом импорт имел тенденцию роста высокими темпами, но менее устойчивую, чем экспорт. Зарубежные закупки покрывали потребности экономики, особенно в обеспечении хозяйства оборудованием и материально-техническими средствами. В начале 1990-х гг. закупки иностранных товаров увеличивались в среднем на 25% в год [24]. В 1997—1999 гг. вследствие азиатского финансового кризиса, усиления госконтроля и оттока иностранных инвестиций импорт почти не изменялся. В дальнейшем колебания импортных поставок оказались под влиянием наращивания экспорта и развития производства на местах — после оживления в 2000 г. последовало замедление и затем возобновление подъема (в среднем на 26% в год). К концу 2009 г. стоимостный объем совокупного импорта Вьетнама почти в 4,5 раза превысил показатель 2000 г. (табл. 1). Анализ товарной структуры импорта страны показывает, что закупка промежуточной продукции, прежде всего сырьевой импорт, служили толчком для создания вьетнамскими производителями собственной добавленной стоимости, тем самым служили фактором экономического роста Вьетнама. То же самое можно сказать и о ввозе комплектующих изделий для бытовой техники, автомашин, легкой промышленности. Однако высокая зависимость экспортного производства от импорта является серьезной проблемой для дальнейшего развития экономики страны, поскольку такая структура импортных закупок эффективна только при модели развития им-портозамещения. При сохранении данной тенденции экспорт страны лишался конкурентоспособности и стабильной основы.
Рост ввоза машин и оборудования способствовал реализации инвестиционных проектов и модернизации производства через технические инновации. Для большинства отраслей отечественного машиностроения, находящихся на начальном этапе, данная тенденция не вызывала опасений. Конкуренция через импорт была невыгодна только местным производителям потребительских товаров, прежде всего продуктов питания. Однако по мере роста доходов населения и предъявления им более высоких требований к качеству продукции появлялись ниши, требующие закупок из-за рубежа. Государственное регулирование импорта во Вьетнаме наглядно учитывало данную специфику.
В отличие от экспорта структура импорта определялась торговой политикой, а не рыночными силами. Правительство Вьетнама проводило политику ограничения ввоза товаров, производство которых уже налажено внутри страны и отвечает нуждам потребителей. Предпочтение отдавалось отсутствующим в стране материалам, используемым в производстве экспортных товарных групп, современному оборудованию и технике. Данный курс определен в Стратегии развития внешней торговли Вьетнама на 2001—2010 гг. [26], сделавшей акцент на закупку оборудования для переработки продукции
сельского, лесного и рыбного хозяйства, производства товаров легкой промышленности, а также на ввоз новейших технологий.
Стоит отметить, что структура импорта не претерпела значительных изменений с начала 1990-х гг. Главное место в ней занимали топливно-сырье-вые товары и промышленное сырье (в 2008 г. 27 и 25%), прежде всего топливо и ГСМ (12,3 млрд долл.), стальной прокат (6,7 млрд долл.), заготовки для текстильной и обувной промышленности (2,3 млрд долл.), пластмассы (2,9 млрд долл.), удобрения и т. п. Остальная часть закупок приходилась, как и прежде, в основном на машины, оборудование и запчасти к ним (28%), в том числе электронные компоненты (3,7 млрд долл.) [6], прочие готовые товары (около 3,3 млрд долл.) и др. (табл. 4).
Товарная структура импорта Вьетнама в 1995—2008 гг., млн долл.
Таблица 4
Показатель 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008
Сырьевые товары 1914,5 3527,6 7317,5 9308,2 11 481,3 15 420,8 21 766,1
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 379,9 626,5 1495,2 1955,2 2299,3 3279,6 4525,0
напитки и табак 80,9 102,8 162,6 175,8 145,0 183,3 269,4
минеральное сырье 456,9 590,8 1454,3 1623,2 2084,3 2740,8 4005,8
топливо и ГСМ 901,6 2121,0 3981,8 5365,7 6699,0 8744,2 12 329,7
масло, сало, жир, воск, растения 95,0 86,5 223,6 188,3 253,7 472,9 636,2
Товары перерабатывающей промышленности 6240,9 12 101,2 24 084,3 26 633,1 31 531,0 46 027,8 56 219,4
химические товары 1285,2 2401,7 4693,5 5309,9 6317,4 8368,7 10 297,8
промышленное сырье 1511,8 3402,1 8859,1 10 172,2 12 164,0 17 062,3 20 112,8
оборудование, транспортные средства и запчасти 2343,3 4711,0 8736,6 9252,3 10 805,7 17 859,8 22 425,3
прочие готовые товары 1100,6 1586,4 1795,1 1898,7 2243,9 2737,0 3383,5
Другие 0,0 7,7 567,0 819,8 1878,8 1316,1 2728,3
Итого 8155,4 15 636,5 31 968,8 36 761,1 44 891,1 62 764,7 80 713,8
Источник: составлено автором по [12].
География вьетнамского импорта трансформировалась по аналогии с экспортом. В 2003—2009 гг. выросла доля Китая (с 12,3 до 23,5%), а прежних ведущих партнеров: Японии, Республики Корея, Тайваня и Сингапура — снизилась. Но страны Азии продолжали явно доминировать (в 2009 г. на
них приходилось 77,9% поставок в страну). Доля США росла до 2003 г., а потом, не дойдя до показателей лидеров, несколько упала (соответственно с 4,5 до 4,3% в 2009 г.). 3/4 импорта Вьетнама пришлось на 10 стран, при этом предпочтения Вьетнама распределялись равномерно: кроме Китая, остальные партнеры-лидеры обеспечивали около 7—10% поставок каждый [13]. В последнее десятилетие наблюдается стремительный рост доли импорта машин и оборудования из стран, владеющих высокими технологиями. В их число выдвинулся Китай, превратившись в главного внешнеэкономического партнера страны, опередив Японию, Республику Корея, Тайвань, Сингапур и США. КНР заняла лидирующие позиции в поставках во Вьетнам продукции народного потребления, все очевиднее выступает в качестве одного из важнейших поставщиков продукции обрабатывающей промышленности.
В общем, стоит отметить, что примечательной тенденцией внешнеэкономических связей Вьетнама является рост дефицита внешней торговли, который определяет зависимость экспорта от импорта. Дефицит внешней торговли относительно ВВП достиг пика в 2007 г. (около 20%), в 2009 г. снизился до 13,3%. Сокращение отрицательного сальдо внешней торговли в 2008—2009 гг. объясняется влиянием на внешнюю торговлю мирового финансово-экономического кризиса (см. табл. 1). Так, снижение темпов роста производства в странах мира с наиболее высоким уровнем доходов вызвало заметное сокращение объема их экспортно-импортных операций и вслед за этим всей мировой торговли. Сужение экспортно-импортных поставок наиболее развитых экономик в связи с замедлением, а впоследствии и спадом производства, естественно, не могло не сказаться на хозяйстве стран ЮВА [1], в частности Вьетнама, отношение внешнеторгового оборота к ВВП которого в начале мирового экономического кризиса составляло 157%. СРВ имела дефицит в торговле почти со всеми странами ЮВА и ВА, причем наибольшее отрицательное торговое сальдо с Китаем — в 2009 г. дефицит составил около 90% от совокупного торгового дефицита. Примечательно, что при этом внешняя торговля Вьетнама с США имеет значительное положительное сальдо (в 2009 г. — 8,9 млрд долл.) [1; 12].
С точки зрения географической структуры внешняя торговля Вьетнама имеет относительно высокую диверсификацию. СРВ не зависит от торговли со странами-соседями по региону и в то же время поддерживает свойственную многим более развитым странам ориентацию на Китай, Японию, Республику Корея, ЕС и США. Этому способствовала как высокая динамика экономического развития Вьетнама, так и наличие разветвленной портовой инфраструктуры при относительной географической близости к крупнейшим торговым партнерам в регионе Восточной Азии.
Проведенный анализ показал, что развитие внешнеэкономических связей является неотъемлемым фактором экономического развития страны. Велика их роль в привлечении передовой техники и технологии из-за рубежа для поддержки национальных производственных мощностей, удовлетворения внутренних потребностей, увеличения занятости населения, пополнения валютно-финансовых доходов государства. Через внешнеторговые каналы во Вьетнам поступают необходимые машины и оборудование, недостающее сырье, полуфабрикаты и другие товары производственного назначения. На внешних рынках закупается также широкий ассортимент потребительских промышленных товаров и услуг, которые не могут быть полностью обеспечены местным производством: транспортных, страховых, почтово-те-леграфной и телефонной связи, подготовки квалифицированных кадров и в области научно-технического содействия. Причем спрос на международные услуги транспорта и связи непрерывно увеличивается с ростом самого объема внешнеэкономических операций. Не располагая значительным торговым флотом, Вьетнам вынужден в широких масштабах пользоваться услугами международного фрахта. По внешнеторговым каналам Вьетнам получает доступ и к современным достижениям научно-технической революции, приобретая патенты и лицензии на новую технику и технологию.
В среднесрочной перспективе в условиях мирового экономического кризиса наращивание экспортного потенциала, как неотъемлемый элемент экономического роста страны, в целях сокращения торгового дефицита, а также повышение эффективности экспортной деятельности — основные макроэкономические задачи, поставленные правительством страны. Для решения поставленных задач необходимо стимулировать производство и экспорт промышленных товарных групп с высокой добавленной стоимостью и высокой степенью обработки, наукоемкой продукции, сократить долю сырьевых групп с малой степенью обработки, расширить развитие экспорта услуг. В соответствии с принятым «Концептом экономического развития основных отраслей промышленности Вьетнама на 2010 год: видение на 2020 год» поставлена цель увеличения доли промышленной продукции в товарной структуре страны до 70—75% в 2020 г., что составило бы 85—90% стоимостного объема экспорта Вьетнама, при этом доля наукоемкой продукции будет на уровне 40—45% от промышленных товаров. В отношении продукции сельского хозяйства приоритет также отдан расширению экспорта качественной продукции с высокой долей переработки и высокой добавленной стоимостью, акцент на разработке новых видов товаров с использованием новейших результатов научно-исследовательской деятельности наряду с развитием традиционных направлений экспорта. Конкретные шаги могут быть сделаны для достижения поставленной цели:
• определение и стимулирование перспективных экспортно ориентированных направлений, по которым у Вьетнама сравнительные преимущества и пользующиеся высоким спросом на мировом рынке. К данным группам можно отнести такие товарные категории, отвечающие мировым требованиями, как: бытовая техника, электроника, компьютеры и комплектующие к ним, мобильные и сотовые телефоны, мопеды и др.;
• создание максимально выгодных условий для привлечения прямого иностранного капитала на развитие и производство вышеуказанных товарных групп. При этом усилить партнерство между отечественным и иностранным бизнесом по модели «вертикальная — горизонтальная связь» [23], где вертикаль — сотрудничество с иностранным капиталом по созданию производства в стране, горизонталь — партнерство с международными ТНК по выходу на внешний рынок, начиная с аутсорсинговых производств, постепенно перейти к собственному дизайну, бренду;
• развитие вспомогательных отраслей производства, обеспечение сырьевой базы для налаживания производства в стране. При этом необходимо временное ограничение в рамках АФТА на абсолютную либерализацию ввоза 100% готовых товарных групп, по которым у Вьетнама экспортный потенциал и изменение в таможенной политике в сторону снижения по отношению к группам комплектующих и запчастей. Таможенные меры ограничения на них впоследствии ведут к росту себестоимости сборочной продукции по причине высокого уровня закупок данных товаров вьетнамскими компаниями на цели производства;
• использование последних результатов научно-исследовательской работы и их применение в сельском хозяйстве, особенно по направлениям технологий животноводства и растениеводства, закупок оборудования и техники в целях повышения доли переработки продукции;
• повышение качества и эффективности экспортной деятельности, в первую очередь в части стимулирования внешней торговли, продвижения вьетнамских товаров на новые рынки, сотрудничества с иностранными партнерами;
Все перечисленные меры могут быть реализованы при либеральной внешнеторговой и экономической политике и наличии высококвалифицированной рабочей силы. Поэтому необходимо развитие и инвестирование в человеческий капитал, направленное на обеспечение экспортно ориентированного производства ряда технических специалистов соответствующего профиля.
В настоящее время Вьетнам продолжает внешнеэкономическую политику на углубление экономического сотрудничества в рамках АСЕАН и АТР, которое непосредственно воздействует на процессы современного экономи-
№ 1 2011
ческого развития Вьетнама, в частности, на положение отдельных секторов его экономики, текущее состояние внешней торговли и инвестиционного рынка страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойцов В. Мировой экономический кризис и его проявления в странах Юго-Восточной Азии // Тихоокеанское обозрение. 2008—2009.
2. Кобелев Е, Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986— 2006 гг.): направления, динамика развития // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 3.
3. Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986—2006 гг.): направления, динамика, результаты. М.: Ключ-С, 2007.
4. Социалистическая Республика Вьетнам. http://vi.wikipedia.org/wiki/ Vi%E1%BB%87t_Nam.
5. ASEAN Community in Figures — ACIF 2009. Jakarta: ASEAN Secretariat, February 2010.
6. ASEAN-Viet Nam Brochure // Vietnam Ministry of Industry and Trade. 11.08.2010.
7. Coffee: production. Wikipedia site. http://en.wikipedia.org/wiki/Coffee.
8. General Department of Vietnam Customs. http://www.customs.gov.vn/Lists/ TinHoatDong/ViewDetails.aspx?ID=17576.
9. General Statistics Office Of Vietnam. Exports of goods by country group, by country and territory. http://www.gso.gov.vn/default_en.aspx?tabid=472&idmid=3&ItemID=1041.
10. General Statistics Office Of Vietnam. Exports of goods by economic sector and by commodity group. http://www.gso.gov.vn/default_en.aspx?tabid=472&idmid=3&ItemID= 10421.9.
11. General Statistics Office Of Vietnam. Exports of goods by SITC. http://www.gso.gov. vn/default_en.aspx?tabid=472&idmid=3&ItemID=10422.10.
12. General Statistics Office Of Vietnam. Imports by SITC. http://www.gso.gov.vn/ default_en.aspx?tabid=472&idmid=3&ItemID=10414.
13. General Statistics Office Of Vietnam. Imports of goods by country group, by country and territory. http://www.gso.gov.vn/default_en.aspx?tabid=472&idmid=3&ItemID= 10410.
14. General Statistics Office Of Vietnam. Some main goods for exportation. http://www. gso.gov.vn/default_en.aspx?tabid=472&idmid=3&ItemID=10416.
15. General Statistics Office OfVietnam. Trade, Price and Tourism. http://www.gso.gov. vn/default_en.aspx?tabid=472&idmid=3.
16. Ministry of Industry and Trade of Socialist Republic of Vietnam. http://tttm.vecita. gov.vn/dstk.aspx?NewID=10E&CateID=1.13
17. Rice: production and export. Wikipedia site. http://en.wikipedia.org/wiki/Rice.
18. Selected key Indicators of ASEAN. http://www.aseansec.org/19226.htm.
19. U.S. Department of State. http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/4130.htm.4.
20. UNCTAD Handbook of statistics 2009.
21. Vietnam-US bilateral trade enjoying a boom // Vietnam business news. 14.07.2010. http://vietnambusiness.asia/vietnam-us-bilateral-trade-enjoying-a-boom.
22. Dau khi Viet Nam: nhieu hay it? // Tin tuc, thao luan ve nang luong, 20.08.2006. http: //tintucnangluong.blogspot.com/2006/08/du-kh-vit-nam-nhiu-hay-t.html.
23. Do Mai Thanh. May suy nghi ve thyc trang со cau hang xuat khau hien nay сйа nude ta // Tap chi cong san, so 7 nam 2008.
24. Duong Ngoc. Xuat, nhap khau cua Viet Nam: Bon diem noi bat // VnEconomy, 03.10.2007. http://vneconomy.vn/65920P0C10/xuat-nhap-khau-cua-viet-nam-bon-diem-noi-bat.htm.
25. Nha may loc dau Dung Quat. Bach khoa toan thu mo Wikipedia. http://vi.wikipedia. org/wiki/Nh%C3%A0_m%C3%Aly_l%El%BB%8Dc_d%El%BA%A7u_Dung_ Qu%El%BA%A5t.
26. Pham The Vu. Nghien cuu ve tinh hinh xuat nhap khau cua Viet Nam giai doan 2001— 2007 // Tuyen tap Bao cao «Hoi nghi Sinh vien Nghien cuu Khoa hoc» lan thu 6, Dai hoc Da NSng, 2008.
27. Quan he ngoai giao Hoa Ky — Viet Nam. Bach khoa toan thu mo Wikipedia. http://vi.wikipedia.org/wiki/Quan_h%E1%BB%87_ngo%E1%BA%A1i_giao_ Hoa_K%El%BB%B3_%E2%80%93_Vi%El%BB%87t_Nam.
28. Xuat khau doi mat voi nhieu kho khan trong thoi gian toi // Thong tin kinh te — thi truong chungkhoan, 19.11.2008. http://atpvietnam.com/vn/thongtinnganh/22593/index.aspx.
29. Xuat khau hang det may sang EU ngay cang kho // Thong tin kinh te — thi truong chung khoan. 19.10.2010. http://atpvietnam.com/vn/thongtinnganh/67088/index.aspx.