Внешнеэкономическое сотрудничество Вьетнама со странами АСЕАН и направления расширения торгово-инвестиционного взаимодействия
Т. А. Воронова, Ле Ань Куан
УДК 339.9 ББК 67.401.21 В-754
Несмотря на негативное воздействие мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг., который привел к падению внутреннего потребления не только в странах блока, но и на их главных рынках сбыта, тенденции макроэкономического развития стран-участниц Ассоциации в 2010 г. характеризовались положительными темпами роста ВВП, восстановлением притока ПИИ до уровня докризисного 2007 г. (таблица 1). При этом в последнее десятилетие наблюдалось ускорение темпов роста экономик стран АСЕАН-4 и некоторое замедление прироста ВВП старых членов интеграционной группировки. Все участники АСЕАН поддерживают проводимую стратегию внешней ориентации, направленную на стимулирование внутрирегиональной торговли без дискриминации в отношении третьих стран. Факторами привлекательности региона ЮВА для иностранных инвестиций остаются: предпочтение инвесторов направлять свои средства в развивающиеся экономики с низкими затратами на рабочую силу1; достаточно высокий уровень доходности вложенного капитала, особенно при переводе в эти страны производственных мощностей; относительно мягкие условия вывоза прибыли и капитала за рубеж.
Следует отметить, что важнейшим аспектом современного экономического развития Вьетнама являются внешнеэкономические связи, которые в годы перехода экономики СРВ на рыночные отношения способствовали удовлетворению потребностей страны в недостающих товарах и услугах, притоку валюты, привлечению оборудования для модернизации национальной промышленности. За счет присоединения и активного сотрудничества в международных и региональных организациях (АСЕАН, АТЭС, ВТО и др.) Вьетнаму уда-
1 Бойцов В. Мировой экономический кризис и его проявления в странах Юго-Восточной Азии // Тихоокеанское обозрение 20082009, с. 98-101
лось обеспечить получение большой экономической помощи, льготных кредитов от МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития и стран-членов Парижского клуба.
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели АСЕАН-10 в 2000-2010 гг.
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
ВВП, млрд долл. 600,25 903,66 1083,31 1293,12 1499,62 1472,43 1835,01
Доля в мировом ВВП, % 1,86 1,98 2,19 2,32 2,45 2,54 2,91
Темпы роста ВВП, % 6,46 5,85 6,19 6,59 4,25 0,99 7,82
Экспорт, млрд долл. 500,99 771,25 908,92 1041,39 1198,62 996,31 1266,48
Доля в мировом экспорте, % 6,28 5,91 6,05 5,96 5,98 6,25 6,67
Темпы роста экспорта, % 19,21 14,93 16,45 14,08 17,71 -18,56 27,47
Приток ПИИ, млрд долл. 23,65 40,73 56,69 75,73 46,91 37,93 79,12
Доля в мировом притоке ПИИ, % 1,68 4,14 3,76 3,84 2,69 3,2 6,36
Темпы роста притока ПИИ, % -17,84 11,79 39,17 33,58 -38,06 -19,13 108,6
Источник: составлено и рассчитано по “ UNCTAD Handbook of statistics 2011”, “http:// unctadstat.unctad.org”.
Основой формой современной модели экономического сотрудничества Вьетнама со странами АСЕАН, как выявлено в процессе проведенного исследования, является торговое сотрудничество. Масштабы, динамика и товарно-географическая структура торговых отношений определяются уровнем социально-экономического развития и конкурентными позициями СРВ в АСЕАН. В настоящее время наблюдается два разных уровня развития торгово-экономических связей: низкий уровень сотрудничества с новыми участницами интеграционного объединения и Брунеем, и относительно высокий - с Сингапуром, Малайзией, Таиландом, Индонезией и Филиппинами.
Оценка конкурентных позиций Вьетнама на рынках стран АСЕАН в рамках торгового сотрудничества показала, что Вьетнам не входит в десятку крупнейших торговых партнеров большинства членов объединения за исключением Лаоса и Камбоджи, являющихся традиционными зонами реализации интересов СРВ. При этом у Вьетнама практически отсутствуют экономические отношения с Брунеем и Мьянмой (доля СРВ в общем объеме экспорта и импорта данных двух стран не превышает 1%), фактически его участие на региональных рынках стран объедине-
ния ограничено преимущественно сотрудничеством с тремя партнерами - Сингапуром, Таиландом и Малайзией (см. таблицу 2).
Таблица 2
Роль и место СРВ в торгово-инвестиционном сотрудничестве со странами АСЕАН в 2010 г.
Страны ^\АСЕАН Показатели Таиланд Сингапур Малайзия Индонезия Филиппины Камбоджа Лаос Мьянма Бруней
Торговая сфера
Экспорт из СРВ,
- объем, млн долл. 1182,8 2121,3 2093,1 1433,4 1706,4 1551,7 198,4 49,5 14,3
- доля, % 0,6 0,7 1,3 1,1 2,9 21 9,6 1 0,4
- место 26 26 13 15 11 5 3 15 71
Импорт в СРВ,
- объем, млн долл. 5602,3 4101,1 3413,4 1909,2 700,3 276,6 291,7 102,8 10,1
- доля, % 2,9 1,2 1,7 1,2 1,4 4,9 16,7 1,1 0,1
- место 9 13 15 17 12 11 2 20 49
Торговое сальдо СРВ, млн долл. -4419,5 -1979,8 -1320,3 -475,8 1006,1 1275,1 -93,3 -53,3 4,2
Инвестиционная сфера*
Приток ПИИ в СРВ
- объем, млн долл. 166,2 4585,6 491,3 - - - 50,2 32,7 -
- доля, % 0,8 23,1 2,5 - - - 0,3 0,2 -
Отток ПИИ из СРВ
- объем, млн долл. 2,2 11,5 78,7 7,2 - 201,9 549,3 2,3 -
- доля, % 0 0 0,9 0,1 - 25,8 64,6 0,3 -
Примечание к таблице: *ПИИ - прямые иностранные инвестиции Источник: составлено и рассчитано по “http://www.gso.gov.vn”, “http://unctadstat.unc-tad.org”.
Анализ внешнеторгового сотрудничества СРВ-АСЕАН выявил, что торгово-экономическое взаимодействие целиком представлено торговлей товарами, а торговля услугами в настоящее время практические отсутствует. Сфера торговли товарами при положительной динамике взаимного товарооборота, который за по-
следние десять лет увеличился почти в 4 раза2, характеризуется сохранением неэффективной товарно-сырьевой структуры с преобладанием в экспорте продукции сельского хозяйства, рыболовства и сырой нефти, а в импорте доминированием закупок из стран АСЕАН продукции нефтепереработки и электронной промышленности.
Необходимо подчеркнуть, что современное состояние торгово-экономических отношений Вьетнама при сохраняющейся сырьевой направленности и растущем дефиците внешней торговли является неэффективным. Кроме того, сложившаяся модель внешней торговли, характеризующаяся высокой зависимостью СРВ от Китая и рынков развитых стран, снижает геоэкономическую безопасность Вьетнама и в дальнейшем может привести к формированию геополитических угроз национальным интересам страны. Решение перечисленных проблем возможно за счет смещения экономических ориентиров Вьетнама в сторону интенсификации сотрудничества с партнерами региона ЮВА.
К немаловажному перспективному направлению расширения взаимного экономического сотрудничества следует отнести инвестиционное, потенциал которого определяется темпами роста национальных экономик и степенью привлекательности их инвестиционного климата
В настоящее время основными инвесторами в экономику Вьетнама среди стран-партнеров АСЕАН являются Сингапур и Малайзия, на долю которых приходится около 80% всех привлекаемых средств в экономику СРВ из интеграционного объединения3. Позиции Таиланда, Филиппин и Индонезии в инвестиционной деятельности на территории Вьетнама остаются незначительными, а новые страны-члены (Мьянма, Лаос и Камбоджа) практически не играют никакой роли в инвестиционной деятельности на территории Вьетнама. Данная ситуация обусловлена финансовыми возможностями стран АСЕАН-6 и скромным потенциалом группы АСЕАН-4. Инвестиции стран АСЕАН направляются в первую очередь в обрабатывающую промышленность; строительство жилых, офисных и гостиничных комплексов; объекты туристического бизнеса, на долю которых приходится около 50% всех привлекаемых средств, что объясняется высокой рентабельностью и окупаемостью данных проектов4. В то же время проекты в аграрной и лесной сфере, образовании, инфраструктурном обеспечении не привлекают достаточного внимания среди инвесторов объединения. В обрабатывающей промышленности
2 UNCTAD Handbook of statistics 2011; Статистическая база Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) // http://unctadstat.unctad.org.
3 Ле Хай Ван. Состояние ПИИ в экономике Вьетнама в 2009 г. и перспективы в 2010. // Интернет-версия журнала «Коммунист», 2010. №2 (808), с. 15-16; Министерство планирования и инвестиций СРВ // http://www.mpi.gov.vn.
4 Bo Mai Thanh. May suy nghl ve von dau tu true tiep nudc ngoai vao Viet Nam // Tap chi cong san, 8-2010, so 814, tr. 34-35; Государственный комитет статистики СРВ. // http://www. gso.gov.vn.
иностранный капитал привлекается в импортозамещающие производства потребительских товаров массового спроса, что полностью соответствует проводимой Правительством Вьетнама политике импортозамещения5.
Несмотря на положительную динамику инвестиционной деятельности стран АСЕАН на территории СРВ и их ведущую роль в общем объеме потоков капиталовложений в экономику Вьетнама (27%)6, инвестиционная сфера сотрудничества характеризуется невысокой эффективностью взаимодействия при наличии таких факторов, как виртуальный характер притока ПИИ, небольшой средний размер иностранных проектов, слабое использование различных форм его движения, узкое отраслевое и географическое распределение капиталовложений, наличие административных барьеров и коррупции, несовершенство правовой и финансовой системы, неразвитость инфраструктурных услуг, низкая квалификация местных кадров.
В настоящее время зарубежные инвестиции Вьетнама в странах АСЕАН остаются очень скромными и сосредоточены главным образом в совместных проектах энергетики и добычи полезных ископаемых на территории Лаоса и Камбоджи (более 90% всех инвестиций СРВ в экономики стран объединения)7. Участие Вьетнама во внешнеэкономических связях региона АСЕАН прежде всего ограничено спецификой его национального регулирования с преобладающим влиянием государства, относительно низким уровнем экономического развития, ограниченными финансовыми возможностями вьетнамского бизнеса и сложившейся товарносырьевой структурой внешней торговли СРВ. Перспективы улучшения позиций Вьетнама будут зависеть от двух групп факторов: внутрихозяйственных предпосылок улучшения инвестиционного климата и эффективных мер по совершенствованию механизмов внутрирегионального взаимодействия.
На данный момент страны АСЕАН продолжают курс на расширение региональных интеграционных процессов на поэтапной основе. Немаловажную роль в усилении регионализма сыграл диалоговый механизм АСЕАН+3 в составе стран АСЕАН, Японии, Республики Корея и Китая, который инициировал формирование Восточноазиатского саммита. Данный шаг является основополагающим началом процесса формирования Восточноазиатского экономического сообщества - ВАЭС (East Asian Economic Community) к 2020 г. Разработаны несколько моделей ВАЭС, в том числе по формулам АСЕАН+6, АСЕАН+3, АСЕАН+1+1+18. В будущем Восточноазиатское экономическое сообщество в соответствии с концепцией ФТААП
5 Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты. - М.: Ключ-С, 2007. с. 207-215; Мурашева Г. Ф. Вьетнам после 20 лет реформ// Азия и Африка сегодня, 2010. №6, с. 76-77.
6 Государственный комитет статистики СРВ. // http://www.gso.gov.vn.
7 Министерство планирования и инвестиций СРВ//http://www.mpi.gov.vn.
8 Костюнина Г.М. Регионализация Восточной Азии: истоки и основные модели // Вестник МГИМО, 2011. №1, c. 35-39.
(Free Trade Area for Asia Pacific - FTAAP) может превратиться в зону свободной торговли всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация данного проекта возможна по двум направлениям: 1) в рамках Транстихоокеанского партнерства ТПП (Trans-Pacific Partnership, TPP), включающего 10 государств - Бруней, Чили, Новую Зеландию, Сингапур, США, Австралию, Перу, Вьетнам, Японию и Малайзию; 2) в ходе реализации Восточноазиатской зоны свободной торговли до 2015 г. или модели Восточноазиатского соглашения о сближении экономического сотрудничества, которая пока остается концепцией, но является более предпочтительной для региона ЮВА и АТР (рис. 1).
В экономическом плане оценка перспектив расширения сотрудничества Вьетнама со странами АСЕАН позволила обосновать целесообразность и необходимость решения существующих проблем взаимодействия путем создания эффективной системы развития долгосрочного взаимного торгово-экономического сотрудничества.
С этой целью требуется разработка и реализация, новой модели формирования и развития взаимных экономических отношений на основе оптимизации товарногеографической структуры внешней торговли Вьетнама по отношению к партнерам интеграционного объединения (см. таблицу 3).
Рисунок 1
Форматы интеграционного сотрудничества стран ЮВА в АТР
Источник: составлено авторами.
Таблица 3
Направления оптимизации товарной структуры и географические приоритеты внешней торговли Вьетнама и стран АСЕАН
ЭКСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сохранение позиций Рост позиций
Товарная позиция Сырая нефть Географические приоритеты Сингапур Товарная позиция Электронная продукция Географические приоритеты Сингапур, Малайзия, Таиланд
Швейная продукция Индонезия, Малайзия
Обувь АСЕАН-6 Компьютеры и комплектующие Малайзия, Таиланд
Древесина и изделия из нее АСЕАН-6
Уголь Сингапур, Таиланд Проводники и полупроводники АСЕАН-6
Рис Филиппины, Малайзия
Кофе Индонезия, Малайзия, Таиланд, Камбоджа Электрические кабели Сингапур, Индонезия
Каучук Сингапур, Малайзия
ИМПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сохранение позиций Рост позиций
Товарная позиция Бензин и нефтепродукты Географические приоритеты Индонезия, Малайзия, Бруней Товарная позиция Корм для животных Географические приоритеты Индонезия, Малайзия, Камбоджа
Химикаты и удобрения АСЕАН-6 Промышленное сырье: текстиль, ткани, кожа Таиланд, Камбоджа
Машины и оборудования Сингапур, Таиланд, Малайзия Транспортные средства АСЕАН-6
Пластмасса Таиланд, Камбоджа Бумажная масса и порошок Лаос, Камбоджа
Автомобили и мотоциклы, запчасти к ним Таиланд Каучуковая древесина Камбоджа
Источник: составлено авторами.
В сфере экспортной деятельности необходимо продолжить наращивание объемов операций по традиционным товарным позициям (рис, сырая нефть, кофе, каучук, продукция водного промысла и лесной промышленности), по которым у Вьетнама сравнительные преимущества. С другой стороны, следует стимулировать развитие экспортных производств с высокой долей добавленной стоимости (продукция электроники, компьютеры и комплектующие, электрические проводники и кабели). Что касается последних, то на основании проведенного исследования выявлено, что СРВ может усилить позиции на рынках Малайзии, Сингапура и Таиланда за счет выпуска продукции предприятиями, созданными с участием инвестиций из данных стран, особенно запчастей и компьютерных комплектующих.
Рисунок 2
Направления энергетического сотрудничества Вьетнама со странами АСЕАН
Согданис сдмноА Mciripoceiи Им.(окн I;«Л-
Т ан-Мил-Ма-МЙчия
Источник: составлено авторами.
В целях сокращения зависимости от импортного сырья открываются возможности создания новой географии сырьевой базы, которая обеспечит бесперебойную цепочку поставок сырья и материалов для потребностей экспортных производств Вьетнама9. Речь идет о расширении поставок каучука и лесоматериалов из Камбоджи, пластиковых материалов из Таиланда и Малайзии, животного жира и
9 Duong Ngoc. Xuat, nhap khau cua Viet Nam: Bon diem noi bat // http://vneconomy. vn/65920P0C10/xuat-nhap-khau-cua-viet-nam-bon-diem-noi-bat.htm.
масла из Индонезии и Малайзии, древесины и пиломатериалов из Лаоса и Камбоджи, тканей - из Таиланда.
Повышению эффективности сотрудничества в топливно-энергетической сфере будет способствовать внедрение в практику конкретных форм и механизмов по основным товарно-сырьевым сегментам ТЭК (уголь, нефть, газ и электроэнергетика), включающих взаимодействие от стадии геологоразведочных работ, поставок оборудования, добычи и транспортировки до переработки и подготовки кадров на территории СРВ и стран АСЕАН (рис. 2).
Приоритетной стратегической задачей Вьетнама в настоящее время является реализация политики диверсификации поставок энергоносителей10. Например, запуск трансасеановского нефтепровода и газотранспортной системы Таиланд-Ин-докитай-Сингапур-Малайзия-Индонезия будет способствовать росту энергетической безопасности Вьетнама, поскольку, по прогнозным оценкам, с 2017 г. СРВ полностью превратится в импортера энергоносителей.
Наиболее эффективным и перспективным направлением взаимодействия Вьетнама со странами АСЕАН в сфере услуг будет туризм в рамках реализации новых форматов сотрудничества: Вьетнам-Лаос-Камбоджа («тройка Индокитая»); Вьет-нам-Лаос-Таиланд; Вьетнам-Лаос-Камбоджа-Мьянма-Таиланд; страны Меконга и др. В дальнейшем ожидается, что расширение отношений в данном направлении позволит привлечь в страну дополнительные средства для улучшения инфраструктуры, создания новых рабочих мест и т. д.
Долгосрочные перспективы развития инвестиционной деятельности партнеров по АСЕАН во Вьетнаме представлены взаимными интересами к дальнейшему расширению взаимодействия по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество (разведка и разработка энергоресурсов, развитие объединенных энергетических систем, нефте- и газопроводов); экспортное производство (выпуск товаров массового потребления, производство промышленного и сельскохозяйственного сырья); недвижимость и строительство; туризм; инфраструктурное обеспечение и транспорт; научно-техническое взаимодействие; развитие человеческого капитала и финансовое сотрудничество.
Повышению привлекательности СРВ как объекта капиталовложений для партнеров по региону ЮВА, а также реализации экономических интересов инвесторов из стран АСЕАН на территории Вьетнама будет способствовать следующий комплекс финансово-кредитных, налогово-таможенных и административно-правовых мер (таблица 4).
10 Мурашева Г. Ф. Вьетнам после 20 лет реформ // Азия и Африка сегодня, 2010. №6, с. 76-77.
Таблица 4
Механизмы повышения инвестиционной привлекательности Вьетнама для инвесторов из АСЕАН
Финансово-кредитные меры Льготное кредитование государством экспортных производств
Гибкий обменный курс регулирования экспортно-импортной деятельности
Создание собственных страховых фондов разными экспортными ассоциациями
Страхование экспортных кредитов
Система государственных гарантий экспортерам с\х продукции
Кредитование импорта новейшего оборудования и продукции высоких технологий, используемых в экспортном производстве
Система поддержки и страхования экспортеров при выходе и освоении новых зарубежных рынков
Государственная гарантия коммерческих кредитов, используемых в экспортном производстве
ы р е £ е ы н н ч о м а н - -ов 8 О л а И Снижение налога на прибыль в течение срока окупаемости инвестиционного проекта экспортного производства
Снижение и отмена таможенных пошлин и сборов при закупке новейшего оборудования и продукции высоких технологий, используемых в экспортном производстве
Снижение ставки НДС при приобретении сырья на местном рынке в течение срока окупаемости инвестиционного проекта экспортного производства
Уменьшение налогооблагаемой базы налога на имущество в течение срока окупаемости инвестиционного проекта экспортного производства
Упрощение и автоматизация процедур налогового и таможенного декларирования для проектов с участием иностранного капитала
Снижение ставки налога на перевод прибыли за рубеж в течение первых 3 лет деятельности инвестиционного проекта экспортного производства с капиталовложением свыше 10 млн долл.
Административно-правовые меры Выравнивание условий осуществления инвестиционной деятельности для иностранных инвесторов
Переход на единую систему тарифов и цен при осуществлении инвестирования в СРВ
Автоматизация процедуры лицензирования инвестиционных проектов
Сокращение согласующих инстанций при лицензировании инвестиционных проектов
Система разрешения споров при реализации инвестиционных проектов
Совершенствование законодательства в сфере регулирования ценных бумаг для открытия доступа иностранным инвесторам на фондовый рынок СРВ
Реализации политики максимальной открытости финансовых отчетов по отношению к вьетнамским предприятиям
Источник: составлено авторами
8 - 2012 Российский внешнеэкономический вестник
Финансово-кредитные меры предназначены для усиления финансовых возможностей и страхования деятельности компаний от рисков внешней среды, налогово-таможенные меры - для уменьшения налогового бремени предприятий с участием иностранного капитала, а меры административно-правового характера направлены на совершенствование нормативно-правовой базы и упрощение административных процедур для деятельности иностранных инвесторов на территории СРВ. Данные меры дают возможность не только партнерам интеграционного объединения расширять свое присутствие в экономике СРВ за счет использования таможенных, налоговых и других льгот, но и вьетнамскому бизнесу аккумулировать средства и увеличивать свои финансовые возможности. Ожидаемым результатом реализации предложенной системы мер станет повышение конкурентных позиций Вьетнама, что в дальнейшем послужит предпосылкой для расширения присутствия вьетнамских компаний на региональных рынках стран ЮВА.
В целом надо отметить, что в настоящее время Вьетнаму необходимо продолжить реализацию внешнеэкономического курса, ориентированного на углубление экономического сотрудничества в рамках АСЕАН, что окажет положительное воздействие на повышение эффективности функционирования как отдельных секторов и сфер деятельности, так и экономики в целом, сбалансирует внешнюю торговлю и активизирует внешние и внутренние инвестиционные процессы. Внедрение и реализация предложенной новой модели комплексного развития системы экономических отношений Вьетнама со странами АСЕАН позволит оптимизировать общую структуру взаимосвязей и расширить торгово-инвестиционное сотрудничество.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Бойцов В. Мировой экономический кризис и его проявления в странах Юго-Восточной Азии // Тихоокеанское обозрение 2008-2009. с. 91-107.
Кобелев Е., Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика развития // Проблемы Дальнего Востока, 2009, №3, с. 182-188.
Костюнина Г.М. Регионализация Восточной Азии: истоки и основные модели // Вестник МГИМО, 2011. №1. с. 34-42.
Ле Хай Ван. Состояние ПИИ в экономике Вьетнама в 2009 г. и перспективы в 2010. // Интернет-версия журнала «Коммунист», 2010. №2 (808) , с. 11-17.
Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты. - М.: Ключ-С, 2007. - 336 с.
Мурашева Г. Ф. Вьетнам после 20 лет реформ// Азия и Африка сегодня, 2010. №6, с. 76-77.
Duong Ngoc. Xuat, nhap khau cua Viet Nam: Bon diem noi bat // VnEconomy. [Электронный ресурс]. URL: http://vneconomy.vn/65920P0C10/xuat-nhap-khau-cua-viet-nam-bon-diem-noi-bat.htm. (дата обращения: 31.03.2012).
Bo Mai Thanh. May suy nghl ve von dau tu true tiep nuoc ngoai vao Viet Nam // Tap chi cong san, 8-2010, so 814 , tr. 33-39.
ADB Key Indicators for Asia and the Pacific 2011, p. 161-184.
ASEAN Community in Figures - ACIF 2010. Jakarta: ASEAN Secretariat, April 2010 , p. 2-40.
ASEAN Economic Community Factbook // Jakarta: ASEAN Secretariat, February 2011, p. 23-27.
ASEAN-Viet Nam Brochure // Vietnam Ministry of Industry and Trade, 31.08.2011. p. 3-22.
UNCTAD Handbook of statistics 2011, p. 82-105.
Официальный сайт Государственного комитета статистики СРВ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gso.gov.vn. (дата обращения: 01.04.2012).
Официальный сайт Министерства промышленности и торговли СРВ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moit.gov.vn (дата обращения: 04.02.2012).
Официальный сайт Министерства планирования и инвестиций СРВ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mpi.gov.vn (дата обращения: 14.03.2012).
Официальный сайт Секретариата АСЕАН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ase-ansec.org. (дата обращения: 14.03.2012).
Официальный сайт Статистической базы Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). [Электронный ресурс]. URL: http://unctadstat.unctad.org. (дата обращения: 21.03.2012).
Социалистическая республика Вьетнам. Материалы Википедии. [Электронный ресурс]. URL: http://vi.wikipedia.org/wiki/ Vi%E1%BB%87t_Nam. (дата обращения: 05.03.2012).
Калужская область: у автокластера появился новый международный партнер
Завод по ремонту и модификации различных типов пресс-форм компании Shapers Rus международного концерна Shapers Group торжественно открыли в Калуге. Как сообщили в управлении по работе со СМИ администрации губернатора области, предприятие размещено на площадке группы компаний "Эликор", что на правобережье областного центра. Shapers' Group изготавливает пресс-формы весом до 50 тонн, предоставляя полный набор услуг: от разработки модели до производства образцов пластмассовых изделий. Объем вложенных в проект инвестиций составил около 3,5 миллионов евро.
Новый завод будет заниматься ремонтом и модификацией различных типов пресс-форм для предприятий местного автопрома. Партнерами Shapers Group являются ООО "Фольксваген Груп Рус", ООО "Бентелер Аутомотив", ООО "Вистеон Рус", ООО "Форесия Аутомотив Девелопмент" и другие предприятия автомобильного кластера в Калуге.