УДК 339.56.055
Л. В. Комаревцева, Я. И. Черкашин
внешнеэкономическая деятельность в особой экономической зоне томской
ОБЛАСТИ
Рассматриваются теоретические основы особых экономических зон и внешнеэкономической деятельности, анализ динамики внешнеэкономической деятельности, особенности осуществления внешнеэкономической деятельности в Томской особой экономической зоне. Выявлены некоторые проблемы и предложены примеры их решения.
Ключевые слова: особые экономические зоны, внешнеэкономическая деятельность, ВТО, особая экономическая зона технико-внедренческого типа.
Одним из важных звеньев в реализации принципов открытой экономики является создание особых экономических зон. Актуальной остается проблема отсутствия четко сформулированных целей создания особых экономических зон, не противоречащих интересам регионов. Так как многие видят, как правило, в таких зонах лишь одну из привлекательных сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов, а также то, что особые экономические зоны помогут избавиться от проблем, которые решить без их создания не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это часть территории Российской Федерации, которая устанавливается Правительством РФ, на территории которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности [1]. Также в ОЭЗ может применятся процедура свободной таможенной зоны. Опираясь на мировой опыт использования ОЭЗ, можно сказать, что это специфическая форма экономической интеграции и достаточно весомый институт мирового хозяйства. Иногда особую экономическую зону, согласно международной традиции, именуют специальной или свободной экономической зоной (СЭЗ).
По существу эта территория является частью государства с определенными льготными таможенным, внешнеторговым, инвестиционным,
валютно-финансовым и налоговым режимами. В такой зоне осуществляется режим наибольшего благоприятствования предпринимательской деятельности иностранных инвесторов с целью привлечения современных технологий. В процессе организации ОЭЗ осуществляется стратегия возрастания показателей хозяйствования, выявляются сферы и территории стимулирования активности в экономике с использованием международного сотрудничества. В этих зонах консолидируются ресурсы, благодаря описанным выше режимам. Экономические зоны выполняют социальную, научно-техническую, производственную и экономическую задачи.
Особая экономическая зона - понятие далеко не новое в мировом сообществе. Например, в 90-х гг. прошлого столетия насчитывалось порядка 2000 особых экономических зон. Причем внешнеторговый оборот этих зон в то время достиг порядка 1,2 трлн долларов, что на период до 1998 г. составило 10% [2].
ОЭЗ, при наличии ограниченности и дефицита средств во многих странах, являются тем эффективным инструментом, который может привязать национальную экономику к мировой. Эти зоны в основном развивают внешнеэкономическую деятельность, они восприимчивы к внедрению новых технологий, к созданию строго направленных производств и инфраструктуры. ОЭЗ - это составная часть территории государства, и они являются тем рычагом, который притянет экономику государства к мировой экономике.
Согласно решениям Киотской конференции от 1973 г. экономические зоны при помощи пропусков отделены административно от государственной территории страны. Экономические зоны отделены от остальной территории как налоговофинансовыми, так и таможенными режимами.
Вследствие малых возможностей особые зоны не получили большого распространения. Это было связано с тем, что они были ориентированы исключительно на транзитные товарные операции и внешнеторговую деятельность. Весьма поучителен пример США. Там для внешнеторговых зон, количество которых к началу 90-х гг. прошлого столетия перевалило за 200, был введен принцип «внетаможенной территории». Он предполагает освобождение от всех тарифов и пошлин, акцизов на федеральном уровне и ограничений по квотам. В этих зонах речь об организации экспортного производства не шла. Также не рассматривался вопрос привлечения различного рода инвестиций и привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Вот почему в развитых и набирающих силу странах свободные торгово-складские зоны (СТСЗ) трансформировались постепенно в свободно про-
60
мышленные, а затем экспортно-производственные зоны, СЭПЗ. Так, в США стали возникать подзоны, которые занимались только промышленным производством [3].
Существует классификация особых экономических зон (рис. 1):
- свободные торговые зоны, независимые порты и беспошлинные склады существуют благодаря либерализации таможенных пошлин;
- экспортные промышленные зоны, работающие с применением льготных налоговых и таможенных режимов;
- страховые и банковские зоны, функционирующие на льготном режиме производства операций;
- зоны технологического плана, так называемые технополисы, предназначенные для внедрения новых разработок;
- свободные города, или комплексные зоны. Решают широкий спектр задач, при этом используют элементы различных зон. ОЭЗ могут отличаться от других зон изолированностью от остальной территории государства.
Цели, служащие для создания особых экономических зон, могут различаться в зависимости от социальных, экономических и политических условий страны, в которых она находится. Так, в странах, имеющих развитую экономику, ОЭЗ создаются в отстающих регионах, не имеющих сильной инфраструктуры, которым свойствен высокий уровень безработицы. Давая региону статус особой экономической зоны, зачастую правительство ключевой целью делает развитие инфраструктуры региона, улучшения качества рынка и создание новых рабочих мест. Ориентирование на привлечение иностранных капиталов и товаров является вторичной целью. Если взять общий случай, то придание региону статуса ОЭЗ делается для:
- возрождения экономики регионов за счет привлечений иностранных капиталов
- модернизации всей технологической базы при помощи внедрений передовых технологий
- уменьшения уровня безработицы, за счет создания новых рабочих мест
- привлечения иностранных валютных активов и увеличения внутренних валовых запасов
- улучшения качества рынка за счет создания современной конкурентоспособной рыночной структуры
- быстрого насыщения товарами внутреннего рынка
- приобретения опыта международной торговли, управления экономикой и международного предпринимательства.
Как показывает практика, создание ОЭЗ - это крайне эффективное мероприятие, направленное
на развитие экономики региона и прилегающих к нему территорий. Хотя в каждом отдельном регионе есть свои приоритетные экономические задачи, при помощи создания ОЭЗ удается их решить и реализовать стратегические задачи, программы, проекты. Хотя разные проблемы, которые необходимо решить, различаются в зависимости от региона, система льгот ОЭЗ довольно индивидуальна и помогает реализовать задуманное. Если проследить мировой и отечественный опыт в создании ОЭЗ, первоначальные декларируемые цели и задачи не всегда достигаются на должном уровне. Но взамен них происходит развитие других направлений.
ВЭД имеет несколько методов регулирования со стороны государства. Во-первых, можно выделить тарифные методы, основанные на использовании таможенных тарифов. Во-вторых, нетарифные, которые, в свою очередь, уже делятся на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Зачастую отдельные (не в связке с другими) методы регулирования ВЭД государством применяются только в случае серьезной необходимости ограничения импорта, а также в случае, когда требуется сильно форсировать экспорт.
Тарифное регулирование - это одна из форм применяемых государством для регулирования ВЭД. При помощи нее реализуется право государства на установление различных таможенных пошлин на товары, которые проходят через границу Российской Федерации. Также при помощи тарифного регулирования идет контроль со стороны государства за импортом и экспортом.
Само тарифное регулирование контролируется при помощи таможенных пошлин и тарифов. Таможенные пошлины - это один из видов государственных сборов. Пошлиной облагается имущество, которое ввозится или вывозится из страны (импорт и экспорт), также бывают транзитные таможенные пошлины. По большому счету, все таможенные пошлины выступают в роли налога, ставки на которые устанавливаются напрямую, на уровне государства. Таможенным тарифом называются специальные списки товаров, в которых отражена величина ставки на каждый вид товара.
Нетарифные же методы гораздо более разнообразны. И зачастую могут выступать как инструмент внешнеполитического влияния. Включают в себя различные правила, которые могут доходить вплоть до запрета торговли с выбранными странами или запрета торговли определенными товарами. Также существуют правила, запрещающие ввоз и вывоз конкретных товаров.
Принято нетарифные методы регулирования разделять на следующие группы:
- прямое введение ограничения на импорт или экспорт путем квот и лицензирования и наличие системы минимально предельного уровня цен на группу на импорт товаров, для внутренних рынков
- ограничение экспорта и импорта для определенных товаров или антидемпинговые меры.
В Киотской конвенции в полной мере отражены все стандарты, предназначенные для создания государствами свободной таможенной зоны. Данные предписания должны служить ориентиром для принятия законов, которые соблюдают все международные стандарты. Согласно правилам, установленным в конвенции, государство должно полностью определить в законодательстве все требования к созданию свободной зоны, а именно, все виды товаров, которые можно провозить в этой зоне, характер операций, которые можно совершать с этими товарами. Также необходимо внести в законодательство права и обязанности, которыми будут обладать таможенные власти, и указать, кто будет управлять самой свободной таможенной зоной. Обычно при таких обстоятельствах таможенным властям в управление переходит контроль за тем, где зона будет располагаться, какой будет характер у «закрытой зоны», контроль средств доступа в свободную зону, установление временного промежутка работ, и контроль за соблюдением всех предписанных норм и правил, а также осмотр всех людей и багажа, которые попадают в свободную таможенную зону.
Ядро правовой базы регулирования ВЭД в Российской Федерации составляют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы РФ, а также правовые и нормативные акты множества министерств и ведомств.
Документом, определяющим все валютное регулирование в России, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» [4].
Главным же документом, в котором прописаны все правила и механизмы внешнеэкономических отношений, является Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый постановлением ВС РФ № 5523-1 от 18.06.1993 г. (в редакции Федерального закона № 65-ФЗ от 06.06.2003 г.). В самом Таможенном кодексе полностью раскрываются все области ВЭД и объем регулирования всех правоотношений сторон.
Не менее важным правовым актом, регулирующим ВЭД, является «Закон о таможенном тарифе» РФ [5].
На базе всех вышеописанных законов и правовых актов Правительством РФ на всех уровнях, формируются специальные подзаконные акты, которые служат основой механизма таможеннотарифного регулирования.
После присоединения России к ВТО в августе 2012 г. регулирование внешнеэкономической деятельности будет осуществляться на основании правил ВТО, а это имеет как положительное, так и отрицательное значение. Так, с одной стороны, присоединение России к ВТО должно способствовать увеличению импорта и углублению конкуренции на отечественном рынке. Это требует от предпринимателей умения приспосабливаться к новым условиям. Российский бизнес должен сделать упор на рост производительности труда, снижение издержек, повышение конкурентоспособности товаров и услуг за счет улучшения их качества. Вступление России в ВТО дает возможность России принять участие в многосторонних торговых переговорах и выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов, что избавит Россию от дискриминации на внешних рынках. Российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций.
С другой стороны, в ВТО нет антимонопольного законодательства. В связи с этим негативные последствия от либерализации внешней торговли усиливаются тем, что ВТО узаконивает поддержку транснациональных корпораций и предоставляет им все больше контроля, и это может привести к вытеснению национальных производителей. Дальнейшее вытеснение национальных производителей международными корпорациями, снятие барьеров на иностранные экспорт и инвестиции в Россию, в условиях политики занижения курса рубля, может привести к разорению российского производства. Но, несмотря на это, станет стимулом для экономического роста. В краткосрочной перспективе это маловероятно, но в средне- или долгосрочной перспективе Россия может в полной мере ощутить преимущества от вступления в ВТО, при условии, что правительство использует вступление в ВТО как возможность для улучшения делового климата и конкурентоспособности российской экономики.
ОЭЗ ТВТ - это особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Это часть территории, которая определяется Законом РФ от
22.07.2005 № 116-ФЗ [1], на ней действует определенный режим, в соответствии с которым должна осуществляться любая предпринимательская деятельность. Специально для резидентов таких высокотехнологичных компаний создаются все условия, способствующие развитию инновационного бизнеса, а также развивающие вывод научнотехнической продукции на внешний и внутренний рынок.
62
Согласно ФЗ РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ [1], который регулирует деятельность ОЭЗ на территории России, «под технико-внедренческой деятельностью необходимо понимать создание, производство и реализацию научно-технической продукции, создание и реализацию программ для ЭВМ, баз данных, информационных систем, топологий интегральных микросхем, оказание ряда услуг по внедрению и систематическому обслуживанию такой продукции, программ, баз, топологий и систем. Производство научно-технической продукции на территории технико-внедренческой особой экономической зоны допускается по решению группы экспертного совета по техниковнедренческим особым экономическим зонам, которое руководствуется приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и рядом критических технологий РФ, утвержденными Правительством РФ».
ОЭЗ ТВТ города Томска была создана постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 783 [6], вследствие победы области в Федеральном конкурсе, проводящемся для отбора заявок различных субъектов РФ на разрешение создания на их территории ОЭЗ ТВТ. На данный момент в России функционирует 4 ОЭЗ схожего типа.
В результате создания ОЭЗ изменилась организационная структура Томской таможни, был создан пост, который обслуживает ОЭЗ. С
28.02.2011 г. таможенный пост Томской таможни располагается в здании ЦИТ (Центр инноваций и технологий) Особой экономической зоны, в Академгородке на южной площадке. Расположенный в здании ЦИТ таможенный пост качественно улучшает работу. Полный комплекс государственных таможенных услуг по работе с резидентами экономической зоны оказывается на одном месте. Это значительно сокращает время таможенного оформления, проведения услуг и повышает качество контроля.
Для удобства резидентов экономической зоны, на северной площадке ОАО ОЭЗ ТВТ «Томск», размещаются отделы таможенного контроля №3 и таможенного оформления Томского таможенного поста.
Экономическая зона Томского подразделения таможенного поста была создана в декабре 2005 г. года на основании постановления Правительства РФ. На всю территорию Особой экономической зоны распространяется режим свободной таможенной зоны: импортные товары, размещенные и используемые в пределах ОЭЗ, не облагаются таможенными пошлинами и НДС, к ним не применяются запреты и ограничения экономического характера. Все действия установлены и регулиру-
ются в соответствии с законодательством РФ «Регулирование внешнеторговой деятельности».
В то же время в отношении российских товаров, которые размещаются и предназначены к вывозу, согласно таможенному режиму экспорта, действует режим экспорта с уплатой акцизного сбора и без уплаты таможенных пошлин на вывоз, в случае если иное не предусмотрено в отношении товаров, используемых и размещаемых в портовой ОЭЗ (часть 1, ст. 37 Федерального закона №116-ФЗ от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах в РФ»).
Учет ВЭД в ОЭЗ осуществляется ОАО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск»», однако статистическое ведомство получает только сводную информацию о ВЭД Томской области без выделения ОЭЗ.
Анализ деятельности ВЭД в особой экономической зоне во многом сдерживается ограничениями для научных и практических исследований, поэтому необходимо эти потоки информации освободить от грифа «служебного пользования», это позволит изучать деятельность особых экономических зон не только в динамике, но и в географическом аспекте.
Согласно данным Томского областного комитета госстатистики внешней торговли, объемы внешней торговли в 2012 г. увеличивались. Так, в первом полугодии оборот достиг 336,6 млн долл., это более чем на сто процентов выше, чем в 2011 г. Последние четыре года оборот внешней торговли Томской области составляет от 0,3% до 0,35% от оборота России. Основным источником роста экспорта в Томской области является продукция, производимая на предприятиях химической переработки, это полимеры пропилена и этилена, метанол, продукция неорганической химии. За период с января по июнь 2012 г. этой продукции было продано на сумму 245,1 млн долл., в 2011 г. за этот же период продали всего на 237,2 млн долл., это увеличение составляет 3,3%.
Немалый оборот составляет внешнеэкономическая деятельность, и она имеет явные перспективы роста, в области исследований и новых разработок получено 1,765 млн долл., это больше половины прибыли от всех услуг. Вычислительная техника принесла 704 тыс. долл., услуги образования 227 тыс. долл. - 7% от всех услуг, услуги ресторанного и гостиничного бизнеса составили прибыль на 151 тыс. долл., это 3,4%.
Увеличиваются темпы роста торговли со странами дальнего зарубежья, в первой половине
2012 г. в сфере услуг. С Китаем этот оборот составил 839 тыс. долл., с Францией - 414 тыс. долл., в
2011 г. 180 тыс. долл., США предоставлено услуг на сумму 28 тыс. долл. Оборот от услуг, предо-
ставленных странам ближнего зарубежья, составил 102 тыс. долл.
За первую половину 2012 г. наблюдается тенденция роста импорта товаров и услуг в Томскую область - 30, 6 млн долл., за этот же период 2011 г. было 27,6 млн долл.. По расчетам специалистов, оборот импорта в Томскую область в 2012 г. составит 87,2 млн долл., в 2011 г. импорт составил 86,6 млн долл.. В связи с развитием химической промышленности в Томской области импорт этих товаров заметно снизился: было 17,5 млн долл. в
2011 г. и стало 3,9 млн долл. в 2012 г. Увеличивается импорт оборудования для машиностроения, за
2012 г. он составил 13,2 млн долл., в 2011 г. было 6,1 млн долл.
Как видно из табл. 1, роль стран дальнего зарубежья в товарообороте за январь 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. сократилась на 10,6%, а вот страны СНГ, наоборот, увеличили на 42,7%.
Наибольший удельный вес в обороте с Томской областью за январь 2012 г. из списка стран дальнего зарубежья имеют Китай (41,2%), Финляндия (20%), Германия (10,9%). Из стран СНГ -Украина (8,2%), Узбекистан (8,3%) и Киргизия (1,5%). Общий показатель товарооборота по всем странам за 2012 г. (январь) составил 33 641,7 тыс. долл. По результатам аналогичного периода
2013 г. удельный вес товарооборота стран дальнего зарубежья составил - Китай (24,7%), Финляндия (19,7%), Франция (6,3%), Германия (8,1%). Страны СНГ - Украина (18%), Киргизия (0,7%), Узбекистан (7,8%). В январе 2013 года общий показатель товарооборота составил 48 268 тыс. долл., т.е. на 43,48% больше, чем в январе предыдущего года.
Таблица 1. Внешнеторговый оборот по странам СНГ и дальнего зарубежья за январь 2012 и январь 2013 гг.
Страны Январь 2012 г. Январь 2013 .
Стоимость, тыс. долл. Удельный вес, % Стои- мость, тыс. долл. Удельный вес, %
Страны дальнего зарубежья 26 958,4 80,1 34 355,1 71,6
Страны СНГ 6 683,3 19,9 13 612,9 28,4
Анализируя график (рис. 2) и табл. 2, можно заметить, что идет снижение объемов импорта и экспорта по сравнению с 2008 г., и как следствие сокращение сальдо ВЭД с 482,8 млн долл. до 469,8 млн долл. Снижение напрямую связано с мировым финансовым кризисом. Но в 2010 г. про-
исходит скачок вверх экспорта до 678,3 млн долл., или на 23,71%, а объем импорта увеличивается незначительно - всего до 93,1 млн долл.
В 2011 году экспорт снижается на 3,45%, т.е. с 678,3 млн долл. до 654,9 млн долл., а объем импорта, напротив, повышается с 93,1 млн долл. до 117 млн долл. В 2012 г. объем экспорта вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом и составил 851,4 млн долл., в то же время импорт тоже возрос с 117 млн долл. до 219 млн долл., т.е. на 87%.
Таблица 2. Динамика сальдо ВЭД, импорта и экспорта по Томской области за период 2008-2012 гг. со странами дальнего зарубежья (млн долл.)
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 20 12 г.
1. Экспорт 599,1 548,3 678,3 654,9 851,4
Темп роста цепной, % - 91,52 123,71 96,55 130,0
Темп прироста цепной, % -8,48 23,71 -3,45 30,0
2. Импорт 116,3 78,5 93,1 117 219
Темп роста цепной, % - 67,50 118,60 125,67 187,18
Темп прироста цепной, % -32,50 18,60 25,67 87,18
3. Сальдо ВЭД 482,8 469,8 585,2 537,9 632,1
Темп роста цепной, % - 97,31 124,56 91,92 117,51
Темп прироста цепной, % -2,69 24,56 -8,08 17,51
Рис. 2. Динамика сальдо ВЭД, импорта и экспорта по Томской области за период 2008-2012 гг. со странами дальнего зарубежья
Самым востребованным «томским» товаром на мировом рынке считается сырая нефть, составляющая 39,6% общего объема экспорта, также востребованы продукты неорганической химии -38,6%, достаточно популярны древесина и изделия из нее - 8%, продукция машиностроения -3,9%. Львиную долю в импорте заняла продукция химического производства - 37,5%. Машины,
оборудование и транспортные средства составляют 35,5% всего импорта. Из-за рубежа поступают рыба и морепродукты, алкогольные напитки, овощи, фрукты, орехи и другие продукты питания (18,7%), также металлы и изделия из них (4,6%), текстиль и текстильные изделия, печатная продукция, мебель и др.
Анализируя данные графика (рис. 3) и табл. 3, можно сделать вывод, что отношения Томска со странами СНГ достаточно своеобразны. С 2008 г. снижается экспорт, особенно ощутимый скачок наблюдался в 2009 году, когда экспорт сокращается на 27,2% (с 142,3 млн долл. до 103,6 млн долл.). Далее в течение 2010 и 2011 гг. продолжается уменьшение на 2,12% и 16,37% соответственно. А в 2012 г. отмечено очередное снижение экспорта - с 84,8 млн долл. до 66,24 млн долл., которое, в частности, связано с сокращением экспортных поставок древесины в Узбекистан и поставок на Украину химической продукции (полиэтилена), металлов и изделий из них. Импорт в течение 2008-2012 гг. тоже не стабилен. С 2008 по 2010 г. импорт в страны СНГ немного увеличивается, но в 2011 г. он сокращается почти на 88% - с 95,4 млн долл. до 12 млн долл.
Снижение произошло по причине того, что с 1 июля 2010 г. вступил в силу договор о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном, а товары, проходящие границу с этими странами, не учитываются в таможенной статистике.
Таблица 3. Динамика сальдо ВЭД, импорта и экспорта по Томской области за период 2008-2012 гг. со странами СНГ (млн долл.)
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012г.
1. Экспорт 142,3 103,6 101,4 84,8 66,24
Темп роста цепной, % 72,8 97,88 83,63 78,11
Темп прироста цепной, % -27,2 -2,12 -16,37 -21,96
2. Импорт 89,2 88,4 95,4 12 6,3
Темп роста цепной, % 99,1 107,91 12,58 52,5
Темп прироста цепной, % -0,9 7,91 -87,42 -47,5
3. Сальдо ВЭД 53,1 15,2 6 72,8 59,94
Темп роста цепной, % 28,63 39,47 12,13 82,34
Темп прироста цепной, % -71,37 -60,53 1213 -17,66
Рис. 3. Динамика сальдо ВЭД, импорта и экспорта по Томской области за период 2008-2012 гг. со странами СНГ
В страны СНГ Томск экспортирует: топливноэнергетические товары - 55,4%, машины и оборудование - 13,3%, металлы и изделия из них -9,3%, лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия - 2,9%, продукция химической промышленности - 9,1%, продовольственные товары -5,3%%. В товарной структуре импорта из стран СНГ преобладает: продукция химического производства - 34,7%, машины, оборудование и транспортные средства - 35,9%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 19,5%, текстильные изделия и обувь - 6,5%.
На долю Томской особой экономической зоны от общей экспортной продукции области приходится: продукты в области химии (в частности, полипропилен, полиэтилен высокого давления) -23,85% (из этого на страны СНГ приходится 1,5%, а на страны дальнего зарубежья 22,35%), оборудование и электроника (системы домашней цифровой телевизионной ретрансляции, системы технологической связи и автоматизированных систем управления технологическими процессами) - 8,6% (СНГ - 3,4%, страны дальнего зарубежья - 5,2%). В структуре импорта Томской ОЭЗ от общего импорта области преобладает продукция для химического производства - 36,1% (из стран СНГ - 0,6%, из стран дальнего зарубежья - 35,5%), а также комплектующие части к ранее ввезенному оборудованию - 35,7% ( из СНГ -5,75%, из стран дальнего зарубежья - 29,95%), необходимого резидентам ОЭз для осуществления технико-внедренческой деятельности. Ввозились также комплектующие для самого современного оборудования сетей связи — модулей базовых станций сотовой связи четвертого поколения.
За 2012 г. объем льгот компаниям - резидентам особой экономической зоны» по уплате таможенных платежей составляет половину от суммы всех
предоставленных Томской таможней льгот в этот период, а именно 15,5 млн рублей. Это почти в три раза больше, чем за тот же период 2011 года (4,8 млн рублей). Из общей суммы льгот резидентам основная часть - 14, 5 млн рублей - приходится на НДС, 962,4 тыс. рублей - это льготы по уплате ввозной таможенной пошлины. За этот же период выдано 4731 разрешение и уведомление, оформленных на товары и транспортные средства, перемещаемые через границу ОЭЗ, это на 44% больше показателя прошлого года (3286 разрешений).
С целью оптимизации совершения таможенных операций в отношении товаров резидентов ОЭЗ томские таможенники внедряют передовые таможенные технологии. Так, в соответствии с приказом ФТС России от 26.03.2012 № 566 «Об утверждении порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации», вступившим в силу 10.09.2012, в таможне завершился эксперимент по использованию нового программного средства, позволяющего совершать таможенные операции, связанные с ввозом/вывозом товаров резидентов с/на территорию ОЭЗ в электронном виде. В ходе испытаний установлено на практике значительное сокращение времени совершения таможенных операций в отношении товаров резидентов с использованием данного программного средства. В ближайшее время планируется запуск нового электронного взаимодействия резидентов ОЭЗ с таможней. В связи с этим резидентам было рекомендовано получить электронную подпись, которой заверяются электронные документы, необходимые для совершения таможенных операций с товарами, нескольким сотрудникам одной организации.
Проблематика ВЭД лежит в области законодательств (отсутствие регионального закона поддерживающего предприятия Томской области занимающиеся ВЭД, и мониторинга внешнеторгового потенциала области по приоритетным группам товаров), географии экспортно-импортных отношений (узкая география партнерства и недостаточная информационная обеспеченность внешнеторговой деятельности) и ассортимента (малое количество предприятий-экспортеров, производящих уникальные товары, и плохое знание норм и правил внешнеторговой деятельности, в том числе норм и правил ВТО).
Реальной мерой по совершенствованию законодательной основы могут стать:
- разработка и принятие закона, который бы поддерживал предприятия Томской области, ориентированные на ВЭД;
- мониторинг внешнеторгового потенциала области по приоритетным группам товаров.
Разработка проекта закона «О поддержке экспортноориентированных предприятий». Цель -значительное увеличение экспорта товаров региональными товаропроизводителями.
Для ее осуществления необходимо проанализировать нормативно-правовую базу, оценить возможности бюджета региона с целью изыскания возможностей использования его для облегчения условий ведения внешней торговли предприятиями, работающими на экспорт товаров. Необходимо разработать проект о субсидировании процентной ставки по кредитам и страховании экспортных кредитов.
Разработать и производить мониторинг внешнеторгового потенциала области по приоритетным группам товаров необходимо на основании данных таможенных служб и статистической отчетности. Для этого нужно обобщить имеющийся материал и определить политику экспорта, а также составить прогноз экспортной деятельности области, ориентируясь на средние сроки. Также необходимо организовать тесное сотрудничество с органами власти и структурными подразделениями Томской области, чтобы разработать основные позиции экспортной торговли и определить перспективы торговли по приоритетным группам товаров.
В процессе расширения географии ВЭД особо эффективными являются мероприятия, направленные на повышение интенсивности и качества рекламной деятельности и повышение уровня обеспечения необходимой информацией участников внешнеэкономической деятельности. Так, владея необходимой информацией, субъектам внешнеторговой деятельности будет проще строить свою деятельность с зарубежными партнерами. Знание, порой, является определяющим фактором в выборе стратегии деятельности предприятия. Что касается рекламы, то, интенсивно используя рекламные материалы, производители имеют возможность ознакомить со своей продукцией большее количество потенциальных зарубежных партнеров, что, несомненно, приведет к заключению взаимовыгодных контрактов. Соответственно, существенно возрастает доля экспортируемой продукции региона и Томской ОЭЗ.
Литература
1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 04.03.2013 г.)
66
2. Сайдловска-Мартини Э. Функционирование свободных экономических зон в мире. - М.: Инфра-М, 2010. - 78 с.
3. Игнатов В.И. Свободные экономические зоны. - М.: Ось-89, 2009. - 192 с.
4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 19.05.2013 г.).
5. Федеральный закон от 21 мая 1993г. № 5003-1 «Закон о таможенном тарифе» (в ред. от
28.11.2012 г.).
6. Постановление Правительства РФ от
21.12.2005 N 783 «О создании на территории
г. Томска особой экономической зоны техниковнедренческого типа».
7. Инвестиционный паспорт Томской области // investintomsk.com
8. Волгина Н.А. Международная экономика -М.: ЭКСМО, 2010. - 408 с.
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области //tmsk.gks.ru
10. Сибирское таможенное управление // stu. customs.ru