Научная статья на тему 'Направления экономического сотрудничества регионов Юга России'

Направления экономического сотрудничества регионов Юга России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
500
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Маркарян Варвара Рафаеловна

В статье рассматриваются экономическое положение регионов Юга России, направления их внешнеэкономических связей, структура экспорта и импорта; приводится позиция автора о развитии свободных экономических зон в курортной части регионов Юга; обосновывается вывод о том, что складывающиеся направления внешних связей регионов Юга России должны корректироваться в соответствии с целями, намеченными для развития страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления экономического сотрудничества регионов Юга России»

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ

В статье рассматриваются экономическое положение регионов Юга России, направления их внешнеэкономических связей, структура экспорта и импорта; приводится позиция автора о развитии свободных экономических зон в курортной части регионов Юга; обосновывается вывод о том, что складывающиеся направления внешних связей регионов Юга России должны корректироваться в соответствии с целями, намеченными для развития страны в целом.

Экономическая ситуация в России в настоящее время требует знания перспектив развития не только страны в целом, но и ее отдельных регионов. Активизация экономического развития стимулирует власти отдельных субъектов Российской Федерации (РФ) к поиску собственных путей решения своих проблем, обусловленному дальнейшим ростом экономической самостоятельности. Это вызывает смещение приоритета подходов к социально-экономическому прогнозированию: от народнохозяйственных к региональным.

Возрастание в современных условиях геополитической роли Юга России связано с тем, что на его территории пересекаются мировые коммуникации, транзитные пути, связывающие Европу с Азией, Север с Югом, Востоком, Западом. Выход российских регионов на международную арену стал серьезным инструментом воздействия на внешнеполитический процесс, в рамках которого федеральный центр вынужден принимать во внимание мнение регионов по актуальным вопросам внешней и внутренней политики.

Эффективный механизм реализации государственной региональной политики должен быть направлен на достижение двуединой цели - обеспечение эффективности использования общественных и частных интересов и гармоничную реализацию внеэкономических целей общественного развития (социальных, военно-политических геостратегических, экологических). В функциональном аспекте региональную экономическую политику следует нацелить на формирование оптимального механизма использования ресурсного потенциала территории, его приумножение [1].

Следует признать, что действия государства по формированию региональной экономической политики не приняли пока системного характера, а практика унификации управленческих целей и средств применительно к субъектам разного уровня, приверженность традициям жесткого централизма привели к затяжному состоянию неполноты и противоречивости нормативно-правовой базы регулирования экономической и социальной жизни территорий [2]. Это усиливает актуальность и практическую значимость комплексного исследования проблем, связанных со стратегическим обоснованием и инструментальным обеспечением эффективной региональной экономической политики как особого феномена в системе ценностей и институтов современной цивилизации.

Обзор экономического положения Южного федерального округа (ЮФО). ЮФО - один из семи крупных макрорегионов России образован 13 мая 2000 г. В его состав входят 13 субъектов РФ: восемь республик (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чеченская), два края (Краснодарский, Ставропольский) и три области (Астраханская, Волгоградская, Ростовская). Административный центр ЮФО - г. Ростов-на-Дону. Общая территория округа - 589,2 тыс. кв. км (3,5% территории России). По данным Всерос-

сийской переписи населения 2002 г., в ЮФО проживает 22914,2 тыс. чел. (15,8% населения страны). По численности населения в четверку лидеров входят Краснодарский край (5124,4 тыс. чел.), Ростовская область (4406,7), Ставропольский край (2730,5) и Волгоградская область (2702,5 тыс. чел.) [3].

Крупнейшие города ЮФО - Ростов-на-Дону, Волгоград (оба с населением свыше 1 млн. чел.), Краснодар, Астрахань, Ставрополь, Сочи, Махачкала, Владикавказ. По доле сельского населения (42,5%) округ занимает первое место в РФ, по плотности населения (36,4 чел./1 кв. км) уступает лишь Центральному федеральному округу (ЦФО).

Согласно данным Всероссийской переписи населения, в 1989-2002 гг. наибольший его рост отмечен в Дагестане (43%), Кабардино-Балкарии (20%), Ставропольском крае (13%), Северной Осетии - Алании (12%), Краснодарском крае (11%). Население северокавказских республик отличается молодым составом и высокими темпами естественного прироста. За 2005 г. естественный прирост населения в Дагестане составил 9,6 чел. на 1000 населения, Ингушетии - 10,2, Калмыкии - 1,5, Чеченской Республике - 19,8 [3].

В 2006 г. естественная убыль населения в ЮФО в целом составила 2,6 чел. на 1000 населения. Это лучший показатель среди округов и в РФ (6,5 чел. на 1000), тогда как в наиболее урбанизированных субъектах ЮФО, например в Ростовской области, она составила 13,2 на 1000 чел. Прирост населения происходит в основном за счет таких аграрных регионов с высоким уровнем безработицы, как Дагестан, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, в которых даже в ситуации «демографического провала» 1990-х годов наблюдался естественный прирост численности населения. В Дагестане, например, в 1997 г. он составил 12,3, а в 2007 г. - 6,3 чел. на 1000 населения. Однако при этом реальные денежные доходы на душу населения в ЮФО в 2007 г. равнялись 9314,1 руб., что почти на треть ниже российского показателя - 12576,6 руб. Самый низкий уровень заработной платы в ЮФО сложился именно в Дагестане - 9016,6 руб., в Калмыкии - 4398,0, Карачаево-Черкесии - 6511,4 в Ингушетии - 4011,9, что более чем в 3 раза ниже среднероссийского уровня [4]. Эти факторы, конечно, могут стать катализатором социальной напряженности в регионе.

По ряду социально-экономических показателей ЮФО занимает последнее - седьмое -место среди федеральных округов России. Среди таких показателей - уровень занятости, среднедушевые доходы, общая площадь жилых помещений в расчете на одного жителя, оборот розничной торговли, инвестиции в основной капитал на душу населения и др. Такое социально-экономическое положение, с одной стороны, свидетельствует об отсталости региона, а с другой - о возможном потенциале роста, что позволяет прогнозировать более активное развитие по сравнению с другими субъектами РФ.

На территории ЮФО сосредоточено 73% общероссийских запасов термальных и 30% минеральных вод, имеются месторождения вольфрама (41%), нефти (2%), газа (7%), угля (3,5%), меди (3%), цинка (2%), золота (2%), серебра (2%), свинца (2%) и др. Округ - один из главных в России производителей и поставщиков сельскохозяйственной продукции: зерна, мяса, молока, рыбы, сахарной свеклы, овощей, фруктов, бахчевых культур.

В январе-октябре 2007 г. индекс промышленного производства в ЮФО по отношению к аналогичному периоду 2006 г. достиг уровня 111,4% (РФ - 106,5%, ЦФО - 112,8, СЗФО - 110,5, УрФО - 103,7, ПФО - 102,2, СФО - 100,6, ДФО -97,9%). Лидерами по этому показателю стали: республики Дагестан (122,0%), Кабардино-Балкария (119,4), Адыгея (123,6) и Ростовская область (111,4%) [5].

Объем отечественных инвестиций в основной капитал на территории округа в январе-октябре 2007 г. составил 362,9 млрд. руб. (108,1% к аналогичному периоду

2006 г.), иностранных - 481765 тыс. долл. Вместе с тем, по мнению бывшего полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Д.Н. Козака, «несмотря на огромные бюджетные вливания в экономику юга России в последние годы, экономическое отставание южных регионов РФ остается» [6]. На координационном совещании с представителями правоохранительных и налоговых органов округа в октябре 2005 г. Д.Н. Козак заявил: «Большинство субъектов Федерации Юга России являются дотационными, и вопрос наполняемости бюджетов и борьбы с теневой экономикой чрезвычайно актуален. Есть данные, что в некоторых регионах теневая экономика составляет 50%». Ранее, на заседании коллегии исполнительных органов федеральной власти ЮФО 8 декабря 2004 г. Д.Н. Козак подчеркнул, что размах коррупции - главное, что отличает ЮФО от других округов. Ее уровень значительно выше, чем в других регионах. Коррупция процветает в территориальных подразделениях федеральных органов власти, правоохранительной системе [6].

ЮФО, имея выход к трем морям - Азовскому, Каспийскому и Черному - является своего рода «морскими воротами» России на юге страны. Хотя по территории ЮФО - самый маленький среди федеральных округов, однако он занимает третье место по численности населения (14,9% населения РФ) и второе - по его плотности (после ЦФО). При этом по объему промышленной продукции ЮФО занимает предпоследнее место (6,2% объема промышленной продукции РФ), а по показателю среднедушевого денежного дохода - последнее место среди федеральных округов. По экспорту и импорту ЮФО занимает соответственно последнее (4% экспорта РФ) и предпоследнее (5% импорта РФ) места среди федеральных округов. Внешнеторговый оборот ЮФО в 2006 г. составил 15,9 млрд. долл. [7].

Внешние связи ЮФО. В 2006 г. во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) были заняты 7542 хозяйствующих субъектов ЮФО (в 2005 г. - 6740). На одного участника ВЭД в 2006 г. приходилось около 1,7 млн. долл. внешнеторгового оборота, что превышает аналогичный показатель 2005 г. на 0,2 млн. долл.

Объем экспорта в 2006 г. оценивается в 7,2 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти на четверть. Физические объемы поставок за рубеж возросли на 5% и составили 43,9 млн. т. Основной объем экспортных поставок обеспечили Краснодарский край (39%), Ростовская (27%) и Волгоградская (17%) области.

Товарная структура экспорта ЮФО имеет сырьевую направленность, характерную для России в целом. В экспорте преобладают металлы и изделия из них, занимающие в товарной структуре 27%.

Его стоимостные объемы в 2006 г. достигли 2 млрд. долл., вес - 7,8 млн. т. Относительно предыдущего года имеет место почти двукратный рост стоимостных объемов при 10-процентном снижении весовых параметров. Основные объемы экспорта отрасли по-прежнему обеспечены черными металлами (53%), профилирующей статьей которых является лом. Стоимостные объемы экспорта лома снизились по сравнению с прошлым годом в 1,6 раза, при этом средняя цена экспортируемого лома выросла со 151 до 180 долл./т. Сохранился высокий удельный вес в структуре отрасли изделий из черных металлов (13%), алюминия и изделий из него (28%), поставки которых существенно расширились по сравнению с 2005 г. Лидерами в поставках за рубеж товаров отрасли выступают Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край. Основными экспортерами минерального топлива, представленного, главным образом, нефтью и нефтепродуктами, оставались предприятия Краснодарского края, а также Астраханской и Волгоградской областей. В экспорте 24% составляет доля продовольствия и сырья для его производства, стоимостные объемы которого возросли на четверть по сравнению с 2005 г.

и составили 1,7 млрд. долл. При этом вес вырос лишь на 4% и составил 26,3 млн. т. В экспорте продовольственных товаров преобладали зерновые культуры (60% стоимостных объемов), а также жиры и масла (18%) [8].

Экспорт продукции химической отрасли в ЮФО в 2006 г. занимал в его структуре 11%, стоимость составила около 800 млн. долл., что незначительно (на 3%) выше уровня 2005 г. Традиционно их экспортерами выступали предприятия Ставрополья и Волгоградской области, а главными их потребителями оставались США, Украина, Нидерланды [9].

Доля машиностроительной продукции в экспорте сохранилась на уровне 12%, стоимостные объемы выросли более чем на треть и составили около 850 млн. долл. Ассортиментный ряд представлен широким спектром товаров. В числе профилирующих - различные станки, котлы и вспомогательное оборудование к ним, оптические приборы, угольные электроды, турбореактивные двигатели, сельскохозяйственная техника, суда и другие плавучие средства.

Рост промышленного производства, повышение доходов в экономике, сохраняющийся позитивный инвестиционный фон в ряде субъектов региона объективно способствовали достижению более высокого уровня импорта в 2006 г.

В товарной структуре импорта в целом сохранились пропорции прошлых лет. Рост стоимостных объемов импорта в 2006 г. охватил практически всю товарную структуру за исключением древесины и изделий из нее. Стоимость внешнеторгового импорта увеличилась по сравнению с 2005 г. на 22% и составила 5,4 млрд. долл. Физические объемы импортируемой продукции, оцениваемые в 5,8 млн. т, практически сохранились на уровне 2005 г.

Крупнейшими импортерами выступали участники ВЭД Ростовской (49%) и Волгоградской (5%) областей, Краснодарского края (31%) [10].

Доминировала в импорте машиностроительная продукция, на долю которой приходится почти треть стоимостных показателей импорта. Объемы поставок товаров этой отрасли превысили более чем на четверть уровень 2005 г. и составили 1,7 млрд. долл., их номенклатура представлена высокими объемами комплектующих для сборки автомобилей, оборудованием для легкой и пищевой промышленности, холодильниками и холодильным оборудованием, оборудованием для телефонной связи, сельскохозяйственной техникой, транспортными средствами и т. д.

Почти 23% импорта региона приходится на металлы и изделия из них, стоимость которых оценивается в 1,2 млрд. долл. Сравнение с 2005 г. свидетельствует о 11-процентном росте стоимостных объемов, который происходил на фоне 15-процентного сокращения весовых показателей, обеспеченного сокращением поставок черных металлов. Основу импорта этой отрасли составляют трубы различного диаметра, а также стальной прокат, ведущим поставщиком которых является Украина [11].

Аналогичные доля и стоимостные объемы приходятся на продовольственные товары. Стоимостные объемы данной отрасли увеличились на четверть относительно 2005 г. Номенклатура включает фрукты, овощи, сахар-сырец, алкогольную продукцию и др. По сравнению с 2005 г. возросли стоимостные объемы ввоза: фруктов

- на треть, сахара - в 1,5 раза, алкогольных напитков - в 2 раза; существенно снизился импорт сырья для табачных предприятий, функционирующих в регионе.

Почти на 28% возрос ввоз в регион продукции химической отрасли, стоимостные объемы которой достигли в 2006 г. 504 млн. долл., а доля в структуре - 9%. Как и в предыдущие годы, ассортимент отрасли включает продукцию органической и неорганической химии, медикаменты, пластмассы и изделия из них, каучук, резиновые изделия, мыло и моющие средства и т. д. Рост объемов затронул практически всю основную номенклатуру отрасли [12].

Анализ структуры товарных потоков за 4 года (2003-2006 гг.) свидетельствует о преобладании во внешней торговле партнеров из стран дальнего зарубежья (табл. 1). Доля этих стран в общем объеме товарооборота субъектов ЮФО составляет в среднем 75,6%, крупнейшими из них остаются Турция (13,5%), Италия (6,8%), Германия (3,8%), США (3,4%). Страны СНГ представлены ближайшими торговыми партнерами - Украиной (16,6%) и Казахстаном (3,8%) [13].

Таблица 1

Объемы экспорта и импорта ЮФО по группам стран

Группа стран 2003 г. 2006 г.

Импорт, стоимость Экспорт, стоимость Импорт, стоимость Экспорт, стоимость

тыс. долл. % тыс. долл % тыс. долл. % тыс. долл. %

Дальнее зарубежье 214783,76 73,1 1146 601,19 86,9 268764,73 68,6 5 627 500,0 78,2

СНГ 78920,96 26,9 172819,26 13,1 123180,17 31,4 1 572 300,0 21,8

Итого 293703,96 100,0 1 319420,45 100,0 391944,90 100,0 7 199 800,0 100,0

Внешние связи Ростовской области. Ростовская область стабильно занимает ведущее место среди субъектов ЮФО по объемам внешнеторгового оборота. В 1999-2006 гг. она обеспечивала в среднем 2-3% объема совокупного экспорта России. По некоторым товарам (комбайны, масла растительные, зерновые, семена подсолнечника, уголь, стальные трубы и прокат) Ростовская область традиционно имеет статус национального экспортера России.

Анализ внешнеторгового оборота Ростовской области за 2004-2006 гг. подтверждает тенденцию опережающего (относительно других) экономических показателей роста, что свидетельствует об углублении мировых глобализационных и интеграционных процессов в экономике. По данным Росстата, на 1 января 2007 г. Ростовская область среди субъектов РФ экспортировала максимальный объем продовольственных товаров и сырья для их производства. По экспорту черных и цветных металлов область вошла в десятку лидеров, а экспорту машин и оборудования занимает 12-е место [14].

Внешнеторговый оборот Ростовской области в I полугодии 2007 г. составил 3,146 млрд. долл., в том числе экспорт - 1,156 млрд. долл., импорт - 1,990 млрд. долл. Отрицательное сальдо - 834 тыс. долл. Объем внешней торговли увеличился по сравнению с показателями I полугодия 2006 г. на 79%. Самым большим по величине отрицательным было торговое сальдо с Украиной (970,8 млн. долл.), положительным - с Турцией (162,7 млн. долл.).

Доля экспорта в товарообороте области составила 36,7% (табл. 2).

Участниками внешнеэкономической деятельности области за 6 мес. 2007 г. осуществлено экспортных операций на 1,156 млрд. долл., что больше, чем в соответствующем периоде 2006 г., на 362,3 млн. долл., или на 54%. Наибольшими были объемы поставок в Турцию (22,1% стоимости всех экспортируемых товаров), Украину (13,7%), Италию (6,6%), Египет (5,0%) и Казахстан (7,1%) [13].

Объем импорта предприятий Ростовской области в I полугодии 2007 г. составил 1,990 млрд. долл., т.е. возрос в 2 раза относительно объемов аналогичного периода предыдущего года. Импорт стран дальнего зарубежья составил 805 млн. долл. (рост на 330 млн. долл.), стран СНГ - 1,185 млрд. долл. (рост на 699 млн. долл.). Основные объемы импортных закупок осуществлены в Украине (56,7%), в Республике Корея (12,6%), Турции (4,7%), Китае и Германии (по 4,1%) [7].

Таблица 2

Товарная структура ВЭД Ростовской области по итогам I полугодия 2007 г., %

Товарная структура Экспорт Импорт

Продовольственные товары и сельхозсырье для их производства 41,5 4,1

Металлы и изделия из них 25,6 45,0

Машиностроительная продукция 14,3 34,0

Минеральные продукты 10,5 2,6

Продукция химической отрасли 4,1 6,1

Древесина и изделия из нее 1,7 2,7

Машины, оборудование, транспортные средства - 34,0

Сельхозсырье для производства продовольственных товаров - 4,1

Текстиль, текстильные изделия и обувь - 1,4

Существенна роль Ростовской области и как трансграничного региона России. В 2006 г. объем перевозок транзитных грузов через таможенные пункты пропуска на границе с Украиной составил 25% экспортных и 42% импортных грузов.

Учтенные статистикой поставки товаров (работ, услуг) с территории Ростовской области в 2006 г. превысили 2 млрд. долл. - значимый показатель для российского региона несырьевой специализации. С учетом импорта товаров (работ, услуг) внешнеторговый оборот составил 4,8 млрд. долл.

Качественными экспортными отгрузками признаны поставки готовой промышленной продукции с высокой степенью добавленной стоимости. По данным Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы (ЮТУ ФТС), на 1 января 2007 г. основной объем готовой продукции приходится на машиностроение. Однако следует признать, что доля экспортируемой из Ростовской области готовой промышленной продукции с высокой степенью переработки остается низкой - 3,6% объема экспорта [13].

Анализ товарной структуры экспорта свидетельствует о том, что доля трех основных товарных групп за 2005-2006 гг. в среднем составляет 75-84% общего объема экспорта.

На территории Ростовской области расположены пять портов (три из которых открыты для международного судоходства) и более 20 специализированных терминалов по перевалке на экспорт сыпучих грузов (семян подсолнечника, зерна и продуктов его переработки, угля). Их суммарная производственная мощность составляет более 25 млн. т в год. В 2006 г. обработано и перевезено водным транспортом 8 млн. т экспортных грузов. Несмотря на эти высокие показатели, наблюдается дефицит объемов внешнеторговых грузов, поскольку существующие перевалочные мощности используются на 50%, кроме того, усиливается конкуренция со стороны украинских и краснодарских морских портов.

В 2006 г. годовой экспортный оборот сферы услуг составил 123,7 млн. долл., включая услуги сухопутного, водного и воздушного транспорта; ремонт и монтаж оборудования, аппаратуры и транспортных средств; научно-исследовательские разработки; услуги гостиниц; коммерческие и консалтинговые услуги. Структура услуг для стран дальнего зарубежья характеризуется преобладанием перевозок водным транспортом (свыше 80%) [15].

Внешнеэкономические связи Краснодарского края. Краснодарский край -крупнейший субъект ЮФО - занимает в РФ третье (после Москвы и Московской области) место по численности населения, плотность которого - 66,6 чел. кв. км, превышает среднероссийский показатель в 8 раз [10]. До 1990-х годов только в Краснодаре успешно работали крупные приборостроительные предприятия, выполнявшие заказы для оборонной промышленности и выпускавшие продукцию промыш-

ленного и бытового машиностроения. Например, Краснодарский станкостроительный завод им. Седина был единственным не только в СССР, но и в мире, который поставлял на мировой рынок карусельные станки для обработки труб большого диаметра, а Краснодарский приборостроительный завод «Тезоприбор», на месте которого сейчас располагается рынок по продаже турецкой сантехники и отделочных материалов, поставлял электронные приборы для ракетоносителей типа «Буран».

Инвестиционные проекты Федеральной целевой программы (ФЦП) «Юг России», на реализацию которых в 2008-2012 гг. предполагается выделить из бюджета РФ 52 млрд. руб., в подавляющем большинстве ориентированы на расширение сырьевой базы и создание новых транспортных коммуникаций с целью наилучшего выполнения регионом традиционной функции экспортера сырья и импортера готовой продукции.

Анализируя раздел программы «Геостратегические приоритеты», нельзя не отметить, что речь идет фактически о развитии транспортных связей регионов, входящих в состав ЮФО, т.е. предусматривается экономический рост региона в результате использования его выгодного географического положения, а не увеличения производства конкурентоспособной продукции [16].

Основная цель указанной федеральной программы - создание экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов, расположенных на Юге России, и обеспечение геостратегических интересов России в этом регионе. Естественно, экономические интересы России заключаются в создании наиболее благоприятного инвестиционного климата для развития отечественного производства. Однако на практике случается, что предпочтение отдается интересам турецкого бизнеса (не взирая при этом на исторически сложившиеся сложные межэтнические отношения и конфликты в этом многонациональном регионе мира, политическую ориентацию Турции в чеченских событиях и роль в активизации исламского фактора в Крыму, Татарстане и на Юге России/.

Так, из общего числа действовавших в Краснодарском крае на начало 2005 г. 402-х организаций (из 654-х зарегистрированных) с участием иностранного капитала 79 организаций (около 20%) являются турецкими, 59 - стран СНГ, остальные 264 - стран дальнего зарубежья [17].

Основная задача программы - соблюдение геостратегических интересов России - предполагает объем финансирования в размере 16377,9 млн. руб. (из федерального бюджета на безвозвратной основе - 1,2%) [16].

Реализация программы позволит:

- сократить отставание основных макроэкономических показателей развития Юга России от среднероссийского уровня;

- увеличить финансовую самообеспеченность региона, сохранить 140 тыс. и создать около 799 тыс. новых рабочих мест;

- повысить уровень жизни населения и снизить социальную напряженность в регионе.

1 Усиление связей с Турцией приводит к недовольству местного населения политикой Администрации края. Дело в том, что возродившееся в 90-е годы XX в. на волне подъема национального самосознания Кубанское и Донское казачество хранит память об отцах и дедах, сражавшихся и погибших на территории Турции в конце Первой мировой войны, об их наградах, завоеванных в боях с турками. Следствием весьма сильных антитурецких настроений явилось выселение из края большой колонии турок-месхетинцев, вынужденных переселенцев из Узбекистана после известных событий 90-х годов прошлого столетия. Кроме того, вторая по численности после русских этническая группа в ЮФО — армяне. Это в основном потомки тех, кто в 1915 г. на территории Турции, своей исторической Родине, подвергся жестоким гонениям на религиозной почве, приравненным к геноциду. В настоящее время в регионе усиливаются антитурецкие настроения, проводятся пикеты у турецкого посольства в Новороссийске, стихийные митинги в День памяти жертв геноцида. Все это требует особого подхода к выработке долгосрочной стратегии внешнеэкономических отношений региона, основной задачей которой, согласно формулировке в концепции развития региона, является сохранение межнационального мира и стабильности.

Вместе с тем анализ результатов реализации стратегических направлений развития РФ на среднесрочную перспективу, в частности ФЦП «Юг России», вызывает серьезную тревогу. Дело в том, что эта программа почти дублирует, естественно расширяя, трактовки, материалы и постановления конференции Черноморского экономического сообщества (ЧЭС), инициатором создания которой является Турция [18].

Видные ученые края, стоявшие у истоков подписания в 1992 г. в Стамбуле Декларации о ЧЭС, описывают успешное развитие внешнеэкономических отношений с Турцией, приводя при этом цифры общего экономического роста в регионе [18]. В своих исследованиях они предлагают новые критерии и методы оценки конкурентоспособности продукции, однако при любом подходе турецкая продукция оказывается наиболее конкурентоспособной на южнороссийском рынке. Очевидно при этом, что никакая методика не в состоянии учесть долгосрочных последствий бурного развития турецкой экономики, имеющей доступ к такому емкому рынку сбыта, как Россия. При этом Россия становится ее сырьевым придатком. В результате подобного сотрудничества в Краснодарском крае терпит крах собственная легкая промышленность, а предприятий многих других отраслей уже нет. Взамен успешно развивается торговля зарубежной, в основном турецкой и китайской продукцией. Юг России - несомненно, тот регион, где необходимо применение политики протекционизма. Те, кто призывает к расширению торговых связей с южным соседом и созданию свободной экономической зоны в Сочи и Новороссийске, абстрагируются от политики, или просто в ней не разбираются.

Сопоставим экономические результаты внешнеэкономической деятельности (ВЭД) за период существования ЧЭС, т. е. за 1999 - начало 2007 гг. (рис. 1-3).

Млн. долл.

Год

Рис. 1. Динамика ВЭД Краснодарского края с Турцией: — экспорт; — импорт

Млн. долл.

Год

Рис. 2. Сравнительная динамика импорта в край из стран СНГ: — Армения; -□- Украина; --- Грузия; -о- Азербайджан

Импорт товаров в Краснодарский край из стран СНГ снизился с 200 млн. долл. в 1995 г. до 97 млн. долл. в 2004 г., в том числе из Белоруссии - с 22 до 0; из Украины -со 121 до 67; из Молдавии - с 9 до 4; из Армении - с 7 до 2; из Казахстана - с 14 до

9 млн. долл. И только из Азербайджана импорт вырос с 1 до 6 млн. долл. за эти 10 лет. Экспорт товаров из края в государства - участники СНГ за 10 лет вырос со 105 до 148 млн. долл. в основном за счет Азербайджана (с 2 до 24) и Грузии (с 4 до 44). На Украину экспорт снизился с 40 до 17 млн. долл.

Млн. долл.

Рис. 3. Сравнительная динамика экспорта в страны СНГ из Краснодарского края:

— Армения; -□- Украина; --- Грузия; -о- Азербайджан

Динамика развития внешнеэкономических отношений с Турцией свидетельствует якобы о положительном сальдо торгового баланса - 51,9 млн. долл. Но рассмотрим структуру внешнеэкономических отношений Краснодарского края и Турции в 1995-2006 гг. [19].

Экспорт товаров из края в Турцию

Хлебные злаки

Сахар и изделия из него

Удобрения

Древесина и изделия из нее Черные металлы Оборудование

Импорт товаров из Турции в край

Съедобные плоды (фрукты) и орехи Изделия хлопчатобумажные Игры, игрушки, спортинвентарь Шоколад и какаосодержащие продукты Мебель Оборудование

Турция - главный импортер лома черных металлов. Это ценнейшее и дешевое сырье для металлургической промышленности нецелесообразно продавать за границу. Фрукты и орехи вполне можно импортировать из стран СНГ. Кстати, Европа закупает именно в Армении экологически чистую плодоовощную продукцию. Турция вытеснила Армению на южнороссийском рынке, хотя, учитывая территориальную близость, ее продукция была бы дешевле турецкой в условиях свободной конкуренции. Видимо, этот рынок не является рынком свободной конкуренции, на нем применяется протекционистские меры, но не в пользу стран - стратегических партнеров России.

Помимо внешнеторговых связей взаимоотношения Краснодарского края и Турции развиваются также в области строительства, транспорта, туризма. Турецкие строительные фирмы весьма активны в Краснодарском крае. Так, в районе Большого Сочи практически все строительные заказы «уходят» к турецким строителям,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отмечается в работе [18]. В то же время в крае снимают с объектов, штрафуют и депортируют строителей-нелегалов из стран - участниц СНГ, которые могли бы работать легально, если бы политика властей была направлена на интересы российского населения и стран СНГ. Тем не менее 27 ноября 2006 г. Краснодарский край с очередным визитом посетил чрезвычайный и полномочный посол Турции в РФ Куртулуш Ташкент с делегацией предпринимателей. На встрече руководство края еще раз заверило турецких гостей в том, что край очень заинтересован в турецких строителях, в расширении товарооборота [19].

Утверждается, что «Краснодарский край, будучи одним из ведущих субъектов России в деле сотрудничества со странами ЧЭС, должен иметь свою собственную региональную стратегию в рамках общефедеральной стратегии. Перспективы укрепления позиций региона на межрегиональном и международном рынках зависят от его внешнеэкономической стратегии. Близость края к основным «действующим лицам» ЧЭС должна рассматриваться как существенный ресурс, который следует эффективно использовать. Вступивший в силу в 1999 г. закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» должен способствовать выработке собственного регионального курса. Этот закон позволяет субъектам Федерации строить свои отношения с зарубежными партнерами на прочной правовой основе» [20]. Однако собственная региональная стратегия не должна противоречить федеральной, а лишь углублять и усиливать ее, учитывая местные экономические условия, не забывая при этом о социальных и этно-политических особенностях региона.

Другой очень актуальный вопрос экономической жизни края - создание свободных экономических зон (СЭЗ) - также требует дополнительного обсуждения. Край весьма привлекателен для внешних и внутренних инвестиций, однако основным препятствием для их реализации являются коррупция и астрономические цены на земельные участки на теневом рынке. Можно представить масштабы их роста в связи с утверждением Сочи местом проведения зимней Олимпиады 2014 г. Создание СЭЗ в таком виде (см. ниже условия их функционирования) не только не оправдано, но и осложнено чиновничьим бюрократизмом и взяточничеством, сводящими на нет осуществление какой-либо экономической деятельности на этих территориях.

Благоприятные условия для развития экономического и научного потенциала страны (региона), привлечения инвестиций в ее экономику призваны обеспечить так называемые особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», принятому Госдумой 8 июля 2005 г., под ОЭЗ понимается часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности. Согласно этому закону, на территории России планируется создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных и технико-внедренческих.

При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории, который обусловливается двумя факторами: во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры зоны и прилегающих к ней территорий; во-вторых, предотвращением снижения концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов вследствие чрезмерно больших размеров территорий ОЭЗ. По указанным причинам законом предусматривается создание промышленно-производственных ОЭЗ на территории площадью не более

10 кв. км, технико-внедренческих - на территории площадью не более 2 кв. км. ОЭЗ создаются на 20 лет, срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

На территории ОЭЗ не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, переработка лома, производство и переработка продукции черной и цветной

металлургии (за исключением производства особо чистых металлов и сплавов, соединений и изделий из них, материалов для электроники), производство и переработка подакцизных товаров (за исключением автомобилей легковых и мотоциклов). При создании ОЭЗ Правительство Российской Федерации вправе определять виды деятельности, разрешенные на территории ОЭЗ.

В постановление Госдумы о принятии законопроекта во втором чтении, определяющего правовой режим двух типов ОЭЗ - промышленно-производственных и технико-внедренческих, включен пункт о необходимости подготовки в период осенней сессии 2007 г. проекта федерального закона, определяющего также правовой режим туристско-рекреационных ОЭЗ.

Прошло немало времени, прежде чем удалось убедить президентские и правительственные структуры, а также Госдуму в том, что на туристско-рекреационных территориях должны действовать особые механизмы экономического регулирования, как это практикуется в развитых в туристском отношении странах - Испании, Греции, Турции, получающих от туризма огромные доходы. Только в этом случае появятся стимулы для развития отечественных курортов и туристских центров. Туризм - это такая отрасль, в развитие которой «первый взнос» должно сделать государство.

Чтобы туристско-рекреационные зоны стали признанными как зоны особого экономического регулирования, были предложены проекты федеральных законов «Об особых экономических зонах курортно-туристского типа» и «О туристско-рекреационных зонах на территории РФ». В результате было принято решение о создании на территории Краснодарского края пяти СЭЗ туристско-рекреационного типа, что и закреплено Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 70 «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» [11].

В постановлении, в частности, предусмотрено:

- создание на территориях города-курорта Анапы, города-курорта Геленджика, г. Сочи и Туапсинского муниципального района Краснодарского края ОЭЗ туристско-рекреационного типа, расположенной на земельных участках, определяемых соглашением о создании ОЭЗ туристско-рекреационного типа;

- осуществление в ОЭЗ любых видов деятельности, за исключением запрещенных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

- установление максимальной арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту ОЭЗ на основании соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в размере 2% их кадастровой стоимости в год.

Инвесторы, которые вложат капитал в развитие этих зон, получат льготы при уплате налогов на прибыль, недвижимость, землю и транспорт. Одна из таких зон будет располагаться в Сочи, в микрорайоне Малый Ахун. Под нее отведено 100 га земли. На этой территории планируется создать элитный курортный комплекс, включающий пять малых гостиниц, несколько пансионатов круглогодичного функционирования, городок коттеджей, курортно-развлекательный центр.

Помимо отечественных предполагается привлечение зарубежных инвестиций. Так, на завершившейся в Милане и Риме презентации экономического потенциала Краснодарского края было подписано 14 инвестиционных соглашений на 402 млн. евро (но и в этом списке крупнейшими инвесторами являются турецкие фирмы, например, Kastamonu Entegre Agac). Есть инвестиции и из стран Евросоюза. В частности, итальянская Investa Finance SPA намерена построить в Белореченском районе края фабрику по производству самоходных опрыскивателей стоимостью 8,6 млн. евро. Mulmix Facco вложит 5 млн. евро в строительство завода по производству оборудования для элеваторов, еще 5 млн. евро направит компания Rovany на строитель-

ство предприятия по выпуску техники для мясокомбинатов. Kastamonu Entegre Agac инвестирует свыше 36 млн. евро в строительство завода по производству плит МДФ. Edilgreen планирует построить в Динском районе края жилой комплекс стоимостью 71,4 млн. евро, Novello - новый микрорайон в Краснодаре стоимостью 150 млн. евро.

Заключение. В условиях глобализации во внешнеэкономической политике, на наш взгляд, следует активизировать интеграционную политику Юга России в отношениях со странами СНГ, прежде всего, с Белоруссией, Арменией, Украиной и Казахстаном. Это предполагает качественное изменение характера интеграционной стратегии. Вектор этой стратегии должен быть изменен с микроэкономической направленности (создание зоны свободной торговли путем унификации законодательства, преодоления таможенных, налоговых и других барьеров для прямого взаимодействия хозяйствующих субъектов стран Содружества) на макроэкономическую (согласование конечных целей социально-экономического развития, структурной, инвестиционной внешнеэкономической и социальной политики; совместная разработка согласованных макроструктурных прогнозов).

Южный Кавказ - сфера традиционных геополитических интересов России. В регионе развит санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс мирового значения. В то же время возможности социально-экономического развития региона используются не в полной мере. Вклад Южного региона в экономику России не превышает 6,5%, несмотря на то, что в нем проживает 1/7 часть населения страны. Парадоксально, что один из богатейших регионов России является дотационным, имеет высокие показатели уровня безработицы и наибольшее число беженцев и переселенцев [21].

Из-за происходящих здесь этнополитических процессов государства Южнокавказского региона оказались в сложном положении. Азербайджан и Грузия, пытаясь обеспечить национальную безопасность, приняли в сущности однополюсный курс - на вхождение в блок НАТО и тесное сотрудничество с Турцией и США. Армения, будучи стратегическим союзником России и членом Договора о коллективной безопасности, учитывая свои «непростые» отношения2 с Турцией и Азербайджаном, ищет дополнительные гарантии собственной безопасности.

При разработке долгосрочной стратегии развития региона нельзя не учитывать этноструктуру населения, многовековую историю этнических конфликтов, сложную миграционную ситуацию и связанную с этими обстоятельствами социальнополитическую обстановку.

В Концепции национальной безопасности РФ в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. говорится: «...Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются: ...формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств». Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному собранию 2004 г. подчеркнул: «.Нашим приоритетом остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств. В том числе - в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. Это, без преувеличения, одно из условий региональной и международной стабильности» [22].

Как видно из фактов, приведенных в статье, внешнеэкономические связи Юга России требуют корректировки в соответствии с направлениями стратегии, намеченной для России в целом.

2 Вследствие неразрешенного Карабахского конфликта 1988-1993 гг. отсутствуют не только экономические, но и дипломатические связи Армении с ее ближайшими соседями Турцией и Азербайджаном.

Несмотря на неоднократные предложения Армении о сотрудничестве, условием установления каких-либо отношений со стороны названных государств выдвигаются территориальные уступки с ее стороны.

Литература

1. Маркарян В.Р. Роль государства в рыночной экономике: Монография // РГЭУ «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2008.

2. Экономика Северо-Кавказского региона на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях. Материалы региональной научно-практической конференции. Краснодар, 27-28 февраля 2005 г. Краснодар, 2005.

3. http://region. socionet. ru/

4. www GRS. RU. Госкомстат.

5. Валовой региональный продукт Краснодарского края 2002-2007. Стат. сб.

6. http://skavkaz.rfn.ru/section.html

7. http://www.rdstat.aaanet.ru/osnpoc rostov.htm

8. http://www.smartcat.ru/

9. http://www. rdstat. aaanet.ru

10. www. donexport. ru/rostov/economy/structure

11. http://economy. ku b angov. ru/

12. test. customs. rbc. ru/ru/gtk/regional_office/

13. http://www. tamognia. ru/customs/fts/

14. www.iip.ru/files/file

15. http://www. krais tat. kuban. ru

16. Федеральная целевая программа «Юг России» в редакции Постановления Правительства РФ от 14. 02. 2002 № 104. Официальный сайт Министерства Финансов Ростовской области — mininfinro.rsu.ru/iundex.php.

17. Внешнеэкономическая деятельность организаций Краснодарского края 1995-2005. Стат. сб. Росстат. Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Краснодарскому краю.

18. Климовец О.В. Международное сотрудничество в Черноморском регионеМонография.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2004.

19. http://www.turtsia. ru/

20. http://www. rags. ru/

21. http://www.lenty.ru/region/all —skavkaz.rfn.ru/shtml

22. http://www.kremlin. ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.