2 (206) - 2012
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
УДК 339.923
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ*
А. Ю. АРХИПОВ,
доктор экономических наук, профессор,
проректор по экономике
Е-таН: агкМ1роу@вТеиы. ги
Е. И. ФЕДОТОВА,
кандидат экономических наук,
начальник информационно-аналитического отдела
Е-таН: е1Теио1оуа@вТеии. ги
Южный федеральный университет
Современное мировое развитие во многом определяют взаимосвязанные процессы глобализации и регионализации, усиление взаимозависимости стран в результате увеличения масштабов международной торговли, инвестиционных процессов и повышение значения, укрепление региональных экономических объединений и группировок, все более определяющих конфигурацию мирового экономического пространства.
Одним из еще недостаточно оцененных и результативных проявлений современной регионализации стало создание в 1992 г. и развитие Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), призванной обеспечить стабильность в регионе, сохранять и совершенствовать сложившиеся экономические связи. Входящие в него страны весьма разнородны: среди них члены и Евросоюза, и СНГ, имеющие немало противоречий. Но Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) может и должно стать для России одной из важных форм международного хозяйственного взаимодействия, в рамках которого возможен диалог и движение к ре-
* Статья подготовлена по материалам журнала «Региональная экономика: теория и практика». 2012. № 2 (233).
шению сложных проблем, не решающихся в других международных объединениях, создание благоприятных условий для действия российского бизнеса.
Такая задача ставится, в частности, во внешнеэкономической стратегии России до 2020 г., в которой отмечается важность «причерноморского узла» во внешнеэкономической перспективе. В формировании мирового экономического порядка, указывается в документе, «...будет использован потенциал других региональных экономических объединений (Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Рынок стран Южного конуса и др.), в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах» [1].
Кризисные явления последних лет, проблемы в ЕС также делают востребованным сотрудничество в рамках «не основных» экономических группировок, в частности, ЧЭС. Важно целенаправленно развивать взаимодействие в этом международном сообществе.
12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0 -2,0
-4,0
й?'
-6,(7
Источник: составлено авторами по данным [10, 11].
Динамика ВВП стран ЧЭС в 1995-2010 гг, %
Субъектами ЧЭС, как известно, являются как собственно причерноморские государства (Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция, Украина), так и внечерноморские государства (Азербайджан, Албания, Армения, Греция, Молдавия, Сербия). Индикативной программой ЕС по Черному морю для России к причерноморским регионам отнесены Ростовская область, Краснодарский край и Республика Адыгея.
В структуре мировой экономики страны ЧЭС занимают довольно скромное место: 2,9 трлн долл., или 4,8 % мирового ВВП (2010 г.); 1,4 трлн долл. годового товарооборота, что составляет 4,5 % мирового товарооборота (2010 г.); 6,3 % привлеченных прямых иностранных инвестиций (2010 г.). Рост реального ВВП в период 2000-2008 гг. в среднем составил 6 %, снизившись до 4,3 % в 2009 г. вследствие кризиса и вновь поднявшись до 3,1 % в 2010 г., что отражает общемировую тенденцию (см. рисунок) [10, 11].
Процессы экономической трансформации, проходящие в большинстве стран - участниц ЧЭС, достаточно представительно отражаются на объемах их внешнеторгового оборота (табл. 1). Со времени создания ОЧЭС отмечается положительная динамика международной торговли стран-участниц. Объем товарооборота вырос в 2009 г. в 3,8 раза
-
ь
1
н
1 0| N 1 1 ч 1 л 1 о, с\ л
V г л?
Г
по сравнению с 1990 г. и в 3 раза по сравнению с 2000 г. При этом темпы прироста экспорта последнее десятилетие уступают показателям импорта. В значительной мере это отражает тот факт, что в объединение входят страны, слабо ориентированные на развитие экспорта, развитие инноваций. Экспорт стран ЧЭС в 2009 г. вырос в 2,9 раза по сравнению с 2000 г., а импорт увеличился в 3,1 раза, наряду с этим отмечается положительное сальдо торгового баланса (+27 млрд долл.) [10, 11] (табл. 2).
В совокупном объеме экспорта стран-членов ЧЭС лидерами являются Россия (47,5 %), Турция (19,9 %), Греция (8,55 %), Украина (7,3 %). Доля России в импортных операциях стран ЧЭС в 2009 г. равнялась 36,2 %, Турции - 21,7 %, Греции - 13,9 %, Украина занимает 5-е место (7,88 %) после Румынии (9,36 %) [1]. Наибольший рост товарооборота в ЧЭС приходится на Россию, Турцию, Грецию, которые обеспечивают неизменный удельный вес стран-участниц ЧЭС в общем товарообороте.
Таблица 1
Динамика внешнеторгового оборота стран - участниц ЧЭС в 1990-2009 гг., млн долл.
Страна 1990 2000 2008 2009
Албания 800 2 087,58 11 105,13 9 976,16
Армения 1 835,62 1 412,99 6 496,07 4 221,43
Азербайджан 7 360,72 4 082,03 43 598,27 33 240,55
Болгария 14 476,71 13 711,58 70 973,87 50 469,93
Грузия 6 626,65 1 915,86 11 134,70 8 439,19
Греция 44 442,07 79 380,47 207 249,45 158 074,17
Молдова 3 549,12 1 613,23 8 139,02 5 957,50
Румыния 16 433,01 26 155,99 149 565,37 118 525,58
Россия 186 605,09 176 846,78 886 552,48 592 558,98
Сербия - 3 914,21 41 094,03 30 689,61
Турция 46 623,76 115 136,23 381 591,08 292 935,28
Украина 45 911,82 37 469,53 161 561,31 107 120,77
Итого ЧЭС... 374 664,57 463 726,48 1 979 060,78 1 412 209,15
В % к мировому товарообороту... 4,3 2,9 5,1 4,5
Источник: составлено авторами по данным [10].
Географическое распределение товарных потоков показывает, что внешняя торговля стран-участниц ЧЭС в большой степени ориентируется на экономически развитые страны-члены ОЭСР, а среди них - государства-члены ЕС. Ориентация товаропотоков на страны-члены ОЭСР не способствует формированию регионального рынка стран-участниц ЧЭС. Важно развивать взаимодействие в рамках ЧЭС, способствуя тем самым расширению этого регионального рынка.
Регион ЧЭС привлекает значительный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Общий приток ПИИ увеличился за последние 10 лет в 7 раз (с 8,1 млрд долл. в 2000 г. до 70,4 млрд долл. в 2009 г.), что соответствует устойчивой тенденции увеличения общего объема ПИИ в мире (табл. 3). Из стран региона ЧЭС по привлечению ПИИ Россия занимает первое место, обеспечивая более половины таких инвестиций, поступивших в регион (38,7 млрд долл.).
Динамика внешней торговли ст
Россия является активным субъектом во взаимодействии со странами ЧЭС: если приток ПИИ в Россию из стран-участниц сотрудничества составил 1,4 млрд долл., то направлено российских инвестиций в страны региона в 7 раз больше (10,4 млрд долл.). Россия активно инвестирует в экономику Украины, Турции, ряда других стран. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом на начало 2010 г., составил 306 605 млн долл., из них 10 372 млн долл. (3,4 %) направлены в страны ЧЭС.
Более всего накопленных инвестиций в Россию из стран-членов ЧЭС (общий объем 1 436 млн долл., или 0,375 % от общего объема накопленных инвестиций) поступило из Турции - 604 млн долл. (42 % от общего объема ПИИ), Азербайджана (18,7 %), Украины (12,5 %), Армении (11,5 %) (табл. 4).
Представляется необходимым повышать эффективность Черноморского регионального
Таблица 2
н ЧЭС в 1990-2009 гг., млн долл.
Наименование 1990 2000 2008 2009
Экспорт 176 119,12 243 371,95 1 002 046,71 719 626,99
Импорт 198 545,45 220 354,53 977 014,07 692 582,16
Итого... 374 664,57 463 726,48 1 979 060,78 1 412 209,15
Источник: составлено авторами по данным [10].
Таблица 3
Прямые иностранные инвестиции стран ЧЭС в 2007-2009 гг., млн долл.
Страна Приток ПИИ Отток ПИИ
2007 2008 2009 2007 2008 2009
Азербайджан - 4 749 14 473 286 556 326
Албания 662 988 979 15 81 36
Армения 661 1 132 838 -3 10 53
Болгария 12 388 9 795 4 467 270 707 -136
Греция 2 111 4 499 3 355 5 246 2 418 1 838
Грузия 1 750 1 564 764 75 41 -1
Молдова 539 708 86 17 16 7
Россия 55 073 75 461 38 722 45 916 56 091 46 057
Румыния 9 921 13 909 6 329 279 274 218
Сербия 3 462 2 995 1 920 938 277 55
Турция 22 023 18 148 7 611 2 104 2 532 1 551
Украина 9 891 10 913 4 816 673 1 010 162
Всего в ЧЭС... 113 732 140 126 70 360 55 816 64 013 50 166
Всего в мире... 2 099 973 1 770 873 1 114 189 2 267 547 1 928 799 1 100 993
Источник: составлено авторами по данным [12].
Таблица 4
Прямые инвестиции России (участие в капитале и долговые инструменты) со странами-членами ЧЭС на 01.01.2010, млн долл.
Страна Приток Приток, % Отток Отток, %
Албания 0 0 0 0
Азербайджан 269 18,7 57 0,5
Армения 165 11,5 313 3,0
Болгария 127 8,8 1 470 14,2
Греция 30 2,1 471 4,5
Окончание табл. 4
Страна Приток Приток, % Отток Отток, %
Грузия 6 0,4 297 2,8
Молдова 10 0,7 344 3,3
Румыния 9 0,6 63 0,6
Сербия 36 2,5 394 3,8
Турция 604 42 2 636 25,4
Украина 180 12,5 4 327 41,7
Страны ЧЭС, % в российских ПИИ... 1 436 0,375 10 372 3,382
Всего... 381 962 100 306 605 100
Источник: составлено авторами по данным [2].
сотрудничества, расширяя различные его формы, в том числе:
- развитие трансграничной экономической деятельности, привлечение инвестиций;
- согласование механизмов регионального сотрудничества с учетом опыта государств Балтийского моря, Балкан, придунайских стран;
- урегулирование конфликтов, укрепление безопасности;
- осуществление межкультурного диалога народов Черноморского региона.
Потенциал ОЧЭС все больше должен работать на создание благоприятных условий деятельности российского бизнеса в странах данного регионального объединения путем организации и выполнения совместных инвестиционных проектов, получения особых условий ведения бизнеса, обеспечивающих эффективное торговое и инвестиционное сотрудничество.
Особую роль во взаимодействии нашей страны со странами ЧЭС играют субъекты РФ, входящие в Южный федеральный округ (ЮФО), до 2010 г. включавший и субъекты РФ, входящие в настоящее время в Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). Ряд регионов Юга России активно взаимодействует со
Внешняя торговля Южного федерального ок]
странами ЧЭС, в долгосрочных стратегиях ставятся задачи расширения сотрудничества в рамках ОЧЭС. В целом в России доля Южного федерального округа во внешнеэкономических связях не так велика -. 3,6 % внешнеторгового оборота в 2010 г., СевероКавказского федерального округа - 0,4 %.
Удельный вес стран ЧЭС во внешнеторговом обороте ЮФО в 2010 г. весьма представителен -34,5 %. Внешнеторговый оборот ЮФО со странами ЧЭС в 2010 г. увеличился в 1,9 раза по сравнению с 2005 г., составив 7 649,9 млн долл.; доля экспорта, приходящегося на страны-участницы ЧЭС, составляет 27,2 %, импорта - 43,9 %. Результирующее сальдо торгового баланса отрицательное (-899 млн долл.), возросло на 671,9 млн долл. относительно 2005 г. и на 305,2 млн долл. относительно 2009 г. [11] (табл. 5).
Наибольший объем товарных потоков во внешней торговле ЮФО со странами ЧЭС приходится на Украину (42,8 % товарооборота) и Турцию (41,7 %). Причем, если с Украиной сальдо внешней торговли отрицательное (-2 016,60 млн долл.), импорт в 5 раз превышает экспорт, то с Турцией, наоборот, положительное: +481,6 млн долл. (табл. 5). Такие перекосы важно исправлять: всемерно стиму-
Таблица 5
а со странами ЧЭС в 2009-2010 гг., млн долл.
Страна 2009 2010
Экспорт Импорт Сальдо Экспорт Импорт Сальдо
Украина 475,0 1 783,3 -1 308,3 662,3 2 678,9 -2 016,6
Турция 1 259,6 975,5 284,0 1 868,5 1 386,9 481,6
Греция 231,5 51,3 180,2 352,5 47,4 305,1
Азербайджан 191,0 43,2 147,7 155,6 68,1 87,5
Румыния 44,9 24,7 20,2 111,0 46,9 64,1
Болгария 13,8 37,6 -23,8 134,5 34,0 100,5
Молдова 25,0 43,7 -18,7 33,9 48,1 -14,2
Армения 76,0 3,8 72,2 64,4 4,8 59,6
Грузия 36,6 16,2 20,4 28,4 4,4 23,9
Сербия 12,4 9,2 3,2 16,2 29,3 -13,1
Албания 28,9 0,0 28,9 22,6 0,1 22,5
Всего в ЧЭС... 2 394,7 2 988,5 -593,8 3 449,9 4 348,9 -899
Процент ЧЭС во внешней торговле ЮФО. 26,8 42,4 33,6 27,2 43,9 34,5
Источник: составлено авторами по данным [3].
лировать экспорт, особенно продукции обрабатывающей промышленности на Украину и т. д.
В период 2000-2010 гг. объем экспорта ЮФО в страны-участники ЧЭС изменяется весьма динамично, увеличившись с 1 903,27 до 3 449,50 млн долл., достигнув максимума в 2008 г. - 5 469,10 млн долл. Увеличение объемов совокупного экспорта в страны-члены ЧЭС в основном произошло за счет увеличения объемов экспорта в Турцию. Следует отметить, что экспорт на Украину сократился в 3,5 раза в 2010 г. по сравнению с 2008 г. Основной объем экспортных поставок принимают Турция (55,8 % экспорта ЮФО в страны ЧЭС), Украина (19,8 %), Греция (10,5 %).
Наибольший удельный вес в структуре экспорта ЮФО в страны ЧЭС составляет продукция топливно-энергетического комплекса (Греция - 81,62 %, Турция - 51,70 %, Украина - 38,61 %), поскольку округ является транзитным для продукции ТЭК. Доля остальных секторов экономики представлена в меньшей степени: продовольственное и сельскохозяйственное сырье (Турция - 18,29 %), черные и цветные металлы (Греция - 10,95 %, Турция -19,96 %), продукция нефтехимического комплекса (Украина - 10,19 %). Это также показывает необходимость развития в регионе инновационной деятельности, прежде всего в обрабатывающей, нефтехимической промышленности, машиностроении, ориентации ее на экспорт.
Импортные операции в ЮФО из стран-членов ЧЭС в 2010 г. были осуществлены на сумму 4 348,9 млн долл., что больше по сравнению с 2005 г. в 2 раза. Основной объем этих операций также приходится на Украину (62 %) и Турцию (32 %). В структуре импорта следует выделить такие виды товаров, как продукция черной металлургии, продовольственные товары.
Программами социально-экономического развития субъектов РФ, входящих в ЮФО, предполагается увеличение объемов внешней торговли, развитие регионального сотрудничества, в том числе, в рамках ЧЭС.
Наибольшую заинтересованность в развитии черноморского сотрудничества проявляет Краснодарский край, в стратегии развития внешнеэкономической деятельности которого до 2020 г. особо отмечается важность координации транспортных стратегий государств-членов ЧЭС с Евросоюзом, необходимость развития экономического сотрудничества в регионе Черного моря, участия в продвижении различных совместных интеграционных проектов от глобальных, начиная с региональной «зоны свободной торговли», до более мелких, таких
как транспортный коридор, так называемое кольцо вокруг Черного моря, а также энергетических проектов - «голубой поток», транспортировка нефти, электроэнергетика [12].
Основными направлениями сотрудничества Краснодарского края со структурами ОЧЭС являются:
• в рамках предпринимательского компонента -координация предпринимательских инициатив края с зарубежными партнерами через деловой совет ЧЭС;
• в рамках финансового компонента - расширение сотрудничества с Черноморским банком торговли и развития для финансирования проектов на территории края, соответствующих внешнеполитическим приоритетам России в рамках ЧЭС;
• в рамках академического компонента - взаимодействие с государствами-участниками ЧЭС в сферах образования и инноваций для обеспечения включения края в мировую систему технологического разделения труда, развития на территории края производств и услуг с высокой долей добавленной стоимости [5]. Ростовская область развивает сотрудничество
с ведущими участниками ЧЭС, прежде всего с Украиной и Турцией, проявляет интерес к взаимодействию со структурами ОЧЭС. Удельный вес внешнеторгового оборота Ростовской области со странами ЧЭС в общем объеме внешнеторгового оборота составляет 43,45 %, более половины импортных операций приходится на торговлю со странами региона и около 30 % составляет экспорт, что свидетельствует о значимости экономических связей со странами Причерноморья, которые необходимо развивать.
Создана и успешно развивается институциональная форма взаимодействия Ростовской области с Луганской и Донецкой областями Украины -еврорегион «Донбасс». Данная форма международной интеграции основана на сотрудничестве приграничных территорий, позволяет расширять приграничную торговлю, дает возможность развивать сотрудничество, в том числе и в рамках ЧЭС. Планируется развитие взаимодействия в рамках ЧЭС и в Республике Адыгея.
Представляется, что для повышения эффективности взаимодействия со странами ЧЭС в масштабах всей страны и Южного федерального округа необходимо стимулирование развития экспорта, поддержка государственными и региональными властями внешнеэкономической деятельности, развитие приграничного сотрудничества.
Развитие экспортных возможностей должно обеспечиваться:
- совершенствованием внешнеторговой специализации региона, расширением ее инновационной составляющей, поиском новых экспортных ниш;
- развитием транспортной инфраструктуры;
- созданием новых, инновационных, а также развитием имеющихся производств (связь, электроника, машиностроение, нефтехимия, атомная энергетика и др.);
- улучшением инвестиционного климата (совершенствование законодательства, налоговой политики, развитие инфраструктуры, сокращение теневизации экономики);
- развитием и продвижением традиционных национальных продуктов, брендированием.
Важным направлением сотрудничества в рамках ОЧЭС может стать применение опыта Турции, Болгарии, Греции в расширении туристско-рекре-ационного комплекса в краях и областях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в том числе в области сертификации, подготовки кадров.
Повышению эффективности сотрудничества в рамках ЧЭС должна способствовать поддержка государственными и региональными властями внешнеэкономической деятельности, в частности применение таких хорошо зарекомендовавших себя, например в Ростовской области, инструментов, как субсидии организациям - экспортерам готовой продукции в целях возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских банках; субсидии на сертификацию систем менеджмента качества и экспортной продукции на соответствие международным стандартам; возмещение части затрат по участию в международных выставочных мероприятиях и др.
Требует целенаправленного развития приграничное сотрудничество со странами-членами ЧЭС, что предполагает:
• восстановление экономических связей, развитие всех законных форм деятельности населения и местного бизнеса, прежде всего малого, на приграничных территориях;
• создание новых рабочих мест в приграничных районах субъектов РФ;
• восстановление и развитие социальных, гуманитарных связей, в том числе в образовании, культуре, здравоохранении;
• повышение общего уровня инвестиционной привлекательности приграничных регионов. Особого внимания заслуживает развитие экономического сотрудничества со странами СНГ -
членами ЧЭС, которое должно быть направлено на возрождение и развитие кооперационных связей; создание условий для взаимодействия бизнес-структур, развития торговли; урегулирования вопросов миграции рабочей силы.
Расширение сотрудничества в рамках ЧЭС должно способствовать развитию экономики регионов Юга России, нашей страны в целом, и важно в этом направлении выстраивать свою деятельность властям, бизнесу, различным организациям, включенным в это взаимодействие.
Список литературы
1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации. М., 2008. URL: http://www. economy. gov. ru.
2. Официальный сайт Банка России. URL: http://www. cbr. ru.
3. Официальный сайт Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://www. yutu. customs. ru.
4. Причерноморье в XXI веке: социально-экономическое развитие и межрегиональные взаимодействия в контексте глобализации / Материалы международной научной конференции 15-18.06.2011 г., Ростов н/Д. М.: Вузовская книга, 2011.
5. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края до 2020 г. Краснодар, 2008.
6. Черноморье - Каспий: поиск новых форматов безопасности и сотрудничества / под ред. А. А. Язьковой. М.: Институт Европы, 2011.
7. A 2020 Vision for the Black Sea Region. A Report by the Commission on the Black Sea. URL: http://www. blacksea. com.
8. The Current State of Economic Development in the Black Sea Region. Policy Report. Commission on the Black Sea. URL: http://www. blacksea. com.
9. The Wider Black Sea Region in the 21st Century: strategic, economic and energy perspectives. Center for Transatlantic Relations. The Johns Hopkins University. Austrian Institute for International Affairs. 2008 .
10. World Development Indicators. World Bank. 2010. URL: http://www. worldbank. org.
11. World Economic Outlook. IMF. April 2011. URL: http://www. imf. org.
12. World Investment Report 2010. United Nations. UNCTAD. New York and Geneva. 2010.
13. UNCTAD Statistics. URL: http://www. unctad. org/fdistatistics.