Научная статья на тему 'Взаимосвязь геополитических интересов и внешнеэкономических отношений Краснодарского края'

Взаимосвязь геополитических интересов и внешнеэкономических отношений Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ФИНАНСЫ / КРИЗИС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭТНОСТРУКТУРА / НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркарян В.Р.

Программа государственного стимулирования экспорта важнейший механизм повышения конкурентоспособности экономики. Однако необходимо применение протекционистских мер для того, чтобы выполнить один из важнейших пунктов федеральной целевой программы «Юг России». Основная цель указанной федеральной программы создание экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов, расположенных на Юге России, обеспечение геостратегических интересов России в этом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь геополитических интересов и внешнеэкономических отношений Краснодарского края»

взаимосвязь

геополитических интересов и внешнеэкономических отношений краснодарского края

в.р. маркарян,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории филиала ВЗФЭИ в г. Краснодаре

Программа государственного стимулирования экспорта - важнейший механизм повышения конкурентоспособности экономики. Однако необходимо применение протекционистских мер для того, чтобы выполнить один из важнейших пунктов федеральной целевой программы «Юг России». Основная цель указанной федеральной программы - создание экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов, расположенных на Юге России, обеспечение геостратегических интересов России в этом регионе.

Ключевые слова: экономика, деятельность, экспорт, импорт, стратегия, развитие, регион, финансы, кризис, конкурентоспособность, этноструктура, население.

Во внешнеэкономической деятельности Южного федерального округа Краснодарский край по итогам 2007 г. занимает одно из ведущих мест. При этом со странами дальнего зарубежья — первое место в ЮФО, а со странами СНГ — третье место. На первом месте по экспорту в страны СНГ — Волгоградская область, на втором — Ростовская область. По импорту из стран СНГ — на первом месте — Ростовская область, на втором — Волгоградская область.

В процентном соотношении к итогам по Российской Федерации экспорт в край составляет 1 %, а импорт — 1,4 %, и это при том, что численность населения края составляет около 4 % от населения РФ.

В целом внешнеторговый оборот края в 2007 г. по сравнению с уровнем 1995 г. увеличился в 5,5 раза. В товарной структуре краевого экспорта преобладают нефть и нефтепродукты (36,5 %). Предметом экспорта также являются продтовары и сырье для их производства, древесина и изделия из нее, металлы, машиностроительная продукция и другие товары.

Доминирующее положение в структуре импорта занимали две основные товарные группы: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (47,7 % от общего объема импорта края за 2007 г.), а также машины, оборудование, транспортные средства (19,4 %) [1].

Внешнеторговый оборот услуг достиг в 2007 г. 1 736,5 млн долл. В структуре экспорта услуг преобладают транспортные услуги (97 %). В структуре импорта транспортные услуги составляют 29,8 % и деловые услуги (преимущественно консультативные по вопросам управления и услуги в области исследований и разработок) — 45,1 %. Ведущими партнерами края являются Великобритания, Турция, США, Нидерланды, Ирландия, Кипр, США, Швейцария, Германия, Казахстан. География внешней торговли в последние годы характеризуется ростом удельного веса торговли со странами дальнего зарубежья.

На сегодняшний день Администрацией Краснодарского края подписаны соглашения с 78 субъектами Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На стадии согласования находится проект соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Краснодарским краем и Ямало-Ненецким автономным округом.

Работа в области межрегионального сотрудничества до последнего времени имела рамочный характер. Не производилась аналитика регионов Российской Федерации (потенциальных инвестиционных возможностей, спроса и предложения на конкретные виды продукции). Внешнеторговый

оборот участников внешнеэкономической деятельности края в 2007 г. составил 6151,8 млн долл., в том числе экспорт — 3575,6 млн долл. (вырос на 18,1 % по сравнению с итогом 2006 г. и составляет 58,1 % в общем товарообороте), импорт — 2575,6 млн долл. (вырос на 43,3 % по сравнению с уровнем 2006 г. и составляет 41,9 % в общем товарообороте) [2].

В экспорте продолжает оставаться высокой доля стран дальнего зарубежья — 3006,8 млн долл. (84,1 %), страны Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) — 568,8 млн долл. (15,9 %). Крупнейшими партнерами по экспорту выступают следующие страны: Турция (18,6 % стоимостного оборота), Египет (9,1 %), Италия (8,8 %), Украина (6,7 %), Франция (5,6 %) [1].

Товарная структура экспорта представлена продукцией следующих ведущих отраслей: минеральные продукты (41,3 %), продтовары и сырье для их производства (38,9 %), металлы и изделия из них (8,5 %), машиностроительная продукция (5,0 %), продукция химической отрасли (3,3 %), древесина и изделия из нее (2,4 %).

В общем объеме импорта импорт из стран дальнего зарубежья составил 2 361,1 млн долл. (91,7 %), из стран СНГ — 214,5 млн долл. (8,3 %).

Основу импорта составили: продовольственные товары машиностроительная продукция, металлы и изделия из них, продукция химической отрасли, текстиль, текстильные изделия, а также древесина и изделия из нее.

Крупнейшими торговыми партнерами по поставке продукции в край были Турция (продукты питания, химическая продукция), Китай (пластмассы и изделия из них, продукты переработки овощей, плодов и т. д.), Бразилия (сахар, кофе, табачное сырье), Германия (спирт, сигареты, лекарственные средства, различная техника и оборудование), Испания (вина, облицовочная плитка), Италия (табачное сырье, удобрения, различное оборудование), Франция (семена для посева, оборудование). По-прежнему разнообразен ассортимент продукции, ввозимой из Украины — от продуктов питания до продукции машиностроительной отрасли.

Значительную долю экспорта Краснодарского края составляет экспорт услуг, а в них соответственно более 90 % — это услуги транспортного комплекса, включающие услуги трубопроводной сети, перевалку грузов, услуги воздушного транспорта (пассажирские, международные перевозки). При этом опережающими темпами растет объем услуг трубопроводного транспорта.

В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации, учитывая прогнозы

38 -

Росэнерго, Минэкономразвития Российской Федерации, основных нефтедобывающих компаний до 2010 года объем экспортируемых нефти и нефтепродуктов достигнет 300 млн т, около 110 млн т которых будут отгружаться через морские порты Краснодарского края. Следовательно, объем экспорта услуг и далее будет увеличиваться.

Внешнеторговый оборот края характеризуется общим стабильным превышением экспорта над импортом, в том числе в торгово-экономических отношениях с рядом развитых стран. Так, в 2005 г. достигнуто и в 2006—2007 гг. удерживается положительное сальдо торгового баланса с Францией, с 2006 г. — с Грецией. На протяжении ряда лет удерживается положительное сальдо торгового баланса с крупнейшими торговыми партнерами края — Италией и Египтом. Однако, несмотря на эти успехи, край по-прежнему имеет отрицательное сальдо торгового баланса с рядом стран, в числе которых основные торговые партнеры края, связи с которыми успешно развиваются: Австрия, Германия, Китай, Бразилия, Турция.

Программа государственного стимулирования экспорта — важнейший механизм повышения конкурентоспособности экономики. Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание поддержке экспорта с целью борьбы с мировым финансовым кризисом. В частности, одной из основных задач сегодня является выделение субсидий компаниям — экспортерам местной продукции. Развитие регионального экспорта — ключевое условие экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики региона, что особенно актуально в ходе присоединения России к Всемирной торговой организации. В рамках плана антикризисных мер Администрацией Краснодарского края разрабатывается целевая программа поддержки экспорта на 2010—2011 гг. Она рассчитана на поддержку предприятий-экспортеров, производящих продукцию на территории Краснодарского края, вне зависимости от региона их регистрации [3].

Проект документа содержит перечень условий и методов выхода предприятий Кубани на мировые рынки, а также меры государственной финансовой поддержки экспорта, такие как:

1) возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным организациями — экспортерами готовой продукции, до 2/3 ставки Центробанка РФ;

2) субсидии на возмещение части затрат на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов;

3) субсидии на возмещение части затрат, связанных с исполнением договоров аренды выставочных площадей в связи с участием в выставочных мероприятиях, форумах, презентационных, рекламных кампаниях за рубежом.

Экономический эффект от реализации программы будет включать следующие позитивные изменения в экономике края:

• увеличение в общем объеме экспорта доли продукции с высокой добавленной стоимостью;

• стимулирование экспортной деятельности потенциальных экспортеров с конкурентоспособной продукцией;

• расширение географии сотрудничества;

• включение в экспорт новых отраслей, которые снизят зависимость от сырьевого экспорта и рисков, связанных с неустойчивостью его ценовой конъюнктуры;

• информирование зарубежных партнеров об экспортном потенциале кубанских предприятий.

Кроме того, улучшение имиджа и продвижение бренда Краснодарского края в сочетании с усилением экспортных позиций предприятий и благоприятным инвестиционным климатом способны дать толчок дополнительным иностранным инвестициям. Возрастет удельный вес инвестиций, направляемых на развитие высокотехнологичных производств, инноваций, реализацию социально значимых проектов.

Экспертным советом Департамента внешнеэкономической деятельности Краснодарского края формируется реестр организаций — потенциальных экспортеров кубанской продукции. Планируется, что уже в течение первого года реализации программы предприятия начнут получать финансовую поддержку и консультационные услуги по продвижению своей продукции на внешние рынки.

Однако самый поверхностный взгляд на перечень важнейших торговых партнеров края (см. таблицу) говорит о том, что необходимо применение элементарных протекционистских мер для того, чтобы выполнить один из важнейших пунктов федеральной целевой программы (ФЦП) «Юг России» а именно: обеспечение геостратегических интересов России [4].

Основная цель указанной федеральной программы — создание экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов, расположенных на Юге России, и обеспечение геостратегических интересов России в этом регионе. Естественно, экономические ин-

Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме внешнеэкономической деятельности Краснодарского края в 2007 г.

Страны Тыс. долл. В % Тыс. долл. В %

Экспорт Импорт

Турция 826209 20,6 671707 25,4

Италия 417877 10,4 91151 3,4

Франция 254763 6,4 83858 3,2

Нидерланды 119299 3,0 3038 0.1

США 40079 1.0 86364 3,3

Египет 324731 8,1 37636 1,4

Испания 144522 3,6 99575 3,8

Украина 240680 6,0 156307 5,9

Индия 88571 2,2 30771 1.2

Бангладеш 42786 1,1 21 0.00

Казахстан 131239 3,3 7512 0.31

Сирия 75463 1,9 - -

Греция 55929 1,4 8574 0.35

Германия 3929 0.09 159756 6,0

Китай 3426 0.07 264764 10,0

Бразилия 6 0.00 218341 8,2

Молдавия - - 19113 0,7

тересы России заключаются в создании наиболее благоприятного инвестиционного климата для развития отечественного производства. Однако на практике случается, что предпочтение все же отдается интересам турецкого бизнеса.

Анализируя раздел программы «Геостратегические приоритеты», нельзя не отметить, что речь идет фактически о развитии транспортных связей регионов, входящих в состав ЮФО, т. е. предусматривается экономический рост региона в результате использования его выгодного географического положения, а не увеличения производства конкурентоспособной продукции [5].

С позиций навязанной нашей стране «смитов-ской» рыночной экономики экономическая выгода стоит превыше всех остальных ценностей. При этом считается нецелесообразным задумываться о происхождении и дальнейших последствиях пользования этим «бесплатным сыром в мышеловке».

Кавказ как нельзя лучше подходит для обкатки концепции «нового мира» в «российском варианте»— множество наций и народностей, проживающих компактно, история региона, состоящая практически из сплошной череды войн и конфликтов всех со всеми, ну и, наконец, география — транспортировка энергоносителей с Востока на средиземноморский рынок без кавказского логистического узла и по сей день невозможна.

Наиболее удобным инструментом для этого является пантюркистская идея. Турция на данный момент — серьезная и динамично развивающаяся региональная держава, в российских северокав-

- 39

казских субъектах Федерации (не говоря уже о соседних бывших республиках СССР) проживает немало этносов тюркской языковой группы, исламский фактор налицо, иными словами, есть все необходимое для работы.

Но то, что невозможно на официальном уровне, вполне допустимо на уровне «взаимовыгодных экономических отношений». В мире есть немало людей, проникшихся пантюркистскими идеями, у которых имеются деньги и богатые возможности. Поэтому «тюркское братство» активно используется турецкими бизнесменами. Оно позволяет им проникать в такие места, где другие (например, европейцы) будут восприняты в штыки.

При этом пантюркистскими экспериментами в регионе занимается как раз бизнес (к примеру, Турецкий профсоюз металлистов финансирует деятельность информационно-аналитического центра «Тусам», известного пантюркистскими симпатиями) [6].

Кавказ — очень удобная площадка для «оранжевых» и «розовых» революций. Действительность опережает самые смелые прогнозы. 23 ноября прошлого года в Карачаево-Черкесии прошел чрезвычайный съезд черкесского народа, делегаты которого приняли решение добиваться создания отдельного черкесского субъекта Федерации в РФ. В форуме приняли участие представители адыгского этноса из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Краснодарского края.

Кризис усиливает дезинтеграционные процессы, как показали последние события в Молдавии.

Если результаты анализа внешнеэкономической деятельности Краснодарского края показали снижение объемов товарооборота со странами СНГ за 1995 — 2005 гг., то в справочнике за 2005 — 2007 гг. вообще не упоминаются некоторые страны СНГ, в том числе ближайший южный сосед края — Армения. Не лучше обстоят дела и с другими странами — членами СНГ.

В чем же дело? Уж не в том ли, что кубанский рынок — сфера жизненных интересов Турции? Так не пора ли применять политику разумного протекционизма по защите внутреннего сельскохозяйственного рынка?

Представляется, что недостающие сельхозпродукты можно было бы ввозить из государств СНГ — стратегических партнеров России. Когда на границе признанной Россией Абхазии существуют трудно преодолимые таможенные препятствия для поставки в Россию высококачественных и очень дешевых цитрусовых, рынки края завалены турецкими лимонами и мандаринами. Стоит сказать, что

40 -

на абхазской стороне мандарины стоили в этом году всего лишь 5 — 8 руб. за кг. В Россию из Армении автомобильным и воздушным транспортом в 2008 г. было экспортировано 4,4 тыс. т абрикосов и 130 т черешни, однако на рынках Краснодарского края они не появились, т. к. здесь рынки — территория турецкой продукции.

Как же обстоят экономические отношения у Армении с другими регионами? С Евросоюзом товарооборот в 2008 г. увеличился на 37 %., с Россией — на 7 %. Товары из Армении транзитом идут во все регионы России, кроме Кубани. А ведь портовые города — Новороссийск, Туапсе, порт Кавказ находятся на территории Краснодарского края.

Основными покупателями армянских товаров являются Германия (17 % от общего объема экспорта), Бельгия (14,8 %), Израиль (14 %), Нидерланды (12 %), Российская Федерация (11,2 %), Соединенные Штаты Америки (5,1 %), Швейцария (4,6 %) и Грузия (3,8 %). Основными поставщиками импортной продукции выступают Российская Федерация (12,3 % от общего объема импорта), Бельгия (9,9 %), Украина (7,3 %), Германия (7,1 %), Израиль (7,1 %), Туркменистан (6,1 %) и Соединенные Штаты Америки (6,1 %).

Рост ВВП Армении в 2008 году составил 9,2 %, а прогноз на 2009 г. — 7,2 %, и этот спад обусловлен падением мировых цен на строительные и промышленные товары.

Министерство экономики Армении проводит работы, направленные на систематизацию совместных с Евросоюзом программ в рамках политики нового европейского соседства. Европейская комиссия опубликовала список из 16 стран, включенных в систему улучшенного режима генерального соглашения о льготах GSP, в который была включена и Армения. Система дает возможность экспортировать в Европу около 6400 наименований продукции по сниженным или нулевым таможенным пошлинам [7].

Всемирный банк в рамках программы «Повышения конкурентоспособности технологий» планирует выделить Армении грант, предназначенный для развития людских ресурсов, в первую очередь, для реализации стратегии развития сферы информационных технологий.

То есть происходит процесс активного приближения Евросоюза к границам России. А ведь Армения является единственным форпостом России на Юге. В то же время в силу сложившейся ситуации Армения теряет интерес к ближайшему к себе по территории кубанскому рынку в связи с его закрытостью. Нетрудно предположить, что

Россия может потерять Армению, если и там вдруг произойдет «оранжевая» революция, попытка которой уже была 1 марта 2008 г. А потерять может потому, что «свято место пусто не бывает». Там, в Армении бизнес развивается не хуже, а во многом и лучше, чем в некоторых регионах. Но благодаря «свободнорыночной» политике в Краснодарском крае армянский бизнес не выдерживает конкуренции с турецким на данном рынке. Вот только интересно , как же Армения расширяет свое присутствие на мировом и европейском рынках? Видимо, там действительно присутствует свободная рыночная конкуренция, в отличие от Кубани, где силен так называемый «человеческий» фактор.

Стоит ли закрывать глаза на такое явление, как пантюркизм? Можно было бы отнести это к истории, но дело в том, что эта идеология активно внедряется и пропагандируется, расширяется число ее последователей не только в Турции, но и во всей России, где есть последователи ваххабизма.

В условиях кризиса, когда в Ингушетии только по официальным данным половина населения — безработные, и в Чечне — 37 %, при этом, если учесть менталитет горских народов, что становиться на учет на бирже труда является унижением для многих, можно представить себе реальную ситуацию с занятостью.

Можно ли туда пускать турецкий бизнес? Можно, конечно, если обманывать себя иллюзиями о глобализации и интеграции. И не думать при этом о последствиях.

Парламент России занимается проблемой занятости населения республик Северного Кавказа. Недавнее заседание Кавказской комиссии Совета законодателей было посвящено, в частности, занятости населения республик Северного Кавказа. По словам ее председателя, первого вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина, «меры, принимаемые для преодоления безработицы в регионе, не приносят пока ожидаемых результатов». К тому же, добавил он, у федеральных госструктур нет «единой методики подсчета безработных, и министерства, и ведомства приводят разные данные....В то же время большое число безработных в северокавказских республиках усугубляет дестабилизацию обстановки в регионе и становится причиной прихода, особенно молодежи, в бандформирования и религиозные организации ваххабитского толка» [8].

Благодаря кризису Россия может и должна укрепить свое влияние в ближнем зарубежье.

После российско-украинских энергетических конфликтов в Евросоюзе озабочены энергобезо-

пасностью европейцев, поэтому еще в 2004 г. был дан старт проекту Nabucco, который включен в стратегический план Еврокомиссии по энергобезопасности. Дело в том, что «Набукко» — это перспективный газопровод, который планируется построить в обход России.

На энергетическом саммите в Будапеште в январе 2009 г., посвященном проекту «Набукко», было принято решении о предоставлении ЕС целевых кредитов на обеспечение энергобезопасности ряда европейских стран общей суммой 3,5 млрд евро. 250 млн евро из этой суммы выделяется на строительство участка газопровода «Набукко» по территории Турции и Австрии [9].

Инициатором встречи выступила Венгрия, претендующая на значительную роль в продвижении проекта. Предполагалось провести встречу по «Набукко» еще летом 2008 г. — идея состояла в том, чтобы собрать в одном месте не только представителей стран-учредителей, но и потенциальных поставщиков, а также государств-транзитеров и международного бизнеса.

Переговоры по проекту «Набукко» ведутся с 2002 г. Главная цель поддерживаемого Евросоюзом проекта заключается в транспортировке природного газа в Европу в обход России. Из стран Каспийского региона через территорию Турции газопровод пройдет дальше в Болгарию, Румынию и Венгрию до австрийской распределительной станции в Ба-умгартене.

Среди акционеров проекта «Набукко» — австрийский энергетический гигант OMV, немецкий концерн RWE, турецкий оператор трубопроводов BOTAS, румынская компания Transgaz, болгарская Bulgargaz и энергетическая группа MOL. Представители эссенского концерна RWE заявили на встрече в Будапеште, что отводят «Набукко» ключевую роль в деле обеспечения энергетической безопасности Европы.

По словам турецкого министра Гюлера, «На-букко» — это «не просто торговый и технический проект, это проект ответственности... Турция чувствует ответственность не только за внутреннюю, но и европейскую энергобезопасность. Европа сейчас получает газ по трем магистралям, мы обеспечим четвертый путь через Турцию. Сейчас мы соревнуемся со временем. Нужно в скорейшем порядке приступать к строительству. Завершив этот проект, мы внесем вклад в сферу европейской энергобезопасности» [10].

Протяженность планируемого газопровода — 3,3 тыс. км, проектная мощность — 31 млрд куб. м газа в год. Начало строительства запланировано на

- 41

2010 г., ввод в эксплуатацию — в 2013 г. Расходы на строительство оцениваются в 9-10 млрд евро. Потенциальными поставщиками «голубого топлива» по вновь построенному газопроводу считаются Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Ирак, Египет и Иран.

Официальная позиция не участвующей в этом энергетическом проекте России заключается в том, что она поддерживает создание альтернативных путей транспортировки газа и диверсификацию энергопотоков. «Мы не принимаем и не будем принимать участие в проекте «Набукко», но мы не будем им мешать...», — заявил в январе этого года премьер-министр РФ Владимир Путин. «Мы считаем, что чем шире будет диверсификация, тем лучше, — подчеркнул он. — В этом контексте рассматриваем и проект «Южного потока», и строительство трубопроводной системы по дну Балтийского моря» [11].

Тем не менее можно представить ситуацию в России, когда на мировом рынке появится конкурент в виде «Набукко», и при содействии Украины желающих покупать российский газ станет еще меньше.

Поэтому параллельно вполне серьезно рассматривается атомная энергетика. «Мирный атом» становится новым фактором региональной конкуренции. Рынок «мирного атома» растет в связи с ожидаемым переходом мировой энергетики в последующие десятилетия с традиционных видов топлива на прогрессивные: дело в том, что полная энергия 25 граммов природного урана эквивалентна теплосодержанию 125 т каменного угля. Естественно, растет количество атомных электростанций во всем мире.

Вместе с тем по экспертным оценкам в ближайшие годы возможен дефицит поставок урана для удовлетворения растущих потребностей мировой атомной индустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, по оценкам экспертов Казахстана, в перспективе до 2012 г. общий дефицит уранового сырья в глобальном масштабе может вырасти до 16 тыс. т урана. Дефицит урана будет вести к росту цен на это сырье, который уже испытал свои «взлеты» и «падения», относительно стабилизировавшись ныне на отметке около 50 долл. за фунт (мировая цена природного урана рассчитывается в мере веса стандартного английского фунта, равного 453,592374 граммам).

Долгое время цены урана на мировом рынке определялись не себестоимостью добычи, а наличием его складских запасов у ряда стран-потребителей и экспортеров. Запасы эти были столь велики, что десятилетиями многие страны могли просто не за-

42 -

думываться о том, что возможен дефицит ядерного топлива. Долговременная ситуация с низкими ценами сложилась вследствие распродажи на мировом рынке складских запасов, накопленных еще во времена гонки вооружений периода «холодной войны». В свое время это привело к падению цены на уран до рекордного минимума в 6,25 долл. за фунт и как следствие — к массовому разорению производителей урана. Ведь такая цена не только не обеспечивала возврата инвестиций в отрасль, она фактически ставила под вопрос добычу урана как бизнес [12].

Нынешний рост цен на уран связан не с реальным дефицитом урана, а с его ожиданием. По мере расходования складских запасов потребность в уране будет возрастать. Если в 2000 г. фунт урана стоил около 7 долл., то за последние годы произошел сверхмощный рывок цен. Так, к середине 2007 г. цена фунта уранового концентрата вплотную приблизилась к 102 долл.

Европейский Союз предлагает собственные подходы по удовлетворению мирового спроса на «мирный атом». Причем делается это в тесной связке с геополитическими интересами ЕС и с учетом рисков, связанных с ядерным досье Ирана. 9 декабря 2008 г. Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Х. Солана озвучил планы объединенной Европы по созданию «банка ядерного топлива» для гарантированного удовлетворения потребностей европейских импортеров урана и централизации решения вопроса обогащения ядерного топлива. Планы ЕС в создании подобного «банка», по словам Х. Соланы, имеют оперативный характер своей реализации (установлен срок до 2010 г.) и оцениваются примерно в 25 млн евро [13].

Если для США вопрос доступа к месторождениям урана имеет более коммерческий характер, проявляющий себя в ограничении возможного роста мировых цен на уран, то для России и Китая данный вопрос все больше принимает геополитический окрас создания вокруг себя пояса благоприятного доступа к залежам урана.

В связи с ожидаемым в России дефицитом природных ресурсов в долгосрочной перспективе и урана в том числе руководством страны принято стратегическое решение не продавать свои запасы природного урана на мировом рынке. По оценкам российских экспертов, Россию ждет дефицит по 36 основным видам природных ресурсов. За предстоящие 15 лет страна исчерпает разведанные запасы нефти, газа, свинца, 75 % меди, молибдена, никеля, олова, серебра, цинка, а золота и алмазов еще быстрее. Совсем плохо с запасами урана [14].

Уже сегодня в России производство природного урана составляет лишь около 20 % от потребности. Пока дефицит покрывается за счет накопленных еще в советское время складских запасов. К 2010 г. требуется увеличить производство природного урана вкупе с ростом его закупок за рубежом до 7,5 тыс. т в год, а к 2020 г. этот рост должен достичь 14—15 тыс. т.

Во время саммита G8 в Санкт-Петербурге в 2006 г. была достигнута договоренность о создании сети международных центров по обогащению урана, а в мае 2007 г. в Ангарске (Иркутская область) Россией и Казахстаном был создан международный центр по обогащению урана. Армения стала третьей страной — участником договора, уже с весны 2007 г. активизировались усилия по созданию совместного с Арменией российско-армянского предприятия в этой сфере. Геологоразведочные работы на территории Армении, которые планируется провести до 2010 г., и после этого обсуждение деталей возможного соглашения ждут своего осуществления [15].

По данным на декабрь 2008 г., созданное в соответствии с российско-армянскими договоренностями ЗАО «Армяно-Российская горнорудная компания» разрабатывает проект геологоразведочных работ на уран и другие полезные ископаемые на территории Армении.

У России есть свои интересы на вновь формируемом рынке «мирного атома» Турции. Россией приобретены атомные и железнодорожные активы Армении, предприняты инициативы по скорейшему сухопутному открытию армяно-турецкой границы, получен тендер на строительство первой атомной электростанции на территории Турции. Из этого следует, что на запасы урана в Армении рассчитывают также Турция для удовлетворения перспективных потребностей в этом ресурсе.

Разблокирование сухопутной границы между Арменией и Турцией и принятие турецкими властями окончательного решения в пользу российского строительства турецкой АЭС подтверждают, что в перспективе к 2009—2010 гг. в регионе Южного Кавказа и вокруг него может сложиться качественно иная ситуация, создающая дополнительные условия для региональной безопасности как в ее военно-политическом, так и в энергетическом проявлениях.

Проект развития турецкой национальной ядерной энергетики предусматривает помощь США в создании на территории Турции центра по обогащению урана, что, помимо прочего, создаст возможность для Ирана покупать ядерное топливо у Турции. На основе этого делается предположение,

что таким образом США хотят использовать в будущем Турцию в качестве ядерного энергетического центра для противодействия инициативам России, направленным на создание в рамках МАГАТЭ в г. Ангарске центра по обогащению урана. США, контролируя турецкий ядерный рычаг, могут попытаться использовать его не только в качестве инструмента давления на Иран, который сам стремится обогащать уран, но и для реализации своих политических, экономических и военных планов на Ближнем и Среднем Востоке.

Происходящие на Юге, в частности, в Армении, процессы, говорят о большом интересе к этому региону многих ведущих мировых держав. В настоящее время железнодорожное сообщение Армении с внешним миром блокировано со стороны Турции и Азербайджана. Из-за грузино-российского противостояния нет железнодорожного сообщения и с Россией.

Однако уже 3 апреля 2009 г. в Ереване был подписан меморандум о строительстве железной дороги Иран — Армения. Эта дорога будет иметь важное региональное значение и фактически «продолжит шелковый путь в виде железнодорожного сообщения». Соглашение о строительстве железной дороги планируется подписать во время визита в Тегеран президента Армении Сержа Саргсяна.

Россия также выразила готовность участвовать в этом проекте на разных уровнях — от проектирования до финансирования и строительства.

С целью получения кредита для строительства железной дороги Армения ведет переговоры с Всемирным Банком, Азиатским банком развития. Предварительное ТЭО проекта будет готово в течение трех месяцев.

Иран обеспечит выход Армении к Персидскому заливу и доступ к иранским портам, что очень важно для экономического развития страны, не имеющей морского сообщения. Протяженность железной дороги может составить 470 км, в том числе 60 км — по территории Ирана, а остальные — по территории Армении. Строительство железной дороги Иран — Армения, объявленное президентом РА национальным проектом, займет, по разным оценкам, 3—4 года. Железная дорога позволит выйти Армении через Иран к Персидскому заливу и рынкам Центральной Азии.

Еще раньше, в начале 2008 г., на базе ЗАО «Армянские железные дороги» (после того, как армянская компания была передана в концессионное управление Российским железным дорогам) была создана ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». Согласно концессионному договору компания

43

ЮКЖД приняла на себя обязательства по развитию всей инфраструктуры армянской железной дороги. Срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет.

Инвестиционная программа ЮКЖД на все 30 лет концессионного управления — около 470 млн долл. по текущему курсу. Несмотря на финансовый кризис, ЮКЖД продолжает инвестировать в железную дорогу Армении.

В перспективе ОАО «РЖД» планирует инвестировать в развитие армянской железной дороги еще 580 млн долл., из которых 220 млн долл. планируется инвестировать в течение ближайших пяти лет [16].

ЗАО «ЮКЖД» выступает за открытие всех границ со всеми соседями Армении: железная дорога должна действовать вне зависимости от границ и позиций государств во благо деятельности экономических субъектов.

Ранее сообщалось, что компания ЗАО «ЮжноКавказская железная дорога» намерена понизить тарифы на перевозку цемента из Армении на 30 %, а также снижает тарифы на контейнерные перевозки.

Турецко-армянская сухопутная граница закрыта Анкарой с 1993 г., но между Стамбулом и Ереваном работают регулярные авиарейсы. Предварительным условием открытия границы Анкара ставит существенный прогресс в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, а также отказ Армении от требования признать геноцидом события 1915 г. в Османской Турции. Армения также является единственной страной на постсоветском пространстве, с которой у Турции нет дипломатических отношений. Тем не менее граждане Армении свободно посещают Турцию (как самолетом, так и сухопутным путем, в основном через Грузию) и даже работают там (по разным оценкам, в этой стране работают от 10 до 70 тыс. граждан Армении). Согласно официальным статистическим данным Армении ее товарооборот с Турцией за 2008 г. составил свыше 148 млн долл., т. е. 3 % от объема всего товарооборота Армении за весь прошлый год. Торговля между странами ведется в основном через территорию Грузии и Ирана [17].

В итоге реализации проектов по разблокированию Армении станет еще труднее вернуть армянскую продукцию на южнороссийский рынок и, как следствие, может произойти прозападная переориентация Армении, как это было не раз в бывших республиках СССР (что совсем не выгодно России).

Поэтому при разработке стратегических планов

развития региона необходимо учитывать внешнеэкономические приоритеты страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сергей Иванов. Внешнеэкономическая деятельность Краснодарского края. — Источник: http://www.ip2b.ru/studies/overseas_ trade/Vneshneekonomicheskaya — deyatelnost-krasnodarskogo-kraya. html.

2. Внешнеэкономическая деятельность организаций Краснодарского края: Стат. сб. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. — Краснодар, 2008. - 73 с.

3. Программа «Поддержка экспорта в Краснодарском крае на 2010-2012 гг.».

4. http://economy. kubangov. ru.

5. Маркарян В. Р. Направления экономического сотрудничества регионов Юга России //Журнал «Проблемы прогнозирования», № 5, 2008. С. 69-81.

6. Виген Акопян. Кризис у берегов России: смерть многовекторности и вакуум силы. - Источник: www. regnum. ru/news

7. Арам Гарегинян. АрмИнфо. Источник: noev-kovcheg.ru.

8. http: www.lenty.ru/region/all — skavkaz.rfn.ru/ shtml.

9. Михаил Агаджанян. Источник: Фонд «Нора-ванк».

10. http://skavkaz.rfn.ru/section.html.

11. http://www. kremlin.ru/.

12. Supply of Uranium, http://www.world-nuclear. org/info/inf75.html (World Nuclear Association, June 2008).

13. Гурьев А. А. Россия укрепляет позиции в атомной энергетике Турции. — http://www. iimes. ru., 30.12.2008.

14. Кириенко С. В. Год на посту руководителя Роса-тома: комментарии и аналитика. Завершился первый год эры «атомного ренессанса» в России. — http://www.rosatom.ru/view/kirienko/ page3/, 2006.

15. Источник: ПРАЙМ-ТАСС.

16. Екатерина Щербакова. Интеграция возможностей //Газета «Гудок», № 18 (24251) от 4 февраля 2009 г.

17. Интернет-СМИ «Кавказский узел» — http://53. kavkaz-uzel.ru/articles/82584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.