МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
К.П. Марабян
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
В статье рассматриваются двусторонние отношения между Россией с одной стороны, и государствами региона Южного Кавказа, с другой. Рассматриваются основные направления политики России в регионе Южного Кавказа. Статья фокусирует внимание на значение этого региона для России, а также ключевую роль России в регионе Южного Кавказа. Дан обзор российско-азербайджанских, российско-армянских и российско-грузинских отношений. Отношения России с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой и частично признанными Абхазией и Южной Осетией рассматривается в контексте вышеперечисленных двусторонних отношений.
Кавказское направление внешней политики России имеет большое значение в вопросах обеспечения национальной безопасности России. Кавказский кризис 2008 г. показал потенциальную конфликтность региона и угрозы безопасности России. Сейчас в регионе протекают уже другие процессы. Намерение Армении вступить в Таможенный союз, смена руководства Грузии и подписание Грузией договора об ассоциации с ЕС запускают новые механизмы взаимодействия между странами региона, с одной стороны, и Россией, с другой стороны. Может поменяться и формат отношений между республиками региона.
Основная цель статьи - показать роль России в вопросах региональной безопасности Южного Кавказа. Регион имеет конфликтные территории, среди которых особо выделяются Нагорно-Карабахская Республика, Республика Абхазия и Республика Южная Осетия. И в случае эскалации конфликтов вокруг вышеперечисленных субъектов Россия не сможет остаться в стороне. Для региона жизненно важными вопросами являются мир и стабильность. И Россия в этих вопросах играет ключевую роль.
Ключевые слова: региональная безопасность, Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, национальная безопасность.
Исторически регион Южного Кавказа является зоной жизненно важных интересов российского государства. С XVIII в. Российская империя стала активно проникать на Южный Кавказ. Уже в 1723 г. к Российской империи были присоединены территории современных Северного Азербайджана и Дагестана. По Георгиевскому трактату 1783 г. Картли-Ка-хетинское царство (грузинское государственное образование, часть нынешней территории Грузии) перешло под российский протекторат [3]. Позднее, в результате русско-персидской войны 1826-1828 г. к России была присоединена и Восточная Армения. С этого времени Южный Кавказ стал частью российского государства. Происходили территориальные изменения в результате русско-турецких войн, однако Южный Кавказ оставался в составе России, а затем стал и частью Советского Союза.
Россия после распада Советского Союза оказалась перед вызовом развала страны, и во внешней политике особой активности не проявляла ввиду многочисленных внутренних проблем. Но постепенно она определялась во внутренней и внешней политике. С приходом в 1996 г. на пост министра иностранных дел Е.М. Примакова Россия заявила о себе как о глобальном акторе мировой политики, в том числе и на кавказском направлении. После прихода к власти В.В. Путина Россия окрепла и в политическом, и экономическом плане. На кавказском направлении уже многое было утеряно, но постепенно Россия стала активизироваться и на этом направлении.
Южный Кавказ является регионом жизненно важных российских интересов. Для России Южный Кавказ важен и в плане сохранения стабильности на Северном Кавказе. Фактор региона Южного Кавказа ввиду его важности нашёл свое место в концептуальных документах России. Для России недопустима дестабилизация обстановки на Южном Кавказе [4]. Отметим, что Южный Кавказ является регионом, где переплетаются геополитические интересы России, США, НАТО, Европейского союза (ЕС) и Китая [13].
Россия - Азербайджан
Отношения России и Азербайджана развиваются динамично, особенно - в экономике. Азербайджан является членом СНГ. Однако из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Азербайджан вышел в 1999 г. Сотрудничество России и Азербайджана в военно-технической сфере сводится к поставкам российского вооружения в эту закавказскую республику. Россия поставила в Азербайджан два дивизиона С-300 ПМУ-2 «Фаворит» и 100 танков Т-90С. Третий дивизион ракетных систем не был продан Азербайджану. Некоторые специалисты увязали этот эпизод с отказом Баку от пролонгации договора об аренде Габалинской РЛС на приемлемых для России условиях.
Учитывая тот факт, что Азербайджан богат углеводородами, многие иностранные компании инвестируют именно в эту сферу азербайджанской экономики. Здесь преуспела российская компания «Лукойл». В 1995 - 2009 гг. она вложила в местную экономику свыше 1 млрд долл. США инвестиций, реализовав ряд проектов в различных отраслях экономики. В сфере добычи газа и конденсата действует группа «Лукойл Оверсиз». В Азербайджане «Лукойл Оверсиз» является участником консорциума по разведке и разработке морского газоконден-сатного месторождения «Шах-Дениз» с долей участия в проекте 10%. Развито российско-азербайджанское энергетическое сотрудничество. В сфере продажи газа продолжается плодотворное сотрудничество между российским ОАО «Газпром» и азербайджанской ГНКАР. В сфере транзита нефти в 2012 г. по нефтепроводу Баку-Новороссийск было прокачено 1997,3 тыс. тонн нефти.
В целом товарооборот России с Азербайджаном в 2012 г. достиг рекордного уровня и составил 3407,8 млн долл. США. При этом российский экспорт в страну составил 2844,0 млн долл. и по сравнению с 2011 г. увеличился на 13,6%. Азербайджанский экспорт в Россию составил 563,8 млн долл. и по сравнению с 2011 г. снизился на 1,4%. Основными товарами российского экспорта являются машины, оборудование и транспортные средства, продовольствие, чёрные и цветные металлы, металлопрокат, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, химическая продукция, электроэнергия. Азербайджан же поставлял в Россию продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё. В прикаспийской республике работают также и другие ведущие российские компании, такие, например, как «ВТБ» и «Балтика» [9].
Активно развивается российско-азербайджанское сотрудничество и в гуманитарной сфере. Есть значительные успехи в области образования. В Баку действует филиал МГУ им. М. Ломоносова, а также Бакинский славянский университет.
Отметим также, что в российско-азербайджанских отношениях есть и проблемы. Главными среди этих проблем можно назвать проблему делимитации государственной границы и вопрос реки Самур, а также вопрос статуса Каспийского моря. Проблему границы удалось решить подписанием в 2010 г. Договора о государственной границе и «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур» [7].
Азербайджан реализовал совместно с Турцией, США и Великобританией ряд энергетических проектов. Среди этих проектов выделим нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум. Эти проекты направлены на создание маршрутов транспор-
тировки энергоносителей в обход России. Бывшая советская республика также стала одной из стран-учредителей региональной организации ГУАМ (ГУУАМ) и очень тесно сотрудничает с США и Израилем в военно-технической сфере. С учётом скрытых территориальных претензий с азербайджанской стороны к Ирану нельзя исключать вероятность того, что Азербайджан станет союзником США в противостоянии с Ираном. А это противоречит интересам России на Южном Кавказе. Турецко-азербайджанские отношения характеризуются фразой «Один народ - два государства». Чрезмерное усиление влияния Турции в Азербайджане также противоречит интересам России на Южном Кавказе. В целом отношения России и Азербайджана можно охарактеризовать как партнёрские и дружественные.
Россия - Армения
Российско-армянские отношения характеризуются как стратегическое партнёрство. На высоком уровне находится армяно-российское военно-техническое и военно-политическое сотрудничество. В городе Гюмри в 1995 г. была сформирована 102-я военная база, которая дислоцирована на территории Армении без каких-либо денежных компенсаций. Первоначально договор был подписан на 25 лет.. Армения сотрудничает с Россией как на двусторонней основе, так и в рамках ОДКБ. Армения делает особый акцент на взаимоотношения с ОДКБ [5]. Членство в ОДКБ является одной из составляющих обеспечения безопасности Армении. Армения придаёт большое значение развитию военной составляющей ОДКБ и созданию военных формирований в рамках этой региональной организации.
Российские и армянские вооружённые силы совместно охраняют армяно-турецкую и армяно-иранскую границы - внешние рубежи СНГ. Совместно охраняется и воздушное пространство Армении. В аэропорту «Эребуни» близ Еревана дислоцируются совместно ВВС Армении и России. Также армянские вооружённые силы участвуют в несении боевого дежурства в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. Российская военная база оснащена зенитно-ра-кетными комплексами С-300 и истребителями МиГ-29. Сформирована объединённая российско-армянская войсковая группировка. К этому следует добавить и подготовку армянских офицерских кадров в военных учебных заведениях России. Подчеркнём, что военное присутствие России на Кавказе имеет особую важность для безопасности Армении и как фактор обеспечения военно-политического равновесия в регионе [14].
Существенны достижения двух стран в экономической области. Россия играет ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности Армении. Учитывая полублокадное состояние Армении, развитие энергетического сектора
является важнейшим компонентом безопасности страны. До ввода в эксплуатацию в 2007 г. газопровода Иран - Армения Россия являлась единственным поставщиком природного газа в Армению. Это актуально и сейчас, так как иранский газ перерабатывается в электричество и поставляется обратно в Иран. Газопровод Иран -Армения имеет большое значение по причине частых нештатных ситуаций на газопроводе из-за того, что из России газ попадает в Армению через Грузию. В газовой сфере республики работает компания «АрмРосгазпром», которая на 80% принадлежит российскому «Газпрому». Именно ЗАО «АрмРосгазпром» осуществляет проект «Раздан-5».
В 2006 г. между Правительством Республика Армения и ОАО «Газпром» было подписано соглашение, в соответствии с которым ЗАО «АрмРосгазпром» приобретает активы пятого энергоблока Разданской ТЭС с обязательствами по завершению его строительства и модернизации. Согласно проекту ЗАО, «АрмРосгазпром» достроит энергоблок до мощности 440 МВт. Помимо оплаты стоимости приобретения активов незавершённого 5-го энергоблока Разданской ТЭС в размере 248,8 млн долл. США, ЗАО «АрмРосгазпром» осуществил инвестиции в энергоблок общим объёмом порядка 150 - 170 млн долл. США. Планируется, что ввод 5-ого энергоблока в эксплуатацию обеспечит Армении возможность увеличения поставок электроэнергии в Грузию.
Другим примером сотрудничества Армении и России в энергетической сфере является Мецаморская АЭС, полностью работающая на российском сырье. Здесь активно работает российская компания ОАО «Интер РАО ЕЭС», которая и управляет Мецаморской АЭС. АЭС является гарантом энергетической безопасности Армении и рассматривается также как один из ведущих факторов повышения экономической, и, как следствие, политической конкурентоспособности Армении в регионе. Армения сегодня является единственной страной на Южном Кавказе способной экспортировать электроэнергию. К тому же ЗАО «Электрические сети Армении» является дочерней структурой ОАО «Интер РАО ЕЭС».
ЗАО «Электрические сети Армении» осуществляет деятельность по передаче и распределению электроэнергии на территории Республики Армения. Компания является единственным в стране оператором, с которым все остальные юридические и физические лица имеют право осуществлять операции по покупке или продаже электроэнергии. Таким образом, в сфере энергетики Россия играет ключевую роль в Армении. Роль России отражена в Стратегии национальной безопасности Армении: «Республика Армения, располагая ограниченными природными ресурсами, находится в энергетической зависимости. Осуществлённые реформы позволили уменьшить эту зависимость, сформировав
эффективные взаимоотношения в энергетической сфере как внутри страны, так и с основным партнёром по поставкам энергоносителей - Российской Федерацией» [15].
Российские компании присутствуют практически во всех сферах экономики Армении. В транспортной сфере активно работает ОАО «РЖД». Государственное ЗАО «Армянская железная дорога» в 2008 г. было передано в управление ЗАО «ЮКЖД». Согласно договору, срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет после первых двадцати лет работы по взаимному согласию сторон.
Существенно присутствие российского капитала и в банковской сфере Армении, в сферах страхования, телекоммуникаций и в алюминиевой промышленности. В банковской сфере работают российские «ВТБ», «Арэксим-банк», входящий в группу «Газпромбанка» и др. На телекоммуникационном рынке работают «Вымпелком» и «МТС». Кстати, два из трех армянских сотовых операторов принадлежат российским компаниям.
Россия является ключевым торговым партнёром Армении. В 2008 г. Россия занимала 1-е место в армянском экспорте с показателем 19,7%. Почти столько же процентов в импорте - 19,2%. И этот показатель вывел Россию на первое место среди торговых партнёров Армении. В 2011 г. товарооборот между Россией и Арменией составил 1,1 млрд долл. США. Удельный вес России в армянском экспорте составил 16,7%. По этому показателю Россия занимает лидирующие позиции. Только в 2009 г. Россия незначительно уступила лидерство Германии. А в импорте Россия лидирует уже несколько лет подряд с удельным весом в 2011 г. - 21,5%. Кстати, у занимающего второе место Китая удельный вес не дотягивает и до 10% [16]. Взаимная торговля между Россией и Арменией осложнена изолированностью Армении.
Можно выделить и сотрудничество Армении и России в гуманитарной сфере. В Армении действуют филиалы российских ВУЗов, а также межгосударственный Российско-Армянский (Славянский) университет. Есть договоренность о создании в Ереване филиала МГУ
Армения является активным участником СНГ. И Россия, и Армения выступают за укрепление СНГ. Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию Карабахского конфликта. И благодаря усилиям России был подписан единственный документ после окончания войны в Нагорном Карабахе в 1994 г. В результате кавказского кризиса 2008 г. Россия укрепила свои позиции на Южном Кавказе и активизировалась в переговорном процессе по Нагорному Карабаху. Итогом этого стала «Декларация Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации». Документ получил название «Майендорфская декларация» по названию замка Майендорф в
Подмосковье, где был подписан документ [2]. Самим фактом подписания документа удалось снизить напряжённость в карабахском конфликте.
Новый формат сотрудничества России и стран Южного Кавказа уже вырисовывается. Отношения России и Армении могут значительно укрепиться и выйти на совершенно новый уровень со вступлением Армении в Таможенный союз (ТС). Руководство республики уже официально высказалось о таком намерении. После заявления о намерении вступить в ТС армянским руководством были предприняты реальные шаги в этом направлении. 2 декабря 2013 г. состоялся государственный визит президента России В. Путина в Армению. Президенты двух стран посетили российскую военную базу в Гюмри, затем приняли участие в армяно-российском межрегиональном форуме. А уже в Ереване состоялись российско-армянские переговоры, в ходе которых был подписан пакет документов. Были подписаны соглашения о поставках российских энергоносителей в Армению и о порядке ценообразования. Было также подписано соглашение о продаже российскому «Газпрому» пакета акций компании «АрмРосгазпром», принадлежащей правительству Армении. «Газпром» стал владельцем 100% уставного капитала компании. Были также подписаны документы о сотрудничестве в различных сферах, в частности, ядерной безопасности, туризма, гуманитарного сотрудничества и т.д.
Многие специалисты, как в Армении, так и в России заявляли о том, что вступление Армении в ТС будет положительно влиять на армянскую экономику. Успешный опыт интеграции Армении в данную организацию может привлечь и соседние страны. Особенно интересно выглядели бы перспективы Ирана как страны-кандидата на членство в ТС. Интересно будет понаблюдать течение дел в вопросе Нагорного Карабаха, имея в виду контекст членства Армении в ТС. В таком случае Нагорный Карабах может стать членом этого союза если не де юре, то де факто.
Объявление о намерении вступления Армении в данную интеграционную организацию стало неожиданным шагом армянского руководства из-за подготовки им Соглашения об ассоциации Армении с ЕС. В Вильнюсе 29 ноября 2013 г. на саммите «Восточного партнерства» страны постсоветского пространства - Грузия, Азербайджан, Украина, Молдова и Армения -должны были подписать Соглашения об ассоциации с ЕС. Однако во время визита в Москву 3 сентября 2013 г. президент Армении С. Сарг-сян объявил о намерении Армении вступить в ТС. В итоге в Вильнюсе вместо Соглашения об ассоциации было сделано совместное заявление Армении и ЕС. В нём, в частности, говорится: «...Европейский союз и Армения констатируют, что завершили переговоры по Соглашению об Ассоциации, в том числе по созданию зоны глубокой и всеобъемлющей торговли, однако, не парафируют его вследствие принятия Арменией
новых международных обязательств. Стороны условились о необходимости обновить План действий Европейской политики соседства Армения - ЕС» [8].
А Грузия подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, и теперь в регионе Южного Кавказа будут соприкасаться ЕС и ТС. Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, в случае корректировки политики ЕС в регионе из-за отказа Армении от подписания соглашения об ассоциации, ЕС может потерять интерес к Грузии. И в случае налаживания российско-грузинских отношений есть вероятность если не вступления её в ТС, то тесного сотрудничества в сфере экономики.
Россия - Грузия
Россия активно принимала участие в переговорных процессах начала 1990-х гг. по конфликтам в Абхазии и Южной Осетии. Итогом войн в Абхазии и Южной Осетии стали Московские и Сочинские соглашения между Россией и Грузией. Как позже оказалось, война прекратилось лишь на время. В 1990-х гг. России удалось разместить свои базы на территории стран Южного Кавказа, в том числе на территории Грузии: 12-я военная база в Батуми, 62-я военная база в Ахалкалаки, а также штаб ГРВЗ (группа российских войск в Закавказье) в Тбилиси и аэродром в Вазиани.
После прихода к власти М. Саакашвили в 2004 г. внешняя политика Грузии стала больше ориентироваться на евроатлантические структуры. Страна начала открыто заявлять о желании войти в НАТО [17]. Надо отметить, что и при Э. Шеварднадзе российско-грузинские отношения не отличались стабильностью. Тбилиси и Москва расходились во мнениях относительно непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии. Грузинское руководство требовало полной реинтеграции этих республик в свой состав. Россия с такой постановкой вопроса не соглашалась.
С началом Второй чеченской кампании в 1999 г. напряжённость в отношениях выросла из-за того, что Россия обвиняла Грузию в поддержке чеченских боевиков и требовала освободить от них Панкисское ущелье. Это ущелье находится в Ахметском районе Грузии, где проживают этнические чеченцы, которых называют кистинцами. Они разговаривают на одном из диалектов чеченского языка - кистинском. К тому времени в ущелье проживали и беженцы из Чечни. Грузия провела военную операцию в ущелье, однако российское руководство поставило под сомнение эффективность проведённой операции. События в Панкисском ущелье стали одной из причин введения Россией визового режима для граждан Грузии в декабре 2000 г. Этот шаг способствовал ухудшению отношений между странами.
Новая власть во главе с М. Саакашвили попыталась решить конфликтные вопросы, однако затем резко поменяла свою политику на открытую конфронтацию с Россией, в результате возник кавказский кризис 2008 г. Были прерваны
все контакты между странами, вплоть до дипломатических. Кавказский кризис 2008 г. отложил и вопрос о вхождении Грузии в НАТО [6]. После кавказского кризиса 2008 г. в вероятность скорого возобновления диалога между Россией и Грузией многие не верили, так как российские власти говорили о невозможности переговоров с М. Саакашвили и его командой. В 2007 г. в Грузии были ликвидированы российские военные базы. И лишь в Абхазии и Южной Осетии оставались российские миротворческие силы.
Здесь ситуация кардинально изменилась после кавказского кризиса 2008 г. Россия признала независимость Абхазии [10] и Южной Осетии [11]. После установления дипломатических отношений Россия и Абхазия договорились о создании российских военных баз в республике. В Гудауте разместилась 7-я военная база России. В соответствии с российско-абхазским соглашением, в состав объединённой военной базы вошли бывшие миротворческие объекты и военный аэродром Бомбора, расположенные в районе города Гудаута. А также войсковой полигон и часть морской бухты под Очамчирой и российско-абхазские военные объекты в Кодор-ском ущелье и около реки Ингури. Россия начала строительство и ремонт казарм, военных городков и других объектов военной инфраструктуры.
7-я военная база России в Абхазии укомплектована новейшими видами вооружений, в частности - танками Т-90А. Срок функционирования базы - 49 лет с возможностью автоматической пролонгации на 15 лет. С 2009 г. также и в Южной Осетии дислоцируется 4-я объединённая военная база российских вооружённых сил. База расположена в городах Цхинвал и Джава. В соответствии с российско-югоосетинским соглашением в состав объединённой военной базы вошли бывшие миротворческие объекты встолице Цхинвале, полигон в Дзарцеме, военный городок радиолокационной роты рядом с Цхинвалом и аэродром совместного базирования в селении Курта. Оплата аренды базы не предполагается. Срок функционирования базы - 49 лет, с возможностью автоматической пролонгации 15 лет.
Для России важны добрососедские отношения с Грузией, окончательно разорванных после кавказского кризиса 2008 г. Не в интересах России вступление Грузии в североатлантический альянс НАТО. В сфере экономики, тем не менее, Грузия и Россия активно сотрудничали. В
2004 - 2005 гг. была зафиксирована наибольшая плодотворность в торговых отношениях между двумя странами. Если в 2004 г. на Россию приходилось более 16% грузинского экспорта, то в
2005 г. - более 17%. В грузинском импорте доля России более существенна в абсолютных показателях (555 млн долл. США - самый большой показатель датируется 2006 г.). В процентном соотношении в 2005 г. она составляла более 15%, а в 2012 г. - 6% [18]. В 2006 г. Россия запретила поставки и продажу на своей территории гру-
зинских вин и минеральной воды «Боржоми» [12]. Частично этим было обусловлено снижение доли России в грузинском экспорте.
В целом, несмотря на конфликтные политические отношения, российские компании активно инвестировали в экономику Грузии. В сфере телекоммуникаций активно работает российская компания «ВымпелКом» (торговая марка Билайн). Грузинский оператор связи ООО «Мобител» входит в Группу компаний «ВымпелКом». На энергетическом рынке активно работают «Лукойл» (дочерняя «Лукойл Джорджия») и ОАО РАО «ЕЭС России» (контролирует около 20 % генерирующих мощностей Грузии, а также владеет 75 % акций АО «Тэласи» крупнейшего дистрибьютора электроэнергии в Грузии). Положительной тенденцией в торговле между странами стало снятие запрета на поставки грузинского вина и минеральной воды «Боржоми» в Россию. Летом 2013 г. возобновились поставки минеральной воды «Боржоми» и грузинских вин в Россию.
В октябре 2012 г. на парламентских выборах в Грузии победила коалиция партий «Грузинская мечта» и сформировала новое правительство во главе с Б. Иванишвили. Акценты во внешней политике Грузии изменились. Новое руководство объявило о желании восстановить отношения с Россией. Так, во время визита министра обороны Грузии И. Аласания в Армению 7 марта 2013 г. было сделано заявление о том, что Грузия больше не рассматривает российскую военную базу в Армении как угрозу грузинской государственности. Было сказано также о возможности открытия железной дороги, связывающей Армению с Россией через Абхазию. Премьер-министр Грузии Б. Иванишвили, в свою очередь, заявил о нецелесообразности строительства железной дороги Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку. Открытие железной дороги, связывающей Армению и Грузию с Россией через Абхазию выгодно в первую очередь Армении, так как прорывает турецко-азербайджанскую блокаду. Она важна и для России, которая увеличивает свое
экономическое влияние в Грузии и присутствие в Армении.
27 октября 2013 г. в Грузии прошли президентские выборы. Победителем стал Г. Маргве-лашвили, выдвинутый от коалиции «Грузинская мечта».
***
В отношениях России с Арменией, Абхазией и Южной Осетией можно констатировать высокий уровень интеграции, особенно в области обеспечения безопасности, экономики и гуманитарного сотрудничества. Это актуально и в российско-азербайджанских отношениях, за исключением военно-политического сотрудничества. Однако можно отметить успехи России в военно-технической области в отношении с Азербайджаном.
Отношения России с Грузией постепенно меняются. В связи со сменой политической власти можно ожидать улучшения отношений в самое ближайшее время. Вот что сказал Президент РФ В. Путин о политике России в регионе: «Что касается Закавказья, то Россия отсюда никогда уходить не собиралась. Наоборот, мы собираемся укреплять свои позиции в Закавказье» [1]. Думается, что это высказывание подразумевает и определённые действия. Стоить ожидать прояснения ситуации после вступления Армении в ТС летом 2014 г. Тогда уже станет ясно на практике, что обретает и что теряет Армения. И если экономический эффект будет ощутимым, то у Грузии и Азербайджана может возникнуть желание если не вступить в ТС, то хотя бы начать активное сотрудничество с ним. Отношения России и Грузии будут налаживаться медленно, особенно учитывая позиции стран по вопросам Абхазии и Южной Осетии. Что касается Азербайджана, то он выбрал выжидающую позицию по отношению к России, ОДКБ и ТС. Со вступлением Армении в ТС следует ожидать активизации Азербайджана и оживления Грузии. Ждать осталось недолго.
Список литературы
1. Выступление на заседании Российско-армянского межрегионального форума. 2.12.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ 1гап5сг1р15/19733 (Дата обращения: 12.12.2013).
2. Декларация Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации. 2 ноября 2008 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://archive. kremlin.ru/text/docs/2008/11/208670.shtml (Дата обращения: 26.11.2013).
3. Договор о признании царем Картлинским и Кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России (Георгиевский трактат). 24 июля 1783 г. [Электронный ресурс] // Сайт исторического факультета МГУ. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/georgia.htm (Дата обращения: 29.11.2013).
4. Концепция внешней политики Российской Федерации. 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД РФ. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.ns170/6D84DDEDEDBF7DA644 257В160051БР7Р (Дата обращения: 19.10.2013).
5. Марабян К. П. Теоретические и практические основы «Стратегии национальной безопасности Республики Армения». // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №1 (28). С. 83-87.
6. Минасян С. Три года без войны. // Свободная мысль. 2011. № 9 (1627). С. 19-32.
7. Ратифицирован договор о государственной границе между Россией и Азербайджаном. 27 июня 2011 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/news/11756 (Дата обращения: 16.10.2013).
8. Совместное заявление Республики Армения и Европейского Союза. 29.11.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД Армении. - Режим доступа: http://mfa.am/ru/press-releases/item/2013/11/29/ eujs/ (Дата обращения: 12.12.2013).
9. Торгово-экономические связи. [Электронный ресурс] // Официальный сайт посольства России в Азербайджане. - Режим доступа: http://embrus-az.com/economic_partnership.html (Дата обращения: 29.11.2013).
10. Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1260 «О признании Республики Абхазия». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=47559
11. Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1261 « О признании Республики Южная Осетия». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://document.kremlin.ru/doc. asp?ID=47560 (Дата обращения: 8.12.2013).
12. Шестаков Е. Вино отрезвило министра. [Электронный ресурс] // Российская газета № 4053 от 26 апреля 2006 г. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/04/26/gruziya.html (Дата обращения: 11.12.2013).
13. Юрьева Т. В. Политика НАТО в отношении Центральной Азии и Закавказья. [Электронный ресурс] // Южный фланг СНГ. [Вып. 3]. «Общие соседи» и «восточные партнеры» сквозь призму Каспия. / редкол.: М. М. Наринский, А. В. Мальгин, А. Л. Чечевишников. - 2009. - С. 358. - Режим доступа: http://mgimo. ru/files/19286/Flang_2003.pdf (Дата обращения: 17.11.2013).
14. Zrnj imirniuGli ZiuGprnqbrnnLjajiuG iuuqiiiu^iuG ijn^rnpliG 25 декабря 2007г. [Электронный ресурс] // ¿mjmurnmG^ ZmGpm4hmnLpjmG 4mcm4mGnLPjmG Gm^mpmpnLpjni-G (Военная доктрина Республики Армении). - Режим доступа: http://www.mil.am/files/mil-doctrine-arm.pdf (Дата обращения: 20.11.2013).
15. Zrnj murnmGl ZmGpm^hrnnLpjmG mqqmj^G mG^rnmGqnLpjmG muqiim^mpnLjajm. G. 26 WG^mpli 2007р. [Электронный ресурс] // Zmj murnmGl ZmGpm^hrnnLpjmG ^mcrn^mGnLpjmG Gm^mpmpnLpjnL G (Стратегия национальной безопасности Республики Армения). - Режим доступа: http://www.mil.am/files/NATI0NAL%20%20SECURITY%20 STRATEGYarm.pdf (Дата обращения: 20.11.2013).
16. UprnmflG uiGinbuuiljuiG qnp&ni GhnLpjnLG. [Электронный ресурс] // Ц UqqmjlG ЧЬС uilluiqpuilluiG ^mnmjnLpjm G (Внешнеэкономическая деятельность. Национальная статистическая служба Армении). - Режим доступа: http://www.armstat.am/file/article/armenia_09_14.pdf (Дата обращения: 20.11.2013).
17. Ь^ботзэ^гоЬ эб^зБ^^о ^Ь^ботбгоэ&оЬ 3^633^306. 23.12.2011^. [Электронный ресурс] // Ьб^бботзэ^гоЬ отбзфбцзоЬ Ьб9оБоЬф6го (Концепция национальной безопасности Грузии.). - Режим доступа: http://www.mod.gov.ge/files/cfgeyzvjwhgeo.pdf (Дата обращения: 20.11.2013).
18. Ь^бэт зб3^т&й.[Электронный ресурс] // Ь^ботзэ^гоЬ Ьф.ьфоЬфозоЬ э^гозБ^^о Ьй9Ьй6^6о (Внешняя торговля. Национальная служба статистики Грузии.). - Режим доступа: http://www.geostat. ge/index.php?action=page&p_id=136&lang=geo. (Дата обращения: 20.11.2013).
Об авторe
Марабян Карен Паргевович - соискатель кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России, генеральный директор ООО «СК Арм-Ка». E-mail:[email protected]
MODERN POLICY OF RUSSIA ON THE SOUTHERN CAUCASUS
K.P. Marabyan
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia
Abstract: The bilateral relations between Russia on the one hand, and the countries of the Southern Caucasus region on the other hand are examined in the article. The main directions of Russian policy in the Southern Caucasus region are examined there. The article focusses attention to the value of the Southern Caucasus region for Russia and also to the key role of Russia in the Southern Caucasus region. The overview of Russian-Azerbaijani, Russian-Armenian and Russian-Georgian relations is given in the article. Russian relations with unrecognized Nagorno-Karabakh Republic and with partially recognized Abkhazia and South Ossetia are examined in the context of above-mentioned bilateral relations. The Caucasian direction of Russian foreign policy is of great
importance in questions of ensuring Russian national security. The Caucasian crisis of2008 showed potential conflictness of the region and safety hazard of Russia. Now other processes proceed already in the region. Armenian intention to join the Customs union, the change of Georgian leadership and signing of the agreement on association with EU by Georgia start new mechanisms of interaction between the region countries on the one hand and Russia on the other hand. The relation format between region republics can be changed. The main purpose of the article is to show Russian role in questions of the South Caucasus regional security. The region has the conflict territories, from which the Nagorno-Karabakh Republic, the Abkhazian Republic and the South Ossetia Republic are distinguished especially. And Russia won't be able to keep aloof in case of escalation of the conflicts around above-mentioned subjects. The vital questions for the region are peace and stability. And Russia plays a key role in these questions.
Key words: regional security, the South Caucasus, Russia, Azerbaijan, Armenia, Georgia, national security.
References
1. Vystuplenie na zasedanii Rossijsko-armjanskogo mezhregional'nogo foruma. [Speech at meeting of the Russian-Armenian Interregional Forum]. 2.12.2013 g. Available at: http://news.kremlin.ru/ transcripts/19733 (in Russ.).
2. Deklaracija Azerbajdzhanskoj Respubliki, Respubliki Armenija i Rossijskoj Federacii. [The Declaration of the Republic of Azerbaijan, Armenia and the Russian Federation]. 2 nojabrja 2008 g. Available at: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/11/208670.shtml (in Russ.).
3. Dogovor o priznanii carem Kartlinskim i Kahetinskim Irakliem II pokrovitel'stva i verhovnoj vlasti Rossii (Georgievskij traktat). [The Treaty of Georgievsk]. 24 ijulja 1783 g. Available at: http://www.hist.msu. ru/ER/Etext/georgia.htm (in Russ.).
4. Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. [The concept of foreign policy of the Russian Federation]. 12 fevralja 2013 g. Available at: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0Z6D84DDEDEDBF7DA64 4257B160051BF7F (in Russ.).
5. Marabjan K. P. Teoreticheskie i prakticheskie osnovy «Strategii nacional'noj bezopasnosti Respubliki Armenija». [Theoretical and Practical Fundamentals for Armenia's National Security Strategy.] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2013. №1 (28). S. 83-87. (in Russ.).
6. Minasjan S. Tri goda bez vojny. [Three years without war.]. 2011. № 9 (1627). S.19-32. (in Russ.).
7. Ratificirovan dogovor o gosudarstvennoj granice mezhdu Rossiej i Azerbajdzhanom. [The agreement on frontier between Russia and Azerbaijan is ratified.]. 27 ijunja 2011 g. Available at: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/news/11756 (in Russ.).
8. Sovmestnoe zajavlenie Respubliki Armenija i Evropejskogo Sojuza. [JOINT STATEMENT BETWEEN THE REPUBLIC OF ARMENIA AND THE EUROPEAN UNION]. 29.11.2013 g. Available at: http://mfa.am/ru/ press-releases/item/2013/11/29/euJs/ (in Russ.).
9. Torgovo-jekonomicheskie svjazi. [Trade and economic relations.]. Available at: http://embrus-az.com/ economic_partnership.html (in Russ.).
10. Ukaz Prezidenta RF ot 26.08.2008 № 1260 « O priznanii Respubliki Abhazija». [The decree of the Russian Federation President of August 26, 2008 No1260 "About recognition of the Abkhazia Republic"]. Available at: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=47559 (in Russ.).
11. Ukaz Prezidenta RF ot 26.08.2008 № 1261 « O priznanii Respubliki Juzhnaja Osetija». [The decree of the Russian Federation President of August 26, 2008 No1261 "About recognition of the South Ossetia Republic"]. Available at: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=47560 (in Russ.).
12. Shestakov E. Vino otrezvilo ministra. [Wine made the minister sober.]. Available at: http://www. rg.ru/2006/04/26/gruziya.html (in Russ.).
13. Jur'eva T. V. Politika NATO v otnoshenii Central'noj Azii i Zakavkaz'ja. [NATO policy concerning Central Asia and Trans-Caucasia.]. Available at: http://mgimo.ru/files/19286/Flang_2003.pdf (in Russ.).
14. The Military Doctrine of the Republic of Armenia. Available at: http://www.mil.am/files/mil-doctrine-arm.pdf (in Arm.).
15. National Security Strategy of the Republic of Armenia. Available at: http://www.mil.am/files/ NATIONAL%20%20SECURITY%20STRATEGYarm.pdf (in Arm.).
16. Foreign economic activity. Available at: http://www.armstat.am/file/article/armenia_09_14.pdf (in Arm.).
17. National Security Concept of Georgia. 23.12.2011 Available at: http://www.mod.gov.ge/files/ cfgeyzvjwhgeo.pdf (in Geo.).
18. External Trade. Available at: http://www.geostat.ge/index.php?action=page&p_id=136&lang=geo (in Geo.).
About the author
Karen P. Marabyan - applicant for PhD. at the Department of World Political Processes of the Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University). Director-general of "SK Arm-Ka" LLC. E-mail:[email protected]