Научная статья на тему 'Особенности и направления развития торгово-экономического сотрудничествароссии и Армении'

Особенности и направления развития торгово-экономического сотрудничествароссии и Армении Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
887
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Арутюнян Гаяне Рубеновна

В статье рассматриваются особенности развития торгово-экономического сотрудничества России и Армении, определяются и обосновываются релевантные факторы укрепления стратегической позиции обоих государств в экономическом пространстве региона, а также роль России в обеспечении полноценной реализации транзитно-сервисной функции Армении в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and directions of trade and economic cooperation of Russia and Armenia

The article examines the peculiarities of development of trade-economic cooperation between Russia and Armenia, relevant factors of strengthening the strategic position of the two states in the economic space of the region are determined and substantiated, as well as the role of Russia in providing the full realization of transit-service function of Armenia in the region.

Текст научной работы на тему «Особенности и направления развития торгово-экономического сотрудничествароссии и Армении»

УДК: 339.924

Арутюнян Г. Р., асп.

Особенности и направления развития торгово-экономического сотрудничества России и Армении

В статье рассматриваются особенности развития торговоэкономического сотрудничества России и Армении, определяются и обосновываются релевантные факторы укрепления стратегической позиции обоих государств в экономическом пространстве региона, а также роль России в обеспечении полноценной реализации транзитно-сервисной функции Армении в регионе.

Ключевые слова: внешнеторговые связи; стратегическое сотрудничество; торгово-экономическое взаимодействие.

Закавказье представляет собой неоднородное социально-экономическое пространство, динамика которого в последние годы характеризуется активной интеграцией стран этого региона в систему мирового хозяйства. В последние десятилетия определяющее значение для экономического развития Закавказских республик имели внешнеэкономические отношения Закавказских республик с Россией и другими республиками бывшего СССР и в меньшей степени друг с другом. Фактором закрепления данного положения, выступило, в том числе устранение энергетической зависимости Закавказских республик от поставок нефти из Азербайджана: с 1973 г. Закавказье стало снабжаться иранским газом по газопроводу через Азербайджан и далее в Армению и Грузию [1].

Распад СССР привел к активной трансформации моделей экономического развития стран Закавказья, наиболее либерализованной из которых в современный момент является экономика Армении, современной задачей развития которой в последние годы является диверсификация производства и повышение уровня интеграции в мировую экономику. Решение данной задачи в значительной степени определяется потенциалом укрепления российско-армянского торгово-экономического сотрудничества, расширение которого максимально отвечает, в том числе и внешнеэкономическим интересам России в закавказском регионе. Армения представляет собой важнейшего внешнеторгового партнера РФ, существование которого усиливает эффект геоэкономического присутствия России в регионе. Необходимость усиления последнего обусловлена ускорением процесса формирования новых экономических структур и рынков в Закавказье, освобождением производственных и торговых ниш, которые постепенно в условиях отсутствия конкуренции со стороны России могут перейти под контроль фирм дальнего зарубежья.

В этих условиях Россия и Армения формируют прочную систему внешнеторговых и внешнеполитических связей, платформу для развития которых составляет общность военно-политических и социально-экономических интересов двух стран в регионе. Наиболее активно развивается сотрудничество России и Армении в топливно-энергетическом комплексе и в военно-технической отрасли. Постоянно расширяется уровень рыночного присутствия российских инвестиций в топливноэнергетическом комплексе, цветной металлургии, химической промышленности, банковском секторе экономики Армении.

В целом, можно констатировать, что укрепление торгово-экономического сотрудничества России и Армении в регионе отвечает внешнеэкономическим инте-

ресам обоих государств и является важнейшим условием усиления их стратегических позиций в Закавказье. Последнее стремительно превращается в геоэкономическое поле стратегического соперничества основных международных экономических центров, заинтересованных в осуществлении контроля над сырьевыми и энергетическими ресурсами, а также транспортными коммуникациями, ведущими из Европы в Азию, что резко актуализирует необходимость расширения и углубления российско-армянских внешнеэкономических отношений.

Все это подчеркивает теоретическую и прикладную значимость научнопрактической проработки современных проблем развития торгово-экономических отношений России и Армении, методический ракурс эмпирической и концептуальной оценки которых, должен опираться на учет внешнеэкономических интересов обоих государств в регионе. Необходимость перманентного рассмотрения расширенного геоэкономического контекста Закавказья при анализе торгово-экономических отношений России и Армении составляет важный методический императив научного анализа последних. Это обусловлено тем фактом, что в частности, активное продвижение российского капитала на рынок Армении в значительной степени зависит от решения проблемы Нагорного Карабаха и нормализации грузино-абхазских отношений. Именно неурегулированность данных вопросов привела к нарушению коммуникаций и усилению зависимости от транспортного фактора во внешнеэкономических отношениях России и Армении. Недостаточная гармонизация нормативнозаконодательных актов (защита инвестиций, налоговое и таможенное законодательство) формирует дополнительный барьер на пути российского экспорта в Армению, что составляет дополнительную экономическую проблему, требующую своего разрешения [2].

Целью настоящей статьи является исследование особенностей и тенденций современного развития торгово-экономических отношений России и Армении, а также разработка научно-практических рекомендаций по формированию стратегии устойчивого развития интеграционного экономического сотрудничества двух стран в условиях нестабильной геоэкономической ситуации на Южном Кавказе.

Рабочая гипотеза исследования заключается в научном предположении, что развитие торгово-экономического сотрудничества России и Армении выступает важнейшим фактором укрепления стратегической позиции обоих государств в геоэконо-мическом пространстве региона. Восстановление российско-армянского экспортного потенциала должно базироваться на расширении рыночного присутствия российских инвестиций в отраслевом комплексе Армении, формировании эффективных производственных цепочек в системе внешнеэкономического взаимодействия двух стран. Стимулирование процесса интеграции по оси Азербайджан-Армения-Турция со стороны Армении, открытие границы Армении и Турции обеспечит укрепление российско-армянского влияния в регионе. Масштабные инвестиции и технологическая помощь со стороны России обеспечат полноценную реализацию транзитно-сервисной функции Армении в регионе, включая качественное преобразование армянской экономики на основе аккумулирования энергетических потоков в производственной инфраструктуре более широкого диапазона (производство электролизного алюминия и алюминиевого проката, металлического молибдена, рафинированной меди и медного проката, продукции химического синтеза, новых материалов и т.д.).

Верификация рабочей гипотезы может быть построена на следующих основных положениях и выводах исследования.

1. Проведенный нами анализ концепций регионализма («глобализм», «регионализм» и «открытый регионализм») позволяет заключить, что наиболее систем-

218

ный подход к внешнеэкономическому развитию России обеспечивает концепция «открытого регионализма» при условии ее определенного изменения. Ранжирование доминантности стратегической ориентации России в рамках глобального вектора развития является вторичным по сравнению с задачей разработки инструментов и стратегии консолидации постсоветского пространства под председательством России, в том числе локального образования субрегиональных группировок, в частности, Россия-Армения в Закавказье. Терминологически концепцию «открытого регионализма» необходимо трансформировать в концепцию «избирательного регионализма», которая должна закрепить стратегический курс на консолидацию постсоветского экономического пространства с дальнейшим формированием своего рода «мягких форм» квазиинтеграции СНГ с ЕС и АТЭС.

2. Как показал анализ, экономики России и Армении характеризуются различным уровнем эффективности интеграции в систему внутрирегиональной торговли СНГ. Для Армении доля минеральных продуктов в структуре экспорта в страны СНГ в 2008 г. составила 13,2%, дальнего зарубежья - 17,8%, для России - 48,2% и 73,5% соответственно [3]. Доминирование топливно-сырьевых товаров в структуре российского экспорта, сильно зависящих от конъюнктуры мировых рынков, не ведет к тесной увязке национальных хозяйственных комплексов. В целом по СНГ поставки минеральных продуктов в 2008 г. составили 35,9% от общего объема внутрирегиональной торговли [3]. Можно заключить, что снижение качества экономической интеграции постсоветского пространства ослабляет реальные производственноинфраструктурные возможности дальнейшего развития в СНГ производственно -технологической и сбытовой кооперации. В этих условиях внешнеторговые выгоды от взаимодействия отдельных стран в значительной степени окажутся дополненными геоэкономическими интересами локального развития в том или ином регионе. Для России и Армении это Южный Кавказ, где Армения выступает в качестве важнейшего внешнеторгового партнера РФ.

3.В современный момент вектор развития внешнеторговых отношений России активно смещается в сторону стран дальнего зарубежья, что существенно ослабляет ее стратегические позиции в СНГ и, особенно, в рамках субрегиональных группировок, каковой в частности является диада Россия-Армения. Базовым фактором закрепившейся негативной инерции вектора развития внешнеторговых связей РФ является отраслевая структура ее хозяйственного комплекса с высоким удельным весом сырьевых отраслей [4]. Решение задачи усиления экономических позиций России в СНГ как фактора, детерминирующего ее вес на постсоветском пространстве в целом и в Закавказье в частности, может быть реализовано на основе ускоренной адекватной структурной перестройки и технического перевооружения промышленности России, развития производственной кооперации и внутриотраслевой торговли. Это позволит расширить экономические возможности развития внешнеторговых отношений России и Армении, усилить экономическую консолидацию постсоветского пространства, а также преодолеть тренд на сужение привлекательности многосторонних форматов сотрудничества с Россией в СНГ.

4. Сложности современной геоэкономической ситуации на Южном Кавказе и транспортной блокады Армении позволяют интерпретировать российско-армянское сотрудничество в данной сфере как фактор, который может выступить мультипликатором, существенно расширяющим существующие географические рамки перевозок ЗАО «ЮКЖД». В контексте осложняющих экономическое положение Армении современных транспортных проблем эффективное управление армянской железной дорогой со стороны российской компании может усилить возможности стратегиче-

219

ски важной интеграции Армении в евразийские транспортные коридоры. Достижение данной цели носит системный характер и предполагает решение целой системы задач, включая гармонизацию транспортного законодательства Республики Армения; проведение гибкой и эффективной тарифной политики; приведения к международным стандартам инфраструктуры и подвижного состава; и др.

5. Анализ сферы экономического взаимодействия России и Армении показы-

вает, что несмотря на всю многогранность интеграции стран, приоритетной отраслью их экономического взаимодействия является энергетика, обозримые стратегические перспективы развития которой определяются проектом строительства в Армении АЭС, в рамках которого планируется создание совместного с Россией предприятия [5]. Фактор развития технологического и экономического сотрудничества с Россией в области ядерной энергетики становится одной из составляющих обеспечения национальной безопасности Республики Армения. Эффективность совместной реализации проекта будет определять безопасность Армянской АЭС, которая всегда являлась для Азербайджана, Турции и Грузии не только экономическим фактором, но и политическим. Это позволяет обосновать необходимость углубления научно -

технологического и экономического взаимодействия России и Армении в области ядерной энергетики.

6. Центральной задачей дальнейшей внешнеэкономической интеграции России и Армении является формирование ускоренных темпов развития высокотехнологичных отраслей. Развитие сотрудничества в этой сфере возможно на двух уровнях. Первый представлен двусторонней основой. Работа в данном формате позволит в наибольшей степени учитывать интересы обеих стран. Второй - работой в рамках Центра высоких технологий ЕврАзЭС, который был учреждён решением глав государств - членов Союза в феврале 2009 г. как один из элементов межгосударственного механизма по совместному преодолению последствий кризиса. В рамках деятельности Центра должен быть реализован ряд проектов по финансированию совместных инновационных предприятий через национальные институты развития. Данная институционализация должна усилить качественную составляющую внешнеторгового взаимодействия России и Армении, обеспечивая условия для превращения последней в наиболее устойчивое и надежное звено для российских компаний, открывающее им выход на Иран и Турцию.

7. Активное инвестиционное сотрудничество России и Армении позволяет позиционировать РФ как наиболее важного иностранного инвестора в экономику Армении с диверсифицированной отраслевой структурой инвестиций: энергетический, банковский, горно-металлургический и строительный сектора, отрасли связи и информационных технологий. Дальнейшее расширение рыночного присутствия российского капитала в Армении должно быть максимально ориентировано на восстановление российско-армянского экспортного потенциала на базе развития пищевой промышленности, предприятий горно-обогатительной сферы (медь, молибден), производства полимерных материалов, пластмасс, каучука, резины, ряда видов машиностроительной продукции. С этой целью в сфере внешнеторгового сотрудничества двух стран должны быть ликвидированы барьеры, препятствующие выстраиванию эффективных производственных цепочек, и, прежде всего, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы (в виде унифицированных таможенных пошлин).

8. Внешнеэкономическая интеграция по оси Азербайджан-Армения-Турция обеспечивает ряд экономических преимуществ, как странам оси, так и другим региональным державам. Для России стратегическая приемлемость налаживания армянотурецких внешнеторговых отношений, взаимодействия Армении и Азербайджана

220

обусловлена стратегическими интересами налаживания транзита энергетических ресурсов. Открытие армяно-турецкой границы обеспечит более тесное внешнеторговое взаимодействие Армении с Европой по железной дороге, а также другими странами региона, ослабление ее зависимости от инфраструктуры товароснабжения, расположенной на территории Грузии, ликвидацию перекосов в транспортном и таможенном ценообразовании, снижение транзакционных издержек. Вместе с тем, Турция не является внешнеторговым каналом выхода Армении на европейские рынки, а низкий уровень конкурентоспособности армянской промышленности автоматически будет позиционировать Армению как экономически высокодоходное направление турецкой экономической экспансии в восточном направлении [6]. Тем не менее, результирующая геоэкономическая позиция Армении в отношении Турции должна быть ориентирована на укрепление потенциала российско-армянского влияния в регионе в силу того, что интенсифицирующиеся транспортно-энергетические проекты по эксплуатации ресурсов Каспийского бассейна и Центральной Азии резко усиливают значимость нормализации отношений Армении и Турции в системе международных экономических отношений. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Армении и Турции может быть преодолено за счет наращивания экспорта электроэнергии и продукции горнорудной промышленности.

9. Вектор внешнеторговой экспансии РФ на Южном Кавказе должен базироваться на решении следующих задач: проработать базовые сценарии развития ситуации в регионе в рамках различных вариантов стратегии внешнеторгового развития РФ в регионе; произвести увязку баланса геоэкономических и геополитических последствий отдельных вариантов внешнеторговой экспансии России в регионе; рассмотреть Карабахский вопрос как фактор, детерминирующий возможность, направления и уровень ускорения решения внешнеторговых задач России и Армении в регионе; разработать сценарные варианты выбора стратегии развития России в регионе с упором на реализацию внешнеторговых интересов. В данном случае, отдельный акцент необходимо сделать на оценке возможностей и последствий формирования оси Грузия - Армения - Иран, усиление которой по аналогии с европейским блоком Прибалтика - Польша - Украина существенным образом ограничит возможности экономической интеграции России с Западной Европой.

10. Современная тенденция на стихийное закрепление энерго-транзитной роли Армении должна быть стратегически трансформирована в вектор образования транзитно-сервисной функции. В рамках последней Армения становится значимым субъектом региональной геоэкономической комбинации, расширяя национальную отраслевую платформу использования значительных объемов электроэнергии в стране. Это означает построение относительно крупных, энергоемких производств, имеющих важное экспортное значение: производство электролизного алюминия и алюминиевого проката, металлического молибдена, рафинированной меди и медного проката, продукции химического синтеза, новых материалов и т.д. В рамках данной стратегии реорганизации национального хозяйственного комплекса Армения неминуемо становится субъектом в региональной геоэкономической ситуации. Спектр этих задач формирует интерес России в сооружении пятого энергоблока Разданской теплоэлектростанции и сооружении атомной станции в Армении.

11. В мировой экономике коммуникационные проекты и транзитно -сервисные функции становятся фактором эволюционного рождения геоэкономиче-ской субъектности отдельного государства при условии, что они имеют соподчиненное значение по отношению к национальной экономике, представляя собой транзит-но-замещающую функцию. В рамках последней, энергетические потоки, частично

221

задействованы в национальном производстве, а отчасти становятся фактором формирования инфраструктуры более широкого диапазона. Армения имеет реальную возможность обрести геоэкономическую субъектность на основе активного участия РФ в ее энергетике и экономике в целом, инвариантность которого обусловлена, в частности: экономической неэффективностью национализации энергетической инфраструктуры Армении - избыточной для потребностей страны; наличным геополитическим положением Армении, которое обеспечивает ей возможность эффективного использования транзитного статуса страны. Запланированное де факто строительство нового блока АЭС в 2011-2016 гг. может превратиться в прорывной проект, имеющий существенное значение не только для армянской энергетики и экономики Армении, но и для всего региона в целом.

12. Мультипликатором усиления стратегической позиции России в экономическом и политическом пространстве Южного Кавказа выступает тесная хозяйствен-на+я интеграция с Арменией, которая предполагает качественное преобразование армянской экономики, выделение в ее инфраструктурном комплексе отраслей, которые могли бы интенсивно использовать электроэнергию. При этом армянская электроэнергетика должна ориентироваться на диверсификацию энергопоставок, расширяя варианты и каналы эффективного потребления продукции. Существующая локальная ориентация на экспорт электроэнергии в Турцию, Иран, Грузию и Азербайджан не формирует масштабного спроса, достаточного для создания новых мощностей, а предполагает преимущественно использование существующих мощностей. В силу этого, достаточные ресурсные возможности для успешного функционирования развивающейся региональной энергосистемы, с учетом транспортировки топлива могут быть обеспечены за счет экспорта электроэнергии в сочетании с ее эффективным потреблением в Армении.

13. В системе торгово-экономического взаимодействия для РФ Армения стратегически должна рассматриваться как центральный коммуникационный узел в региональной газово-энергетической политике России благодаря наличию на своей территории единственной в регионе АЭС и крупнейшего подземного газового хранилища, а также развитой энергосистемы. Масштабное инвестиционное насыщение и технологическая помощь России обеспечат полноценную реализацию именно транзитно-сервисной функции Армении, которая должна усилить стабильность в регионе и снизить риски возникновения крупномасштабных конфликтов. Реализованная при активном экономическом содействии России данная функция, будет выгодно отличать экономику Армении от отраслевых систем других региональных держав, и, прежде всего, Азербайджана.

В целом, сформулированные базовые положения настоящей статьи представляют собой теоретико-методическое обобщение эмпирических особенностей развития торгово-экономических отношений России и Армении и содержат научнопрактические рекомендации по стратегическому развитию торгово-экономических отношений России и Армении, оценку возможностей эффективного развития кооперационных связей в рамках российско-армянского сотрудничества в экономической сфере.

Литература:

1. Россия и Закавказье: поиски новой модели общения и развития в изменившемся мире. Материалы Круглого стола. Москва, ИМЭМО РАН, май 1999. С. 48-56.

2. Акопян В.М. Тенденции социально-экономического развития в Республике Армения // Механизмы и методы обеспечения устойчивого социальноэкономического развития и модернизации внешнеэкономических связей России и

222

Армении: сборник научных статей по материалам Международной научно-

практической конференции 20-24 апреля 2009 г. - Ростов н/Д: Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ), 2010. - С.142-145.

3. М.Ю. Головнин, Д.И. Ушкалова, А.Е. Якушева. Влияние внешних шоков на экономики стран СНГ в период кризиса 2007-2009 гг. (глобальный и региональный аспекты) // Евразийская экономическая интеграция. №1 (6), февраль 2010. - С.4-25.

4. О развитии российской экономики в 2008-2009 гг. и прогнозе на 2010-2012 гг. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. 2010 г.

5. В.О. Саркисян, Т.С. Гнуни. Армянская энергосистема: современное состояние, перспективы развития, вопросы региональной интеграции // Евразийская экономическая интеграция. №4 (5), ноябрь 2009. - С. 102-119.

6. Либо национальная экономика, либо придаток турецкой // Ноев Ковчег (независимая информационно-аналитическая международная армянская газета). №1 (146). Ноябрь. 2009. [Электронный ресурс]: http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2009-11/1839.Ыт1

УДК 329

Зорько И.С., асп.

«Справедливая Россия» как партия оппозиции

Анализ деятельности оппозиционной партии показывает, что она до 2011 года являлась проектом правящей элиты по формированию лояльной и управляемой оппозиции - спарринг-партнера «Единой России», трансформации «Справедливой России» из лояльной и формальной в реальную оппозицию.

Ключевые слова: политическая партия, оппозиционная партия, оппозиция, социал-демократия, объединение, выборы, проект, формальная оппозиция, переход от формальной к реальной «жесткой» оппозиции.

Проект создания лояльной к власти официальной оппозиции возник в 1990-х гг., когда у властной правящей элиты появилась идея по объединению существовавших и действующих тогда в российском политическом процессе большого числа социалистических, социал-демократических партий, объединений и движений в один левоцентристский блок И.Рыбкина. По замыслу президентской администрации это объединение должно было привлечь на свою сторону электорат, традиционно поддерживающий КПРФ и тем самым ослабить ее позиции и влияние [1]. Тогда этот проект не удалось осуществить, но в дальнейшем правящая элита многократно предпринимала попытки создать в России двухпартийную систему по англо-американскому образцу.

Участие в политической жизни России существовавших с 1990-х годов многочисленных политических партий и движений левого толка и социалистической направленности завершилось к середине 2000-х годов. Для большего числа зарегистрированных и действующих в тот период партий, движений и объединений характерной особенностью была их малочисленность, раздробленность и нежизнеспособность. Данные участники политической жизни не представляли собой значимой и весомой силы, кроме того, у этих в достаточной степени маргинальных партий не было возможности стать мощным оппозиционным движением в противовес КПРФ. Правящая элита успешно реализовала не удавшийся до этого проект создания объе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.