ПОЛИТОЛОГИЯ
Теоретические и практические основы «Стратегии национальной безопасности Республики Армения»
К.П. Марабян
В статье рассматривается процесс выработки и принятия одного из важнейших концептуальных документов - «Стратегии национальной безопасности Республики Армения». Армянское видение внешних и внутренних угроз национальной безопасности Республики Армения представлено в соответствии с концептуальными документами Армении. Отмечена роль фактора принятия такого типа документа, как «Стратегия национальной безопасности» и роль самого документа в деятельности государственных органов.
С распадом СССР регион Южного Кавказа стал ареной геополитической борьбы за доминирование между основными акторами мировой политики. Для России данный регион имеет особое значение ввиду исторических и географических его особенностей. Отношения Российской Федерации со странами Южного Кавказа складывались по-разному: от стратегического союза с Арменией и до войны с Грузией. В данной статье мы рассмотрим современные вопросы национальной безопасности Армении. Важнейшей составляющей любого исследования являются документальные источники: законы, концептуальные документы, международные договоры и т.д. В анализе позиции Армении в вопросах национальной безопасности и ее видение угроз и вызовов автор данной статьи будет опираться в основном на «Стратегию национальной безопасности (далее - СНБ РА) Республики Армения», принятую в 2007 г.
21 сентября 1991 г. в Армении был проведен референдум, и 23 сентября 1991 г. на основе итогов референдума Верховный Совет Республики принял «Декларацию о государственной независимости Армении». Армения, как и 14 других союзных республик, встала на путь независимого развития. Уже к 26 декабря 1991 г. огромная и могущественная советская держава окончательно распалась. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) была одним из основателей СССР, наряду с РСФСР (Россия), УССР (Украина) и БССР (Белоруссия). ЗСФСР, в свою очередь, состояла из Азербайджана, Армении и Грузии. С момента подписания Договора об образовании СССР 29 декабря 1922 г. страны Закавказья официально стали частью Советского государства. Этот договор лег в основу Советской Конституции 1924 г.1. Закавказская федерация просуществовала вплоть до 1936 г. По Конституции 1936 г. ЗСФСР была упразднена, в
Марабян Карен Паргевович - соискатель кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России, генеральный директор ООО УСАМ-«Страб». E-mail: [email protected]
состав СССР как самостоятельные республики вошли Армянская ССР, Грузинская ССР и Азербайджанская ССР.
Еще до возникновения СССР, в 1918 г. между новообразованными тогда республиками -Грузией, Азербайджаном и Арменией -возникло множество разногласий. Разногласия носили в основном территориальный характер. Азербайджан оспаривал Карабах и Зангезур. Между Арменией и Грузией были разногласия по армянонаселенным регионам Джавахка (Ахалкалакский регион), Лори и Борчалы. Были разногласия по Закатальскому округу между Грузией и Азербайджаном. Установление советской власти, а затем и образование СССР временно заморозило данные конфликты. Однако окончательного решения эти разногласия не нашли. Советское руководство по своему усмотрению решило территориальные споры между закавказскими республиками. Передача Абхазии в состав Грузинской ССР (до 1931 г. Абхазия была самостоятельной республикой в составе СССР), Карабаха и Нахичевани - в состав Азербайджана, разделение Закатальского округа между Грузией и Азербайджаном только усилили разногласия между республиками. Однако, находясь в составе одного государства, республики Закавказья конфликтовать между собой не могли. Все важнейшие решения принимали партийные органы СССР. Республики Закавказья находились в одной советской системе безопасности.
Однако советская государственная система дала трещину- и наружу вышли старые противоречия. Обнаружилась потенциальная конфликтность советского административнотерриториального деления. В Закавказье уже с 1988 г. разгорелись конфликты вокруг многочисленных регионов. До войны дело дошло в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Были конфликты в Аджарии, Талыш-Муганской Республике, Нахичевани, Джавахке, Мегрелии и др. В этих обстоятельствах происходило обретение независимости республик Южного Кавказа.
Уже с первого дня своего существования, с начала 1990-х гг., в качестве независимой республики Армения столкнулась с целым рядом острых проблем. В первую очередь встал вопрос обеспечения национальной безопасности. К тому времени в условиях существования СССР полыхал нагорно-карабахский конфликт, который сдерживался центральным руководством в Москве. С распадом СССР в зоне конфликта начались активные боевые действия. Произошли столкновения и на азербайджано-армянской границе, ставшей уже межгосударственной. Бои шли и на юго-западе республики (участок границы с Автономной Республикой Нахичевань, входящей в состав Азербайджана), и на северо-востоке. А в самом Нагорном Карабахе уже шла настоящая война.
Перед руководством Армении встал вопрос о создания вооруженных сил. К тому времени
в Нагорном Карабахе были организованы добровольческие отряды самообороны из местных жителей. К ним присоединились многочисленные добровольцы из Армении и армяне из других стран, в частности из Ливана, Грузии, России и т.д. Большинство добровольческих отрядов были сформированы партией «Дашнакцутюн». Партия Армянская Революционная Федерация «Дашнакцутюн» была создана в 1890 г. в Тифлисе (Тбилиси). И с момента создания партия играла активную роль в национально-освободительной борьбе армянского народа против османского ига2. Она с момента советизации Армении 29 ноября 1920 г. действовала уже в зарубежной армянской диаспоре. У власти в Армении с 1991 г. стояли люди из другой партии - Армянского общенационального движения (АОД) во главе с первым президентом Третьей Республики Армения Л. Тер-Петросяном. Чтобы обеспечить безопасность республики, координировать действия отдельных добровольческих отрядов из единого центра, было решено создать регулярную армию. Ее создание должно было укрепить позиции АОД в Армении. В те годы все внимание армянского народа было приковано к Нагорному Карабаху. Поэтому вопрос Нагорного Карабаха стал краеугольным как во внутренней, так и во внешней политике Армении. Дело было еще и в том, что большинство добровольческих отрядов, воевавших в Нагорном Карабахе, были созданы партиями и организациями из международной армянской диаспоры, в связи с чем их командиры редко оглядывались на официальный Ереван. Создание регулярной армии в Армении коренным образом меняло ситуацию.
В 1991 г. по решению правительства Армении был создан Государственный комитет по обороне при правительстве. А уже 28 января 1992 г. правительство приняло документ «О Министерстве обороны Республики Армения»3. Этот день стал днем создания регулярных армянских вооруженных сил. В Нагорном Карабахе тоже была создана регулярная армия - Армия обороны НКР. В условиях карабахской войны армия стала главным гарантом безопасности республики. Далее, из республик Закавказья только у Армении не было военного учебного заведения. По решению правительства РА № 279 от 24 июня 1994 г., а затем по приказу министра обороны РА от 25 июня 1994 г. было сформировано Высшее военное разноплановое командное училище (ВВРКУ). По приказу № 24 от 16 января 1998 г. правительства РА ВВРКУ МО РА было переформировано в Военный институт. В тот же год Институт дал своих первых выпускников4.
С развитием армянских вооруженных сил появилась необходимость и в исследованиях в военно-политической области. Была необходимость и в создании документальных основ деятельности государственных структур в деле обеспечения безопасности. Министерство обороны с 2000 г. использовало обновленный служебный документ «Основы военной политики
Республики Армения: военно-политический аспект национальной безопасности»5. Армянская армия развивалась, было налажено международное сотрудничество со многими странами. Особо выделяется сотрудничество Армении в военно-технической области с Россией, Грецией, Белоруссией и другими странами. С 2004 г. началась миротворческая деятельность армянских вооруженных сил.
Армения строила свои вооруженные силы по советскому образцу. Но учитывалось и веление времени. Развитие сотрудничества со странами Европы и США и реформирование вооруженных сил с учетом опыта многих западноевропейских стран выявило необходимость создания Концепции национальной безопасности. Армении было необходимо представить свое видение роли и места Армении в мировой политике в виде концептуального документа.
Кавказский регион после окончания «холодной войны» в Европе начал структурироваться в новый субрегион, политические границы которого не совпадают с границами НАТО, ЕС, СНГ или ОДКБ. К таким новым геополитическим субрегионам относятся также Черноморский (или Черноморско-Каспийский), ЦентральноАзиатский, Балтийский, Юго-Восточная Европа, а с некоторых пор и Арктический регионы6. По степени напряженности между странами Кавказский регион можно сравнить только с регионом Юго-Восточной Европы. На Балканах процесс распада Югославии превратился в нескончаемую череду войн и конфликтов между некогда составными частями единого государства. На Южном и Северном Кавказе в данный момент установился хрупкий мир. Однако вероятность войны сохраняется, и поэтому конфликтогенные зоны Южного Кавказа находятся в центре всеобщего внимания.
В рамках празднования 15-летия армянской армии в 2007 г. в Ереване было открыто еще одно важное звено в цепи разработки стратегии национальной безопасности и военной доктрины -Институт стратегических исследований министерства обороны Армении им. Драстамата Канаяна. Институт принял активное участие в разработке СНБ РА. И 26 января 2007 г. на заседании Совета национальной безопасности при Президенте Республики Армения проект документа был одобрен. Таким образом, Армения приняла первую в своей истории «Стратегию национальной безопасности». Вскоре была принята и «Военная доктрина Армении». Военная доктрина развивает и конкретизирует положения СНБ РА, утвержденной пунктом 1 Указа Президента Республики Армения от 7 февраля 2007 г.7.
Одним из фундаментальных положений реализации внешней политики Армении стал так называемый «комплиментаризм» или политика «взаимодополнения». Суть этой политики заключалась в попытках совмещения и сохранения баланса между интересами всех действующих и
вовлеченных в регион Южного Кавказа мировых и региональных акторов. Концентрации на какой-то иной безальтернативной ориентации в своей внешней политике - будь то «прозападная», «прорусская» или же, скажем, «протурец-кая» -отвергалась. Наиболее эффективным проявлением комплиментаризма надо считать первые два года независимости Армении -1991 и 1992 гг. Тогда Армения в разгар войны в Нагорном Карабахе сумела использовать уникальную внешнеполитическую конъюнктуру. Ереван получал оружие и военную технику на продолжение боевых действий от русских, деньги на различные государственные программы (и на закупки вооружений в той же России) - от американцев. А продовольствие поступало в республику через территорию Турции8. К тому же по указу иранского руководства Армения получала топливо для армии от Ирана.
В те годы эта политика «комплиментариз-мом» еще не называлась. Сам термин и новое понимание данного термина появились в годы, когда министром иностранных дел Армении был
В. Осканян (1998-2008 гг.). Этот термин был закреплен в «Стратегии национальной безопасности Армении». Документ под таким названием состоял из введения, четырех глав и раздела «Заключительные положения». В первой главе перечислялись такие фундаментальные для Армении ценности, как независимость, защищенность государства и народа, мир и международное сотрудничество, сохранение идентичности армян и армянской международной диаспоры. В ранжировании угроз национальной безопасности Армении к основным были отнесены следующие:
- применение вооруженной силы: неурегулированный конфликт вокруг Нагорного Карабаха создает нестабильную ситуацию на Южном Кавказе. Постоянные угрозы возобновления боевых действий, гонка вооружений, закрытые границы не способствуют налаживанию диалога между конфликтующими сторонами. Усугубляет ситуацию и то, что стороны конфликта не могут найти абсолютно никаких точек соприкосновения;
- этнические конфликты, внутренние коллизии и военные действия в сопредельных государствах: географическое положение Армении предполагает соседство со странами, где имеются внутренние этнические конфликты. Это касается в первую очередь Грузии и Турции. С учетом сложившейся действительности армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений и закрытых границ с данными странами конфликты в Грузии чреваты очень тяжелыми последствиями для Армении. Грузия является главным транспортным коридором для Армении;
- перекрытие транзитных путей на территории приграничных государств: с распадом СССР и началом военных действий в Абхазии железная дорога Тбилиси-Сухуми была закрыта.
Это единственная железная дорога, которая связывает Армению с Россией, главным экономическим и стратегическим партнером республики. Есть еще железная дорога через Азербайджан, но данная дорога была закрыта с момента начала конфликта в Нагорном Карабахе. Во время войны в Южной Осетии в 2008 г. закрылись и автомобильные дороги, связывающие Армению и Россию через Грузию.
В разделе «Внешние угрозы» перечисляются и другие пункты, такие, как, например, энергетическая безопасность, изолированность Армении от региональных транспортных и интеграционных программ. Эти угрозы вытекают из вышеперечисленных. Отдельная глава документа посвящена Нагорно-Карабахской Республике, что свидетельствовало: конфликт вокруг Нагорного Карабаха является наибольшей угрозой национальной безопасности Армении. И главные внешние угрозы исходят именно в привязке к проблеме неурегулированного конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Вторая глава посвящена внутренней безопасности Республики Армения. В ней важность придается таким факторам, как эффективное государственное управление, строительство вооруженных сил, либеральная экономика и новое качество жизни, морально-психологическая атмосфера. Внутренняя безопасность Армении также привязана к вопросу о судьбе Нагорного Карабаха. Экономика Армении развивалась в условиях блокады с запада и востока. Блокированная западная граница Армении (армянотурецкая граница) и постоянная угроза войны с восточных рубежей стали прямым следствием конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Исходя из этих реалий, Армения вынуждена была тратить значительные средства на свои вооруженные силы.
В сфере безопасности государства факторами и действиями по обеспечению национальной безопасности является «повышение боеспособности Вооруженных сил, модернизация и повышение эффективности деятельности органов безопасности и правоохранительных органов»9. Особый акцент при этом делается на взаимоотношения Армении с Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Членство в ОДКБ является одной из составляющих обеспечения безопасности Армении. Армения придает большое значение развитию военной составляющей ОДКБ и созданию военных формирований в рамках данной региональной организации. В этом контексте выделяются армяно-российские отношения в сфере безопасности, причем как в формате членства в ОДКБ, так и на двустороннем уровне.
В двустороннем формате обеспечения безопасности особо выделяются отношения Армении и ее стратегического партнера - России. Следует отметить, что военное присутствие России на Кавказе имеет особую важность для безопасности Армении и как фактор обеспечения
военно-политического равновесия в регионе. На высоком уровне находится военно-техническое сотрудничество России и Армении. Армения и Россия достигли хороших результатов сотрудничества в оборонной, энергетической и политической сферах. Можно отметить и культурное сотрудничество двух стран. Особую роль в деле укрепления сотрудничества между странами играет и армянская община в России.
Армения придает большое значение двусторонним отношениям с Соединенными Штатами Америки. Это обусловлено не только важной ролью США в мировых и региональных военнополитических и экономических процессах, но и оказываемой США разнообразной помощью Армении. США являются страной - сопредседателем Минской группы ОБСЕ по карабахскому вопросу. Следует отметить роль армянской общины в США, которая активно лоббирует интересы Армении и Нагорно-Карабахской Республики.
Учитывая блокированные границы Армении со стороны Азербайджана и Турции, роль Грузии и Ирана для Армении особо возрастает. Именно эти две страны связывают Армению с внешним миром. Армяно-иранские отношения являются добрососедскими с момента провозглашения независимости Армении. И эти отношения динамично развиваются во всех сферах. У Ирана наиболее тесные контакты из всех стран Южного Кавказа с Арменией. Еще со времен карабахского конфликта между странами установился дружественный характер отношений.
В экономике Армении Иран играет важную роль. К этому следует добавить, что в условиях блокады Армении (закрыта армяно-турецкая граница, армяно-азербайджанская граница на всем протяжении, включая Нахичеванскую автономию) Иран является одним из двух выходов Армении во внешний мир, наряду с Грузией. Отсутствие железнодорожной связи между странами оставляет свой отпечаток в товарообороте между странами. Однако Иран открывает путь Армении в арабские страны, Индию и Китай. Исходя из этих соображений, уже существует проект строительства железной дороги Армения-Иран10. А вот газопровод Иран-Армения уже является реальностью. Переговоры о строительстве газопровода начались в 1995 г. и длились десять лет.
Согласно армяно-иранскому договору от 13 мая 2004 г., Иран обязался в последующие 20 лет поставлять Армении 36 млрд куб.м. газа. Первый этап проекта предусматривал строительство 100 км газопровода по территории Ирана и 41 км по территории Армении (Мегри-Каджаран), что позволило бы Армении получать 1,5 млн куб. м газа ежедневно. Второй этап предусматривал прокладку трубы в глубь Армении11.
19 марта 2007 г. в приграничном армянском городке Агарак прошла церемония открытия газопровода при участии президентов Армении и Ирана. Газ, поступающий из Ирана, будет перерабатываться на армянских генерирующих мощностях в электроэнергию, которая в свою оче-
редь будет экспортироваться в качестве оплаты за поставленный газ обратно в Иран. Эта страна также является одним из ведущих инвесторов в экономику Армении. К этому надо добавить, что Иран является еще и одним из ведущих торговых партнеров Армении. Во внешнеторговом обороте Армении Иран является одним из ключевых партнеров Армении. По итогам 2006 г., во внешнеторговом обороте Армении на долю Ирана пришлось 4,5%12. А по данным 2010 г., доля Ирана в экспорте Армении составила 8,1%, а в импорте - 5,3%13. Иран занимает 5-е место в экспорте армянской продукции и 4-е - в импорте.
Армяно-грузинские отношения являются традиционно дружескими. Армения придает большое значение развитию двусторонних отношений с Грузией и считает, что эти отношения способствуют делу сохранения стабильности в регионе14. Грузия также заинтересована в углублении своих отношений с Арменией в разных сферах жизнедеятельности государства15. В вопросе армяно-грузинских отношений «Стратегия национальной безопасности Армении» получила порцию критики. По мнению некоторых экспертов, в документе слабо отражена проблема Джавахка (Самцхе-Джавахети - регион Грузии преимущественно населенный армянами). В частности, руководитель программы Армянского центра стратегических и национальных исследований С. Сафарян отметил в интервью ИА КЕСЫиМ и проблему Джавахка, и размытость основных положений внешней политики Армении. Он заявил, что непонятно, «куда идет Армения: в НАТО или в ЕС?16».
В свою очередь глава отдела кавказских исследований Кавказского института СМИ
С. Минасян заметил, что «Стратегия национальной безопасности Армении» - не библия», и в ней зафиксированы те угрозы и вызовы, которые волнуют страну на данный момент, и естественно, что невозможно было отразить все вопросы17».
Со своими другими соседями - Азербайджаном и Турцией - у Армении отношений нет. Даже дипломатических. В 1993 г. Турция в одностороннем порядке блокировала армяно-турецкую границу, официально мотивируя это оккупацией азербайджанских районов армянскими войсками. Армяно-турецкая граница до сих пор закрыта. Армяно-азербайджанская граница также закрыта. Армения выступает за установление дипломатических отношений с Турцией без предварительных условий. Признание и осуждение геноцида армян, в том числе и Турцией, способствовало бы улучшению атмосферы взаимного доверия и недопущения повторения подобных трагедий в будущем.
----------- Ключевые слова -------------------
Стратегия национальной безопасности, военная доктрина, национальная безопасность, конфликты, региональная безопасность.
Отсутствие нормальных отношений с Азербайджаном обусловлено неурегулированным карабахским конфликтом. Армения прилагает усилия в деле формирования атмосферы взаимного доверия. Однако следует отметить, что о взаимном доверии речи быть и не может. На линии соприкосновения армяно-карабахских и азербайджанских вооруженных сил очень часто слышны выстрелы и есть жертвы. В СНБ РА придается важность сотрудничеству Армении с НАТО. Армения участвует в различных программах и проектах под эгидой НАТО. У Армении сложились довольно тесные двусторонние взаимоотношения и с рядом европейских государств -членов НАТО. Среди этих государств следует выделить Францию. В этой стране находится довольно активная и многочисленная армянская община, к тому же Франция - сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Армения придает большое значение членству в таких международных организациях, как ООН, СНГ, ОБСЕ, ОЧЭС, СЕ и т.д. Особо следует отметить роль деятельности ООН и ОБСЕ в регионе Южного Кавказа. Особое значение ОБСЕ имеет в связи с вопросом урегулирования карабахского конфликта. Для урегулирования нагорно-карабахского конфликта под эгидой ОБСЕ создана Минская группа в составе России, США и Франции. Заключительные положения СНБ РА предусматривают роль и значение этого документа, как основного концептуального документа в формировании общей политики Армении в сфере обороны, внешней и внутренней безопасности страны18. В целом СНБ РА является целостным и эффективным документом. Большое значение имеет сам факт ее принятия. Документ является ориентиром в вопросах обеспечения внутренней и внешней безопасности. СНБ РА дает полный перечень угроз и вызовов национальной безопасности Армении и разъясняет позицию Армении в этих вопросах. В документе отмечено, что с изменением международной обстановки документ может быть скорректирован.
Marabyan K.P. Theoretical and Practical Fundamentals for Armenia’s National Security Strategy.
Summary: The article aims to consider the development and adoption process of one of the most crucial conceptual documents - Armenia’s National Security Strategy. The Armenian vision of internal and external threats of Armenia’s National Security is presented in accordance with the conceptual documents of Armenia. Particularly stressed is the role of the factor of adoption of such type of document as Armenia’s National Security Strategy and the role of the very document in the activity of the state authorities.
------------- Keywords -------------
The National Security Strategy, The Military Doctrine,
National security, conflicts, regional security.
Примечания
1. Съезды Советов Союза ССР, Союзных и Автономных Советских Социалистических Республик Сб. документов. 1917-1936, Т. 3. М., 1960. С. 18-22.
2. Дятлов В. Политическая жизнь в диаспоре/ В. Дятлов, Э. Мелконян// Армянская диаспора: очерк социокультурной типологии. Ер., 2009. С. 109.
3. Исторический очерк. [Электронный ресурс] // Министерство обороны Армении. иВ1_:Ь1Нр:/Мшш.тП.ат/1297065318
4. История Военного института ВС Армении [Электронный ресурс] // Министерство обороны Армении. иВ1_:Ь1Ир://шшш.тП. ат/1297232639
5. Минасян С. Стратегия национальной безопасности Республики Армения: процесс принятия и структура документа. [Электронный ресурс] // Научно-образовательный фонд «Нораванк». 15.03.2007. URL:http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=2588
6. См.: Юрьева Т. В. Проблемы региональной безопасности: современный опыт Европы. [Электронный ресурс] // Вестник-МГИ-М0.№1(15).2010. URL:http://vestnik.mgimo.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id=457&Itemid=1
7. Военная доктрина Республики Армения. 25 декабря 2007г. [Электронный ресурс] // Министерство обороны РА. URL:http://www. mil.am/files/mil-doctrine-arm.pdf
8. Минасян С. Некоторые концептуальные основы внешней политики Армении [Электронный ресурс] // Научно-образовательный фонд «Нораванк».12.03.2009.URL:http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=1999
9. Цит. по: £гш|1иш11шЩ1 ^шЕршгцЬшт^шЕ шЕфпшЕдт^шЕ ш^^шфирт^пъЕ. 26 ЬпъЕ^тр^ 2007р. [Электронный ре-
сурс] // ZшJшumшG1 ZшGpш^kmnLрJшG ^шст^шЕш^шЕ Еш^шршрш^пъЕ (Стратегия национальной безопасности Республики Армения.) URL:http://www.mil.am/files/NATIONAL%20%20SECURITY%20STRATEGYarm.pdf
10. Саруханян С. Некоторые аспекты отношений Армения-Иран. [Электронный ресурс] // Научно-образовательный фонд«Нораванк».24.05.2010. URL:http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=4795&sphrase_id=17442
11. Малышева Д. Каспийская энергополитика-2007 и ее кавказское измерение / Под ред. А. Искандаряна // Кавказ - 2007. Ежегодник Института Кавказа. Ер., 2009. С. 169-170.
12. Егиазарян А. Основные итоги социально-экономического развития южнокавказских республик в 2006 г. / Под ред. А. Искандаряна // Кавказ - 2006. Ежегодник кавказского института СМИ. Ер., 2008. С. 92-93.
13. Ц»ртш£1Е тЕтЬиш^шС qnpйnLGtnLрJnLG 2010 р. [Электронный ресурс] // £2, U»qqшJlG ^^йш^шдрш^шЕ '0'шшшJnLрJnLG (Внешнеэкономическая деятельность в 2010г. Национальная статистическая служба Армении). - 2010. URL: http://www.armstat.am/file/ article/armenia_09_14.pdf
14. ZшJшuшшG1 ^шЕршхцЬитърр!шЕ шqqшJllG шЕфпшЕдт_рр|шЕ Ilшqlíшl[шlmLрJnLG. 26 ЬпъЕ^шр! 2007р. [Электронный ресурс] // ZшJшumшG1 ZшGpш^kmnLрJшG ^шст^шЕт^шЕ Еш^шршрш^пъЕ (Стратегия национальной безопасности Республики Армения.). URL:http://www.mil.am/files/NATIONAL%20%20SECURITY%20STRATEGYarm.pdf
15. ^Ь^АотЬгоз&оЬ ¿гоБвэ^цол. 23.12.2011 ^. [Электронный ресурс] // от^з^взоЬ
ОйЭоБоОфбго (Концепция национальной безопасности Грузии.). URL:http://www.mod.gov.ge/files/cfgeyzvjwhgeo.pdf
16. Подробнее см.: Эксперт: Стратегия нацбезопасности Армении - просто неряшливо набранный текст. [Электронный ресурс]: ИА REGNUM. URL:http://www.regnum.ru/news/756694.html
17. Там же.
18. Минасян С. Стратегия национальной безопасности Республики Армения: процесс принятия и структура документа. [Электронный ресурс] // Научно-образовательный фонд «Нораванк». 15.03.2007. URL: http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=2588