Научная статья на тему 'Сотрудничество Армении и одкб: историческая ретроспектива и современные вызовы'

Сотрудничество Армении и одкб: историческая ретроспектива и современные вызовы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
1828
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ОДКБ / РОССИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ARMENIA / CSTO / RUSSIA / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексанян Гор Айкович

Статья посвящена изучению военно-политического сотрудничества Армении и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ней рассматривается история участия Армении в становлении и развитии единственной международной военной организации на постсоветском пространстве и ее роль в обеспечении национальной безопасности и внешней политике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between Armenia and the CSTO. Historical prospects and current challenges

The article is devoted to the analysis of the military-political cooperation between Armenia and the Collective Security Treaty Organization (CSTO). The author examines the history of Armenia’s participation in the development of this military organization, which turns out to be the only one to operate in the post-Soviet space, and also touches upon its role in the national security and foreign policy of Armenia.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Армении и одкб: историческая ретроспектива и современные вызовы»

Г.А. Алексанян

Сотрудничество Армении и ОДКБ: историческая ретроспектива и современные вызовы

Статья посвящена изучению военно-политического сотрудничества Армении и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ней рассматривается история участия Армении в становлении и развитии единственной международной военной организации на постсоветском пространстве и ее роль в обеспечении национальной безопасности и внешней политике страны.

Ключевые слова: Армения, ОДКБ, Россия, национальная безопасность.

Сотрудничество в рамках ОДКБ зафиксировано как один из первостепенных факторов обеспечения национальной безопасности в «Стратегии национальной безопасности Республики Армения». «Членство в ОДКБ является одной из составляющих обеспечения безопасности Армении, которая достигается за счет многосторонних связей между государствами-участниками. Военная составляющая Договора предоставляет льготные условия в вопросе военно-технических поставок государствам-участникам, что имеет для Армении первоочередное значение. Развитие военной составляющей ОДКБ нацелено на создание и становление действенных механизмов военного сотрудничества между государствами-участниками, создание эффективных средств борьбы против международных угроз: терроризма, незаконного оборота наркотических веществ и оружия, на обмен информацией в данной области», - отмечается в документе1.

В Военной доктрине Республики Армения подчеркивается важность деятельности ОДКБ в деле обеспечения безопасности и стабильности в регионе, а также совершенствование общей системы

© Алексанян Г.А., 2016

ПВО в рамках СНГ и ОДКБ и развитие двусторонних отношений с членами организации2.

Несмотря на то что основа военно-политического сотрудничества и обеспечения безопасности Армении - это в первую очередь российско-армянские двусторонние отношения, ее членство в ОДКБ также играет немаловажную роль в обеспечении безопасности Армении и сохранении хрупкого мира на Южном Кавказе. Система коллективной безопасности существенно повлияла на позицию Армении по евразийской интеграции. Европейский союз, не обладающий реальными механизмами по обеспечению безопасности того или иного государства, не смог предоставить Армении необходимые гарантии безопасности в рамках программы «Восточное партнерство». Во многом это и определило преимущество Евразийского экономического союза (ЕАЭС) над ЕС для Армении. ОДКБ, будучи частью общей евразийской интеграции, обладает действенными рычагами обеспечения безопасности стран, входящих в состав этой военной организации. Однако на практике эти рычаги никогда за всю историю ОДКБ не были продемонстрированы. Наоборот, чаще всего ОДКБ показывала неспособность своевременно реагировать на возникающие угрозы и предотвращать их. Тем не менее ОДКБ остается важной организацией для Армении, озабоченной обеспечением своей национальной безопасности, и это обстоятельство стало решающим фактором присоединения страны к ЕАЭС.

Об этом свидетельствуют слова президента Армении С. Саргся-на, которые он произнес 3 сентября 2013 г. на встрече с российским коллегой В. Путиным в Москве: «20 лет назад Армения выстроила систему своей военной безопасности в формате Договора о коллективной безопасности, партнерстве с Россией и рядом других государств СНГ. За эти десятилетия система доказала свою жизнеспособность и эффективность. Сейчас наши партнеры по ОДКБ формируют новую платформу экономического взаимодействия. Я не раз говорил, что, находясь в одной системе военной безопасности, невозможно и неэффективно изолироваться от соответствующего геоэкономического пространства. Это рациональное решение, это решение исходит из национальных интересов Армении»3.

14 февраля 1992 г. страны СНГ приняли решение создать Совет министров обороны (СМО) и Главное командование Объединенных вооруженных сил Содружества (ОВС СНГ) с целью сохранения единого оборонного пространства. Но намерение многих бывших республик СССР формировать собственные армии привело к разделу и национализации дислоцированных на их территориях личного состава и боевой техники Советской Армии.

15 мая 1992 г. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ)4. В 1993 г. к ДКБ присоединились Азербайджан и Грузия, а в 1994 г. - Беларусь. Документ вступил в силу 20 апреля 1994 г. после завершения процесса ратификации, а 1 ноября 1995 г. ДКБ был зарегистрирован в Секретариате ООН согласно 102-й статье Устава ООН.

Главной целью ДКБ было коллективное предотвращение или ликвидация военной угрозы суверенитету и территориальной целостности стран-участниц.

Договор задумывался как площадка военного сотрудничества в рамках СНГ с участием всех стран Содружества. Но эффективность ДКБ изначально была поставлена под вопрос из-за неприсоединения Украины, которая, наряду с Россией, была крупнейшим военно-промышленным центром бывшего СССР. Азербайджан и Грузия хоть и подключились к ДКБ, но не прилагали усилий для реализации задуманных идей. Ситуация усугублялась вовлеченностью Армении, Азербайджана и Грузии в военные действия на Южном Кавказе и неспособностью ДКБ кардинальным образом повлиять на скорейшее решение кризисной ситуации в регионе.

В 1993 г. в силу невозможности создания единой армии в рамках СНГ было принято решение реорганизовать Главное командование ОВС СНГ в Штаб по координации военного сотрудничества государств Содружества (Штаб КВС СНГ). Затем 10 февраля 1995 г. страны СНГ подписали соглашение о создании объединенной системы ПВО с координационным комитетом при Совете министров обороны СНГ5.

Армения принимала участие во всех начинаниях по военно-политическому сотрудничеству на постсоветском пространстве, хотя временами этот процесс заметно буксовал. Но Армении было важно участие в военной интеграции, поскольку страна находилась в стадии активных боевых действий с Азербайджаном. Кроме того, над ней висела угроза агрессии со стороны исторического врага -Турции. 4 марта 1992 г. президент Турции Т. Озал выступил с угрозами в адрес Республики Армения, не исключив возможности применения Турцией силы в отношении Еревана6. Сразу же после заявления президента намерение перейти к активным военным действиям против Армении подтвердил командующий сухопутными войсками Турции М. Фисуноглу, заявив, что армия готова и собирается выступить, как только получит приказ из Анкары7. Однако участие Армении в реинтеграционных процессах в рамках СНГ способствовало сдерживанию Турции. Так, 20 мая 1992 г.

главнокомандующий ОВС СНГ Е.И. Шапошников заявил, что вовлечение третьей стороны в карабахский конфликт чревато началом третьей мировой войны8. Такая позиция высокопоставленного военного представителя Содружества заставила Турцию отказаться от вовлечения в активные боевые действия против Армении совместно с Азербайджаном. Таким образом, несмотря на тяжелый путь и расхождение интересов стран - участниц СНГ, военная составляющая Содружества смогла в необходимый момент проявить эффективность, предотвратив усугубление военно-политической ситуации на Южном Кавказе.

По мнению С. Саргсяна, ДКБ смог справиться с еще одной задачей, которая стояла перед этой военной структурой: был снижен конфликтный потенциал между государствами СНГ и не допущены новые военные столкновения. «По большому счету, серьезных межгосударственных военных конфликтов удалось избежать; а некоторые - в частности Нагорно-Карабахский - приглушить и перевести в режим прекращения огня. Тот факт, что и Армения (с мая 1992 г.), и Азербайджан (с сентября 1993 г.) стали подписантами Договора о коллективной безопасности, стал для Москвы дополнительным стимулом в активизации ее посреднической роли, которая и привела к подписанию Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом договора о прекращении боевых действий в мае 1994 г.», - отмечает историк9.

Важным этапом в развитии ДКБ стал февраль 1995 г., когда государства - члены ДКБ решили укрепить Договор принятием новых важных документов, определяющих концептуальное осмысление структуры и задач ДКБ. В ходе заседания Армения и другие страны-участницы утвердили Декларацию государств - членов ДКБ, Концепцию коллективной безопасности, Основные направления углубления военного сотрудничества10.

Принятая Концепция коллективной безопасности (ККБ) ДКБ стала обобщением позиций стран-участниц по совместной защите от агрессии, предотвращению и устранению угрозы миру, а также обеспечению суверенитета и незыблемости границ. Целью ККБ являлось предотвращение активных военных действий, а в случае развязывания войн и вооруженных конфликтов - коллективная защита интересов и национальной безопасности стран-участниц. При этом, согласно ККБ, в мирное время ДКБ не бездействовал, а занимался решением спорных международных и региональных проблем, но уже путем использования политического потенциала. В невоенное время ДКБ предпринимал меры для поддержания оборонного потенциала стран-участниц.

После победы в Карабахской войне Армения была заинтересована в укреплении своих военно-политических позиций в регионе и поддерживала инициативы других заинтересованных стран, в частности России. Об этом свидетельствует тот факт, что 2 апреля 1999 г. Армения, наряду с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном, подписала протокол о пролонгации Договора на пять лет11; тогда же договор покинули Азербайджан, Грузия и Узбекистан.

В конце 1990-х проблемы безопасности постсоветского пространства усилились из-за угрозы исламского радикализма на российском Северном Кавказе, а также укрепления позиций талибов в Афганистане и их приближения к границам стран СНГ.

24 мая 2000 г. в столице Белоруссии состоялась Минская сессия Совета коллективной безопасности, на которой был принят Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации12. Этим решением страны ДКБ продемонстрировали понимание важности противостояния современным угрозам миру и безопасности путем разработки новых механизмов и подготовки новых документов.

В результате Минской сессии была одобрена модель региональной системы коллективной безопасности, подразумевающая создание трех районов коллективной безопасности - Европейского, Кавказского и Центрально-Азиатского. Ереван поддержал данную инициативу, так как в интересах армянской стороны было создание региональной системы коллективной безопасности, которая усилила бы борьбу против современных угроз миру и стабильности Кавказского региона.

Не менее важной сессией в эволюции ДКБ стало заседание Совета коллективной безопасности в Ереване в мае 2001 г., в ходе которого был принят Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств - участников ДКБ13.

Для Еревана имела предельно важное значение 2-я статья Протокола, где говорилось, что «в случае совершения акта агрессии против любой из сторон по просьбе одной или нескольких сторон формирования региональной группировки войск (сил) одного региона (района) коллективной безопасности могут участвовать в отражении агрессии (вооруженного нападения) в другом регионе коллективной безопасности в соответствии с положениями статей 4 и 6 ДКБ»14. В условиях неразрешенного карабахского конфликта и возможности возобновления войны Армения стремилась мини-

мизировать угрозы своей национальной безопасности гарантиями от ДКБ на поддержку в случае агрессии в отношении Армении.

В Ереване государства - члены ДКБ решили сформировать Коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) в Центральной Азии с участием подразделений России, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана и дислоцировать штаб КСБР в Бишкеке, а также создать региональные группировки на европейском и кавказском направлениях15. Объединенная группировка на Кавказе должна была состоять из представителей 102-й военной базы России в Армении и Пятого армейского корпуса Вооруженных сил Армении.

Однако многие решения не были претворены в жизнь из-за незаинтересованности стран - членов ДКБ. Например, Армения была крайне заинтересована в создании Коллективных сил быстрого реагирования на кавказском направлении, в то время как положение дел на азиатском направлении не имело большого значения для нее. То же самое можно сказать и об азиатских странах - членах ДКБ, которых мало волновала безопасность на Кавказе. Вследствие этого в рамках ДКБ преобладало сотрудничество на основе двусторонних отношений, таких как Россия - Армения и Россия - Белоруссия. Только на азиатском направлении намечалось многостороннее сотрудничество, так как в этом регионе пересекались интересы всех среднеазиатских стран - членов ДКБ.

В мае 2002 г. в Москве состоялось очередное заседание Совета коллективной безопасности. На мероприятии, приуроченном к десятой годовщине подписания ДКБ, было принято решение о его реорганизации в международную региональную военную организацию -Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)16.

Через несколько месяцев уже были подписаны основополагающие документы ОДКБ. На Кишиневском саммите в октябре 2002 г. страны-участницы приняли Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе стран ДКБ17. В Договоре ОДКБ были отредактированы несколько статей по сравнению с Договором ДКБ. В Договоре ДКБ изначально главным фактором являлось воздержание от агрессивных действий государств-участников в отношении друг друга и неучастие в других военных организациях. В новом же Договоре первостепенную важность имело «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам»18.

Отдельного внимания достойны также некоторые пункты Устава ОДКБ, в которых говорится о необходимости согласования

и координации внешнеполитических позиций стран-участниц по международным и региональным проблемам безопасности. Также государства - члены ОДКБ обязывались принимать решение о размещении на своих территориях группировки войск стран, не являющихся членами ОДКБ, только после проведения незамедлительных консультаций и согласования с другими членами ОДКБ.

В условиях состояния «ни войны, ни мира» с Азербайджаном крайне важным пунктом для Армении была унификация производства и модернизации военной техники стран - членов ОДКБ и ее продажа по внутренним ценам. Такой кардинально новый подход в сфере военно-технического сотрудничества стран - участниц ОДКБ гарантировал установление более тесных связей между военными союзниками. Для Армении же пункт о льготных ценах имел колоссальное значение, с учетом неразрешенного карабахского конфликта и увеличения бюджета Азербайджана, дающего возможность приобретать современную военную технику у ведущих производителей.

Первая после реорганизации ДКБ Сессия коллективной безопасности (СКБ) состоялась в апреле 2003 г. в Душанбе, где с целью усиления структуры были утверждены положения о СКБ как высшем органе ОДКБ, о Совете министров иностранных дел, Совете министров обороны и Комитете секретарей советов безопасности19. Эти структуры теперь выполняли не только консультативную функцию, но и исполнительную, т. е. их решения были обязательными для всех членов ОДКБ.

В 2004 г. уже функционировал Объединенный штаб вооруженных сил государств - участников ОДКБ, задачей которого было оперативное руководство Коллективными силами быстрого развертывания. В том же году государства ОДКБ начали военно-техническое сотрудничество на льготных условиях и перешли на практически бесплатный процесс подготовки военных кадров. А через год на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Москве был одобрен План коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, а также принято Соглашение о подготовке военных кадров для государств - членов ОДКБ и Концепция Программы военно-технического сотрудничества на период 2006-2010 гг.20

Важным для Армении событием стало проведение на ее территории 18-22 августа 2008 г. третьего и четвертого этапов совместных командно-штабных учений (СКШУ) стран ОДКБ «Рубеж - 2008» на тему «Организация и проведение совместной оборонительной операции по защите суверенитета и территориальной целостности

Армении». Особенность этих учений заключалась в том, что на них впервые были рассмотрены вопросы подготовки государства - члена ОДКБ к отражению агрессии извне. Согласно сценарию, отрабатывались действия по разгрому диверсионных штурмовых группировок противника, артиллерийско-авиационной поддержке войск, ликвидации бронетехники противника, контратаке и преследованию отходящего противника. Учения завершились высадкой тактического десанта, условный противник отступил. В учениях приняли участие 2,5 тыс. военнослужащих вооруженных сил (ВС) Армении и России с использованием бронетехники, артиллерии, зенитных средств, систем ПВО, авиации (истребители МиГ-29, штурмовики Су-25, вертолеты Ми-24, Ми-8)21.

Серьезным испытанием для членов ОДКБ стала «пятидневная война» 2008 г. Этот вопрос и стал ключевым на Московской сессии ОДКБ 5 сентября 2008 г., в ходе которой была принята совместная Декларация. Президенты стран - членов ОДКБ выразили «глубокую озабоченность предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия»22. Кроме того, союзники России по ОДКБ поддержали ее активную роль в установлении мира на Кавказе и обеспечении безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Поддержка России стоила Армении довольно напряженных отношений с Грузией, которая обеспечивает выход Еревана к морю. Именно через эту страну Армения осуществляет большую часть своего внешнеторгового оборота. Армения оказалась между двумя конфликтующими странами: с одной стороны - военно-политический союзник Россия, а с другой - стратегически важный сосед Грузия, закрытие границы с которой может привести к коллапсу армянской экономики. В этой ситуации Ереван постарался занять нейтральную позицию, однако членство в ОДКБ все-таки заставило С. Саргсяна присоединиться к принятой в Москве Декларации и выразить свою поддержку официальной Москве, осудив агрессию Грузии. Помимо этого он воспользовался удобным моментом и во время совместной пресс-конференции по итогам Сессии ОДКБ в Москве затронул очень важный для официального Еревана вопрос. «Членам ОДКБ нужно укреплять военную составляющую Организации, я думаю, что мы серьезно должны координировать и внешнеполитическую деятельность, потому что мы - члены одной Организации и мы должны об этом не только заявить, а взять это как руководство», - заявил С. Саргсян, имея также в виду координа-

цию внешнеполитических позиций членов ОДКБ по карабахскому конфликту23. В конце пресс-конференции президент Армении подчеркнул, что волеизъявление народа не имеет альтернативы, и призвал навсегда забыть о военном решении таких вопросов.

5 сентября 2008 г. на ротационной основе председательство в ОДКБ перешло к Армении. Эти придало новый импульс развитию ОДКБ, так как в ходе председательства Армении был принят ряд важных решений. В ноябре 2008 г. в Ереване состоялось заседание Совета министров обороны стран ОДКБ, на котором было подписано 8 новых соглашений, направленных на укрепление военной составляющей ОДКБ24.

В качестве председателя Армения старалась совершенствовать процесс реализации существующего механизма координации позиций стран - участниц ОДКБ по внешнеполитическим вопросам. Для Армении было важно добиться единой позиции своих коллег по ОДКБ по разным аспектам внешнеполитической деятельности, но в первую очередь по проблеме карабахского конфликта. В этом вопросе Ереван не смог достичь ощутимых результатов, поскольку для многих стран - членов Организации двусторонние отношения с Азербайджаном были важнее интересов в рамках ОДКБ.

Но председательство Армении в ОДКБ запомнилось принятием решения о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) на внеочередном заседании СКБ ОДКБ 4 февраля 2009 г. в Москве25. КСОР имели целью предотвращение военной агрессии против государств-членов, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью, а также ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций26.

Для включения в состав КСОР ОДКБ со стороны государств-членов, в том числе и Армении, были выделены военные формирования и подразделения сил специального назначения.

Во время пресс-конференции по итогам заседания СКБ ОДКБ президент России Д. Медведев отметил, что причиной создания КСОР является огромный конфликтный потенциал, который накапливается непосредственно в зоне ответственности ОДКБ27. Президент Армении С. Саргсян, в свою очередь, подчеркнул особое значение КСОР для Армении и Южного Кавказа: «Создание коллективных сил оперативного реагирования укрепит мир и безопасность не только на Южном Кавказе. Если нам удастся в течение нескольких месяцев создать эти силы, то от этого безопасность наших государств только выиграет»28.

14 июня 2009 г. в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ, на которой были приняты ре-

шения о деятельности и функционировании КСОР29. Для КСОР были выделены около 18 тыс. военнослужащих, а также планировалось формирование сил специального назначения - до 1,5 тыс. сотрудников и служащих соответствующих органов30. Кроме того, был утвержден порядок использования КСОР: для этого государство - член ОДКБ должно обратиться к Организации, а СКБ на основе консенсуса - принять решение о составе, сроках развертывания и применения сил31.

Выступив с инициативой сформировать Коллективные силы оперативного реагирования, Армения укрепила свои позиции в ОДКБ и внесла большой вклад в развитие этой военной организации. Появление КСОР сделало более предметной деятельность ОДКБ, создав возможность иметь реальные силы для быстрого реагирования на те или иные военные действия в отношении стран-членов.

В феврале 2009 г. государства ОДКБ договорились о создании объединенной системы противовоздушной обороны (ПВО). В рамках договоренности Армения и Россия сформировали региональную систему ПВО в Кавказском регионе на примере аналогичной системы между Россией и Беларусью32.

Анонсируя создание совместной системы ПВО между Арменией и Россией, генсек ОДКБ Н. Бордюжа отметил, что военно-техническое сотрудничество стран ОДКБ приобретает первостепенную важность и в скором времени станет одним из основных аспектов деятельности Организации33. Действительно, государства ОДКБ, в особенности Армения, крайне заинтересованы в приобретении новой военной продукции и модернизации имеющейся военной техники. Ереван для сохранения военного баланса с Баку в условиях нарастания эскалации в зоне карабахского конфликта уделяет большое внимание военно-техническому сотрудничеству со странами ОДКБ, в частности с Россией, которая является одним из ведущих производителей и экспортеров военной продукции. Тем более что двусторонние армяно-российские и многосторонние соглашения в рамках ОДКБ предоставляют Еревану возможность закупать военную продукцию по льготным внутренним ценам.

В связи с этим стоит обратить внимание на то, что 14 сентября 2011 г. Парламент Армении ратифицировал пакет соглашений, направленных на укрепление военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ34. Из 82 депутатов только один проголосовал против, еще три воздержались от голосования. 78 депутатов поддержали исполнение подписанного 10 декабря 2010 г. в Москве соглашения «Об общих принципах создания межгосударственных научно-

производственных объединений ОДКБ для выпуска продукции военного назначения».

В 2012 г. на полигоне «Баграмян» Вооруженных сил Армении прошли учения «Взаимодействие - 2012» КСОР ОДКБ35. Согласно заранее продуманному сценарию, силы были задействованы для отпора агрессии незаконных вооруженных формирований, вторгшихся на территорию одного из членов ОДКБ. В учении приняли участие около 2 тыс. военнослужащих государств ОДКБ, было задействовано свыше 500 единиц боевой техники, 50 единиц артиллерии и 200 единиц автомобильной техники. По завершении учений министр обороны Армении Сейран Оганян отметил, что достигнуты все цели по организации слаженного взаимодействия сил государств ОДКБ, а также выделил очень важный аспект этих учений, касающийся способности стран-членов реагировать на существующие угрозы в разных регионах. «Мы перед собой ставили также исследовательские цели, чтобы посмотреть, как страны ОДКБ готовы к совместным действиям, умеют ли они оперативно реагировать на угрозы, существующие в разных регионах, в разных концах ОДКБ», - заявил С. Оганян36.

Не менее важные военные учения миротворческих сил ОДКБ прошли в Армении в 2015 г. под названием «Нерушимое братство - 2015» по теме «Подготовка и ведение операции по поддержанию мира коллективными миротворческими силами ОДКБ в Кавказском регионе коллективной безопасности»37. Особую важность эти учения приобрели на фоне резкой эскалации ситуации в зоне карабахского конфликта в 2014 г. Ситуация в Карабахе ухудшилась в начале августа 2014 г., когда в результате перестрелок между армянской и азербайджанской сторонами погибло более 10 военнослужащих. Столкновения отличались тем, что впервые со времен перемирия 1994 г. Азербайджан при обстрелах армянских позиций использовал тяжелую артиллерию, а также большими потерями в результате столкновений. Тогда удалось избежать критической эскалации с перерастанием локальных столкновений в крупномасштабную войну в результате встречи президентов Армении С. Саргсяна и Азербайджана И. Алиева в Сочи при посредничестве их российского коллеги В. Путина 10 августа 2014 г.38 По итогам встречи стороны подтвердили готовность решить карабахский конфликт мирным путем. Однако перестрелки на армяно-азербайджанской и карабахо-азербайджанской границах продолжались и после этой встречи.

Еще одна резкая эскалация в зоне карабахского конфликта произошла 12 ноября 2014 г., когда ВС Азербайджана сбили во-

енный вертолет Ми-24 Армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики во время оперативно-тактических учений армянских и карабахских военных «Единство - 2014»39. Три члена экипажа погибли на месте. Тогда руководство Армении решило не прибегать к ответным мерам, и благодаря этому удалось избежать крупномасштабных столкновений.

Таким образом, очевидно, что учения ОДКБ в Армении последовали непосредственно за резкой эскалацией в зоне карабахского конфликта и имели своей целью отработать оказание возможной помощи Армении в случае возобновления войны.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что членство в ОДКБ - один из важных аспектов обеспечения национальной безопасности Армении. Военная составляющая ОДКБ предоставляет привилегии странам-членам в поставках военной продукции, что имеет первостепенное значение для Еревана в связи с нерешенным карабахским конфликтом и гонкой вооружений с Баку.

ОДКБ является частью системы по обеспечению национальной и военной безопасности Армении, которая позволяет Еревану, помимо своих возможностей, использовать военно-политический потенциал союзников по ОДКБ для повышения уровня безопасности страны и Южнокавказского региона в целом.

Примечания

Стратегия национальной безопасности Республики Армения, 26.01.2007 [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Республики Армения. URL: http://www.mfa.am/u_flles/flle/doctrine/Doctrinerus.pdf (дата обращения: 15.05.2016).

Военная доктрина Республики Армения [Электронный ресурс] // Министерство обороны Республики Армения. URL: http://www.mil.am/media/2015/07/826. pdf (дата обращения: 01.06.2016).

Заявления для прессы по итогам российско-армянских переговоров, 03.09.2013 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http:// kremlin.ru/events/president/transcripts/19142 (дата обращения: 23.06.2016). Организация Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2012. 31 авг. URL: http://www.mid.rU/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/-/asset_publisher/ rl7Fzr0mbE6x/content/id/580846/pop_up?_101_INSTANCE_rl7Fzr0mbE6x_ viewMode=tv&_101_INSTANCE_rl7Fzr0mbE6x_qrIndex=0 (дата обращения: 17.07.2016).

2

3

4

5 Андреев П.Н. Военно-политическое сотрудничество государств СНГ: этапы и основные направления развития // Военная мысль. 2000. № 4. С. 22-30.

6 Picture Story, Armenia - Turkey: The Great Debate, August 2009 [Электронный ресурс] // European Stability Initiative. URL: http://www.esiweb.org/pdf/esi_picture_ story_-_turkish_armenian_relations_-_august_2009.pdf (дата обращения: 12.02.2015).

7 Punsmann B.G. Looking back on the fall of the Eastern Iron Curtain: How Turkey rediscovers her South Caucasus Neighborhood [Электронный ресурс] // The German Marshall Fund of the United States. 2010. July 12. URL: http://www.gmfus.org/ publications/looking-back-fall-eastern-iron-curtain-how-turkey-rediscovers-her-south-caucasus (дата обращения: 25.08.2015).

8 Шапошников Е.И. Выбор: Записки главнокомандующего. М.: ПИК, Новый Арбат, 1993. С. 240.

9 Саркисян С. Военно-политическое сотрудничество в контексте евразийской интеграции // 21-й век. 2013. № 3 (28). С. 19.

10 Довгань Е.Ф., Розанов А.А. Организация Договора о коллективной безопасности (2002-2009 гг.). Минск: Ковчег, 2010. С. 19.

11 Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. [Электронный ресурс] // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php7ELEMENT_ID-127 (дата обращения: 15.07.2016).

12 Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации [Электронный ресурс] // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.odkb.gov.ru/b/azd.htm (дата обращения: 15.07.2016).

13 Довгань Е.Ф., Розанов А.А. Указ. соч. С. 23-24.

14 Там же.

15 Ходаренок М. Преимущества коллективной безопасности // Независимое военное обозрение. 2001. 6 июля.

16 Довгань Е.Ф., Розанов А.А. Указ. соч. С. 27-28.

17 Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности, 06.10.2007 [Электронный ресурс] // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail. php?ELEMENT_ID=125 (дата обращения: 03.09.2016).

18 Там же.

19 Решение Совета коллективной безопасности о положениях об органах Организации Договора о коллективной безопасности, 28.04.2003 [Электронный ресурс] // Законы России. URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_339/ doc339a379x395.htm (дата обращения: 02.08.2016).

20 Список решений Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, принятых 23 июня 2005 г. в Москве [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/ supplement/2325 (дата обращения: 02.08.2016).

21 «РУБЕЖ - 2008» завершился [Электронный ресурс] // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.odkb.gov.ru/ub/azj.htm (дата обращения: 24.07.2016).

22 Декларация московской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, 05.09.2008. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/supplement/204 (дата обращения: 24.07.2016).

23 Пресс-конференция по итогам заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ, 05.09.2008 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/1309 (дата обращения: 14.05.2016).

24 В Ереване состоялось пленарное заседание Совета министров обороны стран ОДКБ [Электронный ресурс] // Armenpress. 2008. 28 ноября. URL: https:// armenpress.am/rus/news/560694/.html (дата обращения: 14.05.2016).

25 В Москве состоялись сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ и заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭс [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. 2009. 04 февр. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/44732 (дата обращения: 23.05.2016).

26 Коллективные силы оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности. Пресс-релиз 2010 [Электронный ресурс] // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.dkb.gov.ru/ksor/ ksor.pdf (дата обращения: 12.06.2016).

27 Пресс-конференция по итогам саммитов ОДКБ и ЕврАзЭс, 04.02.2009. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/3057 (дата обращения: 22.07.2016).

28 Там же.

29 Сессия Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), 14.06.2009. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/3057 (дата обращения: 22.07.2016).

30 Бордюжа Н. Как ОДКБ совершенствует систему коллективной безопасности // Международная жизнь. 2009. № 10. С. 101.

31 Там же.

32 РФ создаст с Арменией единую систему ПВО, как с Белоруссией - Бордюжа [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2009. 13 февр. URL: https://ria.ru/ defense_safety/20090213/161995428.html (дата обращения: 21.07.2016).

33 Там же.

34 Парламент Армении ратифицировал пакет соглашений по укреплению военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ [Электронный ресурс] // Armenpress. 2011. 14 сент. URL: http://armenpress.am/rus/news/663279 (дата обращения: 03.08.2016).

35 Учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие - 2012» в Армении завершилось победой союзников [Электронный ресурс] // Организация Договора о кол-

лективной безопасности. 2012. 19 сент. URL: http://odkb-csto.org/news/detail. php?ELEMENT_ID=1135 (дата обращения: 03.08.2016).

36 Там же.

37 Учения Миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство - 2015» завершились в Армении. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа дал высокую оценку действиям войск и спецподразделений [Электронный ресурс] // Организация Договора о коллективной безопасности. 2015. 04 окт. URL: http://www. odkb-csto.org/training/detail.php?ELEMENT_ID=5538&SECTION_ID=218 (дата обращения: 01.08.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 Встреча с Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым, 10.08.2016 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/46427 (дата обращения: 01.08.2016).

39 «Второй фронт против России»: Азербайджан сбил карабахский вертолет Ми-24 [Электронный ресурс] // REGNUM. 2014. 12 ноября. URL: https:// regnum.ru/news/1865473.html (дата обращения: 01.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.