Научная статья на тему 'Система коллективной безопасности стран-членов СНГ'

Система коллективной безопасности стран-членов СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2982
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ОДКБ / ШОС / СНГ / ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / КАВКАЗ / INTERNATIONAL TERRORISM / ENSURING SECURITY / CSTO / SCO / CIS / EFFECTIVE INTERACTION / NEAR EAST / CENTRAL ASIA / CAUCASUS / BAIKAL STATE UNIVERSITY / IRKUTSK / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вардазарян Сергей Самвелович

На сегодняшний день мало кто может усомниться в том, что одним из вызовов человечества конца 20-21 вв. является международный терроризм. Учитывая близость государств-членов СНГ к Ближнему Востоку (Республика Армения), а также и то, что на самом постсоветском пространстве имеются несколько террогенных очагов, крайне необходимо суметь обеспечить свою безопасность. В статье рассматриваются проблемы региональных организаций, мешающие более мобильно и четко реагировать на угрозы. Также при анализе региональных организаций выявляются случаи «дуализации» работы. Учитывая тот факт, что на территории России, в Средней Азии, Афганистане существуют международные террористические организации, крайне необходимо слаженно и сообща работать для их уничтожения. В связи с этим в качестве выводов были сделаны ряд практических шагов, которые, на наш взгляд, поспособствуют профилактике, предупреждению и противодействию международного терроризма на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Вардазарян Сергей Самвелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of Collective Security of CIS Member-Countries

Nowadays, few can doubt that international terrorism has become one of the challenges to humanity in the end of the 20th and in the beginning of the 21st century. Taking into account the proximity of CIS countries to the Near East (Republic of Armenia), as well as the existence of several hotbeds of terrorism in the post-Soviet space, it is extremely necessary to ensure one’s security. The article examines problems of regional organizations that hinder to respond to threats more mobile and distinct. Also, analysis of the regional organizations identifies cases of activity «dualization». Considering the fact that there are international terrorist organizations on the territory of Russia, Middle Asia, Afghanistan, it is extremely necessary to act consistently and jointly in order to eliminate them. In connection with this, a number of practical steps, by way of conclusions, have been made, which will contribute to preventing and counteracting international terrorism on the post-Soviet space.

Текст научной работы на тему «Система коллективной безопасности стран-членов СНГ»

УДК 327

С. С. Вардазарян

Российско-Армянский университет, г. Ереван, Республика Армения

СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН-ЧЛЕНОВ СНГ

АННОТАЦИЯ. На сегодняшний день мало кто может усомниться в том, что одним из вызовов человечества конца 20-21 вв. является международный терроризм. Учитывая близость государств-членов СНГ к Ближнему Востоку (Республика Армения), а также и то, что на самом постсоветском пространстве имеются несколько тер-рогенных очагов, крайне необходимо суметь обеспечить свою безопасность. В статье рассматриваются проблемы региональных организаций, мешающие более мобильно и четко реагировать на угрозы. Также при анализе региональных организаций выявляются случаи «дуализации» работы. Учитывая тот факт, что на территории России, в Средней Азии, Афганистане существуют международные террористические организации, крайне необходимо слаженно и сообща работать для их уничтожения. В связи с этим в качестве выводов были сделаны ряд практических шагов, которые, на наш взгляд, поспособствуют профилактике, предупреждению и противодействию международного терроризма на постсоветском пространстве.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Международный терроризм; обеспечение безопасности; ОДКБ; ШОС; СНГ; эффективное взаимодействие; Ближний Восток; Средняя Азия; Кавказ. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 15 мая 2017 г.; дата принятия к печати 11 октября 2017 г.; дата онлайн-размещения 25 октября 2017 г. ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке Государственного комитета по науке МОН РА в рамках научного проекта № 16YR-5F040.

S. S. Vardazaryan

Russian-Armenian University (RAU), Yerevan, Republic of Armenia

SYSTEM OF COLLECTIVE SECURITY OF CIS MEMBER-COUNTRIES

ABSTRACT. Nowadays, few can doubt that international terrorism has become one of the challenges to humanity in the end of the 20th and in the beginning of the 21st century. Taking into account the proximity of CIS countries to the Near East (Republic of Armenia), as well as the existence of several hotbeds of terrorism in the post-Soviet space, it is extremely necessary to ensure one's security. The article examines problems of regional organizations that hinder to respond to threats more mobile and distinct. Also, analysis of the regional organizations identifies cases of activity «dualization». Considering the fact that there are international terrorist organizations on the territory of Russia, Middle Asia, Afghanistan, it is extremely necessary to act consistently and jointly in order to eliminate them. In connection with this, a number of practical steps, by way of conclusions, have been made, which will contribute to preventing and counteracting international terrorism on the post-Soviet space.

KEYWORDS. International terrorism; ensuring security; CSTO, SCO, CIS; effective interaction; Near East; Central Asia; Caucasus; Baikal State University; Irkutsk; Russian Federation.

ARTICLE INFO. Received May 15, 2017; accepted October 11, 2017; available online October 25, 2017.

ACKNOWLEDGEMENTS. The research has been implemented with the financial support of the State committee of science of the Ministry of Education and Science of Armenia in the framework of № 16YR-5F040 science project.

Угроза международного терроризма — это насущная проблема цивилизованного мира, которая является «головной болью» для многих развитых и развивающихся государств. На постсоветском пространстве имеются несколько очагов, которые мо© С. С. Вардазарян, 2017

гут вспыхнуть в любой момент. Следовательно, необходимо создать такие условия, чтобы минимизировать деятельность террористических организаций.

Цель статьи — рассмотреть и проанализировать деятельность СНГ, ШОС и ОДКБ. Из всех трех организаций военно-политической является ОДКБ, на которую мы обратим особое внимание. Методом сравнительного анализа будут выявлены слабые механизмы в структуре организации и представлен новый механизм. Предшественником ОДКБ является Договор о коллективной безопасности СНГ, который был подписан 15 мая 1992 г. (вступил в силу в 1994 г.) в г. Ташкент Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. В 1993 г. к ДКБ СНГ присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Решение о создании новой системы коллективной безопасности, после распада СССР и Организации Варшавского договора было продиктовано общей нестабильностью, царившей в то время на пространстве СНГ.

14 мая 2003 г. по предложению России было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную структуру — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в составе государств-членов — России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В 2003 г. его участники ратифицировали Устав и Соглашение о правовом статусе. В 2004 г. организация получила статус наблюдателя в ООН1. После присоединения к ОДКБ в августе 2006 г. Узбекистана, не только возросли возможности организации, но и укрепилась его централь-ноазиатская составляющая. Участники ОДКБ во главе с Россией обратили особое внимание на его адаптацию к меняющимся реалиям и современным требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности на нынешнем этапе международных отношений. С этой целью 23 июня 2006 г. была принята Декларация государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации. В Декларации, принятой по итогам саммита ОДКБ 5 сентября 2008 г., его участники заявили о том, что они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». Подводя итоги встречи, президент России Д. Медведев заявил: «ОДКБ была и останется гарантом суверенитета и территориальной целостности наших стран и невмешательства в их дела»2.

Одной из проблем на постсоветском пространстве является карабахская война, которая время от времени из стадии «снайперских и диверсионных войн» перетекает в крупномасштабные боевые действия с применением тяжелой военной техники. В ночь с 1 на 2 апреля 2016 года начались боевые действия по всей линии соприкосновения войск Республики Арцах (с участием боевиков, воевавших на стороне Исламского государства и Джабхат-ан-Нусры в Сирии и Ираке и вернувшихся в Азербайджан) и Республики Азербайджан. Не обошлось и без обстрелов территории Республики Армения, а именно Тавушской области, в том числе РСЗО «Смерч».

Любопытно было наблюдать за тем, как на это реагирует ОДКБ. По словам экс-председателя ОДКБ Н. Бордюжи, которые он произнес в ходе международной конференции по безопасности (19—20 мая 2011г., Ереван), — «Следует выйти на обязательную поддержку государств-членов при защите интересов любого союзника, подвергшегося давлению или вмешательству извне». [1, с. 143]

Складывается двоякое впечатление, когда на словах высказывается поддержка государств-членов ОДКБ, а на деле ее и нет в помине. О том, что давно пора реконструировать эту организацию и сделать ее более прозрачной, понятной и моно-

1 Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). URL: http://www.ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9E%D0%94/.

2 Организация антинатовского договора // Коммерсант. 2008. 6 сент.

литной говорят чуть ли не на каждом саммите президентов стран-участниц ОДКБ. Как отметил президент Республики Армения Серж Саргсян 21 декабря 2015 года: «Конечно, у каждой страны свои интересы, свои приоритеты, но это не должно противопоставляться нашим общим интересам и взаимным обязательствам. Каждый раз, когда Вооруженные силы Азербайджана применяют стрелковое оружие всех калибров, минометы и артиллерийские установки против Республики Армения, они стреляют по Астане, Душанбе и Бишкеку, по Москве и Минску. Напомню, что у нас есть соответствующая статья в Уставе. И если мы не только не применяем эту статью, не обсуждаем сложившуюся ситуацию, не считаем нужным взять трубку и поинтересоваться, что же происходит в союзнической Армении, но при этом еще и голосуем против интересов союзника в международных организациях, принимаем двусторонние декларации с третьими странами, текст которых направлен против союзников по ОДКБ, то мы просто подставляем под эти выстрелы всю нашу Организацию, ее престиж, ее значимость»3.

Не выступили даже с политическим заявлением (осуждением) апрельской агрессии 2016 года Азербайджана официальные лица и генеральный секретарь стран-членов ОДКБ, хотя обстреливалась территория Армении тоже. Сам по себе Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, с внедренными изменениямими от 10 декабря 2010 года вбирает в себя все те необходимые статьи, которые необходимо реализовать исходя из тех или иных вызовов4. Однако как было отмечено выше, по ряду вопросов позиции государств-членов ОДКБ расходятся, например обстрелы ВС Азербайджана позиций Республики Армения в Тавушской области5 (нарушение статьи 4). Складывается впечатление, что подписавшись под уставом некоторые государства оставляют за собой право игнорировать его (Казахстан, Беларусь) из-за своих политических, военных, экономических связей с Азербайджаном, который не входит ни в ОДКБ, ни в ЕАЭС. «Так, например, у Армении есть один нерешенный территориальный вопрос с Азербайджаном. Значит, вопросы со стороны Азербайджана будут. Как я понял, Ильхам Алиев этот вопрос своему казахстанскому коллеге уже задавал. Мы должны считаться с мнением Азербайджана», — заявил президент Беларуси6. Отметим, в рамках состоявшегося 29 мая 2014 года заседания Н. Назарбаев процитировал письмо азербайджанского коллеги Ильхама Алиева и, обратившись к президенту Армении Сержу Саргсяну, отметил: «Чтобы там одного еще нашего товарища не возбуждать в Азербайджане, вы так вступали в ВТО, нужно и в Евразийский союз вступить в рамках зафиксированных в ООН границ»7. Исходя из этого в организации складывается нездоровая когнитивно-дис-сонансная обстановка, которая ведет к снижению КПД организации. Необходимо четкое понимание руководству стран-членов ОДКБ того факта, что игнорирование жизненно важных интересов своих союзников, особенно во взаимоотношениях с другими странами Южного Кавказа, может сподвигнуть их к поиску альтернативных форматов обеспечения своей национальной безопасности [2, с. 180].

Ретроспективный взгляд на постсоветскую историю стран Южного Кавказа позволяет нам констатировать отсутствие общих подходов у Армении, Азербайджана и Гру-

3 URL: http://www.president.am/ru/press-release/item/2015/12/21/President-Serzh-Sargsyan-speech-at-CSTO/.

4 URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126.

5 ВС Азербайджана обстреляли села Тавушской области Армении, ранен военнослужащий-контрактник // Panorama.am. URL: http://www.panorama.am/ru/news/2016/04/05/%D0%92%D0%A1-%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0 %BD-%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0-%D0%A2%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%88-%D0% 90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/1557440.

6 При принятии Армении в Таможенный союз следует считаться с мнением Азербайджана // News.ru. URL: https://news.am/rus/news/177409.html.

7 URL: http://www.panorama.am/ru/news/2014/05/31/president-sargsyan/274706.

зии к системе коллективной безопасности региона. [3, с. 15—23] Стоит отметить, что и среди среднеазиатских государств существуют разногласия. Основными проблемами являются: территориальные споры и водно-энергетические проблемы. Большинство расположенных в данном регионе государств до сих пор не урегулировало территориальные споры с соседями. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и водных ресурсов. Наибольшее число территориальных проблем, эпицентр которых приходится на Ферганскую долину, существует между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Второй источник проблем — водно-энергетический. Вода становится одним из основных конфликтных факторов, создающих угрозу региональной безопасности [4, с. 89].

Раскол внутри ОДКБ очевиден, однако нельзя не понимать, что существование и продуктивная работа организации — гарант региональной безопасности, особенно таких взрывоопасных регионов как Кавказ и Средняя Азия.

Одной из ключевых статей Договора является четвертая, гласящая, что: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН»8.

Отметим, что ОДКБ является военно-политической организацией, что на наш взгляд делает ее деятельность громоздкой и малоэффективной.

Представим структуру ОДКБ на рис. 19.

Парламентская ассамблея ОДКБ

Консультативные и испо

Совет министров обороны ОДКБ

Совет коллективной безопасности

Постоянный совет ОДКБ

Генеральный секретарь ОДКБ

Секретариат ОДКБ

Объединенный штаб ОДКБ

лнительные органы ОДКБ

Вспомогательные органы ОДКБ

Военный комитет

Совет министров иностранных дел ОДКБ Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ

!_______

Рабочая группа по Афганистану Ч У { \ Рабочая группа по информационной безопасности Ч У

f \ Общественные структуры

Рабочие группы

Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков

Координационный совет руководителей компетентных органов государств членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией

Координационный совет по чрезвычайным ситуациям

Рис. 1. Организация Договора о коллективной безопасности

8 Организация договора о коллективной безопасности // Министерство Иностранных Дел Республики Армения. URL: http://www.mfa.am/ru/international-organisations/CSTO/.

9 Организация договора о коллективной безопасности. URL: http://www.odkb-csto.org/structure/.

Относительно политического составляющего и консультаций думаем, что можно найти и другие форматы, а именно: формат СНГ, ЕАЭС или двусторонние встречи.

Дабы увеличить эффективность и мобильность ОДКБ необходимо во-первых, трансформировать ее из военно-политического в военную организацию, а во-вторых — упразднить ее структуру. Для того, чтобы понять структуру ОДКБ, следует исходить из тех вызовов, которые стоят перед государствами-членами организации и теми ресурсами, которыми обладает организация для решения поставленных задач.

1. Противодействие международному терроризму (потенциальные угрозы исходят из Ближнего Востока, Азербайджана, Грузии (Панкисское ущелье), Северный Кавказ, Приволжье (Республика Мордовия, Республика Башкортостан, Республика Татарстан), Алтайский край, Республика Бурятия, Средняя Азия и Афганистан).

2. Обеспечение мира и недопущение войны (миротворчество).

3. Противодействие незаконной миграции.

4. Противодействие незаконному обороту наркотиков и наркосодержащих средств.

5. Обеспечение кибербезопасности.

6. Информационная работа (освещение деятельности организации, постоянный брифинги, отчеты о деятельности организации и т.д.).

Соответственно необходимо жестко поставить вопрос о выходе из состава организации государств, не уважающих устав организации. Наше предложение, чтобы трансформировать ОДКБ из военно-политического в военную организацию связана с тем, что вопросы политического характера будут «камнем преткновения», особенно в таких непростых регионах, как Кавказ и Средняя Азия.

Исходя из вышесказанного предлагаем более упрощенный, мобильный вариант структуры ОДКБ, который будет оперативнее реагировать на региональные процессы (рис. 2).

Рис. 2. Структура ОДКД Составлен автором

Совет коллективной безопасности (входят президенты государств-членов организации. Во время заседаний рассматриваются принципиальные вопросы деятельности организации).

1. Генеральный секретарь (призван координировать ОДКБ, руководить согласно нормативно-правовым актам).

2. Объединенный штаб (действует под руководством генсека ОДКБ на основании решений, достигших во время заседаний совета коллективной безопасности. Входят начальники или зам. начальники генштабов ВС стран-участниц ОДКБ).

3. Секретариат (постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. Входят заместители генсеков и административные работники ОДКБ).

4. Постоянный совет представительств стран-членов ОДКБ (орган, который занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, в период между сессиями Совета. внутригосударственными процедурами, и действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом).

Аналитический центр по мониторингу и изучению вопросов незаконной миграции, трафикинга, незаконного оборота наркотиков и террогеных зон (аналитический центр призван разделить на три подгруппы/отдела, а именно: анализ западных рубежей.

1. ОДКБ, анализ кавказского региона и анализ среднеазиатского региона.

Анализ направлен на выявление потенциальных угроз из вышеупомянутых

регионов, притом как внешних (незаконное проникновение из одного государства в другое, трафикинг, транспортировка наркотиков и т.д.), так и внутренних (незаконные попытки захвата власти, провокации и т.д.)).

2. Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) (призваны защищать рубежи государств — членов ОДКБ, отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком).

3. Объединённые кибервойска (предназначены для отражения и защиты от ки-бератак. Атакам могут быть подвержены стратегические гражданские и военные объекты, банки, узлы связи и т.д., а также для недопущения дезинформации, которая может повлиять на сознание населения, а также для противодействия).

4. Центр анализа и обработки информации (вся полученная информация из различных отделов и структур передается центру для обработки. На основании полученных результатов руководитель центра докладывает в генштаб о потенциальных угрозах для их пресечения).

5. Совет министров обороны (консультативный и исполнительный орган организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества. Данный орган должен собираться не менее двух раз в год для консультаций по актуальным вопросам).

6. Совет руководителей спецслужб ОДКБ (совещательный и консультативный орган по вопросам обеспечения национальной безопасности государств-членов ОДКБ. Главными вопросами, которые следует обсуждать по данной линии — это противодействие международному терроризму, пресечение незаконной миграции, пресечение незаконного оборота наркотиков и наркосодержащих препаратов, обмен разведданными).

7. Совет по ЧС (совет по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ создан для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

8. Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству (Комиссия рассматривает и вырабатывает рекомендации, направленные на обе-

спечение многостороннего военно-экономического сотрудничества по целому ряду важнейших направлений10.

Принципиальной разницей между представленной схемой и схемой работы ОДКБ та, что, во-первых в ней отсутствуют политические советы, что загромождает и затрудняет работу военной составляющей организации, во-вторых, структуры и отделы в рис. 2 привязаны друг к другу. Это означает, что при обеспечении качественной работы всех структур получается монолитная организация, работа которой нацелена на обеспечение безопасности.

Существует проблема «дуализации» работы на постсоветском пространстве. Например, основной деятельностью антитеррористического центра СНГ является противодействие международному терроризму. Той же работой занимаются рабочие группы в структуре ОДКБ.

В данном ключе проанализируем деятельность других региональных организаций, занимающихся вопросами безопасности.

I октября 1999 г. по инициативе Совета министров внутренних дел (СМВД) государств-участников СНГ началась работа по созданию Антитеррористического центра (АТЦ) государств-участников СНГ. 21 июня 2000 г. АТЦ СНГ, призванный координировать антитеррористическую деятельность правоохранительных органов и специальных служб государств-участников Содружества, был учрежден и начал функционировать уже с 1 декабря 2000 года11. В Положении «Об Антитеррористическом центре государств-участников СНГ» от 1 декабря 2000 г. определены основные задачи и функции АТЦ СНГ: «2.1. Выработка предложений СГГ СНГ и другим органам СНГ о направлениях развития сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. 2.2. Обеспечение координации взаимодействия» правоохранительных органов и специальных служб «государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. 2.3. Анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах-участниках СНГ и других государствах. 2.4. Формирование <...> специализированного банка данных: о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах; <...> о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам <... >

2.5. Участие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений, организуемых по решению СГГ СНГ.

2.6. Содействие заинтересованным государствам-участникам СНГ в подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом. 2.7. Участие в подготовке модельных законодательных актов, нормативных документов, а также международных договоров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. 2.8. Содействие в организации подготовки специалистов и инструкторов подразделений, участвующих в борьбе с терроризмом12. В июле 2001 г. в Бишкеке была создана оперативная группа АТЦ по ЦАР, на базе

10 URL: http://www.odkb-csto.org/mkves/.

II О создании Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств : решение Совета глав государств СНГ от 21.06.2000 г. // Исполнительный комитет СНГ : офиц. сайт. URL: http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=1440 ; Об Антитеррористическом центре государств-участников СНГ : решение Совета глав государств СНГ от 01.12.2000 г. // Исполнительный комитет СНГ : офиц. сайт. URL: http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=1446.

12 Об Антитеррористическом центре государств-участников Содружества Независимых Государств : положение от 01.12.2000 г // Исполнительный комитет СНГ : офиц. сайт. URL: http://www. cis.minsk.by/main.aspx?uid=1622.

которой Решением СГГ СНГ от 7 октября 2002 г. было образовано региональное подразделение АТЦ по ЦАР в г. Бишкек13.

Соответственно, необходимо деятельность АТЦ напрямую привязать к деятельности ОДКБ, притом не периодическими обменами информацией, а постоянными контактами. Необходимо при ОДКБ иметь представителя из АТК, который бы стал связующим звеном или особой договоренностью лидеров СНГ включить АТЦ в форватор деятельности ОДКБ.

Та же проблема существует в рамках ШОС. 7 июня 2002 г. в г. Санкт-Петербург Декларация «О создании ШОС» была дополнена Хартией ШОС. В ст. 3 данной Хартии определены основные направления сотрудничества в рамках ШОС, в частности: «поддержание мира и укрепления безопасности и доверия в регионе; <...> выработка и реализация мероприятий по совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции; <...> поддержка и поощрение регионального экономического сотрудничества в различных формах <...>»14.

Учредили региональную антитеррористическую структуру (РАТС) ШОС — постоянно действующий орган ШОС, предназначенный «для содействия координации и взаимодействию компетентных органов» государств-членов ШОС «в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Шанхайской конвенции»15. Согласно ст. 6 Соглашения «О Региональной антитеррористической структуре ШОС» от 7 июня 2002 г.: «Основными задачами и функциями РАТС» являются, в частности: «<...> 3) сбор и анализ информации, поступающей в РАТС» от государств-членов ШОС по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; 4) формирование банка данных РАТС, в частности о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования; состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма, затрагивающих интересы государств-членов ШОС; неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму, сепаратизму и экстремизму; <...> 6) содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений по просьбе заинтересованных государств-членов ШОС; 7) содействие в подготовке и проведении оперативно-разыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом по просьбе государств-членов ШОС; 9) участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; 10. содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений; 11) участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

13 Ситуация в СНГ и политика в России.URL: http://yakovenko.rian.ru/l ; Доклад об итогах выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 г. до 2003 г. и Программы государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. // Интернет-портал СНГ. URL: http:// www.e-cis.info/page.php?id=21171 ; АТЦ СНГ — барьер против террора // Военный дипломат. 2003. № 9. С. 46-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Хартия Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 года // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3450.

15 Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре : ратифицировано федер. законом РФ от 05.03.2004 г. N° 7 // Кодекс : электрон. фонд правовой и норм.-тех. документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901858897.

12) установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экс-тремизмом»16.

Первоначально антитеррористическая структура ШОС действовала в Бишкеке, а затем была переведена в Ташкент. 17 июня 2004 г. состоялась официальная церемония открытия Исполнительного комитета РАТС с участием глав государств России, Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана [5, с. 339]. Деятельность РАТС представляет особый интерес для России, поскольку в последние годы существенно возросла угроза проникновения на ее территорию религиозных экстремистов с территории Афганистана и Центральной Азии, активно поддерживающих идею создания единого халифата в Азии и стремящихся распространить свое влияние на тюркоязычные районы Татарстана, Башкирии, Якутии, Алтая, Хакасии, Тывы [5, с. 341]. Если учесть и тот факт, что теоретически афганский и центральноазиатские конфликтные потенциалы могут слиться, то получится длинный пояс нестабильности, протягивающийся от Кавказа до Афганистана [1, с. 89].

Выводы:

1. Необходимо укрепить статус, а соответственно и увеличить ответственность генерального секретаря ОДКБ, как ответственного за деятельность этой организации.

2. Необходимо пересмотреть устав организации и за действия, прямо или косвенно противоречащие духу, уставу организации применять ограничения против государства-нарушителя вплоть до исключения из организации.

3. Из анализа трех организаций на постсоветском пространстве было выявлено, что наиболее эффективной организацией, при соответствующих трансформациях может стать ОДКБ. Соответственно необходимо в рамках СНГ и ШОС или упразднить, или связать деятельность этих организаций в вопросах безопасности и противодействия терроризму с деятельностью ОДКБ.

4. Необходимо увеличить мобильность между структурами.

5. Следует, начиная со школьной скамьи, проводить открытые уроки с представителями силовых структур (МВД, МЧС и т.д.) для ознакомления с потенциальными угрозами (траффикинг, вербовка в секты, в радикальные группировки, детская и юнешеская проституция и т.д.), а также ввести в университетскую программу стран СНГ предмет террология, где будут рассматриваться международные террористические организации, места их основной дислокации, особенности, отличительные черты от других террористических организаций, методах вербовки и т.д. для просвещения молодежи.

6. Необходимо расширить деятельность аналитического центра, как структуры, которая мониторит и анализирует полученные данные. Структура должна работать по регионам и должна быть направленной на анализ нескольких проблем, таких как: трафикинг, оборот наркотиков, незаконная миграция, терроген-но опасные регионы, тех или иных государств и т.д. От работы этой структуры зависит то, какие данные получит центр сбора, обработки и анализа информации для дальнейшего представления в генштаб.

7. Вся получаемая от структур и региональных организаций информация, должна сконцентрироваться в центре сбора, обработки и анализа информации для

16 Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре : ратифицировано федер. законом РФ от 05.03.2004 г. № 7 // Кодекс : электрон. фонд правовой и норм.-тех. документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901858897.

выявления общей картины вызовов и угроз и докладу в генштаб для дальнейших действий.

8. Необходимо также пересмотреть структуру и функции коллективных сил быстрого реагирования (КСОР). Например, не следует их использовать в период чрезвычайных ситуаций, если речь не идет о техногенных катастрофах. Численность КСОР следует увеличить от и 15—20 000 чел.17 до и 50 000 чел. Коллективные силы оперативного реагирования необходимо постоянно дислоцировать в 3 районах: Запад — на границе с Прибалтийскими странами, Кавказ — 102-я военная база в Гюмри (Армения), Средняя Азия — 201-я военная база в Курган-Тюбе (Таджикистан). Необходимо держать постоянный пост на Памирской горной цепи, протягивающемся от Пакистана и Индии до Средней Азии и Китая. Только таджикско-афганская граница имеет протяженностью более 1 300 км и является южным рубежом ОДКБ. Большая часть границы проходит по сложному рельефу в условиях высокогорья Памира (рис. 3)18. Ввиду протяженности и труднопроходи-мости очень часто террористов и караваны с оружием, боеприпасами, наркотики отправляют из Афганистана и Пакистана в Среднюю Азию именно так. Следовательно, необходимо увеличить контингент КСОР специалистами в области аэрофотосъемок всех потенциальных троп, высот, ущелий и т.д., по которым могут передвигаться боевики, увеличить силы радиоэлектронной разведки и вербовка боевиков из экстремистских и террористических организаций (опыт Израиля).

9. Необходимо увеличить квоты для переподготовки военнослужащих ОДКБ в вузах вооруженных сил РФ. Более 1 тысячи военнослужащих прошли подготовку, однако учитывая разрастающиеся масштабы вызовов, необходимо пересмотреть количество квот, а также расширить спектр программ переподготовки. [4, с. 141].

Рис. 3

17 «НГ»: ОДКБ собирает ударный кулак. Численность КСОР составит 20 тысяч военнослужащих // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.odkb-csto.org/news/detail. php?ELEMENT_ID=690&SECTI0N_ID=92&sphrase_id=22305.

18 Президент Таджикистана Эмомали Рахмон и Генеральный секретарь ОДКБ в Душанбе обсудили вопрос оказания военно-технической помощи Пограничным войскам для усиления охраны таджикско-афганской границы // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: http:// www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=3146&SECTI0N_ID=91&sphrase_id=22309.

Конец 20 — начало 21 вв. стали для всего цивилизованного человечества временем «чумы» под названием международный терроризм. Международные террористические организации действуют почти во всем мире. Соответственно, обеспечивая более продуктивную деятельность ОДКБ государства-члены, сообща, смогут не только реагировать на угрозу международного терроризма, трафикинга, воин, незаконного оборота оружия, боеприпасов и наркотиков, но и уничтожать нарушителей, террористов в «зачатке». По историческому стечению обстоятельств страны-члены ОДКБ находятся в сложных геополитических условиях. Необходимо не только в рамках ОДКБ, но и в рамках ЕАЭС и других интеграционных организаций поработать над геополитическим инжинирингом и выстроить благоприятные и безопасные условия для проживания.

Список использованной литературы

1. Бордюжа Н. Приветственная речь / Н. Бордюжа // Стратегические безопасностные исследования. Том 3. — Ереван, 2014. — 620 с.

2. Минасян С. ОДКБ и Южный Кавказ: актуальные проблемы стабильности и региональной безопасности / С. Минасян / / Стратегические безопасностные исследования. Том 3. — Ереван, 2014. — 620 с.

3. Кардумян В. Коллективная безопасность на Южном Кавказе: концептуальные подходы стран региона / В. Кардумян // Россия и новые государства Евразии. — 2013. — № 3. — С. 15-23.

4. Омаров М. Государства Центральной Азии во внешней политике России, США и Европейского союза / М. Омаров, Н. Омаров // Центральная Азия и Кавказ. — 2009. — № 3. — C. 85-94.

5. Глущенко Ю.Н. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом в Центральной Азии // Россия в Азии: проблемы взаимодействия / ред. К. А. Кокарев. — М. : РИСИ, 2006. — 453 с.

References

1. Bordyuzha N. Speech of Welcome. Strategicheskie bezopasnostnye issledovaniya. Tom 3 [Strategic Security Investigations. Vol. 3]. Erevan, 2014. 620 p. (In Russian).

2. Minasyan S. CSTO and Southern Caucuses: topical problems of Stability and Regional Security. Strategicheskie bezopasnostnye issledovaniya. Tom 3 [Strategic Security Investigations. Vol. 3]. Erevan, 2014. 620 p. (In Russian).

3. Kardumyan V. [Collective security in Southern Caucuses: conceptual approaches of region's countries]. Rossiya i novye gosudarstva Evrazii = Russia and the new States of Eurasia, 2013, no. 3, pp. 15-23. (In Russian).

4. Omarov M., Omarov N. Central Asian states in foreign policy of Russia, USA and European Union. Tsentral'naya Aziya i Kavkaz = Central Asia and Caucasus, 2009, no. 3, pp. 85-94. (In Russian).

5. Glushchenko Yu.N. Russia and problems of struggle against international terrorism In Central Asia. In Kokarev K. A. (ed.). Rossiya v Azii: problemy vzaimodeistviya [Russia in Asia: problems of cooperation]. Moscow, RISI Publ., 2006. 453 p.

Информация об авторе

Вардазарян Сергей Самвелович — кандидат политических наук, старший научный сотрудник, преподаватель, Российско-Армянский университет, Республика Армения, г. Ереван, тупик ул. Демирчяна дом 25, 0002, e-mail: [email protected].

Author

Sergey S. Vardazaryan — PhD in Political Science, Senior Scientist, Lecturer, Russian-Armenian University, 25 Demirchyan Street, 0002, Yerevan, Republic of Armenia; e-mail: sss001@list .ru.

Для цитирования

Вардазарян С. С. Система коллективной безопасности стран-членов СНГ / С. С. Вардазарян // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 3. — DOI : 10.17150/2411-6262.2017.8(3).11.

For Citation

Vardazaryan S. S. System of collective security of CIS member-countries. Baikal Research Journal, 2017, vol. 8, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(3).11. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.