РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Контртеррористическая и антиэкстремистская деятельность ОДКБ
Т.И. Щеколдина
Тверской государственный университет, Тверь, Россия
Аннотация. Обеспечение национальной безопасности страны, является главной обязанностью государства. Многолетний опыт показал, что объединение государств в глобальные организации оказываются не эффективными в борьбе с такими угрозами как нелегальная миграция, оборот наркотиков, религиозный экстремизм и международный терроризм. Продуктивнее складывается работа по решению данных проблем у региональных организаций, так как они охватывают государства одного региона, где наблюдается более тесное сотрудничество.
В данной статье речь пойдёт об ОДКБ. Геополитическое расположение государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности включает в себя три региона, которые находятся непосредственно под защитой и в зоне ответственности ОДКБ -Восточноевропейский, Кавказский и Центрально-Азиатский, в которых государствам постоянно приходится сталкиваться лицом к лицу с угрозами терроризма, экстремизма, незаконной торговли наркотическими средствами, а также транснациональной организованной преступностью.
На сегодняшний момент ОДКБ является единственной региональной организацией на пространстве СНГ, которой государства постсоветского пространства отдают приоритетность в обеспечении и поддержании безопасности в регионе. Однако в ОДКБ присутствуют проблемы, которые тормозят полноценное развитие и слаженную работу Организации.
Ключевые слова: ОДКБ, безопасность, терроризм, экстремизм, контртеррористическая деятельность.
Counter-terrorism and Anti-extremist Activities of CSTO T.I. Shchekoldina
Tver State University, Tver, Russia
Abstract. Ensuring the national security of the country is the main responsibility of the state. Many years of experience has shown that the unification of states into global organizations are not effective in combating such threats as illegal migration, drug trafficking, religious extremism and international terrorism. Work on solving these problems of regional organizations is more productive, as they cover the states of one region where closer cooperation is observed.
This article focuses on the CSTO. The geopolitical location of the member states of the Collective Security Treaty Organization includes three regions that are directly under protection and are in the CSTO area of responsibility - Eastern European, Caucasian and Central Asian, in which the states constantly have to face threats of terrorism, extremism, illicit drug trafficking; and transnational organized crime.
Today, the CSTO is the only regional organization in the CIS, to which the post-Soviet States give priority in ensuring and maintaining security in the region. However, there are problems in the CSTO that hinder the full development and coordinated work of the Organization.
Keywords: CSTO, security, terrorism, extremism, counter-terrorism activities.
Основой коллективной безопасности выступает система коллективной безопасности, которую государства-участницы ОДКБ рассматривает как совокупность работы органов управления не только Организации, но и самих стран-участниц
ОДКБ, а также сил и средств, которые обеспечивают защиту интересов, национальную безопасность и суверенитет государств.
Геополитическое расположение государств-членов ОДКБ включает в себя три
региона, которые находятся непосредственно под защитой и в зоне ответственности ОДКБ - Восточноевропейский, Кавказский и Центрально-Азиатский, в которых государствам постоянно приходится сталкиваться лицом к лицу с угрозами терроризма, экстремизма, незаконной торговли наркотическими средствами, транснациональной организованной преступностью и т.п. Поэтому, модернизация институциональных и функциональных механизмов обеспечения безопасности ОДКБ и противодействие данным угрозам является одной из приоритетных задач государств-членов.
При создании ОДКБ, государства-члены полагались на то, что она станет не только системой безопасности для стран-участниц, но и неким катализатором интеграционных процессов на пространстве СНГ. Стоит отметить, что процесс создания ОДКБ проходил в непростые для стран
- участниц времена. Договор о коллективной безопасности, на котором основана организация, создавался в период, когда его участники столкнулись с решением непростой задачи - раздел Вооружённых сил СССР.
Первоначально ДКБ, а затем ОДКБ, были созданы для решения отдельных задач, которые складывались в разные периоды и под воздействием многих факторов. Изначально ДКБ был ориентирован на отражение традиционных военных угроз. Впоследствии число задач увеличилось и целью ДКБ стало создание и укрепление в регионе универсального института безопасности.
Главными целями ОДКБ, которые были прописаны в Уставе ОДКБ подписанного государствами-членами Организации 7 октября 2002 г. (вступил в силу 18 сентября 2003 г.) стали:
- укрепление мира и безопасности на пост-
советском пространстве;
- защита суверенитета, национальных ин-
тересов и территориальной целостности государств-членов ОДКБ;
- поддержание конструктивного диалога
как между странами-участницами
внутри Организации, так и с другими
государствами и международными организациями;
- осуществлять безопасность государств-
членов и решать существующие проблемы исключительно посредством мирных переговоров и диалога. Основные направления деятельности возникают сами собой с учетом главных целей Организации. К ним относится:
- обеспечение коллективной безопасности
посредством координации существующих институтов Организации;
- усовершенствование военной составля-
ющей стран-партнёров ОДКБ для отражения существующих угроз;
- создание Коалиционных сил и миротвор-
ческой составляющей ОДКБ;
- сотрудничество государств-участниц в
военно-технической и экономической сфере;
- усовершенствование правоохранитель-
ных органов стран-участниц, военной техники и кадров;
- борьба с нелегальной миграцией, оборо-
том наркотиков, преступностью, международным терроризмом и экстремизмом на территории государств-членов ОДКБ.
Основная цель организации - это обеспечение безопасности государств-членов ОДКБ. Согласно Концепции коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.1 существуют следующие вызовы и угрозы, которые могут угрожать национальному суверенитету и национальной безопасности странам-участницам Организации:
- нелегальная миграция;
- распространение наркотических средств
и продажа нелегального оружия;
- увеличение сил международного терро-
ризма и наличие экстремистских настроений на территориях государств-членов ОДКБ;
- территориальные претензии других стран
к государствам-членам ОДКБ;
1 Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://odkb-csto.org/documents/detшl.php?ELEMENTJD=Ш (дата обращения 06.07.2018).
- пограничные конфликты близкие к стра-
нам-участницам ОДКБ;
- угроза применения ОМУ;
- распространение ядерного оружия, раз-
работка и передача нового вида оружия, а также передача ядерного оружия и другого ОМУ не государственным участникам международных отношений, в особенности террористическим группировкам;
- вмешательство других стран во внутрен-
ние дела государств-членов ОДКБ;
- наращивание и обучение групповых войск на территориях сопредельных государств с целью нападения на стран-участниц ОДКБ. Центрально-Азиатский регион является самым проблемным регионом с точки зрения безопасности, так как страны ЦА региона находятся в непосредственной близости с таким государством как Афганистан. В связи с этим основная роль ОДКБ в этом регионе сводится к поддержанию стабильности и мира, а также отражение существующих в регионе угроз, созданных новыми геополитическими условиями.
В начале 2000-х гг. произошло значительное усиление роли России в работе ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе. Это стало заметно в 2002 г. с преобразованием ДКБ в полноценную международную региональную военно-политическую организацию с заметным расширением её функций, целей и задач. Вместе с этим увеличились полномочия Организации и были созданы основные коллективные силы КСОР и КМС. С созданием основной военной составляющей ОДКБ стали проводится совместные военные учения. Параллельно с этим Россия увеличила свои позиции в регионе и увеличила свою инвестиционную деятельность в государствах постсоветского пространства.
Главная цель ОДКБ в этом регионе это обеспечение безопасности путём создания и развития единой военной структуры государств-членов ОДКБ и защита их территориальных границ и населения от угрозы международного терроризма, наркотической мафии, которые угрожают суверенитету странам ОДКБ.
Таким образом, оглядываясь на многолетний опыт ОДКБ и её значение в обеспечении безопасности в ЦАР необходимо выявить и определить внешние и внутренние угрозы и возникающие вместе с этим проблемы. Относительно Центрально-Азиатского региона можно выделить три основных фактора, которые определяют существующие угрозы.
Первый фактор - Афганский. Военная угроза со стороны афганских моджахедов была первым толчком для создания системы коллективной безопасности для обеспечения мира в данном регионе и на всём постсоветском пространстве. Бывшие постсоветские республики полагались на то, что ОДКБ и её силы будут в состоянии устранить угрозу со стороны Афганистана. Однако до сих пор ни России, ни ОДКБ не удалось до конца повлиять на давно существующую проблему соседства с Афганистаном.
Второй фактор следует связывать с религиозным экстремизмом и сепаратизмом.
Третий фактор - это военно-экономический фактор, который не связан напрямую с внешними или внутренними угрозами государствам-членам ОДКБ, но определяющий применяемые подходы к обеспечению национальной безопасности.
Важно отметить тот факт, что общемировой безопасности угрожает наличие, чего нельзя отрицать, и повышение роли нетрадиционных акторов мировой политики, а именно "сетевые" структуры - международные террористические группы, а также религиозный экстремизм, этнический сепаратизм, незаконный оборот наркотиков, пиратство, хакерские атаки и так далее.
19 декабря 2017 г. на открытии Совета руководителей органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ, в приветственном слове В.В. Путин призвал к укреплению связей на фоне угроз терроризма: «Основная опасность для граждан стран СНГ исходит от международных террористических организаций, действующих в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Террористы пытаются использовать эти регионы в качестве плацдарма для экспансии, вербуют и обучают здесь новых боевиков, направ-
ляют их для дестабилизации ситуации в другие государства»2.
Основная проблема в определении главных вызовов и угроз безопасности региону заключается в том, что у стран-участниц до сих пор нет общего их понимания. Эта проблема заключается в том, что в трёх субрегионах СНГ присутствуют разные угрозы безопасности: в европейском - расширение НАТО и ЕС; на Кавказе всё еще актуальны этнические конфликты и возникающие на их почве международные конфликты; в Центральной Азии -религиозный экстремизм, пограничные проблемы, незаконная миграция, наркотрафик и раздел водных ресурсов. В данных условиях, каждое государство стремится обозначить для себя собственный список по значимости угроз безопасности, который может кардинально отличаться от приоритетного списка угроз другого государства [Захаров 2012: 8].
Пожалуй, одной из самых важных проблем на сегодняшний день для государств ОДКБ и мира в целом является международный и региональный терроризм. Работа ОДКБ нацелена на реализацию и решение проблем, ведущих к стабилизации положения в Афганистане, а также снижение его негативного влияния на ситуацию в Центральной Азии.
В рамках ОДКБ принят единый механизм формирования списка террористических и экстремистских организаций. 3 Для решения проблем с угрозой терроризма в ОДКБ действуют и проходят подготовку силы специального реагирования.
В 2000 г. для решения проблем с терроризмом был создан Антитеррористический центр государств участниц СНГ4.
2 Путин призвал спецслужбы СНГ к укреплению связей на фоне угроз терроризма // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://tass.ru/politika/4823739 (дата обращения 06.07.2018)
3ОДКБ подготовила единый список террористических организаций // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2017/11/30/odkb-podgotovila-edinyj-spisok-terroristicheskih-organizacij.html (дата обращения 07.07.2018)
4 Сайт Антитеррористического центра государств
участниц СНГ // [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.cisatc.org/ (дата обращения
07.07.2018)
Главным направлением в работе по предотвращению всякой террористической активности стал Центрально-Азиатский регион. В Центральноазиатское подразделение АТЦ входят спецслужбы России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Они проводят постоянный мониторинг уровня террористической угрозы в Центральной Азии для быстрого и точного предотвращения террористических атак.
В формате ОДКБ ежегодно планируются проводить специальные мероприятия, которые направлены на выявление и устранение каналов вербовки граждан ОДКБ в ряды террористических организаций.
Для борьбы с террористической деятельностью в рамках ОДКБ существуют и работают системы кризисного реагирования ОДКБ. Вопросы противодействия терроризму и экстремизму решаются в рамках проводимых спецопераций ОДКБ:
- антинаркотическая - Канал;
- обеспечение безопасности информационных сетей, борьба с киберпреступно-стью - ПРОКСИ.
Помимо данных спецопераций проводятся операции по решению других основополагающих задач, для отражения которых была создана Организация:
- борьба с продажей и передачей лицам оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
- мониторинг информационных сетей от возможных вербовочных мероприятий по вербовке граждан в террористические и экстремистские организации.
В рамках АТЦ СНГ на территории государств Центральной Азии проводятся оперативно-тактические учения «Юг-Антитеррор». Главными целями этих учений является повышение готовности органов безопасности, а также спецслужб государств к быстрому реагированию на угрозы террористического характера. Летом 2011 г. между ШОС и ОДКБ был подписан протокол по контртеррористической дея-тельности5. Теперь две организации могут
5 Протокол о взаимопонимании между РАТС ШОС и ОДКБ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/politics/20110614/388199720.html (дата обращения 08.07.2018)
регулировать и координировать действия против терроризма в Центральной Азии.
Непрекращающаяся военная ситуация на Ближнем Востоке и Афганистане является основной дестабилизирующей точкой в попытках ОДКБ обеспечить свои государства национальной безопасностью. Не прекращается поток наркотических средств из Афганистана. А также остаётся нерешённой проблема таджикско-афганской границы.
Граждане стран-участниц ОДКБ, которые находятся в тренировочных лагерях Афганистана, Пакистана, Сирии и Ирака, воюют на стороне Сирии и ИГИЛ* и могут в любой момент вернуться домой и подвергать опасности граждан государств-членов ОДКБ. События, произошедшие на территории Центрально-Азиатского региона, показали, что в борьбе с террористическими и экстремистскими группировками нет традиционной линии ведения противостояния.
Ситуация и происходящие события в Афганистане остаются неразрешимыми6 и каждый день подвергаются всё большей дестабилизацией в связи с вернувшимся Талибаном* и мигрировавшим ИГИЛ*, которого тщательно пытаются искоренить из Сирии.7 Дестабилизация ситуации в Афганистане угрожает близлежащим государствам-членам ОДКБ, так как они находятся в непосредственной близости с Афганистаном. В рамках ОДКБ существует рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ, в которой проводится постоянный мониторинг ситуации на территории Афганистана. Высокопоставленные лица ОДКБ проводят постоянные встречи с представителями Афганистана и обсуждают осуществляемые действия на границах государств. В 2016 г. в рамках ОДКБ было подписано
*Запрещённая в России террористическая организация.
6«Афганская угроза» — вызов для ОДКБ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/experts/242700/?sphrase_ id=12420119 (дата обращения 15.07.2018). 'Афганистан на грани взрыва // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/2370227.html (дата обращения 08.07.2018).
Совместное заявление "О борьбе против международного терроризма и положение в Афганистане".8 В данном соглашении даны оценки ситуации в Афганистане, также государства выразили свою озабоченность на происходящие события в стране, террористические акты, большие потери гражданского и военного населения. Особую озабоченность вызывает активизация террористических и экстремистских группировок, а также увеличение опиумных посевов и полей.
Страны-участницы ОДКБ выражают свою готовность оказывать помощь правительству Афганистана и его народу по следующим направлениям:
- сотрудничество с другими международными организациями, такими как НАТО и ООН для достижения мира в Афганистане и борьбе с террористической деятельностью на территории государства;
- стабилизация политической и военной ситуации в государства, построение мирного и стабильного государства, а также создание дальнейших благоприятных условий для строительства мирного сосуществования.
Последнее заседание Рабочей группы по Афганистану было проведено 19 апреля 2018 года. В ходе заседания было отмечено, что произошла значительная активизация террористической активности, что является несомненной угрозой для государств-членов ОДКБ. Генеральным секретарём ОДКБ Ю.Г. Хачатуровым было подчёркнуто, что остановить насилие в стране подвластно лишь военным самого Афганистана, но, так как проблемы Афганистана выходят за его границы (терроризм и незаконный оборот наркотиков), решение афганской проблемы требует общего подхода и консолидации сил всех заинтересованных лиц в разрешении существующей ситуации в стране. 9
8О деятельности ОДКБ на афганском направлении // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vpoanalytics.eom/2017/01/31/o-deyatelnosti-odkb-na-afganskom-napravlenii/ (дата обращения 08.07.2018).
*Запрещённая в России террористическая организация.
9Рабочие группы по Афганистану при СМИД
ОДКБ и по борьбе с терроризмом при КССБ на
За последнее время талибы укрепили свои позиции на севре и юге Афганистана и показывают своё стремление в установлении своего контроля над некоторыми районами и административными центрами государства.
В 2016 г. на таджикско-афганской границе произошло более 20 вооруженных нападений. На приграничных территориях с государствами-членами ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе создаются тренировочные лагеря, и ведётся вербовочная деятельность. Кроме этого, ведётся радиопропаганда, а также осуществляется вербовка посредством социальных сетей.
Кроме Талибана* в Афганистане еще сохраняют свою сферу влияния такие террористические организации как Аль-Каида* и ИГИЛ*.
Большой проблемой в установлении порядка в стране играл тот факт, что на протяжении 15 лет афганская оппозиции (ИПА - Исламская партия Афганистана) вела вооружённую борьбу с официальным правительством. Без единства в государственных структурах и без национального примирения Афганистану не справится в одиночку с угрозой международного терроризма.
В связи с этим, в 2016 г. между официальным правительством Афганистана и Исламской партией Афганистан во главе с Г. Хекматияром был подписан мирный договор, по которому ИПА согласилась расформировать своё боевое крыло, вернуться обратно в правительство и стать действующей политической партией.10
совместном заседании 19 апреля обсудили военно-политическую ситуацию в ИРА и предпринимаемые ОДКБ меры по минимизации угроз безопасности исходящих с территории Афганистана // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odkb-
csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ГО=12568&SEC ТЮ^ГО=91 (дата обращения 09.07.2018). *Запрещённая в России террористическая организация.
10Власти Афганистана подписали мирное соглашение с Исламской партией страны // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ria.ru/world/20160922/1477580912.html (дата обращения 09.07.2018).
*Запрещённая в России террористическая организация.
В марте 2018 г. от ИПА поступило предложение о начале переговоров с представителями Талибана*. Правительство Афганистана должно сформировать зоны безопасности для членов семей талибов. После этого они откроют своё представительство в Кабуле и только тогда будут согласны преступить к переговорам. 11
Вопросы примирения с талибами обсуждалось с 26-27 марта в ходе конференции «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие». По итогу конференции была принята Ташкентская Декларация, в которой было прописано о начале переговоров с талибами без каких-либо предварительных условий для достижения мирного соглашения с талибами.12
Однако по состоянию на 2018 год продолжаются атаки талибов на военных Афганистана. Как сообщает представитель президента Афганистана Шах Хусейн Муртазави, с момента прекращения перемирия власти Афганистана не установили никаких контактов с талибами.13
И действительно, в последнее время прослеживается активизация талибов. Со стороны офицеров раздаются угрозы в сторону Европейских государств, России и США. Данные угрозы направлены не только на правительство этих стран, но и также на мирных граждан государств, «Мы считаем возможным убийство простых европейцев потому, что они голосо-
14
вали за свои правительства».14
11 Лидер Исламской партии Афганистана назвал условие для переговоров талибов с правительством // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fergananews.com/news/29061 (дата обращения 09.07.2018).
12 Ташкентская Декларация // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kknews.uz/13665.html (дата обращения 10.07.2018).
* Запрещённая в России террористическая организация.
13В Афганистане оценили возможность проведения мирных переговоров с талибами // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ria.ru/world/20180624/1523301976.html (дата обращения 10.07.2018).
14 Сайт «Время Востока». Поляков Д. Триумфальное возвращение талибов или что скрывается за политикой США в Афганистане // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
В рамках ОДКБ увеличивается уровень взаимодействия не только с другими государствами не членами ОДКБ по разным направлениям деятельности Организации, а также и с другими международными организациями, первую очередь это ООН и ШОС. Так, в 2016 г. между ООН и ОДКБ был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН.15
Однако угроза терроризма и экстремизма исходит не только от Афганистана, но и от внутренних проблем государств-членов ОДКБ. Так, существуют проблемы исламского фактора в некоторых из стран Организации, такие как Кыргызстан и Таджикистан. На данный момент в странах центральной Азии происходит пробуждение религиозного самосознания и радикализация ислама. Вследствие распада СССР и последующими за ним накопление внутриполитических проблем этих стран, такие, как недовольство правительством, экономический упадок стран, стремление создать в государстве общество по религиозному образцу, в частности Киргизии, начинается зарождение и распространение в Центральной Азии таких радикальных исламистских группировок, как Хизбут-Тахрир-аль-Ислами*, Исламская партия Туркестана*, Исламское движение Узбекистана* и др.
Киргизия, в силу сложной социально-экономической ситуации, а также хаотиза-ции собственной общественной жизни особенно уязвима к деятельности радикальных исламистских организаций. Первые ячейки ХТИ появились на территории Киргизии еще в 1990-е гг. Но более актив-
http://www.easttime.ru/analitic/2/13/57.html (дата обращения 10.07.2018)
15В ходе 71-й сессии Генассамблеи ООН был подписан Меморандум о взаимопонимании между
Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета СБ ООН и обсудил расширение сотрудничества в сфере миротворчества // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odkb-
csto.org/international_org/detail.php?ELEMENT_ГО=
807^ЕСТЮ^ГО=127 (дата обращения 10.07.2018)
ную деятельность эта группировка продемонстрировала в период 1999-2016 гг. Тогда в южные районы Киргизии проникли отряды ИДУ. В конце 1990-х ХТИ создала на территории Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей разветвленные структуры, что позволило ей перейти к этапу активных практических действий. В настоящее время наблюдается объединение джихадистов, входящих в состав "Исламского государства" *, с активистами ХТИ.
Начиная с 2005 г., появился еще один вид исламистских группировок, деятельность которых представляет всё большую угрозу для конституционного строя центрально азиатских государств. Речь идёт о так называемых салафитских джааматах (общинах), распространение которых принимает угрожающие масштабы.
Салафизм в Киргизии пока что не так силён, как традиционные террористические организации, однако динамика его развития внушает опасения. Главными распространителями салафизма в Республике являются выпускники религиозных университетов, которые выпустились из университетов арабских стран. Вербовка в салафитские секты зачастую проходит в интернете через популярные социальные сети и посредством распространения литературы.16
В 2014-2016 г. в Киргизии в южных регионах усилилось такое направление в религиозно-экстремистском движение, как джихадизм. Именно из числа сторонников этого движения ведётся вербовка в ряды ИГИЛ.
Таджикистан также подвергается влиянию радикального ислама. В 1990-е гг. после распада СССР наблюдался рост экстремистских настроений у населения РТ. Так, была создана Партия исламского возрождения Таджикистана. На протяжении
16Хотели создать в Кыргызстане халифат - ГКНБ задержал двоих мужчин // [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
https://m.sputшk.kg/mtidents/20181002/1041358759/k yrgyzstan-zaderzhanie-gknb-ehkstremisty.html (дата обращения 12.07.2018)
* Запрещённая в России террористическая организация.
многих лет исламские фундаменталисты пытались бороться с официальным правительством, устраивая митинги, насильственное отстранение тогдашнего президента РТ Р. Набиева, захват в заложники депутатов Верховного совета республики, и террористические акты. Немаловажным остаётся факт, что данные организации поддерживаются Афганистаном и соседним Пакистаном.
Следует отметить, что на территории Таджикистана действует террористическая группировка Исламское движение Узбекистана. В 2010 г. некоторые члены данной группировки осуществили побег из тюрьмы и перебрались в Раштскую долину на востоке Таджикистана.17 Поле побега деятельность представителей данной организации возобновилась. С 2010 по 2011 год
было зарегистрировано 7 терактов, нося-
18
щих антиправительственный характер.18 На данный момент, в связи с непосредственной близостью РТ с Афганистаном и наличием недостаточно защищённых границ, присутствует опасения того, что на территорию государства будет распространяться всё большее влияние, насилие и волнение со стороны террористических и экстремистских формирований находящихся в Афганистане. В августе 2015 г. ИДУ примкнула к ИГИЛ. В связи с этим необходимо укреплять военное присутствие России и других стран ОДКБ на границе с Афганистаном.
Работа ОДКБ в области обеспечения безопасности проводится посредством следующих аспектов её деятельности: оперативное планирование, боевая подготовка, военно-техническое сотрудничество, подготовка кадров, создание общих вооружённых сил. На данный момент в ОДКБ существует несколько совместных военных сил: Коллективные силы оперативного реагирования, Коллективные силы быстрого развёртывания и Миротворче-
ские силы. Во многом на принятие решения о создании КСОР и КСБР ЦАР повлиял тот факт, что входящие в ОДКБ государства Центральной Азии находятся и имеют пограничные проблемы с Афганистаном. Также, для достижения более высокого уровня безопасности в регионе функционируют российские военные базы в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане19.
С 2004 г. в рамках ОДКБ ежегодно проходят военные учения «Рубеж», направленные на противодействие и предотвращение региональных угроз безопасности. Приоритетной целью для ОДКБ было создание противовоздушного заслона на западном стратегическом направлении. Уже сейчас в рамках ОДКБ образованы системы ПВО и ПРО со следующими государствами: Россия-Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, достигнута договорённость и о создании российско-казахстанской системы ПРО. Это свидетельствует о готовности формирования эшелонированной системы региональной безопасности. Благодаря этому ОДКБ сможет стать универсальной международной организацией по противостоянию целому ряду угроз и вызовов [Захаров 2012: 15].
В 2018 году в рамках ОДКБ проходят переговоры о начале операций "Наёмник", целью которых будет работа по выявлению граждан, возвращающихся из боевых
зон после участия в деятельности террори-
"20
стических организаций20.
На 2015 г. ФСБ России оценила число российских боевиков, воюющих на стороне ИГИЛ в Сирии и Ираке 2400 человек. Ещё порядка 2600-4500 боевиков приходится на другие страны постсоветского пространства. В Сирии и Ираке в военных действиях принимает участие довольно
17Из таджикского СИЗО сбежала группа боевиков // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2010/08/23/runaway/ (дата обращения 12.07.2018)
18Global Terrorism Database // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.start.umd.edu/gtd/search/Results.aspx7cou ntry=202 (дата обращения 12.07.2018)
19 Список российских военных объектов за рубежом // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_российских_вое нных_объектов_за_рубежом (дата обращения 12.07.2018)
20"Перехватим террористов на границе". ОДКБ проведёт операцию "Наёмник" // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://topwar.ru/140583-neobhodimo-perehvatyvat-terroristov-na-granice-odkb-zaplanirovala-operaciyu-naemnik.html (дата обращения 12.07.2018)
большое число этнических группировок выходцев из Центральной Азии («Джамаат Имам Бухари», «Джейш-аль-
Чнсло боевиков и 1 стран Цевтральной Азии в Сирин и Ираке
Мухаджирин», «Джамаат Сайфулла Ши-шани», «Таухид валь-Джихад» и т. д.).
Страна Число боевиков
Узбекистан 500
Кыргызстан 500
Таджикистан 386
Туркменистан 360
Казахстан 300
Всего 2046
В октябре 2015 г. В.В. Путин на заседании Совета глав государств - участников СНГ заявил, что «на стороне ИГИЛ уже воюют от 5 до 7 тыс. выходцев из России и других стран СНГ»1.
Вполне очевидно, что в данных условиях первостепенной задачей ОДКБ будет укрепление и совершенствование систем коллективной безопасности в Центрально-Азиатском регионе. В связи с этим принципиальное значение имеет принятое в 2013 году решение ОКБ ОДКБ "Об оказании помощи Республике Таджикистан по укреплению таджикско-афганской грани-цы".2 Заложенные в ней практические шаги предусматривают реализацию данного документа в несколько этапов:
- первый этап нацелен на укрепление по-
зиций таджикско-афганской границы, увеличение и повышение уровня военной составляющей таджикских подразделений. В связи с этим остальные государства-члены оказывают финансовую и военно-техническую помощь таджикским пограничникам;
- второй этап предполагал принятие шагов
по дополнительному обустройству таджикских военных подразделений по границе с Афганистаном.
1 Заседание совета глав государств СНГ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50515 (дата обращения 12.07.2018)
2ОДКБ разработает межгосударственную целевую программу по обустройству таджикско-афганской границы // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odkb-
csto.org/archive/news/detail.php?ELEMENT_ID=2816 &SECГЮN_ГО=92 (дата обращения 13.07.2018)
В итоге существенным образом укрепилась таджикско-афганская граница. Таджикские пограничники получили современное вооружение и снаряжение, которое поможет им в полной мере защищать свои границы.
В Центрально-Азиатском регионе на территориях государств-членов ОДКБ действуют Российские военные базы, которые призваны обеспечивать безопасность на границах стран-участниц Организации.
В Таджикистане на границе с Афганистаном действует 201 военная база Российской Федерации, которая призвана укреплять национальные интересы России, а также способствовать стабильности на Та-джикско-Афганской границе.
Между Россией и Таджикистаном был заключен соответствующий договор, по которому российская военная база будет базироваться на территории Таджикистана до 2042 Г. 201 военная база России расположена в двух городах Таджикистана -Душанбе, Курган-Тюбе.3
Многие страны проявляют интерес к Таджикистану, так как у Таджикистана имеются золотые запасы и урановые залежи. Кроме этого, в 201 военной базе РФ нуждается не только Таджикистан, но и Россия, так как непосредственно от близости Афганистана и Таджикистана поступают угрозы национальной и государственной безопасности РФ.
3Зачем Россия усиливает свои военные базы в Таджикистане и Киргизии // [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
https://ria.ru/defense_safety/20170607/1496044411 .М ml (дата обращения 13.07.2018)
На данный момент в состав 201 военной базы России в Таджикистане входят около 7,5 тыс. человек. В связи с тем, что угроза со стороны Афганистана только растёт, усиление и увеличение военного присутствия на границах необходимо.
Собственная национальная армия Таджикистана очень мала, а у России нет достаточно военных баз в данном регионе, чтобы обеспечить свою национальную безопасность и безопасность других государств-членов ОДКБ, поэтому, необходимо увеличивать военное присутствие России в данном регионе.
29 января 2017 г. между Россией и Киргизией было подписано соглашение о присутствии российской военной базы на территории Киргизской Республики.1 По данному соглашению все военные базы России были объединены.
В состав объединённой российской военной базы в Киргизской Республике вошли четыре объекта:
- Кант - в задачи данной военной базы входит поддержка с воздуха военных дивизий Организации Договора о коллективной безопасности, а также обеспечение безопасности воздушного пространства. В состав вооружения военной базы входят штурмовики Су-25 и вертолёты Ми-8МТВ;
- Каракол - в задачи данной военной базы входит проведение испытания военной техники Военно-морского флота РФ и отвечает за поисково-спасательные операции и обеспечение полётов воздушных судов базы Кант;
- Кара-Балта - в задачи данной военной
базы входит информационное обеспечение Главного штаба военно-морского флота с судами, которые находятся в Тихом и Индийском океане;
- Джалал-Абад - проводит мониторинг ис-
пытаний ядерного оружия. Также российские военные объекты находятся на территориях Казахстана:
- космодром Байконур;
- база транспортной авиации в Костанае;
- военный полигон в Сары-Шаргане.
На территории Армении действует 102 военная база РФ. База имеет два гарнизона в Гюмри и Ереване.
В Белоруссии действуют два военных объекта России:
- Радиолокационная станция "Волга" в
районе города Ганцевичи, которая входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении. Находится в боевом дежурстве с 2003 г. Данная станция позволяет отслеживать пуски межконтинентальных баллистических ракет на северо-западном ракетоопасном направлении. Используемый Россией участок был передан в непосредственное пользование до 2020 г. Этим объектом Россия обеспечила безопасность на западном направлении после прекращения работы двух российских радиолокационных станций в Латвии;
- 43-й узел связи ВМФ России в районе
города Вилейка обеспечивает связь Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, находящиеся в боевом дежурстве в районах Атлантического, Индийского и частичного Тихого океанов.
Что касается разрешения региональных конфликтов, причинами которых могут быть экстремистские и сепаратистские настроения, то в рамках ОДКБ действуют Коллективные миротворческие силы. К их задачам относится обеспечение национальной безопасности и стабильности в государствах-членах. В 2004 г. в Астане была одобрена «Концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности». В рамках концепции были разработаны еще четыре документа: Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ2, положение о Коллективных миротворческих си-
1 Объединенная военная база РФ в Киргизии получила официальный статус // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rg.ru/2017/01/29/obedinennaia-voennaia-baza-rf-v-kirgizii-poluchila-oficialnyj-status.html (дата обращения 13.07.2018)
2 Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/documents/ (дата обращения 13.07.2018)
лах ОДКБ1, Положение об оперативной рабочей группе по подготовке миротворческих операций ОДКБ2, Положение о Главе миротворческой миссии ОДКБ3.
Обращаясь к ст. 1. Соглашения о миротворческой деятельности, под миротворческой деятельностью ОДКБ понимает использование мер, средств и действий, направленных на предотвращение, сдерживание и прекращение военных действий между государствами или в пределах государств посредством вмешательства третьей стороны и способствующие поддержанию мира и безопасности5.
По ст. 3. можно сказать, что КМС ОДКБ могут быть задействованы лишь в случае, если об этом официально попросит правительство страны с учётом его национального законодательства, а также по решению Совета Безопасности ООН КМС ОДКБ могут проводить миротворческие операции на территории государства, которое не входит в состав ОДКБ. Таким образом, зоной миротворческой деятельности ОДКБ может стать любое государство.
В 2010 г. в Киргизии произошла вторая «тюльпановая революция» в ходе, которой последовала смена власти и столкновения на этнической почве. Лидеры ОДКБ отказались вмешаться в кризисные события, так как в Уставе ОДКБ отсутствовала статья, по которой предусматривается помощь в пресечении беспорядков и их ликвидации. Поэтому в декабре 2010 г. на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ обсуждались поправки в Устав ОДКБ, по которым КМС ОДКБ разрешается реагировать в кризисных ситуациях
Несмотря на то, что ОДКБ сейчас выступает как многопрофильная Организация, наличие новых угроз в лице международного терроризма требует от ОДКБ совершенствовать свою военную составляющую. На данный момент отражение угрозы нападения какого-либо другого
1 Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/documents/ (дата обращения 13.07.2018)
2 Там же
3 Там же.
государства не члена ОДКБ не настолько актуальна, как угроза терроризма, незаконного оборота наркотиков, оргпреступ-ности и информационное противоборство.
Осознавая значимость проблемы международного терроризма и экстремизма, каждое государство ОДКБ стремится обеспечить свою национальную безопасность. Но, в современных реалиях, бороться в одиночку с данным явлением, учитывая ситуации в военно-техническом оснащении некоторых государств-членов ОДКБ, не представляется возможным.
Под государственной безопасностью понимается общность мер по защите существующего государственного строя, территориальной целостности и суверенитета страны от незаконной деятельности враждебных государств (действия спецслужб и разведки), от терроризма, нелегальной миграции, наркотрафика, а также от противников государственного строя внутри самого государства (радикалы, сепаратисты). Для охраны государственной безопасности государства ОДКБ должны собрать и подготовить все силы для выявления и борьбы с вызовами и угрозами, которые исходят от враждебных государств и иных нарушителей безопасности.
В соответствии со ст. 8 Устава ОДКБ, ее участники должны объединить свои усилия для достойного противостояния терроризму и экстремизму4. Совместная деятельность государств-членов ОДКБ проходит непосредственно при взаимодействии государств со специализированными подразделениями Секретариата ОДКБ -Управления противодействия вызовам и угрозам. В рамках ОДКБ сформирована Рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с международным терроризмом и экстремизмом при КССБ ОДКБ5. Прово-
4Устав ОДКБ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://odkb-
csto. org/documents/detail.php?ELEMENT_ID= 124 (дата обращения 13.07.2018)
5О заседании Рабочей группы экспертов по вопрос-сам борьбы с терроризмом и экстремизмом при Комитете секретарей советов безопасности государств-членов ОДКБ // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.odkb-
csto.org/archive/news/detail.php?ELEMENT_ID=5957 &SECTЮN_ГО=91 (дата обращения 13.07.2018)
дятся встречи и консультации на уровне глав контртеррористических ведомств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Башаратьян М.К. Военно-политическая безопасность Центральной Азии и роль ОДКБ в её обеспечении / М.К. Башаратьян // Мировая экономика и международные отношения. Москва: РАН. - 2012.- №.12.- С. 15-23.- 128 с.
Внешняя политика стран СНГ: Учебное пособие для студентов вузов / Ред.- сост. Д.А. Дегтерев, К.П. Курылёв. - Москва: Издательство "Аспект Пресс", 2017.- 496 с.
Захаров В.М. Возможная роль России и ОДКБ в разблокировании коммуникационных путей в Закавказье // "21-й век". Москва, 2012. №5 (25). 26 с.
Захаров В.М. Состояние и перспективы развития Организации Договора о коллективной безопасности // Проблемы национальной стратегии. Москва, 2012. №3 (12). 14 с.
Кулик С.А. ОДКБ: ответственная безопасность / С.А. Кулик, А.И. Никитин, Ю.А. Никитина, под общ. ред. И.Ю. Юргенса. Москва: МГИМО. - 2011.- 68 с.
Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество Независимых Государств // Учебно-методическое пособие для бакалавров и магистров направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «История» / Москва, 2010. (2-е издание, переработанное и дополненное).
Никитин А.И. Реформирование и развитие ОДКБ / А.И. Никитин // Вестник МГИМО-Университета. - 2011. - № 6. - С. 23-25.
Пегушина К.К. Проблемные аспекты деятельности ОДКБ на современном этапе / К.К. Пегушина, М.В. Пегушин, Ю.А. Черторинская, А.А. Мартовицкий // Молодой учёный. Право: история, теория, практика. СПб.: Свое издательство. - 2017. ч. 2.— С. 136-138.- 143 с.
Щеколдина Т.И. ОДКБ как инструмент обеспечения военно-политических интересов России на пространстве СНГ // Постсоветские исследования, 2019. Т. 2. №4. С. 1165-1173.
Сведения об авторе: Щеколдина Тамара Игоревна - магистр в области международных отношений, Тверской государственный университет (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
Basharat'yan M.K. Voenno-politicheskaya bezopasnost' Central'noj Azii i rol' ODKB v eyo obespechenii / M.K. Basharat'yan // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. Moskva: RAN. - 2012.- №.12.- S. 15-23.- 128 s.
Vneshnyaya politika stran SNG: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / Red.- sost. D.A. Degterev, K.P. Kurylyov. - Moskva: Izdatel'stvo "Aspekt Press", 2017.- 496 s.
Zaharov V.M. Vozmozhnaya rol' Rossii i ODKB v razblokirovanii kommunikacionnyh putej v Zakavkaz'e // "21-j vek". Moskva, 2012. №5 (25). 26 s.
Zaharov V.M. Sostoyanie i perspektivy razvitiya Organizacii Dogovora o kollektivnoj be-zopasnosti // Problemy nacional'noj strategii. Moskva, 2012. №3 (12). 14 s.
Kulik S.A. ODKB: otvetstvennaya bezopasnost' / S.A. Kulik, A.I. Nikitin, YU.A. Nikitina, pod obshch. red. I.YU. YUrgensa. Moskva: MGIMO. - 2011.- 68 s.
Kurylev K.P., Savicheva E.M. Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv // Uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavrov i magistrov napravlenij podgotovki «Mezhdunarodnye otnosheniya», «Politologiya», «Istoriya» / Moskva, 2010. (2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnen-noe).
Nikitin A.I. Reformirovanie i razvitie ODKB / A.I. Nikitin // Vestnik MGIMO-Universiteta. - 2011. - № 6. - S. 23-25.
Pegushina K.K. Problemnye aspekty deyatel'nosti ODKB na sovremennom etape / K.K. Pe-gushina, M.V. Pegushin, YU.A. CHertorinskaya, A.A. Martovickij // Molodoj uchyonyj. Pravo: is-toriya, teoriya, praktika. SPb.: Svoe izdatel'stvo. - 2017. ch. 2.— S. 136-138.- 143 s.
Shchekoldina T.I. ODKB kak instrument obespecheniya voenno-politicheskih interesov Rossii na prostranstve SNG // Postsovetskie issledovaniya, 2019. T. 2. №4. S. 1165-1173.
About the author: Shchekoldina Tamara Igorevna - Master of International Relations, Tver State University (e-mail: [email protected]).