Фарвазова Ю.Р. Криминологические аспекты совершенствования институциональных механизмов государств — членов ОДКБ по противодействию...
TPMsvHa молодого vvtHoro
УДК 343.9
Фарвазова Юлия Радиковна Farvazova Julia Radikovna
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин
Казанский юридический институт МВД России (420059, Казань, Оренбургский тракт, 128) postgraduate student of state- legal disciplines
Kazan Institute of law of the Ministry of internal affairs of Russia (128 Orenburg tract, Kazan, 420059)
E-mail: [email protected]
Криминологические аспекты совершенствования институциональных механизмов государств — членов ОДКБ по противодействию террористической преступности
Criminological aspects of improvement of institutional mechanisms of member states of ODKB on counteraction of terrorist crime
В статье охарактеризованы институциональные основы противодействия террористической преступности в государствах — членах ОДКБ. Рассмотрен опыт создания и функционирования антитеррористических подразделений европейских государств и стран постсоветского пространства, на основании положительных результатов которого предложено создание Контртеррористического органа ОДКБ. Сформулированы основные полномочия, которые целесообразно возложить на орган.
Ключевые слова: террористическая преступность, терроризм, ОДКБ, Контртеррористический орган, анти-террористическое подразделение, полномочия.
In article institutional bases of counteraction of terrorist crime in ODKB member states are characterized. Experience of creation and functioning of anti-terrorist divisions of the European states and the former Soviet Union countries on the basis of which positive results creation of Counterterrorist body of ODKB is offered is considered. The main powers which are expedient for assigning to body are formulated.
Keywords: terrorist crime, terrorism, ODKB, Counterterrorist body, anti-terrorist division, powers.
Мировой опыт дает основания полагать, что современный терроризм, вышедший за пределы национальных границ отдельных стран, представляет собой социально-политическое явление, с которым в одиночку государствам не справиться. При этом в противодействии террористической преступности особое внимание следует уделить взаимодействию правоохранительных органов различных государств. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года прямо указано, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать... расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере» [1].
Несмотря на очевидный факт необходимости укрепления взаимодействия правоохранительных органов и координации их усилий не только на национальном, но и на межгосударственном и международном уровнях, не всегда государства используют весь имеющийся потенциал в данной сфере.
По мнению исследователей, в условиях становления системы международной безопасности
немаловажную роль играют региональные организации, являющиеся важной частью системы всеобщей безопасности [2, р. 614]. Особое место в контексте интересов национальной безопасности в сфере противодействия терроризму Российская Федерация в силу своих исторических и географических особенностей уделяет организациям межгосударственного сотрудничества, образованным на территории постсоветского пространства.
Одной из структур, в компетенцию которой непосредственно входят вопросы обеспечения безопасности и практического противодействия терроризму на территории бывшего СССР, является Организация Договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ), созданная в 2002 году путем преобразования ранее существовавшего Договора о коллективной безопасности в полноценную Организацию. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года отмечено, что СНГ стало хорошей платформой для создания ОДКБ, в которую вошли по-настоящему заинтересованные во взаимодействии страны [3]. В настоящее время в состав ОДКБ входят 6 государств:
Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Кроме того, терроризм и экстремизм имеют на территории государств-членов трансграничный характер, что диктует необходимость совместной работы, в том числе правоохранительных органов, на качественно новом уровне.
На практике чаще всего правоохранительные структуры различных государств взаимодействуют в рамках антитеррористических подразделений определенных организационных структур и единых правоохранительных органов международного и регионального уровней. Подобное взаимодействие представляется перспективным и создает условия оперативного обмена информацией, теоретическим и практическим опытом между компетентными органами блоковых государств, а также платформу для качественной совместной антитер-рористической деятельности.
В правовой доктрине указывается на возможность создания глобального международного анти-террористического органа. Так, А.С. Куликов полагает, что в качестве подобного органа может быть использована международная полицейская организация — Интерпол. При этом, по мнению автора, в Устав организации необходимо внести изменения, приняв за основу положения Конвенции ООН против транснациональной преступности, предусматривающей создание оперативных следственных групп и проведение международных агентурнооперативных мероприятий [4, с. 46].
Прототипом глобального международного анти-террористического органа является учрежденный на основании резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности ООН Контртеррористический комитет, осуществляющий контроль за соблюдением положений указанной резолюции, способствующий усилению антитеррористического потенциала, осуществляющий техническую помощь и координацию усилий государств-членов.
Однако создание ООН и ее подразделений для решения всех существующих в мире проблем представляется сомнительным. Практика показывает, что более целесообразно создавать антитеррори-стические структуры на региональном уровне с учетом специфики того или иного региона либо группы стран.
В рамках региональных структур большой опыт в противодействии терроризму накоплен европейскими государствами. Так, 6 апреля 2009 года принят юридически обязательный документ, не требующий национальных ратификаций, — Решение Совета ЕС о создании Европейского полицейского ведомства (далее — Европол) [5]. Европол является правоохранительным учреждением практического содействия и усиления деятельности правоохранительных органов государств—членов и их взаимодействия в борьбе с тяжкими формами преступности, включая терроризм и организованную преступность, в случае, если затронуты интересы двух и более государств. Ввиду отсутствия общего уголовного права формулировка состава пре-
ступления происходит на платформе национального законодательства со ссылкой на имеющиеся международные определения преступлений. Этим создаются определенные условия для унификации и гармонизации национальных законодательств. Кроме того, предусматривается возможность создания совместных следственных бригад, а также участие в их деятельности сотрудников Европола.
Помимо Европейского союза, политико-правовые механизмы антитеррористической деятельности на региональном уровне отражены в работе Ан-титеррористического подразделения Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — ОБСЕ), являющегося структурным элементом Департамента по транснациональным угрозам Секретариата ОБСЕ и координационным центром содействия инициативам и программам Организации по наращиванию потенциала в области борьбы с терроризмом. Основной целью подразделения является укрепление отношений между организациями и учреждениями, занимающимися проблемами безопасности.
Региональными структурами противодействия терроризму на постсоветском пространстве являются Антитеррористический центр Содружества Независимых Государств (далее — АТЦ СНГ) и Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (далее — РАТС ШОС). Данные структуры функционально предназначены для координации деятельности и организации взаимодействия компетентных органов государств-членов в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Однако Положением об АТЦ СНГ [6] и Соглашением о создании РАТС ШОС [7] их роль сведена к консультативной функции, не говоря уже об оперативном руководстве антитеррористическими операциями.
Несомненно, определенный опыт во взаимодействии правоохранительных органов — специальных служб, воинских подразделений и органов внутренних дел — накоплен государствами в рамках деятельности и в ОДКБ.
Первым силовым элементом в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории государств — членов ОДКБ Центральноазиатского региона являются Коллективные силы быстрого развертывания (далее — КСБР), решение о создании которых принято в 2001 году. В настоящее время в составе КСБР находятся десять батальонов (по три от России и Таджикистана, по два от Казахстана и Кыргызстана), состоящие из сотрудников МВД, МЧС, ФСКН и других.
Основным силовым элементом ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом являются Коллективные силы оперативного реагирования (далее — КСОР), созданные Решением Совета коллективной безопасности Организации от 14 июня 2009 года. КСОР является универсальным силовым потенциалом Организации, способным проводить специальные операции по противодействию террористическим атакам, насильственным экстремистским проявлениям
Фарвазова Ю.Р. Криминологические аспекты совершенствования институциональных механизмов государств — членов ОДКБ по противодействию...
Фарвазова Ю.Р. Криминологические аспекты совершенствования институциональных механизмов государств — членов ОДКБ по противодействию...
и т. д. Количественный состав КСОР можно разделить на две части: подразделения вооруженных сил и подразделения сил специального назначения, включающие представителей органов безопасности и спецслужб, внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования, от органов внутренних дел (полиции) включены специальные антитеррористиче-ские подразделения СОБРов, ОМОНов, спецназа внутренних войск государств — членов ОДКБ.
Особый террористический потенциал для государств — членов ОДКБ имеют региональные конфликты. По высказыванию генерального секретаря Организации Н.Н. Бордюжи, «конфликты к югу от границ ОДКБ порождают. угрозы, связанные с усилением активности террористических сетей и появлению социальной базы для экстремистской идеологии» [8].
В рамках урегулирования конфликтов важным элементом универсального механизма реагирования на вызовы и угрозы, в первую очередь терроризма, являются Коллективные миротворческие силы ОДКБ, окончательное формирование которых произошло в 2011 году. В настоящее время в составе миротворческих сил насчитывается более 3,6 тысяч человек, среди которых специально подготовленные военные специалисты, сотрудники полиции, милиции и гражданский персонал государств- членов. Задачи миротворческого контингента являются не боевыми, основная задача: в случае возникновения кризисных конфликтных ситуаций — разъединение сторон. «Востребованность эффективного миротворческого механизма продиктована сложной международной обстановкой, сложившейся в различных регионах мира и, в том числе в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ» [9].
В настоящее время координационная и оперативная деятельность антитеррористической направленности в рамках ОДКБ реализуется в деятельности следующих рабочих групп: рабочая группа по Афганистану, рабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия незаконной миграции и рабочая группа по информационной безопасности.
Так как ОДКБ занимается непосредственным решением вопросов противодействия терроризму, учитывая позитивный опыт европейских государств и компетентных структур постсоветского пространства, а также при решении имеющейся проблемы отсутствия единого координирующего деятельность правоохранительных структур органа, назрела необходимость создания в рамках Организации постоянно действующей структуры, функционально предназначенной для осуществления практической помощи во взаимодействии правоохранительных органов государств-членов. Мы предлагаем следующее название структуры — Контртеррористический орган ОДКБ.
Органы управления контртеррористическим подразделением представляются в виде директора и Комитета правоохранительных органов.
Директор осуществляет общее руководство органом, является выборным лицом, представителем одного из государств — членов ОДКБ, выполняющим свои обязанности на постоянной основе.
Комитет правоохранительных органов представляется в качестве постоянно действующей совещательной структуры при Контртеррористическом органе, включающей в состав руководителей правоохранительных органов и специальных служб государств-членов, к компетенции которых относится антитеррористическая деятельность. Решения Комитета обязательны для исполнения Контртеррористическим органом и национальными антитеррористическими структурами государств-членов.
В настоящее время совершенствование форм совместной деятельности правоохранительных органов обсуждается в ходе коалиционных совещаний на уровне министров и заместителей министров внутренних дел (полиции) государств-членов, иных руководителей специальных подразделений и контртеррористических ведомств, проходящих в рамках ОДКБ. Однако подобные совещания и встречи носят эпизодический характер, не позволяющий в полной мере оценивать обстановку и потребности региона коллективной безопасности Организации.
В кадровый состав Контртеррористического органа целесообразно включить представителей всех антитеррористических ведомств государств-членов, что позволит обеспечить необходимую скоординированность деятельности разнопрофильных ведомств, а также наладить взаимодействие с национальными координирующими антитеррористи-ческими органами. При необходимости в государствах-членах возможно учредить национальные отделы Контртеррористического органа ОДКБ.
На орган следует возложить функции оперативного руководства проводимыми антитеррористиче-скими учениями и операциями сил и средств ОДКБ, урегулировав ее нормативным правовым актом — Положением о совместном проведении антитерро-ристических мероприятий. Положение определит организационные и правовые основы данных мероприятий, возможность создания совместных оперативно-следственных групп, а также порядок их деятельности на территории государств—членов при выявлении, пересечении, раскрытии и расследовании акций терроризма.
Создание единого компетентного правоохранительного органа в сфере противодействия терроризму в рамках Организации также будет способствовать решению вопроса о введении единого процессуального документа на арест, существенно упрощающего процедуру, изложенную в главе 54 УПК РФ [10] по выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, в том числе по преступлениям террористической направленности. В целом введение подобного документа, именуемого ордером на арест, следует расценить как действенное средство борьбы с терроризмом, о
чем свидетельствует опыт государств Европейского союза.
Кроме того, в нормативной правовой базе создания комитета необходимо закрепление определения терроризма, приемлемого для всех государств — членов ОДКБ, разграничивающего его с понятием террористического акта. Подобные определения, содержащиеся в национальных законодательствах, противоречивы. В ряде национальных законов в сфере противодействия терроризму (борьбы с терроризмом) государств — членов ОДКБ под терроризмом понимается совершение конкретных деяний — террористических преступлений, либо понятие терроризма не дается, или раскрывается через понятие террористической деятельности.
Наиболее корректной с криминологической точки зрения представляется позиция, изложенная в статье 3 Закона «О борьбе с терроризмом» Республики Беларусь [11], которая определяет терроризм как социально-политическое криминальное явление, а акт терроризма — как совершение конкретных действий.
Помимо оперативных, координирующих и правовых аспектов, создание контртеррористической структуры позволит осуществлять формирование механизма и каналов обмена сведениями между государствами-членами: формирование объединенного банка антитеррористических данных о деятельности террористических и экстремистских группировок на территории государств — членов ОДКБ, зарубежных террористических организаций, различных благотворительных фондов и финансовых структур, террористических сайтах, списках доменных имен, используемых в террористических и экстремистских целях, миграционных потоках потенциально опасных лиц, включая аналитическое и прогнозное обеспечение деятельности ОДКБ в области противодействия терроризму. Возможно объединение антитеррористического банка с уже существующим банком данных ОДКБ о наркотических средствах, что позволит повысить эффективность деятельности правоохранительных органов, получать превентивные сведения и информировать о возможной угрозе терроризма. При этом необходима минимизация угроз неправомерного доступа к подобной информации.
Таким образом, с криминологических позиций совершенствование институциональных механизмов противодействия террористической преступности на территории государств — членов ОДКБ предполагает использование правоохранительных органов как основного механизма в данной сфере. Создание Контртеррористического органа ОДКБ позволит осуществлять координацию деятельности компетентных органов, а также оперативное руководство проводимыми антитеррористическими операциями.
Примечания
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: указ Президента РФ от 12 мая
2009 г. № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая. Федеральный выпуск № 4912.
2. Gray C. The use of force and the international legal order // International law / ed. by M. Evans. Oxford, 2006.
3. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года. URL: http://archive.kremlin.ru/ text/appears/2006/05/105546. shtml.
4. Куликов А.С. Внимание прессы — кислород террористов // Слово против террора: сборник материалов первого международного антитеррористического медиафорума «СМИ против терроризма и наркоугрозы», состоявшегося 26—27 апреля 2004 г. в Москве. М., 2004.
5. О создании Европейского полицейского ведомства (Европол): решение № 2009/371/ПВД Совета Европейского союза: принято в Люксембурге 06.04.2009. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=INT;n=46962.
6. Положение об Антитеррористическом центре государств — участников Содружества Независимых Государств, утвержденное Решением Совета глав государств от 1 декабря 2000 г. URL: http://www.cisatc. org/132/166/189.
7. Соглашение между государствами — членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 г. URL: http://www.ecrats.org/upload/iblock/ d83/8.pdf.
8. Фененко А.В. Миротворческая доктрина ОДКБ // Центр военно-политических исследований. URL: http:// eurasian-defence.ru/node/27593.
9. Из выступления Генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи на 1-й Международной конференции «Миротворческая деятельность, ее роль и место в поддержании мира и обеспечении коллективной безопасности ОДКБ». Москва, 14 ноября 2013 года. URL: http://www. odkb-csto .org/general_secretary/detail.php?ELEM ENT_ ID=3030.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ: с изм. от 15 февраля 2014 г. URL: http://www.consultant.ru/popular/upkrf/.
11. О борьбе с терроризмом: закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З: в ред. от 26 октября 2012 г. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1891.
Notes
1. About Strategy of national security of the Russian Federation till 2020: Decree of the Russian President of May 12, 2009 № 537 // Rossiyskaya gazeta. 2009. May 19. Federal release № 4912.
2. Gray C. The use of force and the international legal order // International law / ed. by M. Evans. Oxford, 2006.
3. The message of the President of the Russian Federation V. V. Putin to Federal Assembly of Russia of May 10, 2006. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546. shtml.
4. KulikovA.S. Sandpipers of Ampere-second. Media exposure — oxygen of terrorists // Word against terror: the collection of materials of the first international anti-terrorist media forum «mass media against terrorism and narcothreat», taken place on April 26—27, 2004 in Moscow. Moscow, 2004.
5. About creation of the European police officer of department (Europol): Decision № 2009/371 /PVD of Council of the European Union: it is accepted in Luxembourg 06.04.2009.
Фарвазова Ю.Р. Криминологические аспекты совершенствования институциональных механизмов государств — членов ОДКБ по противодействию...
Фарвазова Ю.Р. Криминологические аспекты совершенствования институциональных механизмов государств — членов ОДКБ по противодействию...
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=INT; n=46962.
6. The provision on the Anti-terrorist center of the states — participants of the Commonwealth of Independent States, approved by the Decision of Council of heads of states of December 1, 2000. U RL: http://www.cisatc.org/1 32/166/189.
7. The agreement between SCO member states about Regional anti-terrorist structure of June 7, 2002. URL: http:// www.ecrats.orgnuploadniblocknd83n8.pdf.
8. Fenenko A.V. Mirotvorcheskaya ODKB doctrine // Center of the military-political researches. URL: http://eurasian-defence.ru/node/27593.
9. From speech of the Secretary general of ODKB Nikolay
Bordyuzha at the 1st International conference «Peacekeeping Activity, Its Role and Place in Peacekeeping and Ensuring Collective Security of ODKB». Moscow, on November 14, 2013. URL: http://www.odkb-csto.org/general_secretary/detail.
php? ELEMENT_ID=3030.
10. Code of criminal procedure of the Russian Federation of 18.12.2001 № 174-FZ: with amendment of 15.02.2014. URL: http://www.consultant.ru/popular/upkrf/.
11. About fight against terrorism: the law of Republic of Belarus of January 3, 2002 № 77-Z: in an edition of 26.10.2012. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? rgn=1891.