Научная статья на тему ' роль ОДКБ в борьбе с наркотрафиком в Афганистане: пути решения 2001-2018 гг. '

роль ОДКБ в борьбе с наркотрафиком в Афганистане: пути решения 2001-2018 гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
774
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) / борьба с незаконным оборотом наркотиков / наркотрафик / противодействие / Афганистан / региональная безопасность. / Collective Security Treaty Or- ganization (CSTO) / fight against illicit drug trafficking / drug trafficking / counteraction / Afghanistan / regional security

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федько Анна Валерьевна

Вопрос борьбы с нелегальным оборотом наркотиков играет важную роль для стран-членов ОДКБ, поскольку нестабильность политических режимов, рост религиозного экстремизма, коррупция и неэффективность местных правоохранительных органов, определяют деятельность, связанную с контртерроризмом, как одну из важнейших. За последнее десятилетие ситуация с наркотрафиком на постсоветском пространстве характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, что представляет серьезную угрозу как национальной безопасности и экономике государств этого региона, так и здоровью населения. Ключевым фактором негативного развития наркоситуации в государствах-членах ОДКБ является масштабное производство опиатов и наркотиков каннабисной группы на территории Афганистана и их транснациональный трафик на территорию государств-членов ОДКБ и других стран. С наркотрафиком и связана террористическая деятельность. Учитывая сказанное, дальнейшее изучение проблем и возможных угроз афганского наркотрафика в контексте разработки мер по его противодействию в рамках ОДКБ имеет неоспоримую значимость, что и определяет актуальность настоящей статьи. Автор выявляет место и роль Организации Договора о коллективной безопасности в борьбе с наркопреступностью в Афганистане, а также противодействии распространению наркотиков в другие страны. В статье были использованы общие методы научного познания, такие как обработка и анализ научных источников, аналитический метод, историкологический, и такой вид экспликативных методов как контент-анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CSTO IN THE FIGHT AGAINST DRUG TRAFFICKING IN AFGHANISTAN: WAYS OF DECISION 2001-2018

The issue of combating illegal drug trafficking plays an important role for the CSTO member countries, since the instability of political regimes, the growth of religious extremism, corruption and the ineffectiveness of local law enforcement agencies, determine counterterrorism activities as one of the most important. Over the past decade, the situation with drug trafficking in the postSoviet space has been characterized by the expansion of illicit trafficking and non-drug use of drugs, drugs with psychotropic effects, which pose a serious threat to both the national security and the economies of the region. and public health. A key factor in the negative development of the drug situation in the CSTO member states is the large-scale production of opiates and drugs of the cannabis group in Afghanistan and their transnational traffic to the territory of the CSTO member states and other countries. Terrorist activity relates to drug trafficking. Considering the above, further study of the problems and possible threats of Afghan drug trafficking in the context of developing measures to counter it in the framework of the CSTO is of indisputable importance, which determines the relevance of this article. The author reveals the place and role of the Organization of the Treaty on Collective Security in the fight against drug-related crime in Afghanistan, as well as countering the spread of drugs to other countries. The article used general methods of scientific knowledge, such as processing and analysis of scientific sources, analytical method, historical and logical, and this kind of explicative methods as content analysis.

Текст научной работы на тему « роль ОДКБ в борьбе с наркотрафиком в Афганистане: пути решения 2001-2018 гг. »

РОЛЬ ОДКБ В БОРЬБЕ С НАРКОТРАФИКОМ В АФГАНИСТАНЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ 2001-2018 ГГ.

А.В. Федько

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Вопрос борьбы с нелегальным оборотом наркотиков играет важную роль для стран-членов ОДКБ, поскольку нестабильность политических режимов, рост религиозного экстремизма, коррупция и неэффективность местных правоохранительных органов, определяют деятельность, связанную с контртерроризмом, как одну из важнейших. За последнее десятилетие ситуация с наркотрафиком на постсоветском пространстве характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, что представляет серьезную угрозу как национальной безопасности и экономике государств этого региона, так и здоровью населения. Ключевым фактором негативного развития наркоситуации в государствах-членах ОДКБ является масштабное производство опиатов и наркотиков кан-набисной группы на территории Афганистана и их транснациональный трафик на территорию государств-членов ОДКБ и других стран. С наркотрафиком и связана террористическая деятельность.

Учитывая сказанное, дальнейшее изучение проблем и возможных угроз афганского наркотрафика в контексте разработки мер по его противодействию в рамках ОДКБ имеет неоспоримую значимость, что и определяет актуальность настоящей статьи. Автор выявляет место и роль Организации Договора о коллективной безопасности в борьбе с наркопреступностью в Афганистане, а также противодействии распространению наркотиков в другие страны. В статье были использованы общие методы научного познания, такие как обработка и анализ научных источников, аналитический метод, историко-логический, и такой вид экспликативных методов как контент-анализ.

Ключевые слова: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), борьба с незаконным оборотом наркотиков, наркотрафик, противодействие, Афганистан, региональная безопасность.

THE ROLE OF THE CSTO IN THE FIGHT AGAINST DRUG TRAFFICKING IN AFGHANISTAN: WAYS OF DECISION 2001-2018

A.V. Fedko

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. The issue of combating illegal drug trafficking plays an important role for the CSTO member countries, since the instability of political regimes, the growth of religious extremism, corruption and the ineffectiveness of local law enforcement agencies, determine counterterrorism activities as one of the most important. Over the past decade, the situation with drug trafficking in the postSoviet space has been characterized by the expansion of illicit trafficking and non-drug use of drugs, drugs with psychotropic effects, which pose a serious threat to both the national security and the economies of the region. and public health. A key factor in the negative development of the drug situation in the CSTO member states is the large-scale production of opiates and drugs of the cannabis group in Afghanistan and their transnational traffic to the territory of the CSTO member states and other countries. Terrorist activity relates to drug trafficking.

Considering the above, further study of the problems and possible threats of Afghan drug trafficking in the context of developing measures to counter it in the framework of the CSTO is of indisputable importance, which determines the relevance of this article. The author reveals the place and role of the Organization of the Treaty on Collective Security in the fight against drug-related crime in Afghanistan, as well as countering the spread of drugs to other countries. The article used general methods of scientific knowledge, such as processing and analysis of scientific sources, analytical method, historical and logical, and this kind of explicative methods as content analysis.

Keywords. Collective Security Treaty Organization (CSTO), fight against illicit drug trafficking, drug trafficking, counteraction, Afghanistan, regional security.

На сегодняшний день Афганистан -страна с нестабильным политическим строем и неразвитой промышленностью. Нищета, гражданские войны и военные интервенции со стороны иностранных государств негативно отразились на экономике страны. Афганский наркотрафик, приобретя транснациональный характер, несет в себе прямую угрозу для всего международного сообщества, а также остается главным фактором генерации очагов нестабильности и экстремизма. Современный этап политической напряженности в Афганистане начался в первые годы XXI века. Полное отсутствие централизованной власти и государственности, так таковой, а так же пребывание на территории Афганистана «террориста номер один» Усамы бен Ладена способствовало тому факту, что за Афганистаном после 11 сентября 2001 г. закрепился образ источника терроризма [Кулагин 2016: 113]. Сегодня, помимо существующих террористических организаций и напряженных конфликтов широко распространено выращивание наркотических веществ, что еще больше усугубляет ситуацию. Производство опия в этой стране является способом выживания для сотен тысяч безработных афганцев, которые объективно осознают, что выращивать опийный мак выгоднее, нежели зерновые. Поэтому к любой борьбе с властями против наркотиков они относятся, как к посягательству на собственное жизнеобеспечение. По оценке экспертов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), за прошедшее десятилетие уменьшить поставки героина из Афганистана в Россию не удалось, главным образом потому, что масштабы производства этого средства продолжают расти [Ким 2013: 30]. Лидеры наркобизнеса с легкостью управляют значительными массами населения для борьбы с правительствами и для провокации подобия революций. Ухудшение ситуации обусловлено бесконечными столкновениями, связанными с контролем за транзитом нарко-

тиков, которые ведутся наркодилерами с центрально-азиатскими правительствами, а также среди самих наркоторговцев. Более того, усугубляют ситуацию в Афганистане и то, что талибы оказывают масштабную организационную и материальную поддержку «Исламскому движению Узбекистана» (ИДУ) в сочетании с радикальной таджикской оппозицией и уйгурскими сепаратистами. Сегодня там появились и ячейки «Исламского государства».

Практически все государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности, географически находящиеся в непосредственной близости от Афганистана, располагаются на передовых рубежах борьбы с трансграничной преступностью. Всё потому, что через их территорию проходит Северный маршрут афганского наркотрафика, который представляет собой магистральное направление из совокупности маршрутов, следующих через Таджикистан, Кыргызстан, Россию и далее через Украину, Белоруссию либо страны Прибалтики в Восточную Европу. Наркоторговля представляет серьезную глобальную проблему, и нередко является единственной возможностью для существования жителей Центрально-Азиатского региона, которых называют «пролетариями наркобизнеса» [Хабалов 2014: 3]. По мнению международных экспертов, мер, связанных с усилившимся таможенным контролем и широкомасштабным присутствием пограничников, недостаточно. Большинство опиатов, перевозимых на северном маршруте, оказывается в Таджикистане без каких-либо препятствий. Это обусловлено укоренившейся коррупцией и безнаказанностью в стране организованных преступных группировок1. Учитывая опасность, которую представляет афганский наркотрафик, главы государств-членов ОДКБ еще в 2010 г. приняли заявление и обратились в СБ ООН «с призывом придать наркопроизводству в Афганистане статус угрозы международному миру

1 Незаконный оборот опиатов в северной части Афганистана и Центральной Азии: оценка рисков // UNODC

- Управление ООН по наркотикам и преступности. Вена. - 2012. - С. 15-16.

и безопасности» [Мелихов 2012: 39]. Помимо этого, следующие факторы потенциально представляют серьезную угрозу: поступление в незаконный оборот химических веществ (прекурсоров), используемых при производстве наркотиков; использование в ряде мест внутренней сырьевой базы незаконного наркопроизводства; расширение немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены.

Для совершенствования сотрудничества в данной области в 2005 г. в рамках ОДКБ был создан Координационной совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН). Он работал как в сфере анализа имеющегося опыта и информации между компетентными органами стран-членов ОДКБ, так и в сфере совершенствования опыта борьбы с данной угрозой на практическом уровне. Здесь стоит выделить эффективные антинаркотические операции «Канал», проводимые с 2003 г., которые ООН считает самой эффективной операцией по борьбе с наркотрафиком из Афганистана. В них принимают участие правоохранительные, пограничные, таможенные органы, службы безопасности, а также подразделения финансовых разведок государств-членов ОДКБ. В качестве примера можно привести операцию «Канал-2007», когда были использованы материалы финансовых разведок, в частности Росфинмониторинга, что поспособствовало поиску подозреваемых, имеющих непосредственное отношение к наркобизнесу. Эффективность операции «Канал» очень высоко оценивается официальными представителями, но, к сожалению, эта операция из-за своего масштаба проводится лишь несколько дней в году в разных городах стран-членов ОДКБ. Сегодня операция «Канал» можно назвать действующим региональным проектом ОДКБ, своего рода плацдарм для осуществления качественно нового уровня межгосударственного и межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков на центральноазиат-ском направлении.

Кроме того, стоит отметить международные оперативно-тактические учения сил быстрого реагирования антинаркотических ведомств и органов внутренних дел государств-членов ОДКБ «ГРОМ», которые начали проводить с 2012 г. Первые учения прошли на полигоне НИИ "Геодезия" в подмосковном Красноармейске, в которых приняли участие спецназ ФСКН России, подразделения Центра специального назначения сил оперативного реагирования МВД России, сотрудники подразделений специального назначения антинаркотических ведомств и служб республик Таджикистана и Киргизии.1

Следующие учения, «ГРОМ-2013», прошли в Кыргызстане, на которых были отработаны новые способы борьбы с угрозой афганского наркотрафика. По сценарию учений состоялось проведение совместных мероприятий компетентных органов стран, участвующих в ДКБ, для пресечения деятельности крупной парамилитар-ной наркогруппировки, организовавшей

преступную группу в районе Ферганской

" 2

долины и прилегающих территорий.2

В 2015 г. прошли третий по счету учения «Гром», уже в Таджикистане, на полигоне «Фахрабад» - основной задачей этих учений стала отработка практических навыков по борьбе с контрабандными поставками наркотиков из Афганистана в приграничной зоне Таджикистана-Афганистана. 3 Учения прошли в 2017 г. в Подмосковье, в ходе которых их участники уничтожили подпольную «лабораторию», занимающуюся производством наркотиков. Впервые в учениях «ГРОМ» в 2017 г. приняли участие не только антинаркотические ведомства государств,

1 ГРОМ-2012 [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: https://odkb-csto.org/training/other/pervoe_antinarkoticheskoe_uch enie_grom_2012/ (дата обращения - 29.12.2018)

2 ГРОМ-2013 [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: https://odkb-csto.org/training/other/antinarkoticheskie_ucheniya_gr от_2013/ (дата обращения - 29.12.2018)

3 ГРОМ-2015 [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: https://odkb-csto.org/training/other/v_tadzhikistane_27_avgusta_na chnutsya_antinarkoticheskie_ucheniya_grom_2015_go sudarstv_chlenov_odkb-5001/ (дата обращения -29.12.2018)

участвующих в ОДКБ, представители органов ОВД и отряда «Лидер» МЧС России, которые занимаются проведением спасательных операций особого риска. 1

23 декабря 2014 г., на заседании, организованном Советом коллективной безопасности ОДКБ, утвердили Антинаркотическую стратегию на период с 2015-го по 2020-ый гг.2 Основной целью документа является кардинальное сокращение к 2020 г. масштабов по незаконному обороту наркотиков, их немедицинского потребления в государствах, участвующих в ОДКБ.

14 октября 2016 г. решением, принятым Советом коллективной безопасности ОДКБ, утвердили Стратегию коллективной безопасности до 2025 г.3

Документ относит к вызовам и угрозам коллективной безопасности риски, связанные с незаконным оборотом наркотиков в сочетании с психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами. Среди рисков также упомянуто о деятельности, ведущейся организованными транснациональными преступными группировками в сферах, связанных с наркобизнесом и организацией незаконной миграции.

Для обеспечения коллективной безопасности ОДКБ и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами, предлагается заняться: реализацией Антинаркотической стратегии ОДКБ; мониторингом и анализом тенденций развивающейся наркоситуации в ОДКБ, выработкой упреждающих мер; совершенствованием механизма сотрудниче-

1 ГРОМ-2017 [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: https://odkb-csto.org/training/other/v_podmoskove_14_sentyabrya_ prodet_antinarkoticheskie_uchenie_odkb_grom_2017/ (дата обращения - 29.12.2018)

2Антинаркотическая стратегия государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=75098&op enfulltext=yes (дата обращения - 29.12.2018)

3 Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на пе-

риод до 2025 года. [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=8382 (дата обращения - 29.12.2018)

ства между уполномоченными органами по противостоянию незаконному обороту наркотиков; перекрытием каналов, связанных с незаконным перемещением наркотиков в государства, участвующие в ОДКБ, пресечением деятельности, ведущейся подпольными лабораториями, предупреждением утечки прекурсоров и нелегальным оборотом, подрывом экономической основы наркобизнеса; совершенствованием механизма, посредством которого организуют Региональную антинаркотическую операцию ОДКБ «Канал»; осуществлением комплексных мер, способствующих скоординированным действиям, предназначенным для разрушения экономической основы наркоиндустрии, сокращения предложений и спроса, связанного с наркотиками и новыми психоактивными веществами: от профилактики до лечения, от реабилитации до ресоциализации наркозависимых лиц; развитием механизмов: от совершенствования комплексных профилактических мер до наращивания усилий по противодействию распространяемым новым видам наркотиков, до борьбы против незаконного оборота опиатов с афганской территории4.

Существует необходимость в укреплении сил ОДКБ в сочетании с совершенствованием правовых элементов. Среди основных силовых инструментов, которыми ОДКБ может пользоваться на афганских направлениях, упомянем о Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР) и Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР). Сегодня учения, проводимые КСОР и КСБР, планируются с учетом вероятных прорывов талибских отрядов совместно с поддерживаемыми ими экстремистско-террористическими группами. При обострении ситуации в связи с Афганистаном потребуется укреплять военные инструменты ОДКБ: от количественного усиления до поставок дополнительной

4Антинаркотическая стратегия государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=75098&op enfulltext=yes (дата обращения - 29.12.2018)

техники, от более частого проведения маневров до иных мер. Из этого следует вывод о периоде динамического развития, связанного с антитеррористической деятельностью ОДКБ, и сегодня реализуется активное взаимодействие стран, участвующих в ОДКБ, в данной сфере.

Следовательно, борьба с наркотрафиком и нелегальным распространением наркотиков, наравне с последующей вытекающей проблемой в лице терроризма на постсоветском пространстве является одной из актуальнейших и важнейших, во многом определяющих развитие государств, расположенных в данном регионе. Из-за игнорирования проблем, связанных с основными потребностями и человеческим потенциалом, пренебрежительным отношением к внутренним конфликтам, возникают серьезные последствия, снижающие безопасность, ухудшающие внутреннюю стабильность в ИРА и как следствие, выращивание наркотических веществ, как единственный источник заработка.

Развитие ОДКБ демонстрирует существование множества проблем, представляющих собой реальные угрозы существования военно-политической структуре ОДКБ. До настоящего периода военное присутствие участников ОДКБ ограничивалось территорией государств, входящих в организацию. Нет также и единой нормативно закрепленной стратегии действий, которые должны предприниматься государствами ОДКБ при возникновении международных и внутригосударственных конфликтов, в том числе по вопросам урегулирования наркотрафика в Афганистане и дальнейшее его распространение на территории стран-участниц ОДКБ.

Помимо этого, ОДКБ, как и многие другие региональные организации, складывалась не по единой политической стратегии, а как «равнодействующая» десятка отдельных стратегий на разных направлениях. В результате организация получилась, возможно, слишком многофункциональной [Никитин 2017: 130]. Однако игнорировать деятельность ОДКБ, принижать ее роль в международной сфере преждевременно. Организация обладает важной ролью для каждого участника. По-

средством ОДКБ происходит реализация военно-технического сотрудничества государств. Стран-участниц снабжают сведениями и военными материалами, способствующими развитию национальной обороны. Сегодня происходит постепенная трансформация ОДКБ, которая ранее была военным образованием. Теперь она становится многофункциональной структурой.

Нормативно-правовые акты блока демонстрируют некоторые позитивные тенденции, связанные с постепенным и последовательным развитием ОДКБ. Благодаря совместному решению, принятому в 2011 г. странами-участницами организации, возможно размещение баз в других государствах. Это решение способствует открытию новых перспектив и границ для развития сотрудничества с евразийскими государствами, на территории которых ОДКБ стремится закрепиться в течение последнего десятилетия. Этот регион в ближайшей перспективе превратится в место разворачивания важнейших перспективных проектов и событий, интересных всему мировому сообществу. Если государствам ОДКБ удастся добиться политического контроля над данной зоной, это способствует усилению роли организации в международном аспекте, повышению собственного международного влияния, надежному укреплению в сфере глобальной экономики [Быстренко 2015: 12].

Кроме того, необходимо отметить, что активная работа Постоянного совета при ОДКБ с ООН по проблемам, связанным с наркотическими средствами, началась с 2016 года. Тогда же представитель ОДКБ сделал доклад на сессии Генассамблеи ООН, которая рассматривала мировую проблему наркотиков. На сессии приняли резолюцию, подтверждающую намерения всех государств. В нынешнем году ОДКБ постоянно контактировала в ООН, совместно рассматривая проблемы, связанные с террористическими угрозами со стороны ИГИЛ и иных террористических организаций, которые запрещены в России. Уровень сотрудничества между ООН и ОДКБ можно назвать сдержанным. Координаций действий осуществляется постоянно, но в многих подписываемых международных

актах содержится лишь наличие организационных и рекомендательных норм, без конкретных механизмов, способных повысить эффективность сотрудничества.

Анализируя дальнейшие пути решения ОДКБ для предотвращения транспортировки и распространения наркотических веществ через границы стран-участниц следует отметить, что современная ситуация диктует необходимость новых подходов к решению вопросов будущего Афганистана, проблем безопасности Южной и Центральной Азии - то есть о давно назревшей необходимости перевода основной ответственности за поддержание стабильности от нерегиональных сил к действующим в рамках своих экономических и военно-политических структур крупным азиатским государствам и их центральноазиатским партнерам, а также к России, остающейся влиятельной евразийской державой [Малышева 2018: 269]. Современные реалии ведут к необходимости интегрирования военно-оборонных усилий государств для обеспечения своей безопасности. Наиболее эффективным на пространстве СНГ стало сотрудничество государств в рамках ДКБ, на основании которого была создана ОДКБ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Быстренко В. И. ДКБ - ОДКБ - непростой путь к коллективной безопасности // Наука и мир. 2015. № 2. С. 10-14

2. Ким Е.К. Россия, содружество независимых государств и международные проблемы обеспечения наркобезопасности в различных регионах мира // Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2013.

3. Кулагин А.И. Афганский наркотрафик - угрозы для России и Европы // Научный журнал. 2016. С. 111-116

4. Малышева Д. Б. Постсоветская Центральная Азия и Афганистан как сфера пересечения интересов крупных азиатских государств // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. С. 259-271

5. Мелихов М. Г. Организация договора о коллективной безопасности: комплексное противодействие наркоугрозе //

Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2012. С. 38-40

6. Никитин А. И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование. М.: Аспект Пресс. 2017. 384 с.

7. Хабалов А. Т. Основные угрозы безопасности для стран центрально азиатского региона // Журнал «Постсоветский материк». 2014. №2. 22 с.

Сведения об авторе: Федько Анна Валерьевна - бакалавр в области международных отношений кафедры Теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: annyfedko@gmail.com).

REERENCES

1. Bystrenko V. I. DKB - ODKB - neprostoj put' k kollektivnoj bezopasnosti // Nauka i mir. 2015. № 2. S. 10-14

2. Kim E.K. Rossiya, sodruzhestvo nezavi-simyh gosudarstv i mezhdunarodnye problemy obespecheniya narkobezopas-nosti v razlichnyh regionah mira // ZHur-nal «Nacional'nye interesy: prioritety i be-zopasnost'». 2013.

3. Kulagin A.I. Afganskij narkotrafik -ugrozy dlya Rossii i Evropy // Nauchnyj zhurnal. 2016. S. 111-116

4. Malysheva D. B. Postsovetskaya Cen-tral'naya Aziya i Afganistan kak sfera peresecheniya interesov krupnyh aziatskih gosudarstv // Vestnik Rossijskogo univer-siteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdu-narodnye otnosheniya. 2018. S. 259-271

5. Melihov M. G. Organizaciya dogovora o kollektivnoj bezopasnosti: kompleksnoe protivodejstvie narkougroze // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2012. S. 38-40

6. Nikitin A. I. Mezhdunarodnye konflikty: vmeshatel'stvo, mirotvorchestvo, ureguli-rovanie:. M.: Aspekt Press. 2017. 384 s.

7. Habalov A. T. Osnovnye ugrozy bezopas-nosti dlya stran central'no aziatskogo re-giona // ZHurnal «Postsovetskij materik». 2014. №2. 22 s.

About the author: Fedko Anna Val-eryevna - Bachelor in International Relations of the Department of Theory and history of International Relations, RUDN University (email: annyfedko@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.