Раздел 11. Компаративистика и зарубежный опыт
ЩУКИН В.М., кандидат юридических наук, доцент, vla-shhukin@mail.ru кафедра управления органами внутренних дел в особых условиях; Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра космодемьянских, 8
тагиров З.И., 89683757331@mail.ru Факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров;
Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра космодемьянских, 8
shchukin vm,
candidate of Legal Sciences, associate professor, vla-shhukin@mail.ru Chair of management of internal affairs bodies under special conditions;
Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Zoe and Alexander Kosmodemyanskiy St. 8, Moscow, 125171,
Russian Federation
TAGIRov Z.I.,
89683757331@mail.ru
Faculty of scientific and scientific-pedagogical personnel training;
Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Zoe and Alexander Kosmodemyanskiy St. 8, Moscow, 125171,
Russian Federation
актуальные направления развития евразийского
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (НА ОПЫТЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
органов и организаций европейского союза)
Аннотация. Европейский опыт правового и организационного регулирования деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия трансграничным преступлениям на сегодняшний день в нашей стране изучен слабо, большинство авторов сосредоточивают свое внимание на политических сторонах внутренней и внешней политики Евросоюза в области обеспечения «единого европейского пространства безопасности». Данная статья подготовлена на основе действующих европейских источников права. особое внимание уделяется сравнению организационно-правовых механизмов ведения и использования реестров террористических организаций и физических лиц, подозреваемых в терроризме. Рассмотренные вопросы позволяют развить дальнейшую научную дискуссию о допустимости использования европейской модели сетевой правоохранительной деятельности при формировании правоохранительных структур в рамках евразийских экономических интеграционных межгосударственных образований, а также при реформировании национальных систем государственного управления.
Ключевые слова: правоохранительные органы; правоохранительная деятельность; правоохранительное сотрудничество; сетевая модель; европейский союз; зарубежный опыт; борьба с терроризмом.
CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE EURASIAN LAW ENFORCEMENT COOPERATION IN THE MODERN GEOPOLITICAL CONDITIONS (ON THE EXPERIENCE OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND ORGANIZATIONS OF THE EUROPEAN UNION)
Annotation. The European experience of legal and organizational regulation of the activities of law enforcement agencies in combating cross-border crimes is poorly studied in our country today. Most of the authors focus their attention on the political aspects of domestic and foreign policy of the European union in the area of ensuring "a common European security space”. This article is based on the existing European sources of law. Special attention is paid to the comparison of organizational and legal mechanisms for the maintenance and use of registries of terrorist organizations and individuals
suspected of terrorism. The considered questions allow to develop the further scientific discussion on the admissibility of using the European model of the network law enforcement activity while forming the law enforcement agencies within the framework of the Eurasian economic integration interstate organizations, as well as while reforming the national systems of public administration.
Keywords: law enforcement agencies; law enforcement activity; law enforcement cooperation; network model; the European union; foreign experience; fight against terrorism.
Интегративные процессы межгосударственного сотрудничества становятся неотъемлемым элементом современной международной жизни. В евро-азиатском регионе на сегодняшний день значительных успехов в этом направлении, по нашему мнению, достиг Европейский союз (далее - ЕС, Евросоюз). В настоящее время ЕС обеспечивает интеграцию 28 стран практически во всех сферах общественной жизни, в рамках Евросоюза выработаны институциональные механизмы разрешения межгосударственных противоречий на основе достижения политического консенсуса, легитимность публичной власти обеспечивается широтой использования прямых выборных механизмов (в частности, референдумов).
Изучение опыта данного альянса актуально в связи с тем, что в отдельных направлениях международного правоохранительного сотрудничества ЕС демонстрирует прямую интеграцию с правовыми и организационными механизмами борьбы с преступностью таких стран, как США, Канада и Австралия, которые формируют собственный экономический союз. Прослеживаются признаки формирования данными странами совместно с Евросоюзом глобальной правоохранительной кооперации со значительным потенциалом сил и средств противодействия преступности. Необходимо учитывать, что данные страны исходят из собственных трактовок преступности деяния и имеют развитые двусторонние отношения в сфере международного сотрудничества по уголовным делам (в т.ч. по вопросам выдачи подозреваемых), а также помнить, что глобальная правоохранительная деятельность может выступать инструментом геополитической борьбы и оказывать влияние на стратегические национальные интересы Российской Федерации.
Европейская модель организации правоохранительного сотрудничества может помочь формируемым евро-азиатским политическим союзам в решении политико-правовых проблем противодействия
трансграничной преступности в условиях открытых границ, общего свободного рынка и таможенного пространства. Исторический опыт развития европейской интеграции показал, что возникновение таких проблем является объективным следствием совместного экономического развития. В связи с этим целью данной статьи является изучение форм и методов международного правоохранительного сотрудничества европейских правоохранительных органов и организаций, а также возможных путей адаптации данного опыта применительно к межгосударственным союзам с участием Российской Федерации.
В евро-азиатском регионе, помимо Европейского союза, действует множество межгосударственных экономико-политических союзов и международных организаций: СНГ, Союзное государство, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, Единое экономическое пространство, Совет Европы, Большая семерка и Большая двадцатка, ОДКБ, ОБСЕ, БРИКС, АТЭС, Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Организация черноморского экономического сотрудничества и другие. В рамках деятельности указанных союзов международное правоохранительное сотрудничество на сегодняшний день пока еще не достигло того уровня интеграции правовых и организационных механизмов противодействия преступности, который достигнут между странами Евросоюза. Очевидно, что причиной этого служит отсутствие глубокой социально-экономической интеграции стран, входящих в перечисленные союзы, по отдельным вопросам хозяйственной деятельности между государствами данных организаций наблюдаются экономические противоречия.
В Европейском союзе с 1997 года (принятие Амстердамского договора) началось формирование так называемой «третьей опоры» ЕС - сотрудничества полиции и судов в уголовно-правовой сфере. Международное правоохранительное сотрудничество стран ЕС получило новый
импульс после принятия в 2007 году Лиссабонского договора о реформе Евросоюза, который предусматривает делегирование части суверенной компетенции государства в области внутренних дел в «общеевропейское пространство свободы, безопасности и правопорядка».
В настоящее время по уровням международного правоохранительного сотрудничества стран Ес можно выделить двустороннее (между правоохранительными органами стран Ес напрямую), а также опосредованное сотрудничество - через общеевропейские правоохранительные организации и специализированные органы. Ведущую роль в межгосударствен -ном сотрудничестве правоохранительных органов стран ЕС играют агентства Евро-пол, Евроюст, ОЛАФ (Европейское бюро по борьбе с мошенничествами) и другие правоохранительные организации ЕС.
С точки зрения криминогенной ситуации в Европе, по оценкам Европола, значительную угрозу для внутренней безопасности ЕС представляют крупномасштабные преступные и террористические сети [1]. Самыми значительными для евробезопасности являются угрозы терроризма, международной торговли наркотиками, легализации преступных доходов, хорошо организованного мошенничества, фальшивомонетничества и контрабанды. Новые опасности - это киберпреступность и торговля людьми. В связи с этим в настоящее время полиция стран Европейского союза расширяет меры противодействия преступности на основе правоохранительной кооперации и новых информационных коммуникаций.
Англоязычный термин «cooperation» переводится на русский язык как «сотрудничество» или «взаимодействие». В отечественном классическом понимании взаимодействие (согласованная по целям, месту и времени совместная деятельность несоподчиненных субъектов) - это система действий, направленных прежде всего на решение определенных задач взаимодействующего субъекта, и не всегда - на достижение общего результата. Традиционное понимание полицейского взаимодействия как системы [2, с. 8] требует унификации неоднородных организационных подсистем и информационных моделей. Перед неоднородными в информационном и организационном
плане правоохранительными системами стран Европейского союза задача унификации информационных моделей не стоит и ставиться не может. В странах Европы исходят из того, что автономная устойчивость отдельных элементов любых кибернетических систем обеспечивает их общую устойчивость. Именно поэтому для коммуникации правоохранительных органов стран Евросоюза актуально неунифицированное сотрудничество, или кооперация.
Кооперация в западном понимании - это процесс сотрудничества для общей или взаимной выгоды. Коммуникация -это целенаправленная деятельность двух и более субъектов информационного обмена для передачи или получения значений через общую систему знаков и правил.
Сотрудничество государств - членов ЕС в борьбе с преступностью осуществляется по следующим основным направлениям:
- и нформ ирова н ие и кон сул ь ти -рование стран ЕС друг с другом в целях координации;
- согласование общих позиций, определяющих подходы ЕС к конкретным вопросам, принятие рамочных решений в целях сближения законодательных и регламентирующих положений государств-членов, разработка конвенций;
- тесное сотрудничество полицейских сил и других компетентных органов (сотрудничество подразделений полиции);
- тесное сотрудничество между органами власти и другими компетентными органами правосудия и юстиции (сотрудничество судов);
- сближение норм уголовного права (минимального порога наказания и др.) [3, с. 122].
Сотрудничество полиции в ЕС включает в себя:
- сбор, хранение, обработку, анализ и обмен соответствующей информацией;
- оперативное сотрудничество органов с целью предотвращения, выявления и расследования преступлений;
- сотрудничество и совместные инициативы, касающиеся обучения, обмена офицерами связи, использования оборудования и экспертиз;
- общую оценку методов спецрасследований [4, с. 4].
В основе генезиса форм и методов коммуникаций и коопераций между го-
156
сударственными правоохранительными органами стран Евросоюза лежит общая заинтересованность в борьбе с терроризмом и «серьезными» преступлениями (serious crimes).
В европейских странах преступность, в т.ч. террористическая, рассматривается с позиции деятельности разветвленных криминальных сетей. После парижских терактов 2015 года Европа столкнулась с наивысшим уровнем террористической угрозы за последние 10 лет (после терактов в Мадриде 11 марта 2004 года, когда было совершено 10 взрывов, 193 человека погибли). Парижские нападения 13 ноября
2015 года и бельгийские теракты 22 марта
2016 года создали новые проблемы для государств - членов ЕС. Угроза новых терактов в Европе остается высокой. Поэтому у ЕС существует большая потребность в усилении антитеррористичеких мер. Исходя из понимания террористической угрозы как результата сетевого взаимодействия людей, вынашивающих террористические цели, в области борьбы с терроризмом соответствующим образом выстраивается современная европейская модель межгосударственного правоохранительного сотрудничества - как модель сетевой правоохранительной деятельности. Зарождаясь как формат антитеррористического взаимодействия, такая модель имеет серьезные перспективы стать основой управления всей правоохранительной деятельностью во всем Евросоюзе.
Под сетевой правоохранительной деятельностью нами понимаются совместные действия нескольких субъектов государственного управления в среде правоохранительной коммуникации, направленные на получение общего результата. В процессе сетевой правоохранительной деятельности создается, дополняется и используется общая для всех субъектов значимая информация, используются общие стандарты (правила) деятельности, совершаются общественно значимые действия. Участники сетевой правоохранительной деятельности объединены общими объектами информации, в отношении которых они совершают свои действия. Сетевая правоохранительная деятельность, по нашему мнению, невозможна без интеграции правовых и в последующем организационных механизмов осуществления правоохранительной деятельности.
Правовые и организационные меры противодействия преступности, применяемые правоохранительными органами стран Европейского союза в рамках сетевой правоохранительной деятельности, реализуются посредством участия в кооперации правоохранительных органов стран ЕС с правоохранительными организациями Евросоюза. Такая правоохранительная кооперация базируется на разграничении правоохранительных компетенций между правоохранительными органами и организациями, а также на развитии информационно-правоохранительных коммуникаций. Наглядные примеры сетевых правоохранительных институтов Европейского союза
- агентства Европол и Евроюст.
Сетевые информационно-правоохранительные коммуникации в Евросоюзе можно разделить на общие и специальные. К общим сетевым коммуникациям могут быть отнесены традиционные коммуникации Европола, такие как SIENA (Secure Information Exchange Network Application)
- сетевое приложение по безопасному обмену информацией и EIS (Europol Information System) - информационная система Европола. Данные сети и системы организованы в электронных формах и к ним имеют доступ все правоохранительные органы всех стран ЕС.
Специальные информационно-правоохранительные коммуникации сетевой правоохранительной деятельности разнообразны. Рассмотрим некоторые из них.
1. Сотрудничество по исполнению европейского ордера на арест (European Arrest Warrant, EAW) подозреваемых в «серьезных» преступлениях (serious crimes), обязательного для исполнения во всех странах ЕС. Механизм исполнения такого ордера предполагает экстрадицию в течение 90 дней со дня ареста или в течение 10 дней, если задержанное лицо дает согласие на это. При этом для экстрадиции не могут стать препятствием политические мотивы [5, с. 66].
2. Деятельность совместных межгосударственных следственно-оперативных групп Европола, имеющих юрисдикцию в странах ЕС [6, с. 48]. Кроме того, в Европоле по делам о терроризме создаются совместные целевые группы. С учетом современной сетевой общественной структуры и для противодействия террористическим
сетям в европейских правоохранительных органах создаются неформальные профессиональные правоохранительные сети из числа лучших специалистов, такие правоохранительные образования («сети первичного реагирования») получают ряд функций координации совместной деятельности. Например, после атак в Париже 13 ноября 2015 года Европол направил 60 офицеров для поддержки французских и бельгийских коллег в целевую группу «Fraternite». В расследовании парижских терактов официально принимают участие правоохранительные органы сША [7], в рамках совместной деятельности в результате межгосударственного правоохранительного сотрудничества было сделано 800 разведывательных выводов и более 1 600 выводов о подозрительных финансовых операциях [8].
3. Механизм формирования и использования общих для всех государств списков террористических организаций и физических лиц [9]. сопоставление европейского и российского списков террористических организаций выявило, что из 23 организаций в обоих списках общей позицией является только одна - «Исламская группа», или «Аль-Гамаа аль-Исламия» («Islamic Group», или «Al-Gama'a al-Islamiyya»). Это указывает на очевидную проблему: в международном сообществе нет единого понимания террористической деятельности, она неоднозначно дифференцируется между социал-сопротивлен-ческой, национал-освободительной и другими видами политической борьбы, в т.ч. с иностранным участием (заинтересованностью). В Европейском союзе список террористических лиц содержит имена и физических лиц (персон), которые включаются в него на основе статьи 2 (3) Регламента ЕС N 2580/2001, принятого после террористических актов 9 сентября 2001 года в США. Европейский список является фактически извлечением из другого известного персонального антитеррористического списка наиболее разыскиваемых террористов -«Most Wanted Terrorists», формируемого ФБР с 2001 года. В текущем европейском списке, включающем 10 человек, 9 из них совершили преступления против граждан США [10, с. 255].
4. Формирование общеевропейских поименных списков разыскиваемых физи-
ческих лиц. Подобные списки применяются для розыска и пресечения въезда в ЕС нежелательных лиц [11].
5. Сотрудничество в рамках совместного мониторинга, ареста (замораживания) и конфискации имущества и финансов, используемых в террористических целях. В сетевой коммуникации правоохранительным органам стран ЕС значительное содействие оказывает организация Camden Asset Recovery Interagency Network (CARIN) - Международная межведомственная сеть возвращения активов. Данная организация, состоящая в настоящее время из представителей всех 28 стран ЕС, 26 иных стран (в т.ч. США и России) и 9 международных организаций (в т.ч. ООН, Интерпол, Европол, Ев-роюст, Международный уголовный суд), обменивается данными для эффективной идентификации активов, ареста (замораживания) и конфискации, в т.ч. имущества и финансов, используемых в террористических целях. Следует отметить, что между ЕС и США в 2010 году заключено отдельное соглашение (EU-US TFTP Agreement) в рамках американской программы отслеживания финансирования терроризма (Terrorist Finance Tracking Programme - TFTP). По нашему мнению, между ЕС и США отсутствуют административные барьеры в получении информации в отношении физических лиц, включенных в списки разыскиваемых террористов.
6. Слежение за внутренними перемещениями физических лиц. На уровне Евросоюза сейчас ведется работа по созданию общеевропейского банка данных о пассажирских перевозках. Его название идентично названию аналогичной системы США - «Passenger Name Records» (PNR)*. Сетевой доступ к базе данных США будет открыт для национальных служб безопасности стран ЕС и Европейской полицейской организации. В базу данных будет вноситься информация о пассажирах, прибывающих на территорию стран ЕС или покидающих ее, включая информацию о месте жительства пассажира, маршруте полета,
* Подробнее о программе США см.: URL: https://www.cbp.gov/sites/default/files/ documents/pnr_privacy.pdf; о программе ЕС см.: URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-
affairs/what-we-do/policies/police-cooperation/ passenger-name-record/index_en.htm
158
форме оплаты билетов, наличии багажа и номере места в авиалайнере. При этом страна прилета сможет получить данные о пассажире уже в момент бронирования билета по телефону. Хранение и передача данных базы PNR третьим странам строго регламентированы (имеются договоры с англоязычными странами - США, Канадой и Австралией). Программой PNR в ЕС заявлено, что данные могут быть использованы только в целях борьбы с террористическими и иными («серьезными») преступлениями. Правоохранительные органы государств ЕС должны деперсонализировать данные (удалить фамилию, имя, отчество) через один месяц после полета и могут через 5 лет удалить данные полностью. Хотя PNR первоначально создана для данных об авиаперелетах, благодаря глобальным системам бронирования (Sabre, Galileo, Worldspan и Amadeus) теперь имеется возможность использовать данные о бронировании отелей, аренде автомобилей, трансферах в аэропорт и железнодорожных поездках.
7. Финансовая разведка на основе интеграции с информационными базами данных Европола ранее децентрализованной информационной сети под названием «Fiu.Net» [12]. Работа данной информационной сети направлена на создание тесного сотрудничества между финансовой и уголовной разведкой, на повышение усилий в борьбе с организованной преступностью и терроризмом в ЕС. Свободный доступ к сети ограничен.
8. Сотрудничество под эгидой Европейского контртеррористического центра Европола (European Counter Terrorism Centre) [8]. Это центральный информационный центр Европола, с помощью которого государства - члены ЕС улучшают обмен информацией и оперативно координируют свои совместные действия. Работая в качестве экспертного центра, Европейский контртеррористический центр сосредоточен на задержании иностранных боевиков, обмене разведданными и экспертизе по финансированию терроризма (по программе TFTP и сети FIU.net), на противодействии онлайн-пропаганде терроризма и экстремизма, незаконной торговле оружием и на международном сотрудничестве.
Таким образом, исследование актуальных направлений развития европей-
ского опыта противодействия преступности позволило обобщить их и сформулировать следующие выводы:
1. Установлено, что правоохранительные органы стран Европейского союза расширяют меры противодействия преступности на основе правоохранительной кооперации и новых информационных коммуникаций, при этом основу таких коммуникаций и кооперации составляет общая заинтересованность в борьбе с терроризмом и «серьезными» преступлениями.
2. Выявленная высокая степень правоохранительной интеграции ЕС с США в правовой и организационной сферах противодействия преступности фактически свидетельствует если не о единых, то о значительно сращенных организационноправовых механизмах противодействия преступности в этом блоке стран. В условиях глобальной конкуренции изучение и адаптация для нашей страны передовых форм и методов правоохранительной деятельности представляется необходимым условием эффективной защиты национальных интересов.
3. Закономерности организации правоохранительной деятельности в Европейском союзе позволяют выделять их в особую - европейскую сетевую модель организации правоохранительной деятельности. Зарождаясь как форма антитеррористического сотрудничества, такая модель стала дополнительной подсистемой управления правоохранительной деятельностью в Европейском союзе. кроме того, следует упомянуть, что некоторые формы и методы такой организации в настоящее время рекомендованы к развитию в рамках межгосударственного сотрудничества Европейского комитета по проблемам преступности Совета Европы [13, с. 6], такая модель положительно оценена учеными-правоведами в области международного правоохранительного сотрудничества [14, с. 9].
Основываясь на изучении европейского опыта деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности, можно предложить для обсуждения ряд авторских инициатив по внесению изменений в правоохранительную деятельность и международное правоохранительное сотрудничество евразийских межгосударственных образований с участием Российской Федерации.
Считаем актуальным дальнейшее изучение сетевых форм организации правоохранительной деятельности с целью разработки комплексной сетевой модели такой деятельности. Целесообразно развивать опыт организации защищенного межведомственного электронного сетевого информационного обмена в среде правоохранительной коммуникации, организацию межгосударственных межведомственных правоохранительных баз данных информации под эгидой «единого информационного центра».
Для того чтобы избежать изоляции в условиях формирующейся под покровительством сША глобальной правоохранительной кооперации, странам - участницам евразийских политических союзов необходимо развивать собственную межгосударственную правоохранительную кооперацию на сетевых принципах, и прежде всего - развивать глубоко интегрированное двустороннее международное правоохранительное сотрудничество между государствами - стратегическими союзниками.
Исходя из опыта Евросоюза следует признать, что правоохранительная кооперация является следствием интеграции правовых норм и организационных механизмов борьбы с преступностью, которая, в свою очередь, следует за длительными процессами социально-экономического сближения и интеграции. Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь общей экономической политики и правоохранительного сотрудничества. В процессе экономической интеграции евразийских государств объективно возникнет потребность в эффективном противодействии преступности посредством организации общих евразийских правоохранительных институтов, подобных Европолу.
В качестве варианта организации совместного сбора, обработки и использова-
ния значимой правоохранительной информации в целях повышения эффективности противодействия преступности, учитывая опыт Евросоюза, предлагаем дискуссию о пересмотре структур национальных правоохранительных систем. Необходимо выделять в правоохранительных системах отдельно от правоохранительных органов правоохранительные организации с самостоятельными компетенциями.
Правоохранительные организации могут решить вопрос распределения сетевого доступа к общим правоохранительным базам данных информации. Правоохранительные организации должны осуществлять координацию деятельности всех государственных органов по отдельному виду преступности (терроризм, киберпреступность, наркопреступность и т.д.). Координирующая функция таких организаций должна быть отделена от надзорной.
Безусловно, проекция европейского опыта противодействия терроризму на правоохранительную деятельность и международное сотрудничество евразийских межгосударственных образований требует проведения глубокого научного исследования. Зарубежный опыт в одной из сфер общественной жизни не может быть механически перенесен и адаптирован в иных социально-экономических реалиях. Но рассмотренные нами вопросы позволяют развить научную дискуссию о допустимости использования европейской модели сетевой правоохранительной деятельности при формировании национальных правоохранительных структур, призванных в будущем обеспечивать оперативный информационный обмен между правоохранительными органами и организациями в рамках евразийских интеграционных образований.
Список литературы
1. Европол / Основная информация // Европейская полицейская организация (Европол): сайт URL: https://www.europol.europa.eu/content/page/about-us (дата обращения: 11 марта 2016 г.).
2. Семенистый А.В., Тулев В.О. Организация внутреннего и внешнего взаимодействия в территориальном органе МВД России на районном уровне при реализации полномочий при реализации полномочий полиции: метод. рек. М.: Акад. управления МВД России, 2014. 40 с.
3. Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора: учеб. пособие. М.: Статут, 2013. 240 с.
4. Волеводз А.Г. Учреждения и органы Европейского союза по судебному и полицейскому сотрудничеству: учеб. пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2010. 303 с.
5. Соколова Л.М. Европейский ордер на арест: становление нового института в праве Европейского Союза // Российская юстиция. 2006. N 6. С. 66-69.
6. Ализаде Ф.Э. Правовые основы совместных (международных) расследований по уголовным делам в европейском праве // Евразийский юридический журнал. 2011. N 7 (38). С. 48-58.
7. США содействуют Франции и Бельгии в расследовании терактов в Париже // Российское информационное агентство «Новости». URL: http://ria.rU/world/20160318/1392451732.html#ixzz43HV88fVR (дата обращения: 11 марта 2016 г.).
8. Europol's European Counter Terrorism Centre strengthens the EU's response to terror // Европейская полицейская организация (Европол): сайт. URL: https://www.europol.europa.eu/content/ectc (дата обращения: 4 февр. 2016 г.).
9. Регламент ЕС 2015/513 от 26 марта 2015 года // Official Journal of the European Union. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:JOL_2015_082_R_0009&qid=1427520950033&from=EN (дата обращения: 1 окт. 2015 г.).
10. Тагиров З.И. Реестры террористических организаций: опыт России и Европейского союза // Стрессоустойчивость в системе противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства: материалы семнадцатой междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26 ноября 2015 г.). М.: Акад. управления МВД России, 2015. С. 256-262.
11. Europe's Most Wanted - sivustolla ollut kiinni // Полиция Финляндии: сайт. URL: http://poliisi.fi/tietoa_poliisista/ tiedotteet/1/1/europe_s_most_wanted_-sivustolla_ollut_kiinni_44186 (дата обращения: 4 февр. 2016 г.).
12. Europol joins forces with EU FlUs to fight terrorist financing and money laundering // Европейская полицейская организация (Европол): сайт. URL: https://www.europol.europa.eu/content/europol-joins-forces-eu-fius-fight-terrorist-financing-and-money-laundering (дата обращения: 4 февр. 2016 г.).
13. Шалягин Д.Д. Участие Российской Федерации в конвенциях Совета Европы о сотрудничестве по уголовным делам // Совет Европы и актуальные проблемы противодействия преступности: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (23 марта 2016 г.). М.: Моск. ун-т МВД России, 2016.
14. Волеводз А.Г. Юридические сети в сфере судебного и полицейского сотрудничества Европейского союза // Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. N 2. С. 9-12.
ИМАНОВ И.А., 7252352@prokuror.kz Прокуратура Южно-Казахстанской
области,
160011, Республика казахстан, г. Шымкент, ул. Тауке-хана, 97
IMANov I.A.,
7252352@prokuror.kz The Prosecutor's office of the South Kazakhstan region, Tauke Khan St. 97, Shymkent, 160011, Republic of Kazakhstan
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ
институтов государств - участников снг по противодействию коррупции: состояние и пути совершенствования
Аннотация. В мире нет ни одного государства, в котором полностью отсутствовали бы коррупционные проявления. Более того, коррупция зачастую носит транснациональный характер, в связи с чем для борьбы с ней важно объединение усилий разных государств. одним из актуальных направлений противодействия коррупции является сотрудничество в этой сфере государств — участников СНГ. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности некоторых созданных ими межгосударственных институтов по противодействию коррупции. Проанализирован опыт успешных совместных антикоррупционных действий стран — участниц СНГ. Выявлены проблемы взаимодействия, связанные, в частности, с тем, что антикоррупционное законодательство в разных странах сНг имеет отличия и требуется унификация