УДК 341.1
МАЛИНОВСКИЙ Олег Николаевич, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
ПАЩЕНКО Илья Юрьевич, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДКБ И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ РОЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРАЗИИ
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-17-21
Oleg N. MALINOVSKY, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
Ilya Yu. PASCHENKO, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE CSTO AND INCREASE OF ITS ROLE IN ENSURING COLLECTIVE SECURITY IN
EURASIA
В статье исследуются проблемы развития нормативных основ Организации Договора о коллективной безопасности и повышения её роли в обеспечении коллективной безопасности в Евразии. Авторы отмечают, что немаловажной проблемой является состояние правовых основ сотрудничества государств, входящих в ОДКБ. Анализ нормативных актов оДкБ показал, что их нормы в большинстве случаев не содержат необходимых механизмов реализации, выработкой которых в самостоятельном порядке занимается управляющий Совет при организации. Также отсутствует единая нормативно закрепленная стратегия действий и реакций государств ОДКБ на международные и внутригосударственные конфликты. Исследуется в историческом плане развитие правовой базы международных отношений ОДКБ с ведущими международными организациями азиатского региона. Особое внимание уделяется партнерским отношениям ОДКБ с ведущими международными организациями, оказывающими существенное влияние на состояние коллективной безопасности в Евразии. Подписаны меморандумы о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ. Авторы отмечают, что ОДКБ выступает блоком, способным противостоять в обозначенном регионе экспансии «западных ценностей», не всегда обоснованных и интересных для Евразийского сообщества. В настоящее время обозначилась тенденция постепенной трансформации ОДКБ из военного образования в многофункциональную международную структуру.
Ключевые слова: проблемы, развитие, международные организации, ОДКБ, ШОС, НАТО, коллективная безопасность.
In article problems of development of standard bases of the Collective Security Treaty Organization and increase of its role in ensuring collective security in Eurasia are researched. The authors note that an important problem is the condition of legal bases of cooperation of the states entering into the CSTO. The analysis of regulations of the CSTO has shown that their norms in most cases don't contain necessary mechanisms of realization in which development in an independent order the management board at the organization is engaged. Also there is no uniform standardly fixed strategy of actions and reactions of the states of the CSTO to the international and interstate conflicts. Development of legal base of the international relations of the CSTO with the leading international organizations of the Asian region is investigated historically. The special attention is paid to partnership of the CSTO with the leading international organizations having significant effect on a condition of collective security in Eurasia. Memorandums of cooperation with the UN, SCO, the CIS, Eur-AsEC, the Union State, the Plan of Colombo, are signed by Regional anti-terrorist structure of SCO, the Anti-terrorist center and Coordination service of Council of commanders of border troops of the CIS. The authors note that the CSTO acts as the block capable to resist in the designated region of expansion of "the western values", not always reasonable and interesting to the Euroasian community. Now the tendency of gradual transformation of the CSTO from military education in multipurpose international structure was designated.
Keywords: problems, development, international organizations, CSTO, SCO, NATO, collective security
Современная внешняя политика многих государств, независимо от их политического строя, активно строится по принципам блокового и двустороннего сотрудничества. Военно-политические блоки, став наследием прошлого века, нисколько не теряют свой вес и ведущую роль в решении международных вопросов. При этом определенные государства, входящие в такие блоки, демонстрируют эксклюзивность своих подходов к разрешению политических проблем других государств. Осознание того, что «блоковое мышление» способствует нарастанию противоречий и очевидных проблем, когда-нибудь озадачит человечество, однако в настоящий период к признанию данного факта все мировое сообщество не готово.
В условиях «разорвавшегося» после распада СССР двухполюсного политического мироустройства западные государства начали активную консолидацию собственных милитаризированных сил на приближенных позициях к постсоветскому пространству в форматах военно-политических и экономических блоков. Но и Россия, будучи правопреемницей СССР, занимавшего одно из ведущих мест на международной арене, пошла по пути блоковой интеграции со многими азиатскими государствами. И действительно, у Российской Федерации нет иного пути,
как путь интеграции, дабы восстановить давно потерянную биполярность международного сообщества и усилить свою роль на международной арене.
В мае 1992 г. формируется структура ДКБ с подписанием Договора о коллективной безопасности, в октябре 2002 г. принимается Устав ОДКБ, позволяющий в полной мере говорить о самостоятельности объединения. В прошлом десятилетии эффективность ОДКБ не вызывала ни малейшего сомнения, так как де-факто государства-участники провели консолидацию своих сил и навели порядок в военной и общественных сферах на территории своих государств. Результатами деятельности ОДКБ стали в разное время: развитие и совершенствование систем ПВО, противодействие незаконному обороту оружия, наркотических и иных запрещенных веществ, утилизация излишков и запрещенных средств ведения боя в соответствии с постепенно развивающимися нормами международного права в различные временные промежутки, развитие военного кадрового состава и формирование специализированных боевых сил. Интеграционные процессы отразили уровень развития военно-технического сотрудничества и потенциал государств-членов ОДКБ [3, с. 192].
Однако развитие организации показало, что существует множество проблем, которые могут стать настоящими угрозами для существования ОДКБ как военно-политической структуры. Фактически в настоящий период военное присутствие ОДКБ базируется лишь на территории стран-участниц организации. В то же время НАТО и государства, находящиеся в стадии ассоциирования с Североатлантическим альянсом, постепенно приближаются к границам ОДКБ, расширяя свое военно-политическое влияние путем развертывания средств ПВО. Последнее вступление государств в ОДКБ произошло еще в конце прошлого века, и организация территориально не развивается, хотя стоит отметить, что несколько стран находятся в позиции наблюдателей. НАТО же уверенно разворачивается на кавказском, азиатском и каспийском направлениях. Безусловно, теоретическая конфронтация во взглядах НАТО и ОДКБ не должна вылиться в конфликт, а сам факт предположения развития подобного сценария является не чем иным, как проявлением «холодной войны» в мышлении, однако противоречия в интересах организаций выглядят вполне реальными в текущих условиях. НАТО активно проводит интеграционную работу с отдельными членами ОДКБ, а также с другими государствами на постсоветском пространстве. Указанная деятельность НАТО не только подрывает общее состояние коллективной безопасности в регионе, но и провоцирует ОДКБ на активное проведение военных учений.
Немаловажной проблемой является состояние правовых основ сотрудничества государств, входящих в ОДКБ. Анализ нормативных актов ОДКБ показал, что их нормы в большинстве случаев не содержат необходимых механизмов реализации, выработкой которых в самостоятельном порядке занимается управляющий Совет при организации. Также отсутствует единая нормативно закрепленная стратегия действий и реакций государств ОДКБ на международные и внутригосударственные конфликты. В то же время в Армении, как государстве-участнике ОДКБ, принят акт, утверждающий план сотрудничества и индивидуального партнерства с НАТО. ОДКБ фактически осталась в стороне от киргизского, грузино-осетинского и украинского конфликтов. Отсутствие реакции со стороны органов управления объединения и ее широкого освещения в средствах массовой информации лишь наводит на мысль о том, что организация имеет существенные внутренние противоречия и проблемы. Безусловно, решению ряда проблем деятельности ОДКБ послужит желание государств-членов договора «пожертвовать» частью своей самостоятельности на общие цели коллективной безопасности.
При этом «списывать со счетов» ОДКБ и говорить об отсутствии ее роли в международной деятельности преждевременно, ведь союз играет важную роль для России и других стран-участниц организации. Во-первых, через ОДКБ реализуется военно-техническое сотрудничество государств. Страны-участницы получают сведения и военные материалы для развития национальной линии обороны. Во-вторых, отдельным эффективным направлением деятельности ОДКБ в последние годы является обеспечение информационной безопасности и развитие ее механизмов [6, с. 84].
Вместе с тем политическое влияние организации является ограниченным, оно весьма условно даже на государства-члены, которые самостоятельно принимают важнейшие политические и организационные решения.
В современных военно-политических блоках особое место уделяется гуманитарному сотрудничеству. Гуманитарное сотрудничество обладает свойством, позволяющим наладить иные виды взаимодействия по отраслевому характеру [5, с. 102]. НАТО, будучи позитивным примером гуманитарного сотрудничества стран-членов альянса, развивает культурно-образовательное направление. Можно наблюдать активное продвижение ключевых позиций НАТО по тем или иным вопросам в сферах культуры, медицины, образования и науки. Организация постоянно активно занимается своей имиджевой составляющей. Моделирование позитивного образа НАТО можно наблюдать во всем мире. В настоящее время продвижение идей
международной организации невозможно без гуманитарного фактора. НАТО давно сформировала эталонные образы, которые постоянно навязываются под различными предлогами мировому сообществу, при этом данные символические образы позволяют реализовывать первостепенные задачи руководящего центра организации. Так, свобода личности, защита демократии, свободные рынки - это понятия, активно эксплуатируемые и продвигаемые альянсом. ОДКБ же не имеет такого четкого публичного ориентирования, конкретного и запоминающегося образа в сознании людей. Безусловно, интересы ОДКБ и задачи по их реализации традиционно оценивают лишь в рамках постсоветского пространства, однако формирование неких эталонов в сознании населения позволит организации быть эффективнее.
Отметим, что в настоящее время обозначилась тенденция постепенной трансформации ОДКБ из военного образования в многофункциональную международную структуру, как часто отмечает Генеральный секретарь Организации на военных брифингах и пресс-конференциях.
Некоторые позитивные тенденции в постепенном и последовательном развитии ОДКБ можно проследить путем анализа конкретных нормативно-правовых актов блока. Размещение баз ОДКБ с 2011 г. на территории иных государств допустимо при совместном решении стран-участниц организации, что открывает новые перспективы и границы для сотрудничества со странами в евразийском регионе, в котором объединение настойчиво стремится закрепиться в последнее десятилетие. Безусловно, данный регион станет в ближайшие годы местом, в котором будут разворачиваться важнейшие перспективные проекты и события для всего мирового сообщества. Участие в контроле над этой зоной в политическом плане позволит государствам ОДКБ усилить свою роль на международной арене, повысив собственное международное влияние, и надежно укрепиться в глобальной экономике. Значение ОДКБ и необходимость ее реакции на региональные события будут постепенно расти, учитывая ситуацию с украинским кризисом и изменениями в украинском национальном законодательстве в военной сфере (отмена внеблокового статуса государства) [1, с. 10].
В период до 2017 г. основной внутренней задачей ОДКБ выступает формирование и подготовка реальных военных коллективных сил организации [4, с. 28]. Однако «прорывных» результатов своей деятельности в евразийском регионе организация сможет добиться лишь при консолидации сил с такими институциональными международными объединениями, как ШОС, СНГ и ЕврАзЭС. ОДКБ активно сотрудничает с ШОС, которая, не являясь военно-политическим блоком, способна оказывать дипломатическими и гуманитарными способами и средствами влияние на формирование и укрепление мощной системы коллективной безопасности в Евразии. ОДКБ также может играть важнейшую роль в данном регионе, внося определенный вклад в обеспечение функционирования всей системы коллективной безопасности, и перспективы дальнейшего развития у организации бесспорно имеются. Фактически ОДКБ является блоком, способным противостоять в указанном регионе экспансии «западных ценностей», не всегда обоснованных и интересных для Евразийского сообщества.
При подписании Договора Российская Федерация придерживалась точки зрения, что указанное объединение в свое время станет связующей нитью коллективной международной безопасности между Европой и Азией [2, с. 36]. Однако вряд ли ОДКБ сегодня можно назвать полноценным и центральным звеном в выстраивании и обеспечении всеобъемлющей безопасности в крупнейшем регионе. Для того чтобы стать подобным звеном в структуре международной безопасности, ОДКБ необходимо развивать тесные двусторонние и многосторонние связи с государствами и международными организациями. Можно констатировать, что за годы существования ОДКБ организация смогла добиться положительных результатов по обозначенному направлению. Объединение выстраивает партнерские отношения с множеством правительственных и неправительственных международных организаций.
Обратимся к анализу наиболее перспективных партнерских отношений ОДКБ с международными организациями, играющими важную роль в обеспечении коллективной безопасности.
ОДКБ системно сотрудничает с ООН. В 2010 г. в ходе встречи Генерального секретаря ООН и Генерального секретаря ОДКБ была подписана совместная декларация о сотрудничестве между секретариатами организаций. Стоит отметить, что подписание указанного акта накладывало на стороны лишь организационно-процессуальные обязанности по взаимному обмену информацией о предполагаемых угрозах в области региональной безопасности. Сотрудничество на тот период времени заключалось в передаче сведений о военных конфликтах, террористических угрозах, чрезвычайных ситуациях антропогенного характера.
Особые усилия были приложены в рамках выработки ООН и ОДКБ единых критериев для осуществления миротворческих операций. Однако проблемы в правовом регулировании миротворческой деятельности сохраняются вплоть до настоящего времени, а сотрудничество между ООН и ОДКБ носит консультативно-рекомендательный характер. В 2012 г. был подписан меморандум о сотрудничестве в области миротворческой деятельности. В нем предусматривается
помощь ООН государствам-членам ОДКБ в подготовке миротворческих контингентов, направляемых по инициативе Организации Объединенных Наций в определенные районы боевых действий для выполнения гуманитарных миссий.
В 2016 г. Постоянный совет Организации Договора о коллективной безопасности начал активную работу с ООН по проблемам борьбы с распространением наркотических средств. ОДКБ представит доклад на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков в 2016 г., в ходе которой будет принята резолюция для государств-членов ООН. В текущем году поддерживается постоянный контакт с Секретариатом ООН по проблемам террористической угрозы со стороны ИГИЛ и других запрещенных в России террористических организаций. В то же время сотрудничество ОДКБ и ООН на сегодняшний день можно оценить как сдержанное. Постоянно координируются действия организаций, однако многие подписываемые международные акты содержат в основном организационные и рекомендательные нормы процессуального характера, не уделяя должного внимания конкретным механизмам по совершению определенных действий в рамках сотрудничества.
ОДКБ развивает сотрудничество с ШОС. Меморандум о сотрудничестве Секретариата ШОС и Секретариата ОДКБ был подписан в 2006 г. В качестве основных векторов сотрудничества обозначены: противодействие терроризму и организованной преступности, незаконному обороту оружия и наркотических средств, регулирование миграционных процессов, обеспечение региональной стабильности. В 2007 г. было заключено соглашение о взаимопонимании, направленное на сотрудничество внутренних структур организаций. Неоднократно высказывались предложения об углублении сотрудничества ОДКБ и ШОС по конкретным вопросам коллективной безопасности, однако данные предложения всегда оставались лишь в рамках проектов меморандумов. С 2013 г. в рамках сотрудничества с ШОС не было заключено дополнительных международных договоров, как-либо влияющих на партнерство объединений. В настоящий период сотрудничество осуществляется в рамках первоначально заключенных договоров и проведения разовых мероприятий гуманитарной направленности.
Подводя итоги, необходимо отметить, что сотрудничество с международными организациями на рабочем уровне продолжается. Подписаны меморандумы о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ. ОДКБ сотрудничает с ОБСЕ по проблемам международной безопасности. Сотрудничество по западному направлению с НАТО и ЕС было временно приостановлено, начиная с украинских событий 2014 г. В целом сотрудничество ОДКБ со многими международными организациями имеет пока весьма ограниченный характер. И хотя организация имеет нормативную базу сотрудничества, она пока не подкреплена дополнительными механизмами реализации конкретных действий в рамках этого сотрудничества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Быстренко В.И. ДКБ - ОДКБ - непростой путь к коллективной безопасности // Наука и мир. - 2015. - № 2. - С. 10-14.
2. Гонтарь С.М. Роль руководства Российской Федерации в развитии внешнеполитического сотрудничества Организации Договора о коллективной безопасности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. -Т. 7. № 5часть 2. - С. 36-42.
3. Гусаковский А.В. Современные военно-политические проблемы организации Договора о коллективной безопасности // Проблемы безопасности российского общества. - 2015. - № 2. - С. 192-194.
4. Задорина А.М. Сотрудничество организаций евразийских государств в сфере коллективной безопасности (ОДКБ, СНГ, ШОС) и международные меры ООН по обеспечению финансового развития // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2015. - № 4. - С. 27-35.
5. Халанский И.В. Гуманитарное сотрудничество как фактор интеграции ОДКБ // Вестник ЗабГУ. - 2015. - № 1. - С. 101-107.
6. Захаров В.М. Состояние и перспективы развития Организации Договора о коллективной безопасности // Проблемы национальной стратегии. - 2012. - № 3. - С. 84-97.
REFERENCES
1. Bystrenko V.I. DKB - CSTO - a difficult way to collective security. [DKB - ODKB - neprostoy put' k kollektivnoy be-zopasnosti]. Nauka i mir = Science and world. 2015. no. 2. Pp. 10-14. (in Russ.).
2. Gontar S.M. The role of the leadership of the Russian Federation in development of foreign policy cooperation of the Collective Security Treaty Organization. [Rol' rukovodstva Rossiyskoy Federatsii v razvitii vneshnepoliticheskogo
sotrudnichestva Organizatsii Dogovora o kollektivnoy bezopasnosti]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Vol.7. no. 5-2. Pp. 36-42. (In Russ.).
3. Gusakovsky A.V. Modern military-political problems of the Collective Security Treaty Organization. [Sovremennye voenno-politicheskie problemy organizatsii Dogovora o kollektivnoy bezopasnosti]. Problemy bezopasnosti rossiyskogo obshchestva = Problems of safety of the Russian society. 2015. no. 2. Pp. 192-194. (In Russ.).
4. Zadorina A.M. Cooperation of the organizations of the Euroasian states in the sphere of collective security (the CSTO, the CIS, SCO) and the international measures of the UN for ensuring financial development. [Sotrudnichestvo organi-zatsiy evraziyskikh gosudarstv v sfere kollektivnoy bezopasnosti (ODKB, SNG, ShOS) i mezhdunarodnye mery OON po obespecheniyu finansovogo razvitiya]. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evraziyskikh gosudarstv: politika, ekonomika, pravo = The International cooperation of the Euroasian states: policy, economy, right. 2015. no. 4. Pp. 27-35. (In Russ.).
5. Halansky I. V. Humanitarian cooperation as factor of integration of the CSTO. [Gumanitarnoe sotrudnichestvo kak faktor integratsii ODKB]. Vestnik ZabGU = Messenger of ZABGU. 2015. no. 1. Pp. 101-107. (In Russ.).
6. Zakharov V.M. State and prospects of development of the Collective Security Treaty Organization. [Sostoyanie i per-spektivy razvitiya Organizatsii Dogovora o kollektivnoy bezopasnosti]. Problemy natsional'noy strategii = Problems of national strategy. 2012. no. 3. Pp. 84-97. (In Russ.).
Информация об авторе
Малиновский Олег Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и международного права юридического факультета Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия, [email protected]
Пащенко Илья Юрьевич, магистрант юридического факультета Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия, [email protected]
Получена: 19.04.2016
Для цитирования статьи: Малиновский О. Н., Пащенко И.Ю., Проблемы развития ОДКБ и повышения её роли в обеспечении коллективной безопасности в Евразии. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 1. Часть 2. с. 17-21
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-17-21
Information about the author
Malinovsky Oleg Nikolaevich, candidate of jurisprudence, associate professor of civil process and international law of law faculty of the Kuban state university, Krasnodar, Russia,
Paschenko Ilya Yuryevich, undergraduate of law faculty of the Kuban state university, Krasnodar,
Russia, [email protected]
Received: 19.04.2016
For article citation: Malinovsky O. N., Paschen-ko I. Yu., Problems of development of the CSTO and increase of its role in ensuring collective security in Eurasia. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. vol. 8. No. 1 Part. 2. Pp. 17-21
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-17-21