Взаимосвязь глобальной и региональной систем безопасности (на примере ООН, ОДКБ и ШОС)1
С.А. Бокерия
Бокерия Светлана Александровна — к.ю.н, доцент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов (РУДН); Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10; E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию взаимосвязи глобальной и региональной систем безопасности на примере ООН, ОДКБ и ШОС, выбор которых неслучаен. По мнению автора, их деятельность недооценена. Эти организации появились на волне возникновения пула региональных объединений стран, которые стали заниматься безопасностью и миротворческой деятельностью. Оба объединения имеют схожий состав государств-участников, созданы после распада СССР, являются наблюдателями в ООН и занимаются безопасностью как одним из ключевых направлений деятельности, имея схожие функции. ОДКБ и ШОС на постсоветском пространстве не дали вспыхнуть новым конфликтам, то есть играют роль стабилизаторов обстановки в границах своего региона и государств-участников.
Актуальность данного исследования обусловлена тремя аспектами: во-первых, особой ролью региональных организаций в выстраивании и функционировании всемирной универсальной системы безопасности; во-вторых, отсутствием исследований в отечественной науке, ориентированных на взаимодействие ООН с ОДКБ и ШОС, что, безусловно, подчеркивает научную новизну и актуальность данной работы; в-третьих, необходимостью совершенствования коллективных механизмов реагирования на существующие вызовы и новые угрозы безопасности, которые становятся взаимозависимыми.
Аналитической основой исследования стала теория военно-политических альянсов. В качестве методов исследования применяются количественный и качественный анализ документов ООН. Взаимосвязь ООН, ШОС и ОДКБ анализируется посредством методики подсчета количества и определения контекста упоминаний ключевых слов «ОДКБ» и «ШОС» в документах ООН в течение 15 (с 2002 по 2017 г.) и 16 лет (с 2001 по 2017 г.) соответственно. Используется обширная база документов ООН, размещенных на ресурсе UNBISNET. На основе полученных результатов оцениваются вклад и заинтересованность Российской Федерации как ведущего игрока на международной арене в усилении взаимосвязи глобальной и региональной систем безопасности.
Ключевые слова: ООН; региональные организации; регионализация; ОДКБ; ШОС; безопасность; миротворчество; военно-политический альянс
Для цитирования: Бокерия С.А. (2019) Взаимосвязь глобальной и региональной систем безопасности (на примере ООН, ОДКБ и ШОС) // Вестник международных организаций. Т. 14. № 1. С. 21—38. Б01: 10.17323/1996-7845-2019-01-02
Введение
В условиях глобализационной траектории развития современных международных отношений, с присущими им процессами фрагментации и размытия границ от центра к периферии, особую значимость приобретает тенденция регионализации политики и экономики.
1 Статья поступила в редакцию в январе 2018 г.
Попытки концептуализации регионального уровня взаимодействия государств активно обсуждались еще в 1990-е годы [Воскресенский, 2012, с. 33]. Исследователи настаивали на выделении регионального уровня международных отношений в самостоятельную отрасль для анализа, так как очевидным стало влияние региональных акторов на глобальное развитие международных отношений, которое может варьироваться от поддержки и усиления до слома и запуска кардинальных трансформационных процессов в глобальном масштабе. Кроме того, региональные организации играют определяющую роль в выстраивании региональной системы взаимодействия государств и характера системы международного управления и власти, оказывая влияние на глобальный миропорядок.
Цель данной статьи заключается в проверке гипотезы об усилении взаимосвязи глобальной и региональной систем безопасности на примере взаимодействия ООН и региональных организаций ОДКБ и ШОС. Основные задачи исследования: а) выявление роли ОДКБ (с 2002 по 2017 г.) и ШОС (с 2001 по 2017 г.) в документах ООН на основе анализа их упоминаний за 15 и 16 лет соответственно; б) определение механизмов взаимосвязи ООН с региональными организациями ОДКБ и ШОС; в) анализ позиции России в отношении ОДКБ и ШОС.
Несмотря на отсутствие исследований о взаимодействии ООН с ОДКБ и ШОС, существуют научные работы, монографии и публикации, посвященные отдельным аспектам деятельности региональных организаций ОДКБ и ШОС. По итогам анализа научных российских и зарубежных источников по тематике деятельности ОДКБ и ШОС автор сгруппировал исследователей по двум группам.
Первая группа сосредоточилась на изучении проблемных аспектов деятельности ОДКБ с точки зрения стратегии, целей и единства организации, позиций стран-участников: А.И. Никитин, Ю.А. Никитина, И.Ю. Юргенс (2011); Е.В. Клевакина (2013) и др.
Вторая группа исследователей посвятила свои труды роли ШОС в Центральной Азии, проблемам ее развития: Е.В. Колдунова (2013), С.Г. Лузянин (2012), А.В. Лукин (2011), Син Гуанчэн (2002) и др.
Основной тенденцией анализа региональных организаций в плане обеспечения безопасности является направленность на исследования самих организаций, одной или нескольких, расположенных в одном регионе. Тем самым игнорируется глобальный контекст, или наоборот, исследователи концентрируются на международной политике или экономике без привязки к региональным процессам [Лукин, 2011].
Также в данном контексте необходимо упомянуть теорию военно-политических альянсов, актуализирующую взаимосвязь региональной и глобальной систем безопасности, а также процессы многостороннего сотрудничества и распределения баланса сил между государствами.
Американский профессор Дж. Лиска считает невозможным рассуждать о международных отношениях без анализа военно-политических альянсов [Liska, 1968, p. 3]. Под альянсом профессор Дж. Лиска понимает формальный союз двух или более государств с целью противостояния угрозе, исходящей от третьего, более сильного государства. На создание военно-политических союзов оказывают влияние конфликты и теория баланса сил, связанная с недопущением усиления мощи и влияния какого-либо государства в международной системе, угрожающего суверенитету и безопасности других политических игроков.
O. Холсти, Т. Хопман и Дж. Салливан выделили три характеристики альянса: 1) официальный договор: открытый или секретный; 2) договор должен быть связан с проблемами национальной безопасности; 3) партнеры должны быть государствами.
Согласно их определению, «альянс является формальным соглашением между двумя или более странами, сотрудничающими по вопросам национальной безопасности» [Holsti, Hopmann, Sullivan, 1973, p. 4].
Переосмысливая концепцию баланса сил, американский политолог Ст. Уолт разработал концепцию «баланса угроз», которая строится на тезисе о том, что государства, выстраивая внешнеполитический курс, руководствуются оценкой динамики изменений преимущественно регионального, а не глобального баланса сил. Под альянсом он понимает «официальное или неофициальное соглашение о сотрудничестве в области безопасности между двумя или более суверенными государствами» [Walt, 1987, p. 12].
Особенность ОДКБ и ШОС состоит в том, что они действуют в нескольких регионах. Однако наличие схожих направлений деятельности и пересечение сфер интересов создают прочную основу для взаимодействия с универсальными организациями глобального масштаба, в частности ООН.
В Уставе ОДКБ 2002 г. прописано, что данная организация является «международной региональной Организацией Договора о коллективной безопасности» [ОДКБ, 2002]. На данный момент в состав организации входят шесть государств: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. В самой трактовке акцентируется создание системы региональной коллективной безопасности как основной цели организации.
По поводу исключительной роли ОДКБ в контексте безопасности существуют различные точки зрения. По мнению В. Никишина, начальника организационно-планового управления ОДКБ, «уникальность ОДКБ в том, что она обладает всем набором инструментов для обеспечения безопасности как стран-членов, так и объединения в целом: от политических рычагов до собственного военного потенциала» [РИА Новости, 2016].
В брошюре, посвященной 20-летию Договора о коллективной безопасности, отмечено, что ОДКБ «стала уникальным инструментом, способным взять на себя ответственность за обеспечение стабильности и безопасности государств и в мирное время, и при отражении возможной агрессии» [ОДКБ, 2012].
У ОДКБ выработаны механизмы противостояния современным вызовам и угрозам безопасности. Периодически проводятся операции «Канал», «Нелегал» и «Прок-си», позволяющие результативно бороться с незаконной торговлей наркотиками, нелегальной миграцией, преступлениями в области информационных технологий.
В рамках ОДКБ по линии безопасности подписано и ратифицировано 48 международных договоров, а также более 227 решений Совета коллективной безопасности по различным направлениям деятельности Организации [ОДКБ, б. г.].
В 2016 г. на сессии Совета коллективной безопасности был утвержден единый для ОДКБ список террористических организаций, аналога которому нет ни в одной международной организации. Именно в 2016 г. ОДКБ уделила большое внимание повышению эффективности контртеррористической деятельности в рамках Организации. Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ были дополнены формированиями сил специального назначения из числа подразделений органов правопорядка и структур безопасности государств-членов [Хачатуров, 2017].
На официальном сайте ШОС позиционируется как «постоянно действующая региональная международная организация, основанная в июне 2001 г. лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана» [ШОС, б. г.].
По мнению Н. Назарбаева, уникальность ШОС состоит в «ее умении использовать политико-дипломатические методы решения международных проблем». Гибкое применение «мягкой силы» и дипломатических методов в достижении своих целей
отличают данную организацию от других. Кроме того, Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН, подчеркнул, что ШОС является ведущей региональной международной организацией на евразийском континенте [Назарбаев, 2011].
Согласно Т. Шаймергенову, уникальность ШОС заключается в том, что она является «единственным диалоговым полем», которое гармонизирует притязания разных сторон и координирует региональные процессы [Ахметов, 2012, с. 13]. ШОС способствует мирному восстановлению в Афганистане, а также работает над созданием антинаркотического пояса безопасности вдоль афганской границы. С 2002 г. в рамках ШОС функционирует Региональная антитеррористическая структура, призванная руководить операциями по поиску лагерей террористов и выявлять их финансовые схемы. По мнению авторов доклада дискуссионного клуба «Валдай», ШОС объединяет Центральную Азию в единый регион и действует в более широком понимании «как элемент евразийского регионализма». На этом фоне ШОС, обладая институциональной структурой, не ущемляет национальные интересы стран-участников [Колдунова, Дас Кунду, 2014].
С 2004 г. ОДКБ и ШОС имеют статусы наблюдателей в ГА ООН, резолюции по данным вопросам были приняты консенсусом. 18 марта 2010 г. в Москве была подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая устанавливает формат взаимодействия между организациями, в частности в миротворческой сфере. ОДКБ выразила готовность предоставлять миротворческие силы для участия в совместных операциях по поддержанию мира, проводимых ООН. Через два года между секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира был заключен меморандум о сотрудничестве в области предупреждения конфликтов и миротворчества. Меморандум установил механизмы укрепления взаимодействия при подготовке миротворческих контингентов государств — членов ОДКБ.
Государства — члены ОДКБ на постоянной основе проводят консультации по вопросам повестки дня сессий ГА ООН. Поддерживается эффективное взаимодействие с международными организациями и комитетами, в частности с Контртеррористическим комитетом СБ ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Евросоюзом, ОБСЕ и др.
Дополнительно к уже утвержденным документам о сотрудничестве между ОДКБ и ООН 23 сентября 2016 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета СБ ООН.
После получения статуса наблюдателя ООН в 2009 г. была принята Резолюция Генассамблеи ООН (ГА ООН) № 64/183 (п. 124 повестки дня) «Сотрудничество между ООН и ШОС», которая актуализировала вопросы укрепления двустороннего диалога, сотрудничества и координации совместных действий. Через год в Ташкенте генеральные секретари ШОС и ООН подписали Совместную декларацию о сотрудничестве между секретариатами, зафиксировавшую развитие сотрудничества в области обмена информацией. По запросам ООН Секретариат ШОС наряду с государствами-членами и Исполкомом РАТС на регулярной основе готовит информацию о реализации ряда резолюций ГА ООН.
В 2016 г. на заседании, посвященном взаимодействию ШОС и ООН, генеральный секретарь ШОС Р. Алимов отметил, что ШОС, являясь многопрофильной организацией, имеет 28 механизмов практического сотрудничества. Это создает прочную основу для взаимодействия с ООН не только в сфере экономики и гуманитарной помощи, но и безопасности [ШОС, 2016].
Ключевым регулятором взаимоотношений ООН с региональными организациями является гл. VIII Устава ООН, в которой официально утверждается контроль и подчинение СБ ООН. Действие Устава распространяется на все институциональные образования, в компетенции которых входят вопросы поддержания мира и безопасности. Основное требование — действовать в соответствии с принципами ООН и применять принудительные меры только на основании санкций СБ ООН.
Несмотря на положительную динамику сотрудничества ОДКБ и ШОС с ООН, следует отметить, что существуют две проблемы на пути их взаимодействия: 1) отсутствие практики разграничения сферы управления в вопросах обеспечения безопасности; 2) механизм заключения соглашений преимущественно между секретариатами организаций, что, безусловно, существенно снижает эффективность реализации коллективных мер.
Методика исследования
Для достижения ключевой цели исследования (исследовать взаимосвязи глобальной и региональной системы безопасности на примере ООН и региональных организаций ОДКБ и ШОС) мы проанализировали документы ООН, в которых упоминается ОДКБ и ШОС в период с 2002—2017 и 2001—2017 гг. В случае с ШОС дата отличается, так как организация была образована в 2001 г. В набор данных для исследования вошли: документы ГА ООН (доклады, резолюции, письма и вербальные ноты постоянных представителей при ООН), СБ ООН (коммюнике, письма), в которых использовались слова «ОДКБ» и «ШОС»; агентства ООН, в работе которых упоминались ОДКБ и ШОС; контекст (тематика, часть документа) использования названий ОДКБ и ШОС.
По итогам анализа собранного набора документов мы определили ключевые тематики, в связи с которыми ООН обращалась к региональным организациям ОДКБ и ШОС.
Для построения набора данных для анализа мы собрали электронные версии документов ГА ООН и СБ ООН, которые были опубликованы в 2001—2017 гг. В указанный период по линии ООН было принято 78 документов, в которых упоминалась ОДКБ, ШОС упоминалась в 75 документах.
В результате мы идентифицировали и проанализировали 153 документа. В них за 15 лет ОДКБ упоминалась 407 раз, а ШОС за 16 лет - 755 раз, то есть почти в 2 раза больше. На основе полученных данных был проведен количественный и качественный анализ обращения ООН к деятельности ОДКБ и ШОС.
Анализ графических данных
На рис. 1 показано ежегодное количество документов ООН, в которых упоминалась ОДКБ в период с 2002 по 2017 г. При этом отражена динамика колебаний принятия документов ООН с учетом контекста ОДКБ. Например, из рис. 1 видно, что интерес к ОДКБ со стороны ООН проявляется неравномерно. Своего пика по количеству документов ООН тематика ОДКБ достигает в 2010 и 2012 гг., самые низкие показатели отмечаются в 2002 и 2017 гг. Подъем связан с активизацией сотрудничества ООН и ОДКБ, а также с Киргизской революцией 2010 г., а снижение упоминаемости ОДКБ — с процессом формирования ОДКБ (в 2002 г. был принят Устав ОДКБ, в 2017 г. ОДКБ в основном сконцентрировалась на военных учениях с целью подготовки оперативных сил реагирования для участия в миротворческих миссиях ООН). Переходным между двумя
этапами в истории ОДКБ был 2002 г.: первый этап (1992—2002 гг.) характеризовался пониженной эффективностью, обострениями отношений среди участников, а второй (2002—2009 гг.) — возросшей активностью на фоне неустраненных в первом периоде проблем [Акулик, Бобков, Левяш, 2011, с. 289].
А 2012 г. в истории сотрудничества ООН и ОДКБ отмечен принятием резолюции ГА ООН № 67/6 «Сотрудничество между ООН и ОДКБ», заложившей правовые основы практического взаимодействия между ООН и ОДКБ.
1412108 6 4 2 0
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рис. 1. Количество документов ООН, в которых упоминается ОДКБ, 2002—2017 гг.
Источник: составлено автором на основе анализа документов, размещенных на ресурсе
иш^шт.
На рис. 2 отражена разбивка документов ООН по тематикам, в связи с которыми было отмечено упоминание ОДКБ за 15 лет. С 2002 по 2017 г. ОДКБ в документах ООН упоминалась по 36 различным темам: от безопасности в Афганистане до сотрудничества с ООН. Очевидно, что лидирующей тематической позицией является «Сотрудничество». Темам «Терроризм» и «Предоставление ОДКБ статуса наблюдателя в ГА ООН» в 2004 г. посвящено одинаковое количество документов.
2014 г. характеризовался обострением двух проблемных ситуаций, в частности конфликтом на Украине и выводом Международных сил содействия безопасности из Афганистана.
Далее следует тема обеспечения мира и безопасности. По остальным тематикам наблюдается меньшая частота упоминаний.
В табл. 1 представлена информация о том, какие тематики по годам и с каким количеством упоминаний ОДКБ превалировали в документах ООН. Данные табл. 1 отсортированы по строкам по убыванию суммарно за 15 лет: с 2002 по 2017 г. Среди самых востребованных тематик отмечены «Мир и безопасность», «Сотрудничество» и «Предоставление статуса наблюдателя ОДКБ», далее следует «Терроризм» и «Миротворчество».
Таблица 1. Частота и количество упоминаний ОДКБ в документах ООН по тематикам, 2002—2017 гг.
м
-vi
Тематика 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Общий итог
Мир и безопасность 3 17 22 31 6 79
Сотрудничество 14 36 10 8 4 4 76
Предоставление ОДКБ статуса наблюдателя в ГА 37 37
Терроризм 7 2 6 3 10 3 31
Миротворческая деятельность 19 19
Безопасность 7 4 5 16
Разоружение 6 6 2 14
Поддержка процесса СВМДА 11 11
Предотвращение незаконной торговли оружием 8 8
Нераспространение ядерного оружия 3 3 6
Превентивная дипломатия 6 6
Ситуация в Сирии 6 6
События в Кыргызстане 6 6
Создание зоны, свободной от ядерного оружия 5 3 3 11
Приверженность идеалам ООН 4 4
Ситуация вокруг Ирана 4 4
Сокращение вооружения 4 4
Мир и стабильность 3 3
Безопасность в Афганистане 2 2
Международная обстановка 2 2
Предотвращение размещения оружия 2 2
О о
—I
о
"О
о
Ой
о
м
СО
Тематика 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Общий итог
Производство и накопление запасов оружия 2 2
Распространение наркотиков 2 2
Ситуация на Корейском полуострове 2 2
Укрепление глобальной безопасности 2 2
Положение на Ближнем Востоке 2 2
Макроэкономическая политика 1 1
Нагорно-карабахский конфликт 1 1
Ситуация вокруг Ормузского пролива 4 4
Контртеррористическая стратегия 6 6
Позиция ОДКБ по повестке дня ООН 8 И 19
Укрепление системы коллективной безопасности ОДКБ 8 8
Договор о нераспространении ядерного оружия 3 3
Использование мер экономического давления 3 3
Договор о европейской безопасности 2 2
Адаптация Договора об обычных вооруженных силах в Европе 3 3
<
о
х о
Ой >
J=
Источник: составлено автором на основе анализа документов, размещенных на ресурсе ШЧВКМЕТ.
Сотрудничество Терроризм
Предоставление ОДКБ статуса наблюдателя в ГА Мир и безопасность Разоружение Безопасность
Создание зоны, свободной от ядерного оружия Позиция ОДКБ по повестке дня ООН События в Кыргызстане Поддержка процесса СВМДА Нераспространение ядерного оружия Адаптация Договора об обычных вооруженных силах в Европе Договор о европейской безопасности Использования мер эк. давления Договор о нераспространении ядерного оружия Укрепление системы коллективной безопасности ОДКБ Контртеррористическая стратегия ^туация вокруг Ормузского пролива Положение на Ближнем Востоке Укрепление глобальной безопасности Сокращение вооружения Ситуация на Корейском полуострове Ситуация вокруг Ирана Ситуация в Сирии Распространение наркотиков Производство и накопление запасов оружия Приверженность идеалам ООН Предотвращение размещения оружия Предотвращение незаконной торговли оружием Превентивная дипломатия Нагорно-карабахский конфликт Миротворческая деятельность Мир и стабильность Международная обстановка Макроэкономическая политика Безопасность в Афганистане
10
12
14
Рис. 2. Разбивка документов ООН по тематикам, в связи с которыми упоминается ОДКБ, 2002-2017 гг.
Источник: составлено автором на основе анализа документов, размещенных на ресурсе ИШ^ЕТ.
В резолюции ГА ООН № 65/122 (2010 г.) о сотрудничестве между ООН и ОДКБ, с одной стороны, подчеркивалась важность укрепления двустороннего диалога, взаимодействия и координации, с другой — был утвержден механизм проведения регулярных консультаций с Генеральным секретарем ООН и Генеральным секретарем ОДКБ посредством межучрежденческих форумов и форматов, включая ежегодные консультации между Генсеком ООН и руководителями региональных организаций [ИК 2010]. Кроме того, резолюции ГА ООН о сотрудничестве ООН и ОДКБ принимаются каждые два года начиная с 2010 г.: 2014 г. (№ 69/12), 2016 г. (№ 71/12).
Вопрос о сотрудничестве ООН и ОДКБ был включен в повестку дня 67-й сессии ГА ООН. В мае 2011 г. в Нью-Йорке состоялись консультации секретариатов ООН и ОДКБ по теме налаживания отношений между двумя организациями, в частности в области миротворчества.
Из рис. 3 видно, что наибольшее количество документов ООН с упоминаниями ШОС отмечено в 2010 г., а также в 2009 и 2016 гг. Если наложить рис. 1 и 3 друг на друга, то пиковые значения совпадут у ОДКБ и ШОС в 2010 г. В случае с ШОС это темы обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом, ОДКБ фигурировала с тематикой конфликта в Киргизии. В 2009 г. документы с упоминаниями ШОС относились к теме безопасности, сотрудничества с ООН, борьбы с терроризмом. В 2016 г. ШОС чаще всего упоминается в документах ООН в связи с темой «Мир и безопасность», а также «Предотвращение терроризма». В том же году ГА ООН без голосования приняла резолюцию № 71/14 «Сотрудничество между ООН и ШОС», закрепившую основные
механизмы сотрудничества с ШОС. В качестве практических форматов сотрудничества были согласованы обмен информацией, совместная экспертиза и проведение общих мероприятий.
12-, 108 -
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рис. 3. Количество документов ООН, в которых упоминается ШОС, 2001—2017 гг.
Источник: составлено автором на основе анализа документов, размещенных на ресурсе
иш^шт.
Терроризм Безопасность Положение в Афганистане Мир и безопасность Предоставление ШОС статуса наблюдателя в ГА Проблема наркотиков Сотрудничество Контроль над наркотическими средствами Построение долгосрочного мира Предоставление статуса сотрудничества Углубление российско-китайских отношений Разоружение Помощь афганскому народу Механизм диалога и сотрудничества Вопросы в области транспорта
0 2 4 6 8 10 12 14 16
Рис. 4. Разбивка документов ООН по тематикам, в связи с которыми упоминается ШОС, 2001-2017 гг.
Источник: составлено автором на основе анализа документов, размещенных на ресурсе
иш^шт.
Таблица 2. Частота и количество упоминаний ШОС в документах ООН по тематикам, 2001—2017 гг.
Тематика 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Общий итог
Мир и безопасность 66 141 207
Терроризм 16 9 7 13 9 51 8 3 21 11 148
Безопасность 4 17 32 47 6 106
Контроль над наркотическими средствами 60 7 21 2 90
Предоставление ШОС статуса наблюдателя в ГА 50 3 53
Проблема наркотиков 8 1 16 9 3 37
Положение в Афганистане 9 5 11 4 1 3 2 35
Сотрудничество 32 2 34
Вопросы в области транспорта 16 16
Разоружение 9 9
Механизм диалога и сотрудничества 5 5
Помощь афганскому народу 4 4
Построение долгосрочного мира 2 2 4
Углубление российско-китайских отношений 4 4
Предоставление статуса сотрудничества 3 3
Источник: составлено автором на основе анализа документов, размещенных на ресурсе ШЧВКМЕТ.
На рис. 4 представлена разбивка документов ООН по тематикам, в связи с которыми в рассматриваемый период было отмечено упоминание ШОС. Всего насчитывается 15 тематик, что на 21 меньше, чем в случае с ОДКБ. Это позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие с ОДКБ строится по большему количеству тем. Несложно заметить, что лидирующими среди них являются «Терроризм», «Безопасность» и «Положение в Афганистане», далее следует тема «Мир и безопасность», так же, как на рис. 2 по теме ОДКБ. И только потом — «Предоставление ШОС статуса наблюдателя в ГА ООН».
В табл. 2 приведены данные о том, какие тематики по годам и с каким количеством упоминаний ШОС превалировали в документах ООН. Данные отсортированы по строкам по убыванию суммарно за 16 лет: с 2001 по 2017 г. Среди наиболее востребованных тематик отмечены «Мир и безопасность», «Терроризм» и «Безопасность». Далее следует «Контроль над наркотическими средствами» и «Предоставление ШОС статуса наблюдателя в ГА ООН».
Позиция Российской Федерации в контексте стратегии и деятельности ОДКБ и ШОС
Ориентируясь во внешней политике на развитие сотрудничества с соседними странами, государствами постсоветского пространства, Россия активно участвует в интеграционных процессах на пространстве СНГ, в рамках Союзного государства с Белоруссией, Таможенного союза, ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС и ОДКБ.
В выступлении Постоянного представителя РФ при ООН В.И. Чуркина на заседании СБ ООН в 2016 г., посвященном сотрудничеству ООН с ОДКБ, СНГ и ШОС, было отмечено, что сотрудничество с данными организациями является одним из приоритетов внешней политики страны. Однако при этом подчеркивалось, что потенциал сотрудничества значителен, но пока «в полную силу не используется» [Постоянное представительство РФ при ООН, 2016]. Кроме того, в выступлении была затронута проблема недостаточной информированности членов международного сообщества о деятельности вышеуказанных организаций, что может привести к искаженному пониманию их роли в обеспечении мира и стабильности в регионе. Также существует проблема «маргинализации» этих объединений в силу геополитической конкуренции со стороны некоторых участников СБ ООН.
Среди наиболее острых проблем в регионе ответственности ОДКБ были отмечены: терроризм, в частности распространение идеологии ИГИЛ. Вызывает обеспокоенность нестабильность в Афганистане, а также связанный с ней незаконный оборот наркотиков и рост преступности.
ОДКБ выработала свой инструментарий борьбы с данными угрозами и рисками. В мае 2016 г. состоялись учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Кобальт-2016» в целях противодействия терроризму и наркотрафику.
Хорошо зарекомендовала себя операция «Канал» по перекрытию поставок наркотических средств. Отмечается взаимный интерес ООН и ОДКБ в деле развития практического взаимодействия в сфере миротворчества, борьбы с преступностью и терроризмом. Планируется после подготовки миротворческого контингента направить военные силы для участия в миротворческих миссиях ООН.
Россия придает большое значение роли ОДКБ в обеспечении безопасности в евразийском регионе. Это закреплено в официальных документах. В Концепции внешней политики РФ от 2016 г. (ст. 52) отмечено, что ОДКБ выполняет роль «одного
из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве». Из этого следует, что ОДКБ по большей части не нацелена на решение глобальных задач по обеспечению безопасности, но ограничивается регионом ответственности. Россия поддерживает «качественное развитие ОДКБ, превращение ее в авторитетную многофункциональную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам в условиях усиливающегося воздействия разноплановых глобальных и региональных факторов» [Министерство иностранных дел РФ, 2016].
В Стратегии национальной безопасности РФ от 2015 г. (ст. 90) Россия выступает за «качественное развитие ОДКБ, ее превращение в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, а также угрозам в информационной сфере» [Президент России, 2015].
Также в вышеуказанных документах прописана позиция относительно ШОС. В ст. 79 Концепции внешней политики РФ подчеркивается, что «Россия считает важным дальнейшее укрепление позиций ШОС в региональных и глобальных делах и расширение ее состава, выступает за наращивание политического и экономического потенциала ШОС, осуществление в ее рамках практических мер, способствующих укреплению взаимного доверия и партнерства в Центральной Азии, а также за развитие взаимодействия с государствами — членами ШОС, наблюдателями при ШОС и партнерами по диалогу ШОС» [Министерство иностранных дел РФ, 2016].
Ключевым направлением деятельности ШОС является обеспечение безопасности в границах ее участников. К основным вызовам безопасности относятся схожие с ОДКБ проблемы: терроризм, экстремизм, наркотрафик и трансграничная преступность, афганская ситуация. Россия ратует за наращивание потенциала организации, развитие силовых структур в рамках ООН, антинаркотическую стратегию. Также реализуется Программа сотрудничества государств — членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016—2018 гг., ведется работа в рамках проекта Конвенции ШОС по борьбе с экстремизмом, проводятся антитеррористические учения «Мирная миссия».
В отношении ШОС в Стратегии национальной безопасности России от 2015 г. в ст. 92 отмечается, что «РФ придает важное значение наращиванию политического и экономического потенциала ШОС, стимулированию в ее рамках практических мер, способствующих укреплению взаимного доверия и партнерства в Центральной Азии, а также развитию взаимодействия с государствами-членами, наблюдателями и партнерами» [Президент России, 2015].
Согласно Концепции внешней политики РФ, деятельность ШОС, во-первых, оказывает влияние на формирование глобальной системы коллективного лидерства. Во-вторых, ШОС должна стать составным элементом в сети партнерских организаций регионального сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В-третьих, ШОС вместе с СНГ, ООН и ОДКБ должна сыграть решающую роль в стабилизации обстановки в Афганистане после 2014 г. [Министерство иностранных дел РФ, 2016].
Стратегическое значение ШОС, в соответствии с точкой зрения российских экспертов, заключается в том, чтобы вместе с ОДКБ создать дополнительный пояс безопасности вдоль российских границ [Bailes et al., 2007, p. 44].
Заключение
Мы пришли к выводу, что ООН, несмотря на различия ресурсов, возможностей и мандатов организаций, уделяет повышенное внимание стратегическому сотрудничеству с ОДКБ и ШОС, во многом в силу того, что в одиночку справиться с возрастающими и взаимозависимыми угрозами сложно. Наиболее часто в документах ООН упоминается ШОС, однако ОДКБ лидирует по количеству тематик. Ключевыми темами взаимодействия ООН с ОДКБ за 15 лет являются «Сотрудничество», «Терроризм» и «Предоставление статуса наблюдателя в Генассамблее ООН», с ШОС за 16 лет — темы «Терроризм», «Безопасность» и «Положение в Афганистане».
К числу основных механизмов взаимодействия ООН и ОДКБ относится проведение регулярных консультаций с участием генеральных секретарей ООН и ОДКБ посредством совместных форумов и форматов, включая ежегодные консультации между Генсеком ООН и руководителями региональных организаций; практика подготовки специальных подразделений для участия в миротворческих миссиях ООН, сотрудничество с агентствами ООН через заключение меморандумов с секретариатами. Среди ключевых схем сотрудничества ШОС с ООН можно отметить обмен информацией, совместную экспертную работу и проведение мероприятий (встречи, конференции, саммиты и др.), а также, как и в случае с ОДКБ, сотрудничество со специализированными структурами ООН путем заключения меморандумов с секретариатами, что, по мнению многих исследователей, является недостаточно эффективной формой сотрудничества. Кроме того, ОДКБ и ШОС принимают участие в заседаниях ГА ООН.
Россия активно участвует в деятельности ОДКБ и ШОС и заинтересована в укреплении и продвижении их стратегий с учетом целей и принципов ООН. Однако ОДКБ в большей степени отводится роль военно-политического звена в обеспечении безопасности, а ШОС — механизма регионального сотрудничества по различным направлениям, включая энергетику, экономику и гуманитарную сферу.
На фоне возрастающей роли регионализма в международных отношениях усиливается взаимосвязь глобальной и региональной систем безопасности, представленных ООН и ОДКБ с ШОС, несмотря на различия в интенсивности, динамике и механизмах взаимодействия между ними.
Источники
Ахметов Е.Б. (2012) Успехи ШОС и обеспечение региональной военно-политической безопасности: междисциплинарный подход // Вестник КазНУ. № 4 (60). С. 11—16.
Акулик А.К., Бобков В.А., Левяш И.Я. (2011) Беларусь в интеграционных проектах. Минск: Беларус-ская наука.
Воскресенский А.Д. (2012) Концепции регионализации, региональных подсистем, региональных комплексов и региональных трансформаций в современных международных отношениях // Сравнительная политика. № 2 (8). С. 30—58.
Гуанчэн С. (2002) Шанхайская организация сотрудничества в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом // Центральная Азия и Кавказ. № 4. С. 13—21.
Клевакина Е.В. (2013) Организация Договора о коллективной безопасности в контексте национальных интересов стран-участниц // Вестник международных организаций. Т. 2. № 8. С. 111—129.
Колдунова Е., Дас Кунду Н. (2014) Роль России в ШОС и Центральной Азии: вызовы и возможности. Режим доступа: http://vid-1.rian.ru/ig/valdai/SCO_rus.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
Лузянин С.Г. (2013) Шанхайская организация сотрудничества 2013—2015. Прогнозы, сценарии и возможности развития. М.: ИДВ РАН.
Лукин А.В. (2011) Шанхайская организация сотрудничества и российские интересы в Центральной Азии и Афганистане // Вестник МГИМО Университета. № 5. С. 37—47.
Министерство иностранных дел Российской Федерации (2016) Концепция внешней политики РФ от 2016 г. Режим доступа: http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2542248 (дата обращения: 13.12.2017).
Назарбаев Н.А. (2011) Евразийский союз: от идеи к истории будущего // Известия. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/504908 (дата обращения: 21.12.2017).
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (2002) Устав ОДКБ. Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124 (дата обращения: 11.12.2017).
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (2012) Договору о коллективной безопасности 20 лет. Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/media/buklet.pdf (дата обращения: 11.12.2017).
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (б. г.) Официальный сайт. Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=1672 (дата обращения: 05.06.2018).
Постоянное представительство РФ при ООН (2016) Выступление Постоянного представителя РФ при ООН В.И. Чуркина на заседании СБ ООН в 2016 г., посвященном сотрудничеству ООН с ОДКБ, СНГ и ШОС. Режим доступа: http://russiaun.ru/ru/news/sc_cprsb (дата обращения: 15.12.2017).
Президент России (2015) О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 05.06.2018).
РИА Новости (2016) В ОДКБ заявили о работе над созданием объединенной системы ПВО и ПРО. Режим доступа: https://ria.ru/defense_safety/20161207/1483060172.html (дата обращения: 12.12.2017).
Хачатуров Ю. (2017) ОДКБ — 15 лет вместе во имя безопасного мира и стабильного развития. ТАСС. Режим доступа: http://tass.ru/opinions/4276931 (дата обращения: 15.12.2017).
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) (2016) ООН и ШОС: совместное противодействие вызовам и угрозам. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20161123/156578.html (дата обращения: 20.12.2017).
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) (б. г.) Центральный интернет-портал ШОС. Режим доступа: http://infoshos.ru/ru/?id=51 (дата обращения: 11.12.2017).
Bailes A., Dunay P., Guang P., Troitsky M. (2007) Shanghai Cooperation Organization. Stockholm: SIPRI.
Holsti O., Hopmann T., Sullivan J. (1973) Unity and Disintegration in International Alliances: Comparative Studies. N. Y.: John Wiley & Sons.
Liska G. (1968) Nations in Alliance: The Limits of Interdependence. Baltimore: Johns Hopkins Press.
United Nations (UN) (2010) Cooperation Between the United Nations and the Collective Security Organization. UN General Assembly Resolution A/RES/65/122. Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/ search/view_doc.asp?symbol=A/RES/65/122 (дата обращения: 22.12.2017).
United Nations Bibliographic Information System (UNBISNET) (с. а.) Режим доступа: http://unbisnet. un.org:8080/ipac20/ipac.jsp?session=1509710750W7D.41888&profile=bib&lang=eng&logout=true&startov er=true (дата обращения: 04.12.2017).
Walt S.M. (1987) The Origin of Alliances. Ithaca/New York.
The Interconnection of Global and Regional Security Systems: the Case of the United Nations, the Collective Security Treaty Organization and the Shanghai Cooperation Organisation1
S. Bokeriya
Svetlana Bokeriya — PhD, Associate Professor, Department of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia; 10 Miklukho-Maklaya Str., Moscow, 117198, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Abstract
This article studies the interconnection of global and regional security systems using the example of the interaction of the United Nations (UN) with the Collective Security Treaty Organization (CSTO) and the Shanghai Cooperation Organisation (SCO). According to the author, their activity is underestimated. These organizations appeared in the wake of the emergence of a pool of regional associations of countries that have become involved in security and peacekeeping activities.
Both associations have a similar composition of members, were established after the collapse of the USSR, are observers in the UN, are engaged in security as one of their key activities, and have similar functions. The CSTO and the SCO prevented new conflicts from breaking out in the post-Soviet space by acting as stabilizing forces within the borders of their regions and the participating states.
This study's relevance is underscoredfirst, by the special role that regional organizations play in building and operating a global security system; second, by the lack of existing research focused on the interaction of the UN with the CSTO and the SCO; and third, by the need to improve the collective mechanisms for responding to new security threats which become intertwined with existing challenges.
The theory of military-political alliances provides the analytical basis of this research. The article uses quantitative and qualitative methods, including analysis of United Nations documents. The interconnection between the UN, SCO and CSTO is analyzed by counting the number of times the keywords "CSTO" and "SCO" appear in UN documents and defining the context of their use over a period of 15 (from 2002 to 2017) and 16 years (from 2001 to 2017) respectively. An extensive database of UN documents was available from the United Nations Bibliographic Information System (UNBIS-NET). Based on this analysis, an assessment is made of the contribution and interest of the Russian Federation as a leading player in international relations in the process of strengthening the interconnection of global and regional security systems.
Key words: UN; regional organizations; regionalization; CSTO; SCO; security; peacekeeping; military alliance
For citation: Bokeriya S. (2019) The Interconnection of Global and Regional Security Systems: the Case of the United Nations, the Collective Security Treaty Organization and the Shanghai Cooperation Organisation. International Organisations Research Journal, vol. 14, no 1, pp. 21—38 (in English). DOI: 10.17323/1996-78452019-01-02
References
Akhmetov Y.B. (2012) Uspehi ShOS i obespechenie regional'noj voenno-politicheskoj bezopasnosti: mezhdis-ciplinarnyj podhod [SCO and Ensuring Regional Military-Political Security: An Interdisciplinary Approach]. KazNU Bulletin, no 4 (60), pp. 11-16. (In Russian)
Akulik A.K., Bobkov V.A., Levjash I.Ja. (2011) Belarus' v integracionnyh proektah [Belarus in Integration Projects]. Minsk: Belarusian Science. (In Russian)
Bailes A., Dunay P., Guang P., Troitsky M. (2007) Shanghai Cooperation Organization. Stockholm: SIPRI.
1 The editorial board received the article in January 2018.
Collective Security Treaty Organization (CSTO) (2002) Charter. Available at: http://www.odkb-csto.org/doc-uments/detail.php?ELEMENT_ID=124 (accessed 11 December 2017). (In Russian)
Collective Security Treaty Organization (CSTO) (2012) Collective Security Treaty 20th Anniversary: 19922012. Available at: http://www.odkb-csto.org/media/buklet.pdf (accessed 11 December 2017). (In Russian)
Guanchjen S. (2002) Shanhajskaja organizacija sotrudnichestva v bor'be s terrorizmom, jekstremizmom i se-paratizmom [The SCO in Fighting Terrorism, Extremism and Separatism]. Central'naja Azija iKavkaz, no 4, pp. 13-21. (In Russian)
Hachaturov Ju. (2017) ODKB - 15 let vmeste vo imja bezopasnogo mira i stabil'nogo razvitija [The CSTO - 15 Years Together in the Name of a Secure Peace and Stable Development]. TASS. Available at: http://tass.ru/ opinions/4276931 (accessed 15 December 2017). (In Russian)
Holsti O., Hopmann T., Sullivan J. (1973) Unity and Disintegration in International Alliances: Comparative Studies. New York: John Wiley & Sons.
Klevakina E.V. (2013) Organizacija Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti v kontekste nacional'nyh interesov stran-uchastnic [Collective Security Treaty Organization in the Context of the National Interests of the Member-states]. Vestnikmezhdunarodnyh organizacij, no 2, vol. 8, pp. 111-129. (In Russian)
Koldunova E., Das Kundu N. (2014) Rol' Rossii v ShOS i Central'noj Azii: vyzovy i vozmozhnosti [The Role of Russia in the SCO and Central Asia: Challenges and Opportunities]. Valdai Discussion Club Grantees Report, December. Available at: http://vid-1.rian.ru/ig/valdai/SCO_rus.pdf (accessed 20 December 2017). (In Russian)
Kulik S.A., Nikitin A.I., Nikitina Ju.A., Jurgens I.Ju (ed.). (2011) ODKB: otvetstvennaja bezopasnost' [CSTO: Responsible Security]. Moscow: INSOR.
Liska G. (1968) Nations in Alliance: The Limits of Interdependence. Baltimore: Johns Hopkins Press.
Lukin A.V. (2011) Shanhajskaja organizacija sotrudnichestva i rossijskie interesy v Central'noj Azii i Afgani-stane [The Shanghai Cooperation Organization Politics in Central Asia and Afghanistan]. Vestnik MGIMO Universiteta, no 5, pp. 37-47. (In Russian)
Luzjanin S.G. (2013) Shanhajskaja organizacija sotrudnichestva 2013—2015: prognozy, scenarii i vozmozhnosti razvitija [Shanghai Cooperation Organization 2013-2015: Forecasts, Scenarios and Development Opportunities]. Institut Dal'nego Vostoka RAN. (In Russian)
Ministry of Foreign Affairs of Russia (2016) Koncepcija vneshnej politiki RF ot 2016 goda [Foreign Policy Concept of Russia, 2016]. Available at: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNon-kJE02Bw/content/id/2542248 (accessed 13 December 2017). (In Russian)
Nazarbaev N.A. (2011) Evrazijskij Sojuz: ot idei k istorii budushhego [Eurasian Union: From Idea to History of the Future]. Izvestija. Available at: http://izvestia.ru/news/504908 (accessed 21 December 2017). (In Russian)
Permanent Mission of the Russian Federation to the UN (2016) Speech by Vitaly Churkin, Permanent Representative of the Russian Federation to the UN, at a Meeting of the UN Security Council on UN Cooperation with the CSTO, SCO and CIS, 28 October. Available at: http://russiaun.ru/ru/news/sc_cprsb (accessed 15 December 2017). (In Russian)
President of Russia (2015) Russia's National Security Strategy. Available at: http://en.kremlin.ru/events/presi-dent/news/51129 (accessed 5 June 2018).
RIA Novosti (2016) V ODKB zajavili o rabote nad sozdaniem objedinennoj sistemy PVO i PRO [The CSTO Announced Work on the Creation of a Unified Air Defense and ABM]. RIA Novosti. Available at: https://ria. ru/defense_safety/20161207/1483060172.html (accessed 12 December 2017). (In Russian)
Shanghai Cooperation Organisation (SCO) (c. a.) Official Website. Available at: http://infoshos.ru/ru/?id=51 (accessed 5 June 2018). (In Russian)
Shanghai Cooperation Organisation (SCO) (2016) UN and SCO: Joint Counteraction to Challenges and Threats, 23 November. Available at: http://rus.sectsco.org/news/20161123/156578.html (accessed 20 December 2017). (In Russian)
Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii ot 2015 goda [Strategy of National Security of the Russian Federation, 2015]. Official Internet-portal of Law Information. Available at: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102385609 (accessed 5 June 2018). (In Russian)
United Nations (UN) (2010) Cooperation Between the United Nations and the Collective Security Organization. UN General Assembly Resolution A/RES/65/122. Available at: http://www.un.org/en/ga/search/view_ doc.asp?symbol=A/RES/65/122 (accessed 22 December 2017).
United Nations Bibliographic Information System (UNBISNET) (c. a.) Available at: http://unbisnet. un.org:8080/ipac20/ipac.jsp?session=1509710750W7D.41888&profile=bib&lang=eng&logout=true&startov er=true (accessed 4 December 2017).
Voskresenskij A.D. (2012) Koncepcii regionalizacii, regional'nyh podsistem, regional'nyh kompleksov i regional'nyh transformacij v sovremennyh mezhdunarodnyh otnoshenijah [Concepts of Regionalization, Regional Subsystems, Regional Complexes and Regional Transformations in Modern International Relations]. Sravnitel'najapolitika, no 2 (8), pp. 30—58. (In Russian)
Walt S.M. (1987) The Origin of Alliances. Ithaca/New York.